Реферат по предмету "История"


Реферат по этнологии

Реферат по этнологии студента РГУ ОЗО II курс I семестр факультет история 3-я группа Иванова Александра Народная сказка как этнографический источник I. Вступление. II. Народная сказка как этнографический источник. III. Формы и жанры народной прозы (сказки, былины). IV. Особенности народного фольклора. V. Особенности волшебных или фантастических сказок.

Основные действующие лица таких сказок. VI. Коллективные творческие усилия народа при создании сказок. VII. Заключение Величайшее богатство народа- его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение,

как в пословицах, былинах, сказках. Меткий и образный русский язык особенно богат сказками. Их тысячи. Как на крыльях они перелетают из века в век от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость Различны эпохи породившие сказки. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлялись в чеканных народных былинах и сказаниях. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания

жизни, радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины и уродство предрассудков. *1 «Вечером* слушаю сказки- и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»- записал А.С. Пушкин в 1824г. в Михайловском. Драгоценными историческими документами называл русские сказки

В.Г. Белинский, подчеркивая при этом их социальное звучание. Еще об одной важной особенности сказок- их способность «заглядывать вперед», выдумке писал А.М. Горький: «О коврах самолетах, фантазия сказочников знала за десятки веков до изобретения аэроплана, о чудесных скоростях передвижения в пространстве предвещала задолго до паровоза, до газо- и электромотора». Формы и жанры народной прозы не менее разнообразны, чем поэзии: это предания и легенды (включая древнейшие

из них- об основании Киева о Евпатии Коловрате, о граде Кетеже, пословицы, поговорки, заговоры, загадки и конечно в первую очередь сказки *2). Сказки- прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость

жизненных наблюдений. С необычайной щедростью, во всем великолепии явлены в сказках сокровища народной разговорной речи. Гибкостью, тонкостью смысла, многообразием и обилием оттенком, слово о сказке удивляло даже самых взыскательных художников. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве как только начинает говорить. Школьник встречается со сказками и в букваре, и в первых книгах для чтения и при изучении литературы в старших классах, когда знакомится с произведениями писателей- классиков.

Из сказок подросток узнает, что счастье не мыслится без труда, без стойкости нравственных принципов. В сказках неизменно осуждаются насилие, разбой, коварство, черные деяния. Сказка помогает ребенку укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношение к своим и чужим поступкам. Сказочная фантастика утверждает человека о светлом понятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против

добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты. В своей работе я сделал попытку охарактеризовать русские народные сказки в целом, раскрыть их идеи и образы, показать особенности сказочного стиля. 3* I. Ученые по разному толковали сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось

отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. Считать ли сказкой вообще любой фантастический рассказ или выделять в устной народной прозе и другие ее виды- сказочную прозу. Как понимать фантастический вымысел, без которого не обходиться не одна из сказок? Ведь даже в детской прибаутке о том, как таракан дрова рубил, а долгоногий журавль на мельницу ездил, не говоря о преданиях и легендах, есть фантастический вымысел и занимательность.

Без фантастики немыслима не одна сказка. Такое понимание близко нашим обиходным понятиям о сказке. Мы и сегодня желая указать на несоответствие какой- нибудь речи истине, говорим, что она- сказка. Попытку отличить сказку от других жанров фольклора предпринял более ста лет назад К.С. Аксанов. говоря о различии между сказками и былинами он писал: «Между сказками и песнями, по нашему мнению лежит резкая черта. Сказка и песня различны изначала.

Это различие установил сам народ, и нам всего лучше прямо принять то разделение, которое он сделал в своей литературе. Сказка- складка (вымысел), а песня- быль, говорит народ, и слова его имеют смысл глубокий, который объясняется, как скоро обратим внимание на песню и сказку». Аксаков считал что самое характерное для сказок- вымысел, причем сознательный вымысел. С этой трактовкой сказок не согласился известный фольклорист

А.Н. Афанасьев: «Нет сказка не пустая складка, в ней, как и вообще во всех созданиях целого народа, не могло быть и в самом деле нет ни нарочно сочиненной лжи, ни намеренного уклонения от действительного мира». Афанасьев был прав, хотя и исходил из особого, мифологического понимания генезиса сказки. Известный советский сказковед Э.В. Померанцева приняла эту точку зрения: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка)- эпическое устное художественное произведение преимущественно прозаическое, волшебное,

авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, передания и былички, т.е. от рассказов преподносимых рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевших место событиях, как бы маловероятны и фантастичны они иногда «ни были». Правильны ли эти определения? «Складка», сознательная установка на вымысел, «целеустановка на развлечение»,

сочетающаяся с обращением к необычному в повествовании все это невозможно признать достаточным для определения сказки. Было время, когда в истину сказочных повествований верили также непоколебимо, как мы верим сейчас историко- документальному рассказу и очерку: Автор новейшей книги «Образы восточно- славянской волшебной сказки Н.В. Новиков привел многочисленные свидетельства собирателей фольклора, которые признавали существование

и веры в языческое чудесное». Однако очень часто сказочники сказку считали вымыслом. Поэтому Новиков что признак «верят или не верят рассказчик и его слушатели в реальную возможность» сказочных чудес, не может быть сочтен определяющим для сказки. Сказка независимо от этого обстоятельства «остается» сказкой». II. Фольклор возник тогда, когда письменности еще не было.

Фольклорное произведение не закреплялось на бумаге. Оно передавалось от человека к человеку устно. Вернее сказать: оно и живет, существует только в тот момент, когда его исполняют если оно не передается, не исполняется не звучит- оно умирает, его как бы нет совсем. Книга же может лежать хоть год. Хоть десять лет. А потом расскажет все что хотел рассказать автор, тому кто снимет ее с полки и прочитает.

Египетские папирусы и глиняные таблицы Вавилонян ученые прочитали через несколько тысяч лет. Итак, первое отличие фольклора от литературы, устного искусства слова от письменного: устная форма существования. Конечно, после изобретения письменности появилась возможность записать песню, сказку или былину. Но все равно- пока песня, сказка или былина живут естественной жизнью, они живут, передаваясь из уст в уста. Также (живут) как чтение- нормальная форма усвоения литературного произведения (хотя

его порой можно и прочитать). Фольклорное произведение распространяемое устно, и фольклорное произведение, записанное, напечатанное это все равно что живая жизнь и фотография: на снимке запечатлен какой- то миг, но жизнь от этого не остановилась, продолжается (жить) дальше. Как же живут фольклорные произведения? Зададим себе такой вопрос: можно ли предположить что фольклорные произведения, проходя через тысячи и миллионы уст из конца в конец страны переходя от одного поколения

к другому, не меняется, как не меняется стихотворение Пушкина «Зимний вечер» которое когда то учили наизусть наши бабушки и дедушки, а теперь учат школьники. Ну, во- первых ему легко изменяться, потому что текст не закреплен на бумаге. Во- вторых это произведение как бы не имеет автора, оно безымянное. В фольклоре ведь не существует авторского права. Кто- нибудь, когда- нибудь обязательно что- то спутает

заменит забытое слово своим. Хотя тоже может быть, подходящим. Наконец, человек может просто ослышаться, неверно понять слово- он же на слух его воспринимает. Процесс создания устных произведений облегчает дальнейшее их видоизменение, предает им фольклорный вид. Как правило, устное произведение находит свое содержание и форму после того, как поживет в народе пройдет процесс изменений, когда обретет традиционно- устойчивые черты характера для творящей среды.

Когда освободится от случайностей индивидуального творческого почина. Все народные сказки, придания, былинки, анекдоты, песни, пословицы, загадки- почти все произведения народного массового творчества прошли через этот процесс фолклоризации. Они нашли в результате длительных изменений свою традиционную устойчивую основу, которая неизменно обнаруживается в их содержании и форме. Сложенные таким образом произведения независимо от лиц от которых

записано традиционно устойчивых темах, идеях, сюжете (если произведение сюжетно) в образах, композициях и стиле. Традиционная устойчивость, сохраняемая в условиях варьирования непременный признак фольклорного произведения. Больше или меньше распространенность, длительность бытования устного, произведения- факт, подтвержденный историей фольклорного общества в любом его виде, в том числе и сказками. Народные сказки свойственны все особенности фольклора.

Сказочник зависит от традиции в форме которых коллективная художественная работа других сказочников доходит до него. Традиция как бы диктует сказочнику содержание и форму его творения, основные поэтические приемы особый выработанный и развитый на протяжении веков сказочный стиль. Эти традиции властно вмешиваются в творческий процесс народного мастера- сказочника. Устные сказки записанные от сказителей творение многих поколений людей, а не только этих отдельных

мастеров.* III. «В некотором царстве, в некотором государстве » Эти слова- как позывные перед футбольным матчем: только услышишь- сразу скажешь, что дальше будет. Дальше будет сказка. Сказки бывают разные. Есть волшебные или фантастические. Тут действуют такие герои, как Баба- Яга, Кощей Бессмертный, чудесные предметы: дубинка- самобойка, скатерть- самобранка, гусли- самоигры. Есть сказки о животных, похожие на басни.

Есть сказки бытовые. В них идет речь о жизни в дореволюционной России: о барине, о попе, о поповом работнике, о бедном мужике, о ловком солдате. Бытовая сказка, кок показывают ее содержание, ее герои, самая молодая. Волшебная сказка зародилась так давно что ни в сказке сказать ни пером описать. В некоторых сказках есть такие персонажи, как Солнце,

Месяц, Ветер. Как их нарисовать? Есть ли что- то человеческое в их облике? Дедушка Водяной, говорят ученые- древний хозяин воды. Баба- Яга- хозяйка леса, хозяка лесных зверей. Эти образы ведут нас к представлениям первобытных людей, которые одушевляли, очеловечивали все стихии, все силы природы. Первобытные люди почитали зверей и птиц. Они думали, что каждое племя, каждый род происходит от какого-

нибудь животного предка. Такому животному (его называют потемным, а такие верования- тотемизмом) поклонялись, приносили ему жертвы. Сами наименования племен и родов часто указывают на их тотемного предка, покровителя. В некоторых русских сказках действуют Орел, Сокол, Ворон Воронович- это тоже воспоминание об очень далекой поре, воспоминания о тотемных предках, об очень далекой поре. Анализируя волшебные сказки, ученые находят в них отражение разных сторон жизни первобытного

человека, его верования и обрядов и, в частности обрядов посвящения мальчиков в охотники и воины. Обряд этот был очень важным событием для каждого члена племени, имел все общее распространение, поэтому воспоминания о нем сохранялось в наиболее отчетливой форме. В старинных сказках несведущего человека может поразить не какая- то на первый взгляд необъяснимая жестокость. Например, герою отрубывают пальцы. Или один человек просит другого рассказать какую нибудь

историю. Хорошо, говорит другой, я расскажу, но если перебьешь меня ремень из спины вырежу. Эта древняя деталь напоминает об обряде посвящения (или, инициации). Обряд посвещения у индейцев существовал еще в прошлом веке. И мальчики с гордостью переносили все испытания. Молодой герой сказки- а он всегда молодой, часто мальчик, подросток- получает какое- то трудное задание. Повествование, о том как он преодолевает все испытания,

доказывает свое мужество, находчивость, проявляет лучшие душевные качетсва воспроизводит (в измененном виде) схему древнего обряда инициации. Внимательно вглядываясь в содержание волшебной сказки, снимая позднейшие напластования, ученные пришли к выводу, что в сказке отражен более ранний исторический этап, когда люди ещё не знали земледелия, а пользовались готовыми дарами природы- занимались охотой, ловили рыбу, собирали съедобные корни, искали мед диких пчел.

Еще в начале XVIII века была в ходу поговорка: кто с дерева убился- бортник, а утонул рыболов. Конечно возникла эта поговорка намного раньше. Значительная часть сказочного действия происходит в лесу. И лес этот всегда дикий, дремучий. Умение ориентироваться в нем (клубочек) тут просто необходимо. Самый устойчивый элемент произведения- сюжет. В сюжете- то как раз и угадывается старая основа, связь с древнейшим занятием славян- бортничеством. Сказки этого типа сохранились и до наших дней.

Но теперь герои обычно просто попадают в яму, в дупло и выбирается оттуда, схватившись за хвост волка или медведя. Причина, по которой герой попадает в дупло- поиски меда- уже забыто. Читая сказки, возникает ощущение, что народ в сказке один, язык один. Только это не Россия XIX или даже XVIII века, а куда более древняя Русь периода феодальной раздробленности, когда что не город то свое и княжество.

Князья часто переезжали из одного города в другой, из одного княжества в другое. Есть в волшебных сказках и не русские государства. Они всегда находятся за морем и называются заморскими. Итак в сказках этого типа нет представления о родине, о России, нет чувства родины, нет идеи патриотизма. Нет по одной простой причине: сказка возникла так

давно, что еще и государства- то не было! А теперь возьмем былину. Почти в каждой из них не просто упоминаются Киев, Русь, русская земля. Герои- богатыри сделали целей всей своей жизни служение этой земле Руси. Былины пронизаны благородными идеями патриотизма. Былины родились позднее волшебных сказок. Фольклористы, историки, этнографы с помощью, обыкновенной,

привычной с детства сказки заглянули в такие дали дальние что дух захватывает. Давно забыты не только древние первоосновы сказки- жизнь и представление первобытного человека, но и позднейшее наслоение эпохи феодализма. Князья, цари- стало далеким прошлым. Другая жизнь идет по нашей земле. А сказка живет. В новогодние праздники мы повсюду видим Деда- Мороза.

Да, это тот самый Морозко, Мороз Красный нос, страшный владыка холода. А в сказке- мы тоже хорошо ее знаем- Морозко с сочувствием отнесся к сироте, которую мачеха выгнала на погибель. Заботливая трудолюбивая девочка понравилась ему. Он не только сохранил ей жизнь, но и щедро наградил. Злые, ленивые, жадные мачеха и дочь ее наказаны. И здесь побеждает самый слабый, самый обиженный.

Древняя сказка и сегодня учит добру, справедливости, верности, отзывчивости. И былина, когда мы ее читаем, хоть и давно она сложена, волнует нас своим содержанием, мы восхищаемся подвигами героев живших до нас, их переживания, как бы далеко мы не ушли от тех времен, понятны нам, заставляют биться сильней наши сердца. Художественное народное слово, как и старое искусство письменного слова - литературе, навсегда останется с нами. Но эта была не сказка, а присказка.

Сказка будет завтра после обеда поевши мягкого хлеба. А еще поедим пирога- да потянем бычка за рога * IV. Фантастика сказок создана коллективными творческими усилиями народа. Как в зеркале, в ней отразилась жизнь народа, его характер. Через сказку перед нами раскрываются его тысячелетняя история.

Сказочная фантастика имела реальное основание. Всякое изменение в жизни народа неизбежна приводила к изменению содержания фантастических образов и их форм. Однажды возникнув, сказочный вымысел развивался в связи со всей совокупностью существующих народных представлений и понятий подвергаясь новой переработке. Генезис и изменение на протяжении веков объясняют особенности и свойства вымысла в народной сказке.

Складывающаяся веками в тесной связи с бытом и всей жизни народа, сказочная фантастика самобытна и неповторима. Эта самобытность и неповторимость объясняются качествами народа, которому принадлежит вымысел, обстоятельствами происхождения и той ролью, которую играет сказка в народной жизни. Было бы ошибкой отрицать взаимодействие народно- сказочных культур разных народов. Общение народов всегда влекло за собой обмен духовными ценностями, но это общение не стирало национального

своеобразия народных культур. Сказки одних народов воспринимались другими, подвергаясь существенной племенной и национальной правке. Самобытный характер фантастики народных сказок устойчив. Даже в том случае, когда народы находятся в родственных отношениях, самостоятельность и самобытность сказок, оригинальность их фантастики не подлежит сомнению. Близкое родство славянских народов не помешало развитию оригинальных сказочных эпосов.

Так что же такое сказка? При рассмотрении важнейших разновидностей сказок можно было убедиться в том, что при всей невероятности рассказанного в своей основе они содержат идеи «натуральные и обыкновенные». Сказки- это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использование приемов не правдоподобного изображения реальности. Они не повторяются больше ни в каком другом жанре фольклора.

Отличие сказочного вымысла от вымысла, которые встречаются в других фольклорных произведениях изначальное, генетическое. Сказки о животных чаще всего принимают форму рассказов о людях под личиной животных. Идея этих сказок требует для своего воплощения перемещение героев в придуманное положение и ситуации, а так же наделение персонажей чертами животных. Волшебную сказку характеризуют обостренное желание народа увидеть благоприятный исход в борьбе с силами природы, победу в столкновении с носителями социальной

неправды: царями и многоголовыми чудовищами. Конкретный смысл сказки- особый в каждом отдельном случае, но повествование всегда приобретает отвлеченный смысл и доносит свою идею в условном выражении. Бытовые новеллистические сказки представляют изображаемые явления в резко окарикатуренном нарочесто сниженном виде. Народные сказочники сатирики и юмористы усмотрели многочисленные и разнообразные проявления алогизма в обыденной жизни и раскрыли его в форме нарочестого, не редко гиперболического изображения.

Заключение. Народные сказки никогда не были беспочвенной фантатсикой. Действительность представила в сказке как сложная система связей и отношений. Воспроизведение реальности сочетается в сказке с мыслью ее творцов. Мир творцов всегда покарен воле и фантазии сказочников и именно это волевое, активное начало всего привлекательнее в сказке. И теперь в век, преступившей поры самых смелых мечтаний, древняя тысячелетняя

сказка не потеряла своей власти над людьми. Душа человека, как и прежде в прошлом открыта для поэтических очарований. Чем поразительней технические открытия, тем сильней чувства утверждающие людей в ощущении величия жизни, бесконечности ее вечной красоты. В сопровождении вереницы сказочных героев вступит человек в гредущее столетие. И тогда люди будут восхищаться искуствам сказок о лисе и волке, медведе и зайце, колобке, гусях- лебедях, Кощея, огнедышащих змеях,

Иванушки- дурачке, плутоватом солдате и о многих других героях, которые стали вечными спутниками народа.* Список литературы. 1. В.П. Аникин «Русская народная сказка» «Просвещение 1977г.» 2. В. Бахтин «От былины до считалки» «Детская литература 1982г.» 3. Б. Кирдан «Пословицы и поговорки русского народа» «Правда 1987г.» 4. П.С. Выходцев «Русское народное творчество» «Молодая гвардия 1979г.»



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Культура Средних веков
Реферат 1 Место нахождения эмитента 121069, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 60, стр
Реферат Сочинение по картине Ф.П. Решетникова Опять двойка
Реферат Роль предприятий оборонно-промышленного комплекса в развитии экономики
Реферат Избирательная система в Республике Казахстан 2
Реферат Проблемы банкротства
Реферат Памятники природы Челябинской области
Реферат Литература - фтизиатрия туберкуломы и кавернозный туберкулез
Реферат 2. Состав Земной коры. Минералы и горные породы
Реферат Анализ и моделирование цифровых и аналоговых схем
Реферат Перспектива развития газовой промышленности
Реферат Славяне 2
Реферат [Текст]: научно-аналити-ческий журнал (издаётся с 2007 г.)
Реферат Анализ объема и структуры услуг, предоставляемых ООО "Сибирь-Алтай"
Реферат Алгоритм анализа учителем проведенного урока