Реферат по предмету "Финансы"


Оценка стоимости бизнеса 2

--PAGE_BREAK--Таким образом, менеджер должен понять, что он всегда имеет дело в той или иной степени искаженной бухгалтерской отчетностью и ей присущи и определенные парадоксы. Он также должен осознать недостаточность отчетных данных для принятия управленческих решений. Роль бухгалтерской отчетности не должна преувеличиваться, но ею нельзя и пренебрегать.
2.2. Пользователи бухгалтерской информации
Информационные запросы участников хозяйственного процесса противоречивы как по составу показателей, так, что особенно важно, и по методологии их исчисления. Методология бухгалтерского учета не может быть и никогда не была беспристрастной. Любой методологический прием приводит к выигрышу одних групп в ущерб другим.
Интересы людей и общественных групп в результатах бизнеса показаны ниже:
·     государство – собрать как можно больше налогов, поэтому Минфином создаются соответствующие нормативные акты по бухгалтерскому учету;
·     единичный собственник – получить как можно больше прибыли, но при эффективной системе налогообложения основной заботой может стать сокрытие прибыли и уклонение от налогов;
·     собственники-акционеры – могут требовать самых высоких дивидендов (американский вариант) или ждут повышения курса акций (японский вариант);
·                    руководители компании и ее администрация – заинтересованы в повышении зарплаты и получении премий, иногда хотят жить за счет компании, ее собственников и рабочих*;
·     рабочие и служащие – получение большей зарплаты и премий, а также и неучтенных денег;
·     кредиторы – их волнует платежеспособность компании, получение процентов по ссудам и возврат заемных средств;
·     дебиторы – интересует только возможность отсрочить платежи или вообще избежать их и т.д.
Следовательно, в жизни каждый субъект «старается для своей пользы». Казалось бы, все заинтересованы в одном: сделать прибыль, как можно больше. Но проблема в другом: как без обид разделить прибыль, не ущемляя ничьих интересов. Поэтому учет не может быть беспристрастным, и любой его методологический прием приводит к выигрышу тех или иных групп. В России всегда выигрывает государство в лице налоговых органов.
В США разработаны Положения о концепциях финансового учета (Statements on Financial Accounting Concept, SFAC), которые заложены в основу «Общепринятых принципов бухгалтерского учета (GAAP). При этом SFAC № 1 выделяет инвесторов и кредиторов в качестве пользователей, в интересах которых представляется финансовая информация о деятельности компании, а также определяет цель представления финансовой отчетности – удовлетворение потребности данных пользователей в финансовой информация о компании.
2.3.           Принципы бухгалтерского учета
Создание международных стандартов бухгалтерского учета. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это правила, устанавливающие требования к признанию, оценке и раскрытию хозяйственных операций для составления финансовых отчетов компаний во всем мире. Эти стандарты обеспечивают сопоставимость бухгалтерской документации между компаниями в общемировом масштабе, являются условием доступности отчетной информации для внешних пользователей, а также позволяют снизить затраты по привлечению капитала.
Рыночная цена капитала определяется двумя факторами: перспективной отдачей и рисками. Некоторые из рисков вызваны недостатком информации. Одной из причин недостаточности является отсутствие стандартов финансовой отчетности, которая, фактически приумножает капитал. Это объясняется тем, что инвесторы согласны получать чуть более низкие доходы, зная, что большая открытость информации снижает их риски.
С 1973 г. разработкой МСФО занимается Комитет по международным учетным стандартам (International Accounting Standards Committee, IASC). К концу 1999 г. он ввел в действие 35 учетных стандарта (IAS) рекомендательного характера. В США подготовлен свод документов, регулирующих учетную практику в коммерческих организациях, который называют «Общепринятые принципы бухгалтерского учета» (Generally Accepted Accounting Principles, GAAP). Система бухгалтерского учета GAAP полностью совместима с международными стандартами IAS.
Основополагающие допущения и качественные характеристики. Составляя финансовую отчетность по международным стандартам, бухгалтер должен соблюдать определенные правила. Применение МСФО базируется на двух принципах: непрерывности деятельности и начисления. (Результаты операций по методу начислений признаются по факту их совершения, а не получения или выплаты денежных средств.)
Существуют также качественные характеристики финансовой отчетности (понятность, уместность и т.д.). Если отчетность соответствует этим характеристикам, она полезна для пользователей[1]. Девять основополагающих принципов западного учета и качественные характеристики финансовой отчетности показаны в табл. 2.1.
  Таблица 2.1 Принципы бухгалтерского учета, подготовки и составления финансовой отчетности № Наименование принципа Содержание принципа бухгалтерского учета Допущения и качественные характеристики отчетности 1
Принцип двусторонности
Сумма средств компании всегда равняется сумме ее обязательств и капитала
А. Метод начисления
2
Принцип денежного измерения
Бухгалтерский учет оперирует только фактами, которые могут иметь денежное выражение
Б. Непрерывность деятельности
3
Принцип автономности предприятия
Счета предприятия должны быть отделены от счетов ее владельцев или сотрудников
а) Понятность
4
Принцип непрерывности
В бухгалтерском учете считают, что компания будет функционировать неопределенный период времени
б) Уместность
5
Принцип себестоимости
В бухгалтерском учете оперируют с себестоимостью средств, а не с их рыночной стоимостью
в) Существенность
6
Принцип консерватизма
Признает получение дохода только тогда, когда оно является вполне определенным событием. Расходы учитываются только тогда, когда их возможность является вполне вероятным событием
г) Надежность
7
Принцип материальности
В бухгалтерском учете пренебрегают незначительными событиями и в то же время учитывают все важные события
д) Правдивое представление
8
Принцип реализации
Доходы учитываются тогда, когда продукция доставляется, а услуги предоставляются клиенту
е) Преобладание сущности над формой
9
Принцип соответствия
Расходы данного отчетного периода – это себестоимость осуществления деятельности, в результате которой появляется доход данного периода
ж) Нейтральность
 
з) Осмотрительность
И) Полнота
к) Сопоставимость
л) Своевременность
м) Баланс между выгодами и затратами
н) Баланс между качественными характеристиками
о) Достоверное и объективное представление
      Определение основополагающих допущений и требований к финансовой информации в системе МСФО и РСУО практически совпадают. За некоторым исключением все основные допущения и требования, закрепленные в МСФО, присутствуют и в РСУО. Совпадают также определения этих категорий. Однако в зарубежной практике указанные требования последовательно выполняются, а в России, за некоторым исключением, не выполняются или выполняются непоследовательно, формально. Тем самым российская информация становится «непрозрачной» для западных пользователей и инвесторов.   2.4. Парадоксы бухгалтерского учета и отчетности Из-за субъективной точки зрения дать полную информацию, удовлетворяющую каждого пользователя, бухгалтерский учет не может. Разные интересы участников хозяйственного процесса, с неизбежностью, делают эту информацию для них и недостаточно достоверной. Обычно в качестве арбитра выступает аудиторская фирма, которая призвана всегда защищать интересы тех, кто ее приглашает.
Финансовый результат в экономическом смысле не обязательно должен совпадать с финансовым результатом в юридическом смысле. Эти величины, как правило, не совпадают в силу различных требований налоговых органов и Минфина. Поэтому величина налогооблагаемой прибыли не равна прибыли балансовой.
Выбирая тот или иной методологический прием, мы можем влиять на величину балансовой и налогооблагаемой прибыли. Например, отнесение понесенных расходов на будущие отчетные периоды коренным образом меняет финансовый результат компании.
В табл. 2.2 приводятся парадоксы, необходимо присущие бухгалтерской отчетности. Относительно двух последних парадоксов можно дополнить следующее.
В сущности, мы всегда сталкиваемся с вопросом, какая же прибыль более правильна: общая или суммированная по отчетным периодам? Согласно принципу непрерывности деятельности, общая прибыль вообще невозможна. Поэтому мы должны рассматривать прибыль на каждую отчетную дату как величину конечную и не подлежащую суммированию с величинами прибыли за другие отчетные периода.
Предсказательная функция бухгалтерского учета находится под большим сомнением, или же вообще отрицается. А если это так, то в лучшем случае бухгалтерский учет необходим лишь для контроля хозяйственной деятельности, которая протекала и протекает, но бесполезен для прогнозов будущего. Прошлые успехи могут только посеять слишком радужные надежды на будущее.
Подытоживая сказанное, можно сделать вывод: данные счетоводства имеют ограниченное значение для принятия управленческих решений. Парадоксы бухгалтерского учета делают отчетность, даже составленную по всем правилам и требованиям нормативных документов, весьма сомнительной. И тем не менее у администратора, хозяйственника практически нет других данных и он поступит крайне опрометчиво, если будет пренебрегать ими. Глядя в набор отчетных форм, руководитель должен понять несколько очень важных моментов: выживание, прибыль и экономический рост. Эти три великие цели связаны не с предприятиями, как многие думают, а с лицами, заинтересованными в работе этих предприятий.
  Таблица 2.2 Парадоксы бухгалтерской отчетности Парадокс Комментарий
·        Прибыль есть, а денег нет
Фирма продала товары, но деньги не получила. Возникает прибыль, рентабельность растет, но долги вернуть затруднительно
·        Деньги есть, а прибыли нет
Списание амортизации на текущие расходы фирмы уменьшают прибыль, но на денежную массу это не влияет
·        Имущественная масса (актив) изменилась, а прибыль нет
А) Поставщик предоставил коммерческий кредит
Б) Погашена кредиторская задолженность
·        Прибыль изменилась, а имущественная масса нет
Уменьшение прибыли за счет начисления задолженности по дивидендам до их фактической выплаты не изменяет ни объема, ни структуры имущества фирмы
·        Получен реальный убыток – в отчете показана прибыль
Амортизация может привести к убыткам, ее отсутствие к прибыли
·        Одна и та же сумма может рассматриваться или как доход, или как расход
При выплате дивидендов, меняя точку зрения – от собственника к фирме или наоборот, меняется и квалификация факта хозяйственной жизни
·        Один и тот же объект может быть отнесен как к основным, так и к оборотным средствам
Нет четкой границы между видами средств, квалификация объекта приводит к иным значениям при исчислении финансовых результатов
·        Учетный остаток не равен фактическому остатку
Естественная убыль, колебание курса валюты, инфляция и т. д.
·        Бухгалтерский учет нельзя понять из него самого
Процедура бухгалтерского учета предполагает компромисс между экономической и юридической трактовкой фактов (например, свои и арендованные средства усчитывают одинаково, но мы не вправе смешивать в активе эти два вида имущества)
·        Сумма средств предприятия не равна их совокупной стоимости
При покупке предприятия исходят не из стоимости имущества по балансу, а из фактической рентабельности фирмы (оценка продавца) и предполагаемой рентабельности (оценка покупателя). Покупатель приобретает не столько фирму, сколько ее будущий доход
·        Прибыль, исчисленная за все время существования фирмы, не может быть равна сумме прибылей отчетных периодов
Подлинная величина прибыли, полученной с момента возникновения фирмы до ее ликвидации, — это разность между полученным и вложенным капиталом. Однако эту величину исчислить нельзя, потому что меняется покупательная способность денег, норм и методов амортизации и т. п.
·        Бухгалтерская отчетность отражает прошлое, но ее смысл в том, чтобы дать возможность потенциальным пользователям принимать решения на будущее
Данные счетоводства имеют ограниченное значение для принятия действенных управленческих решений. Но, если они составлены в соответствии с нормативными документами, эти данные могут принести очень большую пользу всем участникам хозяйственного процесса.
2.5.           Баланс
Баланс на определенную дату описывает виды и размеры активов, использованных бизнесом (вложенные средства), и компенсирующие их обязательства по отношению к кредиторам и владельцам (полученные фонды). Его две части – актив и пассив – всегда равны друг другу, поскольку общие инвестированные бизнесом активы в любой момент времени точно равны сумме собственного капитала и обязательств, обеспечивающих эти активы.
Актив баланса показывает состав и размещение средств предприятия, эти же средства можно рассматривать как сделанные ранее затраты для получения будущих доходов, т.е. как потенциал хозяйствующего субъекта.
Основные виды активов или средств предприятия:
·   оборотный капитал, куда входят оборачивающиеся за относительно короткий срок денежные средства, счета к получению, запасы;
·   основной капитал — земля, здания, машины, сооружения, транспортные средства, которые используются в течение длительного периода;
·   прочие активы (депозиты в банках, патенты, гудвилл и др.).
Пассив баланса содержит источники формирования средств фирмы. Они делятся на два основных типа: обязательства, представляющие собой внешние источники ресурсов фирмы, и собственный капитал.
Конкретными источниками финансирования активов являются:
·   краткосрочные обязательства (задолженность поставщикам, своим сотрудникам, бюджету), которые должны быть погашены в течение одного года;
·   долгосрочные обязательства со сроком оплаты больше года (облигации, займы);
·   собственный капитал (вложенный в бизнес владельцами капитал, а также накопленная в бизнесе нераспределенная прибыль).
Таким образом, пассив баланса содержит в себе информацию о двух типах платежных исков:
·   исках кредиторов, являющихся обязательствами и имеющих большую силу, чем иски по средствам;
·   остаточных исках инвесторов, которые являются капиталом и имеют меньшую силу, нежели иски кредиторов.
Следовательно, пассив баланса можно рассматривать с двух точек зрения:
·   как ресурсы, предоставленные предприятию кредиторами и инвесторами (источники средств);
    продолжение
--PAGE_BREAK--·   как иски кредиторов и инвесторов в отношении средств предприятия (обязательства).
Баланс является статичным, как моментальная фотография, он отражает состояние средств предприятия и источников их образования на дату составления
Баланс обладает кумулятивным эффектом. Как следствие баланс отражает активы и обязательства, приобретенные в разное время. Поскольку текущая рыночная стоимость активов может меняться, то указанные в балансе цифры не отражают их реальной рыночной стоимости. Искажается баланс также за счет изменения стоимости валюты. В конечном счете, остаточная стоимость собственного капитала отражает все эти стоимостные деформации.
Бухгалтерские стандарты продолжают изменяться, и менеджер или аналитик должен знать о лежащих в основе изучаемой отчетности принципах и процессах.
При принятии решений по инвестициям, текущей деятельности и финансированию баланс можно рассматривать как накапливаемый итог деятельности от прошлых решений по инвестициям и финансированию. Другими словами, актив баланса представляет собой величину затрат компании, сложившихся в результате предшествующих операций и финансовых сделок, и понесенных ею расходов ради возможных будущих доходов.
Согласно международным стандартам финансовой отчетности, активы – это ресурсы, контролируемые организацией. Будущая экономическая выгода, воплощенная в активе, — это потенциал, вкладываемый прямо или косвенно в приток денежных средств.
2.6.           Отчет о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках отражает воздействие управленческих решений на деятельность бизнеса и соответственно на итоговую прибыль (убыток) владельцев бизнеса за строго определенный период. Указанная в этом отчете прибыль (убыток) увеличивает (уменьшает) собственный капитал компании, отраженный в балансе. Следовательно, Отчет о прибылях и убытках является необходимым дополнением к балансу. Он объясняет главные компоненты изменения собственного капитала и снабжает аналитика существенной информацией для оценки деятельности компании.
Отчет о прибылях и убытках отражает попытки бухгалтеров фирмы сопоставить существенные статьи доходов и расходов. Он показывает полученные за строго определенный период поступления, а также себестоимость и операционные расходы, включая бухгалтерские списания и налоги.
Эти попытки обязательно подчиняются общепринятым принципам бухгалтерского учета (см. п. 2.2). С себестоимостью и операционными расходами также обращаются согласно бухгалтерским правилам.
2.7.           Отчет о движении денежных средств
Необходимость данного документа вызвана тем, что Отчет о прибылях и убытках показывает причитающуюся, а не оплаченную деньгами прибыль, и убытки представлены суммами, которыенадо оплатить, но которыееще не оплачены. Поэтому фирма может иметь большую прибыль, но оказаться неплатежеспособной. Это и привело к необходимости дополнить Отчет о прибылях и убытках, составленным на основе движения прав и требований на деньги, документом, в котором бы фигурировали бы реальные денежные платежи. В искомом качестве и предстает Отчет о движении фондов (денежных средств)[2].
Ключевая идея в составлении последней отчетной формы заключается в определении изменения по каждой статье баланса и занесении этой величины в графу «источник» (включается увеличение кредиторской задолженности или собственных средств, а также уменьшение активов) или в графу «использование» (включается уменьшение кредиторской задолженности или собственных средств, а также увеличение активов).
2.8.           Общий обзор финансовой отчетности
Четвертым финансовым отчетом является Отчет об изменениях в собственном капитале. Информация этого отчета помогает понять финансовую сторону баланса.
В предложенном подходе к принятию решений эти четыре отчета можно рассмотреть совместно, чтобы зрительно представить область применения и взаимосвязи этих отчетов как единого целого.
Подведение итогов.
Балансовый отчет описывает финансовое состояние фирмы в определенный момент. Он показывает накопленный эффект от прошлых решений и включает в себя прибыли и убытки за предыдущие периоды.
Отчет о прибылях и убытках сопоставляет доходы и расходы за определенный период, включая списания и ассигнования. Он описывает элементы, из которых получается чистая прибыль или убыток после уплаты налогов, отражаемая в балансе как изменение собственного капитала за период.
В противоположность первым двум отчетам Отчет о движении фондов (денежных потоков) является динамическим и показывает чистые изменения в активах, пассивах и собственном капитале в течение отчетного периода. Он позволяет аналитику увидеть схему денежных вложений, сложившуюся под влиянием управленческих решений по инвестициям, производственной деятельности и финансированию.
Отчет обязательствам изменениях в собственном капитале дает дополнительную информацию обязательствам изменениях на счетах собственного капитала фирмы между начальным и конечным балансами.
Основанная на бухгалтерских правилах и принципах финансовая отчетность является попыткой отразить в логической взаимосвязи все сделки компании, которые через некоторое время дают чистое улучшение или ухудшение обоснованной рыночной стоимости собственного капитала – акционерного капитала.
Аналитик и менеджер должен работать с этой отчетностью, четко интерпретировать ее содержание и применять как стандартные методы, так и неформальные рассуждения для оценки финансовых и экономических результатов работы исследуемой компании.

3.                  АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
Существуют моменты, из-за которых данные бухгалтерского учета не в состоянии дать полной картины состояния дел в компании. К таким ограничениям относятся следующие:
— бухгалтерская отчетность отражает только те события, которые представлены в денежной оценке;
— учетные данные отражают лишь прошлые события и не дают прогнозов;
— в балансе не показывается рыночная стоимость активов, т.е. в итоге баланса не отражена реальная ценность компании;
— администрация имеет некоторую свободу выбора метода отражений событий по бухгалтерским счетам (учетная политика);
— многие величины в бухгалтерском учете являются оценочными.
Менеджеры и аналитики по финансовому анализу обычно преследуют определенные цели, поэтому появляется необходимость делать специальные допущения в отчетности. В некоторых случаях информацию для целей анализа приходится подправлять, а в иных случаях даже отбрасывать. Сведения, которые могут существенно повлиять на оценку финансового положения фирмы, часто содержатся в комментариях к ее финансовой отчетности.
В западной практике, чтобы построить мостик от учетных данных до конечной цели финансового анализа – оценке стоимости акционерного капитала, используют различные подходы к анализу финансовой отчетности. Наиболее распространенными являются три виды аналитической работы: 1) вертикальный анализ; 2) горизонтальный анализ; 3) анализ коэффициентов.
Финансовый анализ – не отдельная сфера деятельности и не самоцель, а скорее попытка понять и вынести суждение о характеристиках и работе взаимосвязанных частей бизнеса как финансовой системы. Конечная цель финансового анализа — суждение об оценке бизнеса и стоимости акционерного капитала.
3.1            Цели финансово-экономических процессов
Объективно существует разница в формировании информации и направленности каждого из финансово-экономических процессов
Финансовый (бухгалтерский) учет… Существуют три его цели:
·   определение прибыли, которое направлено на выяснение, когда были получены доходы в отчетном периоде и как определить относящиеся к этим доходам операционные расходы и затраты на сырье и материалы;
·   определение стоимости основано на учете затрат в прошлом, поэтому остаточная стоимость бизнеса через какое-то время начинает иметь мало общего с обоснованной рыночной стоимостью;
·   определение налогов, правила формирования которых преследуют фискальные цели государства и оказывают весомое значение на движение денежных потоков.
Анализ инвестора имееттри цели:
·   интерпретация финансовой информации для того, чтобы оценить и спрогнозировать работу компании и стоимость ее бизнеса. Здесь необходимо осуществить переработку отчетных данных в информацию, позволяющую судить о компании в экономических категориях и терминах денежных (фондовых) потоков. Редко когда бухгалтерские данные используются для аналитического анализа в своей первоначальной форме;
·   использование сравнительных данных помогает вынести суждение о компании по сравнению с другими, в частности компаниями-конкурентами. Все суждения о работе и ценности компании делаются относительно стандартов и представлений аналитика;
·   анализ финансовых рынков позволяет изучить и спрогнозировать цены на акции компании и ее конкурентов во взаимосвязи с общими тенденциями на фондовом рынке.
Теория управления преследует следующие цели:
·   определить экономические принципы деятельности, обычно выходя далеко за рамки принципов бухгалтерского учета (например, измерить разницу между доходами и экономическими затратами по отдельным областям бизнеса или продуктам);
·   определить эффективность использования ресурсов, в частности исчислить доходна существующую инвестиционную базу, дать оценку обоснованности новых инвестиций, рассчитать доход на работающих в фирме;
·   подсчитать инвестиционную стоимость акционерного капитала, измеряемую сопоставлением прошлых и планируемых денежных потоков, затратами капитала и ожиданиями доходов инвесторов от данного бизнеса. Создание стоимости акционерного капитала является осязаемым выражением компромисса между доходностью и риском, с которыми сталкивается инвестор, делая вложение в бизнес.
3.2 Вертикальный анализ отчетности
Данный вид анализа подразумевает иное ее представление – в виде относительных показателей. Все статьи отчета о прибылях и убытках приводятся в процентах к объему выручки от реализации; статьи баланса приводятся в процентах к итогу баланса. Обязательный элемент анализа – динамические ряды этих величин, посредством которых отслеживаются структурные изменения в составе средств и источников их покрытия и т.д.
Основными чертами вертикального анализа отчетности являются:
·   переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения коммерческих структур, различающихся по величине используемых ресурсов и другим показателям объема;
·   относительные величины сглаживают негативное влияние инфляционных процессов.
Кроме того, вертикальный анализ подразумевает сравнение с соответствующими средними данными по отрасли, а также с основными конкурентами. Поэтому одна из задач аналитической работы – это получение сравнительных данных в упомянутых выше разрезах…
3.3 Анализ коэффициентов
Система относительных показателей – основной инструмент анализа финансовой отчетности, наиболее широко применяемый в зарубежной учетно-аналитической практике. Аналитические коэффициенты характеризуют соотношения между различными статьями отчетности. Их число насчитывает несколько сотен коэффициентов.
Действительная полезность каждого конкретного коэффициента строго определена спецификой анализа. Как отмечалось ранее, при анализе возникают разные точки зрения тех или иных групп (владельцы, менеджеры, заимодавцы, инвесторы) на результаты деятельности фирмы. Условно систему коэффициентов можно разделить на следующие группы: 1) оценка ликвидности, 2) оценка финансовой устойчивости, 3) оценка деловой активности, 4) оценка рентабельности, 5) оценка положения на рынке ценных бумаг.
Оценка ликвидности. Анализ ликвидности основан на соотнесении величины денежных и других текущих активов (оборотных средств) с краткосрочными пассивами (текущими обязательствами). Коэффициент текущей ликвидности (CurrentRatio) и коэффициент быстрой ликвидности (QuickRatio) по данным баланса на конец года вычисляются по формулам:


Оценка финансовой устойчивости. Используются два типа коэффициентов для контроля и регулирования структуры источников средств: 1) коэффициенты капитализации, характеризующие долю заемных источников средств; 2) коэффициенты покрытия, показывающие, в какой степени постоянные финансовые расходы покрываются прибылью. (Иногда эти относительные величины называют коэффициентами управления источниками средств). Ниже показан расчет одного из коэффициентов каждого типа:
Доля заемные средства
заемных = —
Средств сумма источников
Коэффициент прибыль до вычета % и налогов (EBIT)
обеспеченности = —
% к уплате (TIE) проценты к уплате
Оценка деловой активности. Данную группу коэффициентов, предназначенную для оценки эффективности использования ресурсов фирмы, называют такжекоэффициентами управления активами. К ним относятся различные показатели оборачиваемости, продолжительность операционного и финансового циклов и т.д.
Показатель оборачиваемость средств в расчетах в днях (Days Sales Outstanding, DSO) используется для оценки системы расчетов с дебиторами. Показатель отражает средний срок получения платежа и рассчитывается по формуле:
Оборачиваемость средняя дебиторская задолженность
средств = —
в расчетах выручка от реализации за день
Оборачиваемость себестоимость реализации
запасов = —
(в оборотах) средние запасы
Оборачиваемость число дней в периоде
запасов = —
(в днях) оборачиваемость (в оборотах)
Оценка рентабельности. В общем виде коэффициенты рентабельности рассчитываются как отношение прибыли к величине ресурсов и затрат. Нетрудно видеть, что существует множество коэффициентов рентабельности в зависимости от того, с чьей позиции пытаются оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации.
Можно давать характеристику интересов различных групп, например, исходя из последовательности формирования финансового результата. Так, для инвестора одним из основных показателей является прибыль до вычета процентов и налогов, для государства – объем реализации и прибыль до вычета налогов, для владельца – чистая прибыль и реинвестированная прибыль.
В качестве показателя общеэкономической эффективности деятельности фирмы может применяться коэффициент генерирования доходов (BasicEarningPower, BER). Этот коэффициент рассчитывается по формуле:
Коэффициент прибыль до вычета % и налогов (EBIT)
генерирования = —
доходов сумма активов[3]
Коэффициентрентабельности реализованной продукции (profitmarginonsales) равен:
Рентабельность чистая прибыль
реализованной = —
продукции выручка от реализации
Коэффициент рентабельность активов (ReturnonAssets, ROA) позволяет судить, какую прибыль дает каждый рубль инвестированного капитала. Для его расчета используют показатель чистой прибыли:
рентабельность чистая прибыль
активов = —
(ROA) сумма активов
Коэффициент рентабельность собственного капитала (ReturnonEquity, ROE) характеризует отдачу на сделанные акционерами инвестицию. Для его расчета используют формулу:
рентабельность чистая прибыль
собственного = —
капитала (ROA) собственный капитал
Оценка рыночной активности и положения на рынке ценных бумаг. Данная группа коэффициентов соотносит рыночную цену акции фирмы с ее учетной ценой и доходом на акцию. Эти коэффициенты позволяют получить представление о том, как инвесторы относятся к текущей и перспективной деятельности компании. Если показатели ликвидности, финансовой устойчивости, оборачиваемости и рентабельности в порядке, то и коэффициенты рыночной активности будут высокими.
Доход на акцию (EarningsPerShare) влияет на рыночную цену акций. Он представляет собой отношение чистой прибыли, уменьшенной на величину дивиденда по привилегированным акциям, к общему числу обыкновенных акций.
Доход на акцию используется для расчета другого важного коэффициента «Цена – прибыль». Этот коэффициент определяют как частное от деления средней рыночной цены за одну акцию на величину чистой прибыли на одну акцию. Другое название рассматриваемого коэффициента – «ценность акции».
    продолжение
--PAGE_BREAK--Ценность акции (Price/EarningsRatio, P/E) показывает, сколько хотят платить инвесторы за доллар объявленной прибыли.
Рыночная цена акции фирмы равна:
Ценность цена акции
акции, = —
P/E доход на акцию
Величины коэффициента «Цена – прибыль» печатаются ежедневно в финансовом разделе крупных западных газет. Обычно эти величины находятся в пределах от 3 до 1, однако в зависимости от состояния рынка могут быть и значительные отклонения от этого диапазона. Если инвесторы считают, что величина чистой прибыли на акцию должна возрасти, то и величина коэффициента «Цена – прибыль» может существенно увеличиться.
3.4 Горизонтальный анализ отчетности
Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или более таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования задается аналитиком. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет, что позволяет не только анализировать изменение отдельных статей, но и прогнозировать их значения. Однако чисто бухгалтерская информация не может быть использована для аналитического анализа в своей первоначальной форме. Как отмечалось ранее, цели финансово-экономических процессов различны и тщательный анализ отчетов позволяет в интересах различных пользователей вскрывать большие неучтенные потенциальные выгоды.
В нашем случае акцент сделан на анализе инвестора, поэтому в отдельные показатели отчетных форм введены определенные поправки в интересах владельцев фирмы. (Для российских стандартов бухгалтерского учета такая процедура не предусмотрена.)
Сравнительные данные являются важной частью финансового анализа, поскольку помогают вынести суждение о фирме по сравнению с другими компаниями или среднеотраслевыми показателями. К сожалению, соответствующая база данных в настоящее время не создана. Поэтому в дальнейшем важным вопросом здесь является необходимость дать такие сравнения.

4. СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
4.1 Структура Главного бюджета
Посредством бюджетов стоящие перед фирмой цели трансформируются в планы деятельности, содержащие конкретные хозяйственные и финансовые показатели, выраженные количественно. Налаженная система бюджетирования позволяет не только составить обоснованные планы, но и постоянно отслеживать факт их исполнения, прогнозировать финансово-экономическую ситуацию на будущее. Подробный Главный бюджет описывает в структурированной форме ожидания специалистов относительно продаж, расходов и иных финансовых операций в наступающем периоде. В состав этого бюджета обычно входит прогноз отчета о прибылях, прогноз балансового отчета и прогноз о движении денежных средств. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план или стандарт. В конце – играет роль измерителя, позволяющего менеджеру сравнить полученные результаты с запланированными с тем, чтобы улучшить дальнейшую деятельность. Бюджетирование на основе компьютерных технологий позволяет реализовать сценарий “что-если”. Изменяя различные ситуации, менеджер выбирает наилучший способ действия из набора альтернатив. Если его не устраивают результатные показатели, рассчитанные для начального бюджета, — такие, как ликвидность, оборачиваемость, прибыль, доход на акцию, он может изменить свое решения и установки. Структура стандартного Главного бюджета фирмы следующая: ·                    План выручки от реализации
·                    Бюджет продаж и график ожидаемых денежных поступлений
·                    Бюджет закупок и график погашения кредиторской задолженности
·                    Бюджет затрат на труд
·                    Бюджет отгрузок со склада и транспортировки заказов
·                    Бюджет затрат и расшифровка затрат по детализированным статьям
·                    Прогноз прибылей и убытков
·                    Бюджет денежных средств и внешнего финансирования
·                    Прогноз балансового отчета
·                    Бюджеты филиалов.
4.2 Характеристика основных бюджетов фирмы
Программный продукт «Главный бюджет» — это набор специализированных табличных форм, связанных между собой логикой финансового планирования. Наличие взаимосвязей между всеми таблицами объединяет их в систему.
4.3 Направления развития системы бюджетирования
Построение Главного бюджета — лишь начальный этап работ по созданию системы бюджетирования. В дальнейшем предстоит достаточно кропотливая и целенаправленная работа по составлению бюджетов подразделений, отслеживанию фактических данных, прогнозированию финансово-экономической ситуации на фирме.
Предстоящую работу целесообразно рассматривать с двух точек зрения:
1)                 внедрения Главного бюджета для согласования деятельности подразделений компании и подчинения этой деятельности общей стратегической цели;
2) разработки управления на базе принципов бюджетного планирования и финансового моделирования.
Укажем следующие меры по развитию и совершенствованию системы бюджетирования, которые логически вытекают из результатов проделанной работы.
·                    Создание компьютерно ориентированной модели типа «что-если», позволяющей имитировать эффект от проведения альтернативной управленческой политики и изменения предположений о внешних условиях существования фирмы. Для этого на первом этапе целесообразно использовать возможности программного продукта «Главный бюджет» в качестве искомой модели. На втором этапе можно усовершенствовать систему финансового моделирования путем дополнительного освоения профессионального программного продукта «Альт-Прогноз» или «Альт-Инвест», либо аналогичных систем компьютерного моделирования.
·                    Объединение Главного бюджета с учетом по центрам ответственности. Это позволяет давать оценку деятельности менеджеров на любом уровне управления или структурного подразделения фирмы. Для этого требуется разработка системы, которая позволяет оценивать все планы и действия по каждому из центров ответственности (центры затрат, центры дохода, центры прибыли и центры инвестирования).
·                    Переход к «гибкому бюджетированию». Построение так называемого «гибкого бюджета» необходимо для корректного измерения эффективности работы центров затрат.
·   Построение непрерывных или скользящих бюджетов. Этим обеспечивается постоянное 12-ти месячное планирование, ибо по мере того, как заканчивается месяц (квартал) к бюджету прибавляется новый.

5. ОЦЕНКА БИЗНЕСА
5.1. Подходы к оценке
Различают два определения стоимости предприятия:
А) Оценка предприятия как действующего (сохраняющего рабочие места).
Б) Оценка ликвидационной стоимости предприятия.
Существуют следующие подходы к оценке предприятия, в оной мере соответствующие тому или иному определению стоимости бизнеса: ·   доходный подход;
·   рыночный подход;
·   имущественный (затратный) подход.
Обычно имущественный (затратный) подход адекватен последнему определению стоимости, т.е. рассчитан на ликвидацию предприятия, прекращение бизнеса. Если предприятие оценивается как действующее, то его естественно оценивать в рамках доходного подхода. Этот подход предполагает, что рыночная стоимость бизнеса определяется будущими доходами, которые можно получить, продолжая бизнес.
Оценка предприятия как действующего реализуется и в рамках рыночного подхода. Он сводится к тому, что для оценки рыночной стоимости закрытой фирмы среди открытых компаний с достаточно ликвидными акциями находят компанию-аналог, которую оценивает сам рынок, и, с соответствующими корректировками, переносят эту оценку на рассматриваемую фирму.
Общеприняты четыре стандарта стоимости в оценке бизнеса:
·                    Обоснованная рыночная стоимость. Этот стандарт предполагает, что оценка производится на основе информации, которая доступна для любого потенциального покупателя и продавца, для любого инвестора.
·                    Обоснованная стоимость. Этот стандарт предполагает оценку бизнеса на основе равнодоступной для конкретных покупателя и продавца бизнеса указанной информации.
·                    Инвестиционная стоимость. Данный стандарт предполагает оценку бизнеса только на основе информированности и деловых возможностей конкретного инвестора (поэтому для разных инвесторов и оценка будет различной).
·                    Внутренняя (фундаментальная) стоимость. Этот стандарт предполагает оценку бизнеса (проекта) сторонним независимым оценщиком на основе его собственной информированности и представлений о деловых возможностях инвестора.
Влияние стандартов бизнеса в наибольшей мере сказывается на прогнозировании денежных потоков (прибылей и убытков) по проекту. В части определения ставки дисконта влияние этих стандартов связано с тем, в какой мере для разных субъектов оценки проекта доступна коммерческая и финансовая информация обязательствам уровне и колеблемости дохода с инвестиций в рассматриваемой отрасли.
5.2. Рыночный подход к оценке бизнеса
Общая методология рыночного подхода сводится к следующему:
·   объектом оценки является некая закрытая компания или формально открытая компания, чьи акции недостаточно ликвидные;
·   среди открытых компаний с достаточно ликвидными акциями отыскивается компания-аналог;
·   за основу берется рыночная стоимость акций компании-аналога и общего их количества, находящегося в обращении;
·   с учетом различных корректировок на оцениваемую компанию переносится соотношение между истиной рыночной ценой компании-аналога и объявленными финансовыми результатами ее деятельности;
·   указанное соотношение умножается на соответствующие показатели текущих финансовых результатов (а также структуры капитала) оцениваемой компании – тем самым оценивается предположительная стоимость рассматриваемой закрытой компании.
Рыночный подход реализуется тремя методами оценки:
1)                 метод рынка капитала;
2)                 метод сделок;
3)                 метод «отраслевой специфики».
Метод рынка капитала заключается в том, что опираясь на текущие или прогнозные (на момент ожидаемой перепродажи) оценки величин чистой (за вычетом задолженности) балансовой стоимости, прибыли или денежного потока рассматриваемого предприятия, определить его обоснованную рыночную стоимость по аналогии с соотношением в настоящее время этих показателей и цен на акции у сходных предприятий. (Одна из проблем – корректно определить «сходное» предприятие.)
На базе информации о сходных предприятиях рассчитываются так называемые «мультипликаторы» (коэффициенты). Например, коэффициент «цена/прибыль» — отношение цены акций сходных с оцениваемым предприятием фирм к их чистой прибыли.
Метод сделок. Если метод компании-аналога подразумевает расчет и использование мультипликаторов, которые рассчитаны по ценам акций в составе фактически продававшихся контрольных пакетов сходных фирм, то подобную разновидность называют «методом сделок».Следовательно, метод сделок учитывает те сделки с пакетами акций компании-аналога, которые характеризуются как сделки слияния и поглощения.
Метод отраслевой специфики — такая модификация метода рынка капитала, в которой ценовым мультипликатором выступает соотношение «Цена/Выручка». Применимость метода ограничена отраслями – теми, в которых наблюдается достаточно надежная корреляция между рыночной стоимостью компаний с ликвидными акциями и объемом реализации ими продукции (их продажами).
5.3. Алгоритм метода рынка капитала
Определение собственного капитала оцениваемой фирмы по рыночным мультипликаторам компании-аналога сводится к следующему.
Шаг 1. Формирование списка «компаний-кандидатов на аналогичность» с использованием критерия отраслевой принадлежности. Затем из этого списка отсеиваются предприятия, не удовлетворяющие дополнительным критериям отбора (размер предприятия, структура капитала, рынки сбыта и закупок, особенности бухгалтерского учета и т. д.).
Шаг 2. Взятие на фондовом рынке стоимости одной акции компании-аналога (Ран)и умножение ее на количество акций, находящихся в обращении (Nобр) – получением таким способом истиной рыночной стоимости компании-аналога:
Цан = Ран * Nобр,
Шаг 3. Составление по компании-аналогу ценовых соотношений (ценовых мультипликаторов), где «цена» – это рыночная цена компании-аналога, совпадающая с показателем Цан.
Шаг 4. Вычисление оценочной стоимости (Цок) рассматриваемой фирмы-предмета оценки как произведения одного из переносимых на нее полученных для компании-аналога ценовых соотношений.
В связи с третьим и четвертым шагами следует провести несколько существенных обязательных корректировок данных, которые должны устранить влияние индивидуальных особенностей систем бухгалтерского учета (например, пересчитать прибыль оцениваемой фирмы в соответствии с методом учета товарно-материальных ценностей, применяемым компанией-аналогом).
Основным ценовым соотношением, которое применяется в методе рынка капитала и во всем рыночном подходе, является соотношение «Цена/Прибыль», так как в долгосрочном плане все же именно прибыли являются главным фактором установления той или иной рыночной стоимости публично обращающихся акций.
5.4. Оценка пакета акций (доли) предприятия
Инвестор будет пытаться определять чистую текущую стоимость своей инвестиции NPVинв по покупке пакета акций компании, основываясь на обоснованной рыночной стоимости рассматриваемого пакета акций (доли) на момент его приобретения, Vпак тек, (эти затраты окажутся стартовыми инвестициями акционера – Iо инв) и своих ожидаемых положительных денежных потоков в виде дивидендов и дохода от его перепродажи по прогнозируемой рыночной цене этого пакета акций Vпак прог.
Тогда указанная чистая текущая стоимость инвестиций будет:
NPVинв = — Vпак тек + Vпак прог / (1 + i),
Где Tперепр – длительность прогнозного периода или время, через которое намечается перепродажа приобретаемого в текущем периоде пакета акций; i — ставка дисконта, учитывающая риски бизнеса фирмы, чей пакет акций (доля) приобретается[4].
Основополагающим принципом оценки пакетов акций является необходимость предварительно оценить рыночную стоимость всей рассматриваемой компании в целом (100% ее обыкновенных акций).
Оценка конкретного пакета акций осуществляется по следующему алгоритму:
1)                 Оценочная стоимость фирмы в целом уменьшается пропорционально доле рассматриваемого пакета акций в 100% обыкновенных акций:
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.