Введение
1 Как это было
2 Последствия
Введение
Пузырь доткомов — экономический пузырь, существовавший в период приблизительно с 1995 по 2001 год. Кульминация произошла 10 марта 2000 года, когда индекс NASDAQ достиг 5132,52 пункта в течение торгов и упал до 5048,62 при закрытии.
Пузырь образовался в результате взлёта акций интернет-компаний (преимущественно американских), а также появления большого количества новых интернет-компаний и переориентировки старых компаний на интернет-бизнес в конце XX века. Акции компаний, предлагавших использовать Интернет для получения дохода, баснословно взлетели в цене. Такие высокие цены оправдывали многочисленные комментаторы и экономисты, утверждавшие, что наступила «новая экономика», на самом же деле эти новые бизнес-модели оказались неэффективными, а потраченные в основном на рекламу большие кредиты привели к волне банкротств, сильному падению индекса NASDAQ, а также обвалу цен на серверные компьютеры.
Тогда как последняя часть этого периода было чередованием резких подъемов и обвалов, Интернет-бум принято относить к стабильному коммерческому росту интернет-компаний, связанному с наступлением эпохи всемирной паутины, начавшейся с первого релиза веб-браузера Mosaic в 1993 году и продолжавшегося все 90-е.
1. Как это было
Пузырь доткомов лопнул 10 марта 2000 года, когда произошло обвальное падение индекса высокотехнологичных компаний NASDAQ. Перед этим индекс NASDAQ достиг своего максимума в 5048,62 (с дневным пиком в 5132,52), тем самым удвоив показатели всего годичной давности. Большинство компаний dot-com лопнули вместе с американской биржей акций. В результате этих событий сотни интернет-компаний обанкротились, были ликвидированы или проданы. Несколько руководителей компаний были осуждены за мошенничество и растрату денег акционеров. Большинство бизнес-моделей новых, ориентированных на продажи через интернет компании были неэффективными, а их средства расходовались в основном на маркетинговые акции и рекламу на телевидении и в прессе.
Фактически «кризис доткомов» стал одной из репетиций мирового финансового кризиса, начавшегося несколькими годами позже. В надувании биржевого пузыря мирового финансового кризиса приняли участие уже гораздо большее количество ценных бумаг из разных сфер экономики.
После этих событий на несколько лет слово «дотком» стало употребляться в пренебрежительном смысле, как обозначение какой-либо незрелой, непродуманной, либо неэффективной концепции бизнеса.
Термин «дотком» для таких компаний происходит от коммерческого домена верхнего уровня — .com (буквально — англ. dot com «точка ком»).
2. Последствия
11 января 2000 года компания America Online, любимый инвестор доткомов и первопроходец коммутируемого доступа в Интернет, приобрела крупнейшую в мире СМИ-компанию Time Warner. Эта сделка названа "худшей в истории". В течение двух лет разногласия в совете директоров заставили исполнительных директоров, заключивших сделку, покинуть свои посты, а в октябре 2003 года AOL Time Warner убрала из названия компании приставку "AOL".
Некоторые компании в секторе связи не смогли вынести финансового бремени и были вынуждены объявить о банкротстве. Один из крупнейших игроков, WorldCom, был уличен в ежегодных нелегальных банковских операциях для увеличения прибылей. Рыночная стоимость WorldCom рухнула вниз, когда эта информация стала доступна широкой публике, что вызвало третье по размаху банкротство в истории США. Другие примеры включают в себя NorthPoint Communications, Global Crossing, JDS Uniphase, XO Communications и Covad Communications. Такие компании как Nortel, Cisco и Corning оказались в невыгодном положении, поскольку они рассчитывали на инфраструктуру, которая так и не была создана, что вызвало значительное падение акционерного капитала Corning.
У многих доткомов закончились средства, и они были куплены или ликвидированы; доменные имена были выкуплены конкурентами или инвесторами в доменные имена. Некоторые компании и их правления были обвинены в мошенничестве за неправильное использование средств вкладчиков, а Комиссия по ценным бумагам и биржам США оштрафовала крупнейшие инвесторские компании (например, Citigroup и Merrill Lynch) на миллионы долларов за введение в заблуждение инвесторов. Многие сопутствующие отрасли, например, реклама и логистика, сократили свою деятельность ввиду падения спроса на услуги. Многие большие компании-доткомы, такие как Amazon.com или eBay, выжили в беспорядках и кажутся уверенными в долгосрочном выживании, в то время как другие, например Google, стали лидирующими корпорациями в отрасли.
Крах фондовой биржи в 2000-2002 вызвал падение рыночной стоимости компаний на 5 триллионов долларов США в период с марта 2000 по октябрь 2002. Терракт 9/11, уничтоживший башни-близнецы Всемирного торгового центра и унесший жизни более чем 700 сотрудников Cantor-Fitzgerald, ускорил падение темпов торговли на фондовой бирже; Нью-Йоркская фондовая биржа приостановила торги на четыре сессии. Когда торги были продолжены, часть из них была временно переведена на другие платформы. Более глубокий анализ показывает, что 50% компаний-доткомов выжили к 2004 году. Поэтому можно утверждать, что потеря активов на фондовой бирже не связана напрямую с закрытием фирм. Более важно то, что даже компании, которые считались "мелкими игроками" были достаточно компетентны, чтобы выжить в крахе финансового рынка в 2000-2002 годах.
Тем не менее, многие временно уволенные эксперты в технологиях, например, программисты, столкнулись с пресыщенным рынком труда. В США международный аутсорсинг и увеличенное накануне количество квалифицированных иностранных рабочих (участвующих в визовой программе США H-1B) усугубило ситуацию. Университетские программы по подготовке специалистов в компьютерной сфере столкнулись с уменьшением количества новых студентов. Были популярны анекдоты о программистах, возвращающихся к учебе на бухгалтера или адвоката.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Пузырь_доткомов
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |