Введение
Президент России Владимир Путин оценил итоги работы судебной системы как достаточно успешные. В самом деле, цифры впечатляют. Ежегодно судами общей юрисдикции рассматриваются более 5 миллионов гражданских дел, около 1 миллиона уголовных, более 3 миллионов дел об административных правонарушениях. Президент высоко оценил и профессиональный уровень судейского корпуса. Заявил, что без надлежащей работы судебной системы мы не достигнем ни одной поставленной задачи. Понятно, что для этого российскую судебную систему предстоит еще долго и тщательно отлаживать, укреплять — это работа постоянная.
Вот почему вопрос кодекса чести судьи актуален на сегодняшний день. Судья всегда на виду, общество предъявляет к его моральному облику жесткие требования. Именно по этому облик судьи должен быть согласован и описан в официальном документе .
Кодекс акцентирует внимание именно на чести судьи. Он исходит из признания особого отношения к судье со стороны общества и отношения судьи к самому себе, в котором моральная ценность личности связана с общественным положением человека, представляющего судебную власть, достоинством людей этой профессии.
Достаточно дискуссионный вопрос о пределах действия правил профессиональной этики решен в Кодексе чести судьи Российской Федерации вполне определенно: он "устанавливает правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности". Более того, требования Кодекса обязательны также для судей, находящихся в отставке, но сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу.
Также следует отметить тот факт, что Кодекс чести судьи теперь звучит иначе, и нужно проследить переход от «начального этапа» к «заключительному» другими словами изменения в кодексе говорят о поправках внесенных в «старый кодекс», и о изменении свода правил, что конечно же заставляет нас выяснить все изменения и прокомментировать. Для того чтобы разобраться во всех аспектах полностью следует начать изучение вопроса с профессии судья, обязанности судьи, моральный облик, статус судьи.
Глава 1 Судья и общество
1.1 А судьи кто?
Судья это лицо наделенное полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе в соответствии с Конституцией и ФКЗ "О судебной системе РФ".
Судьей может быть гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5-и лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей, судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10-и лет. Также федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи.
Порядок наделения полномочиями судей Конституционного Суда РФ устанавливается КРФ и федеральным конституционным законом.
Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин достигший нужного возраста и имеющий соответствующее образование имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, который принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Она (коллегия) в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней.
Повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня сдачи заключения.
Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".
Присяга приносится судьей перед Государственным флагом Российской Федерации, а в соответствующих случаях также и перед государственным флагом республики в составе Российской Федерации. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации приносят присягу на собраниях судей этих судов. Судьи других судов приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей.
1.2 Издержки и особенности профессии
Издержки профессии - это и давление общественного мнения. Судья постоянно стоит между двумя конфликтующими сторонами, и как бы ни было разрешено дело, останется недовольная сторона, которая зачастую принимается публично обвинять судью в предвзятости.
Особенность профессии - постоянное самоограничение не только на службе, но и за пределами работы. Судьи обязаны неукоснительно соблюдать Кодекс чести судьи, который, к примеру, наставляет: "Он не вправе причинять ущерб престижу профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц", "Судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство". За нарушение Кодекса чести судью могут лишить полномочий. Но не все ситуации разрешает этот кодекс, в реальной жизни возникает множество непростых вопросов: скажем, можно ли судье пойти в казино, в ночной клуб с эротической шоу-программой?
Необходимость быть поборниками высоких нравственных принципов, закрытость профессии порождает загадочность, обособленность судей, будто приверженцев некой конфессии или членов клана. Конечно же, судьи не священнослужители, но профессия, безусловно, накладывает отпечаток на личность.
И все же желающих стать судьей прибавляется год от года. Если в 90-х годах свободные вакансии ожидали кандидатов месяцами, то теперь на каждое судейское место проводится конкурс, хотя нехватка квалифицированных, профессиональных органов все же имеет мес то быть.
Что же подталкивает юристов стремиться стать судьями? Несомненно, их высокий статус, который предполагает большой авторитет в обществе и дает различные привилегии. В наше время в соответствии с программой "Развитие судебной системы на период до 2006 года" планируется доведение окладов судей до 28 тысяч рублей.
Судьи, проработавшие более 20 лет, получают от государства жилье. Судьи, ушедшие в отставку, получают солидное содержание. Сегодня постоянно улучшаются условия работы в судах. Так, в областном суде у каждого судьи есть отдельный кабинет, персональный компьютер. Так же обстоят дела в большинстве районных и городских судов. В области строятся новые здания судов.
Приходить к этой профессии нужно осознанно, обладая достаточным жизненным, даже житейским опытом. Потому претенденту, сдающему экзамен на должность судьи, должно быть не менее 25 лет и он должен обладать стажем работы по юридической специальности не менее 5 лет.
Часто судьями становятся люди, пришедшие в суд на должности секретарей, затем дослужившиеся до должности консультанта суда или помощника судьи. Труднее стать судьей человеку, проработавшему долгие годы в прокуратуре: считается, что уже сформировался обвинительный уклон по отношению к подсудимым.
В судебной системе существует определенная служебная лестница: начинающие работают мировыми судьями, рассматривают наименее сложные дела. Со временем можно стать федеральным судьей - перейти в районный или городской суд. И наиболее опытные, квалифицированные судьи области рассматривают дела в областном суде. Сегодня здесь даже есть судьи, проработавшие в профессии более 20-30 лет.
1.3 Статус судьи
Статус судей, как признал Президент России, до сих пор не соответствует уровню ответственности судей, объему выполняемой работы. Для справки: судья федерального районного суда общей юрисдикции получает в среднем 16 тысяч рублей, судья областного суда — 18 тысяч рублей. Президент пообещал поднять заработную плату судьям в 2—3 раза. Сроки, правда, не были названы. Также Президент РФ направил в Госдуму проект закона, который повысит единый для всех судей максимально допустимый возраст пребывания в должности до 70 лет, что связано с необходимостью сохранения и формирования кадрового потенциала судейского корпуса, так как в последние годы увеличилась текучесть кадров.
На съезде были озвучены такие факты: если шесть лет назад некомплект судей составлял порядка 1000 человек, то в настоящее время — около 5 тысяч . По штатному расписанию в стране должно трудиться 23 172 судьи, а в действительности их сегодня — 18 419. Понятно, что излишняя нагрузка очень легко порождает в судах задержки, волокиту в рассмотрении дел. Здесь председатель областного суда Владимир Литвинский не удержался от критических замечаний и в «свой адрес»: в ряде новосибирских судов продолжаются нарушения в делопроизводстве, которые нередко затягивают законное освобождение граждан из следственного изолятора.
Ситуация, в общем, типичная: как и в других отраслях, квалифицированные судейские кадры уходят на более перспективные в материальном плане должности. На съезде судей было решено инициировать разработку научно обоснованных норм нагрузки судей.
Да и не только в деньгах дело. Известно, что быть судьей — сегодня опасная работа. Преступники все чаще не гнушаются ничем, чтобы сломить волю судьи и «направить» решение по делу в свою пользу. От угроз они легко переходят к актам насилия. Съезд посчитал необходимым обратить внимание Прокуратуры РФ на расследование всех случаев посягательств на жизнь и здоровье судей. Предлагалось усилить безопасность судей, в том числе и вне суда, — например, создать при Судебном департаменте силовую систему обеспечения безопасности деятельности судей.
О мировых судьях. На съезде признали, что их материально-техническое обеспечение явно недостаточное. В ряде субъектов РФ до сих пор не созданы элементарные условия для работы мировых судей для осуществления правосудия. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде РФ Александр Гусев в интервью «Российской газете» от 7 декабря 2004 г. сказал: «В 18 субъектах Федерации штат мировых судей укомплектован полностью. В 65 регионах назначено от 70 до 98 процентов от установленного числа мировых судей. Этот новый институт все активнее утверждается. Однако то, что мировая юстиция финансируется из разных источников, создает дополнительные трудности. Согласно Закону «О мировых судьях в РФ» материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на органы исполнительной власти субъектов Федерации. В Госдуму направлен законопроект, предусматривающий передачу обеспечения мировых судей Судебному департаменту».
Анализируя судебную практику, делегаты высказали предложение расширить законодательную базу в части предоставления возможности использования альтернативных средств разрешения споров — переговоров, посредничества, консультаций и т. д. Например, в гражданском процессе можно предложить сторонам разрешить спор, не доводя до судебного заседания. Подобные средства давно используются судами за рубежом.
Многие из проблем, поднятых делегатами, были отмечены в Постановлении VI съезда судей России, в котором подчеркивается, что успешное решение задач, стоящих перед судебной системой России, зависит сегодня от слаженной работы всех трех ветвей государственной власти, от поддержки Президента РФ. Только в этом случае возможно преодоление трудностей, которые возникают перед судами, только это может привести к созданию необходимых условий для практической реализации конституционных гарантий и обеспечению судебной защиты, прав и свобод.
Съезд констатировал, что судебную реформу необходимо продолжать в комплексе с социальными и административными реформами. Продвижение вперед возможно лишь при наличии совершенной законодательной базы, надлежащего кадрового и финансового обеспечения судебной деятельности и при условии осуществления правосудия независимыми судами.
Глава 2 Эволюция Кодекса судьи
2.1 Первый кодекс
Таким образом став судьей, нужно придерживаться определенного свода правил. Одним из реальных плодов российской судебной реформы стало принятие нравственного кодекса представителей судебной власти. Совет судей Российской Федерации 21 октября 1993 года принял документ, который называется Кодекс чести судьи Российской Федерации.
Это Кодекс профессиональной судейской этики, имеющий своеобразную природу. Принят он после его обсуждения судьями и органами судейского сообщества. Кодекс опирается на закон, так как конкретизирует и развивает требования к судье, содержащиеся в Законе о статусе судей в Российской Федерации. Но, кроме того, он содержит положения чисто нравственного свойства и регулирует нравственную деятельность судьи как при исполнении профессиональных функций, так и во внеслужебной деятельности.
Кодекс чести судьи Российской Федерации исходит из признания высокого авторитета нравственных норм, их обязательности наряду с правовыми нормами. Судьи обязаны руководствоваться общепринятыми нормами нравственности и правилами поведения "наряду с Конституцией и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации!" В этой формуле находит свое отражение неразрывная связь права и нравственности, регулирующих жизнь и деятельность людей юридической профессии.
Кодекс чести судьи опирается на идею единства нравственных норм, действующих в обществе, отсутствия особой нравственности для тех или иных профессий.
Судьи обязаны соблюдать общепринятые нормы нравственности и правила поведения.
Кодекс характеризует социальное значение соблюдения нравственных норм судьями. Оно должно "способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда".
Судья должен избегать всего, что может умалить авторитет судебной власти. Он не вправе причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц.
Таким образом, высоконравственная деятельность судьи и его положительные моральные качества рассматриваются как необходимые условия и предпосылки доверия общества к судебной власти, веры в ее справедливость. Но, к сожалению, в Кодексе прямо не сказано, что они необходимы в первую очередь для справедливого правосудия. А именно справедливость суда и судей главным образом обеспечивает и авторитет судебной власти, и престиж судей, и их репутацию в качестве объективных и беспристрастных служителей закона. Трудно говорить о добродетелях судей тогда, когда они творят несправедливость.
К судье Кодекс предъявляет повышенные требования в части заботы о своем достоинстве и чести. Судья "в любой ситуации" должен сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия. Сохранение личного достоинства в процессе исполнения профессиональных функций и за его пределами – обязанность судьи. Естественно, это предполагает и уважение достоинства других лиц, недопустимость его унижения в любых ситуациях.
Кодекс чести судьи Российской Федерации исходит из приоритетного значения в жизни судьи деятельности по осуществлению правосудия над всеми иными занятиями. Нравственная сторона этого положения состоит, в частности, в том, что объектом профессиональной деятельности судьи являются другой человек, другие люди, судьбы которых, права, свободы и доброе имя находятся "в руках судьи". Судья, посвятивший себя делу правосудия, наделенный ответственными полномочиями, сосредоточивает свои нравственные и душевные силы на главном – служении правде, справедливости. Все другие его занятия (вне сферы личной жизни) имеют второстепенное значение. Общественная деятельность, творчество, решение хозяйственных вопросов и прочие виды занятий для судьи второстепенны.
Кодекс содержит ряд правил нравственного характера, относящихся к профессиональной деятельности судьи. Они определяют в известной степени ее нравственное содержание.
Воспроизводя требование закона о беспристрастности суда, Кодекс обязывает судью быть беспристрастным, не допуская влияния на свою профессиональную деятельность "кого бы то ни было, в том числе своих родственников, друзей и знакомых" . Предостережение против возможного влияния этих субъектов в данном случае уместно, хотя в обыденной жизни судьи могут оказаться под сильнейшим воздействием как раз "посторонних" людей и структур. Но весьма важна основная мысль – нравственная обязанность не только не поддаваться влиянию со стороны кого бы то ни было, но и не допускать такого влияния на деятельность судьи при осуществлении правосудия и выполнении других профессиональных функций.
О беспристрастности судьи при принятии решений также идет речь и в требовании к судье не быть приверженным одной из сторон в деле.
Судья должен быть свободным от влияния общественного мнения, от опасений перед критикой его деятельности. Речь здесь идет, конечно, не о том, что судья избавлен объективно от воздействия общественного мнения, что вообще невозможно, или же от критики. Свобода судьи означает здесь его внутреннее состояние, способность противостоять "общественному мнению", не бояться возможной критики, если они противоречат представлениям судьи о законном и справедливом разрешении конкретного дела, совести судьи.
Поддержание своей квалификации на высоком уровне Кодекс чести рассматривает как нравственную обязанность судьи. Судья, ее не выполняющий, становится некомпетентным.
Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности, то есть быть старательным, организованным, ответственным, преданным своему делу, настойчиво выполнять свой социальный долг. К этому общему требованию добросовестности Кодекс присоединил и обязанность судьи "принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов", что правильно по существу, но несколько отступает по тональности от общего уровня этого документа.
Кодекс чести судьи уделяет внимание необходимости обеспечить высокую культуру общения со стороны представителей судебной власти. Судья должен проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми он общается при исполнении служебных обязанностей. Этого же судья должен требовать от работников аппарата суда
В Кодексе чести судьи Российской Федерации как официальном документе, по сути, впервые говорится о профессиональной тайне судьи. Судья обязан хранить профессиональную тайну в отношении информации, полученной в ходе исполнения своих обязанностей. Судья действует в гласном суде. Принцип гласности – одна из основ демократического правосудия. Но тем не менее у судей, рассматривающих дела в присутствии публики, за пределами зала суда могут быть свои профессиональные секреты, охрана которых необходима как раз для беспристрастного правосудия и защиты интересов тех, кого затрагивает деятельность суда. Это и информация о прохождении дел и распределении обязанностей между судьями, и о трудностях в решении правовых и организационных вопросов в связи с тем или иным делом и т. п. Кроме того, судья при производстве по делу может стать обладателем государственной, военной, коммерческой тайны, сведений, составляющих врачебную тайну или касающихся интимной жизни тех или иных лиц. Гласность судопроизводства не освобождает судью от обязанности не разглашать такого рода информацию.
Судьям запрещается делать публичные заявления, комментарии, выступать в прессе по делам, находящимся в производстве суда до вступления в силу постановлений, принятых по ним. Основное назначение такого запрета обусловлено тем обстоятельством, что свое мнение по делу, находящемуся в его производстве, судья в соответствии с законом формулирует официально в решениях, принимаемых по делу. Если судья принял решение единолично, то до вступления решения в законную силу не только рискованно рекламировать его справедливость (оно может быть отменено вышестоящим судом), но и неэтично.
О законности, обоснованности и справедливости решения судьи дано судить другим, уполномоченным на то законом людям. Если же решение принималось коллегией судей и судья не согласен со своими коллегами, то тем более нельзя выносить свое несогласие на "суд общественного мнения". Надо учитывать также положения закона (ст. 10 Закона о статусе судей в Российской Федерации), освобождающего судью от обязанности давать какие-либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел. Они ориентируют судью и на то, чтобы он по своей инициативе не выступал с такими объяснениями, тем более публично, в прессе и т. д. Думается, что закон ориентирует судей на то, чтобы они воздерживались комментировать собственные решения и после их вступления в силу.
Кодекс чести судьи запрещает действия, нарушающие корпоративную солидарность судей. Судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления судов, вступившие в законную силу, и действия своих коллег. Подобные действия могут подорвать авторитет судебных решений и отрицательно сказываются на репутации самого судьи, который поступает "не по-товарищески".
В общении со средствами массовой информации Кодекс рекомендует "с уважением и пониманием" относиться к их стремлению освещать деятельность суда и оказывать им необходимое содействие, но "если это не будет мешать проведению судебного процесса или использоваться для оказания воздействия на суд". Нельзя не отметить, что последнее пожелание может на деле остаться декларативным, так как судья вряд ли может и должен предвидеть, какую интерпретацию могут дать средства массовой информации его действиям и решениям.
Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его объективности, справедливости и неподкупности. Участие судьи в общественной деятельности возможно, если она не наносит ущерба авторитету суда и надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей. Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях политического характера или в других политических акциях.
Контакты судьи с органами законодательной и исполнительной власти возможны, но если при этом не оказывается давления на судью в связи с выполнением им своих профессиональных обязанностей "и не возникает сомнений в его объективности".
Кодекс запрещает судье личные, финансовые и деловые связи, которые могут отрицательно сказаться на его репутации и профессиональной деятельности.
Кодекс чести судьи обязывает судью "избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство".
Судья не должен вступать в контакты с участниками процесса, их родственниками и другими заинтересованными лицами вне служебной обстановки. Подобного рода общение даже при безупречном поведении может быть использовано недобросовестно, во вред репутации должностного лица для его дискредитации и осложнения производства по делу.
Судья не вправе давать кому-либо обещания по поводу того, какое решение будет принято по делу, направляемому в суд. Судья нарушит свой долг, давая такого рода незаконные обещания, и, более того, он не должен даже выслушивать подобные просьбы, рекомендации.
Судье не следует высказывать свое мнение по другому делу, которое он лично не изучал. Каждый опытный юрист воздерживается от категорических суждений и консультаций по конкретным делам на основе чьих-либо слов, приватной информации, так как знает, что одна лишь "деталь", опущенная в пересказе обстоятельств дела, тем более заинтересованным лицом, может стать решающей.
В делах служебных и вне службы судья руководствуется высоким чувством ответственности своего положения и достоинства своей профессии, проявляя заботу об авторитете своего звания. В частности, он обязан быть разборчивым в выборе способов использования свободного времени; ему противопоказаны экстравагантность в одежде (во внеслужебное время); необдуманные или легкомысленные поступки.
2.2 Проект Кодекса судейской этики
Необходимость подготовки нового Кодекса, устанавливающего этические правила поведения судьи в профессиональной и во внеслужебной деятельности, определена постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 июля 2002 года, в котором отмечалось, что статья 12№ Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” (в редакции Закона от 15 декабря 2001 года) имеет ссылку не на “Кодекс чести”, а на “Кодекс судейской этики”. Работа над проектом Кодекса судейской этики осуществлялась комиссией Совета судей Российской Федерации по вопросам совершенствования Закона о статусе судей и комиссией по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства. В основу проекта Кодекса судейской этики были положены нормы действующего Кодекса чести судьи Российской Федерации, принятого Советом судей Российской Федерации 21 октября 1993 года. При подготовке проекта члены комиссии изучили и использовали как отечественный, так и зарубежный опыт формулирования правил поведения судей. Особое внимание при этом уделялось общепризнанным принципам и нормам международного права. В октябре 2002 года была подготовлена первоначальная редакция проекта Кодекса судейской этики и данный проект был направлен для изучения всем членам Совета судей Российской Федерации. Члены Совета судей организовали обсуждение проекта в региональных советах судей и на собраниях (совещаниях) судей. В декабре 2002 года проект Кодекса судейской этики рассматривался на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия. 24 декабря 2002 года проект был обсужден и одобрен на пленарном заседании Совета судей Российской Федерации. В апреле 2003 года проект Кодекса судейской этики для ознакомления и широкого обсуждения был опубликован в журнале “Российская юстиция” (№4). 25 советов судей субъектов Российской Федерации обсудили проект и прислали свои предложения и поправки практически по каждой статье, пункту статьи проекта. Направили свои поправки и предложения 11 судов общей юрисдикции и 14 арбитражных судов, 6 членов Высшей квалификационной коллегии судей РФ, а также 6 зарубежных коллег, включая представителя Совета Европы (от имени Совета Европы в обсуждении проекта принял участие судья Соединенного Королевства Великобритании, Ее Величества Совета окружных судей Англии и Уэльса господин Джон Макнот). В течение 2003 года проводилась аналитическая работа с поступившими замечаниями и предложениями. В ходе этой работы были изучены все поступившие замечания и предложения по каждой статье (пункту) проекта и 28 ноября 2003 года принято постановление Совета судей Российской Федерации о завершении предварительного этапа работы по подготовке проекта. В период с декабря 2003 года по апрель 2004 года подготовлен текст проекта Кодекса судейской этики, получено заключение лингвистической экспертизы по данному тексту и проект Кодекса судейской этики обсужден на совместном заседании комиссии Совета судей РФ по совершенствованию Закона “О статусе судей в Российской Федерации” и комиссии по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства. Заслушав доклад члена Совета судей Российской Федерации Ткачева В.Н. по окончательной редакции проекта Кодекса судейской этики, Совет судей Российской Федерации постановил проект Кодекса судейской этики, подготовленный на основании постановления Президиума Совета судей РФ от 26 июля 2002 года, внести на рассмотрение VI Всероссийского съезда судей. Председатель Совета Ю.И. Сидоренко 29 апреля 2004 года №119
2.3 «Новый кодекс»
Возможно, Кодекс чести служил бы и дальше. Но согласно последней редакции Закона "О статусе судей в РФ" необходимо было принять новый документ. Однако, как говорилось выше, в его основу лег именно действующий кодекс чести.
«Кодекс судебной этики» не менялся более десяти лет. Прошлая его редакция – «Кодекс чести судьи Российской Федерации» был принят в 1993 году и содержал всего четыре статьи. Новый документ более обширный и содержит детальную регламентацию судейского поведения, хотя по сути ничего принципиально нового там нет.
Исключение составила шестая статья, которая ограничила судей в высказываниях о работе своих коллег. Более того, по действующему закону «О статусе судей» из-за нарушений этого кодекса возможно прекращение судейских полномочий.
«Судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности подвергать сомнению постановления судов, вступившие в законную силу, и критиковать профессиональные действия своих коллег», – говорится в новом кодексе.
Владимир Путин, приехавший на съезд судей в первый день, хотя и предложил, чтобы кандидатуры будущих судей проверялись спецслужбами, и то был более либеральным, говоря о работе судейского сообщества.
«Излишняя закрытость вредна, информационный вакуум порождает ложные стереотипы в отношении работы судов», – сказал президент.
«Это попытка решать все дела внутри судейской корпорации», – прокомментировал «Газете.Ru» новый кодекс профессор Московского института экономики, политики и права, отставной судья Сергей Пашин. «Когда судейский корпус молчит и покрывает тех, кто вынес неправосудный приговор, это плохо, – уверен он. – Одно дело, когда речь идет о правовом государстве, где на самом деле судьи могут добросовестно заблуждаться. Другое дело, когда речь идет о нашем, неправовом государстве, где решения сплошь и рядом диктуются политическими и коррупционными соображениями. Есть случаи совершенно вопиющие, о которых нельзя молчать порядочному человеку».
Считается, что последствием появления нового кодекса может стать ужесточение приговоров.
Хотя, вынося приговоры по громким политическим делам, судьи и так не слишком ориентировались на общественное мнение, теперь они будут защищены и от собственных коллег.
В новом кодексе есть и другие любопытные моменты.
Одна из статей предписывает судьям «взаимодействовать с органами законодательной и исполнительной власти по вопросам права, судебной системы, судопроизводства, судоустройства, избегая при этом всего, что может вызвать сомнения в их независимости и беспристрастности». На фоне поправок в судебные законы, внесенных Советом федерации, по которым Высшая Квалификационная коллегия, отвечающая за назначения и увольнения судей, будет больше чем наполовину состоять из ставленников президента и верхней палаты парламента, это звучит довольно странно.
С этой нестыковкой не согласны и сами судьи. Больше всего претензий вызвала именно поправка, по которой в ВКК, сокращенной до 21 человека, 10 членов будет назначаться Советом федерации по представлению президента, а еще один –делегироваться самим главой государства. «Довод о том, что проект федерального закона преследует цель расширить общественный контроль за подбором кандидатов на должности судей, неубедителен, поскольку в настоящее время в квалификационных коллегиях судей работают как представители общественности, так и представители президента России, которым ничто не препятствует усилить контроль за формированием судейского корпуса», – говорится в принятом на Всероссийском съезде постановлении президиума Совета судей.
Основное их объяснение – предложенные поправки к закону противоречат Европейской хартии о статусе судей, а также федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ». К тому же «в пояснительной записке к законопроекту не приведены какие-либо аргументы в подтверждение негодности действующего порядка формирования квалификационных коллегий судей включая Высшую квалификационную коллегию судей (ВККС) РФ». Ничем другим, как «недоверием к высшему органу судейского сообщества», такие инициативы судьи назвать не могут.
Несмотря на протесты делегатов ВСС, повлиять на принятие поправок они, скорее всего, не смогут. «От судейского сообщества мало что зависит, и если президент сказал, что поправки будут, то возможны, конечно, закулисные соглашения, но очень высока вероятность, что они пройдут, – считает профессор Пашин. – Самым важным мероприятием была речь президента, а так, судьи поговорят, выпустят пар, продемонстрируют, что они что-то могут, и разойдутся».
2.4 Кодекс судейской этики нарушает Конституцию РФ
Также существует мнение , что Кодекс судейской этики, документ, определяющий требования судейского сообщества к своим коллегам, запрещает служителям Фемиды пользоваться свободой слова, гарантируемой россиянам отечественной Конституцией.
В статье шестой нового Кодекса указывается: «Судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности подвергать сомнению постановления судов, вступившие в законную силу и критиковать действия своих коллег». То есть, судьи должны стать немы, как рыбы и воздерживаться от любых высказываний, кроме чтения приговоров и судебных решений.
Кроме того, согласно новому Кодексу, «судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях». Последнее положение противоречит 31 статье Конституции РФ.("Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно… проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование").
Напомним, недавно депутаты Государственной Думы приняли закон, разрешающий членам правительства состоять в политических партиях. Почему же судейская корпорация решила ограничить своих членов и в этом праве? А как же 19 статья Конституции РФ, согласно которой «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, должностного положения….?"
Принятый «свод судейских правил» не только регламентирует правила поведения служителей российской Фемиды, но и определяет ответственность за нарушение этих правил. В том, что промахи коллег буду вовремя замечены и доведены судейским руководством до квалификационных коллегий, можно не сомневаться. И меры будут приняты незамедлительно. У всех на слуху недавнее дело судьи Московского городского суда Ольги Кудешкиной, лишенной судейских полномочий как раз за то, что она осмелилась баллотироваться в депутаты и рассказать прессе, как на нее оказывалось давление со стороны руководства суда.
Раньше на подобное отваживались только одиночки. Как правило, судьи публично не комментировали ни свои судебные решения, ни решения своих коллег. Не высказывались они и о недостатках судебной реформы. Самое большое, на что они могли решиться — рассказать о своем ударном труде и о больших нагрузках на судебный корпус.
Но, похоже, в будущем судьи будут шарахаться не только от журналистов, но и друг от друга. А в их дисциплинированности и в соблюдении ими Кодекса судейской этики можно не сомневаться. По данным председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева, сегодня каждый десятый служитель отечественной Фемиды — бывший сотрудник МВД, а каждый девятый — бывший прокурор. Выпускники юридических вузов не спешат творить правосудие. Если такая ситуация будет продолжаться и дальше, то обвинительный уклон нашего правосудия обязательно возобладает над торжеством справедливости.
И хотя делегаты съезда приняли постановление, в котором дали негативную оценку законодательной инициативы спикера Совета Федерации Сергея Миронова по изменению порядка формирования квалификационных коллегий и заявили, что назначение судей в состав коллегий противоречит Европейской хартии о статусе судей и российскому закону «О судебной системе РФ», не стоит обольщаться. Сделали это судьи лишь для того, чтобы «сохранить лицо». И даже не «лицо», а ту небольшую часть этого самого «лица», которое еще осталось у судебной власти.
Но есть все основания полагать, что власть исполнительная этого «протеста» просто не заметит.
Почему? Президент Путин уже выполнил свою миссию перед служителями Фемиды. В первый день съезда он пообещал им «значительно повысить зарплату». Чего же боле?
Заключение
Большое значение для развития судебной системы, для укрепления независимости суда и уважения к нему имеет достойное поведение судьи. Усиление роли суда в государстве, расширение судебного контроля за деятельностью органов уголовного преследования продиктовали кардинальный пересмотр устоявшихся в обществе представлений о судах и судебной системе. Именно суд становится признанным гарантом защиты прав и свобод граждан. Судьи обязаны стремиться к тому, чтобы авторитет и облик, нравственная чистота соответствовали высокому званию судьи. Необходимо, чтобы на примере и в результате работы комиссии по судейской этике судьи стали более ответственными и вежливыми в обращении с гражданами и неуклонно соблюдали основной принцип Кодекса судейской этики, который гласит, что судья должен стремиться к установлению высших стандартов поведения и следовать им для того, чтобы укреплять независимость суда и уважения к нему и избегать компрометирующих его должность обстоятельств в любых формах своей деятельности. Руководствуясь принципами осуществления судопроизводства судья во главу угла должен ставить задачи повышения качества отправления правосудия, сокращения нарушения сроков рассмотрения дел, соблюдение трудовой дисциплины и норм судейской этики и в целом повышения имиджа суда.
Изменения в Кодексе судьи доказывают о повышении уровня судопроизводства, его усовершенствовании. Это говорит о актуальности изменений и соответствии тенденциям развития.