Реферат по предмету "История"


Щепкин, Михаил Семёнович



План
Введение
1 Биография

2 Роли в театре
2.1 Домашний театр
2.2 Театр братьев Барсовых
2.3 Полтавский театр
2.4 Малый театр


3 Увековечение имени

4 Интересные факты


Список литературы


Введение


Михаи́л Семёнович Ще́пкин (6 (17 ноября) 1788, село Красное, Обоянский уезд, Курская губерния[1] — 11 (23) августа 1863, Ялта) — великий русский актёр, один из основоположников русской актёрской школы, отец Дмитрия Михайловича Щепкина и Николая Михайловича Щепкина, дед Евгения Николаевича Щепкина.


1. Биография


М. С. Щепкин родился 6 (17) ноября 1788 года в селе Красном Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостных графа Г. С. Волькенштейна.


С 1799 по 1801 год Щепкин обучался в Судженском народном училище. Во время учёбы, в 1800 году, сыграл свою первую роль слуги Розмарина в комедии А. П. Сумарокова «Вздорщица». В 1801—1802 годах играл в домашнем театре графа Волькенштейна. Во время обучения в Курском народном училище (с 1801 по 1803) был суфлёром в городском театре братьев М. Е., А. Е. и П. Е. Барсовых, а также переписывал тексты ролей для актёров. В 1805 году впервые выходит на профессиональную сцену: в спектакле «Зоа» по пьесе Л.-С. Мерсье он заменяет запившего актёра в роли Андрея-почтаря. С этого времени с разрешения графа Волькенштейна играет в театре братьев Барсовых.


В 1816 году Щепкин поступает в труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского и играет в городах южной и юго-западной России. В 1818 году становится актёром Полтавского театра, руководителем которого был писатель И. П. Котляревский, и занимает в труппе ведущее положение: специально для него Котляревский пишет роли в своих пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаровник». Кроме того, Котляревский вместе с С. Г. Волконским организует сбор денег по подписке, чтобы выкупить Щепкина у барина — и в 1822 году актёр получает вольную.


После распада театра Котляревского в 1821 году Щепкин вернулся в труппу Штейна, выступал в Тульском театре[2].


В провинциальных театрах Щепкину приходилось исполнять самые разные роли, в том числе и женские (Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, Баба Яга в одноименной комической опере, Д. П. Горчакова и М. Стабингера), в постановках разных жанров. Именно в это время начинает формироваться актёрский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе». Актёр тщательно прорабатывает роли, стремясь воспроизводить характер персонажа как можно более жизненно, правдоподобно, обобщая в них жизненные наблюдения за типажами; вносит в роли неоднозначность, внутреннюю противоречивость. Наибольший успех ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в том числе роли с «переодеваниями», требующие внешних и внутренних трансформаций.


Чиновник Конторы московских театров В. И. Головин вспоминал позднее:


«Михаил Семёнович играл в пьесе „Опыт искусства“ в трудной роли: то мужчиною, то женщиною. В тысяче видах этот Протей заблистал передо мною, как драгоценный алмаз, всеми своими гранями»[3].


Именно по инициативе В. И. Головина Щепкина в 1823 году пригласили в труппу московского театра (с 1824 года — Малый театр), в котором он остался до конца своей жизни. Дебют в московском театре состоялся 20 сентября 1822 года в ролях Богатонова в комедии М. Н. Загоскина «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице» на сцене Театра на Моховой. За актёром быстро закрепляется слава «первого комического актера для ролей характерных в так называемых высоких комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц»[3]. Однако даже в комических ролях ему удавалось находить драматический подтекст.


Освободиться от чисто комического репертуара Щепкину удаётся в 1830-е годы, когда на сцене Малого театра ставятся «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Ревизор» Н. В. Гоголя. В них актёр создает многогранные, выпуклые образы Фамусова и Городничего.


В 1835 году Щепкин в свой бенефис впервые сыграл Шейлока в «Венецианском купце» У. Шекспира и Симона в «Матросе» Т. Соважа и Ж. Делюрье — это по-новому раскрыло его драматический талант. Романтические трагедийные роли были встречены зрителем с недоумением, но затем стали восприниматься как достижение актёра.


Щепкин был дружен с А. Н. Островским, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, Н. А. Некрасовым, Т. Н. Грановским, В. Г. Белинским, И. С. Тургеневым. Специально для актёра В. Г. Белинский пишет пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Тургенев — пьесу «Нахлебник», а также роль Мошкина в пьесе «Холостяк»; А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и Е. Ф. Корш переводят для него пьесу Ф. Мессинджера «Новый способ платить старые долги», Н. Х. Кетчер — «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира. Однако Щепкин все равно ощущает однообразие предлагаемых ему ролей и тем.


Эстетические принципы работы над ролью, глубокого проникновения в характер, осмысления персонажа, заложенные Щепкиным, в дальнейшем укреплялись в Малом театре и стали основой системы Станиславского.


Михаил Щепкин скончался 11 (23) августа 1863 года в Ялте. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.


2. Роли в театре


2.1. Домашний театр


· 1800 — «Вздорщица» А. П. Сумарокова — слуга Розмарин
(первая театральная роль)


· 1801—1802:


· «Опыт искусства» Н. Р. Судовщикова — Актер


· «Сбитенщик» Я. Б. Княжнина — Степан-сбитенщик


· «Несчастье от кареты» Я. Б. Княжнина — помещик-галломан Фирюлин


Театр братьев Барсовых1805 — «Зоа» Л.-С. Мерсье — Андрей-почтарь (дебют на профессиональной сцене) Полтавский театр


· «Наталка-Полтавка» И. П. Котляревского — Макогоненко


· «Москаль-Чаровник» И. П. Котляревского — Михайло Чупрун


2.4. Малый театр


Многие постановки шли на сцене московского Большого театра, поскольку это была единая труппа — московское отделение Императорских театров.


· 1822 — «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице» М. Н. Загоскина — Богатонов


· 1822 — «Марфа и Угар, или Лакейская война» Ж.-Б. Дюбуа — Угар


· 1824 — «Хлопотун, или Дело мастера боится» А. И. Писарева — Репейкин


· 1825 — «Школа женщин» Мольера — Арнольф


· 1828 — «Школа мужей» Мольера — Сганарель


· 1830 — «Скупой» Мольера — Гарпагон
[4]


· 1831 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Фамусов


· 1835 — «Венецианский купец» У. Шекспира — Шейлок


· 1835 — «Матрос» Т. Соважа и Ж. Делюрье — Симон


· 1836 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Городничий


· 1839 — «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь» В. Г. Белинского


· 1842 — «Семейные дела, или С больной головы на здоровую». Водевиль в 1 действии Э, Кормона и Ж. Шабо де Буэна (ориг.назв.: Le beau-pere
). Пер. с фр. М. К. (в помещении Большого театра)


· 1845 — «Новый способ платить старые долги» Ф. Мессинджера


· 1850 — «Холостяк» И. С. Тургенева — Мошкин
[5]


· 1852 — «Комедия ошибок» Шекспира


· 1853 — «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина — Барон


· 1853, 1855 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина — Муромский


· 1854 , 1855 — «Бедность не порок» А. Н. Островского — Коршунов, Любим Торцов


· 1861 — «Свои люди — сочтёмся» А. Н. Островского — Большов


· 1862 — «Нахлебник» И. С. Тургенева — Кузовкин
[6]


· «Женитьба» Н. В. Гоголя — Подколесин, Кочкарев


· «Игроки» Н. В. Гоголя — Утешительный


· «Тяжба» Н. В. Гоголя — Бурдюков


3. Увековечение имени


· Имя актёра носит Высшее театральное училище при Государственном академическом Малом театре, сам Малый театр также называли Домом Щепкина[7].


· В Липецке есть переулок Щепкина.


· В Москве есть улица Щепкина (бывшая 3-я Мещанская), на которой расположен дом-музей М. С. Щепкина.


· В Алма-Ате есть улица имени Щепкина.


· В Курске есть улица имени Щепкина и кинотеатр.


· Белгородский государственный академический драматический театр носит имя М. С. Щепкина.


· В родном селе Алексеевка Белгородской области действует историко-театральный музей М.С. Щепкина.


· В 1980 году во дворе ЦДРИ установлен бюст Щепкина[7].


· В Сумах есть театр драмы и музыкальной комедии им. М.С. Щепкина. Возле него также установлен памятник.


4. Интересные факты


· М.С.Щепкин был актёром-универсалом. В своей работе он не ограничивался драматическими ролями. Так, не все знают, что М.С.Щепкин пел на сцене Большого театра, исполняя заглавную партию в опере Л.Керубини "Водовоз". Более того, актёр считал эту роль одной из своих самых любимых[8].


· Жена Е.Д.Щепкина была турчанка, в двухлетнем возрасте подобранная русским солдатом при осаде Анапы в 1791 году[9].


Литература


· Алперс Б. В. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979


· Гриц Т. С. М. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества. М., 1966


· Дерман А. Б. Московского Малого театра актер Щепкин, М., 1951


· Земенков Б. С. М. С. Щепкин в Москве, М., 1966


· Михаил Семенович Щепкин. Жизнь и творчество, тт. 1-2. М., 1984


· Тальников Д. Л. Система Щепкина. М. — Л., 1939


· Эфрос Н. Е. М. С. Щепкин (опыт характеристики). Пг., 1920


· Соболев Ю. В. Щепкин, Жизнь замечательных людей, 1933. — 160 с.


Список литературы:


1. ныне село Алексеевка Яковлевского района Белгородской области


2. Тульский государственный академический театр драмы


3. цит. по: М. С. Щепкин в энциклопедии «Кругосвет»


4. пьеса переведена Аксаковым специально для Щепкина


5. роль написана специально для Щепкина


6. пьеса написана для бенефиса Щепкина в 1849 году, но была запрещена цензурой


7. М. С. Щепкин в энциклопедии «Москва»


8. Гиацинтова С.В. Жизнь театра. М., 1963. С.152-157


9. Виктор Афанасьев. Жуковский. Москва. Молодая гвардия. 1987 стр.6


Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Щепкин,_Михаил_Семёнович



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Чацкий и фамусовское общество. 8
Реферат Different Types And Styles Of Wrestling Essay
Реферат Деньги возникновение, сущность, функции. Виды денег
Реферат Внешняя торговля России. Основные направления развития, проблемы и эффективность
Реферат Деньги и их роль в экономике
Реферат Чистейшей прелести чистейший образец о НН Гончаровой-Пушкиной
Реферат Рынок сущность, функции и структура
Реферат Биомеханические параметры техники жима лежа в пауэрлифтинге
Реферат Инвентаризация, ее виды и порядок проведения на примере ЗАО Грачевское Усманского района Ли
Реферат Comparison Of Chinese And Isl Essay Research
Реферат Государственный внешний долг причины возникновения и способы погашения
Реферат Malcolm X Essay Research Paper Personally I
Реферат 1 Перекладацькі трансформації як складова частина адекватного перекладу
Реферат Мотивація вибору професії
Реферат A Brief History Of Costa Rica Essay