Реферат по предмету "Разное"


Jgа Вопросы к тесту (к экзамену будут те же, добавлю только синтаксис)

;jgа Вопросы к тесту (к экзамену будут те же, добавлю только синтаксис) Система лингвистических дисциплин (общее и частое, теоретическое и прикладное, типологическое и сравнительно-историческое языкознание) Язы-е- наука о языке, его происхождении, структуре, закономерностях его имторич развития и функционирования. Языкознание:1)Теоретическое(занимается в основном проблемами лингвистических моделей, поиском языковых универсалий): А) Общее(общие законы, структуры, историч развитие, проблема происхожд-я яз, методы исследования. Исследует природу языков) -Типологическое(сопоставление яз для выявления общих и различных черт). Выявляет универсалии: Абсолютные(черты свойственные всем мир яз: везде есть глагол, сущ, мест, лексемы номенующие эмоции) Статистические(своойственные подавляющему числу яз, но всё же не всем: число у местоим) Б) Частное(отдельные яз и группы яз) -Синхроническое(опис факты яз в определённый момент историч развития) -Диохроническое(Развитие яз на протяжении какого-то периода времени)^ 2) Прикладное(Специализируется на решении практических задач, связанных с изучением языка, а также на практическом использовании лингвистической теории в других областях): А)лексикография — теория и практика составления словарей; Б)лингводидактика — наука о разработках методик обучения иностранному языку; В)терминоведение — наука об упорядочении и стандартизации научно-технической терминологии; Г)переводоведение — теория перевода. 3) Сравнит-истроч(занимается установлением степени родства между языками, реконструкцией праязыков, исследованием диахронических процессов в истории языков, их групп и семей, этимологией слов.) Связь языкознания с другими науками. Языкознание связано с социальными науками: 1)с историей, Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка. 2)с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам - орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и т. п., и этнография - наука о быте и культуре народов. 3)Языкознание соприкасается тесно с этнографией при изучении диалектного словаря - названий крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире. 4)Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию. 5)Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика. Основные гипотезы происхождения языка.Античные: Фюсей- имя дано предмету от прироы, у него есть св-ва именно для этой номинации(Платон) Тесей- названия носят условный характер и не связ с природой(Аристотель) Стоики: имя возникает от природы, но не от рождения. Одни из первых слов были звукоподраж, а другие звуч так как возжейств на чувства (ласка- приятно)Нового времени: Ономатоэпическая- яз возник в результате подраж-я звукам природы. Лейбниц разделил звуки на сильн и слаб по ощущениям люди давали названия Междометная- к созданию яз привели эмоц выкрики. Ш.де Бросс:Детск лепет лишён системы, а постепенно он переходит междометия, затем в слова. Развитие первобыт чел-а похоже на развитие отдельн индивида Биологич: яз- естеств организм, возникает самопроизвольно, имеет определённый срок жизни и умирает, как организм Гипотеза обществ договора: семьи жили сами по себе, мало общались, добывали пищу в борьбе. Чтобы выжить им приходилось объедин в гос-ва, создать яз. Жестовая- не противоречит междометной, на начальном этапе развития первобыт люди использ пантомиму: рефлекторную, указательную, изобразительную Трудовые гип: - Коллективистская: яз появился в ходе коллективн работы из труд выкриков - Труд гипотиза Энгельса: труд создал человека, одновременно возник язык 7) Спонтанного скачка: яз возник скачком, сразу с богат словарём и яз системой Понятия дивергенции и конвергенции языков. Дивергенция- распадение единого языка на 2 или несколько различающихся между собой, хотя и родственных. Дивергенционное развитие представляет из себя: единый яз сперва распад на диалекты, котор затем превращаются в самомтоятельные языки. И в каждом из них сохраняются черты их общего предка, в чём и проявляется языковое родство. Расщипление прагерманского:северногерманский, носители которого мигрировали в Скандинавию, в результате чего произошло противоположение северногерманского и южногерм, и после переселения готов из Скандинавии в верховья Вислы и Ордера- противостояние восточногерм, заподногерм, серерногерм.Коныергенция- сближение разных языков и даже замена 2 или нескольких языков одним. Конвергенционное развитие: исконно разные языки либо сохраняясь как разне сближаются др с другом в той или иной степени, либо происходит поглащение одного языка другим.Примеры: сближение родственных германских диалектов в рамках восточно-германской ветви в устье Вислы и Ордер, где рядом с племенами готов поселились племена вандалов, ругиев, бургундов. Понятие субстратных, суперстратных и адстратных черт языка. Субстрат- тот яз, который оказался вытесненным из употребления др языком(чаще всего яз корен Н языком пришельцев), но оставил достаточно отчётл следы в вытеснившем его яз. Примером развития на базе субстрата могут служ романские языки. Их отличия др от др не в последнюю очередь объясняются тем, что народная латынь, из кот они происходят, в разным покоренных Римом райнах Европы усваивалась разными народами, т е накладывалась на разн субстраты.Суперстрат- наслоение чуждых черт на исконную основу яз. Яркий премер- французские наслоения в англ языке, проникшее в него после нормандского завоевания в связи с длительным господством в Англии французск языка.Адстрат- яз явления, объясняемые как рез-т влияния 1 яз на др при длит контакте народов, говорящ на этих яз, когда не происх этнической ассимиляции и растворения 1 яз в др. Примерами адстратных явлений могут быть скандинавское влияние на английский язык в IX - XI вв., белорусско-польское и белорусско-литовское взаимовлияние в пограничных ареалах. Феномен двуязычия. Двуяз-е- способность тех или иных групп Н изъясняться на 2-х языках Примеры: На территории Российской федерации билингвизм распространён в республиках Алтай, Башкортостан, Татарстан, Чувашия, Республике Саха (Якутия), республиках Северного Кавказа, Бурятии и других регионах. В этих республиках языковая ситуация имеет следующую типичную структуру: городское население зачастую говорит только на русском языке или имеет некоторое знание языка автохтонного этноса (коренного народа). Сельское население часто владеет языком родного этноса, владение русским языком может быть неуверенным или неполным. Другой тип билингвизма (русский как родной и знание другого языка) распространен реже и в последние десятилетия постепенно утрачивается. Существует также профессиональное двуязычее. Койне- общий язык, возникающий на базе смешения родственных диалектов(из которых 1 оказался ведущим), средство повседневн общения, которое связывает людей, которые говорят на разных региональных или соц вариантах данного языка. Различаются городские койне и койне ареала (страны). В роли койне может выступать: -наддиалектная форма определённого языка, развивавшаяся на базе одного или нескольких диалектов; -один из языков, представленных в данном ареале. Например, в многоязычной Республике Мали в качестве койне распространился язык бамана (бамбара), имеющий наддиалектную форму, сложившуюся как столичное койне в Бамако. К., к-рое бытует в Бразилии как средство общения между европейцами, африканцами и говорящими на разных племенных языках индейцами. Примером койне в современном мире может служить язык хиндустани в Индии и Пакистане, представляющий собой усреднённую норму для языков хинди и урду. Основные принципы классификации языков. Множественность языков обуславливает необходимость классификации. В современном языкознании разработано 4 классификации: 1) Ареальная (географическая) 2) Функциональная 3) Типологическая (морфологическая) 4) Генеалогическая Первая основана на изучении языковой карты мира. Описывает границы распространения. Вторая основана на исследовании функций и сфер использования языка (культурная, дипломатическая, язык образования и др.) Самыми важными являются типологическая и генеалогическая классификации. Наиб распростр и широко известна генетическая или генеологич классифика. Основана на понятии яз родства и метафоре родственного древа. Метафора трактует родство яз, как происхождение из 1 праязыка. Сравнительно-исторический метод зарождается в конце XIX века когда в ходе изучения языков были установлены факторы сходства этих языков. Типологич классификация предполагает сопоставление яз не зависимо от того являются ли они родственными. Типологический анализ можно вести на 3 уровнях: фонемы, морфемы, предложения. Первые опыты генеалогической классификации языков. Перв попытка классификаии яз принадлеж Скалигеру. Его работа «Рассуждение о евров языках» вышла в 1610. Врамках извест ему яз он выделил 11 яз-матерей: 4 больш- греч, лат, тивтон, славян и 7 малых- албан, ирлан, бриттская, татар, фин, венгер, бакская. Посчитал, что 11 матерей никак между собой не связ. Германские яз он различал как Water языки(сам яз мать и нижненемекое наречие) и Wasser яз(верхненемец наречие). Наметил разделение немец яз и диалектов, что потом развил в свох работам Расмус Раск и Якоб Гиримм. Больш классифик, хотя немного неточн составил ^ Лейбниц: выделил 2 семьи- Арамейские и Яфетические(Сифские- фин, тюрк, монгол, славян; Кельтские- прочие)Филиппо Соссети, изучая санскрит,подумал о нем как о праязыке.Крижанич дал первый образец сравнения славянск яз, кот ораж точностью.^ Ламберт Тен–Кате произвел тщательное сравнение германских языков и установил важнейшие звуковые соответствия этих родственных языков. Большое значение среди предшественников сравнительно–исторического метода имеют труды М.В. Ломоносова «Российская грамматика» и др где дана совершенно точная классификация трех групп славянских языков с указанием на большую близость восточных к южным. Языковая семья, ветвь, группа, подгруппа. Приведите примеры. ^ Языковая семья - самая крупная единица классификации народов (этносов) по признаку их языкового родства - общего происхождения их языков от предполагаемого языка-основы.^ Ветвь языковая – это группа языков внутри языковой семьи, объединяемых по признаку генетической близости. ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ включает все родственные языки, т.е. языки, связанные общим происхождением, "выросшие" из одного корня. В зависимости от степени родства языки одной семьи делятся на ГРУППЫ, а группы - на ВЕТВИ. Языковую семью можно изобразить в виде "языкового дерева". В современном мире насчитывается более 20 языковых семей. Пример: немецкий язык- Индоевропейская семьяГерманская ветвь Западногерманская группа Индоевропейская семья языков. От центральной европы и северн Байкал до Причерноморья. Основной признаки, характеризующие язык-источник: В фонетике- особ роль гласной а, наличия лоренгафов, долг и кратких звуков, слоговая интонация, пары звонк и глух согласных, тенденция политомизации(смягч), наличие лобилизованных согласн. В морфологии: наличие падежн системы, активного падежа, противопост неодушев-го и одушев-го, 3 рода, переходность и непереходность, пассивный падеж, 2 времени В синтаксисе: взаимозависимость мест членов предлож-я, роль частиц, лёгкие черты анолтизма^ Индийская группа более 40 Области распространения живых индийских языков: северная и центральная Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Мальдивская республика, Непал.^ Иранская группа(более 60) Оситинский, таджитский, лр персидский и тд Место распространения: Иран, Авганистанистан, Тадж, некоторые райноны Турции и Пакистана.^ Романская группаГерманская группа, Балтийская группа(латышский), Славянская группа(белорусский),Кельтская группа(ирланлский)Армянский языкАлбанский язык Греческий язык Проблема кавказских языков. не входят ни в одну из известных языковых семей, распространённых за пределами Кавказа Внутри кавказских языков общепризнанно выделяются три группировки:абхазо-адыгская (северо-западная); нахско-дагестанская (северо-восточная); картвельская (южная). До недавнего времени был распространён взгляд (особенно в советском языкознании) о родстве всех трёх групп и существовании т. н. иберо-кавказской семьи. Однако близость всех трёх групп объясняется скорее типологической близостью и возможным существованием кавказского языкового союза, а не генетическим родством. Другой, более распространённый взгляд — о родстве абхазо-адыгских и нахско-дагестанских языков и существовании северокавказской семьи — в последнее время был поддержан выходом северокавказского этимологического словаря. Однако многие зарубежные кавказоведы скептически относятся к данному труду, и точка зрения о существовании трёх независимых кавказских семей остается наиболее общепринятой. В современной компаративистике северокавказская семья включается в сино-кавказскую макросемью, а картвельская в ностратическую макросемью. Понятие морфологической типологии языков (основные принципы классификации, основные типы, их корреляция). Грамматическая типология(морфологич) наиболее развита. В её основе морфемика(способ соедин морфем). 1)Тип выражения: - Аналитические(грам значение выражаются отдельн словами: английский, французский, и все изолирующие языки) - Синтетические(грам значение выраж аффиксами, котор образуют фонет целое с корнем- русский) Индекс синтетизма был введен Джозефом Гринбергом: Аналит- от 1 до 2 Синтетич- до 3 Полисинтетич- более 3(эскимосский-3,72) 2) Тип морфологич структуры - Изолирующие(морфема макс отделена от корня- вьетнамский) - Аглютинативный(яз имеет строй, при котор доминирующ типом словоизменения явл приклеивание аффиксов или приставок, кот имеет только1 знач- финский) -Флективный(формант обладает целым набором значений- немецкий) - Инкорпорирующий (слово вставл внутьрь другого- языков североамериканских индейцев:дакота) Фонологическая типология языков. Консонантные(кол-во согл может быть 98%- араб, иврит, персид, все кавказские языки) Вокалические(число гласн превыш среднюю величину, в макс вокалич языках число гласн не превышает общее число фонем- датский) Базовые понятия ареальной лингвистики. А.Л.- раздел яз-я, изучающий распространение языковых явлений и межъязыковые взаимодействия. В основу положена концепция лингв непрерывности Пикте и Волновая теория распространения яз Шухарда и Шмидта. Но как наука сложилась в 1925- «Введение в неолингвистику»Бартали. В отечеств языкознании: Жирмунский, Серебрянников, Макаев. АЛ исследует территориальное распростронение яз явлений, принадежащих разным диалектам одного яз или ряду граничащих др с др языков. АЛ может быть синхронической, но нередко прибегает и к диохронии. Именно благодаря её приёмам были получены серьёзные уточнения в наших знаниях о диалектном членении общеиндоевроп языка и границах его диалектов на ряде древних стадий.Яз ареал- используется для определения границ распростр яз явленийИзоглосса- линия на лингв картах, обознач границы распростр яз явлений Основные функции языка. Язы́к — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Коммуникативная Когнетивная Средство передачи инф, средством формулир мысли Гносеологич Вопросительная Волеотивная Аппеляционная Экспрессивная Контактустанавливающая Метоязыковая(истолк яз фактов) Эстетическая Функия индикатора Язык и речь в концепции Ф. де Соссюра. Признаки, различающие язык и речь. Не смотря на то, что яз и речь в своем сущ-и не разделимы, они не могут сводиться друг к другу. Это 2 вещи совершенно различные. Яз противопоставлен речи как явление социальное явлению индивидуальному Признаки: 1)Яз- средство общения, речь- реализация яз, через неёон выполняет когнитив функцию 2) Яз обстрактен, формален. Речь-материальна, в ней конкретизируются средства яз 3) Язык относительно стабилен,пассивен,статичен. Речь активна и динамична 4) яз- достояние общ-ва, в нем отраж картина мира говорящего на нём народа. Речь- индивидуальна, отраж опыт отдельн индивидуума. 5)Имеют разную фрагментацию(для яз- уровневая, для речи-линейная) 6) яз не зависит от ситуации общения, речь- да. Основные элементы коммуникативного процесса. Условия успешной коммуникации. Понятие речевого акта. Реч акт- отдельный акт речи, представляющий собой 2-х сторонний процесс порождения текста, который охватывает говорение и протекающее параллельно сухое восприятие и понимание услышанного. Элементарная коммуникац цепочка включ в себя автора(адресанта), реципиента(адресата) и сам текст. Условия успеш коммуникации: Лингвистическая компетенция(знание языка) Тезаурус(необходим уровень знаний о внеш мире) Пресуппозиция(фоновые знания о ситуации общения) Язык как система знаков. Понятие языкового знака. Модели языкового знака Ч. Пирса, Ф.де Соссюра и Г. Фреге. Проблемой яз знака впервые занялся Пирс. Он был одним из основоположников современной симеотики-науки изучающей знак. Он применял понятие симеозиса- процесс порожения знака, процесс его интерпритации, для характеристики элементарного знакового триадического отношения объект-знак интерпретанта. Фреге ввел различение между смыслом и значением понятия, обозначаемого определенным именем (так называемый треугольник Фреге или семантический треугольник: знак—смысл—значение). Под значением в рамках его системы представлений понималась предметная область, соотнесенная с неким именем. Под смыслом подразумевается определенный аспект рассмотрения этой предметной области. Соссюр выделял референт(вне нас) и сигнал. В значении яз знака: означаемое- отражение в нашем сознании референта и означающее- отражение в нашем сознании сигнала. Когда отражение сигнала связ с отражением референта, возникает знак. Знак- 2-стороння психическая сущность, состоящая из означаемого и означающего. Симеозис- знакообразование. По Соссюру сущность симеозиса сост в том, что в сознании чел происходит объединение 2-х психических образов(о и о), знак становится посредником 2-х изначально не связанных явлений внешнего мира. Сигнал-звуковая сторона нашей речи, графика Референт- предметы, осязаемые и воображ, признаки, ситуаии Сущность десигнативного и денотативного способов называния. В 30-е годы в Америке Чейф преподаёт в универс и предлаг свою концепцию, усложняет схему языкового значения(означаемое). В означаемом можно выделить денотат, десигнат и коннотат. Денотат-целостное, не разделённое на составляющие обобщённое отображение предмета в нашем сознании. При денотативном назывании образ объекта связ с сигналом(стол) Десигнат- расчленённое, опирающееся на характерные признаки объекта отражение референта в нашем сознании. Объект назыв от основного признака(любимый- которого любят) Коннотат- комплекс доп значений слова, эмоционально-эстетических оценок и ассоциаций Разделы фонетики. Фонетика- раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка Разделы:^ 1)Общая фонетика(рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков)2)Сравнительная фонетика(сопоставляет звуковой строй языка с другими языками)^ 3)Историческая фонетика (прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени)4)Описательная фонетика(рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе)^ 5)Перцептивная фонетика(рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха)6)Артикуляционная фонетика (рассматривает речевой аппарат и механизмы речепроизводства.) Фонетика и фонология.Фонология- раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования — противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка. Большинство специалистов рассматривают фонологию как раздел фонетики ,некоторые рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики.Фонетика- раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка Её предметом преждевсего считаются отдельные звуки яз, а при более широк рассмотрении- прочие звук явления, кот служат для кодирования информации. Как наука фонетика изучает производство, передачу и восприятие звук сигналов в процессе общения, а также систему способов, обеспечивающую кодирование и декодир переносимой этими сигналами информации. Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи. Функционирование речевого аппарата. Реч аппарат- совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Звенья: - дыхательные органы, тк звуки образуются при выдохе(лёгкие, бронхи, трахея, диафрагма. Лёгкие опираются на диафрагму. Когда диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются, объём груд клетки увелич, происходит вдох, когда расслаб- выдох) - органы речи пассивны-неподвижные, служат для опоры активных органов: зубы, альвеолы, тверд нёбо, глотка, полость носа, гортань. - Органы речи активные- подвижные, производят основную работу для образования зв: язык, губы, мягк нёбо, маленький язычок, голос связки. - головной мозг- координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения воле говорящего Функции фонемы. -Конститутивная, или тектоническая. В этой функции фонемы выступают как строительный материал, из которого создается звуковая оболочка языковых единиц, наделенных значением (морфем, слов и их форм) -Различительная, или дистинктивная. Фонемы могут выступать как в словоразличительной функции, напр. кора - нора, или в форморазличительной, напр. рука - руке. Выделяют также: -перцептивная функция (опознавательная, т. е. функция восприятия); -делимитативная функция (отграничительная, т. е. способная отделять начала и концы морфем и слов). Принципы классификация согласных звуков. По активному действующему органу, образующему преграду: губные (губно-губные и зубно-губные По способу организации преграды: взрывные - п, б, африкаты - после смычки органы не рассмыкаются полностью, но смычка есть - ч, щелевые - при помощи сохранения щели (ф, в, с), дрожащие – р. По поведению голосовых связок. По положению мягкого нёба: носовые, ртовые (оральные). По участию пассивных органов речи: дентальные (зубные) – т, альвиолярные (надзубные), палотальные (спинка языка), ивилярные (мягкое нёбо). Принципы классификации гласных звуков. По степени подъема языка (низкого, высокого, среднего подъё ма); каждый из них делится на узкую и широкую разновидность (высокий подъём, узкая разновидность – русский «и»). По ряду (переднего, заднего, смешанного). По положению губ. По положению мягкого нёба: нёбные, носовые. По однородности артикулирования (монофтонги, дифтонги). Понятие фонологических оппозиций. Оппозиция - существенное для смыслоразличения различие между единицами плана выражения. Две единицы считаются противопоставленными, если существуют так называемые минимальные пары, то есть пары слов, не различающиеся ничем, кроме данных двух единиц (например, в русском: том — дом — ком — ром — сом — ном — лом)Типы фонологических процессов. Комбинаторные: - Ассимиляция - уподобление соседних звуков др другу в процессе речи в каком-то компоненте артикуляции: прогрессивная, регрессивная и взаимная. - Диссимиляция - процесс, когда в 1 слове расходятся идентичные звуки (феврарь, колидор). - Аккомодация - частичное приспособление артикуляции смежных согласного и гласного звука (прогрессивная и регрессивная). Комбинаторные процессы главным образом охватывают гласные. 2) Позиционные: - Редукция - изменение качества звучания (количественная и качественная). - Протеза - присоединение опорного или переходного согласного для удобства произношения в начале слова (украинский – вулица). - Сингармонизм (морфолого-фонетическое явление, состоящие в уподоблении гласных 1 слова по 1 или неск фонетическим признакам-только аглютинативные яз) и гармония. Графема и аллограф. Графема - единица письменной В отдельном тексте мы имеем дело с экземплярами графем – отдельными графами. По своему начертанию графема может быть составной (графема «ch», выступающая с разным значением в латинском письме ряда народов). Аллографемы - варианты графемы. Стиллистические(печатные и рукописные буквы). Факультативные (разное написание «д» в русском языке). Позиционные (греческая сигма в разных позициях пишется по-разному). Комбинаторные (в арабском языке многие буквы имеют до 4 вариантов в зависимости от наличия рядом других букв). Основные типы современных графических систем. Основные типы письма 1)логографический (словесный, шире - словесно-морфемный), 2)слоговой (силлабический, силлабографический) 3)буквенно-звуковой (алфавитный, или фонематический, или фонемографический; в некоторых системах графики используются разные знаки для аллофонов одной фонемы).    Логограммы в какой-то степени ориентированы на слова (и на морфемы) как единицы, обладающие и значением, и звучанием. Логограмма оказывается, таким образом, графическим знаком  для языкового знака. Силлабограммы фиксируют определённую последовательность звуков .Фонемограммы имеют своими денотатами отдельные фонемы.    Можно назвать идеограммы, представляющие знаки для неких идей, понятий, для слов, но в принципе в отвлечении от звуковой стороны слова. Идеографические системы удобны для использования в коммуникации между носителями разных языков и разных, сильно отличающихся друг от  друга диалектов одного языка.Логографические системы (типа китайского) насчитывают в своём инвентаре многие тысячи или десятки тысяч знаков. Силлабические системы (типа кипрского письма 6-4 вв. до н.э.) имеют имеют порядка нескольких сотен или десятков сотен графем, в силу чего их усвоение оказывается более лёгким. Основные этапы развития письменности.Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите (Палеолит - ранний период каменного века, примерно до 10 тысячелетия до н.э.) - это так называемое пиктографическое письмо.пиктография :для выражения мыслей человека служили рисунки 2). идеограмма(4-3 тыс. до н. э.).Если пиктограмма изображает предмет, то идеограмма обозначает значение слова. Идеограмма не обязательно должна напоминать о каком-то предмете своим сходством с ним, она является условным знаком значения слова..  3) В основе словесно-слогового письма лежала многозначная идеограмма, которая, однако, осложнялась дополнительными знаками. Эти дополнительные знаки и обеспечивали привязку идеограммы к определенному слову. Они выражали либо чисто звуковые элементы, либо понятийные. Словесно-слоговое письмо позволяло передавать тексты любого содержания, обеспечивая достаточно точную фиксацию речи.  4).алфавитное письмо, когда отдельный знак (буква) передает, как правило, один звук..  Ход развития египетской письменности. Первоначально, без сомнения, египетское письмо не имело никакого отношения к звуковому письму. Это было пиктографическое письмо. Изображением самого предмета "записывали" то или иное сообщение, например. В конечном счете все египетские иероглифы произошли от пиктограмм. Следующим шагом было создание идеографического (смыслового) письма. При помощи знаков этого письма, идеограмм, можно было "записывать" некоторые отвлеченные понятия, — например, знаком (солнце) слово "день", . Под влиянием звукового языка появляются звуковые знаки, в которых изображенный рисунок связан уже не со значением слова, а с его звуковой стороной. Египтяне гениально использовали для этого омонимичность слов, но не полную, а консонантную, поскольку именно согласные в их языке являлись постоянным, неизменяемым костяком слов. У них был выработан алфавит для всех согласных их языка (кроме l), но чисто алфавитной или даже чисто звуковой их система письменности никогда не стала. Египтяне писали по методу ребуса, соединяя в письме звуковые и идеографические знаки. Так, слово "дом" они писали с определителем, а "выходить" — с определителем идущих ног и с пояснением второй согласной слова алфавитным знаком r. В рамках этой смешанной системы письменности в Египте существовало три основных вида письма: иероглифическое, иератическое и демотическое (или иероглифика, иератика, демотика). Египтяне называли свое иероглифическое письмо "божественная речь". Суть морфемоцентрического и словоцентрического подходов к изучению языка. Слово и морфема - основные единицы морфологического уровля языковой системы Словоцентрический подход - в центре внимания при изучении языка находится слово, морфеме отводится второстепенная роль, она выделяется из слова.Морфемоцентрический- в центре внимания при изучении яз находится морфема, слово выводится из морфемы, описывается как синтаксическая конструкция, построенная из морфем.в России и Германии преимущественно словоцентрический подхододНапротив, языкознание во Франции и США по преимуществу морфемоцентрично Слово и морфема являются основными единицами морфологического компонента языковой системы - верхней и нижней. Отношения между ними трактуются по- разному Слово- минимальная значимая единица языка, которая в функциональном плане явл основной номинативное единицей языка и предназначена служить прямому называнию отдельных элементов опыта, а также отсылки к этим элементам или выражению отношений между нимиМорфема- минимальная значимая единица языка, которая в функциональном плане не выступает сама по себе как номинативная единица, а лишь соучаствует с другими морфемами в их образованииМетодики морфемной сегментации. С именем А.М. Пешковского связан ассоциативный анализ по двум рядам - вертикальному и горизонтальному. Рассмотрим на примере слово стекло:^ Вертикальный ряд иллюстрирует возможность выделения составляющей (а именно корневой морфемы) стекл-, обладающей вещественным значением ('прозрачное твёрдое вещество, получаемое при остывании расплава кварцевого песка с добавлением некоторых других веществ').^ Горизонтальный ряд показывает возможность выделения составляющей (аффиксальной морфемы) о, обладающей грамматическим значением 'существительное, им. или вин. пад., ед. ч.'Типы морфем (Принципы классификации должны быть указаны). ^ По признаку обязательности присутствия в составе слова:-корни-аффиксы2) По кол-ву значений:-однозначные-многозначные^ 3) по способности сочетаться с другими морфемами:-многовалентные-одновалентные-с ограниченной сочетаемостьюТолько аффиксальные:4)по признаку позиций по отношению к корню:-префиксы(пред корнем)-инфиксы (внутри корня)-конфиксы(охватывают корень с 2 сторон)- трансфиксы(заполняют пазы корня)- интерфиксы(соединительные)- постфиксы(после корня):а) флексии(сигнализируют о наличии синтаксической связи)б) суффиксы(не сигнализируют)^ 5) по степени частотности:-редкие-регулярные6) по составу:-простые-сложные7) по характеру связи с корнем:-агглютинативные-флективныеЛексическое, грамматическое значения слова. Л.З.- смысловая сторона слова и лишенная стандартного выражения. По классическому определению В.В. Виноградова, лексическое значение слова — это «предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка».Г.З.- это абстрактное языковое содержание грамматической единицы, имеющее в языке регулярное (стандартное) выражение.Грамматическое значение отличается от лексического более высоким уровнем абстракции, т.к. «это абстракция признаков и отношений»Определение грамматической (морфологической) категории, граммемы, парадигмы. грамматической категории- закрытая система с ограниченным числом элементов. Число таких элементов предопределяет число морфологических оппозиций и набор дифференциальных, семантических признаков- граммем.Парадигма- система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения.Две тенденции аффиксации как способа передачи грамматических значений.Фузия- способ соединения морфем, при котором фонетические изменения на стыке морфем делают неочевидным место морфемной границы.Агглютинация- образование в языках грамматических форм и производных слов путём присоединения к корню или к основе слова аффиксов, имеющих грамматические и деривационные значения.По значению аффиксов:- ф: аффиксы многозначны, выраж несколько значений- а: аффиксы однознач, выраж 1 значение2) Степень стандартизированности аффиксов:- ф: аффиксы нестандартизированны, для выраж 1 и того же значения не всегда подходит 1 и тот же аффикс.- а: аффиксы стандартизированы, выраж 1 значение3) Способ соединения с корнем:- ф: аффиксы присоедин к основе- а: аффиксы присоедин к тому, что и без них считается словом4) Фонемный состав:- ф: меняется в зависимости от аффикса- а: не меняется5) Характер соединения:- ф: очень прочное, не всегда возможно аффикс отделить от основы- а: аффиксы прикрепляются механически, отделить всегда легкоВиды внутренней флексии. Внутренняя флексия- выражение грамматических значений при помощи изменения состава корня.Виды:Аблаут- чередования гласных в составе одной морфемы(собирать — соберу — сбор — собрать)Умлаут- частичная или полная ассимиляция предыдущего гласного последующему (gast «гость» → gesti «гости»)Проблема классификации слов по частям речи. Критерии выделения частей речи.Термин части речи многие лингвисты считают неудачным. Н


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.