Реферат по предмету "История"


Анализ исторической концепции Погодина М.П.

Погодин Михаил Петрович - Русский историк, публицист, писатель, издатель многих известных литературных журналов и альманахов, в том числе журналов "Московский вестник", "Московский наблюдатель" и "Москвитянин".
Погодин родился в семье крепостного домоправителя графа И. П. Салтыкова. В 1806 г. вся семья Погодиных получила волю. Благодаря близости к Салтыковым, которые имели большие связи в свете, молодой Погодин уже в четырнадцатилетнем возрасте поступает в гимназию, а после окончания гимназии, в 1818 г., его принимают на словесное отделение Московского университета.
Благодаря помощи Салтыкова, юноша легко устраивается преподавателем частных уроков в семью князя И. Д. Трубецкого. В доме Трубецких собирался цвет молодой аристократии Петербурга. Благодаря положению домашнего учителя, Погодин легко заводит знакомства в этой среде. Под впечатлением молодых "гениев литературы", Погодин решается попробовать себя на литературном поприще - в 1820 г. он начинает переводить из Гете и Овидия, заводит дневник, в котором аккуратно и подробно записывает свои посещения литературных салонов и свои встречи с литераторами. Дневник Погодина, благодаря подробности описаний, имеет большое значение как исторический документ.
В 1821 году Погодин успешно оканчивает университет в звании кандидата и целиком посвящает себя педагогической деятельности. Сын крепостного крестьянина становится крупнейшим культурным деятелем России 1830-40-х годов. Начав в 1825 году с должности обычного преподавателя всеобщей истории при Московском университете, Погодин достигает самых вершин университетской карьеры. В 1825 году он удачно защищает магистерскую диссертацию "О происхождении Руси", с начала 1830-х, в должности профессора, возглавляет кафедру русской истории на словесном факультете Московского университета, а в 1841 становится академиком того же университета. К числу его учеников принадлежат С. М. Соловьев, И. Д. Беляев, археографы Н. В. Калачев, А. Ф. Бычков.
Литературная деятельность Погодина никогда не отходила на второй план. Начав с публикаций статей о литературе в журнале "Вестник Европы" в 1821 году, он продолжал заниматься литературной деятельностью и на всем протяжении университетского периода своей жизни. В 1820-х годах выходят его переводы трудов Нича, Добровского, исторических работ Эверса и Неймана, трагедий Гете, собственные работы по русской истории.
Постепенно Погодин подходит к решению заняться издательской деятельностью. В 1825 году издает альманах "Урания", авторами-участниками которого становятся Е. А. Баратынский, Н. А. Вяземский, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев и несколько других известнейших писателей того времени.
С 1827 по 1830 Погодин издает журнал "Московский вестник", публикуя в нем в основном статьи по философии, эстетике, литературе и истории, а также и свои рецензии, переводы, и произведения в прозе. Рассчитанный на серьезного и вдумчивого читателя журнал не заинтересовал обычных читателей, которые желали более простого и развлекательного "чтива". Поэтому, не набрав должного количества подписчиков, журнал Погодина по прошествии трех лет был закрыт.
Впоследствии, Погодин еще не однократно предпринимал издательские предприятия - сотрудничал в журнале "Телескоп" и "Молва" (И. И. Нежина); в 1835-39 гг., вместе с В. П. Андросовым и С. П. Шевыревым, участвовал в издании журнала "Московский наблюдатель"; а в 1841-56 - журнала "Москвитянин".
В 20-х - начале 30-х гг. Погодин активно писал в прозе - в основном романтические и исторические произведения.
Наиболее известная историческая драма - трилогия ("Марфа Посадница" (1830), "История в лицах о царе Борисе Федоровиче Годунове" (1835) и "История в лицах о Дмитрии Самозванце" (1835)). Эта трилогия очень понравилась Пушкину, который высоко оценил ту беспристрастность изображения, которую удалось сохранить Погодину, рисуя в своих произведениях вольный город Новгород.
После публикации сборника "Повести Михаила Погодина" (1832), Погодин полностью отошел от литературы, целиком отдавшись публицистике и трудам по истории. В 1835 году Белинский, очерчивая "полный круг русской повести", включил в шестерку лучших прозаиков того времени наряду с Гоголем, Марлинским, Одоевским, Павловым, Полевым и имя Михаила Погодина. Белинский писал: "мир его поэзии (Погодина - А.У.) есть мир простонародный, мир купцов, мелкопоместного дворянства и мужиков, которых он, надо сказать правду, изображает очень удачно, очень верно".
С середины 1840-х годов и до конца своей жизни Погодин активно занимался сбором различных исторических источников, от древних книг и манускриптов, до монет и оружия. Собранное им огромное "Древлехранилище" потрясало объемом представленных в нем коллекций предметов древности.
Политические взгляды Михаила Петровича Погодина (1800−1875) длительное время характеризовались как тождественные курсу "официальной народности", целиком и полностью лежавшие в русле охранительной идеологии николаевской России [i]. В отдельных исследованиях отмечалось критическое отношение Погодина к политике Николая I, проявившееся только в период Крымской войны]. В последнее время появились работы, анализирующие научную деятельность Погодина. Отмечая значительный вклад Погодина в развитие русской исторической науки, их авторы не пересматривают сложившееся представление о Погодине как о проправительственном консерваторе и монархисте. Это отличает современную оценку Погодина от оценки, например, славянофилов, своеобразная реабилитация которых в историографии началась именно с подчеркивания "либеральных" и "прогрессивных" моментов в их деятельности. В настоящее время подобное подчеркивание сделалось "модой" даже в отношении таких деятелей, как С.С. Уваров Такая "реабилитация" служит, как представляется, скорее политкорректным оправданием выбора объекта исследования, чем попыткой научного пересмотра устоявшихся представлений о том или ином из упомянутых мыслителей или направлений, чья консервативность и даже "реакционность" вовсе не умаляют их большого значения для интеллектуального и культурного багажа человечества.
В последней крупной работе о Погодине говорится: "Общественно-политические, как и исторические воззрения Погодина исключают безоговорочное зачисление его в один из существовавших тогда лагерей. Взгляды его были в целом близки к охранительной идеологии, но не совпадали в частностях+ Михаил Петрович был близок к славянофилам, но сам не причислял себя к их лагерю, как, впрочем, и славянофилы не считали его своим+ Не примыкал Михаил Петрович и к западникам+ Сказанное дает основание считать Погодина человеком уникальным+ Эта самобытность не исключала принадлежности его к консерваторам". Приведенная оценка не выглядит попыткой "осовременить" политические идеи Погодина, придать им больше привлекательности в глазах либерально ангажированного читателя. Такой взгляд на Погодина представляется результатом объективного анализа его научной и общественной деятельности. Тем не менее, следует отметить, что политическая концепция Погодина, отраженная главным образом в его политической публицистике и эпистолярии, до сих пор не являлась отдельным предметом изучения, теряясь в описаниях и характеристике общественной жизни и исторических трудов Погодина.
Методология Погодина - рационализм. Основные собственные интересы он находил в области древнерусской и славянской истории. Он исследовал все основные ее стороны. Исследования Погодина по определенным вопросам русской истории были основаны в изучении первоисточников и имели положительные значение. Основными областями исторических исследований Погодина являлись: установление источников начальной летописи, изучение причин возвышения Москвы, Образование централизованного государства на Руси, выяснение постепенного характера закрепощения крестьян и многое другое.
Погодин дает по княжескую и по царскую периодизацию. Проблемой периодизации русской истории, считает он, являлись социально экономические факторы. Важнейший вопрос образования Древнерусского государства Погодин рассматривает с точки зрения антинорманской теории. Древнерусское государство по Погодину образовалось не с приходном Рюрика на русскую землю: "В Новгороде мы рассматриваем только новое гражданское, то есть норманнское начало при Рюрике, которое вскоре подверглось влиянию древнего славянского, блеснуло и угасло.
Следовательно, такое совершенно отдельное происшествие нельзя назвать безусловно началом Русского Государства, еще менее, нежели современное утверждение Аскольда и Дира в Киеве."
В своих работах М.П. Погодин уделяет большое внимание личности и деятельности Ивана IV Грозного. Стоит заметить, что в различных работах Погодин по-разному смотрит на деятельность этого царя, то критикуя его эпоху, то оправдывая.
Иоанн Васильевич родился на пятом году брака Василия и польской княжны Елены Глинской. Когда молодому царевичу было два года, умирает его отец. Елена Глинская становится регентшей своего сына, но через восемь лет умирает и она, и маленький Иван остается под присмотром бояр.
Стоит сказать, что бояре абсолютно не воспитывали Ивана, всячески его баловали. Никто не внушал ему страха перед Богом, не истреблял дурных наклонностей и не учил добру.
Уже в раннем возрасте Иван начал проявлять свой жестокий характер.
"Он скакал по улицам, набрав себе сверстников, давил людей, мучил животных, и дела разбойнические делал.
По тринадцатому году он начал уже изрекать смертные приговоры: в 1543 году велел он схватить князя Андрея Шуйского, первого вельможу, и выдать псарям, которые его умертвили"
"В 1546 году новгородские жалобщики остановили его на охоте. Он велел разогнать их. Началась драка. Несколько человек убито. Иоанн велел отрубить голову троим боярам, заподозренных в научении провинившихся, и между ними был один Воронцов, некогда особенно им любимый"
В возрасте семнадцати лет Иван женится на Анастасии Романовой.
В то время в Москве случился страшный пожар, который уничтожил половину города, Иван, в это время прятался на Воробьевых горах, куда к нему явился новгородский священник Сильвестр:
"Туда явился к нему новгородский священник Сильвестр- умел воспользоваться искусно его страхом, овладел его воображением и заставил себя повиноваться.
Добрая, кроткая жена Иоаннова, Анастасия Романова, и товарищ, ровесник его Адашев начали действовать совокупно с Сильвестром и все при Дворе и государстве изменилось"
Впоследствии Сильвестр имел большое влияние на Ивана Васильевича, но продолжалось это не так долго.
К 1553 году Иоанну исполнилось 22 года. Он предпринял поход на Казань.
Стоит обратить внимание на то, что Погодин не считает взятие Казани достижением Ивана, он присваивает её Ивану III, а взятие Казани в 1551 году широко освящается после красочного описания битвы Г. Марлинским.
Взяв Казань он не хотел там оставаться для окончательного покорения страны и соседних племен, не смотря на советы, спешил назад в Москву для отдыха.
К несчастию, возвратившись в Москву, где был обрадован рождением сына, он занемог, и занемог отчаянно.
Адашев и Сильвестр ожидали смерти царя. В это время при дворе начался конфликт: большинство управляющих партией и Сильвестр начали склоняться с сторону двоюродного брата царя, Владимира Алексеевича, тем самым нарушая права Иоаннова первенца.
Между тем Иоанн выздоровел, и, разумеется, разочаровался с прежних своих друзьях и советниках, жена же его в этот период стала подвергаться опасности, она оставила Адашева и Сильвестра и в своих взглядах соединилась с мужем.
Иоанн затеял войну с Ливонией. Сильвестр и Адашев, увидев, что царь больше не полагается на их советы, были вынуждены удалится - один подался в монастырь, другой ушел на войну. В Ливонской войне Иван так же не принимал никакого участия, оставшись спокойно в Москве.
Чуть позже умирает жена царя. Иван Васильевич очень тяжело переживал потерю, но траур он носил не долго.
В смерти Анастасии обвиняются Сильвестр и Адашев. Новая партия, в страхе, что они могут вернуть своё влияние на царя начинают пользоваться случаем для их окончательного низвержения.
Иоанн начинает видеть со всех изменников, неиствует, придается разврату, и становится тираном, которому история мало представляет подобных.
Начинается второй период правления Иоанна IV. Царь вводит в стране новый режим, который называется опричнина. Вся страна начинает делится на две части: опричнину и земщину.
". Его опричник-господин, а замец- раб, который не находит себе нигде ни малейшей защиты. Опричнина- это моё, а земщина- то, чего я знать не хочу: неужели такое постановление обличает государственного человека?"
В этот период Иоанн начинает страдать патологической манией преследования, ему везде мерещится опасность, он посылает послов, чтоб готовить себе убежище в Англии.
Об опричнине он говорил так: "Что я учредил опричнину воля детей моих Ивана и Федора, как им прибыльнее, так пусть и делают, а образец им готов"
В этот период времени Иван Васильевич забыл о государстве, а опричнина тому пример. Он все делает, чтоб показать своим детям то, что им нужно делать, и как жить.
В то же время продолжаются казни, которые в прочем, не чем не были основаны: не было ни заговоров, ни покушений.
"Головы летят, пытки учащаются, и все тихо, спокойно, послушно, беспрекословно до последней минуты мучителевой жизни"
Опричнина, по мнению Погодина очень отрицательно сказалась на народе.
Михаил Петрович очень положительно относиться к реформам Петра Великого: "Нет, не чародей, а гений Петр".
"Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января, 1841 года - Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от Января"
"Попадается на глаза книга - Петр Великий велел в употребление этот шрифт, и сам вырезал буквы. Вы начнете читать её - этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснил прежний, церковный"
"Вам нужно искупить разные вещи - все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом: одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабль, в его гавань, по его каналу, по его дороге"
"За обедом, от соленых сельдей и картофеля, который указал он сеять, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом"
"Пойдем в университет - первое светское училище учреждено при Петре Великом"
"Вы получите чин - по табелю о рангах Петра Великого"
"Чин доставляет мне дворянство - так учредил Петр Великий"
"Вы вздумаете путешествовать - по примеру Петра Великого; вы будете приняты хорошо - Петр Великий поместил Россию в ряд Европейских Государств"
"Что за зрелище представляет он сам собою, со своим твердым характером, со своей железной волей, со своими пылкими страстями, темпераментом, даже со своим лицом и исполинском ростом!"
Петр преобразовал войско, и обучил его на Европейский манер , а т.к. для войска нужна была амуниция, Петр организовывает фабрики и мануфактуры, вызывает мастеров и дает им жалование, поощряет торговлю.
Прослеживаются изменения даже в языке- происходит наплыв иноязычных слов. Даже вопросы о бритье бороды и вопросы о немецком платье.
"В заключение этого рассуждения о преобразованиях, я обращу внимание новых судей на прежние два периода преобразований, даже более внутренних, более глубоких, действительных, и обнимавших все сословия, а не одно какое-либо в особенности.
"и не одной Русской истории принадлежит, Петр Великий. Всеобщая история имеет полное право на этого сына судеб""


Приложение (блок-схема):


1) Основными областями исторических исследований Погодина являлись: установление источников начальной летописи, изучение причин возвышения Москвы, Образование централизованного государства на Руси, выяснение постепенного характера закрепощения крестьян и многое другое.

2)Погодин Михаил Петрович (1806-1875) родился в семье русского крепостного крестьянина, в будущем знаменитый историк, писатель, журналист и публицист.

3)Политическая позиция Погодина – монархизм

4)Методология-рационализм

5) Погодин дает по княжескую и по царскую периодизацию

6) Причину раздробленности Михаил Петрович Погодин видел в изменении права наследования ("старший в роду брат наследовал после брата, а не сын после отца"). Он считал, что право стало не выполненным вследствие увеличения числа князей, и подавало повод к постоянным распрям

7) Исследуя время татаро-монгольского ига он проводит резкую грань между Юго-западной и Северо-восточной Русью и говорит, что в 14 и 15 веке большая территория Юго-западной Русь была вся в развалинах. В итоге татаро-монгольское нашествие полностью остановило развитие Руси.

8) К вопросам опричнины Ивана Грозного он относится крайне отрицательно указывает на ее вред и пишет, что она очень плачевно сказалась на народе.

9) Положительно относится к реформам Петра I, и выделяет основные из них: Церковные реформы, судопроизводство, изменения престолонаследия, одобряет и отмечает их многообразие.

10) Основную роль в народе он отдает русским царям и князьям, так же говорит что с их деятельностью связано большое развитие культуры и искусства на Руси.

11) Генезис крепостного права у Погодина не прослеживается.

12) В вопросе классов и классовой борьбы он лишь указывает на ее существование, но не прослеживает ее подробно.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ценные бумаги. Порядок обращения и учет
Реферат Анализ основных путей повышения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
Реферат Інтеграція суміжних предметів та видів мистецтв при вивченні світової літератури
Реферат Einfuhrung german
Реферат «Енергетична безпека України в контексті європейських нафто-газових перспектив»
Реферат Коучинг как способ повышения эффективности деятельности организации
Реферат Вскармливание детей первого года жизни. Анализ вскармливания
Реферат Технология ММХ
Реферат Электропривод пассажирского подъемника
Реферат Анализ воспитательной работы моу «Белоярская средняя общеобразовательная школа №2» за 2008-2009 год
Реферат Amish Business Relations Essay Research Paper Amish
Реферат Адаптация сердечной деятельности детей 5-7 лет к физическим нагрузкам различной мощности
Реферат Общие положения о наследовании
Реферат Конспект лекций по предмету международные экономические отношения
Реферат Лікарські рослини та їх застосування арніка гірська беладонна звичайна омеля біла