Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет готовой продукции и ее реализация

Конечным продуктом производственного процесса предприятия является готовая продукция. Изделия считаются готовы­ми только в том случае, если они полностью укомплек­тованы и соответствуют техническим условиям, утвер­жденным в установленном порядке, сданы на склад готовой продукции и снабжены сертификатом или дру­гим документом, удостоверяющим качество готовой продукции. Готовая продукция составляет основную часть продукции предприятия. Кроме того, в состав продукции включаются также отпущенные на сторону полуфабрикаты собственного производства, выполнен­ные работы и оказанные услуги промышленного харак­тера. Работами промышленного характера считаются услуги вспомогательных цехов по отпуску пара, воды, электроэнергии, сжатого воздуха, автоперевозки и дру­гие услуги сторонним предприятиям и организациям, своим непромышленным хозяйствам или для собствен­ного капитального строительства.
Готовая продукция в основном предназначена для реализации на сторону, но часть ее может использовать­ся внутри своего предприятия. В состав продукции (работ, услуг) входят: · готовая продукция и полуфабрикаты собственного производства; · работы и услуги промышленного характера, · работы и услуги непромышленного характера, · покупные изделия (приобретенные для комплек­тации); · строительные, монтажные, проектно-изыскательские, научно-исследовательские и т. п. работы; · услуги по прокату легковых автомобилей и доставке (перегону) автомобилей; · транспортно-экспедиционные и погрузочно-разгрузочные операции; Продукция, не подвергшаяся всем предусмотренным технологическим процессом операциям обработки, а также изделия, не прошедшие испытаний и технической приемки, в состав объема продукции не включаются и подлежат учету как незавершенное производство. Предприятие, изготовляют продукцию в соответ­ствии с плановыми заданиями по ассортименту, коли­честву и качеству. При этом большое внимание уде­ляется увеличению ее объема, расширению ассортимен­та и улучшению качества. В настоящее время важное значение приобретает реализация продукции по договорам-поставкам как важнейшему экономическому показателю работы, опре­деляющему эффективность, целесообразность хозяйст­венной деятельности предприятия. В зависимости от принятого порядка в объем реализации может вклю­чаться отгруженная и отпущенная продукция по мере предъявления покупателям (заказчикам) платежных документов к оплате или после поступления выручки на счета денежных средств поставщика. Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государ­ственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производ­ственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости средств в обо­роте, возникновение штрафных санкций за невыполне­ние договорных обязательств перед покупателями, за­держивает платежи поставщикам, ухудшает финансо­вое положение предприятия и т. п. В свою очередь недопоставка продукции вызывает сбои в работе пред­приятий ее получателей. Поэтому в ряде случаев объем реализации продукции с учетом выполнения договор­ных поставок является одним из показателей премиро­вания работников соответствующих служб пред­приятия. Кроме того, от объема реализации зависит и величи­на прибыли предприятия - одного из важнейших пока­зателей его деятельности. Поэтому в системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации, в задачи которого входят: · постоянный контроль за выпуском готовой продукции (работ, услуг) по объему, ассортименту и качеству; · полный и достоверный учет готовой продукции на складе, систематический контроль за ее сохранностью и состоянием запасов; · своевременный и правильный учет отгруженной и реализованной продукции (работ, услуг), четкая орга­низация расчетов с покупателями; · контроль за выполнением плана по отгрузке и реа­лизации продукции, произведенных работ и оказан­ных услуг в соответствии с заключенными догово­рами; · учет и контроль соблюдения сметы коммерческих и других расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции (работ, услуг); · своевременное и достоверное определение резуль­татов от реализации продукции (работ, услуг) и их учет. Для успешного выполнения этих задач необходима ритмичная работа предприятия, правильная организа­ция складского хозяйства и сбыта, своевременное документальное оформление хозяйственных операций. Важное значение для правильной организации учета движения готовой продукции имеет разработка ее но­менклатуры, т. е. перечня наименований видов изделий, вырабатываемых данным предприятием. За основу его составления берется классификация готовых изделий по определенным признакам, позволяющим отличать одно изделие от другого (модель, класс точности, фасон, артикул, размер, марка, сорт и т. п.). Номенклатурные номера строятся по-разному исходя из конкретных условий производства. Номенклатура продукции необходима для контроля за выполнением графика выпуска изделий в ассорти­ментном разрезе, графика договорных поставок, состав­ления сводок и отчетов. Готовая продукция входит в состав оборотных средств предприятия и по­этому, согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности, должна отражаться в балансе по факти­ческой производственной себестоимости. Фактическую себестоимость готовой продукции можно определить только по окончании отчетного периода (месяца). В течение отчетного периода (ме­сяца) постоянно происходит движение продукции (вы­пуск, отпуск, отгрузка, реализация и т. п.), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. На СП ОАО «Спартак» в учете оценка готовой продукции может производиться по плановой себестоимости, свободным отпускным ценам, фактической себестоимости. Плановые и свободные отпускные цены называются учетными. При учете готовых изделий в течение отчетного периода (месяца) по пла­новым и отпускным ценам отдельно выделяются от­клонения фактической производственной себестоимости этих изделий от их стоимости по учетным ценам (плановым, отпускным). Указанные отклонения на СП ОАО «Спартак» учитываются по однородным группам готовой продукции, которые формируются предприятием исходя из уровня отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по учетным ценам отдельных изделий. При этом плановые цены могут разрабатываться исходя из среднегодовой или среднеквартальной плановой производственной себестоимости. Процент отклонений определяется по следующей формуле: X=((О+О1)*100)/(Cп+Cп1), где О - сумма отклонений на остаток готовой продук­ции на складе на начало отчетного периода (месяца); O1 — сумма отклонений по продукции, поступившей на склад в течение отчетного периода (месяца); Сп— остаток готовой продукции на складе на начало отчет­ного периода (месяца) по учетным ценам; Cп1 — поступ­ление на склад из производства готовой продукции в течение отчетного периода по учетным ценам.
Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные предприятием. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция. При этом экономия записывается красным сторно, а перерасход обычной дополнительной проводкой. При использовании для учета затрат на производ­ство выпущенных изделий счета 37 «Выпуск продукции (работ, услуг) » готовая продукция отражается на счете 40 «Готовая продукция» по нормативной (плановой) себестоимости.
УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ИЗ ПРОИЗВОДСТВА, СДАЧИ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ И ОКАЗАННЫХ УСЛУГ СП ОАО «Спартак» разрабатывает годовой план выпуска продукции и календарные: квартальные, месячные и дневные графики. В целях контроля за ритмичностью работы цехов диспетчерские службы ве­дут оперативный учет выполнения графиков. Графики должны увязываться со сроками отгрузки готовой про­дукции, что позволяет контролировать выполнение дого­ворных обязательств перед покупателями. Выпущенная готовая продукция переходит из сферы производства в сферу обращения. Сдача готовых изделий из производства на склад оформляется приемо-сдаточными накладными (рис. 1). В них указываются: цех, сдающий продукцию; склад, принимающий ее; номенклатурный номер (код) и наименование продукции; единица изме­рения, количество и др. Конкретное содержание приемо­сдаточных накладных зависит от особенностей техноло­гии и характера выпускаемой продукции. Они подписы­ваются представителем технического контроля, работником сдающего цеха, заведующим складом (кладов­щиком) или другим материально ответственным лицом, принявшим на хранение продукцию. Когда договором предусмотрена приемка продукции с участием пред­ставителя заказчика (покупателя), то на документах должна быть и его подпись. Приемо-сдаточные наклад­ные могут быть разовыми и накопительными (декадные, месячные). Они выписываются цехом-сдатчиком в двух экземплярах. Один экземпляр передается заведующему складом (кладовщику), а другой с распиской в приеме продукции остается в цехе. Если продукцию нецелесообразно перевозить из цеха на склад (например, сложные громоздкие изделия), то она до вывозки за пределы предприятия хранится в цехе. Оказанные услуги и выполненные работы фикси­руются приемо-сдаточными актами. В бухгалтерии на основании сдаточных накладных ведут накопительные ведомости выпуска готовой про­дукции за месяц По окончании месяца в ведомости подсчитывают количество выпущенной готовой продукции по ее видам и оценивают по плановой себестоимости (или иной учетной цене). По этой оценке ведется аналитический учет готовой продукции. Производственная себестоимость готовой продукции по ее видам или заказам определяется по данным аналитического учета основного производства. Установ­ленные суммы себестоимости каждого вида изделий (заказа) проставляются в ведомости выпуска готовой продукции, а потом суммируются, и получают фак­тическую себестоимость всего выпуска. После этого устанавливаются суммы отклонений фак­тической себестоимости от плановой (экономия или пе­рерасход) как по видам продукции, так и по всему вы­пуску в целом . Для учета готовой продукции на складе предна­значен активный синтетический счет 40 «Готовая про­дукция». На нем обобщается информация о наличии и движении готовой продукции (продуктов производства) и товаров на складе. Этот счет используется пред­приятиями отраслей материального производства. Рис. 1 приемо-сдаточная накладная Готовые изделия, приобретенные для комплектации (стоимость которых не включается в себестоимость продукции предприятия) или в качестве товаров для продажи, учитываются на счете 41 «Товары». По дебету этих счетов отражается поступление продукции (изделий) на склад, а по кредиту - их вы­бытие. Если какая-либо продукция полностью направляет­ся для использования на своем предприятии, то она может учитываться на счетах 10 «Материалы» или 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы». По данным ведомости выпуска, сверенной с расчетом себестоимости товарной продукции (журнал-ордер 10, раздел 3) в журнале-ордере 10/1, на ее фактическую себестоимость составляется проводка: Д-т сч. 40 «Готовая продукция» К-т сч. 20 «Основное производство» , (23, 29). Кроме того, для обобщения информации о выпущен­ной продукции, сданных заказчиком работах «оказан­ных услугах за отчетный период, а также выявления отклонений фактической производственной себесто­имости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себестоимости при необходимости может ис­пользоваться синтетический счет 37 «Выпуск продукции (работ, услуг)». По дебету этого счета отражается фак­тическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг в корреспонденции с кредитом счетов 20 «Основное производство»; 23 «Вспомогательные производства»; 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». По его кредиту отражается нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции, сданных работ и оказанных услуг в корреспонденции с дебетом счетов 40 «Готовая продукция»; 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» и др. Если фактическая себестоимость определяется по окончании месяца, то в течение месяца по мере выпуска продукции, оказания услуг выполнения работ бухгалтерские записи производятся по нормативной (плановой) себестоимости (Д-т сч. 40, 45, 46, и К-т сч. 37). Выявленные в конце месяца отклонения фактической себестоимости выпущенной продукции (работ, услуг) от нормативной (плановой) на счете 37 в учете отражаются следующими проводками: а) на сумму превышения нормативных (плановых) затрат над фактическими красным сторно: Д-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» К-т сч. 37 «Выпуск продукции (работ, услуг)»; б) на сумму превышения фактических затрат над нормативными (плановыми) дополнительной записью: Д-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» К-т сч. 37 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Таким образом, счет 37 ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет. Модель отражения хозяйственных операций на сче­те 37 показана на рис. 2. Бухгалтерия обязана контролировать, соблюдаются ли условия количественной и качественной приемки про­дукции, выборочно проверять изделия в натуре. При этом целесообразно за последние дни месяца сличать приемо-сдаточные накладные с записями в журнале лабораторных исследований. Если продукция, числящаяся сданной, не прошла лабораторного исследования (в тех случаях, когда это требуется) или же подверглась такой процедуре после составления сдаточных накладных, то ее следует рассматривать как незаконченную. Проверка может вестись также по первичным до­кументам о выработке рабочих (сменным рапортам, маршрутным листам, нарядам и др.) за последние дни месяца. При этом уточняется, были ли отражены в этих документах последние операции по изготовлению изде­лий, числящихся выпущенными из производства. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА СКЛАДЕ И В БУХГАЛТЕРИИ
Готовая продукция на складе учитывается в ведомостях складского учета в натуральном выражении или в книгах количественно-сортового учета аналогично учет материалов. Записи в ведомости производятся материально ответственными лицами на основании документов по поступлению и выбытию готовых изделий по мере совершения операций. Ведомости хранятся на складе в специальных ящиках, они располагаются по группам изделий, а внутри них по номенклатурным номерам (кодам).
Все первичные документы ежедневно (или один раз в несколько дней) материально ответственные лица сдают в бухгалтерию. При сальдовом методе это делается непосредственно на складе. Работник бухгалтерии должен систематически, но не реже одного раза в неделю (декаду) непосредственно на складе в присутствии заведующего складом (кладовщика) проверять правильность разноски данных первичных документов по дви­жению продукции в карточки складского учета и под­тверждать это своей подписью. Обнаруженные расхождения и ошибки здесь же устраняются. Одновременно производится приемка-сдача первичных документов ра­ботнику бухгалтерии. Приемка-сдача первичных документов оформляется специальным реестром . Однако с согласия материально ответственных лиц основанием для приемки-сдачи документов может слу­жить роспись работника бухгалтерии в карточке склад­ского учета о проверке записей по каждой операции. При сальдовом методе связь количественно-сортово­го учета готовых изделий на складе с их учетом в сум­мовом выражении в бухгалтерии осуществляется с помощью ведомости учета остатков продукции на скла­де. В течение месяца она хранится в бухгалтерии и используется для справочных целей. В конце месяца книга передается на склад для проставления остатков готовой продукции в количествен­ном выражении на конец месяца из карточек складского учета по каждому номенклатурному номеру. После это­го книга передается в бухгалтерию или на ВУ, где остатки таксируются и подсчитываются их суммы. В ряде случаев вместо ведомости остатков продук­ции на складе связующим звеном складского учета с учетом в бухгалтерии может служить отчет материально ответственного лица о движении готовой продукции на складе за месяц. Он составляется по итоговым данным карточек (книг) складского учета, в котором отражает­ся движение готовых изделий по складу в разрезе каж­дого номенклатурного номера в количественном выра­жении. Кроме того, в бухгалтерии ведут ведомость выпуска готовой продукции в натуральном и суммовом выраже­нии, а также ведомость 16 «Движение готовых изде­лий, их отгрузка и реализация Остаток продукции на складе по учетным ценам на конец месяца (отчетного периода), согласно ведомости учета остатков продукции на складе (отчета материаль­но ответственного лица), сверяется с аналогичным ос­татком, отраженным в разделе 1 ведомости 16 «Дви­жение готовых изделий, их отгрузка и реализация». Совпадение остатков говорит о правильности учета, а несовпадение — о наличии ошибок, которые необходи­мо устранить. УЧЕТ ОТГРУЖЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ И ОКАЗАННЫХ УСЛУГ Под отгруженной (отпущенной) продукцией, вы­полненными работами и оказанными услугами пони­мают продукцию (работы, услуги), оформленную соот­ветствующими документами (накладными, приемо-сдаточными актами и др.) по отгрузке готовых изделий, сдаче работ и услуг, передаче продукции для реализа­ции на комиссионных и иных подобных началах. При доставке продукции покупателям централизо­ванно в ее получении со склада расписываются работ­ники транспортно-экспедиционной службы. Отправка оформляется товарно-транспортной накладной. При заключении договора между поставщиком и покупателем делается оговорка о франко-месте, до кото­рого все расходы по отгрузке продукции несет постав­щик. Отсюда формируются следующие фактурные цены: · франко-склад поставщика — все расходы, связан­ные с отгрузкой и доставкой продукции возмещает покупатель (стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складе поставщика и на железной дороге, пере­возки и железнодорожный тариф), а поставщик вклю­чает их в платежное требование-поручение; · франко-станция отправления — расходы, связанные с погрузкой продукции в вагоны, и железнодорожный тариф производятся за счет покупателя и поставщиком включаются в расчетно-платежные документы; · франко-вагон станция назначения означает, что все расходы по погрузке товаров в вагон и транспортные расходы до станции назначения несет продавец, а со станции назначения — покупатель; · франко-склад покупателя — поставщик оплачивает все расходы до склада покупателя, включая и разгрузку на его складе (погрузочно-разгрузочные расходы, транспортные и др.). Кроме того, во внешней торговле имеют место сле­дующие методы: ФОБ, ФАС, КАФ, СИФ. При этом важно своевременно предъявлять покупателю платеж­ные документы на отгруженную в его адрес продукцию. Продукция считается отгруженной с момента отпус­ка (отгрузки) ее со склада до оплаты покупателями (заказчиками) или предъявления им расчетных доку­ментов за отгруженную продукцию, или поступления извещения комиссионера о реализации переданных ему изделий. На время документооборота предприятие мо­жет пользоваться ссудой банка под расчетные докумен­ты в пути.Сумма ссуды равна сумме предъявленных к оплате платежных документов за минусом некредитуе­мых элементов (НДС и прибыль). Для учета наличия и движения отгруженной про­дукции (товаров) предназначен синтетический актив­ный счет 45 «Товары отгруженные». На этом счете учитывают переданные транспортным или почтовым ор­ганизациям, отгруженные собственным транспортом го­товая продукция, товары и другие изделия в тех слу­чаях, когда по условиям поставки или в соответствии с договором право владения и распоряжения грузом, риск его случайной гибели (утраты) не переходят к покупателю в момент сдачи его к перевозке. Здесь также отражаются готовые изделия, переданные другим предприятиям для реализации на комиссионных и иных началах, стоимость тары, оплачиваемой покупателями сверх стоимости продукции, транспортные расходы (железнодорожный тариф, водный фрахт) независимо от того, возмещаются они покупателем сверх цены или включены в цену реализуемого товара, а также суммы по признанным претензиям, неустойкам и т. п., предъяв­ленным покупателям за необоснованный отказ от оплаты отгруженной продукции (товаров, работ, услуг), транспортным организациям за недостачу и порчу груза. Указанный счет дебетуется в корреспонденции с кре­дитом счетов 40 «Готовая продукция», 41 «Товары» в соответствии с оформленными отгрузочными докумен­тами (накладными, товарно-транспортными накладны­ми, приемо-сдаточными актами и др.) или передачей готовых изделий для реализации на комиссионных или иных подобных началах. Принятые на учет по счету 45 суммы при предъяв­лении покупателям (заказчикам) расчетных документов за отгруженную продукцию или поступлении извещения комиссионера о реализации переданных ему изделий списываются с него проводкой: Д-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»
К-т сч. 45 «Товары отгруженные» - на фактическую производ­ственную себестоимость. При этом суммы, принятые на учет по счету 45 «Товары отгруженные», списываются в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» при оплате расчетных документов по­купателем (заказчиком).
При отражении реализации по мере предъявления платежных документов покупателям за отгруженную продукцию (работы, услуги) счетом 45 «Товары отгру­женные» не пользуются. В этом случае на основании предъявленных к оплате расчетных документов в учете делаются проводки: Д-т Cч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» - на стои­мость по ценам реализации; одновременно: Д-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» К-т сч. 40 «Готовая продукция» (45, 20, 23, 37 и др.) - на фак­тическую производственную себестоимость. В соответствии с новым планом счетов такой поря­док учета отгрузки и реализации продукции (работ, услуг) является основным. В зависимости от сроков различают: товары отгру­женные и сданные работы (услуги) по предъявленным к оплате расчетным документам, сроки оплаты которых не наступили; товары отгруженные и сданные работы (услуги) по расчетным документам, не оплаченным в срок покупателями и заказчиками; товары отгруженные и сданные работы (услуги), по которым документы не предъявлены к оплате. Внутри этих групп выделяют­ся отдельно работы и услуги, по которым предъявляют­ся счета заказчикам. В связи с особенностями этих работ (услуг) они не могут учитываться на счете гото­вой продукции и поэтому себестоимость их относится на счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» (45) непосредственно с кредита счетов 20 «Основное произ­водство», 23 «Вспомогательные производства» и 29 «Об­служивающие производства и хозяйства». Аналитический учет отгрузки и реализации организуется как по отдельным видам продукции в натуральном выражении, так и в разрезе платежных документов в двух оценках - по отпускным ценам и фактической себестоимости. На предприятиях, где разница между стоимостью по учет­ным ценам и фактической себестоимостью готовых из­делий может резко колебаться по отдельным наимено­ваниям, данные о движении готовых изделий отражают­ся по группам этих изделий. Распределение изделий по трупам производится предприятием исходя из уровня отклонений фактической себестоимости от стоимости по учетным ценам отдельных изделий с тем, чтобы в каж­дой группе они учитывались с одинаковыми примерно отклонениями.
АНАЛИЗА ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ Объем выпуска и реализации продукции является взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на 1 место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары, и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Его основные задачи: · оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции; · определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; · выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции; · разработка мероприятий по освоению выявленных резервов. Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат: · бизнес-план предприятия; · оперативные планы-графики; · отчетность ф. № 1-П (годовая) «Отчет по продукции»; · ф. № 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте»; · ф. № 1-П (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия по продукции»; · ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; · ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация». Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки - в оптовых ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства. Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства (штуки, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции. Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов. В таблице 2 приведены показатели объема производства за ряд последних лет в тоннах Таблица 2. Динамика объема производства.
Годы
Годовой объём, тн
Темп роста ,%
Всего
к 1988
Год к году
1988
58 420
~
100,0
1989
57 812
99,0
99,0
1990
52 772
2645,2
91,3
1991
35 728
1790,9
67,7
1992
30 535
1530,6
85,5
1993
26 702
1338,4
87,4
1994
23 261
1166,0
87,1
1995
20 715
1038,3
89,1
1996
13 708
687,1
66,2
1997
17 813
892,9
129,9
1998
31 611
1584,5
177,5
1999
37 696
1889,5
119,2 Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 3.). Таблица 3. Динамика товарной продукции Год
Товарная продукция в сопоставимых ценах, млн. руб.
темпы роста, %
базисные
цепные
1996
1125839
100.00
100
1997
1538624
136.66
136.66
1998
1977138
175.61
128.50
1999
2748611
244.14
139.02 Среднегодовой темп роста (прироста) можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе расчета , в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске продукции по объему, ассортименту, качеству за день нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана, Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре). Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам, и т.д. Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующем на территории СНГ. Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой. Анализ выполнения плана по номенклатуре базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям, которые включены в основной перечень. Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться: - по способу наименьшего процента; - по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции ; - с помощью среднего процента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не зачитывается в выполнение плана по ассортименту). Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние и внутренние. К внешним относятся: конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины – недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования. На этапе формирования производственной программы и заключения договоров целесообразно определить экономические последствия изменения условий договоров (сроков и объемов поставки, цен на сырье и продукцию), а так же влияние отклонений нормативов затрат, фактически имевших место на предприятии, на общую сумму прибыли, которую планируется получить к концу анализируемого периода. Такая задача решается с помощью факторного анализа производственной программы в разрезе отдельных договоров на поставку продукции с учетом технологических особенностей выпуска того или иного вида продукции и динамики фактического уровня затрат по отдельным изделиям. Решение подобных задач на крупных предприятиях с большой номенклатурой выпускаемой продукции возможна только с помощью ЭВМ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Comparing William Faulkner
Реферат Levis Pants Vs Dockers Pants Essay Research
Реферат Toward Global Parliment Essay Research Paper Toward
Реферат Latin American Women In The Workforce And
Реферат Substance Abuse Of Alcohol Essay Research Paper
Реферат Мотивация деятельности в менеджменте (мотивационное управление). Механизм и методы управления
Реферат Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX веков
Реферат Іiі етапу Всеукраїнської олімпіади з російської мови І літератури
Реферат Образование в системе философских концепций
Реферат Macbeth Vs Hamlet Essay Research Paper Macbeth
Реферат Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности ВЭД
Реферат Жан Антельм Брилья-Саварен
Реферат Санитарно-гигиенические требования к упаковочным материалам для пищевых продуктов
Реферат Ответы на экзаменационные вопросы по специальности культурология СПбГУ
Реферат Forensic Science Essay Research Paper Megan MaloneCRJU