Реферат по предмету "История"


Формирование культурной политики советской власти в 1920-е гг

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПЕНЗЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


Кафедра истории


РЕФЕРАТ


по дисциплине: «Отечественная история»


на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТ­СКОЙ ВЛАСТИ В 1920-Е ГГ.»


Выполнил студент гр. 08М4з Бирюков А.В.

Проверил преподаватель ___________


ПЕНЗА 2009



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3


1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ............................. 4


2. ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ................................ 6


3. ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ................................ 9


4. ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ. 1921 - 1928.......................................... 12


4.1.
Образование
............................................................................................ 12


4.2.
Наука
....................................................................................................... 16


5.КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ............................ 20


5.7. Литературно-художественная жизнь страны
............................... 20


5.2.
Искусство
................................................................................................ 23


5.3.
Средства массовой информации
........................................................ 26


ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 28


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................... 29



ВВЕДЕНИЕ


Составной частью плана перехода от капитализма к социализму была так называемая «культурная революция», под которой подразумевались переворот в духовной жизни общества, преобразование общественного сознания на основе марксистско-ленинской идеологии, формирование у советских людей некоторого стандартного, одинакового для всех, способа понимания окружающих явлений бытия, их жизни. Предстояла грандиозная работа по перевоспитанию старшего и воспитанию подрастающих поколений в духе коммунистической идейности и нравственности, интернационализма и патриотизма, коллективистской психоло­гии. Революция не мыслилась без подавления всякого рода носителей антисовет­ского и антикоммунистического сознания. Она нацеливалась на создание культу­ры принципиально нового типа - социалистической по содержанию, интерна­циональной по природе (состоящей из, лучших элементов всех национальных культур), национальной по форме. Придавая громадное значение предстоящему перевороту в культурной сфере, Ленин в своем «Завещании» подчеркивал: «Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной» .


Ратьковский И.С, Ходяков М.В. История Советской России - СПб.: Лань, 2001.



1. ГОСУДАРСТВЕННОЕУПРАВЛЕНИЕКУЛЬТУРОЙ


Важнейшее место в государственном управлении культурой занимал Народ­ный комиссариат просвещения РСФСР, призванный руководить не только про­свещением, но и внешкольным образованием, литературой, театрами, изобрази­тельным искусством, музыкой. Для этого в Наркомпросе был создан Отдел про­свещения национальных меньшинств. Местные Советы имели отделы народного образования, которым подчинялись все (и общественные, и частные) учреждения культуры. Партийное руководство культурой осуществлял созданный в 1920 году Агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б). Помимо него при ЦК работали постоянные комиссии практически по всем отраслям культуры: антирелигиозная, по самообразованию, библиотечная, клубная, школьная, художественная, радио­комиссия, кинокомиссия. В 1922 году в составе Наркомпроса созданы Главное управление по делам литературы и издательств, на которое возлагались функции цензуры, и Главный репертуарный комитет, ведавший цензурой театрально-концертной деятельности. Координация руководства культурой во всесоюзном масштабе осуществлялась Совещанием наркомов просвещения республик.


Переход к мирному строительству после Гражданской войны выявил огром­ный недостаток в образованных кадрах для создания государственного аппарата, управления народным хозяйством, армией, собственно культурой. Провозглашена была политика привлечения интеллигенции к сотрудничеству с Советской вла­стью с последующим ее перевоспитанием в советском духе или заменой новыми кадрами специалистов.


Значительная часть старой интеллигенции, руководствуясь идеей служения своему народу, пошла на сотрудничество с новой властью, часть заняла выжида­тельную позицию. Переход к нэпу был воспринят ею как начало эволюции Совет­ской власти в направлении демократии и породил такое явление, как «сменове­ховство». Название произошло от сборника «Смена вех», изданного в Праге в 1921 году. Стремясь расширить в условиях нэпа социальную опору в непролетарских массах, Советская власть разрешила издание в стране ряда журналов различных на­правлений, в том числе сменовеховских. Наиболее яркими выразителями сменове-


4



ховских идей были в зарубежье Ю.В. Ключников и Н.В. Устрялов (возвратив­шиеся в Россию соответственно в 1922 г. и 1935 г. и погибшие в условиях необос­нованных репрессий 1937 - 1938 гг.), в СССР - литератор И.Г. Лежнев, редакти­ровавший в 1922 - 1926 годах сменовеховский журнал «Новая Россия».


Суть этого идейного движения сводилась к признанию Советской власти -как сумевшей спасти государственность в России и введением нэпа найти выход из революционной «смуты». Призывы «сменовеховцев» к сотрудничеству с ней осно­вывались на том, что жизнь сама заставит большевиков пойти по пути возрожде­ния и разумного устройства страны, вопреки всей их революционной риторике. Переход к нэпу и сменовеховство способствовали возвращению эмигрантов на родину. За 1921 - 1931 года в Россию вернулось 181432 эмигранта, из них 121843 (две трети) - в 1921-м году. Советская власть допустила также свободное со­ревнование различных группировок в литературе и искусстве, ставшее основой для образования группы писателей, названных «попутчиками». Автором такого определения, широко вошедшего в практику после 1923 года, был Л.Д. Троц­кий. К ним относили писателей непролетарского происхождения, которые при­нимали Советскую власть, сотрудничали с ней, но в политическом отношении хотели оставаться нейтральными".


2

История России. Теории изучения. В 2-х кн. Книга вторая. Двадцатый век. Учебное посо­бие. / Под ред. Б.В. Личмана. - Екатеринбург, 2001.


5



2. ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


Однако классовый подход оставался главным принципом выстраивания властной политики в отношении интеллигенции. При малейшем подозрении в противодействии власть немедленно прибегала к репрессиям. В 1921 году бо­лее 200 человек были арестованы по делу так называемой Петроградской бое­вой организации во главе с В.Н. Таганцевым (профессор географии, секретарь Сапропелевого комитета Академии наук). Среди них оказались многие пред­ставители научной и творческой интеллигенции. По решению Петроградской ЧК от 24 августа, 61 из арестованных, включая выдающегося русского поэта Н.С. Гумилева, были расстреляны.


В июне 1921 года Ф.Э. Дзержинский направил в Политбюро ЦК РКП(б) подготовленную особоуполномоченным ГПУ Я.С. Аграновым докладную за­писку об антисоветских организациях с,реди интеллигенции, из которой следо­вало, что нэп создает опасность объединения и консолидации сил буржуазных и мелкобуржуазных групп. Особое внимание обращалось на деятельность анти­советской профессуры в вузах (прежде всего в Московском высшем техниче­ском училище и университете), различных научных обществах. Непримиримых противников Советской власти обнаружили вокруг журналов «Экономист», «Экономическое возрождение», «Летопись Дома литераторов», вестника Пиро­говского общества врачей, а также частных издательств. Отмечалось, что во­круг издательства «Задруга» группировались члены партии энесов, а издатель­ства «Берег» - преимущественно члены ЦК партии кадетов; издательство «Книга» находится в руках ЦК меньшевиков. Антисоветская интеллигенция использовала для проведения решений, противоречащих политике Советской власти, различные съезды и всероссийские совещания спецов, устраиваемые различными наркоматами, а также кооперацию, тресты, торговые учреждения и объединения. В записке подчеркивалась «необходимость решительного прове­дения ряда мероприятий, могущих предотвратить возможные политические ос­ложнения».


На основании этой записки 8 июня 1922 года Политбюро создало специ-


6



альную комиссию в составе И.С. Уншлихта, Д.И. Курского и Л.Б. Каменева. Она должна была подготовить предложения по арестам и высылке интеллиген­ции, закрытию органов печати. Инициатива высылки принадлежала Ленину, а контроль за исполнением операции был возложен на Сталина. «Надо бы не­сколько сот подобных господ выслать за границу безжалостно. Очистим Рос­сию надолго», - писал Ленин. Политбюро несколько раз рассматривало работу комиссии по высылке интеллигенции, находя ее неудовлетворительной «как в смысле недостаточной величины списка, так и в смысле его недостаточного обоснования».


С июля 1922 по апрель 1923 года из России в несколько приемов было выслано более ста старых интеллигентов (вместе с семьями - более 200). Среди них были профессора Московского университета, Московского высшего техни­ческого училища, Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии, Ин­ститута инженеров путей сообщения, Археологического института; лица, про­ходящие по делу издательства «Берег» и по делу группы В.В. Абрикосова -священника римско-католической церкви в Москве, сторонника объединения римско-католической и православных церквей, друга Патриарха Московского и всея России Тихона; агрономы, кооператоры, врачи, инженеры, литераторы. Среди высланных были также бывший ректор М.М. Новиков и декан физико-математического факультета Московского университета В.В. Стратонов; эко­номисты С.Н. Прокопович и Б.Д. Брупкус, историк А.А. Кизеветтер, писатель М.А. Осоргин, философы Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, П.А. Со­рокин, Ф.А. Степун, С.Л. Франк. Нашумевшая высылка вошла в историю под названием «философский пароход».


Высланные представители старой интеллигенции пополнили почти двух­миллионную эмиграцию, оказавшуюся за пределами России и результате рево­люции и Гражданской войны. Многие другие ее представители оказались среди репрессированных по политическим мотивам внутри СССР. Согласно данным, представленным Министерством внутренних дел в ЦК партии и СНК СССР


5 января 1954 года, общее число арестованных органами ВЧК ОГПУ за все ви-


7



ды преступлений в 1921 - 1928 годах составило 842232 человека, из них 152633 осуждено. В числе арестованных за контрреволюционные преступления насчи­тывалось 457347 человек. Удельный вес «контрреволюционеров» среди всех арестантов вырос с 38% в 1921 году до 64% - в 1928 и 82% - в 19293
.


В ноябре 1923 года ГПУ пыталось сфабриковать дело по обвинению в ан­тисемитизме С. Есенина, его друзей А. Ганина, С. Клычкова, П. Орешина. За­травленный поэт покончил жизнь самоубийством в 1925 году (по другой вер­сии, убит по приказанию властей), позднее погибли и другие обвиняемые. В ноябре 1924 года заместитель председателя ОГПУ Г Г. Ягода подписал ордер на арест группы писателя А. Ганина из 13 человек, объединенных идеей борьбы с «интернационально-коммунистическим режимом во имя спасения нацио­нальной России». Такое мировоззрение было названо «фашистским», а группа - «Орденом русских фашистов». 30 марта 1925 года Ганина с шестью товари­щами расстреляли, семерых отправили на Соловки, откуда вернулись лишь двое. В мае - июле 1928 года состоялся показательный процесс над «вредителями» в угольной промышленности - «шахтинское дело». Всего по делам об экономиче­ской контрреволюции в Донбассе, московского и харьковского «центров» к су­дебной ответственности привлекли 53 человека, в том числе 36 инженеров, 10 горных техников и одного электротехника. Они обвинялись в создании организа­ции, которая «щедро субсидировалась поляками, французскими, немецкими фирмами и своим парижским центром», «активно готовилась к интервенции и практически намечала совершенно реальные мероприятия по взрыву тыла изнут­ри». Пятеро из арестованных были расстреляны, остальные получили разные сро­ки лишения свободы .


3
Реабилитация: Как это было. Март 1953 - февраль 1956. - М., 2000.


4
Зезина М.Р., Кошман Л.В., Сысоева Е.К., Шульгин B.C. История русской культуры IX- XX


вв. -М., 2002.



3. ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ


Особой ожесточенностью отличалась борьба по искоренению религиозного сознания и священнослужителей, которые скопом были зачислены в стан контрреволюции. Власти явно преуспевали в битве за умы молодежи - пионеры и комсомольцы оказались наиболее отзывчивыми на призывы покончить с «попов­ским мракобесием». К 1922 году было закрыто более двух третей из примерно 1200 православных монастырей, а в Москве - все домовые церкви, составлявшие около четверти общего числа столичных храмов. Началось планомерное разрушение цер­ковных сооружений. В Москве первым снесли выдающийся памятник церковной архитектуры - часовню Александра Невского на Манежной площади. Кампания по изъятию церковных ценностей, предпринятая в голодном 1922 году, оберну­лась дальнейшим разгромом культурно-исторического достояния страны, начато­го в годы Гражданской войны. Однако сломить пассивное сопротивление Церкви властям не удавалось.


В начале мая 1922 года Политбюро, по предложению Ленина, дало директи­ву Московскому трибуналу: немедленно привлечь Патриарха Тихона к суду. Пат­риарха арестовали и намеревались судить по обвинениям в антисоветских преступ­лениях. До суда, однако, дело не дошло. И не столько из-за того, что Патриарху пришлось покаяться, а в церквах были прекращены анафемствования (церковное проклятие) коммунистов, сколько из-за опасения бурной реакции в зарубежных странах. Например, британское правительство заявило об отзыве дипломатиче­ской миссии, если начнется намеченный на апрель 1923 года процесс по его де­лу.


После того как Ленин отошел от политической деятельности, постановле­нием ВЦИК расследование этого «дела» было остановлено. Однако гонения на церковь не прекратились, а Тихон умер под арестом в апреле 1925 года (по мне­нию некоторых церковных историков, был отравлен). После его гибели был аре­стован Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (П.Ф. Полянский), которо­го в 1937 году расстреляли в Верхнеуральской тюрьме. Главным местом заточения церковных иерархов в 20-х годах стал Соловецкий лагерь, где к 1926 году были со-



браны 24 епископа. Многие из них были высланы из епархиальных городов на север, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. В 1922 году только по суду было расстреляно 3447 священнослужителей, общее число преданных смертной казни в начале 20-х годов достигло 10 тыс. Всего за годы Советской власти (в основном в 20 - 30-е) уничтожено около 200 тыс. священнослужителей.


С конца 1922 года большими тиражами издавалась газета «Безбожник», в 1925 году создается «Союз безбожников», придавшие атеистической пропаганде воинствующую напористость и повседневность. Однако атеизм, насаждаемый на­силием, не имел особых шансов на успех у громадных масс (в середине 20-х го­дов в СССР насчитывалось до 130 млн. верующих, преимущественно крестьян). Не дала особого результата и ставка на раскол внутри Православной церкви. С пе­реходом к нэпу в ней усилилось «обновленческое движение», восходящее к ли­беральным и христианско-социалистическим идеям начала XXстолетия и про­тивостоящее официальной церковной политике. Большевистская власть, приняв требования части верующих о демократизации приходов за атеистическую тен­денцию, стала поддерживать «Живую церковь», надеясь использовать ее в борь­бе с «церковной контрреволюцией». К 1925 году за обновленцами числилось до трети всех приходов, 13650 храмов. Одним из первых иерархов РПЦ, уклонивших­ся в обновленческий раскол в 1922 году, был митрополит Сергий (И.Н. Страго-родский). Однако после 14 месяцев пребывания в расколе он покаялся перед Патриархом Тихоном и был принят обратно в лоно Церкви в сущем сане.


Необходимость «смычки» города и деревни после кризиса сбыта в 1923 го­ду, смерть бескомпромиссного богоборца Ленина несколько умерили репрессии по отношению к Церкви.


Реальным предстоятелем Русской Православной церкви еще при жизни ми­трополита Петра стал заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий. 29 июля 1927 г., чтобы смягчить репрессии против Церкви, он с группой архиереев «сергианцев» обнародовал «Послание к пастырям и пастве» - деклара­цию, в которой заявилось о безусловной лояльности Церкви по отношению к госу­дарству. Декларация призывала осознать серьезность свершившегося в стране, в


10



котором, как всегда и везде, «действует та же Десница Божия». Особо отмечалось: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз на­шей гражданской Родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи». Однако это не остановило гонений на Церковь. В сен­тябре 1927 г. Сталин, беседуя с американской рабочей делегацией, заявил, что «партия не может быть нейтральной в отношении носителей религиозных предрас­судков, в отношении реакционного духовенства. Беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано». Со сломом нэпа и переходом к «революции сверху» в деревне гонения на Церковь многократно возросли3
.


3
Боханов А.Н.. Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России с древнейших времен до конца XXвека. В 3-х кн. Книга III: История России. XXвек. - М., 2001.


11



4. ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ. 1921 - 1928


4.1. Образование


Другой важнейшей задачей культурной революции была ликвидация негра­мотности, почти соизмеримая по масштабам с религиозностью основной массы трудящихся. В начале нэпа из каждой сотни населения в стране 32 человека были неграмотными, а в ряде национальных регионов неграмотность была едва ли не поголовной; у десятков национальностей отсутствовала письменность. Перепись населения 1920 г. показала, что даже в городах около половины населения оста­валось неграмотным. Прекрасно сознавая, что неграмотный человек стоит вне политики, идеологического воздействия, большевистское руководство страны стремилось как можно скорее добиться грамотности всего населения.


Работа по преодолению неграмотности, начавшаяся с первых лет револю­ции и проводившаяся в неразрывной связи с культурно-политическим просве­щением населения, в первый год нэпа несколько затормозилась. Из-за нехватки средств финансирование просвещения было передано на места, где средств на нужды обучения неграмотных зачастую не оказывалось. К тому же в сентябре 1921 года СНК принял постановление об исключении из государственного фи­нансирования школ, библиотек, народных домов, изб-читален. Число пунктов ликбеза сократилось с 88 тыс. в 1921 году до 15 тыс. в 1922-м. С оживлением эко­номики этот спад был остановлен. Выступая на съезде политпросветов в октябре 1921 года, Ленин подчеркивал: если не будет успешно решена задача ликвидации безграмотности, то «говорить о новой экономической политике смешно».


В декабре 1922 года XВсероссийский съезд Советов обязал принять все ме­ры по ликвидации неграмотности, эта работа была сосредоточена на обучении грамоте «организованных групп населения» в возрасте 18-30 лет (красноармейцы, допризывники, рабочие, комсомольцы).


В августе 1923 года ВЦИК и СНК в законодательном порядке утвердили план ликвидации неграмотности населения РСФСР к десятилетию Советской власти. Предусматривалось соответствующее финансирование работы из госбюд-


12



жета, средств местных Советов и профсоюзов. Для привлечения общественности к этой работе осенью 1923 года создано массовое общество «Долой неграмот­ность!» во главе с М.И. Калининым. Несмотря на все усилия победить негра­мотность в 1927 году не удалось. По данным Всесоюзной переписи населения, проведенной в декабре 1926 года, грамотность в РСФСР составляла 60,9%, а в стране целом - 56,6%. К 1930 году она возросла до 63%. Число неграмотных посто­янно пополнялось за счет подростков. Прекратить это можно было введением всеобщего обучения детей. Но такие возможности появились только к середине первой пятилетки: обязательное всеобщее начальное обучение в стране введено с сентября 1930 года.


На протяжении всего периода нэпа развитие школьной системы сдержи­валось нехваткой средств. После окончания Гражданской войны многие учеб­ные заведения прекратили существование из-за отсутствия финансирования, нехватки топлива, ухода из школы учителей на заработки. Наличие начальных школ в стране сократилось со 114 тыс. в 1921 году до 99,4 тыс. в 1922 году и 87,3 тыс. в 1923 году. Число учащихся уменьшилось на 2,4 млн. В 1924 году количество школьных помещений составляло лишь 83% от уровня 1914 года, а учащихся - 98%. Если в 1913 году на одного ученика расходовалось 6,6 руб., то в 1925 году - всего 0,9 руб.


С осени 1924 года возобновилось государственное финансирование сис­темы образования. В 1921 - 1922 гг. она включала базовую четырехклассную, школу-семилетку и девятилетку. На базе начальной можно было получить спе­циальную подготовку в технических и аграрных школах, на профессиональных курсах. Особенно быстро стали расти школы фабрично-заводского ученичест­ва, рабочей, крестьянской молодежи. Выпускники семилетки могли получить профессиональное образование в техникумах, которые, однако, не давали необ­ходимой подготовки для продолжения образования в вузах. Обучение в школах велось на основе учебных планов и программ, составленных Наркомпросом. По окончании Гражданской войны появились первые советские школьные учебни­ки.


13



В 1924 году характер школьного обучения был изменен. Новые ком­плексные учебные программы строились на отказе от традиционного для оте­чественной школы предметного принципа изложения учебного материала. Математику, физику, химию отныне предлагалось изучать не на соответствующих уроках, а по темам: «Трудовая деятельность людей», «Природа как объект трудовой деятельности людей», «Общество как результат труда людей». Теоретики реформы полагали, что при такой перестройке образования легче внедрить в сознание марксистскую диалектическую методологию и сконцентрировать внимание детей на реалиях окружающей жизни. Переподготовка учительства для такой работы во многом сводилась к убеждению, что ратовать за новую программу означало выступать, «прежде всего, за Советскую власть». Одновременно пропагандировались лабораторно-исследовательские методы, коллективные формы занятий, самостоятельная работа, при которой учитель играл роль консультанта. Новые программы Наркомпроса носили рекомендательный характер. Но многие учителя считали, что они не обеспечивают систематических знаний и продолжали придерживаться старых приемов обучения. В 1927/28 учебном году в стране насчитывалось 120,1 тыс. общеобразовательных школ, в них обучалось 11,6 млн. учащихся. Преподавательскую работу вели 551 тыс. учителей, однако только 10% из них имели законченное (или неполное) высшее образование.


Внешкольное образование на протяжении всех 20-х годов находилось в ве­дении Главного политико-просветительского комитета. В городах центрами этой работы были клубы. При них открывались библиотеки, читальни, школы и курсы ликбеза. Активную просветительскую работу вели также библиотеки, музеи, цен­тры пропаганды новой техники и политехнического обучения, Дома и Дворцы культуры. В деревне культпросветработа проводилась через избы-читальни. В 1924 году было создано Всероссийское общество культурной смычки, занимавшееся организацией шефской помощи деревне (сбор средств, книг, направление лек­торов и т.п.). В Красной Армии политпросветработу вели органы политуправле­ния, многочисленные шефы, в частности профсоюзы работников просвещения и


14



культуры.


Социалистическая перестройка народного хозяйства и социальной струк­туры населения (уничтожение эксплуататорских классов, всестороннее развитие трудящихся социальных групп и рабочего класса - их «гегемона») не мыслилась властью без подготовки кадров «собственных» специалистов со средним и высшим образованием. При этом, естественно, выходцам из рабочих и крестьян создава­лись наиболее благоприятные условия для поступления в вузы и техникумы.


К средине 20-х годов в СССР было создано около тысячи индустриально-технических, педагогических, сельскохозяйственных, медицинских, экономиче­ских, художественных техникумов. В 1927/28 учебном году в них подготовлено 28,6 тыс. специалистов. Примерно таким же в этом году был выпуск из 148 высших учебных заведений, которыми располагала в то время страна. Многие выпускники вузов нэповского периода пришли в вузы через рабочие факультеты, где за 1921 - 1925 годы получили необходимую для обучения в высшей школе подготовку 26 тыс. человек. В 1925/26 учебном году на рабфаках обучалось 57 тыс. человек.


Основные трудности высшей школы были связаны с проводимым в стра­не курсом жесткой экономии, направлением материальных и финансовых ресур­сов в основном на нужды восстановления народного хозяйства. Согласно поста­новлению XВсероссийского съезда Советов, с мая 1923 года во всех вузах страны вводилась плата за обучение (исключение делалось для студентов - коммунистов и комсомольцев). Прием туда в 1924 году был уменьшен по сравнению с преды­дущим годом почти втрое - с 37 до 13 тыс. человек. В то же время в вузах была про­изведена очередная чистка по классовому принципу, и 20% от числа всех сту­дентов (представители непролетарских слоев населения) исключены. Сокращение было произведено несмотря на то, что в 1924 году 92% директоров заводов и их за­местителей имели только начальное образование. Острую нехватку специалистов в условиях перехода к индустриализации в соответствии с постановлением ЦИК и СНК от августа 1928 года было решено устранить сокращением программы обу­чения и расширением производственной практики.


С 1922 года в университетах вводились государственные стипендии. В


15



1924 году единая государственная стипендия составляла 20 руб., в 1925 году ее размеры увеличены вдвое. К концу 20-х годов стипендией обеспечивались до 75% студентов, а при ее распределении стала учитываться успеваемость.


Учеба в вузах строилась в соответствии с уставом высшей школы, утвер­жденным 2 сентября 1921 года. Правительственные положения о научном мини­муме, обязательном для преподавания, и о факультетах общественных наук, при­нятые в том же году, вводили в качестве обязательных дисциплин в вузах истори­ческий материализм, историю пролетарской революции, экономическую полити­ку диктатуры пролетариата. С 1924 г. эти дисциплины дополнились историей ком­мунистической партии и основами ленинизма.


В декабре 1922 года ЦК РКП(б) направил во все партийные организации письмо «О работе в вузах», в котором ставилась задача повышения роли коммуни­стов во всей деятельности вузов, «идейного завоевания высшей школы». Для ко­ординации деятельности студенческих партийных ячеек создавалось Всероссий­ское и городские объединения коммунистического студенчества. С июня 1923 го­да партийные организации отчисляли 1% средств партийных организаций для спе­циальных пособий студентам-коммунистам.


4.2. Наука


Высококвалифицированные кадры для высшей школы и руководящей ра­боты в партийно-государственном аппарате, общественных организациях готовил Институт красной профессуры (создан в 1921), институты (философии, истории, литературы, искусства, советского строительства и права, мирового хозяйства и мировой политики, экономики, аграрный, естествознания) Социалистической (с 1924 - Коммунистической) академии. В 1925 г. восстановлена аспирантура, го­товившая научных работников и преподавателей высшей школы. Для подготовки национальных партийно-советских кадров в 1921 г. созданы Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), Коммунистический университет на­циональных меньшинств Запада (КУНМЗ), Среднеазиатский и Закавказский комуниверситеты.


Заместитель наркома просвещения М.Н. Покровский, занимавший ключе-


16



вые посты в системе революционной науки об обществе, был бессменным ру­ководителем Социалистической (Коммунистической) академии, Института красной профессуры, Общества историков-марксистов, Института истории, Центрархива, редактором исторических журналов «Красный архив», «Борьба классов», «Историк-марксист». Он резко противопоставлял фронт историков своей школы как марксистский «немарксистскому фронту» историков старой русской школы (В.В. Бартольд, СВ. Бахрушин, Ю.В. Готье, В.И. Пичета, Н.П. Лихачев, М.К. Любавский, П.Г. Любомиров, Е.В. Тарле, С.Ф. Платонов, А.И. Яковлев и др.). Противостояние закончилось переходом в октябре 1929 года к судебной рас­праве над выдающимися историками дореволюционной формации по сфабрико­ванному «Академическом}' делу» («Делу историков»), которые обвинялись в соз­дании контрреволюционной организации «Всенародный союз борьбы за возрож­дение свободной России». После смерти М.Н. Покровского в 1932 году значительная часть его «вклада» в науку правомерно перечеркнута как проявление вульгарного марксизма, вульгарного социологизма и нигилистического отношения к доре­волюционной русской истории. Воинствующими борцами за чистоту марксизма-ленинизма в исторической науке (в которых недостатка, конечно, не было) стали также историки партии Е.М. Ярославский и М.А. Савельев.


Переход от войны к миру в начале 1921 года резко поднял значимость под­линной науки, особенно прикладных исследований, без которых планы модерни­зации страны в социалистическом духе остались бы неосуществимыми. В первую очередь государство предприняло ряд мер, обеспечивающих выживаемость, спасе­ние ученых от голодной смерти. С 1920 года действовала особая форма их обеспе­чения - натуральный академический паек (выдавался до 1923). В 1921 году при­няты декреты «Об улучшении быта ученых», «О мерах к улучшению жилищных условий научных работников». В 1921 - 1931 годах при Совнаркоме действовала Центральная комиссия по улучшению быта ученых. В 1921 году издан специальный декрет «О создании благоприятных условий для работы академику Павлову», единственному в то время российскому лауреату Нобелевской премии (присуж­дена в 1904).


17



Главную форму организации науки в стране представляла собой Российская академия наук. С 1917 по 1936 годы ее возглавлял крупный ученый А.П. Карпин­ский. Другими центрами науки были университеты и специальные высшие учеб­ные заведения, сочетавшие преподавшие с научно-исследовательской деятельно­стью. Научные подразделения действовали также при наркоматах и ведомствах.


К 1921 г. в стране существовали свыше 70 научно-исследовательских ин­ститутов (НИИ), не считая имеющихся при вузах. Около 20 НИИ в области фи­зики, химии, биологии, общественных наук работали при Наркомпросе. По дан­ным на 1922 год, 30 научных подразделений различного профиля существовали при ВСНХ, 40 НИИ обслуживали сферу здравоохранения, при Наркомземе было 4 НИИ и десятки опытных станций. Военная угроза стимулировала использова­ние науки в интересах укрепления обороны страны. Численность научных сотруд­ников Российской академии наук (РАН) м 1925 году выросла в 4 раза по сравнению с 1917 годом. Общее же их число в стране к 1927 году составляло около 25 тыс., что было почти в 2,5 раза больше, чем до революции.


В июле 1925 года РАН признана решением правительства «высшим нессо-юзным ученым учреждением» и получила статус АН СССР. В 1926 году для усиления руководства наукой со стороны государства создаются межведомственная комис­сия при СНК для содействия Академии наук, отдел научных учреждений СНК, ко­митет по заведованию учеными и учебными учреждениями при ЦИК СССР. С это­го года лучшие работы и области науки стали отмечаться премиями имени В.И. Ленина.


Советским ученым в 20-е годы удалось внести существенный вклад и миро­вую науку. Успешно работал выдающийся специалист в области теории чисел И.М. Виноградов. Ценные труды по математической физике, минералогии и гео­химии Земли завершили академики П.А. Стеклов, В.И. Вернадский, А.Е. Ферсман. Академик А.Ф. Иоффе внес крупный вклад в разработку физики кристаллов. Д.С. Рождественский сделал важные открытия в атомной спектроскопии. Н.Н. Семенов успешно работал над теорией цепных реакций. Теоретические работы


18



А.И. Берга по радиофизике способствовали решению проблемы радиофикации страны. В 1924 - 1925 годах под руководством Л.Н. Туполева были созданы цель­нометаллические самолеты АНТ-2, ЛНТ-3. К.Э. Циолковский в конце 20-х годов приобретает мировую и известность как глава нового научного направления - ра-кетодинамики. Ф.А. Цандер разработал и в 1930 году построил первый в мире реак­тивный двигатель, работавший на бензине и сжатом воздухе. А.Л. Чижевский вел пионерские работы в области ионификаиии.


В те же годы увидели свет новые крупные научные труды академика И.П. Павлова в области физиологии; работы Д.Н. Прянишникова и В.Р. Вильямса в области агробиологии, агрохимии, физиологии растений. Широкую известность получила деятельность И.В. Мичурина по селекции новых сортов плодовых де­ревьев. В 1925 году его питомник стал научным учреждением общегосударствен­ного масштаба. Важное значение имели труды А.В. Чаянова и Н.Д. Кондратьева по проблемам выживаемости крестьянских хозяйств и планированию сельского хозяйства, исследования С.Г. Струмилина по методологии статистики. Советские ученые и специалисты разработали проекты крупных тепловых и гидравлических электростанций. Осуществление научных и технических разработок позволило выполнить рассчитанный в 1920 году на 10-15 лет план ГОЭЛРО к 1931 году.


В начале нэпа возобновилось участие российских ученых в международных конференциях и заграничных научных экспедициях. В 1925 г. состоялся первый в СССР после революции международный научный форум специалистов в области изучения пресных вод - IIIлимнологический конгресс. На празднование двухсот­летия Российской академии наук в том же году прибыли свыше 130 ученых из 25 стран. В приветствии Советского правительства по этому случаю отмечалась большая роль Академии в обеспечении научной работы в масштабах страны, в распространении научных знаний среди трудящихся и приобщении к науке де­сятков национальностей, которые впервые в условиях Советского государства получили возможность широкого культурного и хозяйственного развития.


19



5. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ


5.7. Литературно-художественная жизнь страны


Писатели и другие творческие работники с переходом страны к нэпу так­же стремились реализовать свои возможности в переустройстве действительности. Переломная эпоха оказалась очень бурной для литературно-художественной жиз­ни страны. Руководство страной на первых порах сдерживало стремление к дикта­ту в тонкой сфере художественного творчества, ограничиваясь лишь политиче­ской цензурой и полагая, что писатели, художники, композиторы, театральные деятели сами выработают оптимальные формы социалистического искусства. В конце 1920 года ЦК партии направил на места письмо «О пролеткультах». В пись­ме разъяснялись ленинские оценки Пролеткульта как движения «теоретически Неверного и практически вредного». Вред усматривался в том, что под Видом «пролетарской культуры» обществу прибиваются нелепые, извращенные вкусы, а вместо помощи молодежи серьезно учиться нанизывались полубуржуазные фило­софские системы и выдумки.


Однако пролеткультовские идеи оказались живучими и обнаруживались в программах многих творческих объединений, возникавших в 20-х годах и вклю­чавших в свои ряды талантливую, прошедшую Гражданскую войну молодежь. Только с 1920 по 1926 года впервые выступили в печати более 150 таких писате­лей, среди них Н, Асеев, А. Жаров, В. Каверин, Л. Леонов, Л. Сейфуллина, Н. Ти­хонов, А. Фадеев, М. Шолохов.


Пролеткультовские идеи давали о себе знать в творчестве писателей объе­динения Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАГТП, 1920), лите­ратурной группы «Кузница» (1920) и в ряде новых объединений, литературных групп, возникших в основном в 1922 - 1923 годах (только в Москве насчитывалось более 30 литературных течений). Заметный след в литературной жизни оставили группа пролетарских писателей «Октябрь» (1922), литературная группа «Молодая гвардия» (1922), «Левый фронт искусств» (1922), Московская ассоциация проле­тарских писателей (1923), Литературный центр конструктивистов (1923), литера­турная группа «Перевал» (1923), Всесоюзная и Всероссийская ассоциации проле-


20



тарских писателей (1925), Всесоюзное объединение крестьянских писателей (1926).


До 1924 г. существовала возникшая в 1919 г. литературная группа «Имажи­нисты», представители которой декларировали фатальную неизбежность антаго­низма искусства и государства. Особую позицию в группе занимал С. Есенин, ут­верждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка.


В литературе этого периода выделяются два основных течения. Одно, так на­зываемый левый фланг искусства, искало новые формы. Другое имело поиски в русле традиционного реалистического искусства. Активными борцами за литера­туру, создаваемую силами писателей-пролетариев, были ассоциации ВАГТП, МАПП, РАПП и журналы «На посту» (1923 - 1925), «На литературном посту» (1926 - 1932). Литературно-художественные силы тех лет делились в журнале на три ла­геря: пролетарские, крестьянские писатели и «попутчики». «Напостовцы» считали свое объединение орудием диктатуры партии в области литературы, выступали от лица рабочего класса, подвергали разгромной критике «попутчиков», к которым относили, например, В. Маяковского, М. Горького, С. Есенина, А. Толстого, Л. Леонова.


Противоположную позицию занимал журнал «Красная новь», в котором публиковались наиболее яркие, вне зависимости от политических убеждений и социального происхождения авторов, произведения. Главный редактор журнала А. Воронский выступал за приоритет эстетических критериев над политически­ми, считая, что пролетарское течение равноправно другим и не должно пользо­ваться Привилегиями.


Резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной ли­тературы» (от 18 июня 1925) осуждала крайности «напостовской» линии, призы­вала бережно относиться к «попутчикам», но в целом высказывала поддержку пролетарским литературно-художественным силам. Видимо, поэтому коренных изменений в позиции «неистовых ревнителей» пролетарской чистоты в литерату­ре не произошло. В 1927 году сторонники РАПП добились отстранения Воронского


21



от руководства «Красной новью» за отстаивание реализма и классических тради­ций, а позднее обрушились на школу профессора В. Переверзева за некое вуль­гарно-социологическое истолкование литературных явлений. Весной 1928 г. состо­ялся Первый съезд писателей страны, на котором создано Всесоюзное объедине­ние ассоциаций пролетарских писателей - ВОАПП во главе с Л. Авербахом, П. Керженцевым, А. Фадеевым и др. Рапповцы расширили свое влияние.


В результате относительно свободного соревнования различных течений и группировок в 20-е годы созданы произведения, вошедшие в золотой фонд оте­чественной культуры. В 1922 году посмертно опубликованы мемуары В. Короленко «История моего современника»; А. Толстой написал романы «Сестры» (1922) и «Восемнадцатый год» (1928); М. Вересаев - «В тупике» (1922), «Пушкин в жизни» (1927). С. Есенин создал такие поэтические шедевры, как «Анна Онегина», «Чер­ный человек» (1925). А. Горький, проведший большую часть 20-х годов за грани­цей, написал «Мои университеты» (1923), «Дело Артамоновых» (1925). Эпоха Гражданской войны ярко отражена в романах Д. Фурманова «Чапаев» (1923) и «Мятеж» (1925); А. Серафимовича «Железный поток» (1924); И. Бабеля «Конар­мия» (1926); М. Булгакова «Белая гвардия» (1927); М. Шолохова «Тихий Дон» (1-я часть, 1928). Одним из первых романов на тему восстановления промышленности стал «Цемент» (1925) Ф. Гладкова. Широкое признание получили «Города и годы» (1924) К. Федина, «Одеты камнем» (1925) О. Форш. Критическое отношение пи­сателей к советской действительности выражено в антиутопии «Мы» (1924) Е. Замятина, в сборнике рассказов «Роковые яйца» (1925) М. Булгакова, в «Повес­ти непогашенной луны» (1927) Б. Пильняка.


Бесценным даром современникам и потомкам стало поэтическое творче­ство С. Есенина и В. Маяковского. В полный голос заявили о себе в 20-е годы поэты Н. Асеев, Э. Багрицкий, О. Мандельштам, Б. Пастернак, Н. Тихонов, М. Светлов, А. Сурков. Родоначальниками советской детской литературы стали Б. Житков, С. Маршак, К. Чуковский.


Русская деревня в 20-е годы также приобрела новых оригинальных ху­дожников. Наряду с такими талантами, как С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков,


22



П. Карлов, А. Ширяевец, еще в 1914 - 1915 годах составившими группу «Ново­крестьянские поэты», стали певцами деревни (расширительно - всей крестьян­ской России) и выразителями ее проблем П. Васильев, А. Ганин, И. Грузинов, Г. Деев-ХомяковскиЙ, И. Дорошин, П. Дружинин, А. Жаров, М. Исаковский, И. Молчанов, В. Наседкин, П. Орешин, А. Прокофьев, П. Родимов. Отличи­тельной особенностью крестьянской поэзии была ее сдержанность к историче­скому пафосу современности.


5.2. Искусство


Изобразительное, как и другие виды, искусство развивалось в 20-е годы в условиях противостояния и взаимодействия различных объединений и группи­ровок. Основной тон задавала Ассоциация художников революционной России (АХРР). Активно проявляли себя художники, составлявшие «Общество станковис­тов» и общество «Четыре искусства». ,


Традиции «Мира искусства» (художественное течение «Серебряного века») продолжали художники общества «Жар-цвет» (1923), традиции «Бубнового ва­лета» - художники объединений «Маковец», «Бытие» и «НОЖ» (Новое общество жи­вописцев). В 1925 году «бубновалетовцы» создали объединение «Московские живо­писцы». В 1926 году это объединение в полном составе вошло в АХРР, однако в 1927 году большая его часть вышла из ассоциации и учредила в 1928 году Обще­ство московских художников (ОМХ).


К. Малевич, основоположник одного из видов абстрактного искусства «супре­матизма» (комбинирование на плоскости простейших геометрических фигур, окра­шенных в контрастные цвета) и лидер витебского объединения «Утвердители ново­го искусства», в 1924 году стал директором Государственного института художест­венной культуры в Ленинграде. Московский институт художественной культуры на­ходился под влиянием абстракциониста В. Кандинского. Борьба за Советскую власть, восстановление народного хозяйства стали темами картин И. Бродского, Л. Дейнеки, К. Петрова-Водкина, Ю. Пименова, П. Соколова-Скаля. М. Греков начал создавать советскую батальную живопись.


В 1926 г. в Москве образовалось Общество русских скульпторов, в которое


23



вошли мастера различных художественных школ и ориентации. Москва была ук­рашена известной скульптурой «Булыжник - орудие пролетариата» (1927) И. Шадра. Н. Андреев стал автором памятников А.И. Герцену и Н.П. Огареву у старого здания Московского университета (1922), А.Н. Островскому у Малого театра (1929). С. Меркуров изваял скульптуру К.А. Тимирязева у Никитских ворот (1923).


В архитектуре наибольшее признание в 20-е годы получил и конструкти­визм, развиваемый Обществом современных архитекторов (1925), и рациона­лизм, проявившийся в творчестве архитекторов Ассоциации новых архитекто­ров (1923). Идеи конструктивизма проповедовали В. Татлин, Л. Лисицкий, И. Леонидов. Братья Леонид, Виктор и Александр Веснины в 1923 году разра­ботали проект Дворца труда в Москве, который не был осуществлен, однако способствовал утверждению конструктивистского направления в архитектуре. По проектам Весниных воздвигнуты редакционное здание газеты «Ленинград­ская правда» (1924), Дом акционерного общества «Аркос» (1924). По проектам К. Мельникова сооружены павильон и торговый сектор СССР на международ­ной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже (1925), клубы завода «Каучук» (1927), имени И.В. Русакова, собственный дом архитек­тора в Кривоарбатском переулке Москвы (1927 - 1929).


В 1928 - 1930 годы по проекту конструктивиста М. Гинзбурга в Москве построен экспериментальный «коммунальный» дом (Новинский бульвар, 25) для сотрудников Наркомфина, завершавший эпоху длительных поисков карди­нальной перестройки в сфере социально-бытового уклада молодой Советской республики. Индивидуальные квартиры сочетаются здесь с помещениями, предназначенными для коллективного обслуживания обитателей. Здание стало прообразом многих домов нового быта, в том числе возведенного в 1969 г. До­ма аспиранта и стажера МГУ. В целом, однако, проекты новых жилых ком­плексов, предлагавших утопические идеи и, как правило, осуществлявшиеся со значительными отклонениями от первоначальных замыслов, успеха не имели. В


20-е годы разрабатывались также планы реконструкции Москвы (руководители


24



A.Щусев, И. Жолтовский) и Ленинграда (И. Фомин). Приумножение культур­
ного достояния в эти годы сочеталось с варварским уничтожением ценнейших
историко-архитектурных памятников.


В 20-е годы одну из первых ролей в просвещении и воспитании масс стал играть кинематограф. Вслед за первым полнометражным документальным филь­мом о Гражданской войне, снятом в 1920 году, появились и художественные кар­тины: о народовольцах - «Дворец и крепость» (1923; режиссер А. Ивановский), С. Эйзенштейна о революционной борьбе: «Стачка» и «Броненосец «Потемкин» (1925); В. Пудовкина - «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Пото­мок Чингисхана» (1928). На экраны вышли приключенческий и фантастический фильмы «Красные дьяволята» (1923) И. Перестиани и «Аэлита» (1924) Я. Прота­занова; кинокомедия «Папиросница от Моссельпрома» (1924) Ю. Желябужского. Становление и развитие кинодокументалистики связано с именем Д. Вертова, соз­дателя киножурнала «Кино-правда» (1922 - 1925), фильма «Шестая часть мира» (1926), и творчеством других режиссеров.


Большим успехом у зрителей пользовались такие театральные постановки, как «Любовь Яровая» К. Тренева и «Дни Турбиных» М. Булгакова в Малом театре (1926); «Шторм» В. Билль-Белоцерковского в Театре имени МГСПС (1926); «Раз­лом» Б. Лавренева в Театре имени Вахтангова (1927. Прочное место в репертуаре занимала классика (пьесы А. Островского, Н. Гоголя и др.). Наряду с признанны­ми мастерами театра К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко широкую известность приобрели Е. Вахтангов, Вс. Мейерхольд, А. Таиров. На сцене бли­стали артисты В. Качалов, В. Пашенная, Н. Хмелев, Б. Щукин; молодые актеры Н. Баталов, Е. Гоголева, Б.Ливанов, А. Тарасова, М. Яншин и др.


Крупные симфонические произведения создали в 20-е годы композиторы Н. Мясковский, Ю. Шапорин, Д. Шостакович. В различных музыкальных жанрах проявили себя И. Дунаевский, Д. Кабалевский, братья Дмитрий и Даниил Покрас,


B.Шебалин. Пианист Л. Оборин занял первое место на Международном конкурсе
имени Шопена (1927). Среди вокалистов выделялись В. Барсова, С. Лемешев,


И. Козловский, М. Максакова.


25



Определенный вклад в отечественную культуру вносили представители культуры российского зарубежья. Высокого уровня культурными ценностями ста­ли: проза, поэзия и публицистика нобелевского лауреата И. Бунина, И. Шмеле­ва, Д. Мережковского, С. Черного, М. Цветаевой, В. Ходасевича, Г. Иванова; му­зыка и исполнительское искусство С. Рахманинова, И. Стравинского, А. Глазунова,


A.Гречанинова, Ф. Шаляпина, Н. Плевиикой; театр М. Чехова и балет М. Фокина,


B.Нижинского, С. Лифаря; живопись К. Коровина, В. Кандинского, Н. и С. Рери­
хов, М. Ларионова, Ф. Малявина, 3. Серебряковой; философия И. Ильина,
Н. Бердяева, Л. Карсавина, Н. Лосского, С. Франка, Б. Вышеславцева; правоведе­
ние Н. Алексеева, П. Новгородцева, П. Тройского; богословие митрополита Ан­
тония (А. Храповицкого), В. Ильина; исторические труды академика Н. Конда­
кова, Г. Вернадского, М. Ростовцева, П. Бицилли, П. Милюкова, С. Мельгунова,
А. Лампе; лингвистика Н. Трубецкого, Р.
Якобсона; социология П. Сорокина;
геополитика и геоэкономика П. Савицкого; экономическая теория В. Леонтьева,
изобретения В. Зворыкина, И. Сикорского, С. Тимошенко и многих других -
важнейшие источники обогащения культуры постсоветской России.


5.3. Средства массовой информации


В 20-е годы существенно обновились средства массовой информации. К се­редине десятилетия в основном сложилась сеть периодических изданий. Массо­выми тиражами выпускались газеты «Труд» (с 1921), «Рабочая газета» (1922), «Кре­стьянская газета» (1923), центральная военная газета «Красная Звезда» (1924), «Учительская газета» (1924), «Комсомольская правда» (1925); журналы «Проле­тарская революция» (1921), «Под знаменем марксизма» (1922), «Большевик» (1924) и др. Расширяли деятельность государственные издательства. Краткий период подъема пережили частные (в феврале 1922 в одной только Москве зарегистрирова­но свыше 143 частных издательств, выпустивших несколько сот названий книг и около 35 периодических изданий). В 1928 г. в стране издано 226 млн. экземпляров книг и 229 млн. журналов. Разовый тираж издающихся в стране газет достиг 9 млн. экземпляров.


С 1921 года на главных площадях крупных городов размещались громкогово-


26



рящие радиотелефонные установки, периодически передававшие сообщения Российского телеграфного агентства. С 12 октября 1924 года начались ежедневные передачи радиопрограмм, ширилась сеть радиовешания. В 1928 году в стране на­считывалось около 100 тыс. радиоточек. Радио стало одним из ведущих средств массовой коммуникации. Многие тысячи людей не только в центральных городах, но и на далеких окраинах получили возможность следить за новостями политической и культурной жизни страны в условиях реального времени, знакомиться с классической и новейшей литературой, музыкой, театральными произведениями .


6
Барсенков А.С Вдовин А.И. История России. 1917 - 2004: Учебное пособие для студентов вузов.-М.: Аспект Пресс. 2005. -С. 174-194.


27



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В 20-е гг. в Советской России культурная жизнь находилась на подъеме. В искусстве и науке творили главным образом представители дореволюцион­ной интеллигенции.


Судьба деятеля науки и искусства в советском государстве зависела от той политики, которую оно проводило в области культуры. Введение новой экономической политики сопровождалось оживлением «буржуазной идеоло­гии», выразителем которой стало «сменовеховское» движение. В борьбе с ним правительство применяло жесткие меры, создавая органы цензуры типа Глав-лита и Главрепеткома, а также высылая инакомыслящих за пределы страны. В то же время в 20-е гг. допускались научные и творческие дискуссии, имело ме­сто сосуществование таких различных направлений в искусстве, как Пролет­культ, объединения авангардистов, футуристов, имажинистов, конструктиви­стов, «Левого фронта». Наличие плюрализма в культурной жизни страны сле­дует считать достижением этого времени.


Были сделаны серьезные шаги по ликвидации неграмотности взрослого населения, созданию материальной базы народного образования, формирова­нию сети культурно-просветительных учреждений. Однако в условиях отсутст­вия у Советского государства достаточных материальных средств коренных сдвигов в области повышения уровня культуры широких слоев населения не произошло.


Политика Советского государства в отношении церкви в 20-е гг. не была постоянной. В начале 20-х гг. на церковь обрушились репрессии, были изъяты церковные ценности под предлогом необходимости борьбы с голодом. Госу­дарство проводило активную антирелигиозную пропаганду, создало разветв­ленную сеть обществ и периодических изданий антирелигиозного толка, вне­дряло в быт советских людей социалистические праздники в противовес рели­гиозным, даже пошло на изменение сроков рабочей недели, чтобы выходные дни не совпадали с воскресеньями и религиозными праздниками.


28



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.
Барсенков А.С, Вдовин А.И. История России. 1917 - 2004: Учебное
пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2005.


2. Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России с древ­
нейших времен до конца XX века. В 3-х кн. Книга III:История России. XX век.
-М.,2001.


3. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Сысоева Е.К., Шульгин B.C. История рус­
ской культуры IX - XX вв. - М, 2002.


4. История России. Теории изучения. В 2-х кн. Книга вторая. Двадцатый
век. Учебное пособие. / Под ред. Б.В. Личмана. - Екатеринбург, 2001.


5. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России - СПб.:
Лань, 2001.


29



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование финансовых резервов в современной России их динамика и проблемы развития
Реферат Математическое моделирование экономических систем 2
Реферат Meals
Реферат Туристско-прикладные многоборья как вид спорта входящий в систему спортивного туризма в Республике
Реферат А. В. Михайлюк исторический источник: информация и смысл
Реферат Понятие и отдельные способы прекращения обязательств. Дисциплина труда. в т.ч. дисциплинарные вз
Реферат Безотходные технологические процессы в химической промышленности на примере синтезе аммиака
Реферат Партикулы и языковая таксономия
Реферат Назви релігійних свят у посланнях А Шептицького
Реферат История возникновения ипотеки
Реферат Разработка канала для комплексной скважинной аппаратуры
Реферат Автоматизирование расчета по определению потребности и обеспеченности сельскохозяйственного предприятия в удобрениях
Реферат Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе в 11х классах общеобразовательных учреждений 2001 – 2002 учебный год
Реферат Редактирование художественной литературы на примере произведения Ричарда Баха "Чайка Джонатан Ливингстон"
Реферат Электрооборудование автомобилей Изучение электрооборудования