Реферат по предмету "История"


Захват самолёта Ил-76 3 августа 1995 года

Введение
1 Захват
2 Плен
3 Побег
4 Члены экипажа самолёта
5 Экранизация
6 Прочие факты
Список литературы

Введение

Захват самолёта Ил-76 3 августа 1995 года — захват коммерческого транспортного самолета Ил-76, принадлежавшего казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту и грузом боеприпасов для войск «Северного альянса» силами движения «Талибан» в Афганистане. Известен героическим побегом экипажа на своём самолёте из более чем годового плена.

1. Захват

3 августа 1995 года самолет Ил-76ТД бортовой номер RA-76842[1], принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда[2]. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителем (по другим данным — двумя[3]) МиГ-21[4] движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами[2].

2. Плен

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега[5]. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии[2].

3. Побег

16 августа 1996 года экипаж самолёта смог совершить побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. При очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолет беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу[2][5][6].

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества[7].

В прессе циркулируют не подтвержденные документально утверждения о возможном подкупе афганцев или же тайно уплаченном им выкупе, что, якобы, позволило организовать побег или же провести его с меньшим риском[8].

4. Члены экипажа самолёта

Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна,

Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот,

Здор, Александр Викторович — штурман,

Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер,

Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист,

Бутузов, Сергей Борисович — бортинженер,

Рязанов, Виктор Петрович — бортинженер.

5. Экранизация

В феврале 2010 года на экраны вышел фильм кинорежиссёра Андрея Кавуна «Кандагар», основанный на событиях этого захвата[9].

6. Прочие факты

Самолёт Ил-76ТД RA-76842 до сих пор находится в строю, перевозя грузы под флагом авиакомпании «Авиакон Цитотранс»[1][10].

Список литературы:

«Сбежавший из Кандагара» Ил-76-ТД теперь выполняет гуманитарные миссии под флагом авиакомпании «Авиакон Цитотранс»

specnaz.ru Бегство из Кандагара

Авиационные происшествия после вывода советских войск

Мельник, Владимир Кандагарские пленники. photopolygon.com.

РИА Новости Прототип главного героя фильма «Кандагар» летчик Шарпатов не был приглашен на премьеру

Финал кандагарской истории «Коммерсантъ» № 134 (1092) от 20.08.1996

Почётное звание присвоено указом президента России № 1225 от 22.08.1996

e1.ru «Сбежавший из Кандагара» самолет находится в Екатеринбурге

Экипаж машины грузовой Журнал «Weekend» № 3 (149) от 29.01.2010

Фотогалерея Ил-76 RA-76842 на сайте Airliners.net

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Захват_самолёта_Ил-76_3_августа_1995_года



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Досвід сільськогосподарського страхування в зарубіжних країнах та можливості його використання в Україні
Реферат Egyptian Pyramids Essay Research Paper The Egyptian
Реферат Круговорот углекислого газа. Парниковый эффект.
Реферат Issue
Реферат Инструкция по охране труда при работе с ПЭВМ
Реферат Should College Athletes Get Paid To Play
Реферат The Juvenile Death Penalty Essay Research Paper
Реферат Анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке на примере зернового рынка на территории России
Реферат Антикризисное управление требования к системе, механизму и процессу управления
Реферат Журбин Александр Борисович
Реферат Трансформация жанра семейных записок XVIII-XIX вв. в "Семейной хронике" С.Т. Аксакова
Реферат Правила охраны труда при эксплуатации электроустановок
Реферат Анализ основных элементов корпоративной культуры фирмы ООО "Эскиз"
Реферат Межнациональные браки
Реферат Качество продукции и основы квалиметрии