Современный Казахстан переживает период национального возрождения и возрождение национальной государственности.
Ранее имело место сознательное изживание и уничтожение традиций на протяжении всего двадцатого века. За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с «пережитками прошлого».
Известные традиции
Существует множество традиций в Казахстане причем многие из них характерны не для всего Казахстана, а только для его части.
Семейные отношения
В казахской юрте
Уважение к старшим.
Принцип «жеты ата»(«семи колен») — институт родственных связей
Казах считал своим «немере»(внуком) только того, кто рождался от сына.
Тот ребенок дочери назывался «жиеном» (племянником).
Было выражение — «жиен ел болмас» (племянника не считай своим)!
Рожденного от «немере» (прямого внука) называли «шобере» (правнук),
Рожденного от «шобере» (правнук) называли — «шошпеком» (праправнуком, что означает крохотный, маленький).
Сына «шошпека» (праправнука) было принято называть «не мене»(непонятный)
потомство «не мене» (непонятный) называлось «туажатом» (рожденный быть чужим).
бесике салу — укладка новорожденного в люльку
тусау кесу — первые шаги ребенка
В юрту, где ребенок делал свой первый шаг, звали самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка.
Атка отыргызу — это посадка на лошадь с передачей в руки плетки и копья
Создания родовых кладбищ — кладбища, захоронения на которых производится по родовой, жузовой принадлежности.[7]
Обряд обрезанияОбряд обрезания
проводится в 5-7-лет
в «юрте»
«муллой»
после щедро вознаграждается родителями ребенка
потом родители должны сделать «той» (праздник).
Гости должны делать подарки ребенку и родителям.
БракБрак
«Адат» — Брак между родственниками запрещался до седьмого колена
Поэтому каждый казах должен был знать свою родословную хотя бы до седьмого предка
Девушек выдавали замуж в 13 — 14 лет, сыновей женили в 14 — 15 лет.
считается, что ранние браки способствуют удержанию молодежи от непристойных поступков
Юноша просил согласия у любимой девушки стать его женой не сам, а через жену старшего брата.
законы степей не допускали открытых встреч жениха и невесты
часто невеста не знала своего суженого, но их родители были в дружбе.
Сваты жениха являются в дом девушки с подарками и сладостями.
Родственники юноши везли кольцо, два платка и два отреза на платье.
В доме невесты резали барана и готовили из него сорпу.
Родственница жениха надевала на безымянный палец невесты кольцо.
За смотрины будущей невесты, с гостей брали выкуп.
Обручение — особый день после которого никакая из сторон не имеет права расстроить помолвку.
вечером в комнату, где сидят гости, вводили невесту в сопровождении снохи
Сноха жениха надевала на невесту кольцо, ожерелье и серьги
Певец играет на «сазе» или «домбре» поет обрядовые песни «той бастар».
Танцуют только родственники жениха
День свадьбы назначают Аксакалы аула
В ночь перед свадьбой у невесты собираются подружки и остаются до утра.
Утром для соседей накрывали столы во дворе.
Родственники жениха и невесты танцуют и ждут главное угощение — «бесбармак».
Невесту вводили во двор дома под пение.
Впереди должен был идти один из родственников невесты.
Именно родной брат невесты обвязывал пояс сестры платком, чтобы она была верной и послушной женой своему мужу и учтивой невесткой его родителям.
Невесте давали проститься с родителями и увозили.
Невеста всё время праздника должна была находится в отдельной комнате вместе со снохой, до самой брачной ночи.
Только на следующее утро невесту с прикрытым лицом выводили в главную комнату.
Лицо новобрачной открывали и требовали склонить голову в знак уважения.
«Бет ашар» — особая песня исполняемая хором предназначена для данной ситуации.
Снохи держа молодую за руки выводили её во двор, где ее с песнями встречал жених с друзьями.
ГостеприимствоГостеприимство[
Особая традиция заготавливать мяса, желательно конины называлась — «согым».
проводится с началом первых зимних холодов
одной из особенностей данной закотовки является поедание с родственниками и друзьями.
разные части лошади подавались в разные дни и имели различное ценностное и ритуальное значение
Приглашение на «согым» требует обязательного ответного приглашения[9]
Некоторые бедные семьи разово закупают конину на базаре, приглашают гостей, а затем в течение длительного времени ходят поочередно ко всем приглашенным.[10]
Национальные виды спортаБайга — скачка на расстояние 10 шакырым (один «шакырым» — приблизительно равен половине километра. Обычно равнялось дистанции, с которой можно было докричаться до другого человека и позвать его: «шакыру» — «звать».)
Аламан-байга — скачки на длинные дистанции (40 шакырым)
Жорга-жарыс — скачки иноходцев
Кыз куу (погоня за девушкой) — догонялки на лошадях между девушкой и парнем
Кокпар — козлодрание (борьба конников за тушу козла)
Тенге алу — подними монету на скаку и прочая джигитовка
Саис — борьба сидя на лошадях
Казакша курес — национальная казахская борьба
Тогыз кумалак — девять шариков (настольная игра)
Асык [15] — игра бараньими коленными косточками на площадке (аналогичная игре в бабки) [16].
Жамбы ату — стрельба по высоко подвешенной мишени «жамбы» верхом на быстро скачущей лошади.
Тартыспак — командная верховая игра на стаскивание с лошадей.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |