Древний мир явился основой, фундаментом для формирования, развития и эволюции общества в целом. Традиции, обычаи, нормы морали сформировались именно тогда, являясь предпосылками общественной организации и системе законов.
Если задаться вопросом, почему же древний мир так влечет нас, зачем его изучать, то можно прийти лишь к одному выводу: это нужно, прежде всего, для нас самих. Стремясь заглянуть в прошлое, понять, что двигало тем обществом, понять его сущность и жизнь, мы, прежде всего, пытаемся понять самих себя. Ведь древность – это та точка отсчета, с которой человек начал создавать самого себя, и, уже теперь, осмысляя настоящее и анализируя все происходящее в социуме, мы вынуждены вернуться к этому началу.
Существованием цивилизации - единства исторического процесса и совокупности материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса – мы обязаны древнему миру. Древние цивилизации при всей их несхожести между собой представляют все же некое единство, в отличие от прежних состояний общества и культуры. Не случайно еще сравнительно недавно некоторые ученые даже называли первобытное общество "доисторическим". Сейчас, когда исследование периода, предшествовавшего цивилизации, обогатилось новыми данными, от этого определения пришлось отказаться. Тем не менее, возникновение и развитие городов, письменности, усложнение социальных отношений наполнили историческое время качественно новым, гораздо более богатым содержанием. Переход от первобытности к цивилизации связан и с изменением характера взаимодействия людей в обществе, с рождением нового типа общественных отношений, вызванных ростом городов, сосредоточением в них значительной части населения и экономической деятельности, с усложнением социальной структуры, становлением государственности, с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с изменением способов хранения и передачи информации.
Именно в период древних цивилизаций люди поняли власть и силу идеи, способной преобразовать поведение человека в соответствии не с привычками и ритуалами, а с истиной. Отсюда такое богатство красочных и необычных деталей в биографиях борцов за свои идеи, подобных философу Диогену, отказавшемуся от домашнего уюта и поселившемуся в глиняном сосуде пифосе, или великому мудрецу Сократу, принявшему по приговору суда яд, но не отказавшемуся оттого, что он считал истиной.
В лоне древних цивилизаций возник идеал верности истине, поиска и распространения ее, невзирая на страх перед насилием, готовность в крайних ситуациях подтвердить свою верность истине мученичеством или даже смертью. Этот идеал блестяще выразил Аристотель в своем знаменитом изречении: "Платон мне друг, но истина дороже".
Несомненно, многое в мире древних цивилизаций трудно уяснить современному человеку. Многие положения и истины, высказанные в письменных источниках, становятся очевидными лишь в контексте истории, и, тем не менее, загадки древности помогают лучше понимать нашу сегодняшнюю жизнь.
При всей кажущейся простоте достижений древних цивилизаций следует помнить, что с этого началось развитие всех наук, сам прогресс, человеку приходилось думать, развиваться и приспосабливаться к изменяемому им же миру, тогда у него не было выбора: остановиться или же продолжить совершенствоваться, я считаю, что тогда еще существовал естественный отбор, со всей его жестокостью и безразличием, и, что бы выжить, всему человеческому обществу, численность которого росла, приходилось развиваться.
Теперь стоит поговорить о связи самого человека, единицы общества, с древним миром. Конечно, рассуждать об индивидууме мы не будем, а рассмотрим модель «стандартного» человека. Я не считаю, что древний мир, что-то дал современному человеку, скорее человек многое унаследовал от него.
Считается, что каждая эпоха накладывает на человека и его психологию свой отпечаток, выдвигает перед людьми какие-то новые проблемы и задачи, которые необходимо решать. Герои «своего» времени существовали всегда, отражая собой специфику того или иного исторического периода. Так что же есть мы? Да, в принципе, все и сразу. У нас остались те же потребности и проблемы, только на другом уровне, мы все пытаемся выжить, поесть, поспать, завести семью, добиться чего то в обществе, мы стремимся жить как и люди тысячи лет назад, может мы живем и по другому, но выживаем одинаково. Я считаю, что менталитет, то есть устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому или иному индивиду (обычно как представителю некоторой социальной группы), современного человека, наций, народов, рас, сформировался под влиянием факторов древнего мира, периода времени от появления человека до средних веков, ведь если в период средневековья и нового времени человек совершенствовал мир, то в древности мир создавал человека, и он совершенствовал себя. Эта основа до сих пор неизменна.
Стоит вспомнить и о вере, то есть о религии. Это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. Кажется, религия не должна быть востребована в современном мире, создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.
Наиболее кратко и афористично функции религии определил Фрейд, писавший: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим, прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем. Религиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множество природных явлений религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопросы. Часто религия способствует объединению наций, образованию единых государств.
Сейчас большинство людей верят инстинктивно, просто потому что верили их родители, дедушки и бабушки, и прабабушки и прадедушки. Религия переходит от поколения к поколению в качестве наследства и принимается людьми, как должное. Однако, в моменты отчаянья мы все всегда обращаемся к богу, такой феномен как надежда тесно связан с понятием веры. Можно сказать, что в виде религий Древность оставила человеку поддержку в жизни, в любых ситуациях.
Но в древности религия играла во много раз более значимую, сакральную, роль для человечества. Возможно, если бы не возникло религии, человечество просто не выжило бы. О необходимости религии в древности говорит ее абсолютное распространение:
Плутарх (46–120): «Посмотрите на лице земли: вы найдете города без укреплений, без науки, без чиноначалия; увидите людей без постоянных жилищ, не знающих употребления монет, не имеющих понятия об изящных искусствах; но вы не найдете ни одного человеческого общества без веры в божество, ни одного города, в котором не было бы никакого святилища, не были бы в обычае никакие молитвы, жертвы, клятвы и т. п.»
Сенека (-5–65) с уверенностью утверждал, что «всем врожденно понятие о божестве, поэтому никогда ни один народ не находился в таком состоянии беззакония и безнравственности, чтобы не признавал никакого божества».
Итак, подводя итоги, стоит отметить, что мы рассматривали Родь древнего мира для судьбы общества и его современного развития. Мы выяснили что зарождение цивилизации, платформы развитого общества, появление у человека особенностей развития психики, ставшими всеобщими нормами впоследствии, и появление религии произошло в древности и мы не можем сейчас от этого отказаться.
Таков мой взгляд на положение вещей.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |