Реферат по предмету "Гражданское право и процесс"


История адвокатуры России, её появление и развитие

Введение 1. История русской дореволюционной адвокатуры 2. Русская адвокатура советского периода 3. Адвокатура России периода судебно-правовой реформы 90-х годов ХХ столетия Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ. Под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профессионалов, объединенных в адвокатских палатах субъектов Российской Федерации (по старой терминологии — в коллегиях адвокатов) и име­ющих задачей оказание юридической помощи физическим и юриди­ческим лицам, включающую в себя участие в различных видах судо­производства, разъяснение правовых вопросов, подготовку юридических документов (заявлений, жалоб, договоров и т.п.). Функционирование адвокатуры является основным способом обеспечения положения ст. 48 Конституции РФ, часть 1 которой гласит: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи». Поскольку коллегии адвокатов являлись практически единствен­ной формой объединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь, адвокатура как институт отождествляется именно с ними. Из Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» выте­кает, что адвокатура является некоммерческой, коллегия адвокатов определена как «некоммерческое, самоуправляемое профессиональное объединение, основанное на индивидуальном членстве лиц, занимаю­щееся адвокатской деятельностью. Как институт гражданского сооб­щества адвокатура не входит в систему органов государственной влас­ти и местного самоуправления» (см.: ст. 1,3,29,31 и др.). Это определение подчеркивает самостоятельность адвокатских объе­динений, их независимость от органов государственного управления. Правовые основы взаимодействия адвокатуры с органами государ­ственной власти — это один из концептуальных вопросов, ответ на который определяет в значительной мере правовой статус адвокату­ры, ее место в системе государственных и общественных институтов.
1. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ АДВОКАТУРЫ. Изучение истории российской адвокатуры призвано не просто удовлетворить естественное любопытство, но и выявить сложности, сто­ящие на пути этого института, определить принципы организации и деятельности адвокатуры в процессе ее становления, показать их в динамике и увидеть их перспективу. Ныне мы с полным основанием относим к принципам организа­ции и деятельности адвокатуры добровольность объединения адвока­тов, независимость и самоуправление адвокатских корпораций, за­конность деятельности, соблюдение нравственных начал профессии, профессионализм, гуманизм и др. История адвокатуры России позволяет утверждать, что эти прин­ципы далеко не в полной мере реализовались в прошлом, да и ныне они нуждаются в постоянной защите, правовом и организационном обеспечении. Русская присяжная и частная адвокатура родилась в ус­ловиях демократических судебных реформ 60-х годов XIX в. в царство­вание императора Александра II. В известной мере это было вынужденное решение: введение суда присяжных и состязательного судебного процесса не могло состояться без профессиональной адвокатуры. К кандидатам в присяжные поверенные предъявлялось требование наличия законченного высшего образования. По причине отсутствия достаточного количества дипломированных специалистов Учреждением судебных установлений допускались част­ные поверенные без высшего образования. Сохранялись (практичес­ки) и предшественники адвокатуры — стряпчие («крапивное семя», «ябедники»). Государственная ангажированность присяжных поверен­ных обеспечивалась не только присягой, в которой они обязывались сохранять верность государю-императору, самодержцу всероссийско­му, не ослаблять православной церкви, но и порядком комплектова­ния адвокатуры. Состав присяжных поверенных контролировался Судебной палатой округа, при которой создавался Совет присяжных поверенных, дея­тельность которого также была поднадзорна Судебной палате. В присяжные поверенные не допускались иностранцы, несостоятель­ные должники, лица, состоящие на правительственной службе, под­вергшиеся по приговору суда лишению или ограничению прав состоя­ния, находящиеся под следствием, лица, которые исключены из числа присяжных поверенных и др. Совет присяжных поверенных рассматри­вал вопросы приема и отчисления, жалоб на действия присяжных, контролировал соблюдение ими законов и правил профессии, включая размеры взимаемых вознаграждений, устанавливал очередность «хож­дения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности», и др. (ст. 354,367 Учреждения судебных установлений). Жалобы на решение Со­вета присяжных подавались в Судебную палату. Таким образом, независимость создаваемой в результате реформы адвокатуры была достаточно относительной, а самоуправление — в пределах, контролируемых судом. С созданием профессиональной адвокатуры формировались определенные нравственные ориентиры про­фессии адвоката — в требованиях к кандидатам в присяжные, а также при определении их правовых обязанностей и ограничений. Так, присяжным поверенным запрещалось приобретать права сво­их доверителей по тяжбам, вести дела против своих родственников (родителей, жены, детей, братьев и сестер), представлять сразу обе стороны тяжущихся или переходить с одной стороны на другую, ог­лашать тайны своего доверителя. Существовала и такса оплаты труда адвоката, утвержденная Министром юстиции для ведения гражданс­ких дел в 1868 г. (отсчет гонорара шел от цены иска). Любопытно, что благотворительность государства уже тогда осуществлялась за счет присяжных поверенных: их назначали по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности (ст.367 Учреждения судебных установлений. Ноябрь 1864 г.). С присяжного поверенного тяжущийся (доверитель) мог взыскать причиненные нерадением адвоката убытки. Было возможно и уголовное преследование присяжного поверенного за серьезное злоупотребление. В принципе, все эти положения вполне импонируют и современно­му адвокату, но следует отметить, что в практической жизни они соблюдались далеко не всегда, тем более что сами идеи судебной ре­формы конца XIX в. в России оказались во многом не реализованны­ми, плавно перетекшими в меры реакционного характера, которые принято относить к «контрреформам».
2. РУССКАЯ АДВОКАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА. Становление русской адвокатуры после судебной реформы 1864 г. отмечено формированием процессуального статуса адвоката, участву­ющего в гражданском и уголовном судопроизводстве, отвечавшего европейским образцам становлением профессиональных нравственных требований. Выдвинулись и яркие личности в среде адвокатов: Спасович, Александров, Андреевский, Плевако и др. Это были люди высочайшей профессиональной культуры, под­линные защитники правды и справедливости, выдающиеся судебные ораторы. Октябрьская революция 1917 г. разрушила и судебные учреж­дения и адвокатуру. «Мы расчистили этим дорогу для настоящего на­родного суда», — с торжеством говорил основатель нового государства (см.: В.И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 35, с. 270).
Место права заняло «правосознание революционного класса», а про­фессионально подготовленные судьи были заменены солдатскими и рабоче-крестьянскими активистами. Спустя несколько недель после октябрьского переворота, 24 ноября 1917 г., был принят Декрет о суде № 1. Он был ориентирован на созда­ние «советских судов». Адвокатура им создана не была, однако в качестве защитников и обвинителей были допущены «все непороченные лица обоего пола». Инструкцией Наркомюста 19.12.1917 г. при ревтрибуналах учреждались «коллегии правозаступников», в которые могли вступать любые лица, желающие «помочь революционному правосудию» и имею­щие соответствующие рекомендации от Советов депутатов.
Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. предусмотрел создание колле­гий правозаступников при Советах депутатов из любых лиц, желающих «помочь революционному правосудию». Позже (Декретом «О народном суде РСФСР» от 30.11.1918 г.) коллегии правозаступников стали име­новаться коллегиями «защитников, обвинителей и представителей сто­рон в гражданском процессе». Их составляли должностные лица, полу­чавшие зарплату от государства по смете Наркомюста. О независимости такого рода правозащитников вопрос, естественно, не стоял. Вскоре эти коллегии были упразднены под тем предлогом, что в них были «сильны элементы буржуазной адвокатуры». Защита стала осуществляться в порядке трудовой повинности лицами, включенны­ми в списки местными исполкомами. Эти меры были направлены на окончательное уничтожение дореволюционной адвокатуры России. Днем рождения советской профессиональной адвокатуры принято считать 26 мая 1922 г когда решением III сессии ВЦИК IX созыва было утверждено первое Положение" об адвокатуре. Коллегии защит­ников создавались при губернских отделах юстиции. Общим собрани­ем защитников избирался президиум, который ведал приемом и от­числением адвокатов, наложением дисциплинарных взысканий, решением финансовых и административных вопросов. С этого времени начался рост численности коллегий адвокатов, созда­ния сети юридических консультаций. Частнопрактикующие адвокаты были объявлены вне закона. Положениями об адвокатуре от 27 февраля 1932 г., 16 августа 1939 г. развивались принципы организации адвокатуры, установленные первым положением, более четко определялись права и обязанности структурных подразделений коллегии адвокатов и их членов. Положение от 16 августа 1939 г. впервые закрепило принцип, в соответ­ствии с которым в адвокатуру могли вступать лишь лица, имеющие юридическое образование, либо не менее трех лет опыта работы в каче­стве судьи, прокурора, следователя или юрисконсульта. Повышалась самостоятельность коллегий путем расширения пол­номочий общих собраний адвокатов и избираемого им тайным голосованием президиума. Оплата труда адвокатов регулировалась таксой, утверждаемой Наркомюстом. Роль адвокатуры в правоохранительной системе как органа оказа­ния населению юридической помощи и обеспечения защиты по уго­ловным делам возрастала по мере утверждения лозунга об укреплении социалистической законности. Конституция РСФСР 1978 г. содержала в разделе о правосудии упоминание об адвокатуре (ст. 173), но лишь в функциональном пла­не: «Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов». Эта норма в законодательстве о судо­устройстве не нашла существенного развития. Указывалось лишь на участие адвоката в формах судопроизводства — гражданском и уго­ловном — с целью оказания помощи гражданам и организациям. Первый «Закон об адвокатуре в СССР» был принят Верховным Со­ветом СССР 30 ноября 1979 г. Этим законом вносилось единообразие в принципы организации и деятельности адвокатуры всех союзных рес­публик. Впервые было установлено правило, действующее и ныне, о порядке создания добровольных объединений лиц, занимающихся адво­катской деятельностью. Окончательно утверждался принцип обязатель­ного высшего юридического образования для членов коллегий адвока­тов, устанавливались сроки стажировки для претендентов, не имеющих практического опыта, расширялось поле деятельности адвокатов. На базе союзного закона об адвокатуре было принято Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г., действующее ныне. Оно предусматривало наряду с традиционными региональными коллегия­ми (область, край, автономная республика) создавать «межрегиональ­ные и иные коллегии адвокатов», что позволило при переходе к ры­ночным отношениям формировать вначале юридические кооперативы, а затем и так называемые параллельные коллегии. Положение 1980 г. наряду с некоторым развитием демократических принципов организации и деятельности коллегий адвокатов сохрани­ло значительные права Минюста и исполкомов областных (краевых и т.д.) советов по «руководству адвокатурой». Таким образом, суждения об адвокатуре как автономном учреж­дении, независимой организации, построенной по профессиональ­ному признаку, оказалось предметом научных дискуссий и доктри­нерских концепций. Позиции законодателя были достаточно прозрачны и несли печать иных установок. Так, при определении задач адвокатуры, подчеркивалось, что она содействует укрепле­нию социалистической законности, воспитанию граждан в духе точ­ного и неуклонного исполнения советских законов, соблюдению дисциплины труда .» и т.п. Не скрывалась и руководящая роль государства: «Министерство юстиции РСФСР, министерства юстиции автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских советов народных депутатов в пределах своей компетен­ции контролируют соблюдение коллегиями адвокатов требований Закона СССР «Об адвокатуре в СССР», Положения, других актов законодательства Союза ССР и РСФСР, регулирующих деятельность адвокатуры; · устанавливают порядок оказания адвокатами юридической по­мощи гражданам и организациям; · заслушивают сообщения председателей президиумов коллегий ад­вокатов о работе коллегий; · издают инструкции и методические рекомендации по вопросам деятельности адвокатуры; · осуществляют другие полномочия, связанные с общим руковод­ством адвокатурой»[1]. Расширение прав коллегий адвокатов на самоуправление и незави­симость — медленный процесс, происходящий ныне в русле судебно-правовых реформ. В целом же, проанализировав историю становления советской адвока­туры, начавшуюся с разгона ее профессионального дореволюционного ядра, добавив воспоминания о господстве в течение десятилетий представления об адвокатуре, как об организации чуждой социалистическим идеа­лам, нетрудно представить ту суть, с какой она вошла в период судебно-правовой реформы 90-х годов XX столетия: государственная ангажирован­ность, малочисленность коллегий, невысокий профессиональный уровень, робость в отстаивании интересов доверителя и подзащитного. Крайне ограничено было и поле деятельности адвокатов, которое соответствовало приниженному положению судебных учреждений, узо­сти их юрисдикционных полномочий, тенденциозности законодатель­ства, урезанной гласности. Специальные исследования последних десятилетий советского перио­да роли адвоката в уголовном судопроизводстве показывали, что адвока­ты слабо использовали даже те возможности, которые им представлял уголовно-процессуальный закон. Отмечалась пассивность многих адвока­тов при осуществлении защиты на предварительном следствии и в суде, приводились достаточно многочисленные случаи, когда суды оправдыва­ли подсудимых вопреки позиции защитника-адвоката, спешившего при­знать его виновным. На статистическом уровне показывалось, как часто выявление следственных и судебных ошибок, приводивших к необосно­ванному осуждению, нельзя было поставить в заслугу адвокату[2].
На деятельность адвокатов в уголовном судопроизводстве отрицатель­но сказывались недостатки их процессуального статуса, ограничивавшего возможности активного участия в доказывании, особенно на предвари­тельном следствии. Предрешенность многих дел в результате господства «телефонного права» и административно-командных методов руковод­ства. Не последнюю роль играла и система оплаты труда адвокатов, ори­ентированная на материальные возможности советского клиента и не создававшая стимулов для кропотливого творческого труда.

3. АДВОКАТУРА РОССИИ ПЕРИОДА СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ 90-Х ГОДОВ ХХ СТОЛЕТИЯ. Судебно-правовая реформа 90-х годов XX в., вызывающая не только положительные оценки, но и обоснованную критику, существенно изменила правовой статус адвоката и адвокатских объединений. Хотя новый Закон об адвокатуре РФ длительное время оставался в проектах (на начало 2001 г.) и действовало Положение об адвокатуре РСФСР 1980 г. права адвоката и его правозащитные возможности расширялись с вязи с формированием в стране судебной власти, внедрением в правовую систему России общепризнанных меж­дународных пактов о правах человека, совершенствованием уголовно-процессуального и созданием арбитражно-процессуального законода­тельства. Эффективность оказываемой адвокатом правовой помощи опреде­ляется не только уровнем его профессиональной подготовки, но и состоянием правовой системы, статусом личности в государстве. Кон­ституция РФ 1993 г. в главе «Права и свободы человека и гражданина» сделала значительный шаг в направлении к построению правового государства. Учитывая прямое действие Конституции и отражение ее принципов в отраслевом законодательстве, адвокат получил возмож­ность активного воздействия на создание условий для реализации прав человека. Статья 48 Конституции РФ 1993 г. провозгласила: «Каждому гаран­тируется право на получение квалифицированной юридической помо­щи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказы­вается бесплатно». Толкователи Конституции РФ, не утруждая себя сомнениями, видят в этой формуле именно адвокатскую юридическую помощь[3]. Нельзя не согласиться с тем, что квалифицированная юридичес­кая помощь — это, конечно же, адвокатская помощь. Однако нельзя не признать, что из ст.48 Конституции РФ такой вывод однозначно не вытекает. Квалифицированную юридическую по­мощь может оказать и любой искушенный юрист, правовед, ученый. Что же касается практики, то она по-своему расцвечивает, как и всегда, мысль законодателя. Известны специальные исследования ав­торов диссертаций из которых вытекает, что юридическую помощь в военных трибуналах (теперь — военных судах), особенно отдаленных гарнизонов и «ограниченных зарубежных контингентов войск», ока­зывали нижние чины самих трибуналов, а иногда и школьные учите­ля. В этих случаях, как утверждали исследователи, количество хода­тайств и жалоб на приговоры в интересах осужденных резко снижалось. Возникает вопрос, не потому ли ст.48 ч.1 Конституции РФ не упоминает адвокатов, чтобы не исключить практику их подмены и гарантию «квалифицированной юридической помощи» сделать нео­пределенной и трудно контролируемой. А может быть, здесь кроется нежелание государства брать на себя бремя оплаты труда адвокатов в случаях помощи имущественно несостоятельным гражданам? Между тем старая Конституция РФ (принятая 12 апреля 1978 г.) содержала норму, устранявшую многие из ныне существующих воп­росов, включая и вопросы организации адвокатуры, до сих пор нере­шенные: «Для оказания юридической помощи гражданам и организа­циям действуют коллегии адвокатов» (ст. 173). Содержались в этой статье и отсылочная норма: «Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Рос­сийской Федерации». Этого нет в новой, ныне действующей Конституций РФ 1993 г. И все же, несмотря на явное невнимание Конституции РФ к ин­ституту адвокатуры, ею созданы необходимые правовые предпосылки для активной защиты адвокатами прав и законных интересов граж­дан, оказания юридической помощи населению. Это, прежде всего, широкий перечень закрепленных в Консти­туции РФ прав и свобод граждан. Воплощение в ее нормах демок­ратических принципов правосудия и снятие каких-либо ограниче­ний с предмета судебной юриспруденции. Это нормы о доказывании, ограничивающие обвинительный уклон и противозаконные спосо­бы подкрепления обвинений фальсифицированными доказатель­ствами и др. Исключительно велико значение изменений в уголовно-процессу­альном законодательстве для активного участия адвоката на предвари­тельном следствии и в суде. У подозреваемого и обвиняемого появил­ся защитник на ранних этапах расследования, появилась возможность судебного обжалования мер процессуального принуждения. Возросли требования к доказательствам (проблема недопустимости доказательств, полученных с нарушением федерального законодательства), что так­же создает новые правовые возможности защиты. Пробуждается инте­рес к судебному красноречию с возрождением суда присяжных. Важное значение для успешной деятельности адвоката имеет его независимость от государственных органов и органов коллегии адво­катов при определении средств и способов защиты интересов клиента, единственными критериями которых является законность и нравствен­ная безупречность. И действующее до середины 2002 г. Положение об адвокатуре, и уголовно-процессуальное законодательство в качестве гарантий неза­висимости адвоката указывают на адвокатскую тайну, недопустимость его допроса об обстоятельствах, ставших известными адвокату в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя. До начала судебно-правовых реформ 90-х годов XX в. структурны­ми подразделениями коллегии адвокатов были только юридические консультации, создаваемые президиумом коллегии, как правило, при судах в каждом административном районе. Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» 2002 г. содержит относительно детальные положения, касающиеся и принци­пов организации адвокатуры, и гарантий ее независимости, и струк­турных подразделений адвокатских сообществ (см.: гл. VI-IX Закона). Принципиальным изменениям была подвергнута и система оплаты труда адвокатов. Она всегда на протяжении советского периода строи­лась по жесткой таксе, именуемой «Инструкцией об оплате юриди­ческой помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям», утверждаемой Министром юстиции СССР. Каждый вид юридической помощи имел строго фиксирован­ную оценку в рублях, подобно оценке услуг парикмахерской. И толь­ко Инструкция, введенная в действие 10 апреля 1991 г., предусмотре­ла новшество, отразившее многолетние чаяния адвокатов, удовлетво­рявшиеся ранее нелегально (значит, противозаконно) за счет так на­зываемого микста[4]. В ст. 1 этой инструкции записано: «Основным принципом оплаты труда за юридическую помощь, оказанную адво­катами гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и ко­оперативам, является соглашение между адвокатом и лицом, обратив­шимся за помощью».
Соглашение об оплате между адвокатом и клиентом принцип не новый, но если ранее соглашение было ориентировано на предельные ставки таксы, то теперь — на материальные возможности клиента и притязания конкретного адвоката. Это тоже нашло отражение в инст­рукции: «При оплате по соглашению гражданину принадлежит право выбора конкретного адвоката» (из ст. 1).
Сама же такса сохраняется, но для тех случаев, когда соглашение не достигнуто и вопрос об оплате решается заведующим юридической консультацией или взыскивается судом при выполнении обязатель­ных поручений. Предусмотрена и возможность оплаты поручений в валюте. Таким образом, была заложена основа для процветания «имени­тых» адвокатов и она широко используется в условиях рыночных от­ношений. Законодатель предусмотрел ряд случаев оказания бесплатной юри­дической помощи. Традиционно в нашей уголовно-процессуальной си­стеме обязательная бесплатная Юридическая помощь оказывается об­виняемому, подозреваемому и подсудимому в определенных ст.49 УПК РСФСР случаях (в новом УПК РФ — ст. 51). Это и нашло отражение во второй фразе ч.1 ст.48 Конституции РФ «В случаях, предусмотрен­ных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно». Отраслевое процессуальное законодательство и практика не рас­пространяют бесплатную юридическую помощь на представителей по­терпевших в уголовном процессе, на неимущих истцов и ответчиков в гражданском судопроизводстве. Таким образом, данная конституци­онная гарантия оказывается урезанной, тем более если учесть, что бремя расходов по «бесплатной» юридической помощи населению не­сут, как правило, коллегии адвокатов, но не государство. Положением об адвокатуре РСФСР 1980 г. был предусмотрен значи­тельный перечень случаев, когда адвокаты обязаны бесплатно оказы­вать юридическую помощь, в том числе и при ведении гражданских дел в суде, не получая в этих случаях никакого вознаграждения за свой труд (ст. 22 4.1—5). Такая практика государственного гуманизма за счет физических лиц не соответствует международным правовым стандартам (см.: ст. 6 «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 4 января 1950 г., а также Резолюцию Совета Европы № 8 от 2 марта 1978 г. «О юридической помощи и консультациях» ч. 1), а сле­довательно, связана с нарушением ст. 15 п.4 Конституции РФ, объя­вившей принципы и нормы международного права составной частью правовой системы Российской Федерации. Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» расши­рил число оснований оказания бесплатной юридической помощи (ст. 26).Однако оплата труда адвокатов за счет средств федерального бюджета предусмотрена только для случаев защиты по назначению органов уголовного преследования и суда (ст. 25 п. 8). Иные виды бесплатной юридической помощи могут компенсироваться, как и преж­де, за счет средств адвокатского сообщества (ст. 25 п. 10).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В судебную реформу кон­ца прошлого века (1864 г.) адвокатура России, чтобы приобрести приемлемый статус и признание должна была открещиваться от своих предшественников — стряпчих и частных ходатаев — того «крапивно­го семени», мрачная слава которого тяжелым бременем лежала на ре­путации вновь создаваемого института. В полной мере присяжной адвокатуре того времени освободиться от предшественников не удалось: ходатаи по гражданским делам под разными вывесками сохранялись. Объяснялось это не только тради­цией, но и элементарной нехваткой дипломированных специалистов. Поэтому спустя 10 лет (в 1974 г.) правительство вынуждено было узаконить наряду с присяжными поверенными институт частных по­веренных. К нынешней судебной реформе (через 130 лет) адвокатура яви­лась, как видим, тоже в окружении не всегда почтенных конкурен­тов, не обремененных, как правило, ни профессиональными тради­циями, ни нравственными доминантами поведения. Репутация адвокатской профессии поставлена под угрозу. Разница ситуации, ве­роятно, не в пользу нынешней адвокатуры. В прошлом веке передовые слои общества восторженно принимали и создание нового суда и фор­мирование адвокатского сословия. Теперь обществу изначально вну­шалась мысль, что плох не только суд, доведенный до нищеты и подчас нравственного распада, плоха и адвокатура засильем чиновни­чьего элемента в руководстве, захватившая монополию на правовые услуги и потому неспособная к совершенствованию. На первое место выдвигались причины чисто организационного порядка. Обратимся к опыту США, по представлению нынешних реформа­торов, самого демократичного и процветающего государства. В США идея частнопрактикующих адвокатов и агентов по защите малоимущих реализована в полной мере и практика эта имеет и тра­диции и своих исследователей.
Список нормативных актов и использованной литературы
в контрольной работе по дисциплине «Адвокатура»
на тему «История адвокатуры России, её появление и развитие» 1. Конституция РФ 1993 г. 2. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» 2002 г. 3. Положение об адвокатуре РСФСР от 20.12.80 г. 4. Закон о Конституционном Суде РФ 1994 г. 5. КоАП РФ 2001 г. 6. Проекты Закона об адвокатуре РФ. 7. К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. Правоохранительные органы. М., 1995 8. Учреждение судебных установлений 20.11. 1996 г. (Российское законо­дательство Х-ХХ веков. М., 1991. Т. 8. Ст. 379-406). [1] См.: Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. Ст. 33. [2] Многие данные такого рода можно почерпнуть из исследований деятельности адвокатуры ряда авторов. См.: Бойков А.Д. «Проблемы эффективности судебной защиты». Автореферат докторской диссертации. М., 1974; «Пути повышения эф­фективности деятельности защитника». М., 1972; гл. «Эффективность деятельности адвоката-защитника по предотвращению и исправлению судебных ошибок» в мо­нографии «Эффективность правосудия и проблема устранения судебных ошибок». М., 1975. Том II, и др. Критические данные о деятельности советской адвокатуры содержатся и в публикациях таких авторов, как Киселев А.Я., Шафир Г.М., Сар-кисянц Г.П., Розенберг М.А. и др. [3] Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. М., 1997. С. 273. [4] Аббревиатура расшифровывается адвокатами как «максимальное использова­ние клиента сверх таксы».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.