Введение
1 Биография
2 П. Мочалов в двадцатые годы
3 Мочалов в тридцатые годы
4 В конце жизни
5 Особенности творчества
6 Неистовый романтик
7 Критика о П. Мочалове
8 Репертуар
Список литературы
Введение
Па́вел Степа́нович Моча́лов (15 ноября 1800 — 28 марта 1848) — один из величайших русских актёров эпохи романтизма. Служил в московском Малом театре.
1. Биография
Павел Степанович Мочалов родился 3 (15) ноября 1800 года в Москве, в семье крепостных актёров — Степана Фёдоровича (1775—1823) и Авдотьи Ивановны Мочаловых, которые были крепостными помещика Н. Н. Демидова и играли в его домашнем театре[1]. В 1803 они были отданы в труппу московского Петровского театра М. Медокса. В 1806 вместе со всем Петровским театром вошли в московскую труппу императорских театров и всей семьёй получили вольную. Двое их детей стали тоже артистами: Мария Степановна (по мужу — Франциева, 1799—1862) и Павел Степанович. Судьба одарила Павла редкой памятью. Едва овладев речью, он повторял за матерью длинные строчки из Евангелия. П. Мочалов учился в одном из лучших пансионов Москвы — пансионе Терликовых. Получил хорошее по тем временам образование, знал французский. По воспоминаниям его дочери Е. Шумиловой-Мочаловой, отец какое-то время учился в Московском университете, однако, в списках среди обучавшихся в это время в университете фамилии Мочалов не найдено. 4 сентября 1817 года Павел Мочалов впервые появился на сцене в роли Полиника (пьеса А. Шаховского «Эдип в Афинах») и 11 сентября в роли Эгиста (пьеса «Меропа») — на сцене казенного Театра на Моховой[2]; помещения нынешних Большого и Малого театров открылись лишь 14 октября 1824 года — Малый театр и 18 января 1825 года — Большой театр. В спектакле также участвовали его сестра и отец, который был в это время известным артистом. Достоверных сведений о дебюте не сохранилось, однако в истории изучения деятельности артиста существует мнение, что спектакль прошел с большим успехом. Поводом к этому стали воспоминания С. Т. Аксакова, который видел домашнюю репетицию «Эдипа в Афинах». Тем не менее, первая развернутая статья о Мочалове появляется только в 1823 г. (Любитель театра. Замечания на представление Шекспировской трагедии: Отелло на Императорском Московском театре 10 октября сего года // Благонамеренный. 1823. Ч. 24. № 20. С. 101—106.).
Во вторник 4 сентября представлена будет: «Эдип в Афинах», трагедия в 5 действиях, в стихах, с хорами, сочинения г. Озерова, в коей роль Полиника будет дебютировать в первый раз г. П. Мочалов, сын актера г. Мочалова. Объявления // Московские ведомости. 1817. 1 сен. С. 1963.
2. П. Мочалов в двадцатые годы
В это время основой репертуара потихоньку становится водевиль и мещанская драма, в которых Мочалову тоже приходится играть. Однако не это привлекло зрителей и критиков к творчеству артиста. В это время Мочалов исполняет роль Жоржа де Жермини в пьесе Дюканжа и Дино «Тридцать лет, или Жизнь игрока» (1828), а также впервые для себя исполняет роль Гамлета (подражание Шекспиру С. И. Висковатова) в 1827 году. Обе роли важны тем, что Мочалов раскрывает в них главные для себя темы бунта, сильной романтической личности. Особенно это проявляется в роли Жоржа де Жермини, трагедии человека, погруженного в свои страсти, для которого игра становится смыслом жизни.
3. Мочалов в тридцатые годы
Здесь проявляется поразительная способность артиста превращать обычную мелодраму в трагедию личности. Ярким примером может послужить образ Мейнау в пьесе Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние» (1832), в которой мещанская драма превращалась в борьбу человека с миром.
Вершиной творчества артиста становится «Гамлет» в переводе Н. А. Полевого, перевод, который считается романтическим, значительно помог артисту в выражении идеи мятущегося духа Гамлета-Мочалова. Об этом спектакле написано множество статей, необходимо только сказать, что Гамлет в исполнении Мочалова был современником сидящих в зале людей.
4. В конце жизни
Возвращаясь в 1848 году из гастролей в Воронеже, артист простудился — его карета провалилась под лед. В дороге артист много пил и закусывал водку снегом. Приехав в Москву, через несколько дней скончался. Провожать Мочалова в последний путь собралось несколько тысяч человек. Купцы закрыли свои лавки на той улице, по которой проходила траурная карета, и присоединились к процессии.
Погребен на Ваганьковском кладбище.
5. Особенности творчества
Павел Мочалов отличался неповторимым стилем игры, который отмечали все его современники. Так, например, главной его особенностью были неожиданные эмоциональные переходы артиста из одного душевного состояния в другое. По этому принципу неожиданностей и строятся роли артиста (Гамлет, Жермани и др.). Не обладая яркой театральной внешностью (средний рост, сутуловатые широкие плечи, но красивое лицо и выразительные глаза), Мочалов, однако, создавал на сцене образы, которые потрясали зрителя своей силой и динамичностью. Белинский вспоминал о том, что забывал, как его зовут во время спектаклей с Мочаловым. Еще одной особенностью актера являются «мочаловские минуты» — кульминации артистического вдохновения. Дело в том, что Мочалов практически никогда не вел роль ровно (за исключением, пожалуй, роли Мейнау и Жоржа де Жермини), чаще всего «из рук вон плохо», но в ходе действия он вдруг произносил две-три фразы, которые поражали зрителя и срывали гром аплодисментов. Зрители приходили на спектакль ради этих «минут».
6. Неистовый романтик
Имя актера Малого театра Павла Степановича Мочалова стало легендарным еще при жизни. После ясной логики классицизма, который царил в русском театре начала XIX в., неистовый романтик Мочалов казался загадкой, которую так никому и не суждено было разгадать. Первые шаги актера были отмечены решительным несогласием с утвердившимися традициями. Выступая в трагедиях Озерова («Эдип в Афинах»—Полиник, «Фингал» — заглавная роль), он не заботился о соблюдении эстетического канона, но искал свободы выражения чувства. Идею свободного художника воплотил он в образе актера Кина («Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца). Душевную борьбу передал в одержимом манией игры Жорже де Жермани («Тридцать лет, или Жизнь игрока» Дюканжа). Черты «почти байроновской меланхолии» увидел в обманутом муже бароне Мейнау («Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу). В его Фердинанде («Коварство и любовь» Шиллера) внешне было что-то от русского армейского поручика. Актер показывал не драму германского юноши, а социальный протест против тирании. Романтизм Мочалова открыл русской сцене трагедии Шекспира. Шекспировские герои в исполнении русского актера выглядели современными людьми, озабоченными восстановлением нарушенной справедливости. Таким явился совсем не величественный, но глубоко уязвленный крахом миропорядка король Лир. В «Отелло» Мочалов говорил о трагическом крушении веры в человека. Его Гамлет через сомнения и борьбу с самим собой приходил к мысли о необходимости уничтожения зла и насилия. Образ Гамлета в исполнении Мочалова звучал революционно. Мочалов настойчиво добивался возможности сыграть роль Арбенина в «Маскараде» Лермонтова, но цензура не разрешила постановку. Актер создал образ Чацкого в первой постановке «Горе от ума» в Москве в 1831 г. В его игре была раскрыта трагичность судьбы мыслящего человека в условиях крепостнической России.
7. Критика о П. Мочалове
П. Мочалов становится символом новой романтической эпохи в истории русского театра. Быстро освободившись от влияния классицизма, он создает на сцене новые образы, исполненные в стиле романтизма. Главной чертой артиста являлась непредсказуемость в игре, подчинение вдохновению и предельная экзальтированность образа. Столь необычный способ создания ролей привлек к себе внимание ведущих критиков того времени, в частности В. Белинского, который напишет об актере не одну статью. Самой известной из них станет «„Гамлет“ Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета», в которой критик тщательно исследует природу творчества артиста. Статья построена на описании девяти показов (!) «Гамлета». Второй известной статьей станет «И мое мнение об игре господина Каратыгина», в которой В. Белинский продолжит полемику об этих двух артистах и выступит на стороне П. Мочалова. Правда, с переездом в Петербург критик изменит свое отношение к В. Каратыгину и перейдет на его сторону.
Важны так же работы С. Аксакова, близкого друга П. Мочалова, который оставил многочисленные статьи и воспоминания об артисте.
П. Мочалов за свою жизнь сыграл в более чем 250 ролях.
8. Репертуар
Список ролей составлен по книге Ю. А. Дмитриева «Мочалов актер-романтик», даты премьер исправлены по книге М. Н. Ласкиной «Мочалов: Летопись жизни и творчества». Список является неполным. (по данным М. Н. Ласкиной актер сыграл в более чем 250 ролях).
1. Полиник — «Эдип в Афинах», автор В. А. Озеров, 1817
2. Сеид — «Фанатизм, или Пророк Магомет», автор Вольтер, 1818
3. Танкред — «Танкред», автор Вольтер, 1818
4. Кассио — «Отелло», автор B. Шекспир, пер. П. А. Вельяминов, 1818
5. Ксури — «Попугай», автор A. Коцебу, 1818
6. Эраст — «Лиза, или Следствие гордости и обольщения», автор В. М. Федоров, 1819
7. Альнаскаров — «Воздушные замки», автор Н. И. Хмельницкий, 1819
8. Арзас — «Семирамида» Вольтер 1819
9. Генрих — «Молодость Генриха IV», автор А. Дюваль, 1819
10. Димитрий — «Димитрий Донской», автор B. А. Озеров, 1819
11. Адольф «Адольф и Клара», автор Марсолье 1820
12. Князь Радугин — «Пустодомы», автор А. А. Шаховской, 1820
13. Рославлев — «Добрый малый», автор М. Н. Загоскин, 1820
14. Фриц — «Сын любви», автор A. Коцебуб 1821
15. Флорестан — «Элеонора, или Севильская темница», 1821
16. Орест — «Электра и Орест», автор A. Грузинцев, 1821
17. Оросман — «Заира», автор Вольтер, 1821
18. Ролла — «Испанцы в Перу, или Смерть Роллы», автор A. Коцебу 1821
19. Ломоносов — «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец», А. А. Шаховской, 1821
20. Эдуард — «Эдуард в Шотландии, или Ночь изгнанника», автор A. Коцебу, 1822
21. Фердинанд — «Коварство и любовь», автор Ф.Шиллер, 1822
22. Фердинанд — «Король и пастух» Пер. А. А. Шаховского, 1822
23. Юлий — «Железная маска», перевод-переделка Н. Краснопольского, 1822
24. Фингал — «Фингал», автор Озеров, 1822
25. Бела IV — «Нашествие Батыя на Венгрию, или Король Бела IV», автор А. И. Шеллер, 1822
26. Князь — «Роман на один час, или Чудный заклад» Пер. с франц. Ф. Ф. Кокошкина, 1823
27. Отелло — «Отелло» Шекспир, пер. И. А. Вельяминова, 1823
28. Лукавин — «Лукавин», автор А. И. Писарев, 1823
29. Лидин — «Поездка в Кронштадт», A. И. Писарев, 1823
30. Прямиков — «Ябеда», автор В. В. Капнист, 1823.
31. Роберт — «Разбойники, или Роберт — атаман разбойников» Ф. Ф. Иванов, по трагедии Шиллера «Разбойники», 1823
32. Ренальд — «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря», А. А. Шаховской 1823
33. Шекспир — «Влюбленный Шекспир» A. Дюваль, 1823
34. Эдгард — «Леар» В. Шекспир, пер. Н. И. Гнедича, 1823
35. Отелло — «Отелло» В.Шекспир, пер. И. И. Панаева, 1823
36. Стрельский-старший — «Два брата», Пер. Д. Н. Баркова 1824
37. Шлейнсгейм (Эрлау) — «Генерал Шлейнсгейм», автор Г. Шпис, 1824
38. Славин — «Воспитание, или Вот приданое», Ф. Ф. Кокошкин, 1824
39. Зарницкий (Мезецкий) — «Не любо, не слушай, а лгать не мешай», автор А. А. Шаховской, 1824
40. Людовик — «Серебряная свадьба», автор А. Коцебу, 1825
41. Чтец (Гений России) — «Торжество муз», М. А. Дмитриев, 1825
42. Пламенов — «Писатели между собой», автор B. И. Головин, 1826
43. Аристофан — «Аристофан, или Первое представление комедии „Всадники“» А. А. Шаховской, 1826
44. Неизвестный — «Батюшкины дочки, или Нашла коса на камень», автор А. А. Шаховской, 1827
45. Князь — «Урок женатым» A. А. Шаховской, 1827
46. Ромео — «Ромео и Юлия», М. Н. Катков по Шекспир 1827, 1841
47. Неджиль — «Судьба Неджиля, или Все беды для несчастного», А. А. Шаховской, 1827
48. Керим-Гирей — «Керим-Гирей, крымский хан», автор А. А. Шаховской, по поэме A. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», 1827
49. Гамлет — «Гамлет» Шекспир, пер. C. И. Висковатова, 1827
50. Фингал — «Фингал и Роксана», автор А. А. Шаховской, 1828
51. Волков — «Федор Волков, или День рождения русского театра» А. А. Шаховской 1828
52. Жермани — «Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканж, 1829
53. Альмавива — «Севильский цирюльник», Бомарше, 1829
54. Капсали — «День паденья Миссалонги» Пер. Ф. Кокошкина, 1829
55. Польдер — «Польдер — амстердамский палач» Пиксерекур и В. Дюканж, 1829
56. Карл Моор — «Разбойники» Ф. Шиллер, 1829
57. Дон Карлос — «Дон Карлос», Ф. Шиллер, 1830
58. Клеант — «Скупой» Мольер, пер. С. Т. Аксакова, 1830
59. Граф де Фаель — «Габриэль де Виржини» Де Белуа, 1830
60. Рудольф — «Невеста разбойника» Кернер 1830
61. Яромир — «Прародительница», Ф. Грильпарцер, 1831
62. Пабло — «Пабло, или Садовник из Венеции» Дюминг и Сент-Аллен, 1831
63. Эрик XIV — «Иоанн, герцог Финляндский» Вейсентурн, 1831
64. Юрий Милославский — «Юрий Милославский» А. А. Шаховской, по одноименному роману М. Н Загоскина, 1831
65. Чацкий — «Горе от ума» А. С. Грибоедов, 1831
66. Мейнау — «Ненависть к людям и раскаяние», автор А. Коцебу, 1832
67. Алеко — «Цыганы» A. С. Пушкин, 1832
68. Нейвиль (также играл роль Рене) — «Екатерина Медицис в Сен-Брисском замке в 1756 году» Ансело 1832, 1844
69. Вадим — «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» C.П. Шевырев, по B. А.Жуковскому 1832
70. Иоанн Фауст — «Иоанн Фауст, или Чернокнижник» Клингельман, 1832
71. Тассо — «Торквато Тассо», автор Н. В. Кукольник, 1833
72. Генрих IV — «Одно утро из жизни Генриха IV», А. Пикар, 1833
73. Роман Бобер — «Двумужница, или Зачем пойдешь, то и найдешь», автор А. А. Шаховской, 1833
74. Горчаков — «Смольяне», автор А. А. Шаховской, 1834
75. Пожарский — «Рука всевышнего отечество спасла», автор Н. В. Кукольник, 1834
76. Ляпунов — «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский», автор Н. В. Кукольник, 1835
77. Мортимер — «Мария Стюарт» Шиллер, 1835
78. Роберт Дудлей, граф Лейчестерский — «Мария Стюарт», автор Ф. Шиллер, 1835
79. Эдип — «Эдип в Афинах», автор В. А. Озеров, 1836
80. Гамлет — «Гамлет» В. Шекспир, пер. Н. А. Полевого, 1837
81. Арвед Дюбрель — «Мальвина, или Урок богатым невестам», автор Д. Т. Ленский, 1837
82. Кин — «Кин, или Гений и беспутство», автор А. Дюма (отец), 1837
83. Ильменев — «Кузьма Рощин, рязанский разбойник», автор К. А. Бахтурин, 1837
84. Ролла — «Ролла во Флоренции» К. Лафон, 1838
85. Нино — «Уголино», автор Н. А. Полевой, 1838
86. Лир — «Король Лир» Шекспира, пер. Я. Г. Брянского, 1839
87. Иголкин — «Иголкин, купец новгородский», автор Н. А. Полевой, 1839
88. Бидерман — «Смерть или честь», автор Н. А. Полевой, 1839
89. Иван Рябов — «Иван Рябов, рыбак архангелогородский», автор Н. В. Кукольник, 1839
90. Пылаев — «Сцены в Москве в 1812 году», автор Н. И. Скобелев, 1839
91. Клермон-Артур — «Жена артиста», автор Э. Скриб, 1839
92. Ричард III — «Ричард III», автор B. Шекспир, 1839
93. Лейфорт — «Дедушка русского флота», Н. А. Полевой, 1839
94. Кремнев — «Кремнев — русский солдат», автор Н. И. Скобелев, 1839
95. Генрих де Миньероль — «Луиза де Миньероль» Дино и Легуве, 1840
96. Неизвестный — «Параша-сибирячка», автор Н. А. Полевой 1840
97. Пронский — «Боярское слово, или Ярославская кружевница», автор П. Г. Ободовский, 1841
98. Мочалов — «Мочалов в провинции», автор Д. Т. Ленский, 1841
99. Вахтанг — «Майко», автор Н. В. Беклемишев, 1841
100. Ромео — «Ромео и Джульетта» Шекспир, пер. М. Н. Каткова, 1841
101. Миллер — «Коварство и любовь», автор Ф.Шиллер, 1842
102. Сордель — «Жизнь за жизнь», автор Н. В. Беклемишев, 1842
103. Доверстон — «Отец и дочь», пер. П. Г. Ободовского, 1842
104. Стефан Фостер — «Братья-купцы», автор П. Г. Ободовский, 1843
105. Эверт-Горн — «Русская боярыня XVII столетия», автор П. Г. Ободовский, 1843
106. Оболенский — «Елена Глинская», автор Н. А. Полевой 1843
107. Кратин — «Наука и женщина», автор В. Р. Зотов, 1843
108. Вас. Ив. Шуйский — «Василий Иванович Шуйский», автор П. Г. Ободовский, 1843
109. Франц Моор — «Разбойники», автор Шиллер, 1844
110. Балтазар — «Мономан, или Помешанный». Пер. с франц. В. А. Каратыгина, 1844
111. Басенок — «Боярин Федор Басенок», автор Н. В. Кукольник, 1844
112. Жорж Мориц — «Графиня Клара д’Обервиль» Анисе-Буржуа и д'Эннери, 1846
113. Джембулат — «Черкешенка», автор П. С. Мочалов, 1846
Список литературы:
Театральная энциклопедия, стр.303
Усадьба Пашковых и Московский Императорский Театр, автор Елена Лебедева
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мочалов,_Павел_Степанович
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |