Революция 1905-07 гг. Реформы П.А.Столыпина Революция 1905-07 гг. в России явиласьодной из наиболее ярких страниц героической и драматической борьбы рабочих задостижение лучшего будущего. Она стала не только первой российской революциейХХ века, но и первой революцией эпохиимпериализма, монополистического капитализма. Только в России действовало свыше30 монополистических объединений. Они все больше становились хозяевами основныхотраслей промышленности.
Монополии вводили монопольные цены, что приводило кобострению противоречий. В 1903-1904 гг. усилилось революционное движениерабочих, крестьян и окраинных народов России. В 1904 г. крупные политическиестачки прошли в Москве, Петербурге, Харькове и других городах страны. ПоражениеРоссии в русско-японской войне 1904-1905 гг. усилило возмущение народаполитикой царизма.
В стране назревалреволюционный кризис.Необходимо уяснить причины, характер,особенности и движущие силы революции, раскрыть расстановку политических сил,их стратегию и тактику, обратить внимание на формы и средства борьбы, рольполитических лидеров революционного движения, участие в революциитекстильщиков, понять размах, определить периоды революции.Проанализировав современнуюисториографию и публицистику о П.А.Столыпине, обратитесь к его программемодернизации
России, определите отношение общества к его политике, дайте оценкуитогов и последствий столыпинских реформ.От студентов требуется овладениекомплексным подходом и системным анализом. Революция 1905-07 гг. знаменоваласобой поиск путей общественного прогресса. Необходимо проанализировать рольроссийской интеллигенции в искании общенационального демократического идеала ипричину узости социальной базы для парламентской демократии.
Студенту следуетпоказать развитие социалистической идеи от марксизма до анархизма и распространенностьсоциалистических идей как отражение кризиса ценностей западного общества.Необходимо видеть особенности лагерей либералов и революционеров, формированиеих партийно-политических структур. Следует оценить важную роль появленияСоветов рабочих депутатов как новой формы власти. Оцените значение манифеста 17октября 1905 г проследите историю формирования российского парламента,
егоструктуру, место в системе органов власти, особенности. Проанализируйтехарактер политической борьбы в Государственной Думе и ее влияние на общество. Поражение революции не разрешило, азагнало вглубь социальные противоречия и привело к новым революциям. Задания длясамоконтроля. 1. Проблемные вопросы.1. В чем заключаются экономические и социально-политические предпосылкиреволюции 1905-1907
гг 2. Какова тактика царизма, буржуазии исоциал-демократов в революции 1905-1907 гг 3. Каково соотношение основныхполитических сил и политических партий в Государственной Думе?4. В чем состояли основные идеи земельнойреформы П.А.Столыпина, почему они оказались нереализованными. 2. Тесты для самоконтроля а Какая партия была самоймногочисленной в период 1905-07 гг 1
Эсеры 2 Большевики 3 Кадетыб Кому принадлежат слова Чтобыудержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война ? 1 П.К.Плеве 2 С.Ю.Витте 3 А.Н.Куропаткинув Каков итог столыпинской реформы 1 Она окончилась полнымпровалом везде, кро- ме Сибири, где в годыреформы были выделены земли поселенцам. 2 Она привела к полнойперестройке всего сельско го хозяйства.
3 Крестьяне получили землюв частную собственность с правом продажи , чтопривело к созданию в деревне нового слоя богатыхкрестьян-фермеров кулаков .г Как изменилась форма правления вРоссии в результате революции 1905-1907 гг 1 Россия сталаконституционной бюрократической мо нархией. 2 В России еще болееукрепилась самодержавно- бюрократическаямонархия. 3 Россия стала парламентарноймонархией по типу Англии,
Бельгии, Италии, Венгрии.д Какие права получили крестьяне поуказу от 9 ноября 1906 года? 1 Требовать землю в частуюсобственность. 2 Выйти из общины, но безземли. 3 Брать общинную землю в аренду.е Кто был председателем IVГосударственной Думы? 1 А.И.Гучков 2 М.В. Родзянко 3 П.Н.Милюковж В чем, по мнению П.А.Столыпина,заключалась главная причина неустройства сельского хозяйства
в России? 1 В существовании помещичьегоземлевладения. 2 В резком расслоениикрестьян на кулаков и батраков. 3 В сохранении крестьянскойобщины.з Какие события произошли во времятретьеиюньского государственного переворота 1907г 1 Роспуск II ГосударственнойДумы и введение ново- го закона о выборах. 2 Военный путч. 3 Смена кабинета министров.и Когда был принят основной указ поаграрной реформе
П.А.Столыпина? 1 9 ноября 1906 года. 2 10 ноября 1907 года 3 14 марта 1911 годак Какое влияние оказала аграрная реформа П.А.Столыпина на помещичьеземлевладение? 1 Ликвидацияпомещичьего землевладения. 2 Позволила значительноувеличить помещичье зем- левладение за счеткрестьян. 3 Сохранениепомещичьего землевладения. 3. Проведите сравнительный анализ рабочего и крестьянского движения,программ политических партий начала
ХХ века и выявите на основе такого анализавнутренний спектр каждого политического лагеря от правых до левых . Можноизобразить такую шкалу графически. Составьте также таблицу статистическихданных о результатах столыпинской реформы. 4. Столыпин считал, что для превращения России в великую державу емупонадобится 20 лет. Если бы история отпустила бы ему этот срок, смог бы онреализовать задуманное? Ваша точка зрения. 5. Работа с первоисточниками.
Прочтите и проанализируйте требованиярабочих Петербурга, выраженные в петиции царю 9 января 1905 г. Хрестоматия по историиСССР 1861-1917 М. Просвещение, 1990 с.281-284 . Государь! Мы, рабочие и жителиС Петербурга разных сословий, наши женыи дети, и беспомощные старцы - родители, пришли к тебе, государь, искать правдыи защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признаютлюдей,
к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участьи молчать Нет больше сил, государь. Настал предел терпению. Для нас пришелтот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук Необходимы I. Меры против невежества и бесправиярусского народа.1 Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политическиеи религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспо, дешевый кредит ипостепенная передача земли народу.3
Исполнение заказов военного морскоговедомства должно быть в России, а не за границей.4 Прекращение войны по воле народа.III. Меры против гнета капитала над трудом.1 Отмена института фабричных инспекторов.2 Учреждение при заводах и фабрикахпостоянных комиссий выборных от рабочих, которые совместно с администрациейразбирали бы все претензии рабочих. Увольнение рабочих не может состоятьсяиначе как с постановления этой комиссии.3
Свобода потребительско-производственныхи профессиональных рабочих союзов - немедленно.4 8-часовой рабочий день и нормированиесверхурочных работ.5 Свобода борьбы труда с капиталом -немедленно.6 Нормальная заработная плата -немедленно.7 Непременное участие представителейрабочих классов в выработке законопроекта о государственном страхованиирабочих - немедленно.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |