СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Нормативно-правовое регулирование денежно-кредитной политики
2. Денежно-кредитная политика США и России
2.1. Проведение денежно-кредитной политики Банком России
2.1.1. Инструменты денежно-кредитной политики
2.1.2. Основные направления денежно-кредитной политики РФ на 2005 год
2.2. Проведение денежно-кредитной политики Федеральной резервной системой США
2.2.1. Инструменты денежно-кредитной политики
2.2.2. Основные направления денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы США
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства – демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост – таковы ее высшие и конечные цели.
Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.
В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный Банк государства. Такими банками, например, являются Центральный Банк Российской Федерации (Банк России), Банк Англии, Банк Японии, Национальный Банк Молдовы. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например – Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики – денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный Банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.
Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.
Кредитно-денежная политика на макро уровне – это совокупность мер, проводимых Центральным Банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.
Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро- и микро уровне.
Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.
В работе проводится сравнение денежно-кредитной политики 2-ух стран: Америки и России. При этом будут рассмотрены основные вопросы этой политики: какими методами и инструментами пользуется Банк России и Федеральная Резервная Система США в настоящее время, их преимущества и недостатки, макроэкономические результаты кредитно-денежной политики, будут приведены статистические данные.
1. НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
В большинстве стран мира существует система государственного регулирования денежно-кредитной сферы, позволяющая защищать интересы населения и банковских структур. Правовое основание этой системы в России составляют Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10. 07. 2002 г., «О некоммерческих организациях» от 12. 01. 1996 г., «О банках и банковской деятельности» от 02. 12. 1990 г., «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Прежде всего, Банк России является органом финансовой власти, сущность которой заключается в том, что он вместе с правительством разрабатывает и осуществляет денежно-кредитную политику. А в части ее реализации законодательство регламентирует инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России, например, устанавливать процентные ставки по собственным операциям, количественные ограничения роста денежной массы и т. д. Кроме разработки и реализации денежно-кредитной политики Банк России обладает полномочиями ещё в двух важнейших областях: он является надзорным органом для всей банковской системы и органом, определяющим развитие системы расчетов в Российской Федерации. Как отдельную задачу, стоящую перед Банком России, закон выделяет функцию обеспечения бесперебойной работы системы расчётов. Эта деятельность включает в себя несколько элементов: организацию налично-денежного обращения, установление стандартов и правил осуществления безналичных расчётов, лицензирование систем расчетов. Закон также содержит нормы, касающиеся роли Центрального банка в организации налично-денежного обращения, закрепляет монопольное право Банка России осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение. Эти и многие другие инструменты достижения целей, поставленных перед Центробанком, определяют правовой статус Банка России, полномочия которого закреплены в основном в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также в иных, указанных выше Федеральных законах.
Банковская система США сформировалась под воздействием многократно уточняемого Закона о Федеральной резервной системе 1913 года и принятого в 1980 году Закона о дерегулировании депозитных учреждений и контроле за денежным обращением. Закон о Федеральной резервной системе основал институт центрального банка. В этом законе содержатся основные положения функционирования Федеральной резервной системы США, полномочия федеральных резервных банков, основные инструменты денежно-кредитной политики. Впоследствии изменения в данный закон вносились новыми нормативными актами, как например, Законом о банках 1935 года, который разрешил Совету управляющих разрешил менять резервные требования в пределах, установленных Конгрессом, и Законом о национальных банках, который запретил банкам создавать филиалы, ввёл обязательные резервы и налог на ликвидацию банков штатов.
Законом о дерегулировании депозитных учреждений и контроле за денежным обращениемустановлены единые требования к резервам, обязательные для всех депозитных учреждений. Закон также отменяет требования к резервам для личных сбережений и срочных депозитов, даёт право всем депозитным учреждениям получать заём в Федеральных Резервных банках, отменяет потолок нормы процента по банковским депозитам сроком на шесть лет и ряд других положений.
Главным стержнем управления денежно-кредитной политикой США является Совет управляющих ФРС, который был изначально создан в соответствии с Законом о Федеральной резервной системе 1913 г., а затем получил новое название Законом о банках 1935 г. Совет управляющих отвечает за общее руководство и контроль за работой денежной и банковской системы страны. Ему также помогают Комитет по операциям на открытом рынке ФРС и Федеральный консультативный совет, полномочия и обязанности которых определены соответственно в Законе о банках 1935 г. и в Законе о Федеральной резервной системе 1913 г.
2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА США И РОССИИ
2.1. Проведение денежно-кредитной политики Банком России
2.1.1. Инструменты денежно-кредитной политики
Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.
К инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также регулирование процентных ставок по операциям Банка России. Рассмотрим каждый из них подробно.
ü Рефинансирование коммерческих банков
Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные Банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.
Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
В случае повышения Центральным Банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. То есть, изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального Банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот. Динамика изменений ставки рефинансирования ЦБ РФ приведена в таблице 2.1.1.1
Таблица 2.1.1.1
Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации
Период действия
%
15 июня 2004 г. –
13
15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г.
14
21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г.
16
17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г.
18
7 августа 2002 г. – 16 февраля 2003 г.
21
9 апреля 2002 г. – 6 августа 2002 г.
23
4 ноября 2000 г. – 8 апреля 2002 г.
25
10 июля 2000 г. – 3 ноября 2000 г.
28
21 марта 2000 г. – 9 июля 2000 г.
33
7 марта 2000 г. – 20 марта 2000 г.
38
24 января 2000 г. – 6 марта 2000 г.
45
10 июня 1999 г. – 23 января 2000 г.
55
24 июля 1998 г. – 9 июня 1999 г.
60
29 июня 1998 г. – 23 июля 1998 г.
80
5 июня 1998 г. – 28 июня 1998 г.
60
Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Также изменение официальной ставки Центрального Банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.
Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования Центральный Банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, то есть кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые Центральными Банками.
ü Политика обязательных резервов
Минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном Банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов), либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования устанавливаются Советом директоров Банка России и периодически пересматриваются, исходя из целей проводимой денежно-кредитной политики. Динамика изменений нормативов обязательного резервирования приведена в таблице 2.
Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный Банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным Банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный Банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в Центральном Банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центральном Банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в странах Запада) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.
ü Операции на открытом рынке
Этот метод заключается в том, что Центральный Банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные Банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
По форме проведения рыночные операции Центрального Банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный Банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, “набегающие” по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности Центрального Банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
ü Регулирование процентных ставок по операциям Банка России
Процентная политика центрального банка является одним из важнейших инструментов денежно-кредитного регулирования и используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Центрального банка РФ — это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.
Важной особенностью процесса регулирования процентных ставок в экономике в настоящее время является то, что Центральный банк не оказывает непосредственного воздействия на рыночные процентные ставки, в частности, на ставки по операциям банков со своими клиентами, которые определяются количеством денег в обращении, эффективностью посреднической деятельности банковской системы, развитием и стабильным функционированием финансовых рынков. Влияние центрального банка на уровень процентных ставок осуществляется, главным образом, посредством регулирования денежного предложения и принятия мер по повышению устойчивости и эффективности банковской системы. В этих условиях ставка рефинансирования Центрального банка является для коммерческих банков лишь ориентиром, индикатором, отражающим характер проводимой денежно-кредитной политики, служит основой депозитного и ссудного процента. Ставка рефинансирования Банка России оказывает опосредованное влияние на уровень ссудного процента в связи с тем, что в пределах официальной ставки проценты за кредит банка относятся на затраты (включаются в себестоимость продукции), а сверх этой величины — выплачиваются из прибыли.
Коммерческие банки, заключая кредитные договоры, не должны ориентироваться исключительно на ставку рефинансирования Банка России. Устанавливаемые ими процентные ставки по кредитам реально определяются стоимостью привлеченных ресурсов, уровнем прочих расходов банка, уровнем кредитных рисков, планируемой нормой прибыли.
Устанавливая официальные ставки по своим операциям, центральный банк в целях повышения эффективности денежно-кредитного регулирования учитывает динамику процентных ставок коммерческих банков, однако величина ставок центральных банков не обязательно изменяется в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок (табл. 2.1.1.2).
Таблица 2.1.1.2
Динамика изменений ставки рефинансирования
Центрального банка России
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
Межбанковская ставка
91,5
38,0
21,0
50,6
14,8
7,1
10,1
8,2
3,8
3,3
1,0
Доходность ГКО
132,4
63,1
23,4
42,6
24,0
12,6
12,7
12,7
5,4
3,1
-
Доходность ОБР
-
-
-
56,0
25,2
-
8,0
-
-
3,8
4,0
Депозитная ставка
71
44,4
16,8
17,1
13,7
6,5
4,9
5,0
4,5
3,8
Ставка по кредитам
147,4
91,4
32,0
41,8
39,7
24,4
18,8
15,7
13,0
11,4
В дальнейшем, как следует из «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 г.», Банк России, воздействуя на уровень процентных ставок денежного рынка через свои операции, будет стремиться к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне, стимулирующем спрос на заемные средства со стороны реального сектора и соответственно экономический рост.
2.1.2. Основные направления денежно-кредитной политики РФ на 2005 год
Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год.
Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:
концептуальные принципы, лежащие в основе денежно - кредитной политики, проводимой Банком России;
краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно - кредитной политики в текущем году;
количественный анализ причин отклонения от целей денежно - кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно - кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год,
включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
основные показатели денежной программы на предстоящий год;
варианты применения инструментов и методов денежно - кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
В ближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.
В предстоящий трехлетний период Правительством Российской Федерации и Банком России должна быть реализована задача снижения инфляции до 7,5 - 8,5% в 2005 году, 6,0 - 7,5% в 2006 году и 5,0 - 6,5% в 2007 году, что соответствует основным параметрам сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года.
В 2005 году Банк России будет следовать принципам единой государственной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, сформировавшимся в последние два года. Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. При реализации политики, направленной на снижение инфляции, Банк России будет учитывать влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики.
По мере создания необходимых условий Банк России будет постепенно сокращать свое участие на внутреннем валютном рынке, осуществляя тем самым переход к режиму свободно плавающего валютного курса и сосредоточивая свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. Эффективное функционирование в составе федерального бюджета Стабилизационного фонда Российской Федерации, аккумулирующего дополнительные доходы от высоких цен мирового рынка на энергоносители, а также совершенствование структуры российской экономики, в том числе ее экспортного сектора, являются важнейшими предпосылками ускорения этого процесса.
2.2. Проведение денежно-кредитной политики Федеральной резервной системой США
2.2.1. Инструменты денежно-кредитной политики
Федеральный резерв имеет три главных инструмента управления суммой находящихся в обороте денег и предложением кредитов в экономике.
Наиболее важный - операции на открытом рынке, или покупка и продажа государственных ценных бумаг. Для увеличения суммы денег, находящихся в обороте, Федеральный резерв покупает государственные ценные бумаги у банков, других компаний и физических лиц, оплачивая их чеками (новый источник денег, которые он печатает); когда чеки «Феда» помещаются в банки, они создают новые резервные фонды, часть которых банки могут использовать для кредитования или инвестирования, тем самым увеличивая количество денег, находящихся в обращении. С другой стороны, если «Фед» желает уменьшить сумму находящихся в обращении денег, он продает государственные ценные бумаги банкам, забирая у них резервные фонды. Имея меньшие резервные фонды, банки вынуждены уменьшить кредитование, и сумма находящихся в обращении денег соответственно уменьшается.
«Фед» также может контролировать сумму находящихся в обращении денег путем указания учреждениям, принимающим вклады, какие резервные фонды они должны держать в виде наличности в сейфах или в виде вкладов в их региональных резервных банках. Повышение величины обязательных резервных фондов заставляет банки удерживать у себя большую часть своих фондов, тем самым уменьшая сумму находящихся в обращении денег, а снижение этой величины приводит к обратному результату - повышению суммы денег, находящихся в обращении. Банки часто дают друг другу однодневные ссуды для удовлетворения требований к величине резервных фондов. Ставка по таким ссудам, называемая «ставкой федеральных фондов», является важным критерием того, насколько «скупа» или «щедра» денежно-кредитная политика в данный момент времени.
Третий инструмент «Феда» - это учетная ставка, или проценты, которые коммерческие банки платят за кредиты резервных банков. Повышая или понижая учетную ставку, «Фед» может поощрять или тормозить заимствования и тем самым менять величину доходов, получаемых банками от выдачи кредитов.
Эти инструменты позволяют Федеральному резерву увеличивать или уменьшать количество денег и кредитов в экономике США. Если сумма находящихся в обращении денег возрастает, говорят, что кредиты становятся более доступными. В этой ситуации процентные ставки снижаются, компании и покупатели тратят больше денег, занятость увеличивается; если при этом экономика уже работает почти на полную мощность, избыток денег ведет к инфляции, или снижению ценности доллара. Когда сумма денег, находящихся в обращении, уменьшается, кредиты становятся менее доступными. В этой ситуации проценты по займам повышаются, уровень расходов стабилизируется или падает, а инфляция уменьшается; если экономическая активность невысока, ограниченность средств может привести к увеличению безработицы.
Многие факторы осложняют способность Федерального резерва использовать денежно-кредитную политику для решения определенных задач. Например, денежные средства имеют много разных форм, и часто оказывается неясным, на какую из них следует воздействовать. Простейшая форма денег - это монеты и бумажные купюры. Монеты имеют различные номиналы, равные частям доллара: пенни равен одному центу или сотой части доллара; также есть пятицентовик, монета в десять центов, монета в двадцать пять центов, полдоллара - пятьдесят центов, и однодолларовая монета. Бумажные деньги имеют следующие номиналы: 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 долларов.
Более важная компонента денег, находящихся в обращении, существует в виде вкладов на текущих счетах, или бухгалтерских записей в банках и других финансовых учреждениях. Физические лица могут совершать платежи путем выписывания чеков, являющимися по сути указаниями их банкам выплатить определенные суммы получателям чеков. Срочные вклады подобны вкладам на текущих счетах, отличие состоит лишь в том, что владелец соглашается сохранять сумму на счету в течение определенного периода; обычно вкладчики могут забирать эти средства до установленного срока, платя при этом неустойку и теряя определенный процент. Деньги - это также инвестиционные фонды денежного рынка, которые являются акциями пулов краткосрочных ценных бумаг, а также различные другие активы, легко и быстро конвертируемые в наличность.
Количество денег, существующих в различных формах, может меняться время от времени в зависимости от предпочтений и других факторов, которые могут быть или не быть важными для экономики в целом. Задача «Феда» усложняется тем, что изменения находящихся в обороте денег сказываются на экономике только через неопределенный период времени.
2.2.2 Основные направления денежно-кредитной политики
Федеральной резервной системы США
В октябре 1982 года руководство ФРС объявили о новой смене курса. Его проведение предусматривало уменьшение внимания к регулированию роста денежной массы, рассмотренной в весьма узком аспекте агрегата М1. А также уровня независимых резервов, и усилению внимания к агрегатам М2 и М3. Кроме того, ФРС декларировала быстрое и гибкое реагирование на все возникающие изменения в финансово-экономических сферах, понимая под этим целую гамму факторов: воздействие изменений правил правительственного и банковского контроля на скорость обращения денег, состояние экономики в целом, условия функционирования мировой экономики, проблемы международной задолженности. С другой стороны, ФРС продолжала объявлять пределы роста агрегатов денежной массы, но не столь строго корректировала возникающие изменения, руководствуясь принятой тактической установкой. В своих повседневных операциях ФРС стала уделять основное внимание резервам, полученным путём займа. Вслед за кризисом, охватившим фондовую биржу в октябре 1987 года, Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы начал испытывать весьма обоснованные опасения, что слишком большое внимание к уровню резервов, полученных путём займа, рассматриваемых в качестве тактической цели денежно-кредитной политики, приводит к резким колебаниям процентных ставок по федеральным резервным фондам. После этого Федеральная Резервная Система направила свои усилия на фиксацию норм процента федеральных резервных фондов в пределах установленного диапазона. Такая денежно-кредитная политика, отличающаяся эластичностью, плавными изменениями и корректировками, трудно поддаётся графической интерпретации. Её курс пролегает между крайностями денежно-кредитной политики, жёстко фиксирующей количество денег с одной стороны, и денежно кредитной политики, строго регламентирующей уровень норм процента – с другой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.
Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный Банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.
Результаты монетарного регулирования по-разному расцениваются в кейнсианской и монетаристской теориях, а также в теории рациональных ожиданий. Кейнсианцы полагают, что дискретная денежно-кредитная политика, уступая фискальной по силе воздействия, тем не менее эффективна для сглаживания колебаний экономической активности, цен и занятости. Монетаристы ратуют за введение монетарного правила и отказ от дискретной денежно-кредитной политики. Приверженцы теории рациональных ожиданий утверждают, что монетарная политика вообще не оказывает воздействия на реальный ВНП.
Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.
Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным Банком, экономика не может эффективно функционировать. В периоды экономического спада и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительских расходов - необходимо увеличивать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.
Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.
В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы.
Мы полагаем, что государству необходимо регулировать денежную политику, но в рамках разумного, необходимо произвести либерализацию государственного регулирования в банковской системе, как это произошло в Японии и Мексике, необходимо инвестировать те отрасли народного хозяйства (перерабатывающую, химическую, транспортную, приборостроение), которые позволят развивать отечественное производство, повысить макроэкономические показатели ВВП, процент занятости населения, уровень реальных доходов населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 10 июля 2002 №86 – ФЗ «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)»
2. Федеральный закон от 10 декабря 2003 №173 – ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
3. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. Под ред. Е.Ф. Жукова. М.:ЮНИТИ, 2002.
4. Деньги, кредит, банки: Практикум для студ. Всех форм обуч./ Сост.: Е. Г. Хольнова. – СПб.: СПбГИЭУ, 2004.
5. Миллер Р. Л. Современные деньги и банковское дело: Учебник для вузов.– М.: Инфра-М, 2000.
6. Мировая экономика и международный бизнес: Учебник / Гос. Ун-т Управления; Под ред. В. В. Полянова, Р. К. Щенина. – М.: КноРус, 2005.
7. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2004.
8. Финансы, деньги, кредит: Учебник для вузов. Под ред. О.В.Соколовой. М.: Юристъ, 2000.
9. Челноков В.А. Деньги. Кредит. Банки.: Учебное пособие – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
10. www.federaireserve.gov - Сайт ФРС США
11. www.cbr.ru - Сайт Банка России
12. www.rcb.ru - Сайт новостей рынка ценных бумаг