Несколько томов архивных дел по сооружению Московских ворот, находящиеся в Российском государственном историческом архиве, дают полное представление о строительстве памятника Славы у Московской заставы в Санкт-Петербурге. Архитектор В.П. Стасов предложил два варианта ворот в виде пропилей, отличавшихся своими габаритами. Назначая размеры, зодчий предполагал, что среднее расстояние колонн будет для разъезда двух экипажей
по четыре лошади, рядом впряженных, два боковых - для обозов, а крайние к углам - для пешеходов Сам Стасов считал необходимым исполнение варианта большего размера. Для возведения этого внушительного сооружения требовалась значительная территория. Такое место в столице было найдено. В это время по проекту инженера генерал-майора П.П. Базена велось строительство второго Обводного канала.
Канал стал южной границей города. Базен предложил использовать свободное пространство между Лиговским и новым Обводным каналами, считая его наиболее удобным для возведения Триумфальной арки. Именно здесь можно было со всякою удобностию разместить новые триумфальные ворота. Этим решался и градостроительный вопрос - парадно оформлялся въезд в столицу, одновременно являвшийся ее заставой. Проект В.П. Стасова, а также план установки торжественной арки на указанном месте, предложенный
П.П. Базеном, были утверждены Николаем I 12 января 1834 года. Сметы, представленные архитектором и директором Александровского чугунолитейного завода М.Е. Кларком, определялись суммой 825 051 руб. 20 копеек, из которых 600 000 руб. шло на отливку из чугуна и сборку ворот. Чтобы не ошибиться в расчетах самого сооружения, в выборе места для него и решении технических вопросов, В.П. Стасов решил построить деревянную модель будущих ворот в натуральную величину.
Стройка шла в самый разгар зимы 183334 года. Несмотря на сильные морозы работа была завершена в течение 20 дней плотником Григорьевым с товарищами и определялась суммой 1500 руб. По одобренной императором модели зодчий представил уточненные чертежи ворот. Окончательное высочайшее утверждение проекта Московских триумфальных ворот последовало 20 апреля 1834 года. Сразу же после этого через Санкт-Петербургские ведомости были объявлены торги на производство
работ и поставку строительных материалов, были проложены две объездные дороги для перевода на них движения с Московского шоссе и наведены мосты. В течение лета на место стройки завезли все необходимые материалы песок, тосненскую известь, и бутовую плиту, кирпич и лесные материалы. Для фундамента из Смольного монастыря было привезено 1978 штук гранитных камней, оставшихся от недостроенной колокольни. В августе приступили к выемке котлована.
Торжественная закладка Московских триумфальных ворот Славы состоялась 14 сентября 1834 года - в пятую годовщину заключения Адрианопольского мира Трактата вечного мира с Турцией. В одном из архивных дел по сооружению монумента имеется записка В.П. Стасова, в ней он пишет, что при закладке каких-либо значительных строений полагается с надписью
года, лица и числа закладки особый камень с крышею, в который кладутся монеты от имени Государя императора и всей императорской фамилии. С надписями высочайших имен другие небольшие камни, составляющие крест в закладке Кроме того, предусматривались камни от создателя монумента и членов Комиссии по сооружению его. Соблюдая эту традицию, зодчий представил схему расположения этих небольших камней. Камни были заранее заготовлены и уложены в виде креста в соответствии с рисунком
В.П. Стасова. Крест, представляющий расположение камней при закладке Московских триумфальных ворот, копия с архивного рисунка Стасова Значение камней 1- от императора Николая I. 2- от императрицы Александры Федоровны. 3- От наследника Александра Николаевича 4-16 то членов императорской фамилии министра финансов, архитектора
Стасова, членов комиссии по сооружению памятника Плотность грунта и сравнительно небольшой вес сооружения 60 000 пудов - 985 тонн позволили архитектору отказаться от забивки свай, которая была заложена в смете. Кладка фундамента из тосненской крупной бутовой плиты на известковом растворе с утрамбовкой велась до наступления заморозков, по 14 октября, и была возобновлена только 19 апреля 1835 года. Высота фундамента составляла более 4 м. В сентябре он был готов.
Основным материалом для изготовления ворот был выбран чугун. Отливка антаблемента и аттика, а также ковка из листовой меди скульптурных деталей фигур гениев, трофеев и капителей колонн были осуществлены Александровским чугунолитейным заводом, находившимся на лиссельбургской дороге. Чугунные блоки для колонн отливались на старом казенном чугунолитейном заводе на четвертой версте Петергофской дороги. Работами по отливке деталей и их монтажу на месте руководили мастера
Александровского завода Маликов и П. Забурдин. Все работы, связанные с возведением Московских триумфальных ворот, велись под наблюдением помощника В.П. Стасова - младшего архитектора Е.И. Диммерта. 27 апреля 1837 года отливка всех чугунных частей ворот завершилась, и их сборка подходила, казалось бы, к концу. Однако крышу над воротами решено было крыть не железом, а листовой медью, да и с окраской ворот произошла
заминка. Только через год приступили к загрунтовке верхней части ворот и их бронзировке, которую производил мастер Кельберг. Во избежание попадания пыли на ворота землю вокруг них все время поливали водой. Окраску ворот закончили к концу августа 1838 года.В конце сентября Московские триумфальные ворота Славы были готовы. 16 октября 1838 года состоялась церемония их открытия.
Это величественное сооружение впечатляет своими размерами длина - 36,27 метра, высота - 24,74 метра, ширина - 8,53 метра. Двенадцать мощных каннелированных колонн высотой 15 м и диаметром внизу более 2 м завершаются дорическими капителями. Каждая колонна состоит из девяти отдельных блоков колец, соединенных между собой, составляющих ствол колонны, стилобатной и капительной частей. Общий вес 12 чугунных колонн составляет около 450 тонн.
На колоннах располагаются массивный антаблемент и ступенчатый аттик, завершающий сооружение. Для того чтобы выдержать пропорции и найти правильное утонение колонн и каннелюр, которыми отделана каждая из них, еще до отливки на заводе была сделана модель. В то время Московские ворота, были крупнейшим в мире сборным сооружением из чугуна. Много внимания архитектор уделил скульптурному убранству ворот, которое в полной мере соответствует
их строгой и лаконичной архитектуре. Оно состоит из 30-ти фигур гениев и 8-ми арматур пятиметровых рельефных, выкованных из меди скульптур трофеев над колоннадой. Рисунки украшений были исполнены Стасовым в 1834 году. Разместив фигуры гениев по всему фризу ворот, Стасов оригинально решил его декор вместо характерных для дорического фриза триглифов в виде вертикальных бороздок он изобразил летящие фигуры в легких одеждах.
Для всех работ, связанных с изготовлением скульптурного декора триумфальной арки, Николай I распорядился призвать скульптора Орловского. В это время известный ваятель работал над статуями М.Б. Барклая де Толли и М.И. Кутузова. Эти хорошо знакомые всем памятники русским полководцам были установлены перед Казанским собором в 1837 году. Все декоративное убранство
Московских ворот Борис Иванович Орловский выполнил по собственным детальным рисункам с лепкой моделей, бережно сохранив замысел В.П. Стасова. Скульптор виртуозно исполнил по всему фризу 30 двухметровых крылатых гениев со щитами, на которых изображены гербы русских губерний и областей. Изящные женские фигуры, контрастно выделяющиеся на гладкой поверхности антаблемента, подчеркивают грандиозность колоннады.Б.И. Орловский создал оригинальное завершение арки, установив на карнизе по краям пятиметровые
композиции из воинских трофеев здесь щиты, копья, алебарды, мечи, дубовые и лавровые венки, доспехи. Однако эти композиции появились не сразу. Николай I высказал пожелание, чтобы триумфальные ворота российской столицы, как и Бранденбургские ворота в Берлине, венчала колесница Победы или скульптурная группа с изображением великого князя
Александра Невского. В.П. Стасов считал, что никакого подобного завершения в архитектуре этой арки быть не может, как нет его у Афинских пропилеев того античного образца, который зодчий взял за основу. На аттике с двух сторон золотые буквы надписи, сочиненной Николаем I Победоносным Российским войскам, в память их подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах.
Упоминание Польши связано с окончанием польской кампании и взятием Варшавы в 1831 году. Со стороны Москвы надпись была выполнена по-русски, со стороны Петербурга - по-латыни. Шаблон текста надписи на аттике ворот исполнил специально приглашенный В.П. Стасовым Василий Собольщиков. Отливку медных литер и их позолоту произвел Александровский чугунолитейный завод. В ХIХ веке Московские ворота выглядели иначе, чем в настоящее
время. Это был архитектурный ансамбль с двух сторон к триумфальной арке примыкали небольшие, довольно массивные кирпичные кордегардии помещения для военных караулов. Каждая кордегардия представляла в плане прямоугольник со сторонами 17,07х10,67 м с четырьмя башнями, возвышавшимися по углам. Стены башен были рустованы, а их карнизы с большим выносом поддерживались кронштейнами. Чугунная решетка соединяла их с колоннадой и, образуя большие дуги, шла к мосту через
Лиговский канал. Кроме того, в боковых пешеходных пролетах ворот В.П. Стасов установил по чугунной скамейке для отдыха пешеходов и ажурные столбы, каждый о двух фонарях. Все эти детали, дополняющие ворота, были отлиты из чугуна по рисункам В.П. Стасова. В память открытия триумфальных ворот у Московской заставы выпустили медаль работы медальера
А. Губе. Она представляла собой изящную небольшую плакетку - прямоугольную пластинку со срезанными углами, на которой была изображена триумфальная арка. Золотые медали вручили членам царской семьи, серебряные - генералам, принимавшим участие в войнах с Персией и Турцией, а также в Польской кампании, бронзовые - создателям сооружения. Так завершилась титаническая работа архитектора по возведению уникального памятника монументального
искусства, обошедшегося государству в сумму более миллиона рублей. Стремление к рациональности и экономичности побудило архитектора ввести в русскую строительную практику новый материал - металл, вместо традиционных камня и кирпича. Имитация металлом традиционно каменной архитектуры и разработка принципов сборного строительства при сооружении Московских ворот говорят о смелости и подлинном новаторстве мастера, стремившегося к удешевлению
создаваемых им сооружений. Почти 100 лет простояли триумфальные ворота на Московской дороге. Они были свидетелями торжественного входа в столицу полков, освободивших Балканы от османского ига во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов. Часть II. Неугодный монумент. В 1936 году памятник постигла участь многих сооружений города он был демонтирован, а кордегардии снесены. К счастью, перед этим они были тщательно обмерены архитекторами
П. Д. Бункиным, В. П. Бункиным и М. П. Бренайзеном. Их обмеры дают точное представление и об облике всего сооружения, и о его деталях, а также о конструкциях антаблемента, скрытых облицовкой. После разборки ворот все чугунные конструкции и детали пронумеровали и перевезли на склады. Арматуры и фигуры гениев передали в Государственный Русский музей и Музей Академии художеств.
Общественность Ленинграда сразу же выступила за исправление допущенной ошибки. Уже в 1938-1941 годах в мастерской профессора Е.И. Катонина был составлен проект возобновления Триумфальных ворот для оформления входа в парк культуры и отдыха Московского района ныне Московский парк Победы. Но началась Великая Отечественная война. В 1941 году чугунные блоки ворот использовались при сооружении
противотанковых заграждений на южных подступах к Ленинграду. Великая Отечественная война не позволила осуществить проектное предложение Е.И. Катонина, но уже в 1956 году, по инициативе Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда, началась разработка проекта восстановления Московских ворот на прежнем месте. Прежде всего установили места хранения демонтированных деталей.
Они находились на складах на Расстанной улице и на Новодевичьем кладбище, а разобранные скульптуры в двух музеях в Русском музее - тридцать три детали, в том числе семь фигур, в Академии художеств - тридцать пять деталей и среди них восемь фигур. Все сохранившиеся фигуры и детали - крылья, щиты с гербами и даже ступни ног - были тщательно обмерены
архитекторами из 11-й мастерской Ленпроекта. Изучив сохранившиеся авторские чертежи В.П. Стасова, обмеры, выполненные в 1936 году, и богатую иконографию, архитекторы И.Г. Капцюг, E.Н. Петрова и инженер Н.С. Чукаев разработали проект восстановления Московских ворот. 23 февраля 1957 года Ученый совет Государственной инспекции по охране памятников утвердил этот проект.
16 декабря 1957 года Ленгорисполком по инициативе начальника Государственной инспекции по охране памятников Н. Н. Белехова, принял решение о воссоздании триумфального монумента. Специальным научно-реставрационным производственным мастерским поручили реставрацию и воссоздание медного скульптурного декора. Кировский завод взялся за отливку чугунных частей, а завод
Стальконструкция - плит и металлических конструкций. Выяснилось, что из ста восьми чугунных колец, составляющих двенадцать колонн, сохранилось шестьдесят пять. Из тридцати фигур гениев Победы оказалось возможным реставрировать тринадцать, а семнадцать надо было воссоздать по данным сохранившихся обмеров. Всю эту сложную работу координировали архитектор М.М. Налимова, искусствовед Г.Д. Нетунахина. Большую помощь им оказали консультанты - известный исследователь
архитектуры Г.Г. Гримм, скульптор И.В. Крестовский и профессор доктор технических наук Н.Н. Аристов. В июле 1958 года началось перенесение трамвайных путей, проложенных на участке, где ранее стояли ворота одновременно было проведено исследование старого фундамента, который, как оказалось, очень хорошо сохранился под слоем асфальта. В октябре того же года фундамент раскрыли, и замысел о возрождении памятника начал воплощаться в практических строительных работах.
Пока шла отливка чугунных колец и изготавливались конструкции, реставраторы приступили к воссозданию недостающих фигур гениев, гербов и арматур. Воссоздание фигур, и особенно гербов, потребовало большой предварительной подготовки. С этой целью архитектор Е.Н. Петрова углубленно изучала российскую геральдику, чтобы точно установить, что изображено на российских губернских и областных гербах и каковы формы щитов.
Каких только животных - фантастических и реальных - не приходилось ей рисовать, воспроизводя гербы Ярославской, Костромской, Псковской, Смоленской и других губерний и областей. По старым фотографиям и рисункам Е.Н. Петровой модели воссоздаваемых деталей выполнялись первоначально в глине скульпторами-модельщиками Д.Д. Малашкиным, Г.Ф. Цыганковым, Б.М. Томским, Н.И. Смирновой. После принятия моделей специальной комиссией фигуры и
детали формовались в гипсе и уже затем путем выколотки изготавливались из красной листовой меди бригадой чеканщиков К.П. Кротова. Большой сложностью отличалась работа по воссозданию арматур, ибо каждая из них состоит из тридцати восьми деталей. Первоначально были изготовлены модели в одну четвертую часть натуральной величины арматур, что позволило уточнить их общую композицию. В дальнейшем производилась отработка каждой детали панцирей, шлемов, знамен, дубовых ветвей, ликторских
пучков, венков, штандартов с орлами, других военных доспехов. Многие из них имелись в нескольких вариантах, отличающихся по форме и деталям. Арматуры также выполнялись выколоткой из медных листов. Старые детали скульптурного убранства очистили от масляной краски, выправили на них вмятины, восполнили утраты.В 1959 году возрожденные ворота заняли свое историческое место в перспективе
Московского проспекта. В октябре того же года велась установка фигур гениев. Из акта комиссии, датированного 10 октября 1959 года, видно, что на воротах уже стояло семь фигур и две фигуры были подняты на леса для установки. В сентябре 1960 года начальник Инспекции по охране памятников С.В. Коробков, архитектор М.М. Налимова, директор Музея городской скульптуры
Г.Д. Нетунахина и один из авторов проекта реставрации Е.Н. Петрова осмотрели ворота и составили перечень поправок. В 1961 году все их указания были осуществлены. Так ленинградские реставраторы возвратили городу на Неве шедевр русской классической архитектуры, памятник воинской славы - Московские триумфальные ворота.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |