Во второй половине XIX века в России значительно возрос интерес к познанию своей страны, центрами краеведения становились музеи, библиотеки, архивы, сплачивающие местную общественность и зачастую имевшие покровителями губернаторов.
В конце XIX века в историческом краеведении стало сказываться влияние марксизма. Это влияние проявлялось в двух направлениях: в теоретических разработках марксистов по истории, а также конкретных исследованиях, в основном касавшихся развития экономики, капитализма, пролетариата, рабочего движения, в изучении местного материала они находили подтверждения марксистской теории, кроме того оно позволяло получить новые знания о "революционно настроенных классах" и "будущих двигателях революции", необходимые им для ведения своей деятельности.
В начале коснемся основных исторических идей Маркса, ставших предпосылками для дальнейшей разработки данной темы его последователями. Маркс считал, что движущей силой истории является "материальное производство" (т.н. "базис"). Его сподвижник Энгельс утверждал, что именно "труд создал человека". Важнейшим фактом антропогенеза считался переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство должно накладывать определённый отпечаток на общество, вследствие чего он выделял ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.
Все известные формации заключают в себе противоречия в виде антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства члены общества разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. В ходе классовой борьбы наиболее могущественный класс создаёт государство, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы этот класс мог господствовать над другими классами общества. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно "перерастают" производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что приводит к революциям (социальным и политическим).
Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовой коммунистической формации.
Т.о. первейшей задачей исторической науки ставилось изучение и раскрытие законов производства, законов развития производительных сил и производственных отношений, законов экономического развития общества. По средствам изучения этих законов общественная жизнь, история общества должны представляться закономерным развитием, а изучение истории общества превращаться в науку. (Краткий курс истории ВКПб)
Однако следуя этим принципам региональные особенности нивелируются и сводятся к различным стадиям развития экономики на разных территориях, то есть краеведение сводится к определению общественно-экономической формации.
Среди русских последователей Маркса следует отметить Г.В. Плеханова, в ряде своих работ он рассматривал вопросы материалистического понимания истории, классовой борьбы, роли пролетариата (Огюстен Тьерри и материалистическое понимание истории). При доказательстве своих теорий Плеханов широко пользовался этнографическими материалами и данными археологии. Им опубликованы многочисленные работы по историй искусства, фольклору, литературе. Кроме того он уделял внимание и роли отдельной личности в истории, он писал: " И не для одних только "начинателей", не для одних "великих" людей открыто широкое поле действия. Оно открыто для всех, имеющих очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы любить своих ближних. Понятие великий есть понятие относительное. В нравственном смысле велик каждый, кто, по евангельскому выражению, "полагает душу свою за други своя" – (К вопросу о роли личности в истории), это внимание к роли отдельной личности, даже не сыгравшей главной роли в истории с некоторой натяжкой можно считать поворотом к истории локальной, местной.
В целом же изучение различных регионов носило прикладной характер. Так, например Аксельрод издал в журналах "Вольное слово", "Социал-демократ" и др. ряд статей, посвященных рабочему вопросу: Письма о рабочем движении, Хроники рабочего движения, Рабочее движение и социал-демократия, Рабочее движение в начале 60-х годов и теперь, Рабочий класс и революционное движение в России.
Традиционно краеведение — и поприще активной работы политических ссыльных. Сами марксисты считали, что продолжают работу декабристов и революционных демократов 60 – 70-х годов в области краеведческой работы. Но пролетарские революционеры-большевики осуществляли исследования на принципиально иных идейных и методологических основах и с иными целями. В основном это были исторические и социально-экономические работы по изучению местного материала, которые заложили основы марксистского краеведения.
Развитию капитализма в крестьянском хозяйстве Сибири была посвящена работа А. Г. Шлихтера "Кустарные промыслы Енисейской губернии" (1915). Я. M. Свердлов, находясь в Туруханском крае, подготовил несколько статей по истории Сибири и ссылки. В. А. Быстрянский (Ватин) опубликовал очерки истории Минусинского края в XVIII—XIX вв.
Заметный след в изучении Сибири оставили ссыльные марксисты Ф. Я. Кон, М.С. Ольминский, С. И. Мицкевич, В. П. Ногин, Е. М. Ярославский. В. П. Ногин жил в ссылке в Верхоянске в 1912 – 1913 гг. Свои наблюдения историко-краеведческого плана он изложил в книге "На полюсе холода" (1919). Е. М. Ярославский (М. И. Губельман) отбывал ссылку в 1913 – 1917 гг. в Якутске. В 1915 – 1917 гг. он заведовал Якутским музеем. В эти годы Ярославский издал обзор "Якутский областной музей за 25 лет своего существования".
Большие исследования провел во время ссылки Лев Яковлевич Штернберг (1862 – 1927), Его статьи о гиляках привлекли внимание Ф. Энгельса Л. Я. Штернберг стал создателем советской школы этнографов.
Также в последней четверти XIX в. появились и первые историко-краеведческие работы близких или сочувствовавших марксизму ученых, например Н.И. Зибера (1844 – 1888). Его магистерская диссертация получила одобрение К. Маркса. В 1883 г. он опубликовал книгу "Очерк первобытной экономической культуры". Это была первая попытка произвести марксистский анализ развития первобытного общества.
Довольно близок к марксизму в начальный период своей деятельности был и видный историк и краевед, исследователь Кавказа М. М. Ковалевский (1851 – 1916). Он также был лично знаком с К. Марксом и Ф. Энгельсом, имел с ними постоянную переписку. В 1901 г. им была основана в Париже "Русская высшая школа общественных наук", в которой выступали с лекциями русские марксисты, в том числе и В. И. Ленин.
Большое значение для развития исторического краеведения сыграли труды Д.Н. Анучина (1843 – 1923). Ставшего создателем Музея антропологии МГУ, где он впервые попытался объединить исследования антропологов, археологов и этнографов.
Большое значение для организации археологических исследований в России сыграла деятельность известного ученого-археолога В. А. Городцова (1860 – 1945), создавшего школу русских археологов (академик Б.А. Рыбаков, профессор Д.А. Крайнов и др.).
Образец историко-краеведческих исследований можно найти в трудах В. И. Ленина. В его небольших заметках и статьях краевед найдет конкретные сведения по определенным событиям. Примером комплексного использования краеведческих сведений для обобщающих работ служит монографический труд В. И. Ленина "Развитие капитализма в России".
Например, об Урале в этой работе В. И. Ленин писал: "В исходный период пореформенного развития России главным центром горной промышленности был Урал. Образуя район, — до самого последнего времени резко отделенный от центральной России, – Урал представляет из себя в то же время оригинальный cтpoй промышленности. В основе "организации труда" на Урале издавна лежало крепостное право, которое и до сих, до самого конца XIX века, дает о себе знать на весьма важных сторонах горнозаводского быта. Во времена оны крепостное право служило основой высшего процветания Урала и господства его не только в России, но и отчасти и в Европе. В 18 веке железо было одной из главных статей отпуска России".
Широко использовал В. И. Ленин местные этнографические источники при разработке им национальной программы партии.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |