СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ
1.1. Положение по ведению бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности в РФ
1.2. План счетов бухгалтерского учета
1.3. Методические указания, инструкции, рекомендации
и другие аналогичные документы, рабочие документы
организаций
Глава 2. Базовые принципы бухгалтерского учета в РФ
2.1. Основные задачи бухгалтерского учета
Глава 3. Реформирование бухгалтерского учета в РФ
Заключение
Список литературы
Введение
В наши дни в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на микроэкономическом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного и рационального расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологий и реализации продукции.
Для решения большей части этих вопросов на предприятии прибегают к методу учета, который представляет собой совокупность приемов первичного наблюдения (документация и инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькуляция), текущей группировки (счета и двойная запись) и итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной деятельности.
Целями данной курсовой работы являются:
1) анализ взаимодействия бухгалтерского учета и экономики предприятия;
2) рассмотрение этапов реформирования бухгалтерского учета в РФ;
3) выявление путей дальнейшего совершенствования ведения бухгалтерского учета на предприятии.
Глава 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ
21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специальный Федеральный закон "О бухгалтерском учете", который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.
Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:
а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;
б) закрепляет обязанность юридических лиц вести бухгалтерский учет;
в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.
Закон "О бухгалтерском учете" состоит из трех разделов и 19 статей.
В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).
Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.
Во втором разделе "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.
В третьем разделе "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.
1.1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
Данный нормативный документ ввиду его значимости подвергается постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений трижды утверждался Министерством финансов Российской Федерации: 20 марта 1992 г. Приказом N 10, 26 декабря 1994 г. Приказом N 170 и 29 июля 1998 г. Приказом N 34н.
В дальнейшем в Положение внесены изменения и дополнения Приказами Министерства финансов от 30 декабря 1999 г. N 107 и от 24 марта 2000 г. N 31н.
Положение следует отнести к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете.
Положение включает шесть разделов.
В раздел I "Общие положения" определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию учета в организации, его права на создание бухгалтерской службы, введение в штат должности бухгалтера, на осуществление бухгалтерского учета сторонними организациями или на осуществление учета самим руководителем. В этом же разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.
В раздел II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений).
В раздел III "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по незавершенным капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации).
В разделе IV "Порядок представления бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.
В разделе V "Основные правила составления сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.
В разделе VI "Хранение документов" определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.
1.2. План счетов бухгалтерского учета
В системе нормативного регулирования План счетов занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно-правового характера. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
С 1 января 2001 г. в России действуют новые План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н. Переход на новый План счетов разрешается осуществлять в течение 2001 г. по мере готовности организации. В период с 1991 г. по 2000 г. в России действовал План счетов, утвержденный Приказом Министерства финансов СССР от 11 ноября 1991 г. N 56.
План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.
На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов РФ вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т.п.). Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов.
В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов - в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте. Вначале отражены разделы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (раздел I "Внеоборотные активы", раздел II "Производственные запасы"). Затем показаны разделы со счетами издержек производства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расчетов (разделы III - VI). Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности - от труднореализуемого к легкореализуемому.
Обязательства организации отражены в разделе VI. В последующих разделах отражены капитал и финансовые результаты организации (разделы VII, VIII).
Основная часть организаций осуществила переход на новый План счетов с 1 января 2002 г.
1.3. Методические указания, инструкции,
рекомендации и другие аналогичные документы,
рабочие документы организаций
Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе "О бухгалтерском учете" и положениях по бухгалтерскому учету.
Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами. Ниже приведен перечень основных нормативных документов третьего уровня:
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. N 49);
- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 20 июля 1998 г. N 33н (в ред. Приказа Министерства финансов РФ от 28 марта 2000 г. N 32н));
- Методические указания по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н);
- Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н);
- Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации (утв. Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а);
- Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 июня 2000 г. N 60н);
- "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (Положение Центрального банка РФ от 12 апреля 2001 г. N 2-П).
В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертой группе.
Основными рабочими документами конкретной организации являются:
- документ по учетной политике предприятия;
- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации. Как правило, это документы, не содержащиеся в Альбоме новых унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а.
В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указываются порядок, место, время прохождения документа с момента его составления до сдачи в архив.
Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов.
Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.
Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, план счетов). Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом "О бухгалтерском учете" и другими нормативными документами.
Глава 2. Базовые принципы бухгалтерского учета.
Базовые принципы бухгалтерского учета предполагают использование определенных допущений и требований.
Перечень допущений предусматривает:
· Имущественную обособленность экономического субъекта
· Двойственность
· Момент стоимости
· Непрерывность деятельности
· Разграничение текущих издержек на производство и вложения во внеобаротные активы
· Последовательность применения выбранных приоритетов
· Временную определенность отражения в учете хозяйственных операций
· Соответствие расходов и доходов
· Осмотрительность экономического субъекта
· Наличие денежного измерения
· Периодичность обобщения экономических событий.
Допущения имущественной обособленности исходит из права собственности. Имущество и обязательства каждого предприятия строго разграничены и существуют обособленно от имущества и обязательств его собственников или других предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой это допущение соответствует принципу хозяйственной единице учета. Признается, что предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Бухгалтерский учет ведется по определенной системе, соответствующей одной из систем его нормативного регулирования. Информация относится только к деятельности данной хозяйственной единицы. Деятельность же владельцев конкретной хозяйственной единицы носит соподчиненный характер и потому ее учетная информация приобретает изначальное свое значение в процессе управления хозяйственными процессами.
Двойственность в бухгалтерском учете предусматривает обязательное равенство активов организации с источниками их образования на любую дату функционирования организации.
Момент стоимости в условиях формирования рыночной экономики приобрел особое значение, поскольку принято считать, что ценность объекта в бухгалтерском учете формируется только под влияние спроса и предложения. Поэтому первичной в учете признается стоимость приобретения, а вторичным-ожидаемый доход от использования приобретаемого имущества. Последний реализуется только исходя из действия принципа непрерывности деятельности организации, который не всегда соблюдается в условиях инфляционных процессов, что приводит к банкротству экономического субъекта.
Бухгалтерская отчетность составляется по установленным формам, не противоречит предъявляемым к ней требованиям и представляется соответствующим пользователям по установленным адресам и в установленные сроки.
Непрерывность деятельности или принцип продолжающейся деятельности, исходит из предположения, что предприятие, однажды зарегистрировавшись, не ставит перед собой цели самоликвидации в ближайшей или отдаленной перспективе. Образно говоря, данный принцип соответствует содержанию кривой Бернулли, изображенном на международном гербе бухгалтеров, - интернациональной эмблеме счетных работников. Кривая Бернулли есть символ того, что бухгалтерский учет однажды возникнув, будет существовать вечно.
Следовательно, изначально данный принцип предполагает неопределенность эксплутационного периода организации, в течение которого ей предстоит реализовать свои уставные цели. В реальной действительности данный принцип нередко нарушается учредителями путем создания условий фиктивного банкротства с целью ухода от налогообложения.
Разграничение текущих издержек на производство и вложения во внеоборотные активы позволяет правильно и в полном объеме исчислить затраты на отдельные виды продукции, выполненные работы или оказанные услуги.
Последовательность применения выбранных приоритетов предполагает, что выбранные стандарты (приоритеты) предприятие использует неизменно от данного отчетного периода к другому. Возможны исключения из данного правила в связи с изменением действующих нормативных актов по решению органов, на которые возложены данные полномочия, или возникновения различных реорганизационных процедур (слияние, выделение и.т.п.).
В таком случае изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом ее утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.
Временная определенность отражения в учете хозяйственных операций означает, что доходы и расходы признаются в бухгалтерском учете не в том отчетном периоде, в котором они имеют место, а когда заработаны эти доходы и соответственно в данном отчетном периоде регистрируются только те расходы, которые способствовали получению доходов данного периода. Например, получение арендной платы от арендатора за квартал вперед не дает основания владельцу арендованного помещения - арендодателю (собственнику) рассматривать полученную сумму как доход отчетного периода. Этот доход будет признан таковым только в размере 1/3 части по наступлению каждого отчетного месяца. В момент же зачисления указанных средств – это только доходы будущих периодов. В тоже время для арендатора перечисленные средства должны рассматривается им как расходы будущих периодов с ежемесячным включением в текущие издержки также в размере 1\3 части, относящейся к очередному отчетному сроку. Допущение временной определенности отражения в учете хозяйственных операций соответствует принципу начислений, применяемому в международных стандартах по бухгалтерскому учету. В обоих случаях изначальна природа формирования конкретного финансового результата по той или иной хозяйственной операции: смена собственника обычно не совпадает по времени между движением денежных потоков в наличной форме с юридическими обязательствами, имеющим отношение к указанным выше событиям. Не исключая совпадения их, тем не менее более распространенным является определение того или иного события по отношению к другому. Нельзя также исключать возможные ошибки в трактовке этих событий с точки зрения отражения их в учете. Такие ситуации могут иметь место как по операциям доходов, так и расходов.
Рыночные отношения делают большой акцент на соблюдение принципа начисления, так как от этого зависит не только правильное исчисление финансового результата организации, но и формирование обязательств, прежде всего перед бюджетом, по налогам и различным сборам.
Когда по времени совпадают формирование расходов и доходов, наступает момент соответствия доходов и расходов. Для бухгалтерского учета такая ситуация представляется идеальной, ибо позволяет не только соизмерить, но и сопоставить, полученные доходы с произведенными расходами, имеющими отношение к данному отчетному периоду.
Однако для организаций малого бизнеса, определяющих выручку от продажи продукции для целей бухгалтерского учета по мере оплаты покупателями, в разрешенных случаях предусмотрена другая методология отражения расходов, а именно: расходы признаются после осуществления погашения задолженности, возникшей в результате передачи или прав собственности на свои услуги, выполнение работы или продукцию заказчикам или покупателям.
Осмотрительность экономического субъекта – допущение не декларируемое, но тем не менее признаваемое в бухгалтерском учете. Иногда данное допущение рассматривается как консерватизм – осторожность, проявляющемся в большей готовности предприятия к учету потенциальных убытков, а не потенциальных прибылей. Поэтому общепризнанным принципом в рыночной экономике выступает оценка активов и доходов на наиболее низком из возможных уровней. Результатом такой осмотрительности является формирования различного рода резервов по сомнительным долгам или оценки отдельных видов имущества по наименьшей стоимости. Например, в учете признается оценка инвестиций в ценные бумаги по низшей из двух оценок: балансовой или рыночной. В тоже время расходы и обязательства принимаются по наивысшей оценке.
Таким образом, данному допущению свойственна высокая степень неопределенности последствий принимаемых решений.
Наличие денежного измерения. Данный принцип по сути своей стоит рассматривать как один из определяющих принципов, которые составляют основу функционирования бухгалтерского учета. Он декларируется в системе нормативного регулирования бухгалтерским учетом, так как считается само собой разумеющимся. Так среди основных требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету (ст.8 ФЗ РФ “О бухгалтерском учете”), первым требованием является то, что бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях.
Вместе с тем отмечая достоинства денежного измерителя, следует указать и недостатки ему присущие. Основной из них – нестабильность как результат инфляционных процессов. Принимая во внимание, что отдельные активы не редко продолжают использоваться в уставных или иных целях, основанные на оценке прошлых событий, периодически возникает необходимость приведение их в соответствие с текущей денежной оценкой.
Сфера применения денежного измерителя определяется границами хозяйственной деятельности экономического субъекта, которая может быть выражена в денежной форме.
Периодичность обобщения экономических событий предусматривает предоставление периодических отчетов о финансово-хозяйственной деятельности фирмы, ее администрации, собственникам, т.е. акционерам. Тем самым считается вполне естественным, что такая информация должна предоставляться в определенные сроки, установленные законодательством. Так п.3 ст.14 ФЗ “О бухгалтерском учете” гласит, что месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. В то время как другие положения данной статьи признают необходимость первым отчетным годом для вновь созданных организаций считать период с даты государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций созданных после 1 октября,- по 31 декабря следующего года. В других случаях для всех организаций отчетным годом является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.
Международный стандарт финансовой отчетности (МСФО) ”Представление финансовой отчетности” также признает обычным постоянным периодом составления данной отчетности один год. В то же время предельным сроком, в течение которого отчетность будет полезна соответствующим ее пользователям после отчетной даты, определен в шесть месяцев. Однако стандарт признает и национальные положения стран, которыми установлены более конкретные предельные сроки.
Соблюдение данного допущения является одним из приоритетных в организации бухгалтерского учета, так как регламентирует обязательность периодического отчета директоров предприятия перед собственниками, а следовательно, повышает ответственность за эффективное использование их имущества.
Таким образом, содержание принципа периодичности обобщения экономических событий в основе своей зиждется на принципе отчетного периода, предусматривающего представления соответствующей учетной информации в виде отдельных показателей в соответствующей формах отчетности за определенные периоды времени – месяц квартал, полугодие, 9 месяцев и за год.
Рассмотренные базовые принципы бухгалтерского учета в части допущений дают основание сделать вывод о том, что только полное их соблюдение позволяет реализовать те задачи по управлению имуществом и обязательствами, которые предъявляются к учетной информации. В последнее время выделяют два базовых принципа:
· Принцип хозяйственной единицы (имущественной обособленности)
· Принцип денежного измерения
Все остальные касаются качества финансово-учетной информации и признаются процедурными.
Среди изложенных принципов отсутствует принцип первоначальной (исторической) записи, получившей широкое применение в странах с развитыми рыночными отношениями. Содержание данного принципа означает, что первоначальная запись признается достоверной в учете, если она оформлена документально и правильно, и иное не оговорено участниками сторон или не доказано в судебном порядке. В этом заключается юридическая доказательность совершенной хозяйственной операции. Инфляционные процессы в экономике последнего времени поколебали принцип денежного измерения в связи со спадом покупательной способности денег и обусловленной этим неточностью отражения стоимости имущества. Тем не менее, это не изменило содержания основных требований, предъявляемых бухгалтерскому учету. Эти требования включают:
· Документальное оформление экономических событий
· Сопоставимость учетных показателей с плановыми
· Полноту
· Своевременность
· Приоритет содержания над формой
· Точность
· Существенность
· Непротиворечивость
· Ясность и доступность
· Экономичность и рациональность
Документальное оформление экономических событий означает, что каждый факт хозяйственной деятельности должен быть зафиксирован в письменной форме. Отсутствие документа означает, что экономическое событие не имело места. И только если будет установлено, что какое-либо событие имело место, но не нашло отражения в учете, то это следует рассматривать как результат преднамеренного или непреднамеренного искажения учетных данных или невозможности учета влиять на отдельные события (например, возникновение потерь товарно-материальных ценностей в силу естественной убыли).
Сопоставимость учетных показателей с плановыми реализует одну из важных функций бухгалтерского учета – функцию контроля.
Учетные показатели должны быть сопоставимы с показателями бизнес-плана, поскольку, с одной стороны, последний на стадии прогнозирования хозяйственной деятельности предприятия разрабатывался на основании показателей учета, а, с другой стороны, получение информации о ходе выполнения плановых показателей невозможно без данных бухгалтерского учета.
Полнота предполагает формирование учетной информации в объеме, отвечающим нуждам управления в пределах тех границ, которые определяются денежным измерителем.
Гарантией полноты учетной информации является безусловное отражение в учете всех хозяйственных операций за отчетный период, подтвержденное материалами инвентаризации активов и обязательств организации.
Своевременность предусматривает предоставление отчетности аппарату управления и внешним пользователям “тотчас, вовремя”. Отставание во времени получаемой информации от совершаемых хозяйственных операций не позволяет своевременно оказывать влияние на процесс управления и делает ее, по существу, ненужной.
Приоритет содержания над формой означает, что соблюдение правовой нормы и экономической целесообразности совершенных фактов хозяйственной деятельности должно преобладать над формой, регламентированной соответствующими нормативными документами. Данное требование хотя и объявлено, однако в реальной жизни осуществление его представляется проблематичным.
Точность изначально присуща бухгалтерскому учету, поскольку вытекает из его отличительных качеств – документального оформления и непрерывной регистрации экономических событий лицами, по статусу ответственных за их исполнение.
В прямой зависимости с требованиями точности бухгалтерской информации находится требование ее значимости.
Данный подход до перехода к рыночной экономике не был декларирован в отечественном бухгалтерском учете. Теперь он признается и принимается во внимание, если размер значимости может оказаться в пределах границы, оказывающей существенное влияние на принятие решений соответствующими пользователями. При этом не имеет значение, имело ли место преднамеренное или непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности. Главное – каков ее размер, оказавший решающее влияние на квалифицированного пользователя, сделавшего на основе такой отчетности ошибочные выводы или принявшего ошибочные решения.
Исходной базой в принятии таких ошибочных выводов может быть как слишком большой, так и слишком малый объем учетных данных.
Снизить порог погрешности при определении существенности возможно путем разработки различных вариантов с использованием средств вычислительной техники и последующим их сопоставлением в процессе принятия конкретных решений.
Требование существенности бухгалтерской информации, ее значимости декларировано п.4 ст.13 ФЗ РФ “О бухгалтерском учете”: «Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом состоянии, сопоставимости данных за отчетный и предшествующие ему периоды, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности». Существенность в отечественном учете в виде относительного показателя (не менее 5 процентов) по отношению к общему итогу соответствующих данных, ранее декларируемая в Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности (п.4.31 приказа МФ РФ от 12.11.96 г. №97 в ред. последующих изменений и дополнений), с отменой последней не утратили своего значения. Требования существенности указывается в ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации”. Ее раскрытие в бухгалтерской отчетности должно быть произведено обособленно в виде указания показателя об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях при условии, что без знания о них заинтересованными пользователями невозможно верно оценить правильное положение организации или финансовые результаты деятельности.
Независимо от размера значимости учетной информации реализация данного требования возможна лишь в том случае, если ее источник будет иметь обратную связь с соответствующими пользователями.
Непротиворечивость исходит из предположения, что данные текущего учета в разрезе отдельных видов имущества и источников формирования всегда должны соответствовать оборотам и остатку объединяющего их экономически однородного объекта учета на первое число каждого месяца.
Ясность и доступность предполагает возможность прямого использования учетной информации для целей управления, а при необходимости – и проведения определенной ее группировки.
Экономичность и рациональность – непременное требование при осуществлении функций управления. Стоимость получения информации должна быть ниже стоимости результатов, ожидаемых от использования этой информации. В противном случае такую ситуацию следует рассматривать как признак того, что аппарат бухгалтерии не справляется с возложенными на него функциями. В тоже время упрощение бухгалтерского учета, как одно из направлений его рациональности и экономичности, не должно осуществляться в ущерб соблюдению обязательных требований действующих нормативных документов.
Рассмотренные принципы, требования и способы ведения бухгалтерского учета формируют его методологическую базу, которая применяется по отношению к соответствующим объектам, в основе которой лежат разработанные положения (стандарты), другие нормативные акты и методологические указания.
2.1. Основные задачи бухгалтерского учета
Содержание бухгалтерского учета определяет система наблюдения хозяйственной жизни соответствующего экономического субъекта. Эта система реализуется путем использования количественных и стоимостных показателей на базе сплошной, непрерывной и документально фиксированной взаимосвязи совершаемых хозяйственных операций.
Хозяйственная операция с точки зрения бухгалтерского учета представляет собой четко выделенный во времени и пространстве момент документального подтверждения совершенного факта хозяйственной жизни или экономического события.
Задачами бухгалтерского учета являются:
· Формирование достоверной, полной и своевременной информации о совершенных хозяйственных операциях по приобретению и использованию имущества экономическим субъектом, его обязательствам
· Предупреждение и нейтрализация непроизводительных потерь на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств независимо от причин их возникновения
· Предоставление пользователям необходимой информации, соответствующей требованиям действующего законодательства, обо всех участках деятельности экономического субъекта
· Своевременное и полное представление качественной отчетности внутренним и внешним пользователям учетной информации о финансовых результатах деятельности экономического субъекта и его финансовом положении, а также его положении на соответствующем рынке товаров, работ или услуг
Результаты деятельности экономического субъекта выражаются в сумме его доходов и расходов, а финансовое положение – в виде размещения активов, обязательств, а также собственного и заемного капитала.
Глава 3. Реформирование бухгалтерского учета в России
До перехода на рыночную экономику была создана система бухгалтерского учета, отвечающая требованиям плановой экономики. Основным потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, являлось государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов.
Изменение системы общественных отношений, пользователей информации, гражданско-правовой среды, а также необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности обусловили необходимость соответствующей трансформации системы бухгалтерского учета в России.
Началом реформирования бухгалтерского учета в России следует считать разработку и внедрение в учетную практику Плана счетов 1991 г., утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 1991 г. N 56. В соответствии с этим Планом счетов в учетную практику введены новые объекты учета (нематериальные активы, финансовые вложения, займы, арендные отношения и др.). Существенно изменена методология учета многих объектов учета - основных средств, капитальных вложений, прибыли и убытков и др.
Значительный вклад в реформирование бухгалтерского учета в России внесли следующие документы:
- Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 10);
- Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 1994 г. N 100).
В соответствии с указанными положениями предприятиям было предоставлено право выбора вариантов оценки и учета соответствующих объектов учета, ответственность за осуществление бухгалтерского учета в организациях возложена на их руководителей; организации получили право поручать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности сторонним предприятиям и лицам, минуя бухгалтерию; на предприятиях малого бизнеса разрешено совмещать функции бухгалтера и кассира.
Существенно изменены состав, содержание, сроки и адреса представления бухгалтерской отчетности, формы отчетности в значительной мере соответствуют международной практике, она стала публичной и доступной для любых сторонних пользователей.
В настоящее время реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283.
Основная цель реформирования бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью определены главные задачи реформирования:
- формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
- обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями;
- гармонизация стандартов на международном уровне;
- оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.
Основными направлениями реформирования бухгалтерского учета являются:
- законодательное и нормативное регулирование (на уровне Президента и Правительства Российской Федерации);
- формирование нормативной базы (стандартов);
- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
- кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
- международное сотрудничество.
Для выполнения задач по каждому направлению намечено осуществить следующие меры:
1) подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Гражданский кодекс Российской Федерации и иные федеральные нормативные акты;
2) разработать и утвердить около 20 новых положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и пересмотреть существующие на основе международных учетных стандартов, а также новые планы счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций;
3) разработать:
- методические указания (инструкции и рекомендации) по бухгалтерскому учету в разрезе положений, в том числе методические рекомендации по учету затрат на производство, реализацию продукции, работ, услуг;
- типовые методические рекомендации по организации бухгалтерского учета на малых предприятиях с учетом требований международных стандартов;
- пересмотреть:
- регистры бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций, кредитных учреждений и профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и инвестиционных фондов;
- первичную учетную документацию с учетом требований рыночной экономики и международных стандартов;
4) для улучшения кадрового обеспечения переработать программы обучения специалистов разных уровней:
- начального (бухгалтер - счетовод);
- среднего (бухгалтер - техник);
- высшего (бухгалтер - экономист);
- профессиональных бухгалтеров (главные бухгалтеры, финансовые менеджеры, аудиторы).
Кроме того, должны постоянно пересматриваться программы переподготовки сотрудников бухгалтерских служб, разрабатываться учебно-методическая литература, осуществляться аттестация профессиональных бухгалтеров, разрабатываться нормы профессиональной этики;
5) в области международного сотрудничества намечены вступление в Комитет по международным бухгалтерским стандартам финансовой отчетности, взаимодействие с международными и национальными специализированными организациями, в том числе с Координационным советом по методологии бухгалтерского учета стран СНГ. Важная роль в улучшении международного сотрудничества отводится созданному в декабре 1997 г. Международному центру по реформе бухгалтерского учета.
В работе по всем направлениям реформирования бухгалтерского учета будет принимать активное участие Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России.
Заключение
Грамотная постановка бухгалтерского учета в организации позволяет:
· обеспечить сохранность имущества;
· обеспечить эффективность управления ресурсами;
· исчислить финансовый результат деятельности;
· определить налоговые обязательства.
Денежные расчеты, а, следовательно, и расчетные операции, - важнейший фактор обеспечения кругооборота средств. Правильное и своевременное их проведение служит необходимым условием процесса производства. Эффективность расчетных операций зависит от состояния бухгалтерского учета на предприятии. Таким образом, бухгалтерия предприятия должна придерживаться определенных принципов учета и существующей законодательной базы и нормативных документов.
Не менее важен вопрос контроля правильности и законности проведения расчетных операций. Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует улучшению финансового состояния предприятия.
К большому сожалению, существующая законодательная база после рассмотрения ее в этой курсовой работе представилась мне довольно запутанной и несовершенной из-за существования огромного количества документов и постоянного внесения в них исправлений различными государственными органами (Госналогслужбой, Правительством РФ, Министерством финансов, Центральным Банком РФ и т.д.).
Список литературы
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г., № 129-ФЗ
3. Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. М.: Юристъ, 2006.
4. Налоговый кодекс РФ, часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению (с учетом изменений и дополнений). Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г., №94н. (в ред. от 7 мая 2003 г., №38н)
6. Учетная политика организации ПБУ 1/98. Утверждено Приказом МФ РФ от 09.12.98г. № 60н.
7. Приказ Минфина РФ от 06.07.99 № 43н. Положение по бухгалтерскому учету организации, ПБУ 4/99.
8. Приказ Минфина РФ от 15.06.98 № 25н - Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98.
9. Приказ Минфина РФ от 25.11.98 № 56н - Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98.
10. Приказ Минфина РФ от 06.05.99 № 32н - Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99.
11. Приказ Минфина РФ от 06.05.99 № 33н - Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99.
12. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 № 64-11 "О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства".
13. Астахов В.П. «Теория бухгалтерского учета» Ростов-на-Дону, 2002 г.
14. Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д. и др. «Бухгалтерский учет», М., «Бухгалтерский учет», 2002 г.
15. Бакаев А.С. «Бухгалтерские термины и определения», Библиотека журнала «Бухгалтерский учет», 2002 г.
16. Бакаев А.С., «Бухгалтерский учет в России: основные направления развития», // «Финансовая газета», №3, 2002 г.
17. «Предпринимательское право» / Под ред. Губина Е.П., Лахно П.Г, М., Юристъ, 2001 г.
18. Кирьянова З.В. «Теория бухгалтерского учета», М., ”Финансовая статистика”, 2004 г.
19. «Правовое обеспечение российской экономики» /
Отв. ред. Н.Г. Маркалова, М., БЕК, 2003 г.
20. Пятенко С.В. «Выбор аудитора и консультанта». – М.: ФБК-ПРЕСС,
1998 г.
21. Стуков Л.С. «Реформирование системы бухгалтерского учета и международные стандарты финансовой отчетности», «Аудиторские ведомости», № 3, 2005 г.
22. Шац А.А. «Практическое пособие по бухгалтерскому учету», М., Библиотека журнала «Бухгалтерский учет», 2005 г.