Реформаторские проекты Александра I и М. М. Сперанского Начало реформ Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить политику абсолютизма. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызвавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику по законам и сердцу своей
бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Александр восстановил отменнные Павлом Жалованные грамоты дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешн свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентациями в быту, одеежде, общественном поведении и
т. д. Эти меры создали Александру славу либерала. Вступив на престол, Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общесвенно-политическим проблемам. 5 апреля 1801 был создан Непременный совет законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя граф
П. А. Строганов, польский князь А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Российской империи. Реформы государственного управления. В 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещ с петровских времн являлись главными органами исполнительной
власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств военно-сухопутных сил, военно-морских сил,
иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещ более чтко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждн Комитет министров в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного
управления. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать представления императору по поводу устаревших законов. Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе
Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия вс больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения. Александр I надеялся с введением министерской системы центрального управления навести порядок и укрепить
государство. Но решительной победы с злоупотреблениями достигнуто н было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нм с опасением уронить престиж Сената. Становилось очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу
создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а н пожирала е ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и
М. М. Сперанского 1772 1839, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы. Сперанский происходил из семьи сельского священника. Выдающиеся способности и трудолюбие выдвинули его на важные государственные посты. В 1807 г. Александр приблизил его к себе, а затем взял с собой, отправляясь в Эрфурт на встречу с Наполеоном. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне
ничем не выделявшегося в русской делегации. Не угодно ли вам, государь в шутку спросил он Александра обменять мне этого человека на какое-нибудь королевство Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. Он не терпел хаоса и сумбура. Любой, самый запутанный вопрос в его изложении приобретал упорядоченную стройность. В 1809 г. по поручению Александра он составил проект коренных преобразований.
Осуществление проекта М. М. Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой всероссийским представительным органом.
Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на е рассмотрение, и заслушивать отчты министров. Все власти законодательная, исполнительная и судебная соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царм. Мнение Государственного совета, утвержднное царм, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства
или меньшинства. Ни один закон не мог вступить без осуждения в Государственной думе и Государственном совете. Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать мнение народное. В этом и заключается его принципиально новый подход действия властей в центре и на местах он хотел
поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей. По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землй или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так
Никто не может быть наказан без судебного приговора. Это должно было ограничить власть поещиков над крепостными. Осуществление проекта началось в 1810 г когда был создан Государственный совет. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ.
Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств. Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ. Высшее дворянство, прослышав о планах Сперанского наделить гражданскими правами крепостных, выражало недовольство. Против Сперанского объединились все консерваторы, среди которых особо выделялся
А. А. Аракчеев, бывший фаворит Павла, попавший в милость и к новому императору. Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и Записка о древней и новой России Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору усомниться в правильности избранного им пути. Немаловажное значение имел фактор и международного положения России усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность
оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную. Сперанский был окружн платными и добровольными шпионами, которые передавали царю каждое его неосторожное слово. В марте 1812 г. он был отстранн от дел и сослан в ссылку. Реформы 1802-1812 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата.
Как и прежде, император обладал верховной законодательной властью. В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении конституции в Царстве Польском 1815, сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединнной к России в 1809 г а также в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя Уставной грамоты
Российской империи 1819-1820. В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге. Использованная в докладе литература 1. История России. Учебник. А. С. Орлов, В. А. Георгиев М. ПРОСПЕКТ, 1997 2. История Россия с начала XVII до конца
XIX века. Л. В. Милов, П. Н. Зырянов, А. Н. Боханов М. АСТ, 1996
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |