Введение
1 Ранняя история
2 Войны и отношения на западе
3 Войны на востоке
4 Упоминания в V—III веках до н. э
5 Персоналии
6 Этническая принадлежность
Список литературы
Введение
Северные варвары Ди (кит. 狄, пиньинь dн, tм) — в древнекитайских источниках, преимущественно VII—IV веков до н. э., группа племен, обитавших к северу от китайских царств того времени.
На протяжении периодов Чуньцю и Чжаньго происходит процесс их постепенного подчинения китайцам и ассимиляции. Этническая и антропологическая принадлежность ди остаётся спорной.
Китайские источники отмечают как войны с ди, так и мирные контакты, включая браки. Наиболее тесно с ди была связана история княжества Цзинь (тогда располагавшегося на севере китайских земель).
1. Ранняя история
Как указывает М. В. Крюков, они появляются на горизонте истории в начале VII века до н. э. Постепенно источники уточняют их деление на «белых» и «красных» ди [2] (соответственно западных и восточных); в «Чуньцю» «красные ди» впервые упомянуты под 606 годом, ранее речь идёт просто о «ди».
Несколько упоминаний сделаны китайскими авторами применительно к более ранним событиям [3], но это, видимо, анахронизмы.
Согласно Сыма Цяню, когда циньский Вэнь-гун (765—716 до н. э.) оттеснил жунов и ди (в другом месте речь идёт об и и ди [4]), они поселились к западу от Хуанхэ и стали именоваться чи-ди («красные ди») и бай-ди («белые ди»)[5].
О нападении дисцев на Цзинь под 730 годом до н. э. сообщает «Тай пин юй лань» [6].
2. Войны и отношения на западе
Среди жён цзиньского правителя Сянь-гуна были две сестры, дочери «главы рода Ху-ши в племени ди», старшая из них родила сына Чун-эра, а младшая — сына И-у[7]. Сянь-гун строит крепости на отвоёванных у ди землях [8] и в 665 году назначает И-у командующим в крепости Цюй на границе с ди.
Неоднократны сведения о том, как представители цзиньской знати из-за внутренней борьбы вынуждены бежать к ди.
В 655 году Чун-эр бежал к ди со своими соратниками, там женился и прожил несколько лет. Один из его соратников, также женившийся на девушке из ди, стал родоначальником династии Чжао.
В 621 году цзиньский аристократ Цзя Цзи со своим кланом перешёл к ди.
В 596 году к ди бежал опальный цзиньский полководец Сянь Ху, но ди, начав войну, были разбиты, а Сянь Ху казнён.
В 574 году к ди бежал цзиньский аристократ Чанъюй Цзяо.
Бегство Чун-эра стало причиной войны Цзинь с ди, в 652 году, видимо, произошло несколько столкновений, в битве при Цайсане цзиньцы одержали победу.
В 649 году Шу-дай, брат чжоуского Сян-вана, хотел искать помощи жунов и ди против своего брата, но был изгнан. В 646 году дисцы напали на Чжэн.
В 639 и 637 году уже чжоуский Сян-ван искал помощи у дисцев против Чжэн и собирался взять в жены дискую княжну; в 636 году они участвовали в неудачном походе чжоусцев на Чжэн. Когда Сян-ван попытался изгнать свою дискую жену, ди выступили против чжоуского вана, изгнали его и возвели на престол претендента Шу-дая, который женился на диской княжне[9] (но вскоре лишился власти).
Создание в 633 году Вэнь-гуном (Чун-эром) трёх армий М. В. Крюков считает направленным специально против ди. В 627 году в упорной битве при Цзи цзиньцы разбили ди, погиб цзиньский полководец Сянь Чжэнь, попал в плен вождь «белых ди» (бай-ди).
В 603 году «красные ди» напали на цзиньский город Хуай, а в следующем году — на Сянъинь[10].
Осенью 598 года после съезда цзиньский Цзин-гун заключил с представителями ди мирный договор. Это вызвало раскол среди ди. Ин-эр, правитель диского владения Лу [11], взял в жены сестру цзиньского князя. Недовольный этим вождь Фэн-шу убил жену Ин-эра и ранил его самого, и после дискуссий в Цзинь победила линия сторонников войны.
В 594 году цзиньский полководец Сюнь Линь-фу разбил «красных ди» близ Цуйляна. Фэн-шу [12] попал в плен и был казнён в столице; владение Ин-эра было уничтожено, и он также взят в плен[13]. Захваченные земли ди получил Сюнь Линь-фу, которому также было присвоено фамильное имя Чжунхан [14]. В начале 593 года, развивая успех, цзиньский полководец Суй Хуэй уничтожил Цзя и Лю-сюй, бывшие владения «красных ди». Богатые трофеи цзиньский Цзин-гун направил чжоускому вану.
В дальнейшем сведения о войнах сокращаются. В 580 году помощи ди против Цзинь искал циньский князь, а в 579 году ди были разбиты цзиньцами.
Известно, что в 569 году послы ди прибыли к цзиньскому князю. В 541 году полководец Сюнь У разбил ди и взял их город Гу [15].
3. Войны на востоке
Как указывает М. В. Крюков, оборона со стороны Цзинь вызвала перемещение устремлений ди далее на юго-восток.
В 662 году ди нападают на владение Син. В 660 году «красные ди» напали на княжество Вэй, его правитель И-гун был убит, и территория разорена. В 658 году по просьбе вэйского князя циский правитель Хуань-гун возглавил князей в походе против ди, была сооружена стена для обороны от них. В 650 году ди уничтожили княжество Вэнь.
Особенно часто ди нападали на Вэй. Их походы датированы весной 647 года, зимой 642 года (когда ди выступали в союзе с Син), весной 639 года. Зимой 629 года ди опять атаковали Вэй и вынудили его правителя снова перенести столицу; наконец, осенью 628 года между Вэй и ди был заключен мирный договор. Временно набеги прекратились, но возобновились зимой 614 года.
Отношения с Ци были первоначально более мирными. В 642 году дисцы пришли на помощь Ци против Сун. Осенью 640 года Ци и ди заключили договор. Тем не менее в 630 году, 627, 623 и 618 годах ди нападали на Ци. В 620 году впервые отмечено нападение ди на западные границы Лу.
Наконец, зимой 617 года ди напали на Сун, а в 616 году были разбиты сунцами; осенью 616 года ди атаковали Ци, но в том же году луское войско разгромило племена, названные чанди («высокие ди»), попавший в плен диский вождь был принесён в жертву, а победитель назвал сына его именем [16]. В 607 году чанди были разбиты цисцами, и их вождь попал в плен. В 606 и 605 годах на Ци напали уже «чи-ди» («красные ди»)
В VI веке, во времена успехов Цзинь, часть «белых ди» переместилась на восток и образовала к северу от Тайханшаня небольшое государство Сяньюй, с начала V века до н. э. известное как Чжуншань [17].
4. Упоминания в V—III веках до н. э
Дальнейшие упоминания ди редки. Специальный интерес представляет описанное Сыма Цянем видение аристократа Чжао Цзянь-цзы и его истолкование (конец VI века до н. э.). Одна из его деталей такова: Небесный владыка приказывает Чжао Цзянь-цзы подарить своему сыну собаку диской породы. Согласно толкованию, диская собака — это «предок царства Дай», что означает, что его сыну предназначено править этим диским царством, а потомки присоединят оба диских царства и сменят одежды на хуские[18]. Одним из сыновей Чжао Цзянь-цзы был У-сюй, рожденный от диской служанки. В 457 году, после смерти отца, У-сюй (Чжао Сян-цзы) вероломно убил дайского вана и присоединил земли Дай, тем самым приблизившись к землям ху и мо[19].
В 378 году ди совместно с княжествами Хань и Чжао напали на Ци, а также разбили Вэй у Куая [20]. В рассказе о событиях конца IV века до н. э. в царстве Чжао, связанных с введением хуской одежды, используется уже сочетание «племена ху и ди» [21].
У Сыма Цяня термин теряет конкретность и часто используется просто в значении «варвары» [22], например в рассказе о событиях 238 года и 210-х годов, когда они названы совместно с жунами [23], либо о времени У-ди (II век до н. э.), когда в тех же словах говорится об «истреблении варваров и и ди»[24].
5. Персоналии
Известен ряд имён диских вождей:
Ху-ши. Глава рода, тесть цзиньского Сянь-гуна.
Юань-сы. Вождь чанди. Разбит сунцами в 616 году.
Цяо-жу. Разбит лусцами в 616 году и казнён.
Жун-жу. Разбит цисцами в 607 году и казнён.
Фэн-шу. Предводитель красных ди, младший брат Цяо-жу. Казнён в 594 году.
Ин-эр. Правитель Лу. Пленён в 594 году.
Юань-чжи. Правитель ди, побеждённый Сюнь У.
Применительно к событиям 400 года упоминается дисец Хуан, советник вэйского Вэнь-хоу [25], при содействии которого было завоевано Чжуншань [26].
6. Этническая принадлежность
Этническая принадлежность ди не установлена и остаётся предметом дискуссий [27]:
Согласно Масперо, они родственны китайцам.
Согласно Грум-Гржимайло, они родственны протоевропейцам. [1]
За тюркоязычную (точнее, пратюркскую) принадлежность высказывались Хирт, Эберхард и Ма Чан-шоу.
М. В. Крюков, вслед за Го Мо-жо, подчёркивает связь ди с так называемыми скифами, указывая на археологические находки «звериного стиля» на территории царства Чжуншань.
Л. А. Боровкова указывает на связь ди, которые сохранили этническую особость в горах Тайханьшань до IV—V веков н. э., с юэчжами и усунями, то есть (в её трактовке) тохароязычными народами[28].
Р. В. Вяткин и Л. С. Васильев склонны считать ди географической категорией, то есть обобщающим названием для северных племён [29].
Литература:
Крюков М. В., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М., 1978. С.179-184. (автор главы: М. В. Крюков) [30]
Список литературы:
о котором см.: Крюков М. В. и соавторы. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983. С.74-75; Гумилёв Л. Н. Хунны в Китае. М., 1994. С.27-28; Ранняя Цинь
чи-ди, или «рыжие ди» в переводе Р. В. Вяткина
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т.1. С.180-181, 193 (о времени Бу-ку, прародителя Чжоу); Т.2. С.15, 39; Т.5. С.191 (о времени Ю-вана); Т.8. С.193; Бамбуковые анналы. М., 2005. С.115 (о событиях 842 года до н. э.); в трактате «Мэн-цзы» II 14, 15 о нападениях кочевников на Бинь; V 4 из «Шицзина»
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т.3. М., 1984. С.230
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т.8. С.325
Комментарий М. Ю. Ульянова в кн. Бамбуковые анналы. М., 2005. С.159
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. V. М., 1987. С.143
Крюков и соавторы 1978, с.179
ср. Крюков и соавторы 1978, с.180; Гумилёв Л. Н. Хунну. М., 1993. С.36
Крюков и соавторы 1978, с.181
не путать с княжеством Лу
в другой транскрипции: Фэнь-жу (Сыма Цянь. Исторические записки. Т.5. С.76)
Крюков и соавторы 1978, с.181-183; также см. источники, указанные в статьях по годам
о пожалованиях также см.: Васильев Л. С. Древний Китай. В 3 т. Т.3. С.164
см. Васильев Л. С. Древний Китай. В 3 т. Т.3. С.77
Сыма Цянь сообщает, что якобы во время сунского У-гуна (765—748 до н. э.) дисцы были разбиты сунцами, и вождь чан-ди попал в плен (Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т.5. С.75), но полное совпадение деталей с событиями 616 года заставляет относиться к этому известию с недоверием
Крюков и соавторы 1978, с.183
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т.6. С.51-52; Т.8. С.247
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т.6. С.55; Т.8. С.326
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т.3. С.258-259; Т.6. С.84
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т.6. С.62
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т.2, с.475; Т.3. С.231, 643; Т.5. С.49; Т.6. С.80, 93; Т.7. С.91, 122, 123; Т.8. С.289
Сыма Цянь. Исторические записки. Т.2. С.55; Т.8. С.72
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т.4. М., 1986. С.150
Сыма Цянь. Исторические записки. Т.6. С.83-84
Васильев Л. С. Древний Китай. В 3 т. Т.3. С.40
краткий обзор: Крюков и соавторы 1978, с.183-184
Боровкова Л. А. Народы Средней Азии III—VI веков. М., 2008. С.98-99
Указатель Р. В. Вяткина в кн. Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т.4. М., 1986. С.290; Васильев Л. С. Древний Китай. В 3 т. Т.2. М., 2000. С.73, примечание 17
в этом издании на год или на два отличаются датировки по сравнению с «Чуньцю»
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Северные_варвары
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |