Введение
1 Биография
2 Творчество
3 Память
4 Отзывы
5 Список сочинений
5.1 Фортепианное творчество
5.2 Сочинения для органа
5.3 Камерные сочинения
5.4 Концерты
5.5 Для оркестра
5.6 Вокальные и хоровые сочинения
Список литературы
Введение
Иоганнес Брамс (нем. Johannes Brahms; 7 мая 1833, Гамбург — 3 апреля 1897, Вена) — немецкий композитор и пианист, один из главных представителей периода романтизма.
1. Биография
Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 года в Гамбургском квартале Шлютерсхоф[1], в семье контрабасиста городского театра - Якоба Брамса[2]. Семья композитора занимала крохотную квартирку, состоящую из комнаты с кухней и крошечной спальни[1]. Вскоре после рождения сына родители переселились на Ультрихштрассе[1].
Первые уроки музыки Иоганнесу дал отец, который привил ему навыки игры на различных струнных и духовых инструментах[3]. После, мальчик обучался игре на фортепиано и теории композиции у Отто Косселя (нем. Otto Friedrich Willibald Cossel), который в 1843 году передал его Эдуарду Маркзену, в Альтону[2]. Уже в 10 лет Брамс принимает участие в камерном ансамбле[3].
В четырнадцать лет - в 1847 году Иоганнес окончил частное реальное училище[1] и впервые выступил публично как пианист с сольным концертом[3].
В апреле 1853 года Брамс отправляется в гастрольную поездку с венгерским скрипачом Э. Ременьи[3].
30 сентября 1853 года, по рекомендации друга, скрипача Йозефа Иоахима[1], Брамс познакомился с Робертом Шуманом, к высокому дарованию которого питал особенное благоговение. Шуман отнёсся к таланту Брамса с большим вниманием, о чём и высказался весьма лестно в критической статье в специальном музыкальном органе: «Neue Zeitschrift fьr Musik». Брамс питал нежную симпатию к жене Шумана Кларе Шуман, которая была на 13 лет его старше. Во время болезни Роберта, Иоганнес посылал любовные письма его жене. Однако после смерти её мужа, так и не решился предложить Кларе выйти за него замуж.
Первое произведение Брамса — 3 сонаты и скерцо для фортепиано, фортепианные пьесы и песни, изданы в Лейпциге в 1854 году[3].
Постоянно меняя своё местопребывание в Германии и Швейцарии, Брамс написал целый ряд произведений в области фортепианной и камерной музыки.
В осенние месяцы 1857–1859 годов Брамс служил придворным музыкантом при небольшом княжеском дворе в Детмольде[2].
В 1858 году снял для себя квартиру в Гамбурге, где по-прежнему жила его семья[2]. С 1858 по 1862 году руководит женским любительским хором, хотя мечтает о месте дирижера гамбургского Филармонического оркестра[2].
Летние сезоны 1858 и 1859 годов проводит в Гёттингене[2]. Там он знакомится с певицей, дочерью университетского профессора Агатой фон Зибольд, которой серьёзно увлекся. Однако, как только речь зашла о браке, отступил[2]. Впоследствии, все сердечные увлечения Брамса носили мимолетный характер[2].
В 1862 году умирает прежний руководитель гамбургского Филармонического оркестра, но его место достаётся не Брамсу, а Ю. Штокхаузену[2]. После этого, композитор перебирается в Вену, где был капельмейстером в «Singakademie», а с 1872—1874 дирижировал известными концертами общества «Musikfreunde». Позднее большую часть своей деятельности Брамс посвятил композиции. Первый визит в Вену, 1862 принес признание и похвалу.
В 1868 году в кафедральном соборе Бремена состоялась премьера Немецкого реквиема, имевшая громкий успех[2]. Далее, следут столь же успешные премьеры новых крупных сочинений Первой симфонии до минор (в 1876 году), Четвёртой симфонии ми минор (в 1885 году), квинтета для кларнета и струнных (в 1891 году)[2].
В январе 1871 года Иоганнес получил от мачехи известие о тяжёлой болезни отца[1]. В начале февраля 1872 года приехал в Гамбург, на следующий день отец скончался[1]. Сын тяжело переживал смерть отца[1].
Осенью 1872 года Брамс начал работать артистическим директором «Общества друзей музыки» в Вене[1]. Однако, эта работа его тяготила и он выдержал лишь три сезона[1].
С приходом успеха Брамс мог позволить себе много путешествовать. Он посещает Швейцарию, Италию, однако излюбленным местом его отдыха становится австрийский курорт Ишль[2].
Став известным композитором, Брамс не раз оценивал произведения молодых дарований. Когда один автор принес ему песню на слова Шиллера, Брамс изрек: «Замечательно! Я снова убедился в том, что стихотворение Шиллера бессмертно».
Покидая немецкий курорт, где он проходил курс лечения, на вопрос врача: «Всем ли вы довольны? Может, чего-то не хватает?», Брамс ответил: «Спасибо, все болезни, которые я привез, увожу обратно». Будучи очень близоруким, предпочитал не пользоваться очками, отшучиваясь: «Зато много плохого ускользает из поля моего зрения».
К концу жизни Брамс стал нелюдим, и, когда организаторы одного светского приема решили сделать ему приятное, предложив вычеркнуть из списка приглашенных тех, кого ему не хотелось бы видеть, он вычеркнул себя.
В последние годы жизни Брамс много болел, но не прекращал работать[1]. В эти годы он завершает цикл немецких народных песен[1].
Умер Иоганнес Брамс утром[1] 3 апреля 1897 года в Вене, где и был похоронен на Центральном кладбище (нем. Zentralfriedhof).
2. Творчество
Брамс не написал ни одной оперы, однако он работал практически во всех других жанрах[2].
Брамсом написано более 80-ти произведений, как-то: одноголосные и многоголосные песни, серенада для оркестра, вариации на гайдновскую тему для оркестра, два секстета для струнных инструментов, два фортепианных концерта, несколько сонат для одного фортепиано, для фортепиано со скрипкой, с виолончелью, фортепианные трио, квартеты и квинтеты, вариации и разные пьесы для фортепиано, кантата «Rinaldo» для соло тенора, мужского хора и оркестра, рапсодия (на отрывок из гётевского «Harzreise im Winter») для соло-альта, мужского хора и оркестра, «Немецкий реквием» для соло, хора и оркестра, «Triumphlied» (по поводу Франко-прусской войны), для хора и оркестра; «Schicksalslied», для хора и оркестра; скрипичный концерт, концерт для скрипки и виолончели, две увертюры: трагическая и академическая.
Но особенную славу доставили Брамсу его симфонии. Уже в ранних своих произведениях Брамс выказал самобытность и самостоятельность. Благодаря упорному труду Брамс выработал собственный стиль. О его произведениях по общему их впечатлению нельзя сказать, чтобы Брамс находился под влиянием кого-либо из предшествовавших ему композиторов. Самым выдающимся произведением, в котором творческая сила Брамса сказалась особенно ярко и оригинально, является его «Немецкий реквием».
3. Память
В честь Брамса назван кратер на Меркурии.
4. Отзывы
После смерти Мендельсона в 1847 году, Марксен сказал: «Один мастер ушел, но другой, более крупный, идет ему на смену – это Брамс»[2].
В статье «Новые пути», в октябре 1853 году Роберт Шуман писал: «Я знал... и надеялся, что грядёт Он, тот, кто призван стать идеальным выразителем времени, тот, чьё мастерство не проклёвывается из земли робкими ростками, а сразу расцветает пышным цветом. И он явился, юноша светлый, у колыбели которого стояли Грации и Герои. Его имя - Иоганнес Брамс»[1].
Карл Дальхауз: «Брамс был не подражателем, ни Бетховена, ни Шумана. И его консерватизм можно считать эстетически законным, поскольку говоря о Брамсе традиции не принимаются, не уничтожая другой стороны, ее сути»[4].
5. Список сочинений
5.1. Фортепианное творчество
Интермеццо ми-бемоль мажор
Каприччио си минор, ор. 76 No 2
Три сонаты
Интермеццо
Рапсодии
Вариации на тему Р. Шумана
Вариации и фуга на тему Г. Ф. Генделя
Вариации на тему Паганини (1863)
Баллады
Каприччио
Фантазии
Песни любви — вальсы, новые песни любви — вальсы, четыре тетради Венгерских танцев для фортепиано в четыре руки
Сочинения для органа11 хоральных прелюдий ор.122Две прелюдии и фугиФуги Камерные сочинения
Три сонаты для скрипки и фортепиано
Две сонаты для виолончели и фортепиано
Две сонаты для кларнета и фортепиано
Три фортепианных трио
Трио для фортепиано, скрипки и валторны
Трио для фортепиано, кларнета и виолончели
Три струнных квартета
Два струнных квинтета
Фортепианный квинтет
Квинтет для кларнета и струнных
Два секстета
КонцертыДва концерта для фортепианоКонцерт для скрипкиДвойной концерт для скрипки и виолончели Для оркестра
Четыре симфонии
Две серенады
Вариации на тему Й. Гайдна
Академическая и Трагическая увертюры
21 Венгерский танец
5.6. Вокальные и хоровые сочинения
Немецкий реквием
Песнь судьбы, Триумфальная песнь
Кантата Ринальдо, Рапсодия, Песнь Парок — на тексты И. В. Гёте
Свыше ста обработок народных песен (в том числе 49 немецких народных песен)
Около шестидесяти смешанных хоров, семь песен Марии (1859), семь мотетов
Вокальные ансамбли для голоса с фортепиано — 60 вокальных квартетов, 20 дуэтов, около 200 романсов и песен
Четыре строгих напева
Список литературы:
ИОГАННЕС БРАМС
Статья о Иоганнесу Брамсе в энциклопедии Кругосвет
ИОГАННЕС БРАМС (Brahms)
«Брамс и идея камерной музыки», 1990
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Брамс,_Иоганнес
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |