Реферат по предмету "История"


Мочалов, Павел Степанович

Введение
1 Биография
2 П. Мочалов в двадцатые годы
3 Мочалов в тридцатые годы
4 В конце жизни
5 Особенности творчества
6 Неистовый романтик
7 Критика о П. Мочалове
8 Репертуар
Список литературы

Введение

Па́вел Степа́нович Моча́лов (15 ноября 1800 — 28 марта 1848) — один из величайших русских актёров эпохи романтизма. Служил в московском Малом театре.

1. Биография

Павел Степанович Мочалов родился 3 (15) ноября 1800 года в Москве, в семье крепостных актёров — Степана Фёдоровича (1775—1823) и Авдотьи Ивановны Мочаловых, которые были крепостными помещика Н. Н. Демидова и играли в его домашнем театре[1]. В 1803 они были отданы в труппу московского Петровского театра М. Медокса. В 1806 вместе со всем Петровским театром вошли в московскую труппу императорских театров и всей семьёй получили вольную. Двое их детей стали тоже артистами: Мария Степановна (по мужу — Франциева, 1799—1862) и Павел Степанович. Судьба одарила Павла редкой памятью. Едва овладев речью, он повторял за матерью длинные строчки из Евангелия. П. Мочалов учился в одном из лучших пансионов Москвы — пансионе Терликовых. Получил хорошее по тем временам образование, знал французский. По воспоминаниям его дочери Е. Шумиловой-Мочаловой, отец какое-то время учился в Московском университете, однако, в списках среди обучавшихся в это время в университете фамилии Мочалов не найдено. 4 сентября 1817 года Павел Мочалов впервые появился на сцене в роли Полиника (пьеса А. Шаховского «Эдип в Афинах») и 11 сентября в роли Эгиста (пьеса «Меропа») — на сцене казенного Театра на Моховой[2]; помещения нынешних Большого и Малого театров открылись лишь 14 октября 1824 года — Малый театр и 18 января 1825 года — Большой театр. В спектакле также участвовали его сестра и отец, который был в это время известным артистом. Достоверных сведений о дебюте не сохранилось, однако в истории изучения деятельности артиста существует мнение, что спектакль прошел с большим успехом. Поводом к этому стали воспоминания С. Т. Аксакова, который видел домашнюю репетицию «Эдипа в Афинах». Тем не менее, первая развернутая статья о Мочалове появляется только в 1823 г. (Любитель театра. Замечания на представление Шекспировской трагедии: Отелло на Императорском Московском театре 10 октября сего года // Благонамеренный. 1823. Ч. 24. № 20. С. 101—106.).

Во вторник 4 сентября представлена будет: «Эдип в Афинах», трагедия в 5 действиях, в стихах, с хорами, сочинения г. Озерова, в коей роль Полиника будет дебютировать в первый раз г. П. Мочалов, сын актера г. Мочалова. Объявления // Московские ведомости. 1817. 1 сен. С. 1963.

2. П. Мочалов в двадцатые годы

В это время основой репертуара потихоньку становится водевиль и мещанская драма, в которых Мочалову тоже приходится играть. Однако не это привлекло зрителей и критиков к творчеству артиста. В это время Мочалов исполняет роль Жоржа де Жермини в пьесе Дюканжа и Дино «Тридцать лет, или Жизнь игрока» (1828), а также впервые для себя исполняет роль Гамлета (подражание Шекспиру С. И. Висковатова) в 1827 году. Обе роли важны тем, что Мочалов раскрывает в них главные для себя темы бунта, сильной романтической личности. Особенно это проявляется в роли Жоржа де Жермини, трагедии человека, погруженного в свои страсти, для которого игра становится смыслом жизни.

3. Мочалов в тридцатые годы

Здесь проявляется поразительная способность артиста превращать обычную мелодраму в трагедию личности. Ярким примером может послужить образ Мейнау в пьесе Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние» (1832), в которой мещанская драма превращалась в борьбу человека с миром.

Вершиной творчества артиста становится «Гамлет» в переводе Н. А. Полевого, перевод, который считается романтическим, значительно помог артисту в выражении идеи мятущегося духа Гамлета-Мочалова. Об этом спектакле написано множество статей, необходимо только сказать, что Гамлет в исполнении Мочалова был современником сидящих в зале людей.

4. В конце жизни

Возвращаясь в 1848 году из гастролей в Воронеже, артист простудился — его карета провалилась под лед. В дороге артист много пил и закусывал водку снегом. Приехав в Москву, через несколько дней скончался. Провожать Мочалова в последний путь собралось несколько тысяч человек. Купцы закрыли свои лавки на той улице, по которой проходила траурная карета, и присоединились к процессии.

Погребен на Ваганьковском кладбище.

5. Особенности творчества

Павел Мочалов отличался неповторимым стилем игры, который отмечали все его современники. Так, например, главной его особенностью были неожиданные эмоциональные переходы артиста из одного душевного состояния в другое. По этому принципу неожиданностей и строятся роли артиста (Гамлет, Жермани и др.). Не обладая яркой театральной внешностью (средний рост, сутуловатые широкие плечи, но красивое лицо и выразительные глаза), Мочалов, однако, создавал на сцене образы, которые потрясали зрителя своей силой и динамичностью. Белинский вспоминал о том, что забывал, как его зовут во время спектаклей с Мочаловым. Еще одной особенностью актера являются «мочаловские минуты» — кульминации артистического вдохновения. Дело в том, что Мочалов практически никогда не вел роль ровно (за исключением, пожалуй, роли Мейнау и Жоржа де Жермини), чаще всего «из рук вон плохо», но в ходе действия он вдруг произносил две-три фразы, которые поражали зрителя и срывали гром аплодисментов. Зрители приходили на спектакль ради этих «минут».

6. Неистовый романтик

Имя актера Малого театра Павла Степановича Мочалова стало легендарным еще при жизни. После ясной логики классицизма, который царил в русском театре начала XIX в., неистовый романтик Мочалов казался загадкой, которую так никому и не суждено было разгадать. Первые шаги актера были отмечены решительным несогласием с утвердившимися традициями. Выступая в трагедиях Озерова («Эдип в Афинах»—Полиник, «Фингал» — заглавная роль), он не заботился о соблюдении эстетического канона, но искал свободы выражения чувства. Идею свободного художника воплотил он в образе актера Кина («Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца). Душевную борьбу передал в одержимом манией игры Жорже де Жермани («Тридцать лет, или Жизнь игрока» Дюканжа). Черты «почти байроновской меланхолии» увидел в обманутом муже бароне Мейнау («Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу). В его Фердинанде («Коварство и любовь» Шиллера) внешне было что-то от русского армейского поручика. Актер показывал не драму германского юноши, а социальный протест против тирании. Романтизм Мочалова открыл русской сцене трагедии Шекспира. Шекспировские герои в исполнении русского актера выглядели современными людьми, озабоченными восстановлением нарушенной справедливости. Таким явился совсем не величественный, но глубоко уязвленный крахом миропорядка король Лир. В «Отелло» Мочалов говорил о трагическом крушении веры в человека. Его Гамлет через сомнения и борьбу с самим собой приходил к мысли о необходимости уничтожения зла и насилия. Образ Гамлета в исполнении Мочалова звучал революционно. Мочалов настойчиво добивался возможности сыграть роль Арбенина в «Маскараде» Лермонтова, но цензура не разрешила постановку. Актер создал образ Чацкого в первой постановке «Горе от ума» в Москве в 1831 г. В его игре была раскрыта трагичность судьбы мыслящего человека в условиях крепостнической России.

7. Критика о П. Мочалове

П. Мочалов становится символом новой романтической эпохи в истории русского театра. Быстро освободившись от влияния классицизма, он создает на сцене новые образы, исполненные в стиле романтизма. Главной чертой артиста являлась непредсказуемость в игре, подчинение вдохновению и предельная экзальтированность образа. Столь необычный способ создания ролей привлек к себе внимание ведущих критиков того времени, в частности В. Белинского, который напишет об актере не одну статью. Самой известной из них станет «„Гамлет“ Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета», в которой критик тщательно исследует природу творчества артиста. Статья построена на описании девяти показов (!) «Гамлета». Второй известной статьей станет «И мое мнение об игре господина Каратыгина», в которой В. Белинский продолжит полемику об этих двух артистах и выступит на стороне П. Мочалова. Правда, с переездом в Петербург критик изменит свое отношение к В. Каратыгину и перейдет на его сторону.

Важны так же работы С. Аксакова, близкого друга П. Мочалова, который оставил многочисленные статьи и воспоминания об артисте.

П. Мочалов за свою жизнь сыграл в более чем 250 ролях.

8. Репертуар

Список ролей составлен по книге Ю. А. Дмитриева «Мочалов актер-романтик», даты премьер исправлены по книге М. Н. Ласкиной «Мочалов: Летопись жизни и творчества». Список является неполным. (по данным М. Н. Ласкиной актер сыграл в более чем 250 ролях).

1. Полиник — «Эдип в Афинах», автор В. А. Озеров, 1817

2. Сеид — «Фанатизм, или Пророк Магомет», автор Вольтер, 1818

3. Танкред — «Танкред», автор Вольтер, 1818

4. Кассио — «Отелло», автор B. Шекспир, пер. П. А. Вельяминов, 1818

5. Ксури — «Попугай», автор A. Коцебу, 1818

6. Эраст — «Лиза, или Следствие гордости и обольщения», автор В. М. Федоров, 1819

7. Альнаскаров — «Воздушные замки», автор Н. И. Хмельницкий, 1819

8. Арзас — «Семирамида» Вольтер 1819

9. Генрих — «Молодость Генриха IV», автор А. Дюваль, 1819

10. Димитрий — «Димитрий Донской», автор B. А. Озеров, 1819

11. Адольф «Адольф и Клара», автор Марсолье 1820

12. Князь Радугин — «Пустодомы», автор А. А. Шаховской, 1820

13. Рославлев — «Добрый малый», автор М. Н. Загоскин, 1820

14. Фриц — «Сын любви», автор A. Коцебуб 1821

15. Флорестан — «Элеонора, или Севильская темница», 1821

16. Орест — «Электра и Орест», автор A. Грузинцев, 1821

17. Оросман — «Заира», автор Вольтер, 1821

18. Ролла — «Испанцы в Перу, или Смерть Роллы», автор A. Коцебу 1821

19. Ломоносов — «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец», А. А. Шаховской, 1821

20. Эдуард — «Эдуард в Шотландии, или Ночь изгнанника», автор A. Коцебу, 1822

21. Фердинанд — «Коварство и любовь», автор Ф.Шиллер, 1822

22. Фердинанд — «Король и пастух» Пер. А. А. Шаховского, 1822

23. Юлий — «Железная маска», перевод-переделка Н. Краснопольского, 1822

24. Фингал — «Фингал», автор Озеров, 1822

25. Бела IV — «Нашествие Батыя на Венгрию, или Король Бела IV», автор А. И. Шеллер, 1822

26. Князь — «Роман на один час, или Чудный заклад» Пер. с франц. Ф. Ф. Кокошкина, 1823

27. Отелло — «Отелло» Шекспир, пер. И. А. Вельяминова, 1823

28. Лукавин — «Лукавин», автор А. И. Писарев, 1823

29. Лидин — «Поездка в Кронштадт», A. И. Писарев, 1823

30. Прямиков — «Ябеда», автор В. В. Капнист, 1823.

31. Роберт — «Разбойники, или Роберт — атаман разбойников» Ф. Ф. Иванов, по трагедии Шиллера «Разбойники», 1823

32. Ренальд — «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря», А. А. Шаховской 1823

33. Шекспир — «Влюбленный Шекспир» A. Дюваль, 1823

34. Эдгард — «Леар» В. Шекспир, пер. Н. И. Гнедича, 1823

35. Отелло — «Отелло» В.Шекспир, пер. И. И. Панаева, 1823

36. Стрельский-старший — «Два брата», Пер. Д. Н. Баркова 1824

37. Шлейнсгейм (Эрлау) — «Генерал Шлейнсгейм», автор Г. Шпис, 1824

38. Славин — «Воспитание, или Вот приданое», Ф. Ф. Кокошкин, 1824

39. Зарницкий (Мезецкий) — «Не любо, не слушай, а лгать не мешай», автор А. А. Шаховской, 1824

40. Людовик — «Серебряная свадьба», автор А. Коцебу, 1825

41. Чтец (Гений России) — «Торжество муз», М. А. Дмитриев, 1825

42. Пламенов — «Писатели между собой», автор B. И. Головин, 1826

43. Аристофан — «Аристофан, или Первое представление комедии „Всадники“» А. А. Шаховской, 1826

44. Неизвестный — «Батюшкины дочки, или Нашла коса на камень», автор А. А. Шаховской, 1827

45. Князь — «Урок женатым» A. А. Шаховской, 1827

46. Ромео — «Ромео и Юлия», М. Н. Катков по Шекспир 1827, 1841

47. Неджиль — «Судьба Неджиля, или Все беды для несчастного», А. А. Шаховской, 1827

48. Керим-Гирей — «Керим-Гирей, крымский хан», автор А. А. Шаховской, по поэме A. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», 1827

49. Гамлет — «Гамлет» Шекспир, пер. C. И. Висковатова, 1827

50. Фингал — «Фингал и Роксана», автор А. А. Шаховской, 1828

51. Волков — «Федор Волков, или День рождения русского театра» А. А. Шаховской 1828

52. Жермани — «Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканж, 1829

53. Альмавива — «Севильский цирюльник», Бомарше, 1829

54. Капсали — «День паденья Миссалонги» Пер. Ф. Кокошкина, 1829

55. Польдер — «Польдер — амстердамский палач» Пиксерекур и В. Дюканж, 1829

56. Карл Моор — «Разбойники» Ф. Шиллер, 1829

57. Дон Карлос — «Дон Карлос», Ф. Шиллер, 1830

58. Клеант — «Скупой» Мольер, пер. С. Т. Аксакова, 1830

59. Граф де Фаель — «Габриэль де Виржини» Де Белуа, 1830

60. Рудольф — «Невеста разбойника» Кернер 1830

61. Яромир — «Прародительница», Ф. Грильпарцер, 1831

62. Пабло — «Пабло, или Садовник из Венеции» Дюминг и Сент-Аллен, 1831

63. Эрик XIV — «Иоанн, герцог Финляндский» Вейсентурн, 1831

64. Юрий Милославский — «Юрий Милославский» А. А. Шаховской, по одноименному роману М. Н Загоскина, 1831

65. Чацкий — «Горе от ума» А. С. Грибоедов, 1831

66. Мейнау — «Ненависть к людям и раскаяние», автор А. Коцебу, 1832

67. Алеко — «Цыганы» A. С. Пушкин, 1832

68. Нейвиль (также играл роль Рене) — «Екатерина Медицис в Сен-Брисском замке в 1756 году» Ансело 1832, 1844

69. Вадим — «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» C.П. Шевырев, по B. А.Жуковскому 1832

70. Иоанн Фауст — «Иоанн Фауст, или Чернокнижник» Клингельман, 1832

71. Тассо — «Торквато Тассо», автор Н. В. Кукольник, 1833

72. Генрих IV — «Одно утро из жизни Генриха IV», А. Пикар, 1833

73. Роман Бобер — «Двумужница, или Зачем пойдешь, то и найдешь», автор А. А. Шаховской, 1833

74. Горчаков — «Смольяне», автор А. А. Шаховской, 1834

75. Пожарский — «Рука всевышнего отечество спасла», автор Н. В. Кукольник, 1834

76. Ляпунов — «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский», автор Н. В. Кукольник, 1835

77. Мортимер — «Мария Стюарт» Шиллер, 1835

78. Роберт Дудлей, граф Лейчестерский — «Мария Стюарт», автор Ф. Шиллер, 1835

79. Эдип — «Эдип в Афинах», автор В. А. Озеров, 1836

80. Гамлет — «Гамлет» В. Шекспир, пер. Н. А. Полевого, 1837

81. Арвед Дюбрель — «Мальвина, или Урок богатым невестам», автор Д. Т. Ленский, 1837

82. Кин — «Кин, или Гений и беспутство», автор А. Дюма (отец), 1837

83. Ильменев — «Кузьма Рощин, рязанский разбойник», автор К. А. Бахтурин, 1837

84. Ролла — «Ролла во Флоренции» К. Лафон, 1838

85. Нино — «Уголино», автор Н. А. Полевой, 1838

86. Лир — «Король Лир» Шекспира, пер. Я. Г. Брянского, 1839

87. Иголкин — «Иголкин, купец новгородский», автор Н. А. Полевой, 1839

88. Бидерман — «Смерть или честь», автор Н. А. Полевой, 1839

89. Иван Рябов — «Иван Рябов, рыбак архангелогородский», автор Н. В. Кукольник, 1839

90. Пылаев — «Сцены в Москве в 1812 году», автор Н. И. Скобелев, 1839

91. Клермон-Артур — «Жена артиста», автор Э. Скриб, 1839

92. Ричард III — «Ричард III», автор B. Шекспир, 1839

93. Лейфорт — «Дедушка русского флота», Н. А. Полевой, 1839

94. Кремнев — «Кремнев — русский солдат», автор Н. И. Скобелев, 1839

95. Генрих де Миньероль — «Луиза де Миньероль» Дино и Легуве, 1840

96. Неизвестный — «Параша-сибирячка», автор Н. А. Полевой 1840

97. Пронский — «Боярское слово, или Ярославская кружевница», автор П. Г. Ободовский, 1841

98. Мочалов — «Мочалов в провинции», автор Д. Т. Ленский, 1841

99. Вахтанг — «Майко», автор Н. В. Беклемишев, 1841

100. Ромео — «Ромео и Джульетта» Шекспир, пер. М. Н. Каткова, 1841

101. Миллер — «Коварство и любовь», автор Ф.Шиллер, 1842

102. Сордель — «Жизнь за жизнь», автор Н. В. Беклемишев, 1842

103. Доверстон — «Отец и дочь», пер. П. Г. Ободовского, 1842

104. Стефан Фостер — «Братья-купцы», автор П. Г. Ободовский, 1843

105. Эверт-Горн — «Русская боярыня XVII столетия», автор П. Г. Ободовский, 1843

106. Оболенский — «Елена Глинская», автор Н. А. Полевой 1843

107. Кратин — «Наука и женщина», автор В. Р. Зотов, 1843

108. Вас. Ив. Шуйский — «Василий Иванович Шуйский», автор П. Г. Ободовский, 1843

109. Франц Моор — «Разбойники», автор Шиллер, 1844

110. Балтазар — «Мономан, или Помешанный». Пер. с франц. В. А. Каратыгина, 1844

111. Басенок — «Боярин Федор Басенок», автор Н. В. Кукольник, 1844

112. Жорж Мориц — «Графиня Клара д’Обервиль» Анисе-Буржуа и д'Эннери, 1846

113. Джембулат — «Черкешенка», автор П. С. Мочалов, 1846

Список литературы:

Театральная энциклопедия, стр.303

Усадьба Пашковых и Московский Императорский Театр, автор Елена Лебедева

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мочалов,_Павел_Степанович



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.