Реферат по предмету "Политология"


Внешнеполитическая стратегия Пакистана на Ближнем Востоке

РЕФЕРАТ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПАКИСТАНА НАБЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Пакистан поддерживает активные контакты по многимнаправлениям с большинством арабских стран, включая государства Северной Африки(в первую очередь Египет и Ливию). Наибольшее же развитие получили отношенияПакистана с монархиями Персидского залива. Всего 300 км морской поверхностиотделяют Аравийский полуостров и пакистанскую провинцию Белуджистан,контролирующую дальние подступы к Ормузскому проливу. Сопредельность в общемгеополитическом ареале расширяет сферу сопряжения интересов Пакистана иарабских государств Залива. Исламабад рассматривает многоплановоесотрудничество с арабскими монархиями как возможность укрепитьвнешнеполитическое положение Пакистана, осложненное почти перманентнойнапряженностью отношений с Индией. Важным фактором, определяющим курсИсламабада на тесные контакты с арабскими соседями, в особенности с СаудовскойАравией, является ислам, играющий огромную роль во внутриполитической жизниПакистана.
Пакистан имеет весомые экономические интересы врайоне Персидского залива. Ввиду острой нехватки собственных ресурсовуглеводородного сырья ¾ объема потребляемого в Пакистане жидкого топливаобеспечивается за счет импорта; при этом до 90% ввозимых нефти и продуктов еепереработки поставляют Саудовская Аравия и Кувейт1. Располагаяограниченным экспортным потенциалом, Пакистан заинтересован в рынках арабскихгосударств, поставляя в район Залива сельскохозяйственную продукцию (рис, овощии фрукты, мясо и т.д.), изделия легкой и кустарной промышленности, строительныематериалы и другие товары.
Дефицит в торговле Пакистана со странами Заливачастично компенсируется финансовыми вливаниями по различным каналам и торговымильготами, предоставляемыми арабскими партнерами. Существенное значение дляпополнения валютных резервов Пакистана имеют денежные переводы на родину сотентысяч пакистанских мигрантов, находящихся на заработках в странах Залива2.
Важная составляющая отношений Пакистана смонархиями Персидского залива – сотрудничество в военно-политической сфере,имеющее давние традиции. До начала 90-х годов правители Саудовской Аравии иэмиратов широко привлекали пакистанский военный персонал на службу в целяхобеспечения внутриполитической стабильности и внешней безопасности своихгосударств, в том числе осуществлялось привлечение пакистанских воинскихконтингентов на основе межправительственных соглашений. Хотя впоследствии такаяпрактика изжила себя, многие монархии региона широко пользуются услугамипакистанских военнослужащих-контрактников в обслуживании технических родоввойск, в особенности военно-воздушных сил.
В фокусе внимания правителей арабских государствнаходится ядерная программа Пакистана. Когда Индия произвела взрывы ядерныхустройств 11 мая 1998 г., Пакистан не сразу осуществил ответные ядерные испытания.На протяжении последующих двух недель Исламабад испытывал сильное давление состороны властей США, стран Европейского Союза, Японии, других государств,пытавшихся удержать его от аналогичных шагов. Однако не только это былопричиной оттягивания ядерных взрывов Исламабадом. По сведениям, опубликованнымв пакистанских средствах массовой информации много позже, находившееся тогда увласти правительство Н.Шарифа вступило в контакт с высшим руководствомнескольких арабских государств Залива. Ознакомившись с подготовленнымиИсламабадом расчетами, касающимися негативных последствий неизбежныхэкономических санкций в отношении Пакистана со стороны его основных кредиторов,арабские лидеры дали согласие компенсировать предполагаемый ущерб. После этогопакистанское правительство разрешило военным нажать ядерную кнопку3.
Поскольку международные экономические санкциибыли введены, Пакистан обратился за помощью к Саудовской Аравии и другимстранам-участницам Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива(ССАГПЗ). В первой декаде июня 1998 г. – всего через десять дней после того,как отгремел последний из серии произведенных Исламабадом ядерных взрывов, –глава правительства Пакистана посетил Доху (столица Абу Даби и ОАЭ) и Эр-Рияд;в конце того же месяца состоялась поездка Н. Шарифа в Кувейт и Катар.Результатом интенсивных контактов премьер-министра с правителями стран-участницССАГПЗ стала договоренность о том, что в течение трех лет – с июля 1998 по июнь2001 гг. – Пакистан получит нефть и продукты ее переработки на общую сумму 6,6млрд. долл. по льготным ценам и на условиях «отложенных платежей». Арабскиепартнеры Пакистана обещали оказать содействие облегчению экономическогоположения Пакистана также по другим каналам, в том числе посредством созданияИсламским банком развития при участии других банков региона специального фондапомощи Пакистану с капиталом в 1,5 млрд. долл.4 Хотя не вседостигнутые договоренности были реализованы, поддержка, оказанная Исламабаду всложное для него время, способствовала укреплению отношений с арабскимигосударствами Залива, в особенности с Саудовской Аравией5.
Вместе с тем отношения Пакистана с арабскимигосударствами далеко не безоблачны. Они нередко омрачаются трениями, связаннымис контрабандой наркотиков из Пакистана, ужесточением в странах Залива мерборьбы с нелегальной миграцией и в целом сокращением спроса нанеквалифицированную иностранную рабочую силу, затрагивающим интересы десятковтысяч семей в Пакистане, выживающих за счет денежных переводов мигрантов, ит.д. В отношениях Исламабада с арабскими партнерами возникают и острые проблемыполитического характера. Так, Исламабад вынужден лавировать между Эр-Риядом ивластями некоторых арабских эмиратов, с одной стороны, и Тегераном, с другой,из-за существующих между ними серьезных противоречий.
Наличие у правителей арабских монархий рычаговвоздействия, в частности, на внутреннюю политику Исламабада четко проявилось всвязи с решением вопроса о судьбе премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа,смещенного военными в октябре 1999 г., преданного суду и приговоренного кпожизненному заключению. С момента ареста и на протяжении более года высшиегосударственные деятели Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара предпринималинастойчивые скоординированные действия, направленные на освобождение бывшегоглавы правительства6. Благодаря этим усилиям в декабре 2000 г. Н. Шарифбыл помилован и вместе с ближайшими родственниками на присланном из СаудовскойАравии самолете покинул Пакистан. В королевстве, куда пакистанскийэкс-премьер-министр прибыл 10 декабря 2000 г., ему был оказан прием на высшемуровне.
Приоритетное место в отношениях Пакистана сарабскими странами занимает Саудовская Аравия. Преимущественное положениекоролевства в системе региональных внешних связей Пакистана определяется нарядус экономическим фактором особой ролью Саудовской Аравии в мусульманском мире вкачестве хранительницы главных святынь ислама. Для правящей элиты Пакистана –страны, в которой ислам оказывает сильнейшее влияние практически на все сферыжизни общества, а борьба за власть в верхах носит почтиперманентный характер, важна поддержка со стороны Эр-Рияда. (Не случайно,традиционно каждый из высших руководителей Пакистана, оказавшись у рулягосударственной власти, посещает Саудовскую Аравию, совмещая переговоры спервыми лицами правящей династии с паломничеством к святым местам).
В свою очередь Саудовская Аравия заинтересована вактивных контактах с Пакистаном – одной из самых крупных по численностинаселения мусульманских стран. Для Эр-Рияда дружественные отношения сИсламабадом – один из каналов расширения своего влияния далеко за пределыБлижнего Востока. В частности, важное значение для саудовской стороны имеет тообстоятельство, что Исламабад в отличие от Тегерана, до недавнего времениоткрыто соперничавшего с Эр-Риядом за влияние в Заливе и мусульманском мире вцелом, поддерживает ведущую роль Саудовской Аравии в Организации Исламскаяконференция (избегая при этом осложнения отношений с Тегераном).
Во время регулярных визитов в Саудовскую Аравиювысшие государственные деятели Пакистана наряду с рассмотрением вопросовдвусторонних отношений осуществляют контакты по актуальным региональнымпроблемам. В частности, находясь с официальным визитом в Саудовской Аравии вконце октября 2002 г., президент Пакистана П. Мушарраф обсудил с руководителямикоролевства вопросы, связанные с осложнением ситуации в Южной Азии из-заочередного раунда обострения пакистано-индийского противостояния7.
Положение на Ближнем Востоке (в контекстепалестинской проблемы и нарастания напряженности вокруг Ирака), обстановка вАфганистане и пакистано-индийские отношения были предметом широкого обсуждениятакже во время пребывания премьер-министра Пакистана З. Джамалив Саудовской Аравии (конец декабря 2002 г. – начало января 2003 г.). Высшиегосударственные деятели королевства высказались за скорейшую нормализациюотношений между двумя южноазиатскими государствами посредством диалога8.Позиция саудовского руководства по кашмирской проблеме, рассматриваемой им какглавный фактор осложнения ситуации в Южной Азии, неизменна и предполагаетурегулирование спора посредством проведения «беспристрастного, честного исвободного плебисцита» в Джамму и Кашмире в соответствии с резолюциями ООН.
Для Исламабада позиция Эр-Рияда по кашмирскойпроблеме – весомая политико-дипломатическая поддержка. Она благоприятствовалаусилиям Пакистана, направленным на то, чтобы привлечь внимание мусульманскихстран к сложной внутриполитической обстановке в Кашмире, являясь для их лидероввеским аргументом в пользу необходимости скорейшего решения проблемы. Поинициативе Исламабада и при содействии Эр-Рияда вопрос о ситуации в Кашмиренеизменно включается в повестку дня встреч на высшем уровне и конференцийминистров иностранных дел стран-участниц ОИК. Так, положение о признании праванарода Кашмира на самоопределение содержится в «Политической резолюции» –основном документе внеочередной встречи глав государств и правительствстран-участниц ОИК, состоявшейся 23 марта 1997 г. в Исламабаде. Одновременнобыла принята также «Декларация по Джамму и Кашмиру», внесенная пакистанскойделегацией9. Этот принцип решения кашмирской проблемы былподтвержден в решениях последующих форумов ОИК, в том числе в двух резолюциях,принятых на сессии министров иностранных дел стран-участниц ОИК, состоявшейся вХартуме в июне 2002 г., – одна из них была посвящена проблеме Джамму и Кашмира,а другая – осложнению ситуации в Южной Азии10. Саудовская Аравияимеет своего представителя в созданной в рамках ОИК Контактной группе поДжамму и Кашмиру, в которой также участвуют дипломаты Пакистана, Турции иНигера.
Саудовская Аравия – один из основныхторгово-экономических партнеров Пакистана из числа арабских стран. Правда, долякоролевства в пакистанском экспорте невелика; она составила 2,9% в 2000/01 г. и3,6% в 2001/02 г. Вместе с тем, как отмечено выше, Саудовская Аравия – ведущийпоставщик нефти и продуктов ее переработки в Пакистан. За счет поставокуглеводородного сырья доля Саудовской Аравии устойчиво превышает 1/10 объемапакистанского импорта (11,7% в 2000/01 и 11,6% в 2001/02 г.)11.Вклад Саудовской Аравии в предпринятые государствами Залива усилия по оказаниюподдержки пакистанской экономике в связи с санкциями, введенными США и рядомдругих государств в ответ на проведенные Пакистаном ядерные испытания в мае1998 г., был весомым; Эр-Рияд принял на себя обязательство поставлять Пакистанунефть и нефтепродукты по сниженным ценам и на основе «отложенных платежей» насумму 1 млрд. долл. в год в течение 1998/99 – 2000/01 гг.12
Практика снабжения Пакистана жидким топливом нальготных условиях сохранилась и впоследствии. Так, в итоге переговоров, которыепремьер-министр Пакистана З. Джамали провел в Саудовской Аравии в конце декабря2002 – начале января 2003 гг., Эр-Рияд согласился поставить Пакистану нефть ипродукты ее переработки на вышеуказанных льготных условиях на сумму 600 млн.долл. в 2003/04 г. Кроме того, З. Джамали заручился обещанием о том, чтосаудовская сторона примет меры для обеспечения бесперебойного снабженияПакистана жидким топливом в случае, если США начнут военные действия противИрака13.
Саудовская Аравия не входит в группу основныхкредиторов Пакистана – по данным на март 2003 г., задолженность последнегоперед королевством составила около 19 млн. долл.14 В то же время,власти Саудовской Аравии приняли на себя обязательство оказать финансовуюбезвозмездную помощь Пакистану в 2001/02 г. и 2002/03 гг. в объеме 50 млн.долл. и 100 млн. долл.15
Активны контакты Пакистана с ОбъединеннымиАрабскими Эмиратами. Правители ОАЭ поддерживают позицию Пакистана по кашмирскойпроблеме, фактически связывая обострение отношений между двумя южноазиатскимигосударствами с жесткой позицией Индии. Эти вопросы находились в центревнимания в ходе переговоров президентов Пакистана и ОАЭ в Абу Даби в июне 2002г. Положительно оценив позицию пакистанской стороны, шейх Зайид бин Султаналь-Нахайян заявил о том, что вступление Индии в диалог с Пакистаном обеспечитурегулирование ситуации в Южной Азии. Президент ОАЭ подчеркнул также, чтоосложнение политической обстановки в Джамму и Кашмире непосредственно связано сборьбой кашмирского народа за независимость, пакистанская же сторонанепричастна к происходящим там событиям16.
ОАЭ опережает Саудовскую Аравию и другиегосударства Залива по сумме денежных переводов пакистанских мигрантов народину. Так, в 2002–2003 гг. из эмиратов поступило более 20% средств,переведенных пакистанскими мигрантами по легальным каналам (около 700 млн.долл. в год)17. Правительство эмирата Абу Даби, входящего в ОАЭ,владеет крупным пакетом акций самого мощного в Пакистане нефтеперегонногозавода «ПАРКО» в г. Мултане, сданного в эксплуатацию в августе 2000 г.18Несколько финансовых учреждений ОАЭ (в том числе Фонд развития Абу Даби)участвуют в кредитовании ряда крупных проектов в Пакистане.
Место Кувейта в региональной политике Пакистанаопределяется в первую очередь экономическими интересами. После введения санкцийв отношении Пакистана в 1998 г. Кувейт был первой страной, предоставившейпакистанской стороне заем в размере 250 млн. долл. Кувейт поставляет нефть инефтепродукты на льготных условиях. Государственная компания «Кувейт Форин Ойлэксплорейшн Ко» («КУФЕК») имеет концессии на разведку нефти и газа натерритории Пакистана19.
Власти Омана продолжают давнюю традицию широкого(по масштабам султаната) сотрудничества с Пакистаном в военной сфере. В еговооруженных силах служат по контракту несколько тысяч пакистанцев. Исламабад иМаскат поддерживают регулярные контакты по линии военных ведомств.
Оман не входит в число крупных торговых партнеровПакистана. Вместе с тем для Исламабада важны стабильность товарооборота междудвумя государствами (в пределах 60–65 млн. долл. в год в течение последних 5лет) и положительный – пользу Пакистана – баланс торговли с султанатом. ВластиОмана предоставили Пакистану безвозмездную ссуду в объеме 100 млн. долл.,предназначенную главным образом для осуществления экономических проектов, в томчисле 50 млн. долл. в качестве долгосрочной помощи развитию Белуджистана(территориально наиболее близкой к султанату провинции Пакистана). Средипроектов, в которых участвует Оман, – реконструкция комплекса сооружений вГвадаре, в том числе модернизация аэропорта. Предоставляемые Оманом средстватакже предназначены для развития автодорожной сети Белуджистана, улучшенияводоснабжения этой провинции и т.д.20 В Омане находится около 70тыс. пакистанцев, занятых преимущественно низкооплачиваемым, не требующимквалификации трудом.
Пакистан избегает вовлечения в конфликты междумусульманскими странами, выступая за политическое урегулирование возникшихспоров. Этого курса Исламабад придерживался во время ирано-иракской войны1980–1988 гг. В позиции руководства Пакистана в связи с оккупацией КувейтаИраком в августе 1990 г. и последовавшими за этой акцией военными действиями многонациональныхсил во главе с США (1991 г.) также четко обозначилось твердое намерениеизбежать участия в вооруженном конфликте. Правительство Пакистана выступило занемедленный, без каких-либо предварительных условий вывод иракских войск изКувейта и восстановление его государственного суверенитета и территориальнойцелостности. Оно заявило о полной поддержке усилий ООН по мирномуурегулированию кризиса. В Саудовскую Аравию по просьбе ее руководства и всоответствии с двусторонним соглашением 1982 г. о сотрудничестве в сфереобороны был послан пакистанский воинский контингент численностью в 10 тыс.чел., который, однако, не участвовал в военной операции по освобождению Кувейта(несмотря на давление на Исламабад со стороны Вашингтона).
Пакистан активно взаимодействует с арабскимистранами в вопросе о ближневосточном урегулировании, выступая за освобождениеоккупированных арабских территорий и в первую очередь восточной частиИерусалима, где находятся мусульманские святыни, за создание независимогопалестинского государства под руководством Организации освобождения Палестины вкачестве единственного законного его представителя; согласно этой позиции,столицей государства должен быть Иерусалим.
Поддержка арабского народа Палестины – один изосновополагающих принципов внешней политики Пакистана на протяжении более чемполувекового его существования. Она продиктована внешнеполитическими интересамиПакистана: проводя курс на развитие отношений тесного сотрудничества сарабскими государствами, Исламабад не может игнорировать эту актуальную для нихпроблему. Традиционно Исламабад не выдвигает каких-либо собственных предложенийпо решению ближневосточной проблемы, как правило, согласовывая свои действия вэтом вопросе с позицией Эр-Рияда.
Активная поддержка правящей элитой Пакистанапозиции арабских стран в вопросе о ближневосточном урегулировании имеет ивнутриполитический аспект: она учитывает единое, по существу, мнение различныхслоев политически активной части населения страны, симпатии которых находятсяна стороне палестинцев. В прошлом возникали ситуации, когда робкие попыткиИсламабада несколько смягчить свою позицию в вопросе о ближневосточномурегулировании вызывали резко негативную реакцию деятелей, стоящих на позицияхисламского радикализма (и не только с их стороны).
Проблема ближневосточного урегулированиянеизменно входит в перечень вопросов, обсуждаемых во время пакистано-арабскихконтактов на разных уровнях; государственные деятели Пакистана в выступленияхна форумах ОИК, ООН и других международных организаций подтверждаютнеизменность своей позиции по этому вопросу. В частности, заявления об общейпозиции Пакистана и арабских стран в отношении «справедливого и окончательногорешения палестинской проблемы» были сделаны президентом Пакистана П. Мушаррафомв выступлениях на саммите «восьмерки» развивающихся стран в Каире в 2001 г., вовремя его визита в государства Персидского залива в октябре 2002 г. и т.д.21
С осени 2002 г. Пакистан активно взаимодействовалс арабскими государствами с целью предотвратить перерастание напряженностивокруг Ирака в военный конфликт. Вторая (после кувейтского кризиса 1990–1991гг.) война в Заливе была чревата серьезными негативными последствиями дляэкономических и политических интересов Пакистана. Возникла угроза нарушения отлаженногомеханизма поставок углеводородного сырья из района Персидского залива вПакистан. Неясна была судьба сотен тысяч находящихся в арабских государствахпакистанских мигрантов, чьи денежные переводы являются одним из основныхисточников пополнения валютных запасов Пакистана. Опасения в Исламабадевызывала перспектива осложнения внутриполитической обстановки в стране в случаеначала Соединенными Штатами и их ближайшими союзниками военных действий противИрака. (Обеспокоенность официальных кругов Пакистана была особенно сильна ввидутого, что военная операция государств-участников антитеррористической коалицииво главе с США в Афганистане вызвала рост антиамериканских настроений вПакистане, умело использованных исламистами для укрепления своего влияния вСеверо-Западной пограничной провинции и других районах страны).
Официальные круги Пакистана предпринялиэнергичные дипломатические усилия, направленные на решение двух взаимосвязанныхзадач – предотвращение военной акции США и Великобритании против Ирака иобеспечение выполнения Багдадом требований международного сообщества в областинераспространения ядерного оружия.
Согласование взаимных усилий по предотвращениювоенной операции против Ирака было главной целью двух «сквозных» поездокпремьер-министра Пакистана З. Джамали в арабские государства Залива в течениеменее чем двух месяцев (в конце декабря 2002 г. – начале января 2003 г. и вначале февраля 2003 г.). Одновременно глава пакистанского правительствазаручился обещаниями высших государственных деятелей стран Залива относительнотого, что интересы Пакистана будут соблюдены даже в случае начала военныхдействий против Ирака. Наряду с переговорами с лидерами государств Залива вовремя визита в ОАЭ глава пакистанского правительства обсудил ситуацию в регионес президентом Египта X. Муба-раком, посетившим арабские монархии с той же цельюсогласования позиций в вопросе о предотвращении войны22. Исламабадтакже неоднократно обращался с призывом к Багдаду незамедлительно выполнитьтребования соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, касающиесяядерной программы Ирака23.
Исламабад официально объявил о том, что Пакистанне будет участвовать в агрессии против Ирака, чем бы она ни обосновывалась24.
Военная операция США и их ближайших союзников вИраке резко усилила антиамериканские настроения в Пакистане. Ее последствия дляэкономических интересов Пакистана оказались ощутимыми (хотя и не столькатастрофическими, как предполагалось ранее, главным образом вследствие того,что военные действия были, по существу, локализованы территорией Ирака).Пакистанские деловые круги заинтересованы в участии в восстановлении экономикиИрака, сулящем им существенные выгоды. Однако Исламабад, учитывая сильныеантиамериканские настроения в стране, проявил сдержанность в вопросе об участииПакистана в послевоенном устройстве Ирака, настаивая на скорейшем принятиирезолюции Совета Безопасности ООН по иракской проблеме. (В частности, вИсламабаде не нашло поддержки предложение Лондона направить в Ирак пакистанскийинженерно-технический и медицинский персонал, поскольку предполагалось, что онбудет находиться в ведении военного командования США и их союзников)25.
пакистан международный ислам политический

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Dawn. Karachi, 31.12.2002.
2) Economist. L., 25–31.07.1998, с. 61;
3) Dawn, 13.08.1998, 08.10.1998.
4) The News, 29.10.2002.
5) Pakistan Observer. Islamabad, 29.06.2002.
6) Parkistan Economic Survey. 2002/03, с. 146.
7) Far Eastern Economic Review, 22.05.2003, с. 8.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Осложнения острого аппендицита. Хирургия
Реферат Театр Древней Греции
Реферат I Love You Essay Research Paper I
Реферат Связь акцентуации характера с выбором будущей профессии старшими школьниками
Реферат Общеобразовательные воскресные школы в России в конце 50-х - начале 60-х годов XIX века
Реферат Ададжо (Адажио) Медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете
Реферат Учет расходов банка
Реферат Отечественные педагоги-классики о работе со слабыми и отстающими в учении школьниками
Реферат Особенности эволюции и развития естественнонаучной картины мира
Реферат Антимонопольний комітет України Центр комплексних досліджень з питань антимонопольної політики Державна установа «Інститут економіки та прогнозування Національної академії наук України» Аналітичні матеріали щодо стану економічної конкуренції в Україн
Реферат 433502, Россия, Ульяновская обл
Реферат Характеристика экологических факторов Кунгурского района Пермского края
Реферат Характеристика питания в поездах
Реферат Factors Affecting Locational Patterns Of Economic Activity
Реферат Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения