Эссе на тему:
За что Петра называют Великим
Выполнил студент АмГУ
группы 113б
Малинин Роман
г. Благовещенск
Если какой-либо монарх и заслуживает имя Великого, то это Петр Алексеевич и, однако, как мало говорит это имя! Само по себе оно относительно, ограничено нашим взглядом на то, что выше или ниже, а в конечном счете, оно теряется среди величин бесконечно больших и бесконечно малых. Характеристических свойств личности это имя не передает. Русские монархи называют себя самодержцами, Петр же был не только самодержцем, но также и само-устроителем и домо-держцем своего Царства. Он был везде и во всем деятельным гением, который предписывал и творил, направлял и побуждал, вознаграждал и наказывал – повсюду в неустанном порыве он сам, никогда через него не действовал кто-то другой. Этот порыв, эта сила гения обнаруживает себя в его самых малых и самых больших начинаниях – обнаруживает в сочетании с умом, решительностью, а также справедливостью и человечностью, которые быстро возвращались к нему после приступов дикого гнева.
Петр I стал царем в 1682 году, когда ему было всего десять лет. Россия в то время переживала трудный момент своей истории: она сильно отставала в развитии от других стран Европы.
В России почти не было инженеров и ученых, армия плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Между приближенными царя - боярами и дворянами – постоянно шла борьба за власть. Крестьяне поднимали восстания.
Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию на иные рубежи: строить заводы и фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. Для решения всех этих задач России нужны были, прежде всего, образованные люди.
« Я ученик и нуждаюсь в учителях»,- эти слова вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.
Петр верил, что человек ничего не сделает, если не будет осваивать свое дело снизу вверх. Так изучал он судостроение, токарное и кузнечное ремесла, так проходил он военную службу – снизу вверх – на море и на суше. Только при коронации Екатерины, незадолго до смерти, он стал вице-адмиралом. Он чувствовал себя обязанным в течение длительного времени быть простым вахтенным, и отклонил бы адмиральский чин с возмущением, даже если бы его возвели в этот чин по его собственному прошению, но раньше, чем Петр его заслужил! Это, как и другие установленные Петром правила, было для него не царственной забавой, но глубоко серьезным делом. Он сумел быстро преодолеть свой ужас перед водной стихией и мореплаванием – преодолеть столь основательно, что морская служба порою переходила у него в слепую страсть и в конечном счете сократила его жизнь.
Не зная усталости, он вел записи и делал зарисовки, знакомился с различными ремеслами и искусствами, приглашал лучших умельцев в свою Россию, в свой Петербург, – и ко всему стремился приложить свои руки. При заключении Ништадтского мира он дал своим посланникам задания, связанные с искусствами, ремеслами, ведением хозяйства и т. д. О выполнении этих заданий они должны были докладывать ему, а о ходе самих переговоров сообщать лишь Сенату! На полях проекта Академии Наук он записывал поручения для своего наместника в Малороссии, относящиеся к быкам и овцам. Все истинные науки он рассматривал с точки зрения их всесторонней пользы, видя в них не только инструменты для получения многочисленных практических выгод, но и занятия, которые совершенствуют человека, развивают его способности. В этом смысле он не был равнодушен ни к одной из наук. Математика и механика, языки и изучение древностей, артиллерия, проповеди и судостроение – это и многое другое он ценил соответственно их цели, каждое в своей области, всё вместе он стремился сделать достоянием его нации.
В каждой стране, почти в каждом городе, где побывал Петр во время своих путешествий, сохранились анекдоты, которые, по сути, говорят о нем одно и то же. Обширное число таких анекдотов из официальной и домашней жизни Петра собрал Штелин, каждый анекдот – с именем его автора, каждый – отмечен печатью истины. И во всех них Петр живет и трудится. Почти нет правителей, живших до Петра или одновременно с ним, которых мы знали бы так хорошо, как Петра, даже о Фридрихе II мы знаем меньше, ибо Петр жил более открыто. И хотя во многих рассказах нас поражает его грубость, мы все-таки чтим этого правителя, пусть временами и содрогаясь. Прежде всего, мы чтим то самообладание, которое он проявлял в самых непредвиденных обстоятельствах, никогда не позволяя им стать выше него. Его письма после Полтавской победы, равно как из лагеря на Пруте, окруженного турками, показывают нам героя яснее, чем все его военные успехи и неудачи.
Петр внес много нового в жизнь России: изменился порядок управления государством, появилось большое количество заводов и фабрик, открылось множество новых учебных заведений. Построил Санкт-Петербург, также он ввел взамен старого более удобный и доступный «гражданский» шрифт, который лежит в основе современного, ещё при Петр I стали именовать людей по фамилии, имени и отчеству, а также в свое время Петр ввел новый календарь. Были созданы армия и флот, которые одержали победу в войне со Швецией за выход к Балтийскому морю. Эта война получила название Северной и длилась 21 год – с 1700 по 1721-й.
Россия в результате всей этой многогранной деятельности Петра I превратилась в великую европейскую державу. В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого. Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.
Такие личности, как Петр Великий, нельзя верно оценить, принимая во внимание только эпоху их жизни; созданные для тысячелетий, они должны проявить свое влияние в течение тысячелетий, прежде чем настоящие результаты их устремлений станут видны.
А пока справедливее судить о таких людях по тем принципам, которые лежали в основе их устремлений, принципы же Петра были во всем верны его Отечеству, величественны и практичны одновременно. Его политика была открытой и честной, хотя он и не хотел, чтобы его планы и замыслы были известны остальным.
Великий человек умер – в мучительных страданиях – 25 января 1725 г. на пятьдесят третьем году жизни. Если правдивы сведения, что даже в предсмертных муках он позволил художнику заканчивать свой портрет, то и это показывает его отзывчивый характер. Ибо, конечно, среди всех смертных никто не умирал в таком возрасте неохотнее, чем он – создатель, отец, художник и страстный любовник своего незавершенного царства.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |