ВВЕДЕНИЕ
Под воздействием революционных событий 1905 – 1907 гг. и тяжелых поражений в ходе Русско-японской войны, российское самодержавие было вынуждено пойти на трансформацию общественно– политического устройства страны. Но Россия по-прежнему оставалась монархией. Государство продолжало играть исключительно важную роль во всех сферах жизни страны. Различные политические силы, партии и организации, активно формировавшиеся в начале ХХ века, усилили давление на власть, требуя демократических преобразований. 17 октября 1905 г. был утвержден, а затем опубликован Высочайший манифест, в соответствии скоторым в России вводились демократические свободы и было объявлено о создании законодательной Думы. Но эта Дума (вошедшая в историю под названием «булыгинской» по имени тогдашнего министра внутренних дел А.Г.Булыгина) так никогда и не была созвана. Под напором революционных событий, приведших в октябре 1905 г. к всеобщей политической забастовке, правительству пришлось пойти на дальнейшие уступки
20 февраля 1906 г. была утверждена новая редакция «Основных законов Российской империи». В соответствии с новой редакцией в стране вводился двухпалатный парламент: нижняя палата – Государственная дума, верхняя – Государственный Совет. Несмотря на значительные ограничения возможностей нижней палаты, учреждение Государственной думы являлось важным шагом к конституционализму. Половина членов Государственного совета по-прежнему назначалась императором, а половина избиралась губернскими земствами, губернскими дворянскими обществами, торгово-промышленными организациями, а также университетами и Академией наук. Три члена Государственного совета от Православной церкви назначались Синодом.
По Основным законам 20 февраля 1906 г. и Дума, и Государственный совет обладали лишь законодательными полномочиями. Исполнительная власть им не подчинялась. Назначать и увольнять министров мог только император. Такой государственный строй некоторые историки называют «дуалистической монархией»
Цель работы - рассмотреть состав Государственной думы и исследовать ее эволюцию на протяжении1906 – 1917 годов.
Данную цель можно решить, уделив внимание определенным аспектам и решив ряд задач, а именно:
1.Во – первых, изучить причины и предысторию формирования Государственной думы
2.Во – вторых, рассмотреть состав Государственной думы, и как он менялся в течение 1906 – 1917 г.
3.В – третьих, проанализировать партии и программы Государственной думы
4.В – четвертых, изучить законодательную деятельность Государственной думы.
На мой взгляд эта тема актуальна и в настоящее время. Сейчас в обществе развернулась дискуссия – является ли Государственная Дума Федерального Собрания РФ преемницей Государственных дум Российской Империи, и правомерно ли именовать современную Думу «пятой» (шестой, седьмой, восьмой). Политики, ученые, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной. Признается, «что работа Государственной думы явилась в России начала ХХ века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни».
Предметом моей курсовой работы является Государственная дума.
Всего в этот период с 1906 по 1917 годы насчитывалось четыре Думы. Объектом данной исследовательской работы является состав и эволюция Государственной Думы Российской Империи .
При написании данной курсовой работы активно использовались теоретические исследования известных специалистов в области истории и юриспруденции - В.А. Демина, А.Ф. Смирнова, Ф.И. Калинычева.
Группу источников составляют официальные государственно-правовые документы: Манифест «Об учреждении Государственной думы» 6 августа 1905 г., «Положение о выборах в Государственную думу», Манифест 17 октября 1905 г., Свод основных государственных законов 1906 г., другие царские указы, положения, постановления, устанавливающие и регулирующие деятельность Государственной думы Российской Империи.
В Манифесте говорилось: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов»1 Как видно из Манифеста, главной целью проводимых преобразований было ввести в состав высших государственных учреждений «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов.»2 Первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа. Более того, Николай II оставил за собой право вносить изменения в Положение о выборах в Государственную думу и иные акты, регламентирующие ее деятельность: «Мы сохраняем всецело за Собою заботу о дальнейшем усовершенствовании Учреждения Государственной думы, и когда жизнь сама укажет необходимость тех изменений в ее Учреждении, кои удовлетворяли бы вполне потребностям времени и благу государственному, не преминем дать по сему предмету соответственные в свое время указания»3.
Появление Манифеста знаменовало начало процесса перехода от неограниченной самодержавной власти в России к конституционной демократии. По существу это была первая, хотя и робкая, непоследовательная попытка модернизации политической системы страны по западной модели представительной демократии.
В энциклопедии «Государственная Дума Российской империи» раскрывается правовая основа функционирования Думы, показывает результаты избирательных компаний, дает представление о структуре нижней палаты и основных направлениях ее деятельности, выявляет место и роль думских фракций и групп. Блок статей посвящен биографиям депутатов. Статьи сопровождаются краткими библиографическими справками и ссылками на архивные источники.4
В книге «Советы и Государственная Дума в России в период революции 1905 - 1907 гг». содержатся документы о деятельности Государственной думы . В ней говорится о создании Государственной думы, ее связи с революцией. Автор говорит, что время Думы — это период, когда Россия «училась» парламентаризму. Что Государственная дума была создана потому, что она была необходима самодержавию, помещикам и особенно буржуазии. В своей работе Ф.И. Калинычев использует работы В.И. Ленина.5
В книге «Государственная Дума России (1906 - 1917): Механизм функционирования» подробно анализируется внутренняя организация Думы, круг и пределы ее полномочий, правовой статус депутатов, приведены сведения об их возрасте, образовании, профессии, партийной принадлежности. Показывается механизм выработки и принятия решений на всех стадиях осуществления думской процедуры.6
Н.А.Бородин (депутат I Государственной Думы 1906 г.) говорил о роли и месте Думы в обществе: "Делается все более и более очевидным, что от направления работы Государственной думы в значительной степени зависит и судьба всей страны, все ее будущее и самое международное положение.7 "8. С этим утверждением автора, высказанном в начале ХХ в. перекликается вывод Г.Н.Селезнева (депутата Дум всех созывов, Председателя Государственных Дум второго и третьего созывов), который во вступительном слове к Путеводителю по коллекциям крупнейших библиотек России отмечает исключительную важность изучения истории развития парламентаризма в России: «За период существования высший представительный орган России не раз оказывал решающее воздействие на судьбу демократии, характер реформ в нашей стране. И хотя парламентаризм в России всегда был не очень желанным ребенком для исполнительной власти, она начинает понимать, что без цивилизованного парламентаризма не может существовать и эффективная исполнительная власть. Уважительное, реалистическое отношение к нашему прошлому должно быть положено в основу работы российского парламента»9
В качестве одного из основных справочников, содержащих источники по истории Государственных дум 1906-1917 гг., использовалась книга «У истоков российского парламентаризма»10.
Эта книга-альбом, стала коллективным трудом историков, архивистов, библиографов. Она наиболее полно отражает этапы становления и развития законотворческой системы России: начиная с традиций народовластия и опыта первых представительных учреждений в государстве, подробно останавливаясь на деятельности Государственного совета и Государственных Дум 1906-1917 гг. В издании так же размещено огромное количество малоизвестных документов из архивов Санкт- Петербурга, портреты и фотографии ведущих политических деятелей России того времени сопровождаются яркими биографическими очерками.
Статистические и иные данные о составе депутатского корпуса первых Дум России содержатся в книге, составленной современником изучаемых событий, депутатом I Государственной Думы, Н.А.Бородиным11. В этом издании содержатся обстоятельные сведения о социально-классовом, национальном, партийном, возрастном, религиозном и профессиональном составе I Государственной Думы.
При написании данной исследовательской работы так же использовались статьи Д.И. Раскина, доктора исторических наук, начальника отдела научных публикаций Российского государственного исторического архива. В ней он писал о предыстории Государственной Думы, о ее важных направлениях деятельности, ее составе, какие политические партии входили во все четыре Думы.12
Ю. Звягин в своей статье «72 дня Государственной Думы. О чем спорили, о чем думали депутаты сто лет назад» говорит о депутатах I Государственной Думы, как действовали представители той или иной политической партии.13
В статье Л.С. Леоновой «Роль I Государственной Думы в создании и развитии политических партий в России» рассказывается о расстановке политических сил в I Государственной Думе, о действии партийных фракций.14
В. Чурбанов в статье «Вторая Государственная Дума: пламя крайностей и дым компромиссов» описывает выборы в Думу и их результаты, о депутатах, партиях и правительстве.15
Н. Хмара в статье «Национальный состав Государственных Дум Российской Империи(1906 – 1917» описывается национальный состав депутатов.16
При написании работы неоценимую помощь также оказали информационно-правовые Интернет - сайты, где имеется база принятых актов, начиная с первых законов Советской власти, размещаются статистические данные по различным вопросам, касающимся выборов депутатов и деятельности Государственной Думы. Это официальные сайты Государственной Думы,17 Центризбиркома,18 правовая база данных "Кодекс".19 Так же необходимо отметить, что в подтверждение актуальности и большого интереса к истории развития парламентаризма в России на Интернет-сайте «Кодекса» создан раздел, где размещены документы о создании Государственных Дум Российской Империи, библиографические сведения о литературе и краткие биографические сведения о депутатах Дум 1906-1917 гг.20. Также на сайте Демократия.ру, занимающемся проблемой истории выборного законодательства России, представлены многочисленные исторические документы по этой тематике,21 начиная с Земских соборов, в том числе и материалы о подготовительной работе, проведении выборов и созыве Государственных Дум 1906-1917 гг.
Начало первой мировой войны было встречено демонстрацией единения большинства Думы с правительством . Трудности военного времени и поражения русской армии обусловили раскол этого единства . Летом 1915 года звучала резкая критика действий правительства и выдвигалось требование создать Министерство общественного доверия , ответственное перед Думой. В ответ на эти требования производилась частая смена министров и премьер – министров . В августе 1915 года император принял на себя верховное командование армией и переехал в ставку главнокомандующего в Могилёв
В августе 1915 года в Думе образовался Прогрессивный блок , в который вошли три четверти её депутатов . Программа блока требовала создания Министерства общественного доверия , проведения ряда реформ и политической амнистии .
В январе 1916 года председателя Совета Министров Горемыкина сменяет Штюрмер , в ноябре Штюрмера сменяет Трепов , Трепова – Голицын . Оппозиция требует ухода и этого правительства в отставку .
25 февраля 1917 года император издаёт указ о роспуске Государственной думы , её депутаты создают 27 февраля Временный комитет Государственной думы , на основе которого будет впоследствии создано Временное правительство .
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
Манифест «Об учреждении Государственной думы» 6 августа 1905 г.,
«Положение о выборах в Государственную думу», Манифест 17 октября 1905 г.,
«Свод основных государственных законов 1906 г.»
Калинычев Ф.И. «Советы и Государственная Дума в России в период революции 1905 – 1907 гг.» Советское государство и право. 1963 г.
Бородин Н.А. «Государственная Дума в цифрах» СПб. «Общественная польза», 1906 г.
Литература:
Иванов Б.Ю., Комзолова А.А., Ряховская И.С. «Энциклопедия. Государственная Дума Российской империи 1906 – 1917» Росспэн 2008 г.
Государственная дума 1906-1917: Путеводитель по национальным коллекциям крупнейших библиотек Российской Федерации. – Москва Издательство Государственной Думы, 2001 г
И.В. Лукоянов «У истоков российского парламентаризма» СПб. Лики России, 2003 г
Демин В.А. «Государственная Дума России (1906 – 1917): Механизм функционирования». Москва Росспэн 1996
Периодические издания:
Журнал «Российская Федерация сегодня» №25, 2005 г.
Журнал «Музей России», №3 2007 г.
«Парламентская газета», №24 2008г.
Журнал «Новая русская книга», №2 2001г.
«Российская газета» - Неделя №4055 2006 г
Интернет – ресурсы:
http://www.duma.gov.ru
http://www.cikrf.ru
http://www.kodeks.ru
http://www.kodeks.ru/free
1 Государственная Дума. Узаконения 6 августа 1905 г.: Высочайший Манифест. Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату. Учреждение Государственной Думы. Положение о выборах в Государственную думу: - М.: Товарищество «Типография А.И.Мамонтова», 1905 г.
2 Там же
3 Там же
4 Иванов Б.Ю., Комзолова А.А., Ряховская И.С. «Энциклопедия. Государственная Дума Российской империи 1906 – 1917» Росспэн 2008 г.
5 Калинычев Ф.И. «Советы и Государственная Дума в России в период революции 1905 – 1907 гг.» Советское государство и право. 1963 г.
6 Демин В.А. «Государственная Дума России (1906 – 1917): Механизм функционирования». Москва Росспэн 1996 г.
7 Бородин Н.А. «Государственная Дума в цифрах» СПб. «Общественная польза», 1906 г.
8 Бородин Н.А. Государственная дума в цифрах. - СПб.: Изд. «Общественная польза» 1906 г.
9 Государственная дума 1906-1917: Путеводитель по национальным коллекциям крупнейших библиотек Российской Федерации. – Москва Издательство Государственной Думы, 2001 г.
10 «У истоков российского парламентаризма» Составитель И.В. Лукоянов, СПб. Лики России, 2003 г.
11 Бородин Н.А. «Государственная дума в цифрах» - СПб.: Изд. «Общественная польза» 1906г.
12 «Из истории Государственной Думы», Д.И. Раскин, доктор исторических наук, начальник отдела научных публикаций Российского государственного исторического архива.
13 Ю. Звягин «72 дня Государственной Думы. О чем спорили, о чем думали депутаты сто лет назад»
14 «Роль I Государственной Думы в создании и развитии политических партий в России», Л.С. Леонова, доктор исторических наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
15 «Вторая Государственная Дума: пламя крайностей и дым компромиссов», В. Чурбанов, доктор философских наук, профессор.
16 «Национальный состав Государственных Дум Российской Империи (1906 – 1917)», Н. Хмара, доктор философских наук, профессор.
17 http://www.duma.gov.ru
18 http://www.cikrf.ru
19 http://www.kodeks.ru
20 http://www.kodeks.ru/free-duma?doc&nd=723100003&nh=0
21 http://www.democracy.ru/library/publications/voter/special/el_history
10
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |