Концепция издания – это система взглядов, которая описывает и определяет все аспекты деятельности СМИ, его внешние и внутренние стандарты. Наличие четкой и определенной концепции является залогом успеха издания и условием его конкурентноспособности. Она поможет ему занять нишу на рынке периодических изданий, позиционироваться на нем с целью наиболее успешной деятельности и получения оптимальной прибыли. Причем концепцию периодического издания желательно сформулировать письменно, заранее определить фундамент, на котором будет строиться СМИ.
Рассматриваемое нами издание – журнал «Свой бизнес» – призван помочь начинающим и уже состоявшимся предпринимателям успешно вести коммерческую деятельность. Миссия журнала – объединять людей, для которых предпринимательство стало стилем жизни. Это практический помошник и советник делового человека, знакомящий его с последними новшествами и тенденциями в мире малого и среднего предпринимательства, с мнением экспертного сообщества, опытом людей, добившихся успеха в той или иной сфере бизнеса.Вот как определяет задания и цели журнала издатель Дмитрий Агарунов: «Журнал адресован владельцам бизнеса, и он делается при активном участии владельцев бизнеса. Я уверен, что только предприниматель может научить предпринимателя. Поддержать российского предпринимателя, познакомить его с опытом коллег, уже создавших успешные компании, – вот цель нашей команды».
Журнал зарегистрирован 8.04.2002, учредитель – ООО «Гейм Лэнд», издательство «Гейм Лэнд» (генеральный директор Дмитрий Агарунов), выходит ежемесячно, кроме января. Главный редактор журнала – Алексей Макурин, шеф-редактор – Шалва Куртишвили. Ключевые сотрудники: редакторы отделов – Елена Кудымова (бизнес-технологии), Наталья Ризова (бизнес-практика), Елена Ткаченко (предприниматели), Любовь Ерохина-Кандалинцева (редактор рубрик «Рынки», «Маркетинг и реклама»). Первый номер журнала вышел в феврале 2002 года. Издание старается максимально охватить все сферы, интересующие предпринимателя – это информация, характеризующая бизнес-климат в стране, основные тенденции рынков, условия и возможности для бизнес-старта, образование, необходимых продуктов для успешного ведения бизнеса, психология бизнеса, личности, добившиеся успеха в той или иной сфере и опыт, которым они делятся. Язык издания – русский. Издание имеет внешний вид полноцветного журнала формата А4, напечатанного на качественной мелованной бумаге, объемом 96 страниц.
Организационно-функциональная модель издания
Контент журнала определен тематическими направлениями: история, принципы, имидж, проекты, тенденции, опыт, технологии. Кроме того материалы номера разделены на тематические разделы: «Как дела?» (панорама предпринимательской жизни: сделки, проекты, конфликты, тенденции, потери, приобретения), «Шансы и вызовы» (истории успеха, уникальные проекты, перспективные отрасли и продукты, многообещающие регионы и страны, возможности и риски ХХI века), «Практика» (яркие бизнес-решения из практики российских и зарубежных компаний, интервью и книги гуру менеджмента и маркетинга, обмен опытом, психология предпринимательства), «Люди и брэнды» (эксклюзивные интервью с бизнес-лидерами, портреты выдающихся предпринимателей прошлого, принципы и частная жизнь известных предпринимателей настоящего), «Инструменты» (эффективные методы маркетинга и менеджмента, технологии привлечения инвестиций, обзоры рынков важнейших бизнес-услуг: кредитование, страхование, лизинг, консалтинг, обучение), «Блокнот» (книжные новинки, торговые выставки, объявления о продаже и покупке готового бизнеса). Примерное количество штатных сотрудников журнала – 23 человека. Журнал "Свой бизнес" издает компания "Гейм Лэнд", один из российских лидеров по выпуску специализированных изданий по интересам. Среди них журналы "Хакер", "Спец Хакер", "Железо", "Мобильные компьютеры", "Лучшие цифровые камеры", Digital Creative Arts, Total DVD, DVD Эксперт, DVD Гид, OnBoard, Mountain Bike Action, SYNС, "Страна Игр", "РС Игры", "Хулиган".
Основные технические характеристики издания
Формат журнала А4, объем – около 96 страниц, бумага мелованная, страна производитель – Финляндия, издание полноцветное, печать листовая, брошюровка осущестивлена с помощью склейки, журнал отпечатан в типографии ScanWeb в Финляндии. «Свой бизнес» выходит ежемесячно кроме января. Тираж 52 000 экземпляров. Информация о читательской аудитории журнала в Москве основана на данных исследования TNS Gallup Media в декабре 2004 года - апреле 2005 года, она размещена на сайте издания. http://www.mybiz.ru Точное колличестве читателей и наличие сертификата Национальной тиражной службы не указано.
Содержательна модель издания
Главные герои материалов – владельцы компаний, демонстрирующие яркие образцы бизнес-творчества. Главные темы – рыночные идеи и управленческие методы, открывающие новые возможности для успешного бизнеса. Содержание издания составляют тематические статьи, интервью, графики, таблицы, афиши тематических выставок, справочная информация. Основные рубрики: «Взлеты и падения», «Крупный план», «Принципы», «Своя ниша», «Рынки», «Проект», «Дневник предпринимателя», «Упущеная выгода», «Менеджмент», «Инвестиции», «Наука и технологии», «Суперкнига\конспект», «Рейтинг», «Франшизы», «Выставки», «Тренинги и семираны», «Готовые фирмы», «Контакты и встречи», «Атрибуты», «Личный интерес». Требования к материалам: короткие емкие заголовки, информативные подзаголовки, обязательные заголовки для частей материала, большое количество врезов, вставок, цитат. Материалы написаны в инормативном стиле, с большим количеством специальных терминов понятий, но им, в свою очередь, характерна некоторая публицистичность и метафоричность, особенно в заголовках (например, «Магазины-убийцы», «Ход в сапогах»). В журнале размешено большое количество иллюстраций, соотношение фотографий и другой визуальной информации приблизительно 1\5. Источниками фотоматериалов являются как информационные агентства (Reuters, ИТАР-ТАСС), Интернет-сайты, а также авторские фотографии. Тексты подготавливаются редакторами рубрик, собственными корреспондентами и внештатными авторами. Изюминкой журнала можно назвать блиц-опрос героя номера, который публикуется на последней странице издания. Специальным проектом издания является “Деловой клуб журнала «Свой бизнес»”, в рамках которого организовываются деловые завтраки, деловые конкурсы и т.д.
Дизайнерская модель издания
Верстка издания очень интересна, материалы разбиты на части, с большим колличеством врезов, цитат, справочной информации, которая оформляется разными шрифтами, выделяется цветом и помещается в таблицы. К тому же материалы сопровождаются большим количеством фотоиллюстраций, рисунков, графиков. Материалы из рубрики «Суперкнига\конспект» размещены в таблице, стилизированной под раскрытую книгу. Иллюстрациям уделяется большое внимание, потому что они в сочетании с удачной версткой и интересными заголовками оживляют информационные специализированные тексты. На обложке журнала размещена фотография главного героя номера. Шапка номера неброская, выполнена в трех цветах – черном, белом и красном. Нельзя говорить об узнаваемости издания на журнальныъх раскладках. Дизайнерская модель вполне соответствует содержанию специализированного издания и удачно его дополняет. Каждый материал, в том числе экспертное мнение, дополняется портретом автора статьи или комментария, это тоже «очеловечивает» сферу, в которой действуют строгие правила игры.
Маркетинговая политика издания
У издания безусловно есть маркетинговая политика, его можно приобрести как по подписке, так и в розницу. У журнала широкая карта распространения, а система распространения издательского дома, которым издается журнал, признана одной из лучших в Москве. Стоимость одного номера в рознице 110 рублей, стоимость подписки на 12 месяцев – 1260 рублей. Розничные продажи журнала в Москве составляют 51%, в других регионах России – 20%, подписка – 13%, спецраспространение (выставки, бизнес-центры, VIP-рассылка по московским компаниям, банкам и госучреждениям) – 16%. Журнал продается без упаковки. Для подписчиков в Москве существует бесплатная служба доставки. К промоушен-акциям журнала можно отнести участие в специализированных выставках, а также организация встреч с читателями, а также деловых завтраков для предпринимателей. С субъктивной потребительсткой точки зрения отметим, что нельзя говорить об узнаваемости торговой марки, потому что конкуренты журнала, такие издания как Forbеs, "Секрет фирмы", "Бизнес-Журнал", "Компания" более узнаваемы. Также нельзя утверждать, что торговая марка издания стала брендом. Ноу-хау в области маркетинга тоже нами не отмечено.
Аудитория издания и ее характеристики
Целевая аудитория издания – предприниматели, а также широкий круг читателей, «разделяющих предпринимательские ценности». На сайте издания размещена информация об аудитория журнала в Москве (по данным исследования TNS Gallup Media в декабре 2004 года - апреле 2005 года)
Пол Мужчины - 60,3% Женщины - 39,7%
Возраст От 16 до 24 лет - 28,7% От 25 до 44 лет - 57,5% От 45 до 54 лет - 11,5% Старше 55 лет - 2,3%
Образование Высшее - 57% Среднее - 43%
Бизнес-статус Собственники бизнеса - 19,2% Руководители (включая собственников бизнеса) - 32,7% Специалисты - 17,3%
Финансовое положение (доля затрат на продукты питания и коммунальные услуги) До 25% семейного дохода - 22,5% От 25% до 50% семейного дохода - 39,3% От 50% до 75% семейного дохода - 17,6% Более 75% семейного дохода - 9,2% Нет ответа - 11,4%
Аудиторию журнала "Свой бизнес" отличает наивысшая доля владельцев и совладельцев бизнеса среди других деловых журналов. Изучив свою аудиторию, журнал пытается найлучшим образом соответствовать ее потребительским потребностям. По сравнению с изданиями-конкурентами (Forbеs, "Секрет фирмы", "Бизнес-Журнал", "Компания") среднестатистический читатель журнала «Свой бизнес» более молод и более обеспечен.
Журнал распространяется в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Пензе, Саратове, Ростове-на-Дону, Воронеже, Волгограде, Краснодаре, Уфа, Ижевск, Перми, Екатеринбурге, Челябинске, Омске, Тюмени, Новосибирске, Барнауле, Кемерово, Красноярске, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке. На страницах издания приветствуется взаимодействие с читателем. Указаны электронные адреса авторов и редакторов, в рубрике «Суперкнига\конспект» подаются рецензии от читателей. Кроме того журнал организовывает встречи с читателями, как уже упоминалось ранее.
Уникальность издания как рекламоносителя
В журнале, имеющем специализированную тематику и аудиторную направленность, присутствует и специализированная реклама – это компьютерная и офисная техника, банковские услуги, мобильная связь, авиаперелеты, а также реклама деловой прессы. Рекламные расценки:
Размер модуля (обрезной формат)
Ширина х высота (мм)
Цена, $
Модуль на полную полосу
4-я обложка
210х273
15 000
2-я обложка
210х273
11 000
3-я обложка
210х273
9 400
1/1 полосы внутри номера
210х273
8 500
1-й Разворот
420х273
17 000
Разворот внутри номера
420х273
14 500
Модуль на часть полосы
Цена, $
Горизонтальный
Вертикальный
2/3 полосы
-
140х273
5 500
1/2 полосы
210х136
-
4 900
1/3 полосы
210х89,5
85,5х273
3 200
1/4 полосы
210х78 или131х110
77x184
2 400
1/8 полосы
104х68
50х142 или 77х95
1 300
1/16 полосы
77х40
50х71,5
700
1/32 полосы
50х36,5 или 77х25
-
400
Кроме данных расценок действует система скидок для ростоянных рекламодателей и рекламных агентств. Предоставляемые рекламные материалы должны соответствовать техническим требованиям издания, размещенным на сайте издания. Тираж издания 52 000, высокое качество печати. Рекламная аудитория журнала очень важна для рекламодателя, потому что это молодые предприниматели, то есть одна из самых предпочтительных аудиторий. Реклама в журнале ненавящива. Часто рекламные объявления занимают пятую или шестую часть полосы, поэтому она не раздражает читателя, а наоборот вызывает интерес. К тому же размещение рекламы соответствует рубрикации журнала. В журнале также присутствуют матералы рекламного характера, имеющие соответствующую маркировку.
Ориентация журнала на деловую аудиторию, качественный контент, интересный дизайн и налаженная система распространения обеспечили журналу прочную позицию на нише деловой печати. Журнал очень интересен с точки зрения оформления и контента, хотя он имеет специализированный характер, статьи написаны живо, и они вызывают неподдельный интерес. Именно аудитория издания обеспечивает ему постоянный интерес рекламодаетлей и доход от распространения и размещения рекламы. Но в силу того, что на журнальном рынке присутствуют тенденции к сужению тематической направленности и профиля изданий, возможно в будущем журнал потеряет аудиторию, которая отдаст предпочтение изданиям более узкой специализации. Но пока журналу удается объединить предпринимательское сообщество в лагерь своих читателей и освещать общие для этого сообщества проблемы, он будет успешно существовать.