План
1. Понятие ревизии. Ее цели, задачи, признаки.
2. Различия между аудитом и ревизией.
3. Контрольно-ревизионная служба Украины. Ее роль и функции. 1.
Основной формой осуществления последовательного контроля, его составляющей частью является ревизия.
Ревизия (от лат. revisio) — форма документального контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности; способ документального выявления недостач, растрат, присвоений или краж средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.
Ревизия — это разносторонняя проверка деятельности предприятия для установления законности, целесообразности и эффективности действий.
В процессе ревизии: исследуются первичные документы, бухгалтерские регистры и отчетности предприятий; изучается соответствующая информация; проводятся инвентаризации, обследования.
Основной целью ревизии являются выявление фактов искажения отчетности данных, бесхозяйственного использования и разворовывания имущества и ценностей, предупреждение злоупотребления.
Ревизиям подлежат конкретные низовые участки народного хозяйства (организации, предприятия, учреждения) или органы хозяйственного управления после осуществления ими хозяйственных операций. Результаты ревизии объявляются и обсуждаются в коллективе субъекта хозяйствование, после чего обязательно применяются соответствующие мероприятия (принимаются решения), что дает возможность повсеместно обеспечить действенность ревизии.
В отличие от других форм контроля, ревизия имеет четкий правовой статус, который закрепляет границы ее распространения, сроки проведения, права и обязанности должностных лиц, порядок оформления и рассмотрения результатов. Ревизия является наиболее распространенной формой экономического контроля. А потому судебно-следственные органы из всех форм экономического контроля применяют как процессуальное средство выявления состава преступления только ревизии.
Основные причины необходимости ревизий: низкое сознание отдельных работников относительно бережливости и сохранения общественной собственности; не всегда эффективный предыдущий и текущий контроль со стороны руководителей, бухгалтеров и специалистов соответствующих областей деятельности; недостатки в отборе кадров материально-ответственных лиц, некачественная инвентаризация, несовершенство системы материальной ответственности и т. п.
Ревизии исследуют финансово-хозяйственную деятельность предприятий и предпринимателей с целью выявления отрицательных явлений, их ликвидации и избежание в будущем. Ревизии активно влияют на выявление причин бесхозяйственности, нарушений законодательства и нормативных актов, оказывают содействие возмещению причиненных конкретными лицами убытков. С этой целью ревизоры используют законодательные и нормативные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность субъектов предпринимательской деятельности (баланс, отчет о финансовых результатах, отчете о движении денежных средств, отчет о собственном капитале).
Ревизия также изучает субъект предпринимательской деятельности в статике, ретроспективно, то есть после завершения хозяйственных процессов. Результаты ревизии основываются на документально достоверных доказательствах. Во время ревизии конкретно устанавливают размер убытков, потерь, недостатков, обосновывая это системой доказательств (первичными документами, данными инвентаризаций, объяснительными записками ответственных лиц и т. п.).
Ревизия проводится в соответствии с законодательством о предприятиях. При этом собственник (государство или консолидированный собственник) ставит перед ревизией цель установить, как назначенный им руководитель предприятия выполняет его задания в предпринимательской деятельности. Ревизия оказывает содействие повышению эффективности деятельности, но не выполняет прогнозной функции.
Ревизии различаются по таким признакам: по признаку ревизующих органов ревизии бывают вневедомственные и внутриведомственные. Вневедомственные ревизии осуществляют органы других министерств или ведомств: Министерство экономики, Государственный комитет статистики, Антимонопольный комитет и т.п. Внутриведомственные ревизии назначаются распоряжением руководителя вышестоящей организации или учреждения; по признаку полноты проверки различают ревизии полные и частичные. Полная ревизия охватывает проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности предприятия, частичная — лишь отдельные виды деятельности или хозяйственных операций (кассовые, расчетные, товарные, производственные и т. п.); по организационному признаку ревизии бывают плановыми и внеплановыми. Ревизии, которые проводятся за определенный период времени (одних, два или три года) и охватывают проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности (полные ревизии), считаются плановыми и предполагаются в планах проведения ревизий. К внеплановым принадлежат ревизии, которые проводятся в отдельных случаях и по разным причинам (в случае выявления недостатков, при наличии сигналов о недостатках в работе, нарушениях и злоупотреблениях, с целью контроля за качеством ревизии и т.п.); по кругу вопросов, которые подлежат проверке, ревизии, бывают сквозные и тематические, комплексные и некомплексные.
Сквозные ревизии проводят для проверки взаимосвязанных хозрасчетных организаций и предприятий.
Тематические — это ревизии преимущественно по отдельному вопросу (теме). Они охватывают максимальное количество предприятий (проверка состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности).
Комплексные ревизии включают все виды контроля и охватывают производственную и хозяйственно-финансовую деятельность предприятий, при этом осуществляются документальная ревизия, экономический анализ, проверку оперативной работы и т.п. Такие ревизии проводит бригада, которая состоит из ревизоров, бухгалтеров, экономистов, менеджеров и других специалистов.
Некомплексные ревизии проводятся в небольших по объему работы предприятиях, а также во время частичных ревизий с участием одного или двух ревизоров. Например, ревизия в детском учреждении, школе.
Перечисленные виды ревизий при умелой, рациональной их организации обеспечивают сохранение средств, предупреждение фактов злоупотреблений, повышение эффективности работы субъектов предпринимательской деятельности.
Хотелось бы отдельно отметить задачи ревизии: контроль над использованием средств и материальных ценностей, их сбережение; проверка соблюдения действующих законодательных и нормативных документов; установление достоверности информации, которая отображена в первичных и отчетных документах, учетных регистрах и отчетности; определение правильности корреспонденции счетов, на которых отображены хозяйственные операции; проведение встречных проверок на предприятиях – контрагентах; проверка расчетных и кредитных операций; проверка эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; проверка обоснованности и законности затрат на производство; проверка соблюдения методики оценки имущества при реализации та приватизации; проверка правильности проведения индексации; проверка выполнения советов по уничтожению недостатков, выявленных предыдущими ревизиями; разработка средств урегулирования выявленных недостатков и предотвращению возникновения отклонений, злоупотреблений.
2.
В зависимости от приемов и способов контроля и системы контрольных процедур различают аудит и ревизию. Они являются составляющими элементами финансово – хозяйственного контроля. Аудит и ревизия рассматривают один предмет (финансово – хозяйственную деятельность предприятия или предпринимателя), а также используют общие методические приемы и процедуры контроля.
Их цель – выявление негативных явлений в производственной и финансово – хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, их устранение и предотвращения в дальнейшем. Объектами контроля за ними являются одинаковые источники информации, законодательные и нормативно – инструктивные акты по вопросам финансово – хозяйственного контроля, первичная учетная документация, реестры бухгалтерского финансового учета, балансы и финансовая отчетность субъектов предпринимательской деятельности. Общими для них также является то, что они обосновывают свои выводы документально проверенными доказательствами.
Вместе с тем, между аудитом и ревизией существуют существенные отличия.
Аудит – независимая проверка балансов и финансовой отчетности субъектов хозяйствования с целью получения заключений. Заключения аудитора является взвешенным и обоснованным доказательством во время разрешения имущественных конфликтов в арбитражном и народном судах между владельцем и его контрагентами. аудит дает возможность субъектам предпринимательской деятельности прогнозировать повышение эффективности и расширение сфер влияния предпринимательских структур, развитие маркетинга и коммерческой деятельности как на внутреннем, так и на международном рынках, помогает избежать банкротства. Аудиторское подтверждение про стабильное финансовое состояние предприятия обосновывает потребность в кредитах и дает право на выпуск акций.
Во время ревизии исследуется финансово – хозяйственная деятельность предприятий в статике после завершения хозяйственных процессов (не менее одного раза за два года). Функции ревизии (в сравнении с аудитом) ограничиваются интересами владельца, от имени которого проводится ревизия. Основной целью ревизии является поиск и фиксирование фактов злоупотребления с обязательным уведомлением руководящих организаций и правоохранительных органов. Как правило, ревизоры осуществляют проверки с позиций следования законности хозяйственных операций, не вникая в определение перспектив деятельности. Результаты ревизии предоставляют трудовому коллективу для принятия мер по ликвидации выявленных недостатков.
Ревизия назначается распоряжением руководящей организации. Результаты ревизии оформляются актом ревизии.
Для проведения аудита между владельцем – заказчиком и аудиторской фирмой (аудитором - предпринимателем) – исполнителем заключается договор. Результаты аудита оформляются аудиторским отчетом или аудиторским заключением.
3.
Государственная контрольно-ревизионная служба Украины и ее органы на местах контролируют соблюдение финансовой дисциплины предприятиями и организациями по территориальному делению расходования средств из государственного бюджета на социальные потребности, содержание органов государственного управления и др.
Законом Украины о государственной контрольно-ревизионной службе предусмотрено создание ее при Министерстве финансов Украины в составе Главного контрольно-ревизионного управления Украины в составе Главного контрольно-ревизионного управления Украины, контрольно-ревизионных управлений в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионных подразделений (отделов, групп) в районах, городах и районах городов.
Главная задача государственной контрольно-ревизионной службы – осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранностью, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах и государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов, представление предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений нормативных актов и предупреждения их в дальнейшей деятельности.
Государственная контрольно-ревизионная служба имеет централизованную организационную структуру.
Главное контрольно-ревизионное управление Украины возглавляет заместитель министра финансов Украины, назначаемый Кабинетом Министров Украины.
Руководителей региональных контрольно-ревизионных управлений и подразделений назначают вышестоящие руководители в порядке подчиненности.
Структурные подразделения контрольно-ревизионной службы являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы, расчетные и другие счета в банках.
Функции государственной контрольно-ревизионной службы состоят в проведении ревизий и проверок финансовой деятельности, состояния сохранности средств и материальных ценностей, достоверности учета и отчетности в министерствах, ведомствах, организациях и на предприятиях, которые содержаться за счет государственного бюджета. В ее функции также входит проведение ревизий и проверок правильности расходования государственных средств на содержание местных органов государственных средств на содержание местных органов государственной исполнительной власти, учреждений и организаций, действующих за рубежом и финансируемых из государственного бюджета, контроль полноты оприходования, использования и сохранности валютных средств, проверка выполнения решений по результатам проведенных ревизий.
Важной функцией государственной контрольно-ревизионной службы является составление нормативно-методических документов по проведению контрольно-ревизионной работы, обобщение опыта этой работы и расширение его в контрольно-ревизионных подразделениях.
Главное контрольно-ревизионное управление Украины и его подразделения имеют право: в процессе ревизии проводить инвентаризацию фактического наличия денег, ценных бумаг, сырья, материалов, готовой продукции и др.; беспрепятственного доступа на склады, в хранилища, производственные и другие помещения для обследования их по вопросам, связанным с ревизией; прекращать операции на счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях в случае, когда руководительство ревизуемого объекта препятствует выполнению контрольно-ревизионных процедур; привлекать на договорных началах квалифицированных специалистов для проведения контрольных обмеров строительных, монтажных, ремонтных и других работ, контрольных запусков сырья, материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов, готовой продукции, других контрольно-ревизионных процедур с оплатой за счет специально предусмотренных для этого средств; требовать от руководителей ревизуемых объектов проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, средств и расчетов, в случае необходимости опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, а в случае выявления подделок, других злоупотреблений изымать необходимые документы на срок до окончания ревизии или проверки, оставляя в делах акт изъятия и копии или реестры изъятых документов; получать от Национального банка Украины и его учреждений, коммерческих банков и других кредитных учреждений необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средств на счетах объектов, которые ревизуются или проверяются, а от других предприятий и организаций, в том числе негосударственных форм собственности, - справки и копии документов об операциях и расчетах с ревизуемым объектом; получать от должностных и материально ответственных лиц ревизуемых объектов письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизии; предъявлять руководителям и другим должностным лицам ревизуемых объектов требования по устранению выявленных нарушений законодательства по вопросам сохранности и использования государственной собственности и финансов, изымать в бюджет выявленные ревизиями сокрытые и заниженные валютные и другие платежи, ставить перед соответствующими органами вопросы о прекращении бюджетного финансирования и кредитования, если полученные предприятиями средства и ссуды используются с нарушением действующего законодательства; взыскать в доход средства, полученные по незаконным соглашениям, без установленных законом оснований; налагать в случаях, предусмотренных законодательством, на руководителей и других служебных лиц предприятия административные взыскания; применять к предприятиям и субъектам предпринимательской деятельности финансовые санкции, предусмотренные законодательством по налогообложению.
Ревизии, контрольные проверки осуществляются на основании распорядительного документа, подписанного начальником подразделения контрольно-ревизионной службы в районе, городе. По инициативе государственной контрольно-ревизионной службы ревизия предприятия, учреждения, организации проводится не чаще одного раза в год. По поручению правоохранительных органов ревизию проводят в любое время.
Жалобы на действие ревизоров рассматриваются и решаются руководителями подразделений государственной контрольно-ревизионной службы. Подача жалоб не прекращает обжалованного действия должностных лиц государственной контрольно-ревизионной службы.
Органы государственной контрольно-ревизионной службы проводят ревизии и проверки субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности по постановлению правоохранительных органов. Эти же органы оказывают помощь ревизорам в исполнении ими должностных обязанностей.
Должностные лица государственной контрольно-ревизионной службы являются представителями органов государственной исполнительной власти. Законные требования ревизоров обязательны для выполнения должностными лицами ревизуемых объектов. Эти лица при исполнении своих служебных обязанностей пребывают под защитой закона.
Список использованной литературы:
1. «Аудит» - Б.Ф. Усач – Киев – 2002.
2. «Аудит» - Н.Т. Белуха – Киев – 2000.
3. «Аудит» - Ф.Ф. Бутинець – Житомир – 2002.
4. «Контроль та ревізія» - В.Ф. Максимова – Одеса – 2003.
5. www.rada.gov.ua