СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Телевидение в системе СМИ, его функции. Основные телевизионные жанры и профессии. Комментатор
1.1. Телевидение в системе СМИ, его функции
1.2. Основные телевизионные жанры и профессии. Комментатор
Выводы к главе
ГЛАВА 2. Комментатор на телевидении, журналист, аналитик, эксперт
2.1. Комментарий как один из аналитических жанров журналистики
2.2 Профессия комментатор. Качества, обеспечивающие успешность
2.3. Место аналитической деятельности и качеств эксперта в деятельности комментатора
2.4. Многогранная работа комментатора на примере Владимира Новицкого
Выводы к главе
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Журналистика актуализирует мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время. Журналистика входит в полисистемы средств массовой информации, то есть в многофункциональные институты общества, такие, как телевидение, радио, газетно-журнальный и телевизионный бизнес, интернет. С точки зрения общественных интересов, журналистика адаптирует часть научно-практического знания данных групп для восприятия массовым сознанием в целях принятия другими социальными группами моделей поведения, идеологии (культуры, морали, этики, эстетики) и способов развития. Сначала журналистика ограничивалась только печатными изданиями (газетно-журнальная журналистика), затем, с появлением новых средств массовой информации, распространилась на радио и телевидение.
Актуальность курсовой работы обусловлена широким распространением телевидения и появлением большого количества передач, освещающих события, которые без специальных знаний в определенной области не совсем понятны зрителю.
Цель исследования- через изучение деятельности комментатора определить основные характеристики его успешной деятельности с целью повышения качества телепередач.
Объект исследования – комментатор на телевидении.
Предмет исследования – деятельность комментатора.
Гипотеза исследования- привлечение к работе на телевидении высококвалифицированных кадров с целью комментирования освещаемого события будет положительно влиять на рейтинг телепередачи.
Задачи исследования:
1. Изучить понятия «телевидение» и определение его роли в системе СМИ;
2. Изучить основные телевизионные жанры и профессии;
3. Изучить профессию комментатора;
4. Изучить качества, являющиеся критериями успешности профессии;
5. Выявить место аналитической деятельности в профессии комментатора;
6. Выявить место экспертной деятельности в профессии комментатора;
ГЛАВА 1. Телевидение в системе СМИ, его функции. Основные телевизионные жанры и профессии
1.1. Телевидение в системе СМИ, его функции
Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации.
Во-первых, эта специфика заключается в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ.
Во-вторых, специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов.
В третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о
действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли
не самым уникальным свойством телевидения.
Именно от этих специфических свойств телевидения зависят, в свою
очередь, многие функциональные, структурные, выразительные,
эстетические особенности и возможности телевидения, занявшего по мере
развития и совершенствования своей технической базы особое место в
системе средств массовой коммуникации. Наличие возможностей
определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном
мире.
Информационная функция. Назначение всех средств массовой
информации - удовлетворение информационных потребностей человека,
общества, государства. Это относится и к телевидению, которое
отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее,
быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио
или печатные СМИ. Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в
современном мире стало нормой жизни. Отсюда проистекает тот факт, что
информационные программы являются опорными точками сетки вещания
любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в
интервалах между выпусками новостей. Особого рассмотрения требует
акцентированное обращение телеинформации к отклоняющимся от нормы
событиям: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным
катаклизмам и т.д Эту информативную функцию и выполняют телевизионные выпуски новостей.
Культурно-просветительская функция. Любая телепередача в какой-то
мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы
демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения,
степень грамотности и т.д. Все это влияет на зрительские установки и
напрямую, и как отрицательный пример. В большей степени эталонно
воспринимаются ведущие программ. Этот факт, кстати, был и остается
поводом для тревоги телевизионных критиков, так как появление
множества телеканалов разного уровня породило, в свою очередь, обилие
малокультурных и недостаточно грамотных ведущих.
Естественно, что культурно-просветительскую функцию ТВ выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов. Говоря о приобщении аудитории к искусству посредством телевидения, нельзя, конечно, не отметить некую
"неполноценность" такого знакомства с прекрасным, однако, следует
признать: для огромного множества людей это едва ли не единственная
возможность познакомиться с теми или иными произведениями искусства.
В культурно-просветительских программах очень часто присутствует
элемент дидактики, назидательности. Задача авторов - сделать его
ненавязчивым, предельно деликатным.
Интегративная функция. Все СМИ поддерживают нормальное
функционирование общества, на которое распространяется их
воздействие. Определенная общность людей, составляющих аудиторию
телевизионного СМИ, складывается уже из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу. Задача
телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем.
Усиление общих для аудитории ценностных установок (на
общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и
противодействие деструктивным в отношении общества тенденциям,
должны быть доминантой ТВ, как и любого другого СМИ. И в этом
смысле выполнение интегративной функции ТВ значительно усложняется
там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном,
конфессиональном отношении. Необходим также учет интересов
различных социальных и возрастных групп.
Социально-педагогическая или управленческая функция. Выполнение
этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему
воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с
соответствующим набором политических, моральных и духовных
ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на
аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы,
в которой действует данное телевизионное СМИ. Наиболее очевидно
управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных
и других общественно-политических программах.
Организаторская функция. Организаторская функция ТВ возникает в
том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной
общественной акции. Примером осуществления этой функции могут быть,
скажем, многочасовые телемарафоны с благотворительными целями.
Следует четко отличать ее от функции управленческой, где телевидение
служит скорее инструментом.
Образовательная функция. К собственно журналистике отношения эта
функция практически не имеет. Под образовательной функцией ТВ
понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то
или иное образование.
Рекреативная функция. Также мало связана с журналистикой. Рекреация
- это отдых, расслабление, восстановление сил. Журналисты могут
принимать участие в создании развлекательных программ рекреативной
направленности в качестве редакторов, ведущих.
1.2 Основные телевизионные жанры и профессии
Обычно журналистскую деятельность подразделяют на три основных вида- это информация, аналитика, публицистика. Каждый их них
подразделяется на подвиды, которые и принято считать жанрами
журналистики. Жанр - это исторически определившийся тип
отображения реальной действительности, обладающий набором
относительно устойчивых признаков. Понятие того или иного жанра
формировалось многие годы, менялась жизнь, какие-то явления ее
исчезали, становились достоянием истории, возникали новые, однако,
каждое новое явление, будучи принципиально иным по содержанию,
сохраняло прежнюю форму. Это же относится и к жанровым формам,
основанным на общности функций каждой из них, независимо от
конкретного наполнения.
Телевидение восприняло в основном функции, методы и формы своих
предшественников по массовой коммуникации - печати и радио. И точно
так же, как печать и радио, телевидение во всем богатстве и разнообразии
его продукции, можно классифицировать по ряду устоявшихся
формальных признаков, разделить по принадлежности к тому или иному
жанру. Теория жанров постоянно находится в развитии, видоизменяясь,
происходит становление, развитие новых и отмирание старых жанров,
впрочем, это не означает, что жанровое деление творчества
тележурналиста есть бессмысленное теоретизирование. В адекватном
понимании природы того или иного жанра заложен потенциал реализации
творческого развития. Понимание же неразрывно связано со знанием.
Жанр - категория общественно-историческая. Поэтому, например, в
ситуации ограничения свободы слова и печати происходит всплеск в
развитии жанров аналитических и даже дидактических, напротив,
расширение информационных свобод влечет за собой развитие
информационных жанров, потребитель информации уже не нуждается в
назиданиях, а стремится сам оценивать и анализировать факты.
При всей динамике и диалектичности понятия жанра, существует, тем не
менее, ряд довольно-таки устоявшихся форм, в развитии которых на
протяжении продолжительного времени сохраняются сущностные
признаки. Так, к жанрам информационной журналистики принято
относить репортаж, заметку (сюжет), выступление, интервью; к жанрам
аналитическим - беседу, комментарий, обозрение; к жанрам
художественной публицистики - зарисовку, очерк, эссе.
Исходя из темы работы рассмотрим комментарий, как аналитический жанр, подробнее. Понятие комментария происходит от
латинского commentarius - толкование и полностью этому соответствует.
Комментарий относится к аналитической публицистике, поскольку его
целью является не простое информирование зрителя о тех или иных
событиях, а выявление и разъяснение причинно-следственных связей
внутри события или между событиями, прогнозирование. Основой
комментария как жанра является откровенная авторская оценка, авторский
анализ фактов. Обозрение один из самых устойчивых и традиционных
жанров тележурналистики. Как правило, обозрение строго фактологично,
причем, факты отобраны и сгруппированы в соответствии с определенной
авторской концепцией. Кроме того, обозреватель рассматривает факты в
их взаимодействии, вскрывает взаимосвязь фактов, выделяет общее и
делает свои выводы. Обозрение обычно шире, чем комментарий, который
может рассматривать один факт или событие. Обозрение чаще всего
ограничивается хронологическими или тематическими рамками.
Журналистика - это синтез общественно-политической деятельности и
творчества, предполагающий необходимый уровень профессионального
мастерства. Первое определяет выбор проблем и тем, понимание
социальной значимости журналистского материала и уровень
ответственности за возможные социальные последствия. Это как бы суть,
содержание профессии. Второе влияет на форму ее реализации - выбор
жанра и необходимых изобразительно-выразительных инструментов. Как
и в любом другом явлении, содержание и форма диалектически
неразрывны. Беспредельно гениальная идея может потерпеть крах, если ее
автор не владеет формальной стороной профессии, и, наоборот,
безупречное владение техникой профессии вряд ли спасет проект,
бедный в творческом плане. К основным профессиям на телевидении относятся: редактор, продюсер, корреспондент, комментатор и обозреватель, диктор и ведущий новостей, шоумен.
"Факт священен, комментарий свободен", - так звучит один из главных законов западной журналистики. Событие неприкосновенно - это догма из тех, с которыми не спорят. Комментарий - это точка зрения на факт, событие, процесс. В роли комментатора выступает, как правило, журналист, имеющий достаточный опыт, владеющий историей вопроса, являющийся специалистом по данной тематике, имеющий, таким образом, моральное право выступать с оценками и прогнозами. Его функция - разъяснить зрителям сложный вопрос, показать его в контексте, изложить существующие точки зрения, аргументировав при необходимости свою и подвергнув аргументированной же критике все иные. В качестве комментатора не всегда обязательно выступает профессиональный журналист. Возможно и приглашение для комментирования кого-то из специалистов, не работающих на телевидении. Правда, при этом автор или продюсер программы должны учитывать способности этого человека: мало того, что он специалист по проблеме, приглашенный в качестве комментатора должен еще и иметь ряд качеств, позволяющих ему выступать в эфире (например, необходима дикция; даже если содержание комментария будет исключительно интересным, неразборчивая речь может свести на нет
зрительский интерес, и результат окажется равен нулю. В этом случае
лучше использовать данного специалиста в качестве консультанта до
эфира, а профессиональному журналисту-комментатору использовать
информацию специалиста, по возможности сославшись на его авторитет).
Подбирая участника передачи необходимо помнить о так называемом
"чувстве камеры" - умении человека общаться с невидимой для него
аудиторией. Несмотря на право комментатора иметь свою точку зрения,
необходимо помнить: помимо логики и темперамента, аудиторию всегда
убеждает еще и определенная дистанцированность комментатора по
отношению к материалу передачи. Исключением могут быть рассуждения
или выводы, связанные, например, с общечеловеческими моральными
ценностями. Отсутствие личных эмоций и точки зрения по поводу действий маньяка, совершившего ряд страшных преступлений, вряд ли
будет оценено по достоинству аудиторией, в этом и ему подобных
случаях следует вспомнить о таком качестве телеинформации как
персонификация.
Важным элементом работы комментатора, длительное время (в отличие от репортера) находящегося в кадре, является "чувство камеры", уже
упоминавшееся выше. Один из признаков профессионализма в этом плане
- умение видеть вместо камеры живого человека, вместо объектива - глаза
внимательного слушателя, собеседника, обращаться к этому человеку, а
не в пустоту, представляя за ней абстрактную миллионную аудиторию.
(Некоторым журналистам удается представить в роли этого "живого
человека" оператора, находящегося за камерой. Другие представляют его
более абстрактно, это уже кому что удается). Работа комментатора и
обозревателя имеет много общего. Прежде всего, это право и
необходимость донести до аудитории взгляды, мнения, суждения, оценки.
Выводы по главе
Телевидение занимает главенствующее место в системе СМИ. Благодаря своей специфичности: способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика и экранность, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком, оно получило широкое распространение во всем мире и продолжает развиваться. Огромное количество аудитории предъявляет к телевизионным передачам высокие требования и заставляет повышать как качество самого передаваемого сигнала, так и мастерство работников, так или иначе задействованных в съемках.
На телевидении задействованы люди разных профессий, одной из которых является комментатор. Понятие комментария происходит от
латинского commentarius - толкование и полностью этому соответствует.
Высокие требования к телевизионных профессиям заставляют повышать уровень профессионализма комментаторов. Комментатор – специалист в определенной области. Не каждый телевизионный канал может позволить себе содержать собственного комментатора, поэтому часто их приглашают со стороны.
ГЛАВА 2. Комментатор на телевидении, журналист, аналитик, эксперт.
2.1. Комментарий как один из аналитических жанров журналистики.
Комментарий – одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа и т. п.
Телевизионный комментарий – это чаще всего разновидность выступления в кадре. Впрочем, все шире используется закадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами.
Комментарий относится к аналитической публицистике потому, что при достаточно широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает, прежде всего, причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ.
Как и другие жанры, комментарий может быть органичной составной частью другой жанровой формы. Например, на пресс-конференциях часто звучит вопрос: «Как вы можете прокомментировать происшедшее событие?» Подобная постановка вопроса возможна и в развернутом интервью с политическим, общественным деятелем, специалистом в той или иной области знаний. Каждый из этих ответов, как правило, представляет собой мини-комментарий, а иногда и вполне развернутое комментаторское выступление. И здесь успех зависит от глубины анализа, широты обобщений, объективности в оценке общественно-значимых событий, фактов.
В целом репортеры всех СМИ занимаются одним и тем же – берут информацию в различных источниках, в основном, у экспертов, специалистов в своих областях деятельности, проверяют надежность фактов, ищут, если надо, доказательства, а потом всё рассказывают широким массам доступным языком. Если корреспондент исследует проблему, то он опять же спрашивает о ней мнение сведущих людей с разными точками зрения, и подает зрителю. Собственных комментариев современный журналист избегает, работая с сухими фактами. Уходят в прошлое профессиональные фельетонисты и прочие публицисты, передававшие факты сквозь призму своей личной критики. Сегодня журналист высказывает свое мнение в СМИ, только если он настолько именит, что стал политической или общественной фигурой, то есть уже вышел за рамки профессии. Именно такими людьми и являются комментаторы, их приглашают для освещения какого-либо события как раз потому, что мнение этих людей по достоинству считается компетентным и воспринимается с уважением широкими массами.
Если обратить внимание на функции журналиста, в частности: должен уметь разрабатывать и писать материалы новостей или тематические материалы в законченной форме, чтобы не требовалась дополнительная литературная обработка или дополнительный материал в большой объеме; журналист собирает информацию и пишет материалы новостей или тематические материалы по своей специализации; материалы новостей, которые он предоставляет, должны быть подлинными, основанными на фактах, полными и непротиворечивыми; журналист осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами журналистской этики; является основным, но не единственным должностным лицом, несущим ответственность за достоверность фактов, правильность содержания и стиля новостей. Все эти функции присущи и комментатору на ТВ, так как он также является журналистом, правильнее будет сказать обозревателем, только его тексты доводятся до аудитории не в письменной, а в устной форме.
2.2 Профессия комментатор. Качества, обеспечивающие успешность в профессии.
Комментатор — должность в средствах массовой информации. Человек на этой должности является автором комментариев в отношении какой-нибудь конкретной сферы событий (например, общественной, политической, спортивной). В подразделении редакторов должность комментатора обычно отдают профессиональному журналисту, для которого соответствующая сфера является областью специализации. Порой функции комментатора исполняют обозреватели. Часто для комментариев приглашают внештатных специалистов их соответствующей сферы деятельности.
Спортивные комментаторы часто работают вдвоём. Особенно это важно для тех видов спорта, где по ходу трансляции возникает мало зрелищных событий и комментаторы вынуждены рассказывать вещи, напрямую не относящиеся к происходящему на экране: историю, новости и т. д.
Должен знать: требования к художественному и информационному уровню телевизионных и радиопередач, важнейшие общественно-политические события, достижения науки, культуры, экономики в стране и мире, технические средства и технологию создания телевизионных и радиопередач, принципы литературного редактирования, основы авторского права.
Необходимыми качествами, обеспечивающими успешность в профессии являются высокий уровень общей культуры, развитые коммуникативные умения, специальные способности, мобильность, оперативность, собранность, наблюдательность, умение быстро адаптироваться в новых условиях, легко вступать в контакт, расположить к себе и развить разговор с собеседником, эрудиция, правильная литературная речь, хорошая дикция, сообразительность, умение ясно излагать мысли и точно формулировать вопросы и приятная внешность.
Комментатор должен иметь образование в области журналистики, филологии, педагогики, культуры и искусства, спорта, кино и телевидения, других гуманитарных и социально-экономических наук и опыта работы в средствах массовой информации.
Считается, что комментарий должен облегчить слушателю формирование собственного мнения. И поскольку в аналитических передачах должны найти отражение все основные политические направления страны, задача редакции состоит в том, чтобы «предоставить слово комментаторам, придерживающимся различных точек зрения». Аудиторию убеждает логика, темперамент, некоторая дистанция по отношению к материалу (невовлеченность в конфликт), за исключением общедемократических ценностей, связи политики с моралью. Безусловно, комментарий должен апеллировать к рассудку и благоразумию, а не разжигать эмоции. Что касается актерских данных, комментатору они нужны не в меньшей, а, пожалуй, в большей степени, чем репортеру: ведь личность комментатора, весь его облик на протяжении всего выступления (3-5 минут и больше) служат важнейшим элементом аудиовизуального сообщения и могут либо усилить впечатление от произносимых слов, либо, наоборот, перечеркнуть весь эффект.
2.3. Место аналитической деятельности и качеств эксперта в деятельности комментатора.
Вначале рассмотрим основные требования, предъявляемые к профессии аналитика: аналитик должен в совершенстве знать принципы функционирования экономических и социальных процессов, владеть навыками пользования компьютером и специализированными программами для обработки статистических данных, также необходимо в совершенстве знать математику, уметь делать правильные выводы и строить предположения. Также необходимо знание правил работы со статистической информацией; проведение различных типов анализов; прогнозирование развития отрасли, сферы, бизнес-процесса; владение специализированным программным обеспечением; умение работать с электронными базами данных.
Только аналитический комментарий может представить аудитории факты в их причинно-следственной взаимосвязи, дать им развернутую трактовку, оценку, обосновать прогноз дальнейшего развития, план действий, связанный с той или иной ситуацией. Именно поэтому, подтверждая то или иное значение имеющейся информации ориентированной и влияющей на социальную аудиторию, все же следует признать, что аналитика в данном отношении играет не последнюю роль.
Предметом анализа выступают актуальные общественные явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы общественного развития. Для аналитики характерно обращение к вопросам выбора эффективных путей развития общества; выяснение причин, условий развития событий и изменения ситуаций, оснований, мотивов, интересов, намерений.
Все сферы деятельности, в функционировании которых участвуют аналитики, могут быть освещены в телевидении. Это могут быть как самые простые сюжеты, понятные каждому зрителю, так и темы, в которых большинство людей не имеют достаточной квалификации. Именно для этих целей при показе определенных сюжетов на телепередачу приглашаются комментаторы, аналитики в данной области, помимо пояснений текущего сюжета, комментатор-аналитик может высказывать свои предположения и прогнозы, подкрепленные его специальными и полными знаниями, позволяющими предоставлять верную информацию. Т.е. комментатор, как и аналитик в любой другой области, должен свободно владеть необходимым объемом информации по теме освещаемого события, уметь выделить из целого основополагающие частности, которые в дальнейшем приведут к обоснованным и осмысленным выводам. Данное действие просто невозможно квалифицированно выполнить не являясь экспертом в определенной области.
Экспе́рт (от лат. expertus — опытный) — специалист, приглашаемый или нанимаемый за вознаграждение, для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми, менее компетентными в этой области.
Иногда приходится спорить, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Но когда твой собеседник всё равно остаётся непреклонным, можно обратиться к эксперту в поисках правды. Эксперт — это специалист, который разбирается в каком-либо вопросе и может дать квалифицированную оценку ситуации, рассматриваемому вопросу. К нему обращаются менее компетентные люди, которым требуется заключение представителя этой профессии. Особенно востребованы эксперты в юридической сфере. Такой специалист также может работать в СМИ, науке, искусстве и других сферах. Эксперт должен обладать специальными знаниями в какой-либо сфере, которые подтверждаются его опытом и местом работы. Он должен соблюдать этические нормы, выступая в роли независимого специалиста. Специалист должен быть внимателен, терпелив, иметь аналитический склад ума. Благодаря экспертам многие вопросы решаются мирно, то есть он берёт на себя ответственность за написанное или сказанное заключение.
Считается, что эксперт – это человек, безупречно разбирающийся в своем деле или даже сфере, которой сам напрямую не занят, но изучению которой посвятил много времени и сил. И его задача – проанализировать свой предмет, рассказать о нем и дать рекомендации, что следует улучшить. Выбранная им отрасль может быть как очень узкой, так и крайне широкой. Однако в любом случае эксперт понимает, что представляет собой история того предмета, которым он занимается, каково положение дел сейчас, в чем есть проблемы и какие пути их решения можно предложить. Он разбирается не только в фактах, но и в структурной стороне дела. При этом – внимателен к деталям: знает, например, ведущих специалистов в своей области, причем и российских, и зарубежных. Позиция эксперта должна быть предельно беспристрастной, объективной, но поскольку итогом и результатом работы эксперта является составление мнения, то это мнение как раз может быть оспорено. Да, есть сферы, в которых доказательствами являются факты, – в особенности это касается области права, медицины или, например, математики. Однако чем сложнее отрасль, тем больше мнений по поводу нее может складываться, когда рассматриваешь ее глубоко.
Эксперт должен уметь анализировать ситуацию глубоко и точно – однако он не является ученым. Во-первых, даже если тема экспертизы не связана с прагматической деятельностью, эксперт всё же является не теоретиком, а практиком. Если ученый работает над приращением научного знания, то эксперт занимается выяснением обстоятельств дела и формированием прикладных рекомендаций. Теория может служить частью обоснования для его мнения, некоторой доказательной базой – но в итоге не должно получиться новой теории, если только она не оказывается частью системы действий предмета экспертизы. Эксперты в чем-то оправдывают существование ученых в публичном пространстве. Именно мнение разных экспертов может свидетельствовать, обманщик ли ученый – или он занимается наукой всерьез. Такая информация может быть предана гласности внутри самого научного сообщества – а может стать достоянием широкой общественности. И в этом также проявляется еще одно различие: если ученый может проводить исследование только по объективным фактам, истории и – отчасти – по современным предпосылкам, то эксперт обязан принимать во внимание всё положение дел полностью. Третье различие заключается в том, что эксперт не может выдавать неопределенного мнения – тогда как для научной работы результатом нередко является не решение вопроса, а его уточнение или постановка нового вопроса. И это естественно для поля науки, поскольку ясно, что после одного ученого придет другой, который сможет продолжить дело первого и искать истину. А эксперт не может позволить себе такой роскоши передачи функций. Если над какой-то темой работает группа экспертов, то внутри своего коллектива они, конечно, могут терзаться сомнениями – но в конце концов их деятельность обязана эти сомнения разрешить. Даже если они понимают, что другая группа экспертов, предшествующая или будущая, выдаст скорее всего другой результат.
Однако это вовсе не означает, что мнение эксперта может оказаться произвольным. Напротив, как раз и произвольность суждений, и ангажированность говорят о том, что перед нами обыватель, а не специалист.
Кроме того, будучи практикующим профессионалом, эксперт сам оказывается заинтересованным лицом. А его комментарии на телевидении будут услышаны большим количеством зрителей, нужно помнить о заинтересованности некоторых из них. Если зайдет речь о конкурентах, то едва ли он будет объективен в своих суждениях. Другое дело, что и внутри предприятий есть эксперты, которые, будучи заняты определенной работой, при этом достаточно компетентны, чтобы высказываться и о своей компании, и о состоянии отрасли в целом, комментировать события, важные для того, чем они занимаются, формировать определенный образ себя и своей организации. Такой эксперт чаще появляется в публичном поле. И тогда ему приходится уже конкурировать с другими специалистами, которые высказываются здесь же. Кстати, не всегда публичность – это благо. Нередко деятельность эксперта может быть воспринята негативно. Например, если в ходе исследования он обнаружит, что те же йогурты, игрушки или одежда производятся из некачественного сырья и могут быть скорее вредны, чем полезны, едва ли это понравится инспектируемой компании.
Конечно, никакое поверхностное изучение не заменит специального образования, а также практики. Эксперт должен понимать специфику работы изнутри, ведь большая ее часть никогда не попадает в зону публичного внимания. Параллельно нужно учиться говорить, причем говорить не столько ярко, сколько логично и убедительно. Вы ведь готовитесь стать не писателем или журналистом, а человеком, который даже в форме сухого отчета способен передать важную и полезную информацию. А если в дальнейшем речь зайдет о публичном представлении своего мнения, тогда уже необходимо изучать приемы риторики, следить за тем, как вы строите свою речь.
Напоследок необходимо сказать и о том, в чем работа эксперта может оказаться несовершенной. Большинство экспертов недостаточно компетентны – и с точки зрения ученого, и с точки зрения специалиста. Это связано с тем, что эксперт оказывается всегда на грани двух миров: внутреннего мира той сферы, с которой он работает, – и внешнего мира, где он и выражает свое мнение. Не владея полнотой информации, он должен давать правильные советы. Такая необходимость быть конкретным заставляет его упрощать многие вопросы и делать однозначные выводы. Ориентированность на то, чтобы быть понятым, развивает в эксперте качества демагога и пустослова. Обязанность быть в поле дискуссии с другими экспертами явно не способствует внутренним сомнениям и развитию толерантности. Возможность влиять на решения порождает самоуверенность, которая может оказаться совсем необоснованной.
2.4. Многогранная работа комментатора на примере Владимира Новицкого.
Чапек К. сказал: "Критиковать - значит доказывать автору, что он сделал не так, как сделал бы я, если б умел". Большое количество нареканий звучит в адрес белорусских спортивных комментаторов. Следующий день после трансляций матчей Лиги чемпионов неизменно начинается не только с обсуждений непосредственно поединков, едва ли не с большим удовольствием обсуждаются комментаторские ляпы, проколы, оговорки . Кому-то не по душе тембр голоса, кого-то выводит излишняя экспрессивность или, наоборот, флегматичность.
Комментатор - профессия в некотором роде уникальная. Далеко не каждый человек, пусть даже прекрасно владеющий темой, разбирающийся в спорте и знающий его нюансы, сможет сесть к микрофону и доступно обо всем этом рассказать. Выдерживая при этом стиль и пытаясь угодить разношерстной массе болельщиков-телезрителей.
Рассмотрим данную проблему подробнее на примере становления известного спортивного комментатора Владимира Новицкого.
Новицкий Владимир Николаевич после окончания Политехнического института написал письмо в редакцию спортивных программ Белорусского телевидения и был услышан. В нем делился своими соображениями по улучшению спортивных программ, за которыми следил постоянно. Главный редактор Владимир Борисович Шпитальников отнесся к предложениям заинтересованно. Новицкого пригласили на собеседование, по окончании которого он был принят на работу. Тогда выходил радиожурнал “Спортивная орбита”. Стали давать различные задания: подготовить репортаж, очерк и так далее. Владимиру пришлось быстро познакомиться со многими людьми из мира спорта. В таком режиме проработал несколько месяцев, а однажды Новицкий узнал, что на телевидении есть вакансия старшего администратора главной редакции информации. При громком названии должность была трудная и ответственная: забрать с вокзала пленку, отнести эскиз заставки художникам и все в таком роде. Уже тогда Владимиру довелось работать в студии, правда, в весьма оригинальной роли. Например, менять заставки. Это сейчас студии оборудованы компьютерами, а в те времена “задники” менялись вручную.
За полгода такой работы будущий комментатор почерпнул много полезного, вник в тонкости технологического процесса, понял, что собой представляет телевидение. Новицкий поступил на заочное отделение журфака, которое окончил с красным дипломом. После представился шанс появиться в эфире: в спортивной редакции освободилась вакансия редактора. А осенью 81-го провел первый репортаж. Цитата Владимира Новицкого, касательно его первого репортажа: «Меня и так не причислишь к молчунам, но в тот вечер был говорлив даже сверх всякой меры. Хотелось одним махом выпалить сразу все что знаю не только о наших игроках, но и о гостях. В этом здорово помогала Ленинская библиотека, которую посещал постоянно. Туда приходили газеты ЦК компартий союзных республик, где были и спортивные разделы. Вот за этим эксклюзивом и гонялся. Хотелось сообщить что-то новое, недоступное широким массам.»
С тех самых пор и по сей день Владимир Новицкий продолжает комментировать спортивные соревнования, применяя все свои способности в аналитике и журналистике, а также используя глубокие знания по отдельным видам спорта на практике.
На этом примере бесспорно становится понятно: чтобы стать комментатором, необходимо сначала получить соответствующее образование и добиться данной должности, заслужить ее, что не делается одномоментно. Комментатор Владимир Новицкий прошел долгий путь от выпускника журфака и журналиста, к известному комментатору и заслуженному деятелю культуры. А постоянное общение с известными спортивными фигурами, обращение в спортивной среде, изучение новой информации и аналитические способности позволяют ему актуально, обоснованно и интересно освещать спортивные события.
Выводы по главе
Любой хороший эксперт является и аналитиком в определенной области. Только со стороны кажется, что всё ясно: есть, например, закон, есть правонарушение, преступник и санкции. И вроде бы эксперту всего лишь нужно проанализировать то, что он видит, и дать некоторое суждение. Если он сам не вовлечен в процесс, то кажется, что получится это совсем легко, ведь у такого человека нет собственной прямой заинтересованности. Но в чем-то его работа даже сложнее, чем деятельность аудитора, проверяющего экономическое состояние предприятия. Ведь эксперту приходится работать с множеством субъективных факторов, случайностей и неуловимых (на первый взгляд) закономерностей. А позднее, когда всё это будет проанализировано, необходимо облечь аналитический материал в слова или отчеты – и осознать, что ваше мнение может стать основанием для принятия решения. Это огромная ответственность. Если эксперт – человек публичный, его вердикт может быть озвучен в СМИ. Да даже и на уровне предприятия дополнительная нагрузка связана просто с тем, что необходимо облечь свои выводы в убедительную и логичную речь. Эксперт не вправе позволить себе домыслов и догадок – иначе ему просто не поверят. Поскольку обывательское стороннее мнение могут высказать очень многие, эксперт обязан объяснить, чем его позиция отличается от банального здравого смысла. При этом здравый смысл также должен присутствовать в его работе: как на уровне предпосылки суждения, так и в плане самих выводов. Но должно быть и что-то большее – почти научная глубина подхода.
Заключение
Экономическое и социокультурное развитие общества порождает возникновение огромного количества различных отраслей и связанных с ними информацией. Некоторые области настолько специфичны, что простой человек, даже при имеющемся желании не сможет вникнуть в суть проблемы. Все мировые события освещаются в телевизионных передачах. Во многих из них для внесения ясности приглашаются комментаторы – эксперты и аналитики в освещаемой области, способные давать квалифицированные пояснения процессу. Не каждый эксперт является журналистом. Не в смысле имеет профессию журналиста, в смысле обладает качествами, присущими журналисту. Для участия в съемках телевизионной передачи в качестве комментатора человек, помимо внешних качеств, должен являться специалистом-экспертом в комментируемой области, должен свободно владеть необходимой информацией и уметь излагать ее в определенной манере, в которой имеет значение не только дикция комментатора, но и простота изложения.
Комментарии – необходимая часть любой телепередачи. Они придают ей наглядность и повышают качество доносимой информации. Однако необходимо помнить, что они субъективны, то есть исходят от определенного человека, и то, как он их преподносит, влияет на зрительское восприятие проблемы. Поэтому для комментирования любой информации надо приглашать экспертов в определенной, интересующей нас области, который также должен обладать качествами журналиста.
Список использованной литературы
1. Аникина, М.Е. Местная газета. Модели и типажи: учебное пособие для студентов вузов/ М.Е. Аникина, В.В.Баранов, О.А.Воронова; под ред. М.В.Шкондина, Л.Л.Реснянской – Москва: Аспект Пресс, 2007. – 413 с.
2. Чикатуева, Л. А. Игровые методики преподавания журналистики в студенческих и профессиональных журналистских группах. Современное журналистское образование: синтез теории и практики./ Л. А Чикатуева.– Москва: МедиаМир, 2010. – 265 с.
3. Воронова, О.А. Методика типологического анализа периодической печати/ О.А Воронова, Л.Л.Реснянская, И.А.Руденко; под ред. О.А.Вороновой– Москва : МГУ, факультет журналистики, 1995. – С.165-183.
4. Шилов, А.С. Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики». Часть 2. Система и организация функционирования средств массовой информации/ А.С. Шилов, О.А.Воронова, Л.Г. Свитич; под ред. А.С. Шилова – Москва: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – С. 154-162.
5. Трыков, В. П. Античная протожурналистика/ В. П. Трыков. - Минск: Энциклопедикс, 2003. – 168 с.
6. Трыков, В. П. Курс «История журналистики» в структуре филологического образования: знание, понимание, умение / В. П. Трыков. - Минск: Энциклопедикс, 2005. — С. 197—199.
7. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: учебник для студентов вузов / С. Г. Корконосенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект пресс, 2006. – С. 143-156.
8. Свитич, Л. Г. Введение в специальность. Профессия - журналист: учебное пособие для студентов вузов / Л. Г. Свитич. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2010. – С. 35-46.
9. Азарин, В. От замысла до экрана/ В. Азарин. - М.: Наука, 1992. – С. 62–93.
10. Андроников, И. Слово написанное и сказанное: Соч. в 2 т.: т. 2/ И. Андроников. - Минск, 1975. – С. 235-238.
11. Андроников, И. А теперь об этом/ И. Андроников. - Минск, 1985. – С. 86-91.
12. Голдовская, М. Творчество и техника/ М. Голдовская. - Москва: Аспект Пресс, 1986. – С.123-130.
13. Голядкин, Н. ТВ-информация в США/ Н. Голядкин. - Минск: Дикта, 1995. – 183 с.
14. Караулов, А. Вокруг Кремля. Диалоги: В 2 т.: 1 т./ А. Караулов. - Москва, 1993. – С. 14-25.
15. Кузнецов, Г. ТВ-журналист/ Г. Кузнецов. - Минск: ТетраСистемс, 2004. – 495 с.
16. Кузнецов Г. Журналист на экране/Г. Кузнецов. - Минск: ТетраСистемс, 2008. – 309 с.
17. Дубовик, С.В. Справочник журналиста / С.В. Дубовик. - Минск: изд. центр БГУ, 2006. – С. 23-34.
18. Ананич, Л.С., Воробьёв В.П. Информационное пространство Беларуси / Л.С. Ананич, В.П. Воробьёв. - Минск: МФЦП, 2003. – 239 с.
19. Грабельников, А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: итоги и перспективы / А.А. Грабельников. - Москва, 2001. – 210 с.
20. Вартанова, Е. Медиаэкономика зарубежных стран / Е. Вартанова. - Москва: Аспект Пресс, 2003. – С.165-169.
21. Юровский, А.Я., Телевизионная журналистика: учебник/ Под ред.А.Я.Юровского. - М.:изд-во МГУ, 1994. - 160 с.
22. Муратов, С. ТВ – эволюция нетерпимости/ С. Муратов. – Москва, 2000. – С. 230-239.
23. Саппак, В. Телевидение и мы/ В. Саппак. - Москва, 1988. – С.232-240.
24. Синицын, Е. Я веду репортаж/ Е. Синицын. - Минск: Амалфея, 2000. – 171 с.
25. Летунов, Ю. Время, люди, микрофон/ Ю. Летунов.- Минск: Юнипак, 2004. – 202 с.
26. Луньков, Д. Наедине с современником/ Д. Луньков. - Минск: Дикта, 2004. – 59 с.
27. Льюис, Б. Диктор телевидения/ Б. Льюис – Москва: АСТ-пресс, 1999. – С. 178-185.