Реферат по предмету "Банковское дело"


Система управления банковскими рискамириск-менеджмента риск-менеджмента

Система управления банковскими рисками Под управлением рисками понимается система мер, направленных на выявление, оценку и минимизацию рисков, обеспечивающих оптимальное соотношение доходности и риска по совершаемым операциям. Управление рисками в банковской деятельности называется риск-менеджментом. Успешный риск-менеджмент является важнейшим условием конкурентоспособности и надежности любой финансовой организации. Главная задача риск-менеджмента состоит в выявлении и предотвращении возможных неблагоприятных событий, нахождении путей минимизации их последствий, создании методологий управления.
Последовательность управления рисками представлена на рис. 1. Идентификация (распознавание) рисков является первым этапом процесса управления рисками банка. На данном этапе определяется набор рисков, связанных с анализируемой операцией.
Рис. 1. Последовательность управления рисками Цель второго этапа (качественная и количественная оценка рисков) – определить приемлемость уровня риска. Качественная оценка предполагает установление ориентира в качественном выражении (например, минимальный риск, умеренный риск, предельный риск, недопустимый риск). Количественная оценка означает присвоение количественного параметра качественному. Она измеряется в денежных единицах. Количественная оценка позволяет создать сопоставимую базу для всех видов риска. В основе оценки риска лежит выявление зависимости между определенными размерами потерь банка и вероятностями их возникновения. Эта зависимость может быть представлена кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь. Для ее построения применяют различные способы: статистический, экспертных оценок и расчетно-аналитический. Статистический способ заключается в том, что для расчета вероятностей возникновения потерь анализируются все статистические данные, касающиеся результативности осуществления банком рассматриваемых операций. Вероятность возникновения уровня потерь находится по формуле: , (1) где m – число случаев наступления конкретного уровня потерь; n – общее число случаев в выборке. Способ экспертных оценок отличается от статистического методом сбора информации для построения кривой риска. Он реализуется путем обработки мнений экспертов. Расчетно-аналитический способ построения кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь и оценки на этой основе банковского риска базируется на прикладных математических методах. Планирование рисков осуществляется на основе полученных качественных и количественных оценок. Плановый предел потерь зависит от степени агрессивности стратегии деятельности банка. Чем агрессивнее стратегия, тем выше плановый предел потерь. Считается, что пределом потерь при агрессивной политике является капитал банка, а при консервативной – его прибыль. Следует также отметить, что чем более долговременным является вид актива, тем он более рискован, так как с увеличением горизонта планирования, труднее предсказать его доходность. Лимитирование рисков представляет собой систему мероприятий, ограничивающих опасность потери имеющегося имущества или неполучения запланированного результата. Ограничение рисков достигается лимитированием операций. Заключительной стадией процесса управления рисками является создание системы процедур, направленных на поддержание запланированного уровня риска. Данная система включает в себя совокупность документов и методик, регламентирующих процесс анализа рисков, алгоритм принятия решений об установлении лимитов на операции и блок мероприятий по контролю над рисками. Далее рассмотрены методы управления различными банковскими рисками. Методы управления финансовыми рисками А). Управление кредитным риском. Получение процентного дохода по кредитам сегодня является одним из основных источников дохода для многих российских коммерческих банков, поэтому управление кредитным риском является одним из наиболее важных направлений риск-менеджмента отечественных коммерческих банков. Кредитные риски можно классифицировать по различным критериям (табл.1). Таблица 1
Классификация кредитных рисков
Критерии классификации
Виды кредитных рисков Уровень риска 1. Риски на макроуровне отношений; 2. Риски на микроуровне отношений Степень зависимости риска от деятельности банка 1. Независимый от деятельности банка; 2. Зависимый от деятельности банка Отраслевая направленность кредитования 1. Промышленный; 2. Торговый; 3. Сельскохозяйственный и др. Масштабы кредитования 1. Комплексный риск; 2. Частный риск Виды кредита 1. По субъектам; 2. По объектам; 3. По срокам; 4. По обеспеченности Структура кредита 1. На стадии предоставления кредита; 2. На стадии использования кредита; 3. На стадии возврата кредита и т.п. Стадия принятия решения 1. Риски на предварительной стадии кредитования; 2. Риски на последующей стадии кредитования Степень допустимости 1. Минимальный риск; 2. Повышенный риск; 3. Критический риск; 4. Недопустимый риск В целях минимизации кредитного риска необходимо проводить организационные, кадровые и специальные мероприятия. В ходе проведения организационных мероприятий определяются обязанности круга лиц, занятых кредитованием. Кадровые мероприятия включают в себя обучение и повышение квалификации сотрудников и руководящих кадров, занятых кредитными операциями, формирование и поддержание культуры кредитования, установление порядка контроля и ревизии кредитных операций. К специальным мероприятиям управления кредитным риском относятся те инструменты, которые применяют банки в процессе ведения кредитных операций. В рамках проведения специальных мероприятий: - устанавливаются лимиты кредитов, предоставляемых одному или группе взаимосвязанных заемщиков; - проводится анализ кредитоспособности заемщиков, строятся рейтинги кредитоспособности заемщиков; - применяются методы перевода и поглощения риска; - осуществляется диверсификация кредитования по различным отраслям экономики и по различным валютам. Установление лимитов кредитования – основной способ контроля над формированием кредитного портфеля, используемый для уменьшения кредитных рисков.
Лимиты, ограничивающие объемы кредитных операций с одним или группой клиентов, устанавливаются исходя из того уровня потерь, который банк согласен понести в связи с реализацией кредитных рисков. Практика показывает, что создание системы оценки финансового состояния контрагентов и установления лимитов на различные банковские операции является важнейшим условием конкурентоспособности банка на рынке. Наличие такой системы не только позволяет защитить банк от потерь, но также служит базой для нормального проведения всех активных операций, способствует росту доходов банка и расширению числа надежных контрагентов.
Существуют различные типы лимитов (рис. 2).

Рис. 2. Типы лимитов Лимиты могут устанавливаться в виде абсолютных предельных величин или в виде нормативов. В качестве базы при расчете нормативов чаще всего используется объем собственного капитала банка или размер кредитного портфеля. Для того чтобы построить рейтинг заемщиков-предприятий и на его основе установить лимиты на те или иные предприятия или группы предприятий, проводится комплексный анализ работы предприятий. Первоначально анализируется репутация потенциального заемщика, затем проводится глубокий анализ финансовой отчетности предприятий. Наряду с традиционными методами финансового анализа в распоряжении банка имеется дополнительный метод анализа кредитоспособности на основе информации по расчетному (текущему) счету заемщика. Из данной информации можно получить данные по двум показателям: - дебетовому и кредитовому обороту по счетам; - остаткам по счетам. В условиях снижения доходности по основным финансовым инструментам, когда нормы при­были на межбанковском рынке низки, в то время как обращающиеся суммы велики, потеря одной суммы может сделать на долгое время убыточным все направление, а то и весь банк. В связи с этим особое внимание следует уделять управлению риском невозврата кредитов или несвоевременного выполнения своих обязательств банками-контрагентами. Как правило, расчет лимитов осуществляется по результатам полученного в ходе анализа финансового состояния банков-контрагентов рейтинга. Чем лучше финансовое состояние (рейтинг) какого-либо банка-контрагента, тем большую сумму кредита он сможет получить. У каждого банка существует своя методика расчета лимитов. Но почти все они состоят из одних и тех же основных этапов. Так, на первом этапе определения кредитоспособности банка-контрагента выявляются эмпирические факторы, которые однозначно указывают на невозможность принятия Банком на себя риска этого контрагента при прочих равных условиях. Такими факторами могут являться: · наличие негативных связей между руководителями банков; · отрицательное заключение службы безопасности; · информация о закрытии на данный банк лимитов со стороны большого количества других банков; · информация о санкциях, наложенных на данный банк со стороны государственных надзорных органов; · существенные изменения в руководящих органах и (или) акционерах (пайщиках) банка. Поскольку каждый такой фактор может оказать существенное воздействие на возможности банка-контрагента выполнять свои обязательства по сделкам, заключенным с Банком, наличие хотя бы одного из них указывает на невозможность принятия риска данного контрагента. При недостаточности или отсутствии ярко выраженных негативных факторов следующим этапом является анализ финансового состояния заемщика по имеющимся формам финансовой отчетности. Основными критериями на данном этапе являются: · заключение о финансовом состоянии банка-контрагента, составленное на основе финансовой отчетности; · дополнительная информация о банке-контрагенте (например, учредители, реальные владельцы банка, руководящие органы банка, ФПГ, в которые входит банк, стратегия банка, связь с государственными структурами, крупнейшие заемщики банка, уровень менеджмента, степень открытости и др.); · наличие и характер кредитной истории данного банка; · сложившийся уровень взаимоотношений с данным банком; · характер связей между руководителями анализируемого банка и банком, проводящим анализ; · характер связей между сотрудниками вышеуказанных банков; · максимальный лимит на одного заемщика-банка-контрагента, существующий в банке, проводящем анализ (максимальный лимит на одного заемщика-контрагента определяется и утверждается в рамках ресурсной политики банка). Для анализа банка-контрагента используются формы финансовой отчетности, составленные на несколько последних отчетных дат (как правило, на 3-6 последних отчетных дат). Сначала проводится структурный анализ, который включает в себя рассмотрение аналитических балансов и ведомостей для оценки реальной величины активов банка, обязательств, капитала, дисконтирования активов и пассивов на суммы иммобилизованных и потерянных активов и искусственных величин, построения матрицы фондирования. На основании аналитического баланса проводится экспресс-анализ структуры баланса банка-контрагента. Анализируются субъективные и объективные факторы, которые формируют качество отношений данного контрагента с банком, проводящим анализ (положительная кредитная история; наличие и величина оборотов по корреспондентскому счету ЛОРО в банке). Необходимо отдельно отметить, что многие банки прибегают к ограничению размера лимита по размеру банка. Это вызвано тем, что небольшой банк может иметь достаточно высокий рейтинг кредитоспособности (например, при высоком качестве управления активами и пассивами, устойчивой и дифференцированной ресурсной базе, сбалансированной ликвидности, высоком качестве активов и пр.), однако объемы установленных на банк лимитов должны быть сопоставимы с объемами проводимых банком операций. Аналогичный подход применяется также при кредитовании других групп заемщиков. Помимо установления лимитов и проведения анализа кредитоспособности заемщиков для минимизации кредитного риска широко используются методы перевода риска на третье лицо. С этой целью оформляются договоры поручительства третьих лиц за заемщиков банка. Широко применяются способы поглощения риска. Согласно Инструкции ЦБ РФ №62а [105] банки формируют резервы на возможные потери по ссудам. Кроме того, при кредитовании физических и юридических лиц часто оформляется в залог имущество заемщика или третьего лица, стоимость которого покрывает основной долг и проценты за весь срок пользования кредитом. Б). Управление риском ликвидности. Существует два основных метода управления ликвидностью: 1) управление активами банка; 2) управление объемом и структурой пассивов. В настоящее время первый метод используется в основном мелкими банками. Использование данного метода предполагает: - установление зависимости структуры активов по суммам и срокам от структуры пассивов. Погашение обязательств перед кредиторами осуществляется за счет регулирования сроков активов;
- поддержание на определенном уровне объема высоколиквидных активов. Второй метод используется в основном крупными и средними банками, имеющими сильные позиции на денежных рынках. При использовании данного метода уровень высоколиквидных активов сводится к минимуму. При управлении пассивами банк ориентируется на:
- устойчивость депозитной базы, позволяющей уменьшить отток денежных средств из банка. Устойчивость депозитной базы обеспечивается культурой обслуживания, расширением предоставляемых услуг, повышением доверия клиентов к банку; - диверсификацию инструментов привлечения денежных средств; - расширение числа участников денежного рынка, уверенных в финансовой устойчивости банка, что позволяет привлекать дополнительные денежные ресурсы в случае недостатка ликвидных средств. В процессе управления риском ликвидности устанавливаются следующие лимиты ликвидности: лимит текущей ликвидности и лимит перспективной ликвидности. Первый лимит устанавливается в виде абсолютной суммы – предельного размера дефицита ликвидности (превышения обязательств над активами). Второй – в виде относительного показателя: предельного коэффициента дефицита ликвидности, представляющего собой соотношение дефицита ликвидности нарастающим итогом и активов банка. В качестве лимита текущей ликвидности обычно устанавливают предельную сумму дефицита ликвидности на срок до 1 месяца. Поддержание лимита обеспечивается расчетом объема неработающих активов (корреспондентский счет и касса), которые должны обеспечивать расчеты по средствам «до востребования» и срочным средствам. Расчет объема неработающих активов осуществляется по формуле: Объем неработающих активов = колеблющаяся часть средств «до востребования» + доля срочных средств, компенсирующая риск их внепланового изъятия. Лимит перспективной ликвидности представляет собой агрегированный показатель – предельный коэффициент дефицита ликвидности. Он рассчитывается по формуле: (Дефицит ликвидности / чистая валюта баланса банка) х 100%. Расчет дефицита ликвидности производится путем суммирования дефицитов ликвидности по всем срочным группам, включая группы до 1 месяца (используемые для расчета текущей ликвидности). При этом избыток ликвидности по более коротким группам покрывает дефицит по более длинным группам, но не наоборот. Лимит устанавливается в процентах. Способ поддержания лимита – изменение политики в области привлечения и размещения. Например, пролонгация, либо востребование кредитов, привлечение и возврат депозитов. Стратегия банка в области управления активами и пассивами напрямую влияет на планирование риска ликвидности и соответствующих лимитов. Размер лимита определяется политикой банка в области ликвидности – консервативной или агрессивной. В первом случае дефицит текущей ликвидности отсутствует и лимит равен 0. Во втором случае (если дефицит планируется погасить за счет привлечения средств на рынке межбанковского кредитования (МБК) или реализации высоколиквидных активов) он должен быть равен объему возможного привлечения средств на рынке МБК и объему средств от продажи высоколиквидных активов. Тот же принцип используется при установлении нормативов перспективной ликвидности. Консерватизм политики банка предполагает отсутствие разрыва между активами и пассивами в рамках одной срочной группы или размещение на сроки более короткие, чем сроки привлеченных пассивов. При этом лимит перспективной ликвидности будет близок к 0. Агрессивная политика предполагает увеличение лимита перспективной ликвидности, то есть увеличение рамок, в которых сроки активов могут превышать сроки пассивов. По мнению специалистов, верхний предел отклонений должен быть таким, чтобы к моменту достижения срочной группы «до 1 месяца» разрыв входил в рамки лимита текущей ликвидности. Существуют следующие способы оценки и управления риском ликвидности: 1) проведение анализа и оценка соотношения активов и пассивов по степени ликвидности; 2) метод разрыва (лестница сроков). Для анализа и оценки соотношения активов и пассивов по степени ликвидности активы и пассивы распределяются по соответствующим группам по степени убывания ликвидности и с учетом их срока и качества. При классификации активов в данном случае учитывается возможность их быстрого превращения в денежную наличность. Метод разрыва основывается на сопоставлении активных и пассивных статей баланса с учетом срока, оставшегося до их погашения. Выявленные в результате сопоставления разрывы показывают, в каком временном интервале банк будет испытывать недостаток или избыток ликвидных средств. В). Управление рыночными рисками. Поскольку рыночные риски зависят, прежде всего, от конъюнктуры финансовых рынков, и банк защищается от них, устанавливая лимиты различных открытых позиций (по валюте, по срокам) и хеджируя с использованием различных производных инструментов (форвардов, фьючерсных опционов) всех операций, которые приводят к нарушению этих лимитов. Хеджирование - один из наиболее известных механизмов управления рыночным риском. В общем случае хеджирование - это совершение сделки, обеспечивающей снижение рыночного риска каких-либо других сделок или позиций. Это подразумевает открытие противоположных позиций на денежном и срочном рынках с целью ограждения денежной позиции от потерь в будущем, вызванных изменением цен. В отечественной практике методика оценки рыночных рисков представлена в Положении Банка России «О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков» № 89-П от 24.09.1996г. Г). Управление процентным риском. Основной целью управления риском изменения процентной ставки является контроль за уровнем процентной маржи (разницей между процентными доходами от активов, приносящих доход, и процентными расходами по обязательствам банка), поскольку она является основным источником прибыли банка. Необходимо отметить, что управление процентным риском является частью процесса управления всеми позиционными рисками банка и не может рассматриваться отдельно от них. Так, изменение валютного курса может привести к реальному снижению (в случае падения курса валюты) или повышению (в случае роста соответствующего курса) доходности операций в данной валюте. Поэтому подверженность процентному риску должна изучаться отдельно в разрезе каждой валюты, в которой банк проводит свои операции. Д). Управление валютным риском. Валютный риск присутствует во всех балансовых и забалансовых операциях банка с иностранной валютой и может привести к кризису ликвидности. Поскольку банк может только в незначительной степени влиять на сами факторы риска, то основной его задачей становится защита или страхование валютного риска. Процесс управления валютными рисками осуществляется несколькими этапами: - выявление содержания и вида валютных рисков, возникающих в связи с проведением операций с иностранной валютой; - определение источников и объемов информации, необходимых для составления прогнозов и оценки уровня валютного риска;
- выбор критериев и методов для оценки вероятности реализации валютного риска, построение шкалы валютных рисков; - выбор или разработка метода страхования валютного риска; - ретроспективный анализ результатов управления валютным риском; - выбор новых методов управления валютным риском;
- организация контроля за управлением валютным риском. Одним из методов управления валютными рисками являются защитные оговорки – договорные условия, включаемые в соглашения и контракты, предусматривающие возможность их пересмотра в процессе исполнения соглашений или контрактов в целях страхования валютных рисков. Одним из основных видов управления валютным риском является хеджирование. Оно представляет собой систему проведения определенных операций и заключения срочных контрактов и сделок. К методам хеджирования валютных рисков относятся структурная балансировка (активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженностей), изменение срока платежа, финансовые инструменты. Кроме того, к методам управления валютным риском относятся: установление лимитов по валютным позициям и изменение сроков платежей и др. Е). Управление риском неплатежеспособности. Управление риском неплатежеспособности осуществляется при помощи комплекса мер, направленных на обеспечение достаточности капитала банка. Методы управления функциональными рисками Как правило, кредитные организации стремятся минимизировать функциональные риски путем развития внутреннего аудита, совершенствования документооборота, разработки внутренних методик и технико-экономического обоснования отдельных операций, а также продуманного ресурсного обеспечения своих операций. Последнее касается как материально-технического, так и кадрового обеспечения. Следует также отметить, что страхование банковских рисков в страховых компаниях также является одним из способов управления перечисленными выше видами банковских рисков. Данный способ в России пока достаточно редко используется. Из всего описанного выше можно сделать вывод, что управление рисками в банковской деятельности представляет собой сложный процесс, направленный на выявление источников риска, оценку и минимизацию последствий выявленных рисков с целью снижения их негативного воздействия на конечные результаты деятельности коммерческих банков. Успешное управление банковскими рисками позволяет банку развиваться и улучшать свое финансовое состояние, а также формировать положительный имидж.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.