Реферат по предмету "История"


Народное хозяйство Беларуси в 1950-е годы

Министерство образования Республики Беларусь Белорусский Государственный Экономический Университет Кафедра экономической истории Курсовая по экономической истории Беларуси на тему Народное хозяйство Беларуси в 1950-е годы Студент ФУС, I-курс Гр. УКС-1 М.Г.Гусев Научный руководитель Профессор

В.И.Голубович Минск, 1998 План. Введение. 1. Промышленность и транспорт в 50-е гг. 2. Дальнейшее развитие промышленности и транспорта в 60-е гг. 3. Достижения сельского хозяйства в 50-е гг. Заключение. Вступление. В послевоенные годы важнейшие задачи белорусского народа заключались в том, чтобы за непродолжительное время ликвидировать ущерб, причиннный республике немецко-фашистскими захватчиками, восстановить народное

хозяйство, улучшить условия жизни населения. Чтобы выполнить эти задачи, белорусскому народу пришлось преодолевать немалые трудности. Героическими усилиями рабочих к концу 1950 г. промышленность БССР по объему валовой продукции не только достигла довоенного уровня, но и превысило его на 15 . За годы восстановления в республике появились новые отрасли индустрии, расширилась энергетическая и топливная база - одно из важнейших условий успешного развития всего народного хозяйства

БССР, увеличилось производство строительных материалов. Значительные успехи были достигнуты в восстановлении предприятий легкой и пищевой промышленности. Возрождался железнодорожный, автомобильный и речной транспорт. Были отстроены вокзалы в Гомеле, Могилеве, Барановичах, Пинске, восстановлены железнодорожные линии, построены новые мосты.

Серьезные изменения произошли в индустриальном развитии областей Белоруссии. За годы восстановления индустрия БССР поднялась на более высокий, чем до войны, технический уровень. Вместе с тем в промышленности новая техника и производство внедрялись медленно, машины и механизмы использовались неудовлетворительно, дали о себе знать недостатки в организации труда, не полностью использовались резервы. Недостаточно быстро развивались отрасли, вырабатывающие промышленные товары народного потребления,

важнейшие продукты питания. Последнее в значительной степени объяснялось отставанием сельского хозяйства, слабостью сырьевой базы. Положение в сельском хозяйстве БССР оставалось тяжелым. Посевные площади были значительно меньше, чем до войны, пустовали тысячи гектаров земель, пришедших в негодность в годы немецко-фашистской оккупации. Количество лошадей сократилось на 56 , коров на - 51 , свиней - на 29 .

Колхозы и совхозы ощущали острую нехватку сельскохозяйственных машин, инвентаря, механизаторских кадров, удобрения. Но, несмотря на недостатки и трудности, народное хозяйство Беларуси постоянно залечивало тяжелые раны войны и немецко-фашистской оккупации. Особенность экономики стран так называемого социалистического лагеря заключалась в подчинении ее плановому управлению, которое непосредственно осуществляла от имени трудящихся партийно-государственная власть.

Поэтому и анализ развития народного хозяйства непременно должен сконцентрироваться в государственных, отраслевых и других планах, а также планах и обязательствах предприятий и учреждений, которые в целом и составляли каркас командно-административной системы в экономике. Эта система тормозила перевод промышленности на новый технический уровень, преобладающим во всех отраслях было экстенсивное развитие. И, несмотря на высокие темпы роста, в промышленности республики комплексная

механизация не получила значительного распространения. Широко использовался ручной труд, который составлял 25 даже на крупных предприятиях. Поэтому в числе первоочередных задач стояло ускорение научно-технического прогресса. Его необходимость понимали в руководстве партией и страной. Цель этой работы проанализировать данные о развитии народного хозяйства

Беларуси в 50-е года ХХ века, сопоставить разные точки зрения на данный вопрос, сделать выводы. 2. ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ. 1. Промышленность и транспорт в 50-е гг. Директивы по пятому пятилетнему плану, утвержденные XIX съездом КПСС, определили большие задачи в деле развития промышленности и транспорта Белоруссии. Предусматривалось увеличить валовую продукцию промышленности на 70 -

80, при этом преимущество отдавалось отраслям тяжелой индустрии. Мощность электростанций увеличивалась в 2 раза, добыча торфа - в 1,5 раза. Планировался значительный рост отраслей, производящих товары народного потребления. Много внимания уделялось вопросам внедрения новой техники и передовой технологии, улучшению качественных показателей работы промышленности - на 50, в строительстве - на 55, а себестоимость продукции снизить

на 20 - 25.2 Взаимообмен предприятий передовым производственным опытом, широкое использование творческих починов новаторов Москвы, Ленинграда и других индустриальных центров, способствовали росту белорусской промышленности. Следует также отметить энтузиазм рабочих. На заводах и фабриках ширилось соревнование за лучшее использование новой техники, повышение производительности труда, экономию сырья и материалов. В 1952 году в промышленности, на стройках и транспорте

Белоруссии соревновалось свыше 2,5 тыс. комсомольско-молодежных бригад, более 100 тыс. молодых рабочих являлись стахановцами. Широко известны были имена токарей Люблинского литейно-механического завода А. Жакдаровой и О. Агафоновой, по инициативе которых разгорелось соревнование за отличное выполнение каждой производственной операции, дежурного Минского отделения Западной магистрали

П.Д. Судникова, разработавшего новаторский метод регулирования поездной работы и др. Движение новаторов ширилось среди работников автомобильного транспорта Белоруссии. К началу 1953 г. соцсоревнованием было охвачено 94 производственных рабочих автотранспорта, на предприятиях трудилось более 3 тыс. стахановцев и ударников. План 1952 г. по перевозке грузов был выполнен на 105,3 , пассажиров - на 123,8, получена значительная

экономия горючего. За 1954 г. в республике было создано и освоено свыше 150 новых типов машин, станков и приборов, объем валовой продукции в машиностроении увеличился на 34. При этом особенно возросло производство сельхозтехники. В 1954 г. промышленность республики увеличила по сравнению с прошлым годом выпуск сельскохозяйственных машин на 83, запасных частей для тракторов и сельхозмашин - на 54.

Гомсельмаш освоил массовое производство силосоуборочных комбайнов и другой техники. В числе первых были коллективы станкостроительных заводов Минска и Гомеля, Минских инструментального завода имени В.П. Чкалова, вагоноремонтного завода имени А.Ф. Мясникова, Оршанского льнокомбината, Гродненского тонкосуконного и

Витебского коврово-плюшевого комбинатов. Многие заводы и фабрики со значительным опережением выполняли свои пятилетние задания. Ускорению роста производства способствовало движение за переход на скоростные более эффективные приемы труда. В 1955 г. на машиностроительных заводах республики насчитывалось свыше 2,5 тыс. рабочих-скоростников. На Минском подшипниковом заводе за 1955 г. на скоростное резание материала было переведено 82 станка, что позволило значительно поднять производительность труда.2

Однако нужно заметить, что погоня за количеством продукции зачастую приводило к снижению ее качества, увеличению брака на производстве. БССР успешно выполнила пятый пятилетний план. За пятилетку вошло в строй около 150 крупных промышленных предприятий государственной промышленности и более 200 средних и мелких. В их числе Минские подшипниковый завод, радиозавод, завод отопительного оборудования и канализационных труб, часовой завод, камвольный комбинат,

Оршанский завод швейных машин, Витебская шелково-ткацкая фабрика, несколько крупных торфодобывающих предприятий, молочно-консервные заводы, мясокомбинаты. Значительно расширились производственные мощности действующих предприятий. В 1995 г. в республике насчитывалось 8,5 тыс. крупных и мелких промышленных предприятий, которые производили 84,6 всей промышленной продукции. Кроме того, действовало 4,3 тыс. предприятий промысловой и потребительской

кооперации, производящих, в основном, товары народного потребления. Произошли существенные изменения в отраслевой структуре промышленности. В 1955 г. по сравнению с 1940 г. удельный вес машиностроения и металлообработки во всей промышленности БССР увеличился с 16,5 до 30,1 . Доля топливной и электроэнергетической промышленности возросла с 12,9 до 16,9 . В то же время снизился удельный вес легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности.

Характерной особенностью развития было значительное повышение технического уровня производства, хотя в большинстве случаев новая техника вводилась в действие медленно, ее активность снижалась из-за отсутствия комплексной механизации, должного профессионализма рабочих.2 За годы пятой пятилетки объем валовой продукции увеличился более, чем в два раза, при этом продолжался рост тяжелой индустрии. Если среднегодовой рост всей промышленной продукции составил около 16 , то машиностроения

и металлообработки - 28 . Промышленность значительно расширила ассортимент выпускаемых изделий. Начали выпускаться мощные 25-тонные самосвалы, лесовозные автомашины, пропашные тракторы Беларусь. Производство грузовых автомобилей увеличилось за пятую пятилетку в 5,4 раза, станков металлорежущих - в 2,4 раза, электродвигателей в 2,7 раза, электроэнергии - в 2,5 раза. Дальнейшее развитие получила торфяная, химическая промышленность, производство стройматериалов.3

Много было сделано по преодолению отставания легкой и пищевой промышленности. Выпуск хлопчатобумажных и шелковых тканей за пятилетку возрос в 2 раза, шерстяных тканей и чулочно-носочных изделий в 2,6 раза, обуви кожаной - в 1,7 раза, резиновой в 1,5 раза. Было произведено вдвое больше товаров народного потребления, чем в 1950 г. Повысилась производительность труда.3 В пятой пятилетке дальнейшее развитие получили все виды транспорта.

В 1955 г. по Белорусской железной дороге было перевезено 49,9 млн. т. грузов и 33,6 млн. пассажиров. По сравнению с 1950 г. перевозки грузов увеличились в 1,5 раза и пассажиров - в 1,6 раза. Грузооборот автотранспорта БССР составил 1188 млн. тонно-километров, увеличившись за пятилетку в 2,5 раза. Значительно улучшились эксплуатационные показатели речного транспорта и воздушного флота. 2. Дальнейшее развитие промышленности и транспорта в 60-е гг.

Задачи по дальнейшему развитию промышленности, ускорению научно-технического прогресса определил XX съезд КПСС. Директивами шестого пятилетнего плана предусматривалось увеличить объем валовой продукции промышленности БССР примерно в 1,7 раза. Большие задачи намечались по развитию электроэнергетики, торфодобывающей промышленности, машиностроения и других отраслей. Первоочередное внимание уделялось совершенствованию организации производства, специализации, снижению себестоимости продукции.

В борьбу за ускорение темпов технического прогресса активно включился Минский автомобильный и тракторный заводы, Могилевский локомотивный завод Строймашина, витебская чулочно-трикотажная фабрика КИМ и сотни других предприятий. В 1959 г. на Минском автомобильном заводе был создан первый образец самого мощного в стране самосвала МАЗ-530 грузоподъемностью 40 т налажен выпуск 12-тонных прицепов и 6-тонных

полуприцепов. Тракторостроители наладили производство более совершенных дизельных тракторов, которые имели ряд преимуществ перед газогенераторными.3 Первый год шестой пятилетки дал прирост промышленного производства БССР на 12. Предприятия начали выпускать около 100 новых типов станков, машин, приборов и около 200 других видов изделий. По итогам Всесоюзного соцсоревнования предприятиям промышленности, строительства и транспорта Белоруссии было присуждено 26 красных знамен

Совета Министров СССР и ВЦСПС, министерств и ЦК профсоюзов с вручением первых премий, 39 вторых и 65 третьих премий. В ходе соцсоревнования высокие образцы труда показали сталевар Минского автозавода Д.И. Барашкин, электросварщик тракторного завода М.Т. Антоник, слесарь Минского станкостроительного завода Н.А. Каменский и другие новаторы производства.3 Досрочно завершили десятимесячное задание по выпуску

продукции предприятия СНХ БССР. За девять месяцев 1957 года они выдали на 8,5 млн. рублей сверхплановой продукции. Дополнительно к плану было произведено 300 тракторов, 30 автомобилей, 7415 велосипедов,90 тыс. м. шерстяных тканей, 250тыс. пар обуви и много другой продукции. Коллектив Белорусской магистрали дополнительно к плану 1957 г. погрузил около 17 тыс. вагонов.

При этом особенно отличились в вождении большегрузных составов машинисты В.П. Кузнецов г. Молодечно, Н.П. Трубачиков г. Лида, А.М.Галашко г. Брест и др. С энтузиазмом трудились комсомольцы. К концу октября 1958 г. свыше 100 тыс. молодых посланцев республики работало на новостройках страны.3 Была успешно решена задача капитального строительства.

За три года шестой пятилетки капиталовложения в промышленность составили 430,8 млн. рублей, в том числе 232 млн. рублей на строительно- монтажные работы. В 1958 г. новостройки обслуживало 770 экскаваторов, 543 бульдозера, 670 кранов, 115 автопогрузчиков. По сравнению с довоенным уровнем количество экскаваторов увеличилось почти в 13 раз, бульдозеров - 22,6 раза и кранов - 22 раза. Укрепление материально-технической базы позволило механизировать монтажные работы на 95, бетонные

- на 62, малярные - на 59, штукатурные - на 58. В 1958 г. на строительстве в республике работало 100 тыс. человек против 61,9 тыс. в 1950 г. Строители широко пользовали передовой опыт других республик.3 С начала 1958 г. в БССР стали создаваться организации Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов. К концу года было создано 537 первичных организаций

ВОИР, в которых состояло 21,8 тыс. членов. По сравнению с 1957 г. численность рационализаторов и изобретателей в республике увеличилось почти на 13. В 1958 г. изобретатели и рационализаторы подали 36,9 тыс. предложений. От внедрнных за 1056-1958 гг. в производство предложений народное хозяйство БССР получило 43,3 млн. рублей экономии.3 Научные учреждения оказали значительную помощь в совершенствовании производства предприятиям машиностроения, энергетики и топливной промышленности, стройматериалов, легкой

и пищевой промышленности. Особенно плодотворно работали коллективы учных Физико-технического института, Института физики и математики, Института торфа АН БССР и Белорусского политехнического института. До 70 тыс. рублей сэкономили в 1956 г. Минский тракторный завод от применения разработанного Институтом физики и математики АН БССР метода спектрального анализа металла.

С помощью и участием белорусских учных на заводах и фабриках были созданы сотни новых типов машин, оборудования и приборов, внедрены более совершенные технологические процессы. Большую помощь промышленности и транспорту республики оказали также научные учреждения Москвы, Ленинграда и других городов страны. К концу 1958 г. белорусский народ добился значительных достижений. Промышленность выпустила валовой продукции почти втрое больше по сравнению с 1950 г производительность

труда выросла в 2 раза. Увеличились основные производственные фонды промышленности, на вооружение предприятий поступила новая техника и оборудование. Только в 1957 г. в механических цехах заводов Совнархоза БССР были введены в эксплуатацию 104 поточные линии, установлено 353 высокопроизводительных станка и автомата. В 1958 г. на вооружение промышленности поступило свыше 900 видов высокопроизводительной технологической оснастки,480единиц других видов оборудования.

По сравнению с 2950 г. парк нового подъмно-транспортного оборудования на предприятиях увеличился в 2,5 раза, литейного и электросварочного - в 1,8 раза, металлорежущих станков на 40 . Было установлено много поточных линий, выросла энергвооружнность труда. Особенно высокими темпами развивались машиностроение и металлообработка, объм производства которых за 1951-1958 гг. увеличился в 6,3 раза, в том числе машиностроения в 11 раз.

В 1958 году машиностроители дали 16,2 тыс. металлорежущих станков, 16,5 тыс. грузовых автомобилей, 26 тыс. тракторов, 11,2 тыс. силосоуборочных комбайнов и много другой техники. В мае 1958 г. тракторозаводцы выпустили 100-тысячный трактор.3 Многое было сделано по развитию энергетики Белоруссии.

В 1958 г. было произведено 2,7 млрд. кВтч. электроэнергии. К концу 1958 г. была подготовлена к пуску Василевская ГРЭС - самая мощная в то время электростанция БССР. Широкое внедрение механизации дало возможность увеличить добычу торфа, почти целиком ликвидировать в этой области тяжлый ручной труд. В 1958 г. добыча торфа в республике достигла почти 9 млн. т. включая

добычу колхозами или в 2,3 раза больше по сравнению с 1950 г.3 За 1951 - 1958 гг. валовая продукция промышленности стройматериалов в БССР увеличилась в 3,4 раза, превзойдя уровень1940 г. в 4,6 раза, В 1958 г. предприятия отрасли дали 539,5 тыс. цемента, 10663 тыс. кв. м. оконного стекла и др. материалов.1

Ускорилось развитие химической промышленности, предприятия которой освоили выпуск новых видов ценной продукции. Объм производства отрасли возрос в 1958 году. По сравнению с 1950 г. более чем в семь раз. В республике строились Полоцкий нефтеперерабатывающий и Гомельский суперфосфатный заводы, Пинский завод искусственных кож, Полоцкий завод искусственного волокна.

Расширялся ассортимент производимой продукции на действующих предприятиях. Шагнула вперед лесная и деревообрабатывающая промышленность. Объем ее производства за это время увеличился на 53, в том числе бумажной промышленности - в 2,2 раза. Были внедрены новые технологии по углубленной переработке древесины и отходов, введены в строй новые производственные мощности.3 В 1951-1958 гг. заметно ускорилось развитие лгкой и пищевой промышленности.

Высокие темпы развития белорусской индустрии обеспечили ей видное место в общесоюзном производстве. В 1958 г. промышленность БССР выпустила 11,8 общего количества тракторов, 11,7 - металлорежущих станков, 4,3 грузовых автомобилей, 1,6 мотоциклов, 13 фанеры. Значительный удельный вес занимала республика по производству ряда товаров народного потребления.3 Большие успехи были достигнуты в развитии транспорта.

Уровень 1950 г. по отправлению грузов был превзойдн на 2,7 млн. т а по прибытию - на 18,7 млн. т. или более чем в 2 раза. На железных дорогах стал эффективнее исползоваться подвижной состав, улучшилась безопасность движения поездов, организация погрузочно-разгрузочных работ. Грузооборот речного транспорта и перевозки пассажиров возросли в 3 с лишним раза. Речной флот пополнился более мощными судами, расширился выпуск металлических, более наджных и долговечных

барж. Быстро развивался автомобильный транспорт, грузооборот которого увеличился почти в 5 раз. Дальнейшее развитие получила сеть воздушного сообщения. Работали десятки авиалиний местного и межреспубликанского значения. Вместе с развитием народного хозяйства существенные изменения произошли в структуре грузооборота республики. Среди предметов вывоза вс большее место занимал вывоз тракторов ,автомобилей, станков, сельхозмашин,

оборудования, некоторых строительных материалов, сантехники, мотоциклов, велосипедов и др. изделий промышленности. На базе развития промышленности, транспорта и других отраслей народного хозяйства выросло число рабочих мест. В 1958 г. в народном хозяйстве республики было занято 1539 тыс. рабочих и служащих, или на 501 тыс. больше чем в 1950 г. Из них в промышленности работало 512 тыс. человек, на транспорте - 158 тыс. человек, в строительстве - 100 тыс. человек.

На предприятия пришло большое пополнение специалистов, окончивших после войны высшие и средние специальные учебные заведения Белоруссии и других союзных республик. На 1 декабря 1957 г. в народном хозяйстве БССР работало 214 тыс. специалистов, из которых 83.5 тыс. имело высшее и 131,4 тыс. среднее специальное образование. Более 32 тыс. специалистов увеличилась в 2,5 раза.

Возрос культурно- технический уровень рабочих. За 1951 - 1958 гг. профессионально- технические учебные заведения дали народному хозяйству 130,3 тыс. квалифицированных рабочих. За это же время на предприятиях и в организациях было обучено новым специальностям 535 тыс. человек и повысило квалификацию 859 тыс. рабочих. Благодаря широкому охвату рабочих технической учебой заметно улучшился их квалификационный состав, повысилось

техническое мастерство.2 Таким образом, 1951-1958 гг. ознаменовались дальнейшим подъемом промышленности и транспорта БССР. Большая работа была проведена по техническому перевооружению этих отраслей. Вошли в строй сотни новых промышленных предприятий, увеличился общий объем промышленного производства. Еще более возрос вклад белорусской индустрии в укрепление и развитие материально-технической базы СССР. 3. Достижения сельского хозяйства в 50-е гг.

В начале 50-х годов сельское хозяйство Белоруссии находилось в сложном положении. Объем розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли в БССР в 1950 г. даже при увеличении наличности денег в обороте в 1,5 раза поднялся только чуть больше 90 довоенного уровня. Даже в 1950 на его долю приходилось только четверть общего розничного товарооборота. Объяснялось это тем, что сельское население, которое превышало 23 всего населения

БССР, не получило особой пользы от денежной реформы. Очень низкими оставались доходы крестьян. Перед колхозами были поставлены задачи добиться повышения урожайности, увеличить поголовье скота, повысить уровень механизации. Поэтому приходилось расходовать основную часть денежных доходов на производственные потребности.1 Были достигнуты определенные результаты. В 1953 году посевные площади республики составили 5128 тыс.

га и почти достигли довоенного уровня. Сельскохозяйственные угодья расширились за счет осушения болот и заболоченных земель. К осени 1953 г. в республике было мелиорировано свыше 200 тыс. га. 287 тыс. га пахотных земель и сенокосов было очищено от кустарников и камней.1 Некоторые сдвиги наметились в развитии животноводства. За первые 3 года пятой пятилетки поголовье коров увеличилось на 171 тыс. голов, свиней - на 141 тыс.

голов и овец - на 111 тыс. голов. При этом в отдельных колхозах прирост поголовья крупного рогатого скота остался около 40 . Однако, в целом, темпы развития животноводства в республике были недостаточными. За 3 года пятой пятилетки государство выделило колхозам на капитальное строительство 33 млн. рублей долгосрочных кредитов. Однако, за 1951-1953 гг. количество хозяйств сократилось более, чем на 4 тыс. и составило 5287. По количеству дворов, пашни и трудоспособных колхозы стали втрое большими.

В начале 50-х годов была завершена коллективизация сельского хозяйства в западных областях республики.1 К июлю 1953 г. 99,7 посевных площадей принадлежало колхозам. Однако, несмотря на резкое увеличение посевных площадей, уровень урожайности оставался невысоким. Низкие урожаи сельскохозяйственных культур в те годы объяснялись тем, что почва была крайне истощена, а органических и минеральных удобрений не хватало.1

Развитие животноводства сдерживалось слабой кормовой базой. Сказывались также грубые просчеты в руководстве сельским хозяйством. Крестьянин не был заинтересован в развитии своего личного хозяйства, так как каждый новый саженец, животное или какой-либо другой продукт труда облагались налогами. Только в середине 50-х годов, когда было изменено налогообложение, он почувствовал существенное улучшение

своей жизни. Одной из основных проблем деревни был недостаток жилья. В его строительстве были свои трудности и недостатки отсутствие стройматериалов и рабочей силы, низкая механизация, а также неудовлетворительная организация труда. В результате довоенный жилищный фонд деревни был отстроен чуть более 40 . Проблемой, требующей первоочередного решения, была охрана здоровья.

К 1950 г. была полностью восстановлена численность медицинских заведений, но обеспеченность населения медицинским персоналом осталась ниже среднесоюзного уровня. Колхозы, совхозы и МТС испытывали острый недостаток в квалифицированных руководящих кадрах и специалистах. К осени 1953 г. из 388 директоров МТС только 72 имели высшее и агрономическое образование. Лишь незначительная часть председателей колхозов имела высшее или среднее специальное образование.2

С целью обеспечения более высоких темпов роста экономики в 1957 г. началась реорганизация в управлении народным хозяйством через Совнархозы. Это сыграло положительную роль в развитии промышленности и сельского хозяйства. Начали лучше использоваться местные ресурсы, усилилась специализация и кооперирование производства. Положение сельского хозяйства БССР во второй половине 50-х годов определялось развитием колхозно-совхозной системы производства. Она прошла испытание временем в послевоенные годы и в результате реформы 1953

г. сделала значительный шаг вперед. В 1958 г. в сельское хозяйство было вложено 160 млн. рублей, в том числе 73 млн. рублей государственных средств. В это время на полях республики работало 51,3 тыс. тракторов, или на 17,7 тыс. больше чем в 1953 г значительно выросло количество зерновых комбайнов, газовых автомобилей и другой техники. К декабрю 1957 г. в сельском хозяйстве республики работало 16,5 тыс. специалистов, из которых 4,9 тыс. имели высшее образование.3 С 1956 г. колхозы, совхозы и

МТС стали подключаться к государственным энергосистемам, что повысило темпы электрификации села. В 1958 г. колхозы республики использовали около 80 млн. кВтч. электроэнергии, в том числе около половины было затрачено на производственные нужды. Тем не менее, уровень электрификации сельского хозяйства оставался невысоким. В 1958 г. было электрифицировано 36 колхозов. В сельском хозяйстве использовались лишь 5,2 электроэнергии, потребляемой в республике.1

В 1953-1958 гг. сельскому хозяйству была оказана большая помощь кадрами специалистов и руководителей. Из городов на постоянную работу в колхозы и МТС были посланы инженеры, техники и высококвалифицированные рабочие кадры. Возвращались в деревню ушедшие по различным причинам механизаторы. Расширили подготовку кадров для села специальные учебные заведения. В распространении передового опыта важную роль играли областные и районные сельскохозяйственные выставки,

периодическая печать, радио и телевидение. В августе 1954 г. в Москве открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, которая широко пропагандировала лучшие достижения сельскохозяйственного производства страны. В 1955 г. на ней было представлено от Белоруссии 9 районов, 229 колхозов, 35 совхозов, 14 МТС, 92 животноводческие фермы, 105 опытных станций и других хозяйств,

10 970 передовиков производства. Важной формой изучения передового опыта являлась проводившаяся на местах агрозоотехническая учеба.1 За 1957 г. в колхозах и совхозах валовой сбор зерна увеличился на 20,8, а по сравнению с 1953 г на 36,5. Около половины хозяйств БССР собрали урожай зерновых более 8 ц. С 1 га, тогда как в предыдущем году таких хозяйств было всего 6, валовой сбор картофеля увеличился по сравнению с 1953 г. на 39.1

Сельское хозяйство Белоруссии досрочно выполнило планы 1957 г. по заготовкам и закупкам хлеба, картофеля, овощей, фруктов, мяса, молока, шерсти, яиц и других сельскохозяйственных продуктов. По производству льноволокна республика вышла на второе место в СССР, молока и картофеля - на третье место, мяса и животного масла - на четвертое место. Важным мероприятием явилась реорганизация машинно-тракторных станций.

К концу 1958 г. в БССР было образовано вместо 343 машинно-тракторных станций 156 РТС и 80 отделений РТС. К этому же времени 84 колхозов и совхозов республики приобрели в МТС 14,5 тыс. тракторов, 5,6 тыс. зерновых комбайнов, 16,5 тыс. тракторных плугов и большое количество другой сельскохозяйственной техники.4 Подъем сельского хозяйства был очевидным. В 1958 г. по сравнению с 1953 г. валовая продукция сельского

хозяйства БССР возросла на 36, среднегодовые темпы ее роста составили 6,1, или вдвое выше, чем за три предыдущих года. Посевные площади значительно расширились и превзошли довоенный уровень. В 1958 г. они составили 5449 га. Колхозы и совхозы стали больше производить зерна, картофеля, технических культур. Валовой сбор озимой ржи, например, увеличился с 666,8 тыс. до 954,8 тыс. т льноволокна - с 20,4 тыс. до 88 тыс. т силосных культур - с 222 тыс. до 4193 тыс. т. и т.д.

Это свидетельствовало о том, что колхозно-совхозная система производства еще имела резервы для своего дальнейшего развития и поэтому было необходимо избавить ее от чрезмерной регламентации. Требовались новые реформы. Но вместо них было сделано много беспочвенных и субъективистских ошибок в управлении сельским хозяйством, что отрицательно сказалось на его развитии.4 В республике с конца 50-х годов снижается урожайность зерновых и возрастает их себестоимость.

Это было связано, прежде всего, с изменением в структуре севооборота и расширением посевов кукурузы. Неприспособленная к климатическим условиям Белоруссии эта культура приносила хозяйствам убытки. В 1957 г. начинается искусственная сверхпрограмма - догнать и перегнать США по производству мяса и молока на душу населения. Без улучшения кормовой базы животноводства она вызвала в 1962 г. падение производства.

На положение сельского хозяйства также влияли компании по превращению колхозов в совхозы, ликвидации частных хозяйств. Вместе с низким уровнем управления, слабым использованием достижений науки, это определило медленный рост сельского хозяйства. В результате, хотя валовой продукт и увеличивался, темпы роста были ниже запланированных. Заключение. Таким образом, в продолжение 50-х годов, несмотря на просчеты руководства и объективные препятствия, благодаря самоотверженному труду населения

Белоруссии, его материальное положение медленно, но неуклонно улучшалось. Большое влияние на развитие сельского хозяйства оказало то, что в августе 1953 г. Верховный Совет СССР принял новый Закон о сельскохозяйственном налоге, согласно которому были снижены размеры поставок с хозяйств колхозников, подняты заготовительные цены на сельскохозяйственные продукты. В 1954 г. по сравнению с 1952 г. сумма сельхозналога в республике уменьшилась почти втрое.

С января 1958 г. хозяйства рабочих, колхозников и служащих были освобождены от обязательных поставок государству сельскохозяйственных продуктов. Изменения налоговой политики имели важное социально-экономическое значение, ибо они способствовали укреплению общественного хозяйства, росту доходов колхозников. В 1958 г. реальные доходы крестьян в расчете на одного работающего превзошли уровень 1940 г. более, чем в 2 раза. За 1956-1958 гг. в республике был выполнен большой объем жилищного строительства, за

счет государственных капиталовложений сдано в эксплуатацию 2,5 млн. кв. м площади. К концу 1958 г. города уже имели жилищного фонда значительно больше, чем до войны. Всего за 1951-1958 гг. в республике было возведено 14099 тыс. кв. м общей жилой площади. Практически все отрасли восстановленного народного хозяйства получили развитие, значительно вырос и укрепился экономический потенциал республики, улучшилось территориальное размещение производительных

сил. Благодаря самоотверженному труду белорусского народа белорусская индустрия по объему выпускаемой продукции, технической оснащенности предприятий и другим показателям оставила далеко позади довоенный уровень развития, увеличился удельный вес республики в общесоюзном промышленном производстве. Крестьянство настойчиво боролось за подъем сельского хозяйства, за увеличение производства продукции земледелия и животноводства. Успехи экономического развития позволили заметно поднять уровень материального

благосостояния населения. Результатом развития народного хозяйства БССР в 50-е годы явилось создание крупного территориально-отраслевого комплекса. Однако в это же время впервые проявилось резкое обострение противоречий между директивным управлением, которое сковывало творческую инициативу и активность населения, и необходимость их развития. Производство средств производства намного опережало производство предметов потребления и все больше

превращалось в производство ради производства. К тому же, этот крупный республиканский комплекс создавался фактически без учета возможности использования местного сырья и был поставлен в полную зависимость от его внешних поставок. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. История Белорусской ССР Минск, 1977. 2. Доунар-Запольскi М Гiсторыя Беларусi Минск, 1994. 3. Пекарский А.С Тарасенко

Н.И. История Белорусской ССР Минск Наука и техника, 1997. 4. Нарысы гiсторыi Беларусi Минск, 1995.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Щоденники Пилипа Орлика як зразок літературної творчості бароко
Реферат Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов в идейном споре Отцы и дети
Реферат Роль похідних груп в еволюції ідейно-політичних засад ОУН в роки німецько-радянської війни
Реферат War Poems Essay Research Paper QuestionIn what
Реферат Тесты по дисциплине: «Основы оценки стоимости машин и оборудования»
Реферат Институциональный анализ тезисов работы Капелюшникова Р.И. "Дорога к рабству и дорога к свободе: полемика Ф.А. Хайека с тоталитаризмом"
Реферат The Fly And
Реферат Влияние международных моделей полицейской охраны общественного порядка в Латинской Америке экспериментальные
Реферат Проект электрокотельной ИГТУ
Реферат Вода
Реферат Свободные экономические зоны Китая и России
Реферат Анализ и оценка эффективности деятельности организации малого бизнеса (на примере ООО «орион»)
Реферат Влияние персидской поэзии на русскую культуру ХІХ века
Реферат Каковы самые мощные стремления?
Реферат 9 анализ модели с аддитивной компонентой: A=T+S+E