«Нельзя было воздвигать здания, когда не было почвы для него; почва для
истории великого человека есть история народа»
С.М. Соловьев
Введение
Реформы и деятельность Петра I стали камнем, на котором оттачивалась русская историческая мысль более столетия.Можно наблюдать, что по мере того, как одни обвинения за другими висли на этих реформах, шла двойная работа, усиленная идеализация Научный вопрос о значении реформы Петра был шумным журнальным и салонным спором о древней и новой России, об их взаимном отношении;, историческая перспектива заменялась философско-историческими построениями двух противоположных культурных миров - России и Европы. Под такими впечатлениями начиналось научное изучение реформы и складывался взгляд на реформу у Соловьева, первого русского историка, который изобразил ее ход документально, в связи с общим движением нашей истории. В своем труде "История России" он посвятил петровскому времени пять томов. Позднее историк выступил в зале политехнического музея с "Публичными чтениями о Петре Великом", где в более кратком и доступном виде изложил свои выводы. Оба названных труда являются вершиной научного творчества историка, где наиболее полно проявился его аналитический талант и виртуозная работа с источниками.
В этих работах заметна перестановка ударений в общей оценке петровских преобразований. Историк выразил свое суждение в "Публичных чтениях о Петре Великом" показав ограниченность и историческую неподготовленность преобразований. Он дал классическое определение обусловленности реформ всем предшествующим развитием: "Необходимость движения на новый путь была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился"[1,1]Труды Соловьева отличаются широтой воззрений и вместе своей напряженностью, приподнятостью тона и некоторой недосказанностью мысли: это не только итог ученого исследования, но и полемическая отповедь кому-то, защита дела Петра от каких-то обидчиков.
.
Значение личности Петра
I
в истории Росии
«Только великий народ способен иметь великого человека; сознавая
значение деятельности великого человека, мы сознаем значение народа.
Великий человек своею деятельностию воздвигает памятник своему народу» [1,1].
До того, как приступить к подробному рассмотрению личности Петра I Соловьев обращается к европейской истории, а также высказывает свои взгляды на историческое развитие народов. Любой народ за истории своего существования переживает несколько периодов. В первом возрасте народ живет преимущественно под влиянием чувства; это время его юности, время сильных страстей, сильного движения. Здесь благодаря сильному
огню куются памятники народной жизни в разных ее сферах или закладываются
основания этих памятников.[1,3]Когда наступает вторая половина народной жизни: народ мужает, и чувство уступает свое место мысли. Сомнение, стремление поверить то, во что прежде верилось, задать вопрос - разумно или неразумно существующее, потрясти, пошатать то, что считалось до сих пор непоколебимым, знаменует вступление народа во второй возраст, или период, период господства мысли. По мнению Соловьева, если народ способен к развитию, способен вступить во второй период или второй возраст своей жизни, то движение обыкновенно начинается знакомством с чужим; мысль начинает свободно относиться к своему и чужому, отдавать преимущество жизни народов чужих, опередивших в развитии, находящихся уже во втором периоде.
Европейские народы заимствовали, учились у народов, существовавших до них. Когда Европа вступила во вторую фазу своего развития, греко-римская цивилизация уже не существовала, хотя именно ей обязано развитие европейских народов. У Росси же был совершенно другой путь развития. Соловьев указывает на причины, не зависящие от русского народа и его правителей, которые повлияли на отставание России в развитии от своих соседей. Географический- обширность территории, а так же влияние Азии, которая никогда не спешила с собственным развитием, в том числе влияние Золотой Орды, которое представляется историком как основной тормозящий фактор «взросления» Руси.
На период перехода из юношеского возраста к зрелому и приходится правление Петра I.
Таким образом, этот переход произошел на да века позже, чем у европейких стран, однако он и имел свои особенности, а роль личности Петра в этом переходе хоть и является главенствующей, однако не представляется Соловьевым как первоочередная.Появление такого великого человека, как Петр, было ни чем иным ,как естественное и необходимое явление в народной жизни, в жизни исторического, развивающегося народа[1,12]
Петр- царь-работник
Соловьев представляет Петра как царя-работника , царя «с
мозольными руками».Русскому народу пришлось поднять страшную тяжесть петровских преобразований; Находясь на пороге общественных изменений он сознает, что обойтись без них нельзя, но, естественно,колеблется, останавливается в недоумении, как приняться за дело, достанетли сил. Что же делает великий человек, вождь народный? Он первый
подставляет свои могучие плечи под тяжесть, отдает всю свою чрезвычайную
силу в общее дело, и дело, благодаря этому вкладу, начинается, идет, народ
получает помощь. И вот он образ царя-работника, "в работе пребывающего".[1,16]
“То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник - он всеобъемлющий душой, на троне вечный был работник, " - писал А.С. Пушкин о Петре Великом.
Осуществление широких кораблестроительных планов обнаруживает в их инициаторе - Петре Великом человека необычайной энергии и широкого кругозора, не помышлявшего о сиюминутных выгодах, а смотревшего в отдаленное будущее. Соловьев упоминает о том, что Петр интересовался кораблестроением еще в юном возрасте, а в последствии воплотил свои стремления и интересы в строении русского флота. Немаловажным он считает и тот факт, что Петр получал образование заграницей. Действительно, многие историки считали это основополагающим фактором в дальнейшей политике Петра: видя различия между Россией и Западом и очевидное отставание своего народа от европейских, Петр по восшествию на престол стремится уменьшить этот разрыв, ориентируется на Европу, заимствует многое из ее исторического опыта. Эти факты и становились, как правило причинами разногласий между приверженцами западничества и славянофильства, однако в своих трудах, Соловьев примиряет эти противоборствующие мнения, когда говорит, что Петр был сам чистый русский человек, сохранявший крепкую связь со своим народом; его любовь к России не была любовию к какой-то отвлеченной России; он жил со своим народом одною жизнию и вне этой жизни существовать не мог; без этого он не мог так глубоко и горячо верить в свой народ, в его величие; только по этой вере он мог поручить русским людям то, в чем они по холодным соображениям ума не могли иметь успеха по своей неопытности и неприготовленности. [1,25]
Петр- царь-учитель
Соловьев неоднократно подчеркивает, что Петр выступал главным учителем России, он был посредником между закостенелым российским обществом и прогрессирующим Западом, однако он также считает, что благодаря Петру передача опыта от европейских стран к русскому народу произошло наиболее эффективным путем.
Учившийся заграницей Петр осознавал опасность чужеземного влияния. Поэтому приглашая иностранных мастеров, учителей, знатоков дипломатического дела, он назначал на главные должности русских людей. Таким образом он как наставник русского народ старался развивать самостоятельную его деятельность. «Пусть ученик с самого же начала испытывает свои силы, сам сейчас повторяет преподанное правило, сейчас же прилагает узнанное к делу. Только посредством такого учения человек может развить свои способности,приобресть привычку к самостоятельной деятельности, окрепнуть духовно»[1,34]
Военная деятельность
Война входила в общий план преобразований Петра как средство для достижения сознанных, определенных целей этого преобразования, входила в общий план как школа, дававшая известное приготовление народу, приготовление, необходимое в его новой жизни, новых отношениях к другим народам. Историк считает, что война не останавливала преобразовательного движения в других сферах, а наоборот способствовало ходу общественных преобразований. Сильный человек, представитель сильного народа, Петр ясно понимал значение борьбы и не боялся ее, не сдерживался страхом пред материальною, видимою неприготовленностию. Петр был представитель сильного народа, но не народа-драчуна, не воинственного, не завоевательного народа. Будучи полным представителем своего народа, будучи совершенно чужд воинственности, вовсе не гоняясь за славою полководца-завоевателя, занятый одною мыслию о внутреннем преобразовании, Петр начинал все войны, смотря на нех только как на средство этого Преобразования.[ 1,56]
Реформа государс
т
венной власти
Отсталость, или тяжкая болезнь, как называет ее Соловьев, древней России происходила от розни сил; необходимым, следствием была слабость, бедность результатов народной деятельности.
Причина болезни осознавалась великим правителем, и им предложено было лекарство - соединение сил, приучение к деятельности сообща, к деятельности самостоятельной, самоуправительной.
Под этим лозунгом осуществлялись административные реформы. Например, создание Сената, причиной которого послужила затянувшая Северная Война, должно было обеспечить бо'льшую самостоятельность совещательного органа при правителе. Находясь вдали от страны и Петр не имел возможности решить все внутренние проблемы страны, поэтому и был создан Сенат, в чьей компетенции было принимать определенные государственные решения в отсутствие царя.
Сенат создавался как высший орган управления, сосредоточивший в своих руках административно-управленческие, судебные и законосовещательные функции. В Сенате вводился принцип коллегиальности: без общего согласия решение в силу не вступало. Впервые в государстве учреждение, как и в армии, вводилась личная присяга. В 1722 г. был создан важнейший контрольный орган - прокуратура.. Явный государственный надзор был дополнен тайным надзором путем введения системы фискалов, которые осуществляли негласное наблюдение за деятельностью администрации на всех уровнях. Эти преобразования и были направлены на то,мчтобы органы государственной власти работали сообща, а так же существовала коллективная ответственность перед государем, которую Петр рассматривал как залог успешной работы органов власти.
Экономическая сфера
Соловьев в своих чтениях многократно повторяет, что в основе преобразований должно было находиться преобразование экономическое. Расходы на армию, флот, военные кампании, - все это требовало больших расходов. В результате чего Петр вводит подушную подать и взимает большие налоги со всех слоев населения. «Для того чтоб видеть плод от
преднамеренных великих дел, необходимых в народной жизни, нужны были
большие финансовые средства, которых бедное, земледельческое государство дать не могло.»[1,70]
Чтобы добыть эти средства, нужно было вывести государство из этой
односторонности поднятием промышленного и торгового движения, поднятием города, который впоследствии мог поднять и освободить село.
Петр стал учреждать казенные фабрики и заводы. Но при этом с самого же начала он стал хлопотать о том, как бы поскорее передать эти фабрики и заводы в частные руки с двоякою целию: освободить казну от издержек и побудить русских людей к мануфактурной деятельности, причем давались начинателям производства значительные денежные ссуды, льготы и работники через приписку населенных имений к фабрике или заводу. Вследствие этой-то передачи казенных заводов в частные
руки при Петре некоторые, как, например, Демидовы, приобрели огромное
состояние.[1,79]
Все эти тяжести и труд русский народ должен был поднять временно, чтоб
вдвинуть Россию в Европу и приобрести средства усиления и обогащения, а
эти средства состояли в искусстве и знании
Культура
Пётр отравляет немало молодых дворян в Европу для обучения морскими науками, иностранных языков, механикой. Большинство дворян, отправленных Петром для обучения, стали вести разгульный образ жизни, не заботясь о порученном им деле. В 1701 г. в Москве открывается первая школа математических наук. В 1715 г. её сменила Морская академия в Петербурге. В 1711 г. в Москве открывается инженерная школа, которая стала доступна не только дворянам. В 1705 г. открывается гимназия, основанная пленным саксонцем Глюком; в отличие от школ, специализировавшихся на изучении одного предмета, в гимназии занимались изучением географии, этики, политики, латинской риторики и ораторского искусства, философии, иностранных языков. Приобщение к европейскому, более цивилизованному быту, стало главной задачей Петра в области культуры
«Могущественное средство развития человека состоит в расширении сферы;
человек развивается, когда переносится из бедной, простой обстановки
жизни, из круга немногих и постоянно повторяющихся явлений в жизнь,
обстановленную богаче, представляющую больше разнообразия предметов и
явлений; сельчанин поэтому развивается, когда переносится в город, еще
сильнее развивает путешествие, бывалость» [1,77]
До Петра знание того, что делалось в чужих странах, было
привилегиею правительства; извлечения из иностранных газет (куранты)
составлялись для царя и немногих приближенных особ и бережно хранились как тайна государственная. Петр хотел, чтоб все русские люди знали, что
делается на свете, и с 1703 года начали издаваться в Москве "Ведомости о
военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах".Как до Петра куранты составлялись только для царскогупотребления, так и сценические представления давались только для потехи великого государя. Петр и то и другое ввел в народное употребление.
Социальная сфера
Недостаток в рабочих руках, экономическая неразвитость заставили
древнюю Россию прикреплять крестьян к земле. Переворот, известный под
именем петровых преобразований, был именно тот переворот, которого
необходимым следствием долженствовало быть освобождение села чрез поднятие
города.[1,88] Экономическое развитие, просвещение и жизнь в среде цивилизованных
народов - вот средства, которые были даны Петром-преобразователем для
постепенного «лечения» старых зол русской земли, а в том числе и зла
крепостного права. Соловьев подчеркивает что Петр лишь начал постепенное «уврачевание» этого порока, и потому «бессмысленно было бы требовать, чтоб то, что долженствовало быть только отдаленным следствием известной деятельности, появилось в самом начале этой деятельности. Видевшим конец дела предстоит обязанность почтить память начавшего, положившего основание»[1]. Разумеется, Петр не мог освободить крестьян, но Петр не мог равнодушно смотреть на злоупотребления, которые отягчали земледельческий труд. Средств к облегчению участи крестьян Петр искал и в улучшении экономического быта землевладельцев, в отнятии у них побуждений к угнетению крестьян.
1719 году был издан указ смотреть, чтоб помещики не разоряли крестьян
своих, разорителей отрешать от управления имениями, которые отдаются в
управление родственникам. Петр не любил, чтоб указы оставались только на
бумаге: в 1721 году один помещик был сослан на 10 лет на каторгу за то,
что прибил человека своего и тот от побоев умер. В 1721 году вышел указ,
запрещавший розничную продажу крестьян и дворовых, детей от родителей;
такой продажи, говорит указ, во всем свете не водится, и этими словами
указывает уже на могущественное средство общественных улучшений: народ,
живущий общею жизнию с другими образованными народами, не может допускать
у себя таких явлений, которые эти народы признают ненравственными.
Слабоумных помещиков, негодных ни в науку, ни в службу, могущих только
мучить своих крестьян, велено по освидетельствовании в Сенате отстранять
от управления имениями и не позволять им жениться.
Заключение
По мнению Соловьева С.М. никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен русским народом под руководством Петра; история ни одного народа не представляет такого великого, многостороннего, даже всестороннего преобразования, сопровождавшегося столь великими последствиями как для внутренней жизни народа, так и для его значения в общей жизни народов, во всемирной истории. Во внутренней жизни народа положены были новые начала политического и гражданского порядка. В политическом порядке пробуждена самодеятельность общества введением в управление коллегиального устройства, выборного начала и городского самоуправления, а введением присяги не только государю, но и государству впервые дано народу понятие о настоящем значении государства. В частной гражданской жизни приняты меры к ограждению личности: она освобождена от оков родового союза исключительным вниманием Петра к личной заслуге, подушной податью, запрещением браков по принуждению родителей или господ, выводом женщины из терема. Всемирно-исторические следствия реформы были: 1) вывод посредством цивилизации народа, слабого, бедного, почти неизвестного, на историческую сцену со значением сильного деятеля в общей политической жизни народов, 2) соединение обеих дотоле разобщенных половин Европы, восточной и западной, в общей деятельности посредством введения в эту деятельность славянского племени, теперь только принявшего деятельное участие в общей жизни Европы через своего представителя, через русский народ.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |