План
Введение
1 Биография
2 Труды
3 Статьи и исследования, посвящённые русской литературе
4 Статьи и исследования по теории литературы
5 Переводы
6 Память
8 Труды Ю. М. Лотмана
Список литературы
Введение
Ю́рий Миха́йлович Ло́тман (28 февраля 1922, Петроград — 28 октября 1993, Тарту) — советский литературовед, культуролог и семиотик.
1. Биография
Учился в Петришуле с 1930 по 1939 год, затем в Ленинградском университете. Был призван на военную службу в 1940 году. Участник Великой Отечественной войны.
После окончания университета в 1950 году и до конца жизни работал в Тарту в связи с более либеральной обстановкой в академических кругах Эстонии; профессор Тартуского университета.
В марте 1951 года женился на Заре Григорьевне Минц (1927-1990) — литературоведе, специалисте по изучению творчества А. А. Блока и русского символизма, профессоре Тартуского университета.
Один из основоположников Тартуско-московской семиотической школы. Член-корреспондент Британской академии наук (1977), член Норвежской академии наук (1987), академик Шведской королевской академии наук (1989) и член Эстонской академии наук.
В конце 1980-х годов создал серию познавательных телевизионных передач «Беседы о русской культуре».
Во время перестройки участвовал в политической жизни Эстонии. В октябре 1988 года был избран в совет уполномоченных Народного фронта Эстонии.[1]
2. Труды
· Лекции по структуральной поэтике (1964)
· Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. Вып. 1 (1970)
· Структура художественного текста (1970)
· Анализ поэтического текста. Структура стиха (1972) (монография)
· Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. Вып. 2 (1973)
· Семиотика кино и проблемы киноэстетики (1973)
· Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий (1980)
· Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя (1981)
· Культура и взрыв (1992)
· Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). (1993)
· Диалог с экраном (1994; совместно с Ю. Цивьяном)
3. Статьи и исследования, посвящённые русской литературе
Список статей
· «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века
· Образы природных стихий в русской литературе (Пушкин — Достоевский — Блок)
· Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция.
· Об «Оде, выбранной из Иова» Ломоносова
· Радищев — поэт-переводчик
· Поэзия 1790—1810-х годов
· Стихотворение Андрея Тургенева «К отечеству» и его речь в Дружеском литературном обществе
· А. Ф. Мерзляков как поэт
· Сатира Воейкова «Дом сумасшедших»
· «Сады» Делиля в переводе Воейкова и их место в русской литературе
· Кто был автором стихотворения «На смерть К. П. Чернова»
· Аутсайдер пушкинской эпохи
· Неизвестный текст стихотворения А. И. Полежаева «Гений»
· Поэтическая декларация Лермонтова («Журналист, читатель и писатель»)
· Лермонтов. Две реминисценции из «Гамлета»
· Из комментария к поэме «Мцыри»
· О стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» (1990) (совместно с З. Г. Минц)
· Заметки по поэтике Тютчева
· Поэтический мир Тютчева
· Тютчев и Данте. К постановке проблемы
· «Человек природы» в русской литературе XIX века и «цыганская тема» у Блока (1964) (совместно с З. Г. Минц)
· Блок и народная культура города
· О глубинных элементах художественного замысла (К дешифровке одного непонятного места из воспоминаний о Блоке)
· В точке поворота
· Поэтическое косноязычие Андрея Белого
· Стихотворения раннего Пастернака. Некоторые вопросы структурного изучения текста
· Анализ стихотворения Б. Пастернака «Заместительница»
· <«Дрозды» Б. Пастернака>
· Между вещью и пустотой (Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского «Урания») (1990) (совместно с М. Ю. Лотманом)
· Пути развития русской прозы 1800—1810-х гг.
· Клио на распутье (1988)
· Андрей Сергеевич Кайсаров и литературно-общественная борьба его времени (1958)
· «Слово о полку Игореве» и литературная традиция XVIII — начала XIX в.
· О слове «папорзи» в «Слове о полку Игореве»
· Об оппозиции «честь» — «слава» в светских текстах киевского периода
· Ещё раз о понятиях «слава» и «честь» в текстах киевского периода
· «Звонячи в прадѣднюю славу»
· О понятии географического пространства в русских средневековых текстах
· Литература в контексте русской культуры XVIII века:
1. Роль и место литературы в сознании эпохи.
2. О жизни, которая не умещалась в литературу, и литературе, которая становилась жизнью.
3. Литература и читатель: жизнь по книге.
4. Классицизм: термин и (или) реальность.
5. Жизнь текста в пространстве между кистью художника и зрением аудитории.
· «Езда в остров любви» Тредиаковского и функция переводной литературы в русской культуре первой половины XVIII века
· Пути развития русской просветительской прозы XVIII века
· Архаисты-просветители
· Отражение этики и тактики революционной борьбы в русской литературе конца XVIII века:
1. Спор о бессмертии души и вопросы революционной тактики в творчестве Радищева.
2. Радищев и проблема революционной власти.
3. Политическое мышление Радищева и опыт Французской революции.
· Из комментариев к «Путешествию из Петербурга в Москву»
· Неизвестный читатель XVIII века о «Путешествии из Петербурга в Москву»
· В толпе родственников (О книге Георгия Шторма «Потаенный Радищев. Вторая жизнь „Путешествия из Петербурга в Москву“»
· «Сочувственник» А. Н. Радищева А. М. Кутузов и его письма к И. П. Тургеневу
· Идея исторического развития в русской культуре конца XVIII — начала XIX столетия
· Проблема народности и пути развития литературы преддекабристского периода
· Писатель, критик и переводчик Я. А. Галинковский
· Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов — поэт, публицист и общественный деятель
· П. А. Вяземский и движение декабристов
· «Два слова постороннего» — неизвестная статья П. А. Вяземского
· Основные этапы развития русского реализма (1960) (совместно с Б. Ф. Егоровым и З. Г. Минц)
· Истоки «толстовского направления» в русской литературе 1830-х годов
· О русской литературе классического периода (Вводные замечания)
· «Фаталист» и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова
· Художественное пространство в прозе Гоголя
· О Хлестакове
· Городничий о просвещении
· О «реализме» Гоголя
· Сюжетное пространство русского романа XIX столетия
· Два устных рассказа Бунина (К проблеме «Бунин и Достоевский»)
· «Человек, каких много» и «исключительная личность» (К типологии русского реализма первой половины XIX в.)
· Дом в «Мастере и Маргарите»
Александр Сергеевич Пушкин
· Пушкин. Очерк творчества.
· Идейная структура «Капитанской дочки»
· К структуре диалогического текста в поэмах Пушкина (Проблема авторских примечаний к тексту)
· Идейная структура поэмы Пушкина «Анджело»
· Посвящение «Полтавы» (Адресат, текст, функция)
· Пушкин и Повесть о капитане Копейкине (К истории замысла и композиции «Мёртвых душ»)
· Опыт реконструкции пушкинского сюжета об Иисусе
· Замысел стихотворения о последнем дне Помпеи
· Из размышлений над творческой эволюцией Пушкина (1830 год)
· Из истории полемики вокруг седьмой главы «Евгения Онегина» (1963)
· О композиционной функции «десятой главы» «Евгения Онегина» (1987)
· Источники сведений Пушкина о Радищеве (1819—1822)
· Пушкин и М. А. Дмитриев-Мамонов
· Две «Осени»
Николай Михайлович Карамзин
· Эволюция мировоззрения Карамзина (1789—1803)
· Поэзия Карамзина
· Черты реальной политики в позиции Карамзина 1790-х гг. (К генезису исторической концепции Карамзина)
· «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры (1984) (совместно с Б. А. Успенским)
· Колумб русской истории
· «О древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» Карамзина — памятник русской публицистики начала XIX века
· Политическое мышление Радищева и Карамзина и опыт Французской революции
4. Статьи и исследования по теории литературы
· Литературоведение должно быть наукой (1967)
· О типологическом изучении литературы (1969)
· О содержании и структуре понятия «художественная литература» (1973)
· Замечания о структуре повествовательного текста (1973)
· Каноническое искусство как информационный парадокс (1973)
· К функции устной речи в культурном быту пушкинской эпохи (1979)
· Литературная биография в историко-культурном контексте (К типологическому соотношению текста и личности автора) (1986)
· Массовая литература как историко-культурная проблема (1991)
5. Переводы
· Jurij Lotman. Kultūros semiotika: straipsnių rinktinė / sudarė Arūnas Sverdiolas; iš rusų kalbos vertė Donata Mitaitė. Vilnius: Baltos lankos, [2004] (Vilniaus spauda). XV, 366, [1] p. (Atviros Lietuvos knyga: ALK, ISSN 1392—1673). Tir. 2000 egz. ISBN9955-00-091-0.
· "Aleksandr Sergejevitš Puškin" (monograafia). Tõlkinud Piret Lotman. Eesti Raamat, Tallinn 1986; 2., täiendatud trükk: Varrak, Tallinn 2003, 332 lk; ISBN 9985307569; 3. trükk: Varrak 2006, 332 lk; ISBN 9985312767
· "Kultuurisemiootika: tekst – kirjandus – kultuur". Tõlkinud Pärt Lias, Inta Soms, Rein Veidemann. Olion, Tallinn 1991, 422 lk; ISBN 545000480X; 2. trükk: Olion 2006, 360 lk; ISBN 9789985664841
· "Semiosfäärist". Koostanud ja tõlkinud Kajar Pruul. Järelsõna "Semiootika piiril": Peeter Torop. Sari Avatud Eesti Raamat, Vagabund, Tallinn 1999, 416 lk; ISBN 9985835379
· "Kultuur ja plahvatus". Tõlkinud Piret Lotman. Järelsõna: Mihhail Lotman. Varrak, Tallinn 2001, 232 lk; ISBN 9985304780; 2. trükk: Varrak 2005, 232 lk; ISBN 998531008X
· "Vestlusi vene kultuurist: Vene aadli argielu ja traditsioonid 18. sajandil ja 19. sajandi algul" I–II. Tõlkinud Kajar Pruul. 1. köide: Tänapäev, Tallinn 2003, 368 lk; ISBN 9985621239; 2., parandatud trükk 2006, 368 lk; ISBN 9985621239. 2. köide: Tänapäev, Tallinn 2006, 288 lk; ISBN 9985621239
· "Filmisemiootika". Tõlkinud Elen Lotman. Varrak, Tallinn 2004, 172 lk; ISBN 9985308352
· "Kunstilise teksti struktuur". Tõlkinud Pärt Lias, järelsõna: Peeter Torop. Sari Avatud Eesti Raamat, Tänapäev, Tallinn 2006, 574 lk; ISBN 9985623916
· "Valik kirju". Koostanud ja järelsõna: Marek Tamm. Tõlkinud Jüri Ojamaa ja Maiga Varik. Loomingu Raamatukogu 2007, nr 8/9, 104 lk; ISBN 9789949428076
· "Hirm ja segadus. Esseid kultuurisemiootikast". Koostanud Mihhail Lotman, tõlkinud Kajar Pruul. Varrak, Tallinn 2007, 167 lk; ISBN 9789985314340
· "Kultuuritüpoloogiast". Tõlkinud Kaidi Tamm, Tanel Pern, Silvi Salupere; toimetanud Silvi Salupere. Sari Avatud Eesti Raamat, Tartu Ülikooli Kirjastus, Tartu 2011, 184 lk; ISBN 9789949195480
6. Память
· 6 октября 2007 перед зданием библиотеки Тартуского университета был открыт памятник Ю. М. Лотману. Скульптор Мати Кармин, архитектор Андрес Лунге[2][3].
8. Труды Ю. М. Лотмана
· Лотман Ю. М. Заметки по поэтике Тютчева
· Лотман Ю. М. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Два голоса»
· Лотман Ю. М. Звонячи в прадеднюю славу
· Куклы в системе культуры
· «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века
· Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики
· Лотман Ю. М. Устная речь в историко-культурной перспективе
· Лотман Ю. М. Слово и язык в культуре просвещения
· Беседы о русской культуре
Литература
· Егоров Б. Ф. Жизнь и творчество Ю. М. Лотмана. М., 1999. — 384 с.
Список литературы:
1. Вестник Народного фронта. № 12 (рус.). Пресс-центр Народного конгресса (03.10.1988).
2. В Тарту открыли памятник Юрию Лотману
3. В Тарту открыли памятник Юрию Лотману
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Лотман,_Юрий_Михайлович
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |