Содержание
1. | Экономические реформы в Казахстане | 3 |
2. | 1985-1991 гг. Начальный этап реформы в составе бывшего СССР | 3 |
3. | 1991-1993 гг. Реформы в Казахстане в рамках единого экономического пространства СНГ | 4 |
4. | Ноябрь 1993-1995 гг. Независимые реформы в Казахстане | 6 |
Список литературы | 12 |
Экономические реформы в Казахстане
Экономические реформы в Казахстане развиваются очень трудно – в истории практически нет примеров более крутой ломки хозяйственных устоев в столь сжатые сроки. И здесь гораздо больше объективных причин, чем субъективных: в течение многих досоциалистических и социалистических лет развития в составе СССР Казах- стан сны органической частью единой хозяйственной системы страны, где ему отводилась роль сырьевого придатка со всеми вытекающими экономическими и социальными последствиями.
Экономические реформы, прежде всего приватизация и резкое сокращение субсидий предприятиям, ставят руководителей предприятий перед серьезными финансовыми ограничениями и вынуждают их уменьшать объем предоставляемых благ и услуг. Хотя поли- тика государства и предусматривает передачу части социальной инфраструктуры предприятий местным органам власти, остаются неразработанными некоторые ключевые принципы перестройки социальных объектов, которые позволили бы сохранить доступность социально-значимых услуг и добиться адресности их предоставления в соответствии с целями социальной политики. Успешное решение этих проблем в Казахстане во многом зависит от комплексности реформ в социальной сфере. Оценивая итоги экономического развития Казахстана в условиях экономической реформы, можно выделить несколько этапов.
1985-1991 гг. Начальный этап реформы в составе бывшего СССР.
Конец одиннадцатой, вся двенадцатая и начало тринадцатой пятилеток ознаменовались беспрецедентными по масштабам и глубине замысла реформами политических и экономических основ общества, объединяемых идеологизированный понятием "перестройка", принесшей народному хозяйству хаос, стагнацию, народу - неопределенность в понимании политики коммунистической партии.
На этом этапе социально-экономические приоритеты превалируют над политико-идеологическими, которые незыблемы, поскольку еще сильной оставалась централизованная командно- административная система.
С 1988 г. начинает раскручиваться маховик процессов, оцениваемых Цен- тром как временные издержки перестройки – рост экономического самосознания в республиках, впоследствии переросшего в осознание необходимости решения этих проблем политическими методами. Назревал здравый, с точки зрения республик, принцип "сильные республики - сильный Союз", но центральное руководство упор- но придерживалось принципа - антипода: "сильный центр – сильные республики", сохраняющий управление по вертикали.
Но политический кризис преодолеть не удалось, более того, стало ясно, что традиционными методами республики уже не удержать. В начале 90- х годов поспел и сильный экономический кризис, и в этих условиях команде Горбачева ничего не оставалось; как признать и принять рыночный путь развития.
Было разработано множество про- грамм перехода к рыночной экономи- ке: Рыжкова-Абалкина, Горбачева- Cталина, Рыжкова-Аганбегяна, "500 дней", Cталина-Явлинского и др. Ничего принципиально интересного в изменении политических условий независимого развития республик они не внесли Реформа проводилась под лозунгом внедрения в экономику принципов хозяйственного расчета. Была сделана попытка коммерциализировать деятельность предприятий, не изменив при этом фундамента социалистической экономики государственной собственности на средства производства.
Система производственных отношений требовала коренной перестройки, что означало, в первую очередь, смену формы собственности на средства производства. Введение же частичных мер, не поддержанных глубокими и комплексными преобразованиями в экономике, привело к усилению спада производства, запуску инфляционного механизма и дестабилизации на макроэкономическом уровне. Кризис в экономике бывшего СССР принял открытую форму и, по существу, явился основной причиной его политического распада.
1991-1993 гг. Реформы в Казахстане в рамках единого экономического пространства СНГ.
В декабре 1991 года Казахстан провозгласил свою независимость, и с это- го времени экономическая реформа приобретает качественно новый характер. Был провозглашен курс на разгосударствление и приватизацию, Конституция РК впервые признала право частной собственности. Таким образом, было создано необходимое условие для развития рыночных отношений в экономике. Однако в это время Казахстан не имел возможности проводить самостоятельную монетарную политику, имея единую денежную систему с другими государствами бывшего СССР. Вместе с тем, отсутствие денежных рычагов значительно ограничивало возможности макроэкономической стабилизации. Более того, сохранение в руб- левой зоне вновь образовавшихся суверенных государств создало проблему слабо контролируемых эмиссионных центров, что подстегнуло инфляционные процессы в экономике. А если добавить к этому острый дефицит наличностей и рождение наличной и безналичной стоимости, то становится ясной причина введения национальных валют.
Особенно сильно темпы инфляции в Казахстане начали нарастать после введения Россией в одностороннем порядке в июле 1993 года новых рублей. Более того, Казахстан в буквальном смысле слова был "вытолкнут" из рублевой зоны, что и привело к тому, что в ноябре 1993 года в республике была введена национальная валюта, и этот момент явился отправным на пути самостоятельного и независимого экономического развития.
Ноябрь 1993-1995 гг. Независимые реформы в Казахстане.
Экономическая независимость была приобретена в условиях тяжелейшего социально-экономического наследия: инфляция достигла небывалых высот - 57-58% в месяц, чему немалой степени способствовала рублевая инвестиция из России и Узбекистана, полная стагнация производства в условиях небывалого разрыва межреспубликанских и внутренних производственно-хозяйственных связей, сопровождавшаяся кризисом неплатежей, снижением уровня жизни населения. В этих условиях Правительство было вынуждено сделать единственно верные ходы в состоянии жесточайшего цейтнота. В 1994 г. оно выступило с заявлением об экономической политике, где был объявлен курс на жесткую де- нежно-кредитную политику.
В результате предпринятых антикризисных мер в 1995 г. макроэконо- мическая ситуация в республике значительно улучшилась.
Так, уровень инфляции снизился с 10- го в декабре 1994 г. до 1,6% в дека- бре 1995 г., среднемесячный темп инфляции сократился за год с 23,5% до 4%; в целом, за 1995 г. потребительские цены возросли на 60~о, тогда как в 1994 г. они увеличились в 12,6 раза.
Проведение антиинфляционной политики не могло не сказаться негативно на производственных показателях. Правительство хорошо понимало, что, если не принимать жестких и энергичных мер по реформе предприятий, быстрой приватизации, решительному улучшению менеджмента, демонополизации, созданию конкурентного рынка, кризисные явления в экономике лишь усилятся. Резкое снижение инфляции в 1995 г. позволило не только остановить сокращение реальной заработной платы в народном хозяйстве, но и добиться ее прироста, по оценке на 3-5% к уровню года.
За время этой быстротечной реформы не замедлили о себе заявить и социальные результаты. Если в первом полугодии население в числе наиболее важных проблем называло рост цен, то к осени 1995 г. эта проблема отошла на второй-третий план.
Таковы были основные результаты реформ в Казахстане в 1994-1995 гг., которые создали основы для раз- работки более масштабной и углубленной программы реформ на 199б-1998 гг., которая была разработана и утверждена к реализации в декабре 1995 г.
В 1995 г., несмотря на некоторый рост реальной заработной платы, заметного улучшения уровня жизни населения не произошло. Около половины населения выживает за чертой бедности. Сократилось потребление материальных благ на душу населения, повысилась безработица, продолжались процессы углубления неоправданной дифференциации уровней оплаты между производственной и бюджетной сферами экономики, отдельными отраслями, а также категориями рабочих. По данным отчета о человеческом развитии Казахстана за 1997 год, 1996- 1998 гг. в стратегическом плане для Казахстана приобретают исключительно важное значение, потому что, по логике реформ, на этот период падает задача завершения этапа макроэкономической стабилизации и перехода к концепции и программам инвестиционного экономического роста.
По экспертным данным, в 1997- 1998 гг. специфика структурного кризиса будет связана с кризисом социальных отраслей, т.к. 1995-1996 гг. бы- ли связаны с двумя крупными проблемами: дефицитом республиканского бюджета и массовым банкротством предприятий. Эти факторы ставят под вопрос функционирование реального и социального секторов экономики.
Сегодня из-за снижения объемов социальных расходов в бюджете идет сокращение малокомплектных школ, объединение институтов, средних специальных учебных заведений, лечебных учреждений и объектов культуры. С введением Закона "0 банкротстве" встанет вопрос о ликвидации сотен предприятий, не подлежащих санации. Такое падение в социальном аспекте вызовет значительную безработицу уже в ближайшие годы.
На сегодняшний день основным источником доходов населения Казахстана по-прежнему остается заработная плата, т.к. ее доля составляет от 70 до 75%. Число предприятий и организаций, не выплачивающих своим работникам заработную плату в установленные сроки, на 1 декабря 19996 года
Динамика просроченной задолженности по заработной плате в разрезе отдельных отраслей а 1996 г.(на начало месяца)
январь | декабрь | Декабрь 1996 г. в % к. | ||
Декабрю 1995 г | Январь 1996 г. | |||
Количество предприятий, имеющих задолженность по оплате труда, ед. | 10345 | 91330 | 100,5 | 88,3 |
В том числе в: | 2340 | 1634 | 97,6 | 69,8 |
Промышленности | 3057 | 2888 | 103,7 | 94,5 |
Сельском хозяйстве | 985 | 880 | 98,1 | 89,3 |
Транспорте | 2042 | 1310 | 100,4 | 64,2 |
Строительстве | 31,2 | 49,9 | 99,8 | 159,9 |
Объем просроченной задолженности по заработной плате (млрд.тенге) | 12 | 18,6 | 98,4 | 155 |
В том числе в: | 9,8 | 14 | 101,4 | 142,9 |
Промышленности | 2,9 | 5,9 | 98,3 | 203,4 |
Сельском хозяйстве | 4,6 | 6,8 | 98,5 | 147,8 |
Транспорте | ||||
Строительстве |
Растет сумма задолженностей по заработной плате длительность до 3-х месяцев и более, а также удельный вес предприятий и организаций, имеющих такую задолженность.
Одним из важных факторов падения уровня жизни населения является разрушение в результате проводимых реформ государственной социальной инфраструктуры. Идет сокращение бесплатных услуг здравоохранения, образования, социального обслуживания. В то же время отсутствуют достаточно дееспособные и, главное, доступные всем слоям населения негосударственные “дубликаты” этих сфер. Они могли бы появиться, если бы заработная плата, пенсии, пособия и т.п. выплаты составило 9133 и за месяц увеличилось на 0,5%.
Выплаты возросли в такой степени, которая необходима для замещения ранее бесплатных услуг социальной инфраструктуры платными.
В результате вышеперечисленных причин сегодняшняя зарплата не выполняет ни одной из своих традиционных и естественных функций: не обеспечивает нормального воспроизводства большинства работников и их семей; перестала быть стимулом к труду, поскольку практически не зависит от его качества.
Несмотря на рост денежных доходов за последние три года, имеет место дальнейшее падение покупательной способности населения.
Динамика фактического потребления основных продуктов питания
(кг, шт. в расчете на год)
1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | |
мясо и мясопродукты | 63 | 60 | 58 | 52 | 50 |
молоко и молочные продукты | 275 | 265 | 251 | 229 | 211 |
яйцо (шт) | 179 | 174 | 143 | 97 | 70 |
рыба и рыбопродукты | 4,8 | 4,8 | 5,2 | 4,8 | 4,6 |
сахар | 19,6 | 18,4 | 18,9 | 18,5 | 17,6 |
масло растительное | 6,1 | 7,1 | 7,4 | 7,6 | 7,4 |
картофель | 92 | 82 | 77 | 70 | 67 |
овощи и бахчевые | 63 | 51 | 54 | 56 | 52 |
хлебные продукты | 156 | 184 | 203 | 185 | 185 |
фрукты и ягоды | 17 | 10,0 | 10,0 | 11 | 10,0 |
В последние годы в структуре потребления основных продуктов питания наблюдается тенденция к сокращению наиболее ценных продуктов (мясо, молоко, фрукты) и увеличению доли хлебных продуктов. Так, потребление мяса и мясопродуктов в расчете на одного жителя в 1996 г. снизилось по сравнению с 1992 г. на 13 кг (на 21~о), молока и молочных продуктов – на 64 кг (на 23%), яиц – на 109 шт. (на 61%), картофеля - на 25 кг (на 27%),овощей – на 11 кг (на 17%), фруктов – на 7 кг (на 41%), в то же время потребление хлебопродуктов возросло на 29 кг (на 19%), масла растительного – на 1,3 кг (на 21%).
За 1996 г. индекс потребительских цен, характеризующих общий уровень инфляции, составил 128,7%. С момента ввода национальной валюты (ноябрь 1993 г.) цены выросли почти в 35 раз, а с начала реформы ценообразования (январь 1992 г.) – 18 тысяч раз.
На сегодняшний день в Казахстане не созданы достаточные условия для возможности заработков вторичного (альтернативного) дохода, которые позволили бы повысить уровень доходов отдельно взятой семьи. Всему трудоспособному населению страны должны быть предоставлены максимальные возможности заниматься трудовой деятельностью, приносящей ему вторичные статьи дохода в семейный бюджет. В то же время необходимо, чтобы эта деятельность была законодательно подкреплена соответствующими актами и постановлениями Правительства.
Существует разница в оплате между высококвалифицированным и неквалифицированным трудом в пользу последнего. Кризис в экономике стал благодатной почвой для случайного получения высоких доходов. Высокая оплата неквалифицированного труда по сравнению с высококвалифицированным вынудила специалистов высокого ранга заниматься неквалифицированным трудом в целях поддержания достойного уровня жизни или их выезда за пределы республики.
В 1995-1997 гг. формируются рыночные механизмы с одновременной прямой государственной поддержкой основных социальных отраслей и показателей. Именно в это время правительство под непосредственным контролем Президента страны в оперативном порядке занято решением проблем своевременных выплат заработной платы, пенсий и иных социальных трансфертов. Увеличиваются расходы на содержание социальных отраслей в государственном бюджете.
Глава государства Н.А. Назарбаев в своей стратегии 2030 определил восемь конкретных заданий правительству на 1998 г.:
1. Обеспечить полную и своевременную выплату пенсий, пособий и за- работной платы в бюджетных организациях.
2. Выдать в течение года микро- кредиты в сумме, эквивалентной 400 долларам С”А, сроком на 3 года не менее чем 30 тысячам наименее обеспеченных граждан для создания рабочих мест в первую очередь на селе.
3. Обеспечить, начиная с этого года, выдачу кредитов на развитие малом и среднего бизнеса, фермерских хозяйств, свидание рабочих мест на сумму не менее чем в 100 млн. долларов США
4. Приступить к реализации широкомасштабной программы компьютеризации школ, прежде всего в сельской местности, выделив на эти цели уже в 1998 г. не менее 22 млн. долларов США.
5. Обеспечить удешевление кредитов для крестьянских и фермерских хо- зяйств не менее чем на 2,5 млрд. тенге.
6. Начать общественную кампанию за здоровый образ жизни.
7. Приступить к началу реализации программы жилищного строитель- ства, выделив на эти цели не менее 40 млн. долларов США.
8. Обеспечить полную посещаемость детьми школы.
Правительство утвердило Программу микрокредитования наименее обеспеченных граждан Республики Казахстан на 1998-2000 годы. Программой будут охвачены наименее обеспеченные граждане республики, в основном сельское население, безработные трудоспособного возраста. Наиболее важными проектами в 1998 г. будут охвачены Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская области.
Микрокредиты предоставляются гражданам, официально признанным безработным, при условии их добровольного отказа от любых видов социальной поддержки, выплачиваемые из Государственного фонда содействия занятости. Первый микрокредит предоставляется на сумму до 400 долларов США с годовой процентной ставкой 5% на срок не более 18 месяцев с учетом цикла производства работы и оказания услуг.
Для реализации программы создается Неправительственная организация кредитования наименее обеспеченных граждан Республики Казахстан (НПО). Помимо НПО в реализации программы будут задействованы соответствующие поздравления Агентства по стратегическому планированию и реформам, Министерства труда и социальной защиты населения, общественные и научные организации, иностранные и отечественные эксперты, местные исполнительные органы.
Таким образом, главной целью социальной политики Правительства РК является стабилизация уровня жизни населения и обеспечение его роста при уменьшении бремени кризиса для наименее защищенных слоев населения.
С этой целью предусматривается: совершенствование системы социаль- ной защиты малоимущих слоев населения; усиление адресности соответствующих действий; рост реальной заработной платы; реформа системы пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования.
Список литературы
Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана. - Алматы. Бieii, 1997. С. 176.
Социальные реформы в странах с переходной экономикой. Проблемы и опыт / Под редакцией С.В.Кадомцевой.. Москва: ИКЦ "ДИС", 1997. С. 221.
Отчет о человеческом развитии Казахстана за 1997 г.
Статистический пресс-бюллетень. Няцстатагенство. 1997. МЗ.
РАNОRАМА, №9, 1998, 6 марта. С.3.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |