Реферат по предмету "История"


Пакт Рериха

Введение
1 История создания Пакта
1.1 Авторы Пакта
1.2 Предыстория создания Пакта Рериха

2 Пакт Рериха как международный договор
2.1 Пакт в истории международного права защиты культурных ценностей
2.2 Уникальность Пакта Рериха

3 Пакт Рериха как комплекс мер по защите культуры
3.1 Всемирная Лига Культуры и Всемирный День Культуры
3.2 Идеи Пакта Рериха в наши дни

4 Картины Николая Рериха, посвященные Пакту
5 Мероприятия посвященные Пакту Рериха
5.1 Научные конференции
5.2 Выставки

Список литературы

Введение

Пакт Рериха (лат. Pax Cultura, англ. The Roerich Pact), также известный как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (англ. Treaty on the Protection of Artistic and Scientific Institutions and Historic Monuments (Roerich Pact) или Вашингтонский Пакт (англ. Washington Pact)) — первый в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью, подписанный в Вашингтоне представителями двадцати одной американской республики 15 апреля 1935 года в 12 часов дня.

1. История создания Пакта

1.1. Авторы Пакта

Автор идеи и инициатор этого международного договора — русский художник Николай Рерих. Официальный проект Пакта Рериха был подготовлен доктором Г.Г. Шклявером в 1928 году.

1.2. Предыстория создания Пакта Рериха

Впервые идея об охране памятников культуры возникла у Н. К. Рериха ещё в 1899 г. Художник, проводя раскопки в Санкт-Петербургской губернии, начал говорить о необходимости защиты памятников археологии, которые передают нам мироощущение древних людей.

1903 — Н. К. Рерих вместе с женой Еленой Ивановной совершает путешествие по 40 древнерусским городам. Среди них: Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской, Смоленск, Вильна, Изборск, Псков и другие. Продолжив экспедицию в 1904 году, Н. К. Рерих побывал в Угличе, Калязине, Кашине, Твери.

Во время путешествия Николай Рерих создает большую серию архитектурных этюдов, насчитывающую около 90 произведений. Многие храмы впоследствии были разрушены и остались только на картинах художника.

Подводя итог своему путешествию 1903 года, восхищаясь красотой памятников старины, художник в статье «По старине» (1903 г.) с болью пишет об отношении к их охране. «Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг неё».

1904 — Н. К. Рерих выступает в Императорском Русском Археологическом обществе с докладом о плачевном состоянии исторических памятников и о принятии срочных мер по их охране.

Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. у Н. К. Рериха оформилась мысль о необходимости специального соглашения по охране просветительских учреждений и памятников культуры.

В течение ряда лет после своего путешествия 1903—1904 гг. Н. К. Рерих вновь и вновь обращается к состоянию памятников старины. Художник пишет несколько статей, посвященных плачевному состоянию храмов. Так в статье «Тихие погромы» (1911 г.) речь идет о неумелой реставрации храма Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль): «Кто же защитит прекрасную древность от безумных погромов? Печально, когда умирает старина. Но ещё страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной…».

2. Пакт Рериха как международный договор

2.1. Пакт в истории международного права защиты культурных ценностей

Исследователи международного права, касающегося защиты культурных ценностей (в том числе во время войны), ведут его историю, начиная с середины 19 века[1][2][3][4][5]:

Пункты о защите объектов культурных ценностей в Декларациях 1874 года (Lieber code и Брюссельская конференция) и 1880 годов ([Oxford Manual], Art.52, 53).

Гаагские конвенции 1899 и 1907 имели конкретные пункты по защите культурных объектов, которые обязывали обозначать такие объекты отличительными знаками. Однако опыт Первой мировой войны показал недостаточность данных пунктов для предотвращения разрушений культурных объектов.

В 1935 году 21 страна Панамериканского союза подписывает Пакт Рериха, из них 10 стран его ратифицирует. Для объектов охраны предложен знак — Знамя Мира.

В 1939 году правительства Бельгии, Испании, США, Греции и Нидерландов под покровительством Лиги Наций выпустили проект Декларации и проект Международной Конвенции о Защите Памятников и Произведений Искусства во время войны. Как и Пакт Рериха эти усилия Лиги Наций быстро сошли на нет с началом Второй мировой войны, в которой были изменены технологии, тактика и стратегия ведения войны и появилась новая концепция «тотальной войны».

Разрушения и мародерство Второй мировой войны побудило в 1948 году правительство Нидерландов вновь поднять в появившемся ЮНЕСКО вопрос о необходимости принятия Конвенции по защите культурных объектов. Генеральная Конференция ЮНЕСКО 1951 года приняла решение созвать комитет для составления проекта конвенции. Комитет собрался в 1952 году и впоследствии представил на рассмотрение проект Генеральной конвенции.

В мае 1954 года подписывается Гаагская конвенция, призванная устранить недоработки всех предшествующих международных договоров. Этой конвенцией установлен отличительный знак для идентификации объектов охраны — заостренный снизу щит, разделенный на четыре части синего и белого цвета.

В 1972 году ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, в которой было введено обозначение «объект всемирного наследия» и впервые защита касалась не только культурного, но и природного наследия.

2.2. Уникальность Пакта Рериха

Пакту Рериха как международный договор является первым международным документом, который был полностью посвящён защите культурных ценностей, и который не содержит оговорки о военной необходимости.

3. Пакт Рериха как комплекс мер по защите культуры

3.1. Всемирная Лига Культуры и Всемирный День Культуры

В более широком смысле под Пактом Рериха понимают не только конкретный юридический договор, но и весь комплекс мер по защите культурных ценностей, предложенный Н. К. Рерихом. Таким образом, Пакт Рериха имеет не только юридическое, но и философское, просветительское и эволюционное значение, поскольку он отражает идею защиты культуры во многих её проявлениях.

Характеризуя Пакт Рериха, летчик-космонавт А. А. Леонов пишет:

«Если мы поднимаем культуру и духовность, то это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить военные конфликты. В этом и заключается современное значение Пакта Рериха. Чем больше времени проходит, тем большую актуальность для планеты он обретает…».

В развитие идей Пакта Н. К. Рерих высказывал мысли о роли общественности. Сами по себе законы по защите культуры работать не будут, если общественность не проявит активности и заинтересованности. Эту мысль впоследствии разделял академик Д. С. Лихачев, который утверждал:

«…Убежден, что лучшие свободно развивающиеся общественные формы культуры могут объединять творческие созидательные силы и оздоровлять жизнь общества, тем самым, помогая государству утверждать в людях высокие идеалы гуманизма и миролюбия…».

На первой международной конференции Пакта Рериха в бельгийском городе Брюгге (сентябрь 1931 г.) Н. К. Рерих выступил с предложением о создании Всемирной Лиги Культуры. Одна из основных задач Лиги должна была состоять в воспитании бережного отношения к природе.

«Зов о культуре, зов о мире, зов о творчестве и красоте достигнет лишь ухо, укрепленное истинными ценностями. Понимание жизни как самоусовершенствования во благо народное сложится там, где твердо почитание природы. Потому Лига Культуры среди основной просветительной работы должна всеми силами истолковывать разумное отношение к природе как источнику веселого труда, радости мудрой, непрестанного познавания и творчества», — писал художник в статье «Боль планеты» (1933 г.).

Культурная общественность высоко оценивает мысль Н. К. Рериха о проведении Всемирного Дня Культуры. Художник писал:

«…Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительских обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ…».

3.2. Идеи Пакта Рериха в наши дни

Активно продолжают развиваться идеи, заложенные в основу Пакта Рериха и сегодня.

Председатель Центрального совета Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК), академик Г.В. Маланичева, утверждает:

«Первая крупная неправительственная организация ВООПИиК в сфере сохранения культурного наследия возникла не случайно. Она была подготовлена и востребована Пактом Рериха, набирающим силу международным движением, возникшим в начале XX века в защиту ценностей культуры».

В России 12 февраля 1996 г. по инициативе Международного Центра Рерихов и крупных деятелей культуры была создана и начала свою деятельность Международная Лига защиты Культуры. Первым почетным президентом Лиги стал академик РАН Б. В. Раушенбах. В этой общественной организации активно работал академик Д. С. Лихачев, который высоко оценивал творческую и общественную деятельность Н. К. Рериха. Д. С. Лихачевым была разработана Декларация прав культуры. Изложенные в Декларации мысли очень созвучны идеям Н. К. Рериха.

«Я считаю очень важными эту конференцию и Пакт Рериха о сохранении культурного наследия, одобренный президентом Рузвельтом. Я думаю, что можно напомнить об этом замечательном документе и создать новые на основе существующих положений о культуре. Вот такой документ: „Декларация прав культуры“, потому что не только человек имеет права в этом мире, но и культура. Она должна поощряться государством, потому что всякая страна, и всякий народ, и всякое государство существуют только ради культуры…», — говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев в адрес Международной общественно-научной конференции «Защитим культуру», посвященной 60-летию Пакта Рериха.

Лига защиты Культуры выступила с инициативой праздновать 15 апреля — день подписания Пакта Рериха как День Культуры. Уже сегодня в Литовской республике День Культуры утвержден государственным праздником.

С 1995 г. День Культуры проводится во многих городах России при поддержке органов образования и культуры.

В 2005 году в России и в ряде стран прошли мероприятия, посвященные юбилею Пакта Рериха. В Музее имени Н. К. Рериха состоялась Международная научно-общественная конференция «70 лет Пакту Рериха». Конференция ещё раз подтвердила, что идеи, содержащиеся в Пакте Рериха, на сегодняшний день востребованы и актуальны.

4. Картины Николая Рериха, посвященные Пакту

«Святая Защитница»
(1933 г.)

«София Премудрость»
(1932 г.)

«Pax cultura»
(1931 г.)

«Мадонна Орифламма»
(1932 г.)


5. Мероприятия посвященные Пакту Рериха

5.1. Научные конференции

«Защитим культуру» Международная общественно-научная конференция, посвященная 60-летию Пакта Рериха. Российская государственная библиотека, октябрь 1995 года.

Международная научно-общественная конференция «70 лет Пакту Рериха» (Международный Центр Рерихов, октябрь 2005 года).

Конференция «Культура и наука», посвященная 73-й годовщине принятия Пакта Рериха (Дом дружбы народов Республики Татарстан,15 апреля 2008 года).[6]

Международная общественно-научная конференция «75 лет Пакту Рериха» [7] (Международный Центр Рерихов, октябрь 2010 года).

5.2. Выставки

В 2005 году выставки посвященные Пакту Рериха прошли в штаб-квартире ООН[8] и в Госдуме Российской Федерации.[9]

17 февраля 2006 года в Российском культурном центре при Посольстве России в США открылась фотовыставка «70 лет Пакту Рериха».[10]

11 ноября 2009 года в рамках празднования 135-летия со дня рождения Н.Рериха в одном из крупнейших университетов индийской столицы «Джамия Миллия Исламия» состоялось торжественное открытие фотовыставки «Знамя Мира – Пакт Рериха», организованное Представительством Россотрудничества в Индии совместно с Академией стран третьего мира («Джамия Миллия Исламия»).[11]

8 октября 2010 года в Музее имени Н.К.Рериха состоялось торжественное открытие трех выставок: «75 лет Пакту Рериха» [12], «Усадьба Лопухиных. Прошлое. Настоящее. Будущее» [13], «Гибнущая коллекция» [14]. Они приурочены к Международной общественно-научной конференции «75 лет Пакту Рериха». Их объединяет актуальность идей Н.К.Рериха и проблемы сохранения культурного наследия в наши дни.

22 октября 2010 года в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург) состоялось открытие выставки «75 лет Пакта Рериха» [15].

с 18 февраля по 3 апреля 2011 года в Национальной художественной галерее "Хазинэ" (г.Казань, Республика Татарстан) будет проходить выставка "Весть красоты" работ Николая Константиновича Рериха и его сына Святослава Николаевича Рериха, которая посвящена 75-летию Пакта Рериха.


Список литературы:

John Henry Merryman Two ways of thinking about cultural property // Thinking about Elgin Marbles Critical Essays on Cultural Prop. — Kluwer Law International, 2009. — ISBN 9789041128751

Patrick J. Boylan The Concept of Cultural Protection in Times of Armed Conflict: from the Crusades to the New Millennium // Illicit Antiquities. — London: Routledge, 2001.

American Society of International Law ASIL Guide to Electronic Resources for International Law.

Richard D. Rosen Targeting Enemy Forces in the War on Terror: Preserving Civilian Immunity // Journal Title: Vanderbilt Journal of Transnational Law. Volume: 42. Issue: 3. Publication Year: 2009. Page Number: 683+. — Vanderbilt University, School of Law, Gale, 2009.

Keith Suter Protecting the World’s Cultural Heritage // Magazine Title: Contemporary Review . Volume: 290. Issue: 1689. — Contemporary Review Company Ltd., Gale, Cengage Learning, 2008. — С. 193+.

Организаторы конференции — Казанскиое общество Рерихов, Министерство культуры РТ, Институт развития образования Республики Татарстан (ИРО РТ), Национальный музеем РТ, Академический Лицей им. Н. И. Лобачевского, Основная общеобразовательная школа имени Эртугрула Гази, Центр по культурным связям «Татарстан — Индия», Дом дружбы народов РТ.

Открытие Международной общественно-научной конференции «75 лет Пакту Рериха»- Международная общественно-научная конференция «75 лет Пакту Рериха»- Международная общественно-научная конференция «75 лет Пакту Рериха»

Новости радио ООН от 29 сентября 2005

Открытие выставки посвященной 70-летию Пакта Рериха в Госдуме РФ

Открытие в Вашингтоне выставки «70 лет Пакту Рериха» // «Культура и время». Общественно-научный и художественный журнал Международного Центра Рерихов, 3/4 (13/14) — 2004.

«Знамя Мира – Пакт Рериха» / Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)

Выставка «75 лет Пакту Рериха», портал «Музеи России».

Выставка «Усадьба Лопухиных. Прошлое. Настоящее. Будущее», портал «Музеи России»

Выставка «Гибнущая коллекция», портал «Музеи России».

Выставка «75-лет Пакта Рериха» в Российской национальной библиотеке, портал «Музеи России».

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Пакт_Рериха



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.