Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет износа и амортизации основных средств

ПЛАН: Введение Признание и классификация основных средств Оценка основных средств Амортизация основных средств а) Методы равномерной амортизации б) Методы ускоренной амортизации
в) Методы замедленной амортизации Переоценка основных средств Выбытие основных средств Раскрытие информации об основных средствах Нормативные документы Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ В настоящее время все предприятия независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций согласно действующего законодательства. Производственно-хозяйственная деятельность предприятия обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов. Неотъемлемой частью хозяйственных средств предприятия являются нематериальные активы. Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам. Стоимость производственных мощностей адекватна функциональ­ной (производственной) полезности предметов в течение всего срока их эксплуатации (т.е. периода, в течение которого имущество, отно­сящееся к основным средствам, способно выполнять функции, прино­сящие доход его владельцу). Основные средства участвуют в процессе производства длительный период (в течении нескольких производственных циклов), сохраняя первоначальную форму и свойства, но постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на изготовленный продукт. В соответствии с принципами бухгалтерского учета стоимость про­изводственных мощностей должна равномерно распределяться в течение предполагаемого срока их эксплуатации путем распределения (списания) на отчетные периоды, в течение которых эти мощности будут иметь производительную полезность (способность). Этот про­цесс называется амортизацией основных средств. Основные понятия и виды амортизации и износа. Износ основных средств (фондов) — снижение первоначальной стоимости основных средств в ре­зультате их снашивания в процессе производства (физический износ) или вследствие морального ста­рения машин, а также снижения стоимости производ­ства в условиях роста производительности труда.В бухгалтерском учете износ основных средств отражается ежемесяч­но одновременно с начислением амортизации. Сумма износа равна сумме начисленной амортизации основ­ных средств плюс износ жилых зданий в части полно­го восстановления. Различают физический и моральный износ основных средств. Физический износ представляет собой потерю основными средствами технико-эксплуатационных качеств в результате использования. Моральный износ - снижение стоимости основных средств в результате: 1)снижения себестоимости производства такого же товара; 2)появление более совершенных и производительных машин. Моральный износ основных средств не зависит от их физического износа. Физически годная машина может быть настолько морально устаревшей, что эксплуатация ее становится экономически невыгодной. И физический и моральный износ ведет к потере стоимости. Поэтому каждому предприятию следует обеспечить накап­ливание средств (источников), необходимых для приобретения и восстановления окончательно износившихся основных средств. Амортизация (от сред. - век. лат. amortisatio — пога­шение) —1) постепенное снашивание фондов (обору­дования, зданий, сооружений) и перенесение их стои­мости по частям на вырабатываемую продукцию; 2) уменьшение ценности имущества, облагаемого на­логом (на сумму капитализированного налога). Амортизация обусловлена особенностями участия основных средств в процессе производства. Основные средства участвуют в процессе производства длитель­ный период (не менее одного года). При этом они со­храняют свою натуральную форму, но постепенно снашиваются. Амортизация начисляется ежемесячно по установ­ленным нормам амортизационных отчислений. Начис­ленные суммы амортизации включаются в себестои­мость выпускаемой продукции или издержки обраще­ния и одновременно за счет амортизационных отчис­лений создается амортизационный фонд, используе­мый для полного восстановления и капитального ремонта основных средств. Поэтому правильное пла­нирование и фактическое начисление амортизации способствует точному исчислению себестоимости про­дукции, а также определению источников и размеров финансирования капитальных вложений и капиталь­ного ремонта основных фондов. Амортизационные отчисления — начисления с по­следующим отчислением, отражающие процесс посте­пенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на стоимость производимых с их помощью продукции, работ и ус­луг в целях аккумуляции денежных средств для по­следующего полного восстановления. Они начисляют­ся как на материальные ценности (основные средст­ва, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы), так и на нематериальные активы (интеллектуальная собственность). Амортизационные отчисления произ­водятся по установленным нормам амортизации, их размер устанавливается за определенный период по конкретному виду основных фондов (группе; подгруп­пе) и выражается, как правило, в процентах на год износа к их балансовой стоимости. Амортизационный фонд - источник капитального ремонта основных средств, капитальных вложений. Образуется за счет амортизационных отчислений. Задача амортизации (износа) - распределить стоимость материальных активов длительного пользования на издер­жки в течение предполагаемого срока эксплуатации на основе при­менения систематических и рациональных записей, т.е. это процесс распределения, а не оценки. В данном определении есть несколько существенных моментов. Во-первых, все материальные активы длительного пользования, кроме земли, имеют ограниченный срок эксплуатации. Из-за ограни­ченности срока службы стоимость этих активов должна распреде­ляться на издержки в течение всех лет их эксплуатации. Двумя основными причинами ограниченности срока службы активов являет­ся физический и моральный износ (устарелость). Физический износ материальных активов является результатом их использования, экс­плуатации, а также воздействия природных факторов (ветер, солнце и т.д.). Периодический ремонт и тщательный уход могут сохранить здания и оборудование в хорошем состоянии и значительно продлить срок его службы, но, в конечном итоге, и каждое здание, и каждая машина должны прийти в негодность. Необходимость амортизации не может быть исключена регулярным ремонтом. Моральный износ представляет процесс, в результате которого активы не соответствуют современным требованиям вследствие прогресса в развитии техники и по другим причинам. Даже здания часто становятся морально уста­ревшими, не успев износиться физически. Бухгалтеры обычно не де­лают разницы между физическим и моральным износом, так как их интересует срок эксплуатации основных средств , невзирая на воз­можный срок их службы.
Во-вторых, термин "амортизация", используемый в учете, пони­мается не как физический износ или снижение рыночной стоимости объекта в течение данного времени, а как списание стоимости произ­водственных активов в течение времени их полезного функциониро­вания. Термин употребляется для отражения постепенного списания стоимости основных средств на издержки.
В-третьих, амортизация не является процессом оценки стоимости. Бухгалтерские записи ведут в соответствии с принципами определе­ния себестоимости и, таким образом, они не могут служить индикатором изменения уровня цен. Даже если в результате выгодной сделки и специфических особенностей конъюнктуры рыночная це­на здания или другого актива может подняться, несмотря на это амортизация должна продолжать начисляться (учитываться), ибо является следствием распределения ранее понесенных затрат, а не оценки . Факторы, влияющие на исчисление величины амортизации. Опре­деление суммы амортизации за отчетный период зависит (1) от перво­начальной стоимости объектов; (2) их ликвидационной стоимости; (3) амортизируемой стоимости; (4) предполагаемого срока полезной службы. Первоначальная стоимость (acquisition cost) - нетто-цена приоб­ретения плюс все необходимые расходы по доставке, установке и под­готовке объекта к работе. Ликвидационная стоимость (residual value) - стоимость скрапа, лома и других отходов, возникших при ликвидации и после предпола­гаемойих продажи. Амортизируемая стоимость (depreciable cost) - разность между первоначальной и ликвидационной стоимостью. Например, если гру­зовой автомобиль имеет первоначальную стоимость 12 тыс. дол., а ликвидационную - 3 тыс. дол., то его амортизируемая стоимость со­ставит 9 тыс. дол. Предполагаемый срок полезной службы (estimated useful life) - может измеряться в годах, в течение которых будет использоваться объ­ект, в количестве единиц произведенной продукции, в пробеге, если речь идет об автомобилях, и т.д. При подсчете этого показателя бух­галтер должен учитывать следующую информацию: 1) накопленный опыт работы с подобными активами; 2) современное состояние объек­та; 3) вопросы ремонта и ухода за оборудованием; 4) современные тенденции в области технологий и производств; 5) местные погодные условия. Порядок оценки основных средств, начисления их амортизации, списания с баланса и раскрытия информации о них в финансовой отчетности опре­деляется МСБУ 16 "Основные средства". Он был издан в 1982 г. и дважды после этого пересматри­вался. Первый пересмотр был произведен в 1993 г. Он был связан в основном с введением правил амор­тизации основных средств в него. В результате по­ложения МСБУ 4 "Учет амортизации" уже не распространяются на основные средства. В 1998 г. некоторые положения МСБУ 16 были пересмотрены в связи с выходом МСБУ 36 "Сни­жение полезности активов" и МСБУ 37 "Обес­печения, непредусмотренные обязательства и не­предусмотренные активы". Эти изменения вступа­ют в силу с 1 июля 1999 г. ПРИЗНАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ Согласно МСБУ 16 основные средства — это материальные активы, которыми предприятие вла­деет с целью их использования в процессе произ­водства или поставки товаров и оказания услуг, сдачи в аренду прочим лицам, или для целей управления, и которые, как предполагается, будут использоваться в течение более одного отчетного периода. МСБУ 16 распространяется на все виды акти­вов, которые соответствуют данному определению, кроме лесов и подобных воспроизводимых при­родных ресурсов. Основные средства признаются, т. е. отражают­ся в балансе предприятия, если соответствуют об­щим критериям признания активов, а именно: • существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды, свя­занные с использованием данного актива; • его оценка может быть достоверно определена. Уверенность в том, что объект основных средств соответствует первому критерию, связана с нали­чием подтверждения, что все риски и вознаграж­дения, связанные с его использованием, уже пере­шли к предприятию. Необходимо учитывать, что в некоторых случа­ях основные средства непосредственно не увеличи­вают экономические выгоды, но могут быть необ­ходимы для обеспечения получения будущих эко­номических выгод от других активов. Примером являются основные средства, приобретенные для охраны окружающей среды или с целью безо­пасности. Второй критерий в большинстве случаев обу­словливается наличием информации о затратах на приобретение или производство объекта. Важным вопросом признания основных средств является определение состава их объекта. Прежде всего необходимо подразделить активы на подлежащие амортизации и такие, по которым амортизация не начисляется. Например, если зем­ля и здание приобретены вместе, их следует выде­лять в отдельные объекты основных средств, по­скольку земля не подлежит амортизации. Целесообразно также отдельно вести учет от­дельных компонентов основных средств, кото­рые имеют разные сроки полезной эксплуатации или разными способами обеспечивают выгоды для предприятия. Например, самолет и его дви­гатели часто рассматривают как отдельные объекты основных средств. При этом целесообразно объединять в один объект группу однородных основных средств, по­ступивших одновременно и имеющих одинаковый срок полезной эксплуатации. Примером таких объек­тов являются инвентарь и оргтехника. Кроме того, в случае, если запасные части и дополнительное оборудование могут быть ис­пользованы только вместе с объектом основных средств, они также рассматриваются как основ­ные средства, т. е. включаются в состав соответ­ствующего объекта. Рассматривая вопрос о признании основных средств, следует помнить, что МСБУ не применя­ются к несущественным статьям (суммам). В связи с этим в МСБУ не встречается понятие "малоцен­ные и быстроизнашивающиеся предметы". Объекты, соответствующие определению основ­ных средств, но имеющие незначительную стои­мость, обычно списываются на расходы в момент их приобретения. При этом решение относительно границы существенности стоимости для предпри­ятия принимает его руководство. МСБУ 16 не содержит требования относительно классификации основных средств, но предусматри­вает их распределение на классы. Класс основных средств — это группа объек­тов, одинаковых по характеру и способу использо­вания в деятельности предприятия. Примерами отдельных классов основных средств являются следующие: • земля; • здания; • машины и оборудование; • корабли; • самолеты; • автотранспорт; • мебель и приспособления; • офисное оборудование.
ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ Первоначальной оценкой основных средств является себестоимость их приобретения или создания. Себестоимость основных средств – это уплаченная сумма денежных средств или их эквивалентов, или справедливая стоимость другой формы компенсации (прочих активов или обязательств, предоставленной для получения актива на момент его приобретения или создания .
Себестоимость объекта основных средств включает покупную цену (в том числе ввозную таможенную пошлину и безвозвратные налоги ) и затраты, непосредственно связаны с приведением данного объекта в рабочее состояние (состояние, по­зволяющее использовать его по прямому назначе­нию), а именно на:
• подготовку строительной площадки; • доставку и разгрузку; • установку и наладку; • лицензии и государственную регистрацию; • гонорары, уплаченные специалистам (архитек­торам, юристам и пр.); • прочие расходы. При определении себестоимости основных средств из цены их приобретения вычитают любые торго­вые скидки. Себестоимость приобретения основных средств обычно не включает: • административные и прочие общие накладные расходы (если они непосредственно не связаны с приобретением актива и приведением его в рабочее состояние); • подготовительные и подобные затраты, произ­веденные перед началом производства (если они не являются необходимыми для приведения актива в рабочее состояние); • первоначальные операционные убытки, поне­сенные перед достижением активом плановой про­дуктивности. Пример 1. Предприятие приобрело оборудование на сумму 40 000 грн. со скидкой, составляющей 1 % его стоимости. Кроме того, предприятие понесло такие расходы, грн.: Налог на добавленную стоимость 8000 Железнодорожный тариф 1000 Затраты на транспортирование от станции на предприятие 300 Оплата труда монтажников 700 Исходя из этого, себестоимость приобретенного оборудова­ния равна: 40 000 - 400 + 1000 + 300 + 700 = 41 600 грн. Приобретение основных средств отражается записью: Д-т счёта "Расчёты по НДС" 8000 Д-т счёта "Основные средства" 41600 К-т счёта "Денежные средства" или "Расчёты с кредиторами" 49600 Затраты, связанные с приобретение земельного участка, могут включать чистые затраты на снос зданий или сооруже­ний, находящихся на этом участке Пример 2. Земля приобретена вместе со старым зда­нием за 600 000 гон. Старое здание было снесено. Затраты, связанные со сносом (зарплата), равны 10 000 грн. В результате ликвидации здания получены строительные материалы на сумму 2000 грн. В данном случае себестоимость приобретенного земельного участка составляет: 600 000 + 10 000 - 2000 = 608 000 грн. Эти операции должны учитываться следующими записями: а) Плата за приобретённый земельный участок: Д-т счёта "Основные средства" 600000 К-т счёта "Денежные средства" 600000 б) Затраты на снос старого здания: Д-т счёта "Основные средства" 10000 К-т счёта "Начисленная зарплата" 10000 в) Стоимость полученных материалов: Д-т счёта "Материалы" 2000 К-т счёта "Осносные средства" 2000 В случае, если объект основных средств приоб­ретен в результате бартерной операции (или обме­на с частичной оплатой денежными средствами), его оценка зависит от того, имел ли место обмен подобными или неподобными активами. Подобными считаются объекты основных средств, которые соответствуют двум критериям: а) выполняют подобную функцию в таком же виде деятельности; б) имеют подобную справедливую стоимость. Объект основных средств, полученный в ре­зультате обмена на неподобный объект основных средств или другой актив, оценивают по спра­ведливой стоимости отданного актива, скоррек­тированной на любую сумму денежных средств и их эквивалентов, поступивших или оплачен­ных в ходе данной операции. Финансовый результат такой операции опреде­ляется как разница между справедливой и балан­совой стоимостью отданного актива и отражается в Отчете о прибылях и убытках. Пример 3. Предприятие приобрело компьютеры в обмен на автомобиль (первоначальная стои­мость 30 000 грн., начисленный износ 2500 грн.), справедливая стои­мость которого на момент обмена составляла 36 000 грн. Кроме то­го, предприятие перечислило поставщику компьютеров 5200 грн. Исходя из этого, себестоимость приобретенных компьютеров равна 36 000 + 5200 = 41 200 грн. Результатом данной операции является прибыль в сумме [36 000 - (30 000 - 2500)] = 8500 грн. Данные операции в системе счетов бухгалтерского учета учи­тываются по схеме, приведенной на рис. 1 (для упрощения иллю­страции здесь и далее не учтен НДС).
"Основные ср-ва" (автомобиль)
"Реализация основных ср-в 30000
30000
"Износ основных средств"
2500
2500 "Денежные ср-ва" 5200
5200
"Основные ср-ва" (компьютеры) "Прибыли и убытки"
41200
41200 8500
8500 Рис. 1. Схема учета операций, связанных с обменом неподобных основных средств, результатом которого является прибыль
"Товары" "Реализация основных ср-в 20000 20000
"Основные средства" 11000 11000
"Денежные средства" 6000 6000 "Прибыли и убытки" 3000 3000 Рис. 2. Схема учета операций, связанных с обменом неподобных основных средств, результатом которого является убыток Пример 4. Предприятие приобрело мебель в обмен на собственные товары (балансовая стои­мость 20 000 грн.), справедливая стоимость которых равна 17 000 грн. При этом кроме мебели оно получило доплату в сумме 6000 грн. В этом случае себестоимость приобретенной мебели составляет 11 000 грн. (17 000 - 6000), а результатом операции является убыток в сумме 3000 грн. (17 000 - 20 000). Схему учета этих операций иллюстрирует рис. 2. •В случае, если один объект основных средств обменивается на подобный (или на долю капитала в подобном объекте), себестоимостью полученного объекта является балансовая стоимость отданного объекта. При этом не возникают прибыли или убытки вследствие обмена. Пример 5. Предприятие получило сооружение (балансовая стоимость 70 000, износ 20 000 грн.) в обмен на собственный ангар (балансовая стоимость 60 000, износ 10 000 грн.). Оба сооружения имеют одинаковую справедливую стоимость. Записи, отражающие такую операцию в бухгалтерском учете, приведены на рис. 3. Практическая проблема возникает, когда при об­мене подобными объектами основных средств пред­приятие уплачивает или получает определенную сумму денежных средств или их эквивалентов. Такая доплата фактически свидетельствует о том, что
"Основные средства" (ангар)
"Реализация основных ср-в 70000 70000
"Износ основных средств" 10000 10000
"Основные средства" (полученное сооружение) 60000 60000 Рис. 3. Схема учёта операций, связанных с обменом подобных основных средств.
Оценка основных средств, полученных в обмен на актив Подобный
Неподобный
Стоимость приобретения
Стоимость приобретения
=
=
Балансовая стоимость переданного актива
Справедливая стоимость полученного актива Рис. 4. Методика оценки основных средств, полученных в обмен на другие активы объекты имеют разную справедливую стоимость, по­этому данный обмен необходимо рассматривать и отра­жать в учете как обмен неподобными активами. Одна­ко на практике доплата, не превышающая 10 % спра­ведливой стоимости объекта основных средств, обыч­но не считается существенной. Это позволяет пред­положить, что в данной ситуации объекты имеют оди­наковую справедливую стоимость, а операцию можно отразить как обмен подобных основных средств. В обобщенном виде подход к определению оценки основных средств, полученных в обмен на. другие активы, показан на рис. 4. Оценка основных средств, созданных собст­венными силами, осуществляется с соблюдением тех же общих принципов, что и оценка приобре­тенных основных средств. Если объект основных средств изготовлен соб­ственными силами, а предприятие также изготов­ляет подобные активы (продукцию) для реализа­ции, себестоимость такого объекта определяется в соответствии с положениями МСБУ 2 "Запасы". Поступление основных средств, изготовлен­ных собственными силами, отражается в учете записью: Д-т счета "Основные средства" К-т счета "Производство" или счета "Готовая про­дукция". Себестоимость объектов, сооруженных собст­венными силами, обычно включает: • стоимость работ, выполненных субподрядчиками; • прямые материальные затраты; • прямые затраты на оплату труда; • накладные расходы, непосредственно связанные со строительством актива; • стоимость лицензии (или разрешения) на строи­тельство; • оплату профессиональных услуг (архитекторов, юристов и пр.). Себестоимость основных средств, построенных собственными силами, отражается записью: Д-т счета "Основные средства" К-т счета "Незавершенное строительство". Затраты на уплату процентов по ссудам, свя­занным с приобретением или строительством ос­новных средств, могут быть включены в их себе­стоимость, если соответствуют условиям, преду­смотренным МСБУ 23 "Затраты на ссуды". В некоторых случаях отдельные МСБУ преду­сматривают другие подходы к оценке основных средств, а именно: • оценка арендованных основных средств осуще­ствляется согласно МСБУ 17 "Аренда"; • оценка основных средств, полученных на услови­ях государственных грантов, которая разрешается МСБУ 20 "Учет государственных грантов и рас­крытие информации о государственной помощи"; • порядок оценки основных средств, полученных в результате объединения предприятий, опре­деляет МСБУ 22 "Объединение предприятий"; • пересчет стоимости основных средств в условиях гиперинфляции рассматривается в МСБУ 29 "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции"; • корректировка оценки основных средств вследствие снижения их полезности подробно рассматривается в МСБУ 36 "Снижение полезности активов". МСБУ 16 содержит два подхода к оценке ос­новных средств в балансе после их поступления — базовый и разрешенный альтернативный (рис. 5).
Оценка основных средств
Базовый подход
Альтернативный разрешенный подход
Балансовая стоимость основных средств
Балансовая стоимость основных средств
=
=
Первоначальная стоимость (себестоимость)
Переоценённая стоимость
-
-
Накопленный износ
Дальнейший накопленный износ Рис. 5. Подходы к оценке основных средств в балансе после их поступления
Затраты, связанные с содержанием основных средств Влияние на будущие экономические выгоды
Вследствие улучшения состояния актива существует вероятность возрастания будущих экономических выгод
Восстанавливаются или сохраняются будущие экономические выгоды
Капитальные затраты (прибавляются к балансовой стоимости актива)
Текущие затраты Рис. 6. Подходы к учету затрат, связанных с содержанием основных средств Таким образом, балансовой стоимостью основ­ных средств является сумма, по которой они при­ведены в балансе после вычетания суммы накоп­ленной амортизации (накопленного износа). Балансовая стоимость основных средств может изменяться не только 'вследствие амортизации и переоценки, но и в результате дополнительных за-: трат, понесенных предприятием после поступления объекта. Затраты, возникающие после поступления основных средств. После поступления основ­ных средств предприятие может иметь затраты, связанные с их эксплуатацией или улучшением их состояния. Подход к отражению таких затрат в бухгалтерском учете зависит от их влияния на бу­дущие экономические выгоды, которые ожидаются от использования объекта (рис. 6). Затраты на ремонт и обслуживание основных средств обычно осуществляются для восстановления или поддержки ожидаемых от них будущих эконо­мических выгод. В связи с этим такие расходы спи­сываются на затраты в момент их возникновения. Затраты, связанные с улучшением состояния ос­новных средств, приводящим к увеличению ожидае­мых будущих экономических выгод, включаются в балансовую стоимость основных средств. Примерами такого улучшения являются: а) модификация объекта основных средств с целью продления срока его полезной эксплуатации или увеличения его производственной мощности; б) замена отдельных частей станка для повы­шения качества изготовляемой продукции; в) внедрение более эффективного технологиче­ского процесса, что позволило уменьшить первона­чально оцененные производственные затраты. Существуют два варианта отражения в учете за­трат, связанных с улучшением основных средств. При первом варианте сумма затрат на улучше­ние списывается на счет основных средств: Д-т счета "Основные средства" К-т счета "Денежные средства" или других счетов. При втором варианте сумма затрат на улучше­ние списывается на уменьшение накопленного из­носа: Д-т счета "Износ основных средств" К-т счета "Денежные средства" или других счетов.
АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ МСБУ 16 определяет амортизацию как систе­матическое распределение стоимости объекта ос­новных средств, которая подлежит амортизации, на протяжении срока его полезной эксплуатации. Стоимость основных средств, подлежащая амор­тизации, рассчитывается как разница между себе­стоимостью объекта (или другой суммой, заме­няющей его себестоимость в балансе) и его ликви­дационной стоимостью. В свою очередь, ликвидационной стоимостью является сумма, которую предприятие ожидает по­лучить от реализации или ликвидации объекта по окончании срока его полезной эксплуатации после вычета ожидаемых затрат, связанных с реализацией или ликвидацией. Иначе говоря, если предприятие приобрело автомобиль за 50 000 грн. и рассчитывает продать его через 5 лет за 8000 грн., а затраты на реализацию ожидаются в пределах 1000 грн., тогда: Стоимость автомобиля, подлежащая амортизации = 50 000 – (8 000 – 1 000) = 43 000 грн. Необходимо отметить, что на практике доволь­но трудно предусмотреть ликвидационную стои­мость основных средств в момент их поступления. В связи с этим в случае, если их ликвидационная стоимость незначительна или нет возможности осу­ществить ее оценку, обычно считается, что ликви­дационная стоимость объекта равна нулю. Объектом амортизации являются основные сред­ства, имеющие ограниченный срок полезной эксплуа­тации. Земля, например, срок полезного использова­ния которой неограничен, не подлежит амортизации. Сроком полезной эксплуатации основных средств является период, на протяжении которого пред­приятие предполагает использовать соответствую­щий объект, или количество единиц продукции (ус­луг), которое предприятие ожидает получить от его использования. Срок полезной эксплуатации определяется са­мим предприятием с учетом таких факторов: • ожидаемой мощности или физической произво­дительности объекта; • ожидаемого физического износа; • морального износа (вследствие технического про­гресса или изменения спроса на продукцию); • правовых или аналогичных ограничений по ис­пользованию объекта (например срок аренды, пре­дусмотренный соглашением, или законодательство, определяющее предельный срок безопасной экс­плуатации определенных объектов, и пр.) Поскольку срок полезной эксплуатации опре­деляется исходя из полезности объекта основных средств для конкретного предприятия, он может быть короче, чем нормативный (технический, эко­номический) срок эксплуатации. Таким образом, срок полезной эксплуатации от­ражает намерения руководства предприятия отно­сительно использования определенного объекта основных средств с учетом накопленного опыта и оценки рыночной ситуации. МСБУ 16 не содержит исчерпывающего переч­ня методов, которые следует использовать для рас­чета амортизации основных средств. Единственным требованием является то, что ме­тод амортизации должен обеспечить распределение стоимости актива на систематической основе и отра­жать способ, которым экономическая выгода от дан­ного актива потребляется предприятием. Это означает, например, что если автомобиль используется для дос­тавки грузов заказчикам, его амортизацию уместно на­числять на основе пробега в каждом отчетном периоде.
В свою очередь, амортизация служебного авто­мобиля руководителя может начисляться методом прямолинейного списания. Методы амортизации основных средств
Основываются на времени использования основных средств
Основываются на количестве единиц, полученных от использования обьекта основных средств
Равномерной амортизации
Дегрессивной (ускоренной) амортизации
Прогрессивной (замедленной) амортизации
Суммы единиц продукции (производственный)
Прямолинейного списания
Суммы цифр лет (кумулятивный)
Снижения остатка
Амортизционного фонда
Аннуитета Рис. 7. Классификация методов амортизации основных средств Классификация методов амортизации основных средств приведена на рис. 7. Для их иллюстрации используем следующий пример. Пример 6. Себестоимость приобретенного станка со­ставляет 20 000 грн., а срок его полезной эксплуатации равен 4 года. Ожидается, что этот станок будет иметь ликвидационную стоимость 2000 грн. МЕТОДЫ РАВНОМЕРНОЙ АМОРТИЗАЦИИ Равномерная амортизация достигается пре­имущественно с помощью метода прямолинейно­го списания. МЕТОД ПРЯМОЛИНЕЙНОГО СПИСАНИЯ При использовании метода прямолинейного списания стоимость объекта основных средств списывается равными долями в течение всего пе­риода его эксплуатации. Сумма ежегодных амортизационных отчисле­ний может быть рассчитана двумя способами. При первом способе расчет производится деле­нием стоимости объекта, подлежащей амортиза­ции, на срок его полезной эксплуатации. В нашем примере сумма ежегодных амортиза­ционных отчислений равна: (20 000 – 2 000)/4 = 4 500 грн. При втором способе сумма ежегодных отчис­лений определяется умножением установленной или рассчитанной годовой нормы амортизации на первоначальную стоимость объекта (за вычетом его ликвидационной стоимости). В нашем примере годовая норма амортизации равна 25 % (100 : 4) и, следовательно, сумма еже­годных отчислений составит: ((20 000 – 2 000) * 25)/100 = 4 500 грн. Расчет амортизационных отчислений при ис­пользовании метода прямолинейного списания при­веден в табл. 1. Таблица 1. РАСЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ МЕТОДОМ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО СПИСАНИЯ
Год
Расчёт
Аморт. Отчисления
Накопленная амортизация (износ)
Балансовая стоимость
0
-
-
-
20000
1
1/4*18000
4500
4500
15500
2
1/4*18000
4500
9000
11000
3
1/4*18000
4500
13500
6500
4
1/4*18000
4500
18000
2000
Итого
18000 Метод прямолинейного списания имеет свои преимущества и недостатки. Преимуществами данного метода является прос­тота расчета и равномерность распределения сум­мы амортизации между учетными периодами, что обеспечивает сопоставимость себестоимости про­дукции с доходом от ее реализации.
Недостатком его считают то, что он не учиты­вает моральный износ, различие производственной мощности основных средств в разные годы их эксплуатации и необходимость увеличения затрат на ремонт в последние годы службы. Однако, несмотря на недостатки, метод прямо­линейного списания является наиболее распро­страненным в практике. МЕТОДЫ ДЕГРЕССИВНОЙ (УСКОРЕННОЙ) АМОРТИЗАЦИИ При использовании методов ускоренной амор­тизации в первые годы эксплуатации основных средств списывается большая (основная) часть их стоимости. Ускоренная амортизация означает еже­годное снижение суммы амортизационных отчис­лений. Целесообразность применения методов ускорен­ной амортизации объясняется следующими при­чинами: • наибольшая интенсивность использования ос­новных средств приходится на первые годы их эксплуатации, когда они физически и морально еще являются новыми; • накапливаются средства для замены амортизи­руемого объекта в случае его быстрого мораль­ного старения и инфляции; • обеспечивается возможность увеличения доли рас­ходов на ремонт амортизируемых объектов, кото­рая приходится на последние годы их использо­вания, без соответствующего увеличения издер­жек производства (за счет того, что сумма начис­ленной амортизации в эти годы уменьшается). Наиболее распространенными методами ускорен­ной амортизации являются метод суммы цифр лет (кумулятивный метод) и метод снижения остатка. МЕТОД СУММЫ ЦИФР ЛЕТ (КУМУЛЯТИВНЫЙ МЕТОД) Сумма цифр лет — это результат сложения порядковых номеров тех лет, в течение которых функционирует объект. В нашем случае, поскольку срок службы стан­ка составляет 4 года, сумма цифр лет равна: 1 +.2 + 3 +4 = 10. Согласно этому методу годовая норма аморти­зации определяется как отношение оставшегося (на начало отчетного года) срока службы к сумме цифр лет. В нашем примере эта норма составляет: в 1-й год — 4/10, во 2-й - 3/10, в 3-й - 2/10, в 4-й - 1/10. Для определения годовой суммы амортизаци­онных отчислений норма амортизации соответст­вующего года умножается на разницу между пер­воначальной стоимостью объекта и его ликвидаци­онной стоимостью (табл. 2). Таблица 2 РАСЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ МЕТОДОМ СУММЫ ЦИФР ЛЕТ
Год
Расчёт
Аморт. Отчисления
Накопленная амортизация (износ)
Балансовая стоимость
0
-
-
-
20000
1
4/10*18000
7200
7200
12800
2
3/10*18000
5400
12600
7400
3
2/10*18000
3600
16200
3800
4
1/10*18000
1800
18000
2000
Итого
18000 В случае, если срок эксплуатации объекта дос­таточно продолжителен, сумма цифр лет опреде­ляется по формуле кумулятивного числа: ((n+1)*n)/2 = ((4+1)*4)2 = 10 лет МЕТОД СНИЖЕНИЯ ОСТАТКА Метод снижения остатка предусматривает оп­ределение суммы амортизационных отчислений умножением балансовой стоимости объекта основ­ных средств на начало отчетного периода на по­стоянную норму амортизации. Эта норма рассчи­тывается по формуле
Норма амортизации = 1 - n Ликвидационная стоимость Себестоимость объекта где n — количество лет полезной эксплуатации объекта. В нашем примере норма амортизации равна: 2000 = 1 - 0,5623 = 0,437 = 44% 2000 1 – 4 Используя данную норму, получим расчет амор­тизационных отчислений по годам (табл. 3). Таблица 3 РАСЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ МЕТОДОМ СНИЖЕНИЯ ОСТАТКА
Год
Расчёт
Аморт. Отчисления
Накопленная амортизация (износ)
Балансовая стоимость
0
-
-
-
20000
1
44% * 20000
8800
8800
11200
2
44% * 11200
4928
13728
6272
3
44% * 6272
2760
16488
3512
4
44% * 3512
1545
18033
1967 Разновидностью рассмотренного метода являет­ся метод удвоенного снижения остатка. При этом методе в качестве нормы амортизации использует­ся удвоенная ставка амортизационных отчислений, рассчитанная методом прямолинейного списания. Для определения годовой суммы амортизаци­онных отчислений полученную норму амортизации следует умножить на балансовую стоимость объек­та к началу отчетного года.
Амортизационные отчисления = 2 * Норма амортизации * Балансовая стоимость В нашем примере годовая норма амортизации станка составляет 25 %. Следовательно, удвоенная норма будет равна 50 %. Расчет амортизации для каждого года полезной эксплуатации станка с использованием данной нор­мы приведен в табл. 4. Таблица 4 РАСЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ МЕТОДОМ УДВОЕННОГО СНИЖЕНИЯ ОСТАТКА
Год
Расчёт
Аморт. Отчисления
Накопленная амортизация (износ)
Балансовая стоимость
0
-
-
-
20000
1
50% * 20000
10000
10000
10000
2
50% * 10000
5000
15000
5000
3
50% * 5000
2500
17000
2500
4
-
2500
20000
- Следует отметить, что ликвидационная стоимость станка в данном случае не принимается во внима­ние при расчете сумм амортизационных отчисле­ний. Сумма амортизации последнего года рассчиты­вается таким образом, чтобы остаточная стоимость объекта в конце периода его эксплуатации была не меньше его ликвидационной стоимости. В ряде стран норма амортизации увеличивается не в 2, а в 1,5, 3 или 4 раза. Так, во Франции применяются следующие коэффициенты: 1,5 — при сроке службы объекта 3-4 года; 2 — 5-6 лет; 2,5 — если срок службы объекта превышает 10 лет. Однако наиболее часто, особенно в США, при­меняется метод удвоенной нормы амортизации. МЕТОДЫ ПРОГРЕССИВНОЙ (ЗАМЕДЛЕННОЙ) АМОРТИЗАЦИИ Методы прогрессивной амортизации предпола­гают постепенное увеличение суммы амортизаци­онных отчислений на протяжении срока эксплуа­тации основных средств. Эти методы обычно используются только в от­дельных отраслях, таких как коммунальное хо­зяйство и предприятия, осуществляющие операции с недвижимостью. К методам прогрессивной (замедленной) амор­тизации относится метод амортизационного фонда и метод аннуитета. Особенностью этих методов является то, что в отличие от других методов амортизации они предусматривают дисконтирова­ние будущих денежных поступлений от инвести­ций в основные средства с использованием слож­ных процентов. В связи с этим такие методы амор­тизации иногда называют методами сложных про­центов. Ставка дисконта обычно равна стоимости капи­тала компании или основываются на ней. МЕТОД АМОРТИЗАЦИОННОГО ФОНДА При этом методе одновременно с периодиче­ским начислением амортизации сумма, равная ве­личине амортизационных отчислений, вкладывает­ся в надежные ценные бумаги или депонируется на отдельном счете. Полученные проценты по инвестициям или вкла­дам также зачисляются в амортизационный фонд. Таким образом, амортизационный фонд фор­мируется за счет двух источников: амортизацион­ных отчислений и полученного дохода в виде про­центов на инвестиции или вклады. Величина амортизационных отчислений рас­считывается таким образом, чтобы к концу срока службы основных средств амортизационный фонд был равен их первоначальной стоимости (за выче­том ликвидационной стоимости). В результате данный метод обеспечивает посте­пенное накапливание денежных средств, необхо­димых для замены износившихся объектов без от­влечения текущих финансовых ресурсов. Предположим, что в нашем примере станок амор­тизируется с помощью создания амортизационного фонда вложением его средств в 5 %-ные ценные бумаги. Проценты по инвестициям выплачиваются один раз в год. Годовая сумма отчислений в амортизационный фонд рассчитывается по формуле
Амортизационные отчисления Себестоимость объекта - Ликвидационная ст-ть
Будущая стоимость аннуитета Подставим в эту формулу данные из нашего примера:
Амортизационные отчисления
= 20000 - 2000
= 4176 грн.
4,3101 Расчет отчислений в амортизационный фонд при­веден в табл. 5. Таблица 5 РАСЧЕТ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ АМОРТИЗАЦИОННОГО ФОНДА
Год
Отчисления в аморт. фонд
Процент на остаток фонда (5%)
Итого увеличение амортизационного фонда
Остаток амортизационного фонда
Расходы на амортизацию
Накопленный износ
Балансовая стоимость
0
-
-
-
-
-
-
20000
1
4176
0
4176
4176
4176
4176
15824
2
4176
209
4385
8561
4385
8561
11439
3
4176
428
4604
13165
4604
13165
6835
4
4176
659
4835
18000
4835
18000
2000 МЕТОД АННУИТЕТА При данном методе сумма годовых амортизационных отчислений расчитывается по формуле
Амортизационные отчисления =
Себестоимость объекта
-
Настоящая оценка ожидаемой ликвидационной стоимоти
Настоящая стоимость единицы аннуитета Подставив данные предыдущего примера с использованием таблиз настоящей стоимости, получим
Амортизационные отчисления
= 20000 - (2000*0,8227)
= 5176 грн.
3,546 Расчет амортизации при использовании метода аннуитета приведен в табл. 6 Таблица 6 РАСЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ МЕТОДОМ АННУИТЕТА
Год
Расходы на амортизацию
Доход от процентов (5%) от балансовой стоимости
Начисленная амортизация
Накопленный износ
Балансовая стоимость
0
-
-
-
-
20000
1
5176
1000
4176
4176
15824
2
5176
791
4385
8561
11439
3
5176
572
4604
13165
6835
4
5176
342
4834
17999
2001 Для отдельных видов основных средств начисление амортизации производится на основе суммарной выработки объекта за весь период его эксплуатации в соответствующих единицах измерения (количество изготовленной продукции, отработанных часов, километров пробега, и пр.). Норма амортизации рассчитывается на единицу деятельности (производства, услуг) по формуле
Норма амортизации
=
Себестоимость объекта
-
Ликвидационная стоимость
Расчётный объём деятельности (производства) Допустим, что в нашем примере станок был куплен для изготовления 90 000 ед. продукции. Тогда норма амортизации на единицу продукции составит: (20 000 – 2 000)/ 90 000 = 0,2 грн./ед. На протяжении срока эксплуатации фактически изготовлено, ед.: 1-й год — 30 000; 2-й год — 25 000; 3-й год - 15 000; 4-й год - 20 000. Исходя из этого рассчитаем амортизационные отчисления (табл. 7). Таблица 7 РАСЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ МЕТОДОМ СУММЫ ЕДИНИЦ ПРОДУКЦИИ
Год
Расчёт
Аморт. Отчисления
Накопленная амортизация (износ)
Балансовая стоимость
0
-
-
-
20000
1
0,2*30000
6000
6000
14000
2
0,2*25000
5000
11000
9000
3
0,2*15000
3000
14000
6000
4
0,2*20000
4000
18000
2000
Итого
18000 Основным недостатком этого метода является то, что в ряде случаев трудно определить выработ­ку отдельных объектов основных средств. В связи с этим его применение целесообразно только в том случае, если можно заранее определить суммар­ную выработку объекта.
УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ Для отражения начисленной амортизации обыч­но используется отдельный регулирующий счет, получивший название "Накопленная амортизация основных средств" или "Износ основных средств". Предприятия, ведущие финансовый учет затрат по их элементам, отражают начисленную аморти­зацию записью:
Д-т счета "Расходы на амортизацию" К-т счета "Износ основных средств". Основные ср-ва Аморт. фонд Расходы на аморт-ю 5) 18000 5) 18000 1) 4176 1) 4176 2) 4385 2) 4176 3) 4604 3) 4176 Списание основных 4) 4835 4) 4176 средств в конце срока эксплуатации
Инвестиции Начисление Денежные средства В ценные бумаги амортизации (включая 2) 209 1) 4176 1) 4176 5) 18000 проценты) 3) 428 2) 4385 2) 4385 Получение накопленной 4) 659 3) 4604 3) 4604 суммы денежных ср-в 5) 18000 4) 4835 4) 4835 Инвестирование средств амортизационного фонда
Рис. 8. Учет операций, связанных с амортизацией основных средств, в условиях создания амортизационного фонда Если финансовый учет затрат осуществляется по их функциональному признаку, начисленная амортизация будет отражена записью: Д-т счета "Производственные накладные расходы" Д-т счета "Расходы на сбыт" Д-т счета "Общие и административные расходы" К-т счета "Износ основных средств". Таким образом, часть амортизационных отчисле­ний (например по административным зданиям и пр.) включается в состав расходов отчетного периода и отражается в Отчете о прибылях и убытках, а часть (например амортизацию производственного обору­дования) — в состав запасов (незавершенного про­изводства или готовой продукции), которые приво­дятся в балансе. В некоторых странах (Германии, Бельгии) не используется отдельный счет для отражения на­численной амортизации. Поэтому начисленная амортизация учитывается непосредственно на сче­те "Основные средства" (субсчет "Износ основных средств"). При таком подходе остаток по счету "Основные средства" отражает балансовую (оста­точную) стоимость основных средств. В условиях применения метода амортизацион­ного фонда бухгалтерские записи имеют некото­рые особенности (рис. 8). Остаток по счету "Амортизационный фонд" обычно вычитается в балансе из суммы остатка счета "Основные средства". При использовании метода аннуитета начисле­ние амортизации отражается записью: Д-т счета "Расходы на амортизацию" К-т счета "Износ основных средств" К-т счета "Доход от процентов". ПЕРЕСМОТР СРОКА ПОЛЕЗНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И МЕТОДА АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ Поскольку срок полезной эксплуатации основ­ных средств основывается на предварительных оцен­ ках руководства предприятия, его следует перио­дически пересматривать. Если в результате анализа выяснится, что ожидае­мый срок полезной эксплуатации объекта основных средств существенно отличается от предварительных оценок (вследствие модернизации оборудования, изме­нения спроса на продукцию, изготовляемую с его ис­пользованием, и пр.), необходимо скорректировать суммы амортизации в текущем и будущем периодах. Пример 7. Оборудование было приобретено в январе 1997 г. за 25 000 грн. На момент приобретения ожидаемый срок его полезной эксплуатации составлял 5 лет. Ожида­ется, что оборудование не имеет ликвидационной стоимости, а аморти­зация начисляется методом прямолинейного списания. В 1999 г. руководство предприятия решило, что это обору­дование может быть полезно использовано на протяжении еще двух лет сверх первоначально определенного срока. Исходя из этого на протяжении 1999-2003 гг. предприятию необходимо ежегодно начислять амортизацию в сумме 3000 грн. (а не 5000 грн., как это было в 1997-1998 гг.). Периодически следует также пересматривать метод начисления амортизации основных средств. В случае, если ожидаемый способ получения экономической вы­годы от актива существенно изменился, необходимо соответственно изменить метод его амортизации. Например, если служебный автомобиль руко­водителя предприятия теперь используется для доставки заказов клиентов, может быть целесооб­разно изменить метод его прямолинейной аморти­зации на метод начисления амортизации в зависи­мости от пробега автомобиля. Изменение метода амортизации должно быть отражено в отчетности как изменение в учетной оценке, а суммы амортизации в текущем и буду­щем периодах следует скорректировать. Пример 8. Оборудование было приобретено в начале 1994 г. за 40 000 грн. Срок его полезного использования составляет 8 лет. Ликвида­ционная стоимость равна нулю. Для начисления амортизации оборудования был использован метод прямолинейного списания. В 1998 г. предприятие изменило режим эксплуатации обо­рудования и начало начислять амортизацию методом удваивае­мого уменьшения остатка. Таблица 8 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СУММ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ МЕТОДА АМОРТИЗАЦИИ
Год
Сумма амортизации, грн.
Балансовая стоимость на конец года, грн.
1994
5000
35000
1995
5000
30000
1996
5000
25000
1997
5000
20000
1998
10000
10000
1999
5000
5000
2000
2500
2500
2001
2500
0 Распределение амортизационных отчислений на протяжении срока полезного использования обо­рудования после корректировки сумм амортиза­ции на 1998-2001 гг. приведено в табл. 8. ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ МСБУ 16 разрешает осуществлять переоценку основных средств исходя из их справедливой стоимости на момент переоценки.
Справедливой стоимостью основных средств является их рыночная стоимость, определенная путем экспертной оценки, которую обычно произ­водят профессиональные оценщики. Справедливая стоимость объекта основных средств определяется исходя из способа его использования на момент переоценки. Иногда в связи с узкоспециализированным ха­рактером или уникальностью отдельных машин и оборудования могут отсутствовать свидетельства об их рыночной стоимости. В этом случае пере­оцененной стоимостью таких объектов является их амортизированная восстановительная себестоимость, т. е. затраты на их приобретение в существующих условиях, скорректированные на определенный процент износа. Переоценки необходимо производить доста­точно регулярно, для того чтобы балансовая стоимость основных средств существенно не от­личалась от их справедливой стоимости на дату баланса. Класс основных средств может переоцениваться постоянно при таких условиях: • переоценка класса активов будет осуществлена на протяжении короткого периода; • переоценки будут своевременными. В случае незначительного колебания рыночной стоимости основных средств достаточно произво­дить их переоценку каждые три или пять лет. Следует помнить, что когда переоценивается оп­ределенный объект основных средств, необходимо переоценить весь класс основных средств, к кото­рому принадлежит данный объект. При этом объ­екты, принадлежащие к определенному классу основных средств, переоцениваются одновремен­но, для того чтобы избежать выборочной пере­оценки активов и отражения в финансовой от­четности сумм, являющихся смешением оценок на разные даты. Результаты первой после поступления объекта основных средств переоценки отражаются в учете следующим образом: • сумма дооценки учитывается по кредиту счета "Дооценка" (или "Капитал от переоценки") и показывается в балансе в составе собственного капитала предприятия; • сумма уценки списывается на расходы пред­приятия и отражается в Отчете о прибылях и убытках в составе прочих (неоперационных) рас­ходов отчетного периода. Отражение результатов последующих переоценок зависит от тенденции и величины изменения спра­ведливой стоимости объекта основных средств. В случае дооценки объекта, который ранее был уценен, дооценка в пределах суммы предыдущей уценки, списанной на затраты, включается в со­став дохода отчетного периода. И наоборот, при уценке объекта, который ранее был дооценен, сумма уценки, в пределах величины предыдущей дооценки списывается в дебет счета "Дооценка". Рассмотрим несколько примеров, иллюстрирующих учет переоценки основных средств. Пример 9. Первоначальная стоимость оборудования — 800 000 грн., сумма его износа на дату пер­вой оценки - 200 000 грн. В результате экспертной оценки установлено, что справедливая стоимость этого оборудования на дату переоценки равна 900 000 грн. ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕОЦЕНКА ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ И ИЗНОСА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ При использовании этого варианта валовая (первоначальная) стоимость и износ основных средств в результате переоценки возрастают пропорционально увеличению чистой балансовой стоимости, т. е. в 1,5 раза (900 000 : 600 000). Произведя перерасчет первоначальной стоимости и износа, получим:
До пеоценки
После переоценки Валовая балансовая стоимость
800000
1200000 Износ
200000
300000 Чистая балансовая стоимость
600000
900000 Для отражения результатов переоценки в дан­ном случае необходимо сделать такие записи: • на сумму увеличения валовой стоимости обо­рудования: Д-т счета "Основные средства" К-т счета "Дооценка"; • одновременно на сумму дооценки износа: Д-т счета "Дооценка" К-т счета "Износ основных средств". ИСКЛЮЧЕНИЕ СУММЫ ИЗНОСА В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕОЦЕНКИ При данном варианте сумма износа объекта основных средств на момент переоценки не учитывается, поэтому рас­чет будет иметь следующий вид: До пеоценки После переоценки Валовая балансовая стоимость
800000
900000 Износ
200000
- Чистая балансовая стоимость
600000
900000 Результаты этого расчета отражают в бухгал­терском учете следующими записями: • на сумму увеличения валовой балансовой стои­мости оборудования: Д-т счета "Основные средства" 100 000 К-т счета "Дооценка" 100 000; • на сумму списания износа: Д-т счета "Износ основных средств" 200 000 К-т счета "Дооценка" 200 000. Как видим, в обоих вариантах сумма дооценки составляет 600 000 грн. Пример 10. Сооружение имеет первоначальную стоимость 400 000 грн., а сумма его износа на дату переоценки равна 100 000 грн. После переоценки чистая балансовая стоимость сооружения снизилась до 210 000 грн. Следовательно, сооружение уценено на 90 000 грн. В случае пропорциональной переоценки вало­вой балансовой стоимости и износа необходимо сделать следующую запись: Д-т счета "Потери от уценки основ­ных средств" 90 000 Д-т счета "Износ основных средств" 30 000 К-т счета "Основные средства" 120 000. При использовании второго варианта будет про­изведена аналогичная запись, но с полным списани­ем суммы износа:
Д-т счета "Потери от уценки основ­ных средств" 90 000 Д-т счета "Износ основных средств" 100 000 К-т счета "Основные средства" 190 000. Пример 11. Допустим, что во время следующей пере­оценки стоимость уцененного сооружения (см. пример 10) возросла до 320 000 грн.
На данный момент чистая балансовая стоимость сооруже­ния составляла 200 000 грн., а сумма износа, начисленного по­сле предыдущей переоценки, — 10 000 грн. Следовательно, сумма дооценки сооружения составляет 120 000 грн. Поскольку ранее сооруже­ние было уценено на 90 000 грн., эту сумму необ­ходимо включить в состав дохода отчетного периода, а остальную дооценку в сумме 30 000 грн. — отнес­ти на счет "Дооценка". Если применяется вариант учета переоценки, не учитывающий начисленный износ, дооценка соору­жения отражается такой записью: Д-т счета "Основные средства" 110 000 К-т счета "Доход от переоценки основных средств" 90 000 К-т счета "Дооценка" 20 000. Д-т счета "Износ основных средств" 10 000 К-т счета "Дооценка" 10 000. Пример 12. Далее допустим, что оборудование после предыдущей дооценки (см. пример 9) бы­ло уценено до 492 000 грн. В данный момент чистая балансо­вая стоимость оборудования была равна 820 000 грн., а из­нос - 380 000 грн. Как видим, сумма уценки оборудования составляет 328 000 грн. Исходя из этого динамика переоценки оборудо­вания будет иметь следующий вид:
До первой пеоценки
После первой переоценки
До второй переоценки
После второй переоценки Валовая балансовая стоимость
800000
1200000
1200000
720000 Износ
200000
300000
380000
228000 Чистая балансовая стоимость
600000
900000
820000
492000 Во время предыдущей переоценки оборудова­ние было дооценено на сумму 300 000 грн., поэто­му данную сумму следует^, отнести в дебет счета "Дооценка", а остальные 28 000 грн. — списать на расходы предприятия. В условиях применения метода пропорцио­нальной переоценки для отражения уценки обору­дования необходимо произвести запись: Д-т счета "Дооценка" 300 000 Д-т счета "Потери от уценки основ­ных средств" 28 000 К-т счета "Основные средства" 480 000. Сумма дооценки, отраженная в составе собст­венного капитала, обычно списывается на счет нераспределенной прибыли в момент реализации или ликвидации объекта основных средств. МСБУ 16 разрешает также постепенное спи­сание суммы дооценки основных средств на протяжении периода их эксплуатации. В этом случае сумма дооценки, подлежащая списанию в соответствующем отчетном периоде, равна разнице между амортизацией объекта основных средств, начисленной исходя из его первона­чальной стоимости, и амортизацией, начислен­ной на основе переоцененной стоимости данного объекта. Пример 13. Первоначальная стоимость сооружения равна 9 млн грн., а срок его полезной эксплуатации составляет 30 лет. Через 10 лет данное сооруже­ние было дооценено до 12 млн грн. На дату переоценки балансовая стоимость сооружения рав­на, млн грн.: Первоначальная стоимость 9 Износ 3 Балансовая стоимость 6 Как видим, сумма дооценки составляет 6 млн грн. Годовая сумма амортизационных отчислений равна: до переоценки: 9 млн грн. : 30 лет = 0,3 млн грн.; после переоценки: 18 млн грн. : 30 лет = 0,6 млн грн. Разница в амортизации ежегодно подлежит спи­санию записью: Д-т счета "Дооценка" 300 000 К-т счета "Нераспределенная прибыль" 300 000. В результате по окончании срока эксплуатации объекта остаток его дооценки будет равен 0. ВЫБЫТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В случае выбытия основных средств из экс­плуатации в результате их реализации или вслед­ствие отсутствия какой-либо экономической выго­ды от их дальнейшего использования их стоимость списывается с баланса. Финансовый результат от списания основных средств рассчитывается как разница между балан­совой стоимостью объекта и ожидаемой чистой суммой поступления от его продажи или ликви­дации. Прибыль или убыток от выбытия основных средств отражается в Отчете о прибылях и убыт­ках в составе соответственно прочих доходов или расходов обычной деятельности. Однако, если причиной списания основных средств было чрез­вычайное событие (авария, пожар и пр.), соответ­ствующая сумма прибыли или убытка отражает­ся как финансовый результат от чрезвычайных событий. В случае, если объект основных средств вы­бывает из эксплуатации и хранится для прода­жи, он отражается в балансе в составе оборот­ных активов по более низкой из двух оценок — по балансовой стоимости или чистой стоимости реализации. Например, если предприятие решило продать ав­томобиль балансовой стоимостью 15 000 грн., а чис­тая стоимость реализации составляет 11 000 грн., следует списать 4000 грн. Это будет отражено записью: Д-т счета "Потери от уценки основ­ных средств" 4000 К-т счета "Основные средства" 4000. Рассмотрим несколько примеров, связанных с выбытием основных средств. Пример 14. Машина, балансовая стоимость которой составляет 40 000 грн., а износ - 10 000 грн., была реализована за 60 200 грн. Дооценка машины за время ее эксплуатации равна 12 500 грн. Для отражения реализации машины необходи­мо произвести следующие записи: • на сумму валовой балансовой стоимости: Д-т счета "Реализация" 50 000 К-т счета "Основные средства" 50 000; • на сумму износа и стоимость реализации: Д-т счета "Износ основных средств" 10 000 Д-т счета "Денежные средства" 60 200 К-т счета "Реализация" 70 200; • на сумму прибыли от реализации машины,: Д-т счета "Реализация" 20 200 К-т счета "Прибыль от реализации основных средств" 20 200; • на сумму списанной дооценки машины: Д-т счета "Дооценка" 12 500
К-т счета "Нераспределенная прибыль" 12 500. Пример 15. Сооружение, первоначальная стоимость которого 90 000 грн., а износ - 40 000 грн., было уничтожено вследствие пожара. Убыток частично был возмещен страховой компанией, выплатившей 35 000 грн. В этом случае будут сделаны следующие записи:
Д-т счета "Денежные средства" 35 000 Д-т счета "Убыток от чрезвычайных событий" 15000 Д-т счета "Износ основных средств" 40 000 К-т счета "Основные средства" 90 000. РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВАХ Согласно МСБУ 16 предприятие должно раскрывать в финансовой отчетности следую­щую информацию по каждому классу основ­ных средств: • база, применяемая для определения валовой ба­лансовой стоимости; • используемые методы амортизации; • период полезной эксплуатации или используе­мые нормы амортизации; • валовая балансовая стоимость и сумма износа на начало и конец отчетного периода; • согласование балансовой стоимости на начало и конец отчетного периода. Согласование балансовой стоимости основных средств на начало и конец отчетного периода обеспе­чивается отражением их изменения вследствие: • поступления; • выбытия; • приобретения в результате объединения пред­приятий; • увеличения или уменьшения вследствие пере­оценки; • снижения стоимости вследствие уменьшения первоначальной суммы возмещения; • амортизации; • чистой курсовой разницы, возникшей вслед­ствие переведения финансовой отчетности в иностран­ных валютах; • прочих изменений. Финансовая отчетность должна также содер­жать такую информацию: • были ли дисконтированы будущие денежные потоки для определения суммы возмещения; • наличие и объем ограничений прав собствен­ности, а также основные средства, переданные для обеспечения обязательства; • учетная политика относительно расходов, свя­занных с восстановлением основных средств; • сумма незавершенных капитальных вложе­ний; • сумма соглашений, связанных с приобретени­ем основных средств. В случае переоценки основных средств в финан­совой отчетности следует раскрывать такую инфор­мацию: • база для переоценки; • дата, начиная с которой переоценка имеет силу; • был ли привлечен независимый эксперт; • природа индексов, использованных для опре­деления восстановительной стоимости; • балансовая стоимость каждого класса основ­ных средств, которая должна быть включена в финансовую отчетность в случае отражения основ­ных средств по себестоимости за вычетом износа; • изменения суммы резерва переоценки на про­тяжении отчетного периода и любые ограничения по распределению его сальдо между акционерами. Рекомендуется (но не требуется) приводить в финансовой отчетности также следующую ин­формацию об основных средствах: • балансовая стоимость временно не используе­мых основных средств; • валовая балансовая стоимость основных средств, которые полностью амортизированы, но все еще нахо­дятся в процессе эксплуатации; • балансовая стоимость выведенных из экс­плуатации и хранящихся для эксплуатации основ­ных средств; • справедливая стоимость основных средств, если она существенно отличается от их балансовой стоимости. Далее приведены фрагменты примечаний к финансовым отчетам корпорации "Нестле" за 1997 г., которые иллюстрируют раскрытие информации об основных средствах. Основные средства приведены в балансе по чистой восстановительной стоимости, определённой следующим образом: Земля: Рыночная стоимость на основе принципа осмотрительности. Прочие основные средства: Восстановительная новая стоимость (сумма, которую теоретически необходимо инвестировать для замены основных средств на аналогичные новые активы) за вычетом амортизации, исчисленной исходя из этой стоимости. Восстановительная стоимость рассчитывается на основе коэффициентов, определённых профессиональными или официальными органами. Эти суммы пересматриваются каждый год. Амортизацию рассчитывают методом прямолинейного списания восстановительной новой стоимости основных средств на протяжении расчётного периода их полезной эксплуатации, составляющий, лет: Здания 25-50 Машины и оборудование 10-15 Инструменты, мебель и различное оборудование 3-5 Транспортные средства 5 Земля не амортизируется Капитализированная премия, связанная с арендой зданий и земли, амортизируется на протяжении срока аренды: Основные средства
Показатель, млн. швейцарских франков
Земля и здания
Машины и оборудование
Инструменты, мебель, различное оборудование
Транспортные средства
Всего 1997 г
Всего 1996 г Валовая оценка На 1 января
17819
28353
5540
1024
52736
44802 Перевод валюты и поправка на инфляцию
-229
-263
-36
-12
-540
5314 Капитальные вложения
600
1822
673
166
3261
3054 Выбытие
-176
-669
-346
-126
(1317))
(1052)) Приобретение и продажа компаний группы
-30
-149
41
-10
-148
341 Переоценки
-358
-112
-60
-3
-533
277 На 31 декабря
17626
28982
5812
1039
53459
52736 Амортизация основных средств включается в расходы с аналогичным названием в Отчёте о прибылях и убытках:
Показатель, млн. швейцарских франков Земля и здания
Машины и оборудование
Инструменты, мебель, различное оборудование
Транспортные средства
Всего 1997 г
Всего 1996 г Накопленная амортизация На 1 января
(8179))
(17542))
(4053))
-655
(30429))
(25536)) Перевод валюты и поправка на инфляцию
192
272
46
15
525
(2906)) Годовая амортизация
-447
(1685))
-589
-133
(2854))
(2496)) Выбытие
105
502
292
100
999
842 Приобретение и продажа компаний группы
41
146
-
11
198
-210 Переоценки
154
52
63
1
270
-123 На 31 декабря
(8134))
(18255))
(4241))
-661
(31291))
(30429)) Нетто на 31 декабря
9492
10727
1571
378
22168
22307 На 31 декабря 1997 г чистые основные средства включали незавершённое строительство в сумме 482 млн. франков ( 1996 г - 533 млн.) Чистые основные средства на условиях финансовой аренды на 31 декабря 1997 г составили 150 млн. франков ( 1996 г – 130 млн.) Чистые основные средства на сумму 427 млн. франков (1996 г – 414 млн.) Переданы в качестве залога финансовым кредиторам. Резерв переоценки включён в балансовую стоимость чистых основных средств по чистой восстановительной стоимости:
Показатель, млн. швейцарских франков
Земля и здания
Машины и оборудование
Инструменты, мебель, различное оборудование
Транспортные средства
Всего 1997 г
Всего 1996 г Чистая восстановительная стоимость
9492
10727
1571
378
22168
22307 Чистая балансовая стоимость
7474
8724
1659
328
18185
17717 Резерв переоценки
2018
2003
-88
50
3983
4590 Доля меншиства
-
-
-
-
-104
-153 Резерв переоценки, доступный акционерам
-
-
-
-
3879
4437 Совокупная разница при переводе валюты
-
-
-
-
310
131 Дооценка
-
-
-
-
4189
4568 Стоимость страховки на случай пожара отражена по чистой восстановительной стоимости основных средств. Чистая восстановительная стоимость обеспечивает справедливую оценку основных средств. МСБУ 16 предусматривает также периодическое сопоставление балансовой стоимости основных средств с суммой возмещения, отражающей будущую ожи­даемую выгоду от их использования. Этот вопрос более подробно будет рассмотрен при изучении МСБУ 36 "Снижение полезности активов".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Выбор метода начисления износа основных средств осуществляется администрацией по своему усмотрению, но с учетом специфики производства или вида оказываемых услуг. Скажем при работе предприятия по интенсивному графику, в три смены, выгодней применять метод суммы чисел или метод уменьшающегося остатка, а для сезонных производств метод равномерного списания или методом начисления износа пропорционально объему выполненных работ. При грамотном выборе метода амортизации предприятие получит выгоду при налогообложении в первые годы службы (эксплуатации) ОС, что не мало важно. В отчетности обычно указывают данные о выбранном методе, а также о сумме износа за год и накопленном износе на конец года.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Бухгалтерский словарь: Настольная книга. - М.: Баян, 1994. 2. // «Бухгалтерский учёт и аудит» №4, 1999 г. С. Горлов, Учёт основных средств согласно МСБУ (начало) 3. // «Бухгалтерский учёт и аудит» №5, 1999 г. С. Горлов, Учёт основных средств согласно МСБУ (продолжение) 4. // «Бухгалтерский учёт и аудит» №6, 1999 г. С. Горлов, Учёт основных средств согласно МСБУ (окончание) 5. Пинко В.А. "Бухгалтерский учет основных средств и прочих необоротных активов " - Ставрополь: Б.и, 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.