1.1.Экономическая реформа и роль государственного регулирования территориально-экономического развития страны
Чтобы доказать актуальность проблемы регионализации реформ очевидно необходимо рассмотреть все же в целом макроэкономическую ситуацию в стране и связь с ними проблемы регионализации.
Результаты продолжающейся широкомасштабной экономической реформы в Казахстане оцениваются сегодня весьма неоднозначно.
С одной стороны, в республике достигнуты определенные позитивные результаты:
1. По официальным статистическим данным в стране, начиная с 1996г. происходит экономический рост.
В 1997г. рост ВВП составил 2% тогда, как, например, в 1995г. он снизился на 8,9%, а в 1996г. рост составлял всего 0,5%. Промышленный рост составил в 1997г. 4% против 0,3% в 1996г. Выросли при этом объемы производства в строительстве, транспорте, связи, торговле. В 1997г. рост производства в черной металлургии составлял 24%, в цветной 15,2%, в газовой промышленности 20,3%. Достигнут рекордный объем добычи нефти за всю историю Казахстана, рост которого составил 11,2%.Рост производства достигнут не только в экспортоориентированных отраслях, но и импортозамещающих. Так, существенный рост производства наметился в пищевой промышленности, легкой промышленности ( на 10-12%).
' Казахстан-2030. Послание Президента страны народу Казахстану. - Алматы,1998.- С.159.
Некоторые улучшения произошли в жизненно важной электроэнергетике. Построенная линия Север-Юг Казахстана позволит, например, избавиться от зависимости от Узбекистана. В отрасли проводятся реформы, направленные на создание оптового рынка электроэнергии, аналогам которых нет в странах СНГ. Не накапливаются долги перед Россией. Компания КЕГОК готовится по примеру РАО ЕЭС размещать облигации на иностранном фондовом рынке.
В 1998 году тенденции экономического оживления еще более усилились.
На рис. 1-3 показаны приведенные позитивные изменения в динамике ВВП и промышленного производства.
Э 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1ВЭО
Рис. 1 Динамика ВВП в текущих ценах, млрд. тенге
Рис. 2. Динамика изменения ВВП, % к пред. году.
1993 1995 1996 1997
Рис. 3. Индекс промышленного производства (базисный, 1980=100%)
2. В основном удалось добиться финансовой стабилизации, снизились инфляционные ожидания, происходит устойчивое снижение уровня инфляции. В августе прошлого года впервые зафиксирована дефляция на уровне 0,3%.
Общий уровень инфляции в 1997г. составил 11,2% (против предполагавшихся 17%) - см. рис.4.
11
1995 1996 1997
Рис.4 Динамика инфляции в Казахстане
3. Достигнут приемлемый уровень бюджетного дефицита. В 1997г. показатель дефицита оказался "перевыполненным" (3,4 % против 3,8% планировавшихся).
Улучшается в целом динамика исполнения бюджета по годам. Так, 1997 год по доходам выполнен на 90,6% к утвержденному объему, по расходам - в сумме 88,9%.
Несмотря на то, что недополучен в значительных размерах НДС (15,9 млрд. тенге ) и подоходный налог с юридических лиц (4,2 млрд.тенге), улучшились сборы подоходного налога с физических лиц, налога на операции с ценными бумагами, поступления от осуществления таможенных процедур. По этим статьям доходы превысили почти в 2 раза планировавшихся.
Финансирование дефицита бюджета в основном осуществляется из внешних источников, составив в 1997 г. 46 млрд. тенге (поровну за счет кредитов и евробондов). Внутреннее финансирование осуществлено в меньшей степени за счет кредитов Национального Банка (2,5 млрд. тенге) и в большей степени за счет внешних кредитов и выпуска государственных ценных бумаг в объеме 9,8 млрд.
4. Сохраняется низкий уровень общего государственного долга (порядка 20% от ВВП в 1996 г.) и небольшая сумма чистого внешнего долга, составившая приблизительно 18% экспорта. Обслуживание общего внешнего долга составляет 22% экспорта что, по мнению Правительства, весьма неплохой показатель, поскольку он меньше, чем у многих других стран СНГ.
Страна, как отмечает Правительство, улучшает свое внешнее положение с ликвидностью, имея в настоящее время запасы, покрывающие 3-4 месячный объем импорта.
По мнению Правительства, учитывая потенциал страны по экспорту и иностранным инвестициям, благодаря нефти и минеральным ресурсам, внешнее положение Казахстана остается контролируемым. Не внушает им никакой тревоги и некоторое ожидаемое увеличение текущего дефицита до 5,5 % ВВП в 1997-98 гг., которое имеет по их расчетам временный характер, поскольку перспективы улучшающейся внешнеэкономической деятельности быстро погасят этот всплеск.
5. Существенно укрепилась национальная валюта, несколько улучшились такие важнейшие кредитно-денежные параметры, как уровень ставки рефинансирования, процентные ставки по государственным обязательствам и сами процентные ставки коммерческих банков.
Так, в результате снижения инфляции, практически в 2 раза снизилась ставка рефинансирования, достигнув 18,5% годовых к началу 1998 г. Снижение резервных требований для банков второго уровня с 15% до 10% дало возможность для кредитования ими реального сектора экономики.
Общее количество банков снизилось со 101 до 82, но банковские вклады населения возросли на 38% по сравнению с началом прошлого года.
Рис.5. Обменный курс национальной валюты (декабрь соотв. года)
Существенно выросший за последнее время кредитный рейтинг тенге повышает возможности в области налогообложения и осуществления контроля за национальной финансовой системой. По убеждению Правительства и Национального Банка очень низкий неуплаченный налог в тенговой деноминации в стране с зарождающимися внутренними фондовыми рынками, а также обязательства правительства продолжать курс жесткой валютно-финансовой политики дают основание для дальнейшего повышения рейтинга национальной валюты.
Размер золотовалютного запаса вырос в 1997 г. и составляет 1,7 млрд. тенге.
6. Сохраняется в течение 2-х последних лет положительное сальдо внешнеторгового баланса.
7. В сфере институциональных преобразований существенный прогресс был достигнут в области законодательства: введены в действие Гражданский кодекс, законы по поддержке малого предпринимательства, развитию фондового рынка в республике, по совершенствованию банковской деятельности и др.
8. Сделаны очередные и ощутимые шаги по либерализации и усилению открытости экономики. Имеется ввиду что отменены некоторые таможенные пошлины, продвинулись реформы по созданию единой таможенной зоны и др.
9. Началась пенсионная реформа, аналогов которой нет на территории СНГ.
10. Продвинулось решение вопросов по добыче и транспортировке нефти, подписаны крупные соглашения по Карачаганаку и Каспийскому шельфу.
11. Проведена административно-территориальная реформа, а также реформа Правительства, которые будут способствовать повышению управляемости и эффективности экономики.
12. Итоги приватизации, по представлению Правительства, весьма неплохие: общая сумма сделок по продаже имущества в 1997г. составила 9,6 млрд. дол. и 12.2 млрд. тенге.
13. На рынке ценных бумаг появились приятные тенденции, в частности, оживилась вторичная и повторная эмиссии ценных бумаг. Это означает.что если до сих пор первичные акционеры стремились сохранять максимальный контроль над предприятием, то сейчас объективная экономическая ситуация подталкивает их к капитализации фондов за счет внешних инвестиций.
Так, в 1997г. было зарегистрировано 400 повторных эмиссии по сравнению с 222 за 1996г. Причем 40% из них приходится на промышленные предприятия.
Несмотря на общее снижение количества эмиссии до 1500 эмиссии против 1700 в 1996г., общая их сумма возросла, составив более 250 млрд.тенге против 200 млрд. тенге - в 1996г.
14. Продолжается непрерывный рост заработной платы. Среднемесячная зарплата в 1997г. составила 8550 тенге, а реальный рост составил 5,7%. Годовой денежный доход в среднем на душу населения также вырос в реальном выражении на 2,2%.
15. Бюджет 1998 г. стал выглядеть более социально-ориентированным: расходы на образование возрастут на 22%, на здравоохранение - на 40%, социальное страхование и обеспечение - на 34,6%, вырастут также трансферты на выплату пенсий. В целом социальные расходы вырастут на 30%, в то время как расходы бюджета - лишь на 23%.
16. Растет международное доверие к Казахстану. Несмотря на сохраняющийся финансовый кризис, международные рейтинговые агентства в 1998 году повысили долгосрочный рейтинг Казахстана с "ВВ-" до ВВ. Правда в конце года в связи с финансовым кризисом данные рейтинги были понижены вновь. Однако это было связано не столько с конкретными проблемами Казахстана, сколько с общей экономической ситуацией в мире в связи с разрастающимся финансовым кризисом. Рейтинги были понижены практически для всех стран СНГ, а также для стран Юго-Восточной Азии.
Впервые в 1997 г.присвоен кредитный рейтинг тенге (ВВВ-), что свидетельствует об определенном росте доверия в национальной валюте.
Таким образом, в процессе проведения экономической реформы в республике достигнут ряд значительных результатов. Страна успешно осуществляет переход к рыночной экономике, что в сочетании с резким ужесточением финансовой и валютной политики привело к определенной стабилизации производства и в значительной мере - к финансовой стабилизации. В среднесрочной перспективе продолжение системных реформ должно способствовать еще большему улучшению финансовой политики и удержанию общего и внешнего долга на контролируемом уровне.
В 1998г. предусматривается рост ВВП на 2,5%, ВВП на душу населения достигнет размера в 1524 долл., уровень инфляции -9,5% годовых, ставка рефинансирования - 14%. Обменный курс доллара к тенге в среднем за год планируется в 81,9 тенге.
Вместе с тем, в 1998 году в экономике республики стал отмечаться ряд негативных тенденций, о которых неоднократно отмечал в своих докладах и Президент республики и само Правительство.
Так, за период экономической реформы укрепилась несбалансированность процесса воспроизводства, проявляющаяся в увеличении дефицита государственного бюджета и размеров государственного долга, задолженности предприятий, неплатежей, а также в заметном ухудшении структуры производства.
Основным в проведении экономической политики в трансформационных условиях является сохранение промышленного потенциала и осуществление структурной перестройки и обеспечение экономического роста, но именно, этого пока не достигнуто.
Экономическая политика в результате некоторых ошибок в экономической политике привела к накоплению некоторых кризисных явлений. По ряду направлений экономической реформы стали нарастать негативные тенденции, приведшие к резкому обострению социальной ситуации в республике и угрозе национальной безопасности.
Остановимся подробнее на известных и уже неоспариваемых проблемах экономической реформы.
1. Продолжается спад производства в ряде важнейших обрабатывающих отраслей.
2. Вследствие утраты налоговой базы в лице стратегических валютодоходных отраслей не решена до конца проблема стабилизации бюджета и сбора налогов. В частности, по
некоторым оценкам дефицит бюджета, рассчитанный по международной методике и учитывающий неденежные факторы, примерно в 3-4 раза выше официального. Вместо прогнозированного повышения собираемости налогов происходит его снижение, снижается также налогооблагаемая база.
3. Внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита превратились из фактора повышения доходов в фактор хронического увеличения его расходов. Пирамида государственного внутреннего долга достигла пределов расширения, грозя превратиться в самостоятельный фактор роста государственных расходов на ее поддержание.
4. Объемы внешних займов достигли предельных величин, сопоставимых с налоговыми поступлениями бюджета и сегодня их привлечение способно только усилить опасность наступления нового кризиса. Правительство вынуждено было в 199^ году в связи с этим отказаться от некоторых займов.
5. Резко ухудшилось финансовое положение реального сектора экономики. Капвложения упали в большинстве отраслей за исключением строительства. Валовая прибыль по национальному хозяйству продолжает сокращаться. Чистая прибыль после налоговых изъятий составляла в 1997 году лишь 4% ВВП по сравнению с 20% в 1992г. Конечно, прибыль предприятий часто искусственно занижается ими, но все же тенденция снижения чистой прибыли налицо.
С одной стороны, сократилась инфляция до 1-2 % в месяц и замедлился рост цен, но, с другой стороны, общая сумма убытков возросла в том же 1997 году на 71 млрд.тенге, достигнув величины 100 млрд.тенге, сократилась прибыль на 63,3млрд.тенге. Доля нерентабельных предприятий достигла 54%, или 6410 ед.
6. Не достигнуто укрепление платежной и финансовой дисциплины. Нарастание диспропорций в финансово-кредитной системе экономики находит концентрированное выражение в масштабных деформациях платежно-расчетных отношений. В этой сфере реализуется весь потенциал негативных тенденций, сложившихся в ходе проведения рестрикционного курса кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики. Разрушение платежно-расчетных отношений, принявшее форму системного платежного кризиса, оказало непосредственное воздействие на сокращение производственного потенциала страны, спад объемов внутреннего рынка и др. Несмотря на некоторые успехи правительства в последние годы, продолжает нарастать задолженность по выплате заработной платы, превратившаяся в наиболее острую социальную проблему.
Задолженность предприятий (в том числе просроченная) парализовала платежную систему и имеет тенденцию к их ухудшению. Даже статистические данные не полностью дают картину соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, поскольку широко распространились расчеты банковскими и коммерческими векселями, обеспеченность которых также сводится к дебиторской задолженности. Но даже при этом просроченная задолженность в среднем в месяц достигает 175% месячного объема ВВП. Платежеспособность предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства, измеренная отношением имеющихся денежных средств к просроченной задолженности поставщикам достигла к 1998 году 14%.
7. Тотальная неликвидность разрывает единый платежный оборот страны на два сегмента, обслуживающих высоко ликвидный и низко ликвидный сектора экономики. В низко ликвидном реальном секторе образовалась практически автономная платежная система, где квазиденьги, необеспеченный коммерческий кредит и бартер занимают доминирующее положение.
Денежные суррогаты засорили балансы предприятий. Широко расцвела так называемая предоплата, являющаяся по существу коммерческим, принудительным кредитом. Она носит расточительный характер для экономики и сужает финансовое обеспечение воспроизводства. Лишь 40% хозяйственного оборота обслуживается реальными деньгами, остальные -суррогатами. Это пока сегодня рынок без серьезного платежеспособного спроса (вследствие рестриктивной политики), без внутреннего предложения (в результате спада производства и неконкурентоспособности) и без настоящих денег.
8. В этих условиях достигнутый низкий уровень инфляции может быть даже не столь объективным, поскольку система стоимостных пропорций остается неустойчивой в результате массовых неплатежей, роста задолженности (как в расчетах между предприятиями, так и перед бюджетом), а громадный объем денежных суррогатов свидетельствует о наличии подавленной инфляции.
9. В условиях такого скрытого финансового банкротства многих предприятий реального сектора экономики механизм банкротства выступает не столько орудием оздоровления экономики, сколько пополняет комплекс неблагоприятных факторов. Наиболее рентабельным и функционирующим в реальном секторе экономики остается лишь сырьевой сектор.
10. Катастрофическое финансовое положение предприятий и скрытое их банкротство связано в значительной мере с искажениями в финансовой и денежно-кредитной политике государства и правительства.
11. Финансовый сектор экономики развивается в деформированной связи с промышленностью. Финансовые потоки движутся в одностороннем направлении: из реального сектора в финансовый, чему виной многократный разрыв в их доходности. Это препятствует преодолению спада, сокращает инвестиционные ресурсы и деформирует функции финансов.
12. Не функционирует институт финансовых посредников в виде инвестиционных фондов, страховых компаний и т.д. выступающих сегодня спекулятивными посредниками между внутренними и мировыми финансовыми рынками, перепродающих акции, организующие финансовые пирамиды и перекачивающие собранные средства граждан за рубеж.
13. Усилились отрицательные тенденции в денежно-кредитной сфере.
Жесткий рестрикционный режим денежной эмиссии неадекватен реальным потребностям денежного оборота и ведет к подавлению антиципационной способности денежной эмиссии авансировать экономический рост и доходы реального сектора к деформации состава денежной массы по ее структурным элементам и секторам экономики. Ограничение платежеспособности основной массы экономических субъектов породил синдром повышенной ценности наличных денег. Национальный Банк не всегда был на высоте и до конца не преодолел платежный кризис. В денежном обращении увеличились стихийные начала, снизилась конкурентоспособность банковских структур на денежном рынке по сравнению с агентами, оперирующими наличными деньгами.
14. По существу не существует кредитный механизм, который направлен с традиционного кредитования реального сектора к каналам валютного рынка и государственных ценных бумаг. Приватизация банковской сферы ведет к расширению спекулятивного финансового оборота.
15. К трудно преодолимым последствиям проводимого курса денежной политики относится нарастание степени долларизации экономики, превращения доллара в средство обращения, платежа и сбережений. Долларовый сегмент денежного рынка сегодня в значительной мере находится вне зоны воздействия Национального Банка. Рост валютных сбережений населения создает ситуацию повышенной нестабильности, поскольку одновременно возрастает потенциал спроса на тенговую массу.
16. Высокие ставки банковского процента и недостаток финансовых ресурсов для реального сектора практически не дают для предприятий инвестиционных стимулов. Операции РЕПО, привлечение Национальным банком средств коммерческих банков на депозиты на платной основе еще больше ведет к дезинтеграции экономики и сокращению инвестиционной активности. На фоне расстройства платежной системы дестабилизирующий характер принимает масштабное разрастание внебанковского платежного оборота, основу которого составляет развитие теневой экономики. Объем его превышает по некоторым оценкам вдвое оборот, контролируемый государством.
17. Весьма романтичными и идеалистическими выглядят в условиях финансового банкротства реального сектора экономики (за исключением сырьевого и добывающего комплексов) попытки задействования фондового рынка, основой функционирования которого являются высокая финансовая стабильность предприятий и инвесторов. Увеличение оборота на вторичном рынке ЦБ сдерживается сегодня также нехваткой денег, жесткими ограничениями, заданными проводившейся макроэкономической политики. Расширение оборота ЦБ означает соответствующее увеличение спроса на деньги и коль скоро не будет адекватного роста их предложения, следствием станут лишь углубление кризиса ликвидности и повышение ставки процента, что повлечет за собой дальнейшее снижение инвестиционной активности. Без изменения общей макроэкономической политики, расширение оборота корпоративных ЦБ возможно только за счет либо сужения оборота государственных обязательств, либо дальнейшего сокращения средств предприятий, ибо резервы вовлечения в этот оборот свободных сбережений населения и предприятий весьма ограничены.
18. В результате кризисного состояния реального сектора, объявленные в начале реформ цели улучшения структуры экономики остались не достигнутыми, а их реализация отодвинута на неопределенное время. В настоящий период можно констатировать сохранение структурной деформированности народного хозяйства вкупе с низкой ресурсной эффективностью, нарастание отставания экономики по технологическому уровню.
19. Деформация финансового положения секторов, высокая прибыльность сырьевцх комплексов при банкротстве прочего сектора связаны и с перекосами во внешнеэкономической политике. Интеграция страны в мировую экономику носит односторонний характер и все более становится адекватной понятию его как сырьевого придатка. Значительно ухудшилась товарная структура экспорта. При богатстве ресурсов Казахстан по своей доле в мировом экспорте (0,1%) и по доле в мировом ВВП остается ниже таких стран, как Перу, Колумбия, Алжир, Нигерия, Тунис, Марокко.
20. Таможенная политика ведется в отрыве от задач внутреннего рынка, часто в угоду интересам отдельных лиц.
21.Не до конца отработана в стране эффективная антимонопольная политика. Объектами "демонополизации" часто становятся не сферы естественных монополий, а сферы социального обслуживания. В результате не увеличивается конкуренция в реальном секторе, развитие которой сдерживается опять-таки дефицитом инвестиционных возможностей для развития новых предприятий. Отсутствие научно выверенной концепции формирования конкурентной экономики, неверные ориентиры антимонопольной деятельности приводит сегодня к дискретному повышению цен в социальных секторах и тем самым понижению уровня жизни населения. В результате монополисты продолжают повышать цены при снижении объемов производства, что ведет к ухудшению положения населения, финансового состояния потребителей, сокращает платежеспособный спрос на производственные ресурсы, увеличивает просроченную задолженность бюджету, поставщикам, банку, персоналу предприятия по оплате их труда.
22. Реформы в социальном секторе оказались малоэффективными. В условиях ухудшения финансового положения предприятий практически обреченными оказалась медицинская реформа, не оправдывает надежд пенсионная реформа. Сегодня это стало основным поводом для беспокойства нашего Президента при принятии предвыборной платформы. Ведь все это ведет к понижению уровня жизни населения, увеличению его расслоения и масштабов бедности.
Главным следствием совокупного негативного влияния денежно-кредитной и финансовой политики является неплатежеспособность предприятий, приведшая сегодня к инвестиционному кризису. Недостаток оборотных средств, отсутствие инвестиционных стимулов, неразвитость финансового рынка и недоступность кредита толкают многих из них к дальнейшим неплатежам и сокращению производства, препятствуя запуску в необходимых масштабах инвестиционного процесса и реструктуризацию производства.
Утверждение о низкой инфляции во многом неправомерны, поскольку она во многом результат лишь перехода в скрытую подавленную форму. Внешнее благополучие оплачено задержками выплаты заработной платы и пенсий, неплатежами между предприятиями.
Таким образом, оценивая сложившуюся экономическую ситуацию в целом, следует отметить, что, несмотря на положительные тенденции в финансовой стабилизации, в стране все еще сохраняются признаки промышленного кризиса. Совокупность показателей экономического развития показывает, что Казахстан, находится на первоначальной стадии развития потенциала конкурентоспособности. Особенно вызывают беспокойство депрессия в таких важных отраслях, как машиностроение, сельское хозяйство. Экономические оценки с учетом домашних хозяйств создают иллюзию экономического оживления в то время, как ряд отраслей внутренне ориентированного сектора производства находится на грани физического изживания.
Экономические параметры могли бы быть лучше, если бы не некоторые ошибки в раннем периоде экономической реформы. В результате слабого учета ряда важнейших аспектов реформирования спад производства оказался более глубоким и затяжным, чем мог бы быть.
Конечно, в первую очередь необходимо принять ряд мер по устранению очевидных перекосов в экономической политике, а именно:
1. Инвестиционная, промышленная и технологическая политика должны решаться только на основе реальной (а не мнимой на основе только количественного управления денежной массой ) финансовой стабилизации.
2. Регулирование финансовой и денежной сферы должно быть направлено на решение задачи целенаправленного потока освобождающихся средств в производственную сферу. Другими словами, финансовая стабилизация на основе сбалансированности бюджета, нормализации функционирования денежной системы, налаживания кредитной и фондовой системы, нормализации платежно-расчетных отношений и увеличении накоплений должна строиться на регулировании потоков денег на цели придания инвестиционного первотолчка депрессивным секторам экономики, а также технологически передовым отраслям.
3. Рассматривать инфляцию необходимо не как сугубо денежное явление, связанное лишь с одной фазой и формой кругооборота капитала - денежным капиталом, а как денежное выражение общего расстройства кругооборота и оборота общественного капитала, что требует при выработке антиинфляционной программы учета и регулирования не только фактора изменения денежной массы, но и факторов, связанных с реальным оборотом капитала, сбалансированностью всех фаз и функциональных форм в обращении совокупного капитала страны.
4. Несравненно более предпочтительными для пополнения финансовых ресурсов государства являются налоговые и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности. Они могут быть увеличены в случае реализации принципиальных решений по восстановлению полного контроля над экспортом первичных ресурсов - пересмотром некоторых результатов приватизации в первичных отраслях (по существу этого не исключает и нынешнее правительство).
Расширение доходной базы бюджета за счет этих мер будет использовано для решения задач текущей макростабилизации - уменьшения налогов на товаропроизводителей, увеличения адресной социальной поддержки малоимущих граждан.
5. Необходимо принятие мер по дедолларизации экономики, имеющей целью не только установление контролируемого барьера между внутренним и мировыми денежным обращением, но и существенное увеличение предложения капитала на внутреннем рынке путем восстановления контроля над эмиссией денег для обслуживания внутреннего и внешнеторгового оборотов.
6. Структурное регулирование остается главной задачей. Сегодня структура экономики деформирована за счет экспортоориентированных сегментов рынка, не заинтересованных в реструктуризации и развитии конечных производств.
7. Переход от количественных параметров роста денежной массы к целевым ориентирам, определяющим динамику качественных параметров (процентных ставок, валютного курса и т.д.). Этот переход сдерживает неразвитая инфраструктура финансового рынка, интеграция ее элементов., отсутствие приведения главных ориентиров денежной политики в соответствие с реальными потребностями экономики в денежных ресурсах.
8.Внешнеэкономическая и таможенная политика должна быть дифференцированной, исходить из предметных оценок необходимой степени защиты внутреннего рынка по конкурентным товарным группам, определяя среднюю ставку импортного тарифа как расчетную, а не итоговую.
9. Необходимо целенаправленно уменьшать доходность на рынке государственных ЦБ, - это одно из важнейших условий снижения цены банковского кредита, для чего расширить допуск на внутренний рынок ГЦБ нерезидентов . Покрытие же бюджетного дефицита должно преимущественно происходить за счет иностранных заимствований. Снижение объема и цены
внутренних заимствовании даст возможность сократить удельный вес расходов по обслуживанию государственного долга в составе расходов бюджета.
10. Необходимо ликвидировать причины, вызывающие диспропорции между пассивной и активной частями платежного баланса (вывоз капитала, ввоз иностранной валюты, падение инвестиционной активности и т.д.), а также принять меры по рационализации использовании валютных резервов страны. В этой ситуации переход к свободной конвертируемости тенге по текущим операциям можно было бы использовать для вытеснения долларов из внешнеторговых расчетов и для перехода к использованию национальной валюты в качестве резервной для стран, импортирующих казахстанские энергетические ресурсы. Это не только укрепило бы позиции тенге на международном финансовом рынке, но и позволило бы вернуть стране часть эмиссионного дохода, утраченного в связи с долларизацией экономики (то есть это не просто эмиссия, а эмиссия имеющая под собой основу рыночного спроса)
11.Государство должно сохранять влияние в ведущих отраслях экономики (особенно когда еще нет устойчивой демократической системы и гражданского общества, государство не достигло высокого уровня развития).
12. Наряду с этим следует совершенствовать бюджетно-налоговую систему, рационализировать институт собственности, снизить разрыв доходности в производственной и финансовой сфере обращения капитала, ликвидировать кризис ликвидности финансового состояния предприятий и добиться, таким образом, роста инвестиций и экономического подъема. Недофинансирование государственных расходов нарушает непрерывность движения денег, систему расчетов и платежей, ведя к глобальному кризису последних.
На первый план экономической стратегии должна быть выдвинута необходимость устранения резких перекосов и дисбаланса в двух направлениях:
• обеспечение сбалансированности финансово-денежной политики и механизмов ее реализации, что предполагает согласование антиинфляционной направленности (сужение денежной массы) этой политики и объемов кредитования экономики;
• устранение противоречий между тенденциями различных сфер финансово-денежных отношений, а также диспропорций между секторами экономики (имеется в виду противоречия между потребностями финансового и реального секторов, между требованиями повышения устойчивости банковской системы и осуществлением рестрикционной кредитно-денежной политики).
Рациональность макроструктуры индустриального рыночного хозяйства определяется следующими характеристиками:
1. Преобладающая роль в промышленной структуре высокотехнологичных отраслей (подотраслей) максимально ориентированных к использованию достижений новейшего типа НТР;
2. Вымывание многих традиционных методов производства и целых подотраслей, замена ряда массовых ресурсов новыми искусственными материалами;
3.Рациональное сочетание крупных, средних и малых промышленных предприятий;
4. Формирование аграрного сектора, полностью отвечающего рыночным стандартам;
5-Становление технически и технологически преобразованных отраслей сферы услуг на базе реализации новых систем информатизации;
6.Формирование инновационной сферы, служащей генератором авангардных технологий;
7.Преобразование социальной сферы в соответствии с критериями максимизации общественной полезности.
Говоря о конкретных программных мерах, необходимо отметить, что их необходимо сегодня рассматривать в вариантных сценариях экономической политики.
Вариантность экономической политики в первую очередь определяется вариантами восстановления национального контроля над некоторыми стратегическими ( в том числе сырье добывающими отраслями, черной и цветной металлургии) отраслями.
Наиболее мягкий вариант сводится к установлению административного контроля над монополизированными секторами экономики, устранению, таким образом, дезинтеграции экономики.
Такой сценарий предполагает прежде всего мобилизацию бюджетных доходов в целях преодоления бюджетного кризиса посредством: а) принуждения привилегированных сырьевых супермонополий к полному внесению обязательных платежей в бюджет; б) установления контроля за естественными монополиями, использующими разнообразные ухищрения для завышения издержек ради поднятия цен и ухода от налогообложения; г) пересмотр результатов приватизация наиболее доходных предприятий с их последующей выгодной продажей; д) установление индивидуальных заданий по перечислению налогов крупным предприятиям, пресечения хорошо известных способов уклонения от налогообложения в торговле и финансовом секторе, ликвидация неорганизованной торговли; ж) устранения льгот по импорту в том числе для иностранных инвесторов, восстановление нормального налогообложения иностранных компаний,; з) блокирование массовой контрабанды; и) ужесточение налоговой дисциплины к) господдержка только предприятий соблюдающих налоговую дисциплину; л)сужение расчетов наличными деньгами; м) устранение разницы в привлекательности операций в сфере обращения и производственной сфере;
н) закрытие каналов перетока прибыли и амортизационных отчислений из инвестиционной сферы, ввести ограничение репатриации на 2-3 года; о) ввести вместо подоходного налога, которая тщательно укрывается особенно иностранными инвесторами, налог на активы; п) решительная борьба с коррупцией и замена скомпрометировавших себя кадров.
Как видим, в целом данный вариант опирается, во-первых, на перенос центра тяжести реформ на добывающий сектор - единственный сектор, способный приносить доходы в казну и который позволит осуществить развитие обрабатывающего сектора, и, во-вторых, усиление административного контроля над добывающим сектором. В условиях Казахстана, когда существует явная перекошенная структура промышленности, не развита абсолютно обрабатывающая промышленность, целесообразно, может быть, ввести рентную форму налогообложения, перенеся акцент в налогообложении сырьевых отраслей, переданных иностранцам. При этом осуществлять строго контроль за ценами, не позволяя им осуществлять трансферт прибыли через манипулирование ценами для чего цены на продукцию добывающих предприятий директивно должны устанавливаться на уровне мировых. Для металлургических же и др. высокорентабельных предприятий нужно ввести, как уже сказано, налогообложение по активам.
Перенос центра тяжести на первичные факторы получения дохода позволит не только снизить пресс давления на обрабатывающие отрасли, но и осуществлять социальную поддержку населения.
По нашему мнению, введение госмонополии на экспорт природных ресурсов (газа и сырой нефти), а также повышение эффективности управления госсобственностью в сырьевом секторе способны вдвое увеличить доходную часть бюджета. Затем можно и перейти к эмиссии на пополнение оборотных средств даже без принятия специальных мер по обеспечению перетока денег из финансовой сферы в производственную.
Одновременно надо решать проблемы неплатежей, повышения инвестиционной активности и перехода к оживлению отечественного обрабатывающего производства. Среди эффективных мер в этом направлении могут быть приняты особые меры по укреплению платежной дисциплины:
1) переход к учету реализации продукции по методу начислений, а затрат на производство - по мере постановки приобретенных ценностей на учет; 2)расширение форм расчетов, гарантирующих их своевременность и полноту (аккредитивные, с использованием банковских гарантий и т.д.);
3) создание на неплатежеспособных предприятиях комитетов кредиторов с передачей им права контроля над управлением;
4) установление ограничений на расходование средств на потребление в отношении неплатежеспособных предприятий;
5)формирование государственно-общественной системы мониторинга неплатежеспособности предприятий; 6)принятие мер по усилению защиты внутреннего рынка и повышение импортных пошлин.
Те или иные сценарии, конечно, должны предусматривать общие меры по финансовой стабилизации, обеспечению инвестиционной активности и экономического роста.
Бюджетно-налоговая политика. Реальные успехи в борьбе с инфляцией должны дополняться механизмами комплексного реформирования важнейших сфер и секторов экономики. Макроэкономические условия для возобновления экономического роста и продвижения структурной перестройки состоят:
• в стабилизации бюджета, улучшении сбора налогов и сокращении заимствований на покрытие дефицита бюджета, после которых можно ослабить налоговое бремя. Собираемость налогов в условиях неплатежей и спада производства может повыситься только путем пресечения уклонения от налогов;
• второе направление сокращения дефицита бюджета - экономия по статьям расхода бюджета;
• необходимо продолжить проведение реформы социальной сферы, реализовать систему минимальных социальных стандартов в сферах потребления, образования культуры и здравоохранения.
Приведенные меры по совершенствованию экономической политики являются обязательными и будут способствовать скорейшему выходу из затянувшегося экономического кризиса.
Однако наряду с указанными мерами и причинами кризиса мы намеренно не указали один из самых основных факторов экономического развития - региональный.
Дело в том, что в числе важнейших приоритетов экономической политики в любом государстве должны рассматриваться вопросы регионализации экономического механизма, без чего затрудняется схема структурно-технологической перестройки экономики, повышение ее конкурентоспособности, снижается потенциал экономики.
Основной недостаток реформаторских решений часто состоит в оторванности их от общей концепции, в результате чего сама реформа имеет сегодня набор на первый взгляд прогрессивных концепций по каждой отрасли, но, в конечном счете, подразумевают иную финансовую обстановку в стране.
Отсутствие до сих пор комплексности и привело к тому, что нет до сих пор перехода к сбалансированному развитию. Либерализацию сделали, добились равновесия спроса и предложения, но спад производства превзошел все ожидания. Отсутствие комплексности выражалось часто в том, что в ходе экономической реформы вообще не принимался в расчет практически региональный фактор, а реформы осуществлялись только из центра.
Необходимость "регионализации" экономической реформы вытекает из ряда важнейших факторов.
Во-первых, Казахстан занимает огромную территорию, а регионы характеризуются качественными различиями природно-климатических условий.
Во-вторых, природно-климатические различия Казахстана дополняются высоким уровнем социально-экономической дифференциации.
В-третьих, регионы имеют высокую социокультурную дифференциацию.
Подведения научной базы и регионализации концепций требуют практически все аспекты реформы. Например, в области социальной политики учета регионального фактора требуется политика регулирования доходов населения, определение уровня бедности, обеспечение деловой активности безработных в условиях роста такого социально опасного явления как безработица, имеющего резко выраженный региональный характер.
Таким образом, региональная составляющая экономической реформы должна быть одной из основных.
1.2. Кризис регионально-экономического развития и необходимость системной организации экономических взаимоотношений центра
и регионов
В современных экономических дискуссиях часто смысл и содержание реформ во многом сводят к роли и месту государства в рыночной экономике. Действительно, степень воздействия государства на протекание экономических процессов - своеобразный индикатор типа государственного управления, и масштаба социализации общества, и возможностей реализации индивидуальных прав и свобод.
Но при этом дискуссия "государство - экономика" часто заслоняет другую проблему "государство — регионы". Между тем такая позиция ошибочна, поскольку государство в своих действиях гораздо более свободно от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Государство может позволить себе полностью отказаться от прямого вмешательства в дела предприятий, ограничиваясь косвенным регулированием (через налоги, экологическое, антимонопольное ограничение, деятельность профсоюзов, общественных организаций и пр.), обеспечив таким образом полную самостоятельность предприятий.
Но ни одно государство еще не декларировало самостоятельность своих территориальных единиц, не может и не имеет права уйти от ответственности за территориальную целостность страны, от проблем недопущения экологических, экономических, этнических и иных региональных вопросов, от вопроса развития всех территорий государства как среды жизнеобеспечения населения страны.
Причем все это - норма поведения каждого государства в относительно спокойной фазе его существования. Она превращается в приоритетную императивную госфункцию в периоды кризисов и войн, коренных ломок прежних и попыток формирования новых общественных устоев. История учит, что именно в эти годы государство подвергается самым сильным территориальным напряжениям и именно неуправляемые территориальные дезинтеграционные процессы оборачиваются неисчислимыми бедствиями.
Однако, с другой стороны, приходится констатировать, что ни в одном вопросе экономической политики государства нет таких принципиальных расхождений между существом, приемами и методами ее решения, как в вопросе о государственном регулировании территориального развития.
Ясно одно, что дореформенная модель отношений государства и региона себя уже изжила более радикально, чем модель экономических отношений. При этом необходимо учесть, что выработка концепции территориального развития гораздо сложнее, поскольку в отличие от экономики, где процессы перехода к рыночным основам хоть в какой то мере направляются ориентирами мирового опыта и теорией, в сфере региональных отношений нет универсальной теории и универсальных рекомендаций.
Казахстану, например, еще предстоит сформировать эффективную модель взаимоотношений регионов и центра. Пока же факты таковы, что нестабильность обстановки не оставляет места для выработки и реализации долгосрочной региональной стратегии и понуждает государственную власть к действиям в режиме чрезвычайных ситуаций. Это, действительно, во многом вынужденная и временная позиция. Но "нет ничего постоянного, чем временное" и именно она, временно приглушая внутри и межрегиональные проблемы, вольно или невольно способствует их постоянному репродуцированию.
Сегодня необходимо срочно упорядочить государственное регулирование территориального развития. Результатом этого упорядочения, основанного на непротиворечивых представлениях о предмете, смысле и содержании государственного регулирования, должна стать система экономического и организационно -правового механизма , способных реально воздействовать на процессы территориального развития в интересах Казахстана, ее регионов, ее народа.
К сожалению, отношение центра к регионам сегодня самое пренебрежительное. Сегодня центр практически не оказывает поддержку отдельным предприятиям ("поддержка" чаще выражается в приватизации, банкротстве или реабилитации), а если и оказывает, то это поддержка, но не на развитие территории.
Естественно, такая политика не способствует выходу регионов из кризиса. И причина здесь одна - нарушены не только законы развития общества и его экономической базы, но и законы территориального развития.
Необходимо сформировать политику собственно территориального развития, проводить ее в соответствии с целью развития и имеющимися политическими, организационными, материальными и финансовыми возможностями государства и регионов.
Свидетельством отсутствия эффективной политики территориального развития и проблемой, препятствующей общеэкономическому развитию, выступает резкая дифференциация регионов по развитию, несмотря на унитарный принцип государства, подразумевающий более жесткий механизм перераспределения доходов и расходов между бюджетами областей по сравнению с федеративным государством.
Причем в течение последних нескольких лет тенденция эта имела место к углублению.
Так, в 1993 г. различие между объемами производства ВВП на душу населения в Павлодарской (максимальное значение) и Южно-Казахстанской (минимальное) составило 4,7 раза, в 1994г. между Мангистауской (максимум) и Южно-Казахстанской (минимум) областью уже в 7,9 раза, а в 1995 г. между Мангистауской (максимум) и Талдыкорганской областью в 7,5 раза.
Наименьшее падение объема производства ВВП на душу населения в 1993-1995 годах наблюдалось в Алматинской,Восточно-Казахстанской и Жезказаганской областях, наибольшее - в Торгайской, Талдыкорганской и Жамбылской областях. В Атырауской и Мангистауской областях наблюдается устойчивый рост объемов производства ВВП на душу населения. В Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Жезказганской, Кызылординской, Северо-Казахстанской, Семипалатинской, Талдыкорганской и Южно-Казахстанской областях в 1995г. отмечен рост этого показателя.
Социально-экономическое положение регионов Казахстана характеризовалось в течение прошедших лет реформы значительным спадом производства и инвестиционной активности, снижением уровня жизни населения, ростом безработицы, ухудшением криминогенной обстановки и экологической ситуации, возросла региональная дифференциация. Глубина спада промышленности по регионам колебалась от 10 до 75%. Уровень среднедушевых денежных доходов по регионам различается в 6 раз, а уровень безработицы почти в 50. Регионы благополучные соседствуют с регионами, находящимися в тяжелом положении (Алматы и Алматинская область, Караганда и Павлодар, Актюбинск и Кзыл-Орда, Тургайская и Акмолинская).
Характерной тенденцией становится нарастающая обособленность региональных рынков. Об этом свидетельствуют большой разброс цен и различная товарная насыщенность региональных рынков. Цена даже такого "транспортабельного" товара как деньги различается по регионам. Размеры ставок по кредитам колебались в 1997 г. от 15 до 45%. В начале реформ в этом определенную роль сыграли административные барьеры, но затем межрегиональное взаимодействие сдерживалось из-за отсутствия соответствующих отраслей рыночной инфраструктуры.
Ниже в таблицах приведены основные экономические различия, складывающиеся в республике.
Таблица 1
Финансовые результаты деятельности предприятий и организаций (без малочисленных предприятий, банков и страховых компаний), 1997 г.
Всего получено дохода
В том числе промышленность
млн. тенге % к пред. году млн. тенге % к пред. голу
Республика Казахстан
-1795,3
197,5
18166,6
29,7
в том числе
Акмолинская
3895,8
98,5
-1670,8
Актюбинская
2981,7
48,4
2663,5
157,5
Алматинская
-1456,8
-590,0
Атырауская
18313,3
8,0
18463,6
144,2
Восточно-Казахстанская
4630,5
20,5
5128,4
50,5
Жамбылская
-2216,5
60,1
-1748,9
Западно-Казахстанская
244,6
183,4
6,4
Карагандинская
2214,9
6898,0
79,2
Кызылординская
2682,9
2627,4
74,5
Костанайская
-4570,4
1127,7
Мангистауская
-15784,6
95,0
-
Павлодарская
4894,6
-3490,8
С еверо-Казахстанская
-6933,5
133,9
-2023,4
Южно-Казахстанская
1735,2
2014,4
112,7
г.Акмола
-2640,1
-2662,5
г.Алматы
7793,9
6306,9
2,1 раза
Как видно из таблицы 1, в республике установились устойчиво убыточные регионы - Алматинская, Костанайская, Жамбылская, Мангистауская, Северо-Казахстанская области.
Как видно из табл. 3, инвестиционная активность наиболее отчетливо проявляется в нефтедобывающих регионах, что подтверждает выводы об общей ухудшающейся ситуации в экономике в связи с инвестиционным спадом.
Таблица 2
Величина прожиточного минимума, декабрь 1997 г., тенге В среднем на душу населения, тенге в месяц Соотношение со среднерес-публиканским
Республика Казахстан
Акмолинская 3596
3508 100
97,6
Актюбинская 3543,0 98,5
Алматинская 3556 98,9
Атырауская
Восточно-Казахстанская 3947
3891 109,8
108,2
Жамбылская 2981 82,9
Западно-Казахстанская 3383 94,1
Карагандинская
Костанайская 3877
3610 107,8
100,4
Кызылординская
Мангистауская
Павлодарская
Северо-Казахстанская
Южно-Казахстанская 3420
4277
3549
3467
3249 95,1
118,9
98,7
96,4
90,4
г.Алматы 4230 117,6
Таблица 3
Освоение инвестиций в основной капитал, 1997 г. Удельный вес области в республиканском объеме В%к1996г.
Республика Казахстан 100,0 118,7
Акмолинская 15,9 462,8
Актюбинская 6,4 126,3
Алматинская 4,0 111,0
Атырауская 25,6 162,3
Восточно-Казахстанская 4,8 90,4
Жамбылская 1,1 42,0
Западно-Казахстанская 3,7 100,3
Карагандинская 6,8 61,6
Кызылординская 3,8 65,7
Костанайская 3,9 94,4
Мангистауская 9,5 101,7
Павлодарская 3,9 48,8
Северо-Казахстанская 1,3 48,5
Южно-Казахстанская 2,4 84,9
г.Алматы 6,9 81,8
Инвестиционный спад произошел в большинстве областей, особенно Карагандинской, Павлодарской, Кзыл-Ординской, Северо-Казахстанской, Жамбылской областях. Лишь новая столица Астана становится источником экономического роста, но вряд ли это послужит локомотивом для всеобщего оживления, поскольку строительство ведут в основном иностранные компании.
Таблица 4
Показатели человеческого развития по областям на 1. 05.1996 г.(курс 1 долл. США = 60,3тенге.) Ожидаемая про-должи-тель-ность жизни Грамотность среди взрослого населения,% Совокупная доля учащ-ся всех ступеней образования, % Средняя продолжительность •" жизни, годы Объемы производства ВВП, млн.тенге Объемы производства на душу населения, долл.США
Жезказганская 63,5 98,1 55,4 10 38551 1311
Карагандинская 64,2 98,2 59,1 9,9 119197 1557
Восточно-Казах 63,6 97,1 60,5 9,3 70508, 1241
станская
Семипалатинская 63,4 97,2 59,7 9,6 43822 895
Акмолинская 64,2 97,8 63,1 9,6 53887 1065
Кокшетауская 65,2 97,5 64,4 9,2 37335 941
Костанайская 65,6 97,7 61,8 9,4 62340 982
Павлодарская 63,9 97,9 60.8 9,6 103358 1814
Северо-Казах- 65,1 97,8 61,5 9,1 30499 845
станская
Торгайская 63,6 98 57,5 9,7 12599 680
Актюбинская 64,7 97,2 62,5 9,7 48935 1068
Атырауская 63,2 93,9 64,2 9,8 59618 2124
Западно-Казах 64,7 97,3 61,7 9,4 26314 645
станская
Мангистасукая 65 98,5 57,7 10,6 49750 2476
Алматинская 66,9 96,5 57,2 9,2 35292 601
Жамбылская 65,1 97 58,2 9,7 21751 344
Кызылординская 64,4 97 61.8 10,3 20988 510
Талдыкорганская 65,6 97,3 60,3 9,3 14390 329
Южно-Казахстан 66,5 97,1 61,7 9,7 41856 343
ская
г.Алматы 66,1 98,6 75,0 11,3 78697 110175
Источник: Отчет по человеческому развитию: Казахстан, 1997.-С.86.
Таким образом, проблема "регионализации" государственного регулирования экономического развития встает на экономической повестке одной из самых острых, имеет сложный характер и требует срочного решения, поскольку замедление в ее решении способно вызвать серьезные противоречия в реализации концепции избежания нового экономического кризиса. Проблема сложна тем, что на сегодня не отработаны многие теоретико-методологические вопросы территориально-экономического развития и его взаимосвязи с общим развитием страны. По существу данная проблема вовсе не разрабатывалась в экономической науке ниже поэтому мы попытаемся рассмотреть как теоретико-методологические, так и практические вопросы регулирования регионального
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |