Реферат по предмету "Валютные отношения"


Характеристика валютного регулирования в РБ

Введение Представленная курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса валютного регулирования в Республике Беларусь. Валютное регулирование страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должно способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.
Валютный рынок за последние годы развивается бурными темпами, свидетельством чему служит появление новых уполномоченных банков, валютных бирж, валютных отделов на фондовых биржах, широкой сети пунктов обмена валюты, резкий рост объема валютной выручки хозяйствующих субъектов от продажи ими на экспорт товаров, работ, услуг. Основной целью данной курсовой работы является характеристика валютного регулирования в стране, выявление ее основных элементов. Для достижения поставленных целей в работе ставятся следующие задачи, определяющие внутреннюю структуру работы: 1) изучение состава и функции органов валютного регулирования и контроля; 2) рассмотреть порядок контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций; 3) провести сравнительный анализ Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и Республики Беларусь. Сделать выводы. Глава. 1. Органы валютного регулирования и контроля, их состав и функции. Под валютным регулированием понимается совокупность форм и методов организации денежных потоков как в иностранной валюте, так и в национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций, в целях предотвращения оттока капитала и укрепления отечественного платежного баланса, сохранения стабильной динамики валютного курса. Основными элементами системы валютного регулирования являются: 1) законодательные и нормативно-правовые документы, определяющие основные принципы и организационно-правовую структуру валютного регулирования, уровни реализации данной системы; 2) органы валютного регулирования; 3) процедура регламентации проведения валютных операций (при директивном механизме валютного регулирования)(9). Первый элемент системы предназначен для определения: - стратегических целей, достигаемых применяемым механизмом регулирования; - органов валютного регулирования, их состава и функций. Органы валютного регулирования, в соответствии со своими функциями, устанавливают регламент валютного регулирования на каждом его уровне - уровень контроля. В Республике Беларусь органами валютного регулирования и валютного контроля являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк; органами валютного контроля - Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет; агентами валютного контроля - таможни, банки, министерства, другие республиканские органы государственного управления, а также объединения, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком.Совет Министров Республики Беларусь в целях проведения единой государственной экономической политики: осуществляет взаимодействие с Национальным банком по вопросам валютного регулирования; определяет компетенцию министерств, других республиканских органов государственного управления, а также объединений, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома в вопросах осуществления функций агентов валютного контроля; осуществляет иные функции, определяемые законодательством Республики Беларусь о валютном регулировании и валютном контроле. Национальный банк определяет сферу и порядок обращения в Республике Беларусь иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, в том числе правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой, платежными документами в иностранной валюте; правила проведения нерезидентами в Республике Беларусь операций с валютой Республики Беларусь.Национальный банк устанавливает правила выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление валютных операций и выдает такие разрешения (лицензии); порядок перевода, ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь иностранной валюты, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами республики Беларусь; официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам; функции банков как агентов валютного контроля; создает резервы иностранной валюты и иных валютных ценностей Республики Беларусь и управляет ими; в соответствии с законодательством представляет Комитету государственного контроля необходимую для осуществления валютного контроля информацию о платежах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по импортным операциям, поступлении денежных средств от экспортных операций, об экспорте - импорте товаров, работ, услуг) по данным платежного баланса;Национальный банк осуществляет контроль за проведением банками валютных операций и соблюдением ими валютного законодательства; проверки банков, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальные разрешения (лицензии) Национального банка на осуществление валютных операций, по вопросам соблюдения ими условий выданных разрешений (лицензий); привлекает банки к ответственности за нарушение ими валютного законодательства, невыполнение функций агентов валютного контроля, непредставление либо представление недостоверной информации по установленным формам учета и отчетности валютных операций, а также за нарушение порядка и сроков ее представления; осуществляет иные функции, определяемые законодательством Республики Беларусь о валютном регулировании и валютном контроле.Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк определяют сферу и порядок обращения в Республике Беларусь ценных бумаг в иностранной валюте, в том числе правила проведения резидентами и нерезидентами операций с ценными бумагами в иностранной валюте и валюте Республики Беларусь; порядок перевода, ввоза, вывоза и пересылки ценных бумаг в иностранной валюте.Комитет государственного контроля в соответствии с порядком и сроками, установленными законодательством Республики Беларусь, получает от иных органов, а также агентов валютного контроля по согласованной с ними форме информацию, необходимую для осуществления валютного контроля; формирует на основании указанной информации базу данных по вопросам валютного контроля, анализирует итоги и разрабатывает на их основе предложения по совершенствованию системы валютного контроля и устранению недостатков; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за выполнением органами и агентами валютного контроля порядка осуществления валютного контроля; осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, регламентирующим деятельность Комитета государственного контроля;Государственный таможенный комитет представляет Комитету государственного контроля информацию в соответствии с определяемым им порядком, согласованным с Государственным таможенным комитетом; осуществляет иные функции, определяемые законодательством Республики Беларусь.Министерство финансов осуществляет учет внешнего государственного долга, регистрацию и обслуживание внешних государственных займов; осуществляет контроль за доходами и расходами республиканского и местных бюджетов в иностранной валюте; представляет Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку информацию о внешнем государственном долге, о доходах и расходах республиканского и местных бюджетов в иностранной валюте в соответствии с порядком, формой и сроками, установленными этими органами.Министерства, другие республиканские органы государственного управления, а также объединения, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком как агенты валютного контроля в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляют контроль за возвратом в страну и использованием подведомственными юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг); принимают меры по устранению выявленных нарушений; представляют Министерству иностранных дел информацию о внешнеэкономической деятельности подведомственных им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей согласно порядку, форме и срокам, установленным указанным Министерством.Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять деятельность по внешнеторговым операциям в соответствии с законодательством Республики Беларусь; представлять информацию облисполкомам и Минскому горисполкому, Министерству предпринимательства и инвестиций, другим республиканским органам государственного управления, а также объединениям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, согласно форме и срокам, установленным этими органами.Проекты актов законодательства по вопросам валютного регулирования и валютного контроля в обязательном порядке подлежат предварительному согласованию с Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком и Комитетом государственного контроля.
Формы контроля, используемые органами и агентами, несмотря на внешнюю общность их задач, отличаются коренным образом. Если смысл контроля со стороны Комитета государственного контроля сводится к проведению проверок и последующему применению штрафных санкций, то назначение, например, банковского контроля совершенно иное. В частности, банки более чем какие-либо другие органы и агенты контроля оказывают помощь субъектам хозяйствования в соблюдении ими законности проведения внешнеэкономических сделок. С одной стороны, это объективная необходимость, т.к. банк, являясь непосредственным исполнителем финансовых операций, наравне с субъектами хозяйствования несет ответственность за соответствие этих операций действующему законодательству. С другой стороны, банк иногда выполняет несвойственные ему функции по той лишь причине, чтобы избежать данной ответственности. Даже если действующим нормативным документом определено, что банк не отвечает за правомерность той или иной валютной операции, на практике происходит по-другому.
Например, субъект хозяйствования неправильно произвел льготирование экспортной выручки и не осуществил ее обязательную продажу, а штрафные санкции применили к банку. В этом заключается один из недостатков системы валютного контроля, который приводит к серьезным проблемам, поскольку зиждется, в основном, на системе запретов, ограничений. В результате оказываются ущемленными или импортеры, или экспортеры, и государству наносится ущерб. Примером может послужить действовавшая ранее политика сдерживания валютного курса, в т.ч. запрет на проведение расчетов в белорусских рублях с нерезидентами. Контрольные функции банков не ограничиваются контролем за проведением внешнеторговых операций. Полный перечень их функций приведен в Постановлении Нацбанка от 13.06.2000 № 13.3 “О функциях банков как агентов валютного контроля”. При выполнении своих функций банк первоначально исходит из того, относится ли валютная операция к текущим операциям или к операциям, связанным с движением капитала. Независимо от приведенного выше разделения операций, контроль со стороны банка производится по трем основным направлениям. Это контроль за проведением экспортно-импортных операций, законностью осуществления сделок на внутреннем валютном рынке и кредитованием в иностранной валюте. Рассмотрим эти направления поочередно. Если следовать нормативным документам Нацбанка, то обязанность банка при проведении внешнеторговых операций заключается в визировании паспорта сделки, проведении расчетного обслуживания по внешнеторговому договору и осуществлении контроля за правильностью проведения платежей по импорту и поступлением экспортной выручки. На практике это выглядит следующим образом. Прежде чем завизировать паспорт сделки, проверяется договор на соответствие требованиям Указа № 7 и наличие в нем условий, предусмотренных Положением о порядке контроля, утвержденным этим же Указом. Если валютная операция связана с движением капитала, то необходимо наличие специального разрешения Нацбанка на ее проведение. При представлении контракта со сроками проведения внешнеторговой операции, превышающими установленные Указом № 7, требуется разрешение Министерства иностранных дел. Следует помнить, что при продлении сроков поступления товаров более чем на 180 календарных дней, МИД согласовывает этот вопрос с Нацбанком дополнительно, т.к. эта операция связана с движением капитала. Иногда представленные в банк контракты содержат несколько нарушений законодательной и нормативной базы. Например, заключен договор на поставку оборудования на сумму 500 тыс. USD со следующими условиями проведения . Глава. 2. Характеристика и анализ Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003г. "О валютном регулировании и валютном контроле". Принятие Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003г. "О валютном регулировании и валютном контроле" является, безусловно, позитивным явлением, так как означает некоторую стабилизацию системы валютного регулирования и контроля в стране. В данной области законодательству всегда не хватало стабильности, поэтому принятие Закона должно закрепить достигнутые в последние годы успехи в этой сфере, стать гарантией того, что страна не вернется к практике валютного регулирования середины 90-х годов. В целом этот Закон основывается на тех же принципах, что и Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". Законом текстуально изменено понятие валютных операций. При этом может сложиться впечатление, что валютными операциями (соответственно попадающими в орбиту валютного регулирования) отныне признаются не только фактическое использование валютных ценностей, но и сами договоры (сделки), которыми предусматривается такое использование. На это указывает формулировка "сделки, предусматривающие использование" инвалюты, ценных бумаг и т.д. Если руководствоваться этой логикой, то отныне сам факт заключения договора, предусматривающего расчеты в инвалюте, является валютной операцией. Но ведь заключение договора не всегда приводит к его исполнению, в частности, к использованию валютных ценностей. Рискнем предположить, что применение такой формулировки преследовало другие цели. Под сделкой, предусматривающей использование валюты, ценных бумаг и т.д., можно понимать совокупность операций, составляющих такое использование для достижения единой цели сделки. Соответственно валютной операцией будет не отдельная такого рода операция, а вся их цельная совокупность. Характерным здесь будет сравнение с российским валютным законодательством, где под валютной операцией понимается не сделка, предусматривающая использование валютных ценностей, а отдельная операция. Такое различие можно проиллюстрировать на примере ст. 10 белорусского Закона, которая разрешает без дополнительного разрешения Нацбанка осуществление вкладов нерезидентом в валюте и ценных бумагах в уставный фонд юридического лица-резидента. А вот получение юридическим лицом-резидентом от нерезидента такого вклада не названо в качестве разрешенной капитальной операции. Если руководствоваться пониманием валютной операции в российском законодательстве, то это особая операция, отличная от осуществления нерезидентом вклада. Но если руководствоваться белорусским пониманием валютной операции как в целом сделки, совершаемой резидентом и нерезидентом в целях формирования уставного фонда, то это единая операция и получение резидентом вклада от нерезидента означает осуществление вклада нерезидента в уставный фонд резидента. Такое понимание валютной операции, безусловно, будет сопряжено с проблемами его применения на практике. Сделки регулируются Гражданским кодексом. Но, принимая это, мы исключаем из сферы валютного регулирования иные валютные операции, не вытекающие из гражданско-правовых сделок (например, касающиеся финансирования государственного долга и др.), что является неверным. Противоречие еще и в том, что в дальнейшем по тексту Закона при определении текущих валютных операций и операций, связанных с движением капитала, используется опять-таки привычный термин "операции", а не "сделки, их предусматривающие".
В итоге мы можем сделать вывод о том, что нынешнее понимание валютных операций сходно с прежним в том, что под валютными операциями все равно необходимо понимать именно операции по фактическому использованию валютных ценностей и др., а не сами договоры, которыми предусматривалось (декларировалось) бы такое использование.
Состав текущих валютных операций в целом не претерпел существенных изменений. Однако вместо расчетов по экспорту и импорту законодателем опять-таки употреблен термин "осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг)". Это допускает, на наш взгляд, не только проведение платежей непосредственно за экспортируемые (импортируемые) товары (работы, услуги), но и проведение иных расчетов по импортным (экспортным) сделкам (договорам). Например, к текущим валютным операциям можно отнести и уплату штрафных санкций, процентов за пользование чужими денежными средствами, возврат сумм предоплаты по импортному (экспортному) договору. Обращает на себя внимание и тот факт, что пп.9, 10 ст.1 Закона впервые именно в актах валютного законодательства даны понятия "экспорт" и "импорт". Для целей валютного регулирования будут использоваться именно эти определения. Они схожи с определениями "экспорт" и "импорт", изложенными в Указе N 7 от 4.01.2000г., и главным критерием в них является не пересечение таможенной границы, ввоз-вывоз товара, а осуществление на возмездной основе передачи (получения) резидентом товаров, работ, услуг и др. В иных законах имеется другое определение экспорта и импорта (например, ст.1 Закона об экспортном контроле), но в сфере валютного регулирования эти определения не применимы. Так же как и ранее, Законом к текущим валютным операциям отнесено получение и предоставление кредитов и (или) займов на срок, не превышающий 180 дней. Обращает на себя внимание то, что в Законе, так же как и ранее, нет указаний на то, что такие займы должны быть только денежными, в связи с этим операции по предоставлению займа векселями, иными ценностями на срок до 180 дней также являются текущими валютными операциями. К текущим валютным операциям отнесены операции неторгового характера. Ранее они назывались переводами неторгового характера. Очевидно нынешний термин "операции" шире, чем "переводы", и включает как безналичные перечисления, так и выплаты наличных денег. К неторговым операциям отнесено отныне получение резидентами от нерезидентов валютных ценностей на хранение. Следует обратить внимание, что перечень операций неторгового характера не является исчерпывающим. Но если ранее этот перечень определял Нацбанк, то отныне к неторговым операциям помимо прямо указанных в ст.6 Закона относятся и иные операции, определяемые Президентом или по его поручению Совмином, а также международными договорами Беларуси. По общему правилу, текущие валютные операций осуществляются в установленном порядке без ограничений (ч. 1 ст. 10 Закона). Во многих странах, не только в Беларуси, к валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся особо, так как они сами по себе оказывают влияние на платежный баланс страны и соответственно на многие макроэкономические показатели. В силу закона о валютном регулировании эти валютные операции, осуществляются на основании разрешений (лицензий) Нацбанка, выдаваемых в каждом конкретном случае, если иное не установлено законом или Президентом. В целом проведение валютных операций, связанных с движением капитала, в ряде случаев поставлено под более жесткий контроль. Во-первых, расширился перечень валютных операций, рассматриваемых как капитальные, за счет отнесения к ним: а) операций по приобретению пая в имуществе нерезидентов (видимо, речь идет о приобретении пая в кооперативах и подобных юрлицах, не имеющих во многих странах уставных фондов); б) операций по приобретению ценных бумаг не только нерезидентов (что ранее понималось под портфельными инвестициями), но и резидентов (правда, сразу же Законом разрешено проводить операции с ценными бумагами, выпущенными резидентами, без разрешений Нацбанка); в) переводов не только в счет приобретения недвижимости, но и прав на нее. В частности, отныне осуществление резидентами расчетов с нерезидентами по договорам аренды недвижимости, находящейся за пределами Беларуси (например, при содержании резидентом представительства за границей), требует разрешения Нацбанка как валютная операция, связанная с движением капитала. В силу ч.5 ст.10 Закона не требуется разрешения Нацбанка для осуществления вкладов нерезидента в инвалюте, белорусских рублях, ценных бумагах в инвалюте или рублях в уставный фонд юрлица-резидента. А если вклад нерезидента представлен иным имуществом? Разрешение также не требуется, так как операции с иным имуществом, не являющимся валютными ценностями, вообще не относятся к валютным операциям. Во-вторых, если ранее Нацбанк имел возможность давать общие разрешения на проведения тех или иных валютных операций, связанных с движением капитала, без дополнительного оформления разрешения в каждом отдельном случае и без иных дополнительных процедур контроля за их проведением, то в настоящее время перечень капитальных операций, осуществляемых без разрешения, устанавливается Законом (ст. 10). Нацбанк может установить, что для отдельных капитальных операций (кроме прямо указанных в Законе) не требуется разрешения Нацбанка, но только при условии, что такие операции будут подвержены контролю в иных формах -- будут проводиться в уведомительном и (или) регистрационном порядке (абз. 13 ч. 5 ст. 10 Закона). В то же время правила проведения валютных операций, связанных с движением капитала, для физических лиц и для нерезидентов значительно упрощены. Так физлицам потребуется разрешение на капитальные валютные операции лишь в пяти случаях, указанных в ч. 3 ст. 10 Закона (ранее все капитальные операции физлицами должны были осуществляться по разрешению, а без разрешения Нацбанка -- лишь в прямо предусмотренных случаях). Не требуется разрешения на капитальные валютные операции для физлиц-резидентов, непрерывно проживающих за границей более 1 года, если проведение операции не связано с предпринимательской деятельностью (ч. 4 ст. 10 Закона). И наконец, нерезидентам вообще не нужно разрешений для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала (ч. 2 ст.10 Закона). Кроме того, упрощены правила проведения капитальных операций при обслуживании госдолга, в бюджетных отношениях. Ожидаемая в связи с принятием Закона либерализация валютных операций между резидентами оправдалась лишь в части операций физических лиц, но в меньшей степени, чем планировалось. Так, в конечном итоге было исключено из Закона разрешение на использование физлицами инвалюты при совершении операций по купле-продаже недвижимости. Теперь, как и ранее, при заключении договоров купли-продажи недвижимости физлица-резиденты должны будут использовать только рубли либо неофициально использовать инвалюту, рискуя быть пойманным на незаконной валютной операции.
Согласно ст.11 Закона в отношениях между физлицами-резидентами, не выступающими как предприниматели, разрешается использование инвалюты, ценных бумаг и платежных документов в инвалюте в случаях предоставления займов, возврата займов и процентов за пользование ими. Иные виды платежей по договору займа, в частности неустойка за неисполнение обязательств по займу в инвалюте, могут быть исполнены только в белорусских рублях. Кроме того, разрешается использование валютных ценностей между физлицами в случаях дарения, а также отмены дарения, при передаче на хранение и их возврате. Указанные положения не имеют обратной силы и распространяются лишь на сделки, совершаемые после вступления Закона в силу (5 ноября 2003г.).
Что касается валютных операций между резидентами-юрлицами, то здесь Закон более жесток. Такие операции можно проводить в случаях, установленных Законом и иными актами валютного законодательства. Обращает на себя внимание, что речь в Законе идет не вообще об актах законодательства, а именно об актах валютного законодательства (понятие таких актов предусмотрено ст.2 Закона). Все вышеуказанное вряд ли можно назвать ужесточением. Но, при прочтении Закона обращает на себя внимание формулировка "запрещается использование" инвалюты, ценных бумаг в инвалюте и (или) платежных документов в инвалюте при проведении валютных операций между резидентами, за исключением случаев, установленных Законом и иными актами валютного законодательства. Таким образом, последствия нарушения валютного законодательства теперь могут быть гораздо жестче, чем они были раньше. Если, юрлицами будет заключена и исполнена сделка, предусматривающая использование валютных ценностей в случаях, прямо не разрешенных законодательством, то такая сделка будет недействительна не как не соответствующая законодательству (ст. 169 ГК), а как запрещенная законодательством (ст. 170 ГК). Различия в том, что здесь будет применяться не двусторонняя реституция, а более жесткие последствия ничтожности сделки, запрещенной законодательством: при наличии умысла у обеих сторон и при исполнении сделки обеими сторонами -- взыскание в доход Республики Беларусь (по сути конфискация) всего полученного по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной -- взыскание с другой стороны в доход Республики Беларусь всего полученного ею и всего причитающегося первой стороне (в возмещение полученного). Кроме того, это повлечет экономическую ответственность по п.2.11 Указа N 7 за несанкционированное использование инвалюты или ценных бумаг в иностранной валюте в расчетах между резидентами (в размере до 100% суммы платежа с плательщика и получателя (с каждого). Если ранее законодательство регулировало в основном операции нерезидентов, проводимые по их счетам в иностранной валюте (текущие счета) и в белорусских рублях (типа "Т", "И", "С"), то теперь правовому статусу нерезидентов в валютных отношениях посвящены сразу несколько норм Закона. Операции между нерезидентами в белорусских рублях, с ценными бумагами в рублях, а также операции нерезидентов с рублями по счетам и вкладам (депозитам) в белорусских банках, не влекущие перехода права собственности на эти белорусские рубли, являются валютными операциями. Закон тем самым включил нерезидентов и в этой части в сферу белорусского валютного регулирования. Однако режим валютных операций нерезидентов является значительно более либеральным, чем резидентов. Кроме уже указанного выше расчеты между нерезидентами как в белорусских рублях, так и иностранной валюте осуществляются без ограничений, за исключением ограничений, касающихся режима счетов нерезидентов. Нерезидентам при совершении операций по счетам в белорусских банках, разрешается использовать любую валюту, официальный курс рубля к которой установлен Нацбанком. Сделки с ценными бумагами в белорусских рублях и в инвалюте между нерезидентами совершаются на территории Беларуси без ограничений, если иное не установлено белорусскими законодательными актами. По-прежнему, органами валютного регулирования и валютного контроля являются Совмин и Нацбанк, а органами валютного контроля - Комитет госконтроля и ГТК. Впрочем такая система в любой момент может быть изменена Президентом, которому по Закону предоставлено право определять систему органов валютного регулирования и валютного контроля. Впервые Закон определил, что включается в понятия "валютное регулирование" и "валютный контроль" (ст.1 Закона), а также определил основные направления валютного контроля (ст.23 Закона). Обращает на себя внимание то, что на уровне Закона налоговые органы не названы в качестве органов валютного контроля. Предоставление Совмину права определять компетенцию агентов валютного контроля не означает возможность назначать иные органы, в том числе и МНС, в качестве органов валютного контроля. Таким образом, на наш взгляд, проводить проверки соблюдения валютного законодательства и осуществлять иной валютный контроль налоговые органы Законом не уполномочены, за исключением случаев, когда порядок проведения валютных операций непосредственно влияет на решение налоговых вопросов, либо когда это предусмотрено актами более высокой юридической силы, чем Закон о валютном регулировании. При установлении полномочий того или иного органа в Законе содержится механизм, когда ни одно нарушение валютного законодательства не должно остаться безнаказанным. Во-первых, органы валютного контроля обязаны передавать Комитету госконтроля информацию для осуществления валютного контроля, когда это предусмотрено законодательством. Во-вторых, если какой-либо орган валютного контроля выявит нарушение, но в его компетенцию не входит контроль за этим, такой орган обязан передать информацию о нарушении в орган, в компетенции которого находится принятие решений по таким нарушениям. Закон наделил банки (которые являются агентами валютного контроля) новыми правами. В частности, согласно ст.27 Закона банки при выполнении ими функций агентов валютного контроля имеют право получать информацию об осуществлении валютных операций, а также право приостанавливать операции по открытым счетам клиентов на сумму, по которой не представлена информация о проводимых операциях. Следует обратить внимание на то, что в ст. 27 Закона закреплена норма о действиях банка при зачислении на счет клиента денежных средств по валютной операции. Если ранее банки не должны были исполнять такие платежи и просто могли возвратить поступившие денежные средства, то теперь они обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля. Глава. 3. Порядок контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций. В соответствии Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001г. «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций»: Поступление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) осуществляется только на счета экспортеров, если иное не определено Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком.
Расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), осуществляются только со счетов импортеров, за исключением случаев, когда платежи осуществляются со счетов нерезидентов Республики Беларусь либо если иное определено Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком, также не распространяется на суммы авансов в наличной иностранной валюте, полученные представителями международных перевозчиков (экспедиторов) от нерезидентов за границей Республики Беларусь и используемые для оплаты расходов по перевозке (экспедиции) грузов по договорам, в счет оплаты которых эти средства получены.
В случае неденежной формы прекращения обязательств поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) может осуществляться путем обмена на эквивалентное по стоимости количество других товаров (работ, услуг), оформленных двусторонним внешнеторговым договором (за исключением договоров, по которым осуществляется уступка требования или перевод долга), а по иным операциям при неденежной форме прекращения обязательств резидент Республики Беларусь имеет право получить только сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, оборудование и энергоносители, используемые для собственного производства, если иное не установлено Советом Министров Республики Беларусь. Расчеты по внешнеторговым договорам, по которым юридические лица и индивидуальные предприниматели оформили паспорта сделок, осуществляются только через обслуживающие банки, где завизированы такие паспорта сделок. Расчеты в белорусских рублях между резидентами в оплату обязательств по экспорту товаров (работ, услуг) не допускаются, если иное не определено Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком. Продажа (реализация) нерезиденту Республики Беларусь товаров по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, оплаченных резидентом иностранной валютой, приобретенной на внутреннем валютном рынке, не допускается. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить по внешнеэкономическим операциям: поступление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а от экспорта по договорам комиссии товаров (работ, услуг), произведенных резидентами Республики Беларусь, - не позднее 180 календарных дней; выполнение работ, оказание услуг по импорту не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа за выполненные работы, оказанные услуги; поступление товаров по импорту не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа за товары; поступление товаров, выполнение работ, оказание услуг при неденежной форме прекращения обязательств по двустороннему внешнеторговому договору (за исключением договоров, по которым осуществляется уступка требования или перевод долга), предусматривающему эквивалентный обмен товарами, либо иным операциям, по которым поставляются сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, оборудование и энергоносители, используемые для собственного производства, не позднее 60 календарных дней с даты их каждой экспортной отгрузки. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при реализации внешнеторговых договоров, когда в соответствии с законодательством не производится таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров, обязаны представлять статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию в соответствии с формой и порядком, устанавливаемыми Государственным таможенным комитетом по согласованию с Комитетом государственного контроля. Статистическая декларация представляется в таможенные органы по каждой экспортной (импортной) отгрузке (поставке) товаров, общая стоимость которых превышает в эквиваленте 200 евро. Статистическая декларация представляется в таможенные органы при экспорте не позднее 5 календарных дней с даты отгрузки товаров со склада, при импорте - не позднее 5 календарных дней с даты оприходования товаров в установленном порядке импортером, если иное не определено Советом Министров Республики Беларусь. Периодическая статистическая декларация представляется в таможенные органы не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, в отношении всех экспортированных (импортированных) товаров по фактам (двум и более) отгрузки (поставки) товаров по одному внешнеторговому договору, отгруженных (поставленных) на одних и тех же условиях с одним нерезидентом Республики Беларусь за отчетный месяц, если иное не определено Советом Министров Республики Беларусь. Если после регистрации в таможенных органах статистической декларации по экспорту товаров отгрузка этих товаров со склада не состоялась, данная декларация должна быть аннулирована в порядке, установленном Государственным таможенным комитетом по согласованию с Комитетом государственного контроля, в течение 10 календарных дней после регистрации. В случае, если при отгрузке товаров, указанных в статистической декларации, не состоялась их передача нерезиденту Республики Беларусь и товары возвращены экспортеру, требуется представление статистической декларации по импорту в порядке и в сроки, установленные законодательством. Продление определенных настоящим Указом сроков поступления денежных средств либо товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется Министерством торговли в соответствии с установленным им по согласованию с Комитетом государственного контроля порядком. Если сроки поступления денежных средств, товаров, выполнения работ, оказания услуг по внешнеторговым договорам, связанным с проведением платежей на счета либо со счетов резидентов Республики Беларусь, превышают 180 календарных дней, их продление осуществляется данным Министерством при наличии согласования с Национальным банком. Датой отгрузки (поступления) товаров по внешнеторговому договору считается день их таможенного оформления в таможенных режимах, предусмотренных Таможенным кодексом Республики Беларусь (за исключением транзита). Если в соответствии с законодательством таможенное оформление не производится, датой отгрузки товаров считается дата их отпуска со склада, произведенного в установленном порядке, а датой поступления товаров - дата их оприходования в установленном порядке импортером; Датой выполнения работ (оказания услуг) считается дата подписания сторонами акта о приемке-сдаче выполненных работ (услуг), при осуществлении международных перевозок – дата получения груза грузополучателем, отмеченная им в товаросопроводительных документах, при оказании услуг по переработке сырья заказчика - дата отгрузки (поступления) готовой продукции, произведенной из этого сырья; поступления денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) считается дата их зачисления на счет экспортера в обслуживающем банке, в случаях, предусмотренных законодательством, - на счета в иностранных банках; проведения платежа по импорту считается дата списания денежных средств со счета импортера. В случае использования аккредитивной формы расчетов датой проведения платежа считается дата списания денежных средств по аккредитиву со счета импортера (проведение по аккредитиву оплаты).
Определенные сроки поступления: денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг), а также товаров (работ, услуг) при неденежной форме прекращения обязательств по двустороннему внешнеторговому договору (за исключением договоров, по которым осуществляется уступка требования или перевод долга), предусматривающему эквивалентный обмен товарами, либо иным операциям, по которым поставляются сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, оборудование и энергоносители, используемые для собственного производства, исчисляются с даты, следующей за датой каждой экспортной отгрузки по отдельной таможенной декларации либо каждого этапа выполнения работ, оказания услуг, оформленного отдельным актом о приемке-сдаче выполненных работ, оказанных услуг или иным документом, предусмотренным законодательством; товаров, выполнения работ, оказания услуг по импорту исчисляются с даты, следующей за датой каждого проведенного платежа, оформленного отдельным платежным документом, каждой экспортной отгрузки, каждого этапа выполнения работ, оказания услуг, оформленных отдельным платежным документом.
К юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь применяются экономические санкции за: несанкционированное превышение сроков проведения внешнеторговых операций - в размере до 2 процентов не полученных в установленный срок денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг) за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в установленный срок указанных денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг); продажу (реализацию) нерезиденту Республики Беларусь товаров по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, оплаченных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем иностранной валютой, купленной на внутреннем валютном рынке, - в размере до 100 процентов стоимости проданных (реализованных) товаров; превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту (стоимости отгруженного товара, выполненных работ, оказанных услуг по экспорту) в сравнении с договорной стоимостью полученного товара, выполненных работ, оказанных услуг (суммой полученных денежных средств) - в размере разницы между ними; экспорт товаров (работ, услуг), оплаченных белорусскими рублями за нерезидента, - в размере до 100 процентов суммы этих средств; несанкционированное распоряжение денежными средствами от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет - в размере суммы средств, не полученных на свой счет; несанкционированное перечисление денежных средств со своего счета для оплаты за товары (работы, услуги) по импорту, если импортером является иное лицо, - в размере суммы перечисленных средств; несанкционированное получение резидентом Республики Беларусь (при неденежной форме прекращения обязательств) товаров (работ, услуг) в нарушение требований части третьей подпункта 2.2 настоящего пункта - в размере до 100 процентов стоимости поставленных на экспорт товаров (работ, услуг). Представление недостоверных сведений при оформлении лицензии либо других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации либо внесение изменений и (или) дополнений в договор в ходе его исполнения без отражения в установленные сроки этих изменений в паспорте сделки - в размере до 20 процентов контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров; нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций: отсутствие лицензии либо других разрешительных документов, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации, оформляемых в установленных законодательством случаях, - в размере до 100 процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг; непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации - в размере до 10 процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров; неосуществление в установленный срок аннулирования зарегистрированной таможенным органом статистической декларации, если отгрузка товаров, указанных в этой декларации, не состоялась, - в размере до 20 процентов контрактной стоимости товаров, указанных в ней; не целевое использование валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке за белорусские рубли, - в размере до 100 процентов суммы средств, использованных не по целевому назначению; несанкционированное использование иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте в расчетах между резидентами Республики Беларусь - в размере до 100 процентов суммы платежа с плательщика и получателя (с каждого); несоблюдение установленных законодательством сроков использования валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке, - в размере 1 процента суммы неиспользованных в установленный срок валютных средств за каждый следующий со дня просрочки день, но не более суммы неиспользованных средств; нецелевое использование и (или) невозвращение в установленный срок средств в иностранной валюте, выданных под отчет, в том числе на оплату расходов по командировкам за пределы Республики Беларусь, - до 10-кратной суммы этих средств; непредставление или несвоевременное представление экспортером в обслуживающий банк документов, подтверждающих основания получения средств по внешнеторговому договору, а также за представление в банк недостоверной информации - в размере 1 процента полученных средств по данному внешнеторговому договору; представление импортером в обслуживающий банк недостоверной информации по проводимым по внешнеторговому договору платежам - в размере 10 процентов суммы произведенного платежа. Применение экономических санкций осуществляется уполномоченными должностными лицами Комитета государственного контроля и его территориальных органов. Акты законодательства, регулирующие порядок осуществления внешнеторговой деятельности и смягчающие (отменяющие) экономическую ответственность, распространяются и на правонарушения, совершенные до вступления этих актов в законную силу, за которые не были применены экономические санкции. При этом акты законодательства, устанавливающие или усиливающие ответственность за экономические правонарушения в сфере внешнеторговой деятельности, обратной силы не имеют В случае совершения по внешнеторговому договору нескольких предусмотренных настоящим Указом нарушений экономические санкции применяются за каждое нарушение, но в совокупности не могут превышать стоимости экспортированного либо импортированного товара, выполненных работ, оказанных услуг. Уплата экономических санкций производится юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в течение 15 календарных дней со дня получения им решения о применении экономических санкций в иностранной валюте, предусмотренной условиями договора, либо в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка на день уплаты.
Заключение Система валютного регулирования Республики Беларусь представляет собой совокупность субъектов и объектов регулирования, а также набор инструментов, используемых первыми в отношении вторых для достижения цели по обеспечению устойчивого обменного курса национальной денежной единицы. Одним из субъектов валютного регулирования является Национальный Банк Республики Беларусь.
Главной целью, на достижение которой направлена вся деятельность Национального банка Республики Беларусь (НБ РБ), является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты. Для достижения этой цели Национальным банком (НБ) используются различные инструменты прямого и косвенного воздействия на обменный курс национальной валюты. В соответствии с законодательством Республики Беларусь (РБ) на Национальный банк возложены функции исполнительного органа государственного валютного регулирования и контроля по определению сферы и порядка обращения иностранной валюты на территории Республики Беларусь, регулирования курса национальной валюты к иностранным валютам, лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.