Реферат по предмету "История"


Советская психология в 1920-1930 годах

Введение
1 Процессы
2 Дисциплины
3 Институты и общества
4 События
4.1 1920-е гг.
4.2 1930-е гг.

5 Журналы по психологии и психоневрологии
6 Важнейшие публикации этого периода
7 Историография
7.1 научные дисциплины, общие работы
7.2 предыстория
7.3 Челпанов и «идеалистическая» психология
7.4 физиология и психофизиология
7.5 реактология
7.6 психоанализ
7.7 педология
7.8 психотехника
7.9 психогигиена
7.10 психотерапия
7.11 психогенетика
7.12 дефектология
7.13 выготсковедение
7.14 советская психология и международная наука
7.15 кинематография и семиотика

Введение

1. Процессы

Период 1920-30х годов ознаменовался становлением советской психологии на основе философии марксизма. В этот период закладываются две основные взаимосвязанные темы в истории советской психологии, которые будут определять её развитие на протяжении последующих десятилетий. Это, во-первых, поиск конкретно-эмпирического наполнения марксистской психологии. Во-вторых, это тема поиска самостоятельного, отличного от физиолоческого, социологического, литературоведческого, антропологического, медицинского и проч. исследования самостоятельного объекта и оснований психологического исследования, отличного от физиологического, социологического, литературоведческого, антропологического, медицинского и проч. исследования. И в то же время, психология в этот период развивается в тесном взаимодействии и диалоге с разнообразными смежными областями «человековедения» и представлена разнообразными пограничными школами и исследовательскими традициями.

Годом признания советской психологии следует считать 1929, когда первая представительная группа советских ученых была заявлена для участия в IX международном психологическом конгрессе. И в то же время, параллельно с процессами интеграции советской науки в международную науку и становления оригинальных научных школ, проходят и противоположные процессы ограничения академической свободы и введения ценупры и государственного контроля над научными исследованиями. Так, 1930-е гг. ознаменованы рядом инспирированных органами государственного контроля дискуссий в психоневрологических науках, таких как «реактологическая» и «рефлексологическая» дискуссии, в ходе которых обсуждаемые научные направления были неизменно осуждены и преданы анафеме, а их представители и последователи должны были опубликовать публичные покаяния в признании ошибочности своих взглядов.

После постановления ЦК ВКП(б) «о педологических извращениях» 1936 года такие области прикладных исследований как педология и психотехника были практически закрыты и запрещены, и были поглощены психологией. Годы Большого террора (1937-38), во время которых развитие науки было несколько заторможено, а целый ряд выдающихся отечественных ученых и их патронов был сослан, заключен или физически уничтожен, внесли сумятицу в сложившиеся отношения в структуре власти и науки. Тем не менее, к 1939 году все наиболее существенные связи между психологической наукой и властью были восстановлены. Серия докторских диссертаций, публикаций психологических монографий и учебников, избрание Узнадзе академиком Академии наук Грузинской ССР, учреждение сектора психологии (1941), а впоследствии и Института психологии АН Грузии (с 21 августа 1943), награждение С. Л. Рубинштейна Сталинской премией (1942) и избрание членом-корреспондентом АН СССР, основание Академии педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР) (Постановление СНК СССР от 6 октября 1943 г. «Об организации Академии педагогических наук РСФСР»; постановлением СНК РСФСР от 11 марта 1944 г. был утвержден первый состав действительных членов - 13 человек и членов-корреспондентов - 13 человек), а также введение психологии в школьную программу (1945) завершают этот период развития отечественной психологии как самостоятельной дисциплины.

2. Дисциплины

Таким образом, в Советском Союзе развитие психологии как самостоятельной марксистской науки в этот период проходит на стыке таких дисциплин как физиология высшей нервной деятельности (Павлов), рефлексология (Бехтерев), реактология (Корнилов), психоанализ (Ермаков, О. Шмидт и В. Шмидт, С. Шпильрейн, Лурия), педология (Залкинд, Моложавый, Блонский, Выготский), психотехника (И. Шпильрейн, Геллерштейн, Н. Бернштейн), психогигиена (Розенштейн, Рохлин, М. Лебединский), психотерапия (Платонов, Протопопов), дефектология (Выготский, Рау, Соколянский, Данюшевский, Занков, Соловьев), языкознание и литературоведение (Марр, ученые круга Бахтина, Московского лингвистического кружка, ОПОЯЗ'а), теория театра и кинематографии (Эйзенштейн, Мейерхольд, Курбас), зоопсихология (Вагнер, Северцов, Боровский, Войтонис, Ладыгина-Котс), и т. д.

3. Институты и общества

В этот период открывается и функционирует целый ряд научно-исследовательских, образовательных и медицинских организаций в которых проводились психологические исследования. Наиболее значимые научные организации этого времени:

Психоневрологический институт (основан В. М. Бехтеревым в Санкт-Петербурге в 1907 г.),

Психологический институт (основан Г. И. Челпановым в Москве в 1912, открыт в 1914),

Академия коммунистического воспитания (АКВ) (основана в 1919 г. в Москве, в 1934 г. реорганизована и переведена в Ленинград, где в 1944 г. вошла в состав местного педагогического института,

Второй Московский государственный университет (2-й МГУ)

Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ) (основан в Москве в 1929 г.; с 1934 по 1943 - Научно-практический институт специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР),

Украинская психоневрологическая академия (УПНА) (основана в 1932 г. в Харькове на основе ряда исследовательских и медицинских учреждений, работавших там с 1921 г.; в 1936-7 реорганизована в Украинский психоневрологический институт),

Украинский институт экспериментальной медицины (основан в 1933, просуществовал предположительно до 1941)

Харьковский педагогический институт (ХГПИ/ХДПI) (кафедра психологии основана в 1933 г.).

Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ) (отделы медицинской и генетической психологии учреждены в Москве в 1934 г.)

Московский НИИ психиатрии

Русское психоаналитическое общество

Государственная академия художественных наук (ГАХН)

Московский институт педологии и дефектологии

Ленинградский педагогический институт им. Герцена


См. тж.:

Мосархив. Путеводитель по фондам, Выпуск 3, Просвещение и народное образование & Здравоохранение, физическая культура и спорт

Центральные архивы Москвы: путеводитель по фондам


4. События

4.1. 1920-е гг.

1920

24 июня-2 июля - I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью

1923

10-15 января — I-й Всероссийский съезд по психоневрологии, впервые прозвучала программа построения марксистской психо­логии (Корнилов)

ноябрь — Г. И. Челпанов уволен с поста директора Психологического института; на его место назначен К. Н. Корнилов

1924

3-10 января — II-й Всероссийский съезд по психоневрологии, Петроград; доклад Выготского, переезд из Гомеля в Москву

26 ноября-1 декабря - Второй съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН)

1925

11-19 января - I-й Всероссийский учительский съезд

защита диссертации Выготского Психология искусства

первая и единственная заграничная поездка Выготского: командирован в Лондон на дефектологическую конференцию; по дороге в Англию проехал Германию, Францию, где встречался с местными психологами

1926

Выготский госпитализирован с туберкулёзом, в больнице пишет заметки, вполедствии опубликованные под названием Исторический смысл психологического кризиса, ставшие манифестом культурно-исторической психологии

1927

апрель — Всесоюзная педологическая конференция

июнь — 1-ая Всесоюзная конференция по психофизиологии и профподбору, Москва

27 декабря — скоропостижная смерть В. М. Бехтерева

28 декабря 1927 г. — 4 января 1928 г. — Всесоюзный педологический съезд

1929

1-7 сентября — IX Международный психологический конгресс в Йельском университете; впервые в работе этого конгресса участвует представительная делегация от Советского Союза

4.2. 1930-е гг.

1930

25 января — 1 февраля — Первый Всесоюзный съезд по изучению поведения человека («поведенческий съезд»), Ленинград

23-27 апреля — VI Международная конференция по психотехнике в Барселоне (от Советского Союза участвует И. Шпильрейн, также зачитан доклад Л. С. Выготского in absentia об изучении высших психологических функций в психотехнических исследованиях)

5-10 мая — Первый международный конгресс по психогигиене, Вашингтон (Л.М. Розенштейн, А.Б.Залкинд [1])

9 октября — доклад Выготского о психологических системах, прочитанный в клинике нервных болезней 1 МГУ: начало новой исследовательской программы

1931

реактологическая дискуссия

20-25 мая — Первый Всесоюзный съезд по психотехнике и психофизиологии труда, Ленинград

8-13 сентября — VII Международная психотехническая конференция (VII International Congress of Applied Psychology (or Psychotechnics)), Москва

сентябрь — Выготский и Лурия поступили на заочное отделение медицинского факультета в Украинской психоневрологической академии в Харькове

октябрь-декабрь — переезд Лурии, Лебединского, Леонтьева, Запорожца и Божович из Москвы в Харьков, основание Харьковской психологической школы

1932

декабрь — доклад Выготского о сознании, компиляция конспектов А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца опубликована под именем Выготского как его доклад Проблема сознания; расхождение с группой Леонтьева в Харькове

1933

февраль-май — Курт Левин останавливается в Москве проездом из США (через Японию), встречи с Зейгарник, Лурией, Выготским

1934

11 июня — Выготский умер (с 9 мая — на постельном режиме)

18-24 июня — Первый Всеукраинский съезд невропатологов и психиатров, Харьков

1935

август — XV международный физиологический конгресс, Ленинград-Москва

С. Л. Рубинштейн публикует Основы психологии

1936

13 февраля — умер Г. И. Челпанов

27 февраля — умер И. П. Павлов

4 июля — постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»; фактический запрет педологии как научной дисциплины и начало гонений на психотехнику и психологию

июль — Арон Борисович Залкинд умер от инфаркта на улице, возвращаясь с собрания, где было оглашено Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», Москва

1937

26 декабря — по обвинению в шпионаже и участии в контрреволюционной террористической организации приговорен к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян Исаак Нафтулович Шпильрейн (реабилитирован в июне 1957 г.)

1938

7-9 декабря — первая научная конференция Харьковского педагогического института, первое публичное упоминание «Харьковской школы»

5. Журналы по психологии и психоневрологии

Вопросы дефектологии (1928—1931), Ленинград

Вопросы изучения и воспитания личности (1919—1922; 1926—1932), Ленинград — Москва

Вопросы социальной психоневрологии (1929—1930), Ростов-на-Дону

Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсакова (1901—1917; 1925—1931; позднее, с 1952), Москва — Ленинград

Журнал психологии, неврологии и психиатрии (1922—1924), Москва

Клинический архив гениальности и одаренности (1930), Свердловск

то же издание, с 1925 по 1929 — Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), посвященный вопросам патологии гениально-одаренной личности, а также вопросам патологии творчества

Невропатология и психиатрия (1937—1951), Москва

то же издание, с 1932 по 1935 — Советская невропатология, психиатрия и психогигиена; с 1935 по 1936 — Невропатология, психиатрия, психогигиена

Обозрение психиатрии, неврологии и рефлексологии имени В.М. Бехтерева (1926—1930), Ленинград

ср., Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. Ежемесячный журнал, посвященный неврологии, невропатологии, психиатрии, электротерапии, хирургии нервной системы, гипнотизму, психологии и уголовной антропологии (1896—1918), Петроград

Психогигиену в массы (1933—1934), Харьков

Психоневрологический вестник (1917), Москва

Психоневрологический журнал (1925), Омск

Психофизиология труда и психотехника (1928-32), Москва

то же издание, с 1932 по 1934 — Советская психотехника

Советская психоневрология (1931—1941), Киев — Харьков

то же издание, с 1925 по 1931 — Современная психоневрология

6. Важнейшие публикации этого периода

Басов, М.Я. Общие основы педологии, М., 1928 (1 изд.), 1931 (2 изд., испр.)

Выготский, Л. С. и Лурия, А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок (1930)

Рубинштейн, С. Л. Основы психологии. Москва: ГИЗ, 1935

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. Москва: ГИЗ, 1940 (Сталинская премия за 1942 г.)

7. Историография

7.1. научные дисциплины, общие работы

Кременцов Н.Л. Принцип конкурентного исключения // На переломе: советская биология в 20-х -- 30-х гг. Вып. 1 / Ред. Колчинский Э.И. СПб.: СПбФ ИИЕТ РАН, 1997. С. 107-164

7.2. предыстория

Будилова Е.А. & Кольцова В.А. 100-летие первой русской экспериментальной психологической лаборатории \\ Вопросы психологии, 1985'6 с.96

Акименко, М.А. & Деккер, Н. (2006). В.М.Бехтерев и медицинские школы Лейпцигского университета

7.3. Челпанов и «идеалистическая» психология

Богданчиков, С. А. Почему был уволен Челпанов? (Историография одного факта).

Эткинд А. М. Общественная атмосфера и индивидуальный путь ученого: опыт прикладной психологии 20-х годов

7.4. физиология и психофизиология

Ярошевский М. Г. Несколько штрихов к портрету С. В. Кравкова \\ Вопросы психологии, 1993’5 с.94

Ярошевский М. Г. Сталинизм и судьбы советской науки \\ Репрессированная наука. Л.: Наука, 1991 с.6-33

7.5. реактология

Кондаков И. М. Константин Николаевич Корнилов: талантливый организатор науки // Выдающиеся психологи Москвы. Под ред. В. В. Рубцова, М. Г. Ярошевского. М.: ПИ РАО, МОПК, 1997

Умрихин, В. В. «Начало конца» поведенческой психологии в СССР // Репрессированная наука, Л.: Наука, 1991, с.136-145.

Сироткина И.Е. От реакции к живому движению: Н.А. Бернштейн в Психологическом институте двадцатых годов // Вопросы психологии, 94'4, с.16

7.6. психоанализ

Овчаренко В.И. Вехи жизни Сабины Шпильрейн

Овчаренко В.И. Первое столетие Российского психоанализа

Белкин А.И., Литвинов А.В. К истории психоанализа в Советской России / Российский психоаналитический вестник, 1992, 2, с.24-32

Петрюк, П.Т., Бондаренко, Л.И., Петрюк, А.П. Вклад профессора Ивана Дмитриевича Ермакова в развитие психиатрии и психоанализа (к 130-летию со дня рождения)

Государственный психоаналитический институт

хроники Русского психоаналитического общества (РПСАО), 1923-1930 (по материалам Internationale Zeitschrift fьr Psychoanalyse, X-XVI)

Vera Schmidt

7.7. педология

Шварцман П. Я., Кузнецова И. В. Педология // Репрессированная наука / Под ред. М.Г . Ярошевского. Вып. II. Л.: Наука, 1994. С. 121—139

Петровский, А. В. Запрет на комплексное исследование детства // Репрессированная наука, Л.: Наука, 1991, с.126-135

7.8. психотехника

Коган, В.М., Селецкая, Л.И. (1996). Воспоминания о первой лаборатории психологии труда (к 100-летию со дня рождения С.Г. Геллерштейна)

Курек, Н. (1999). Разрушение психотехники

Тольц & Эдельман (2006). 1936: конец советской психотехники

Мунипов В.М. Основатель психотехники Г. Мюнстерберг – предтеча Л.С. Выготского в методологии психологического познания. Культурно-историческая психология (№2/2005)

Мунипов В.М. И.Н. Шпильрейн, Л.С. Выготский и С.Г. Геллерштейн — создатели научной школы психотехники в СССР. Культурно-историческая психология (№4/2006)

Носкова, О.Г. (2006). Московская школа индустриальной психотехники (к 115-летию И.Н. Шпильрейна и 110-летию С.Г. Геллерштейна)

7.9. психогигиена

Сироткина, И.Е. Психопатология и политика: становление идей и практики психогигиены в России

Савенко, Ю.С. (2004). Лев Маркович Розенштейн (1884 - 1934)

Rosenstein, L. M. (1930/1932). The development of mental hygiene in the Soviet Union as a public-health measure. In F. E. Williams (Ed.), Proceedings of the First International Congress on mental hygiene (Vol. 1, pp. 145-148). New York: International Committee for Mental Hygiene.

Salkind, A. B. (1930/1932). The fundamentals and the practice of mental hygiene in adolescence and youth in Soviet Russia. In F. E. Williams (Ed.), Proceedings of the First International Congress on mental hygiene (Vol. 1, pp. 148-150). New York: International Committee for Mental Hygiene

Zacharoff, L. (1931, July). "Mental Hygiene in Soviet Industry". Mental Hygiene, 15, 522-26

7.10. психотерапия

Платонов, К.И. (1962). Слово как физиологический и лечебный фактор. 3-е изд. (idem)

Кафедра психотерапии ХМАПО. История кафедры

7.11. психогенетика

Бабков, В. В. Медицинская генетика в СССР. Памяти Соломона Григорьевича Левита

Левина Е. С. Наука под прессингом системы: история несостоявшегося в Москве Международного генетического конгресса (1935—1938 гг.) // ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 1998. М.: ИИЕТ РАН, 1999, с.196-201.

7.12. дефектология

Замский Х.С. История олигофренопедагогики. - 2 изд. - М.: Просвещение, 1980. - 398 с.

Вехи истории. Прошлое в лицах © 2004 Институт Коррекционной Педагогики РАО

7.13. выготсковедение

Леонтьев, А.Н. Проблема деятельности в истории советской психологии , Вопросы психологии, 1986, N 4

Эткинд А. М. (1993) Еще о Л. С. Выготском: Забытые тексты и ненайденные контексты. Вопросы психологии, № 4, с. 37-55

Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский — жертва «оптического обмана» \\ Вопросы психологии, 1993’4 с.55

Завершнева, Е. «Путь к свободе» (К публикации материалов из семейного архива Л. С. Выготского)

Выготский, Л. С. Записная книжка. Октябрь 1932 года (idem) (подгот. текста и коммент. Е. Завершневой, публ. Г. Л. Выгодской)

7.14. советская психология и международная наука

Ярошевский М. Г. В школе Курта Левина (Из бесед с Б. В. Зейгарник) \\ Вопросы психологии, 1988’3 с.172

7.15. кинематография и семиотика

Булгакова О. Теория как утопический проект

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Советская_психология_в_1920-1930_годах



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.