Введение
1 История создания
2 Сценарий
3 Музыка
4 В ролях
5 Съёмочная группа
6 Технические данные
7 Интересные факты
8 Неточности
Список литературы
Введение
«Алекса́ндр Не́вский» — советский исторический фильм о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Тевтонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Относится к плеяде классических советских исторических фильмов 30-х годов и считаетсякем? одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. Музыку к фильму написал знаменитый композитор Сергей Прокофьев.
«Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году и имел огромный успех (сравнимый, разве что, с «Чапаевым»). Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на экраны с еще более оглушительным успехом. В 1942 году, в год семисотлетия Ледового побоища, был выпущен плакат со словами И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». Почти в полном составе съемочная группа «Невского» осуществила постановку и следующей ленты Эйзенштейна — «Ивана Грозного».
1. История создания
Эйзенштейн собрал первоклассный актерский состав. И это, прежде всего, конечно, исполнитель главной роли Николай Черкасов, который продолжил работу с режиссёром и на «Иване Грозном». Без всяких проб Эйзенштейн утвердил Николая Охлопкова и Андрея Абрикосова на роли соратников князя Василия Буслая и Гаврило Олексича. Сергей Блинников сыграл Твердилу. На роль Магистра ордена режиссер пригласил выдающегося актера Московского Художественного театра Владимира Ершова. Свою первую роль в кино сыграл Фёдор Одиноков.
Фильм начинается со сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского — у села Городище рядом с Переславлем-Залесским — холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.
Съёмки центральной сцены фильма — Ледового побоища — из-за сжатых сроков проходили летом. Для этого во дворе Мосфильма на Потылихе выстроили декорацию. Асфальт посыпали мелом и залили жидким стеклом. Использовали также деревянные «льдины», окрашенные в белый цвет.
Специально для фильма была изготовлена точная копия средневекового портативного органа. На нём католический монах, одетый в черное, играет во время битвы (почерпнуто авторами из «Хроники Ливонии»).
2. Сценарий
Фильм основан на исторических событиях XIII века, борьбе Новогородского княжества с экспансией рыцарских орденов. Действие разворачивается в 1242 году, уже после битвы со шведами на Неве в 1240 году (что позволило шире раскрыть в фильме «немецкую» тему). Однако Эйзенштейн не ставил задачей буквально экранизировать события. В сценарии есть отступления от действительности, романтизация и поляризация сторон конфликта, а наряду с историческими персонажами и событиями действуют и вымышленные.
На западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят ещё не завоеванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского.
Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать на командование ей опытного полководца князя Александра, прозванного Невским. Двое богатырей — Гаврила Алексич и Васька Буслаев (реальные личности) — сватаются к одной девице, и она решает, что выберет того, кто лучше покажет себя в битве.
Войска сходятся к берегам замёрзшего Чудского озера. Перед боем один дружинник рассказывает князю басню о лисице, застрявшей в развилке дерева, куда её заманил заяц. Александр поступает похожим образом: строит свои войска клещами, в то время как «кабан» тевтонцев наступает прямо по центру. Русичи окружают врага, зажимают в «тиски» и разбивают его. Бросившиеся в бегство немцы тонут, проламывая тяжелыми доспехами лёд. Предводители агрессоров попадают в плен.
После битвы русские женщины собирают раненых. Двух богатырей-героев едва живыми отвозят в Новгород, где Василий публично отдает первенство другу. Сам же он женится на дочке воеводы, сражавшейся в битве наравне с мужчинами.
Князь и новгородский люд судят тевтонцев. Рядовых кнехтов отпускают, рыцарей оставляют для выкупа. Предводителей войска и предателей толпа линчует на месте. После этого новгородцы бурно празднуют победу. Александр, напутствуя отпущенных кнехтов, перефразирует Библию: «Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская Земля!»
3. Музыка
Музыку к фильму создал известный композитор Сергей Прокофьев. Его саундтрек, состоящий из симфонической и хоровой музыки, представляет собой полноценное классическое произведение и считается одним из лучших саундтреков в советском кино. По признанию самого Эйзенштейна, некоторые эпизоды фильма монтировались именно по записанной музыкальной фонограмме. Прокофьев объединил все музыкальные фрагменты в кантату «Александр Невский», состоящую из семи частей:
1) «Русь под игом монгольским»
2) «Песнь об Александре Невском»
3) «Крестоносцы во Пскове»
4) «Вставайте, люди русские!» (аудиозапись)
5) «Ледовое побоище»
6) «Поле мертвых»
7) «Въезд Александра во Псков»
Фильм был выпущен с плохо записанной звуковой дорожкой. Низкое качество записи объясняется тем, что в фильм была вставлена черновая версия, которую ещё предстояло переозвучить. Но ещё до того, как это было сделано, фильм с черновым звуком просмотрел Сталин и утвердил именно в таком виде. Эйзенштейн не рискнул что-либо изменять в фильме, успешно прошедшем столь высокую цензуру.
Темы «Крестоносцы» и «Ледовое побоище» до сих пор используются в различных художественных и документальных киноматериалах.
4. В ролях
Николай Черкасов — князь Александр Ярославич Невский
Николай Охлопков — Василий Буслай
Андрей Абрикосов — Гаврило Олексич
Дмитрий Орлов — Игнат, кольчужный мастер
Василий Новиков — Павша, псковский воевода
Николай Арский — Домаш Твердиславич, новгородский боярин
Варвара Массалитинова — Амелфа Тимофеевна, мать Буслая
Валентина Ивашева — Ольга, новгородская девушка
Александра Данилова — Василиса, псковитянка
Владимир Ершов — магистр Тевтонского ордена Герман фон Бальк (вероятно также, что Магистром в то время являлся рижский комтур Андреас фон Фельфен)
Сергей Блинников — Твердило (Твердила), псковский воевода
Иван Лагутин — Ананий, монах
Лев Фенин — епископ
Наум Рогожин — чёрный монах
В эпизодических ролях (в титрах не указаны):
Н. Апарин — Михалка
Леонид Иудов — Савка
Иван Клюквин — псковский воин
Никита Лянь-Кунь — Хубилай
Павел Пашков — Микула
Фёдор Одиноков
5. Съёмочная группа
Режиссёр-постановщик:
Сергей Эйзенштейн
Дмитрий Васильев
Сценарий:
Пётр Павленко — соавтор сценария
Сергей Эйзенштейн — соавтор сценария
Композитор:
Сергей Прокофьев
Автор песен:
Владимир Луговской — текст песен
Оператор-постановщик:
Эдуард Тиссэ
Художник-постановщик:
Иосиф Шпинель — главный художник
Николай Соловьев
Звукорежиссер: Владимир Богданкевич
Монтаж:
Сергей Эйзенштейн (в титрах не указан)
Эсфирь Тобак — ассистент по монтажу
Художник по костюмам:
Константин Елисеев — костюмы и реквизит
Художник по гриму:
Л. Порозов
Директор фильма:
Игорь Вакар
Второй режиссер:
Борис Иванов — сорежиссер
Работа с актерами:
Е. Телешова — консультант по работе с актерами
Режиссерская группа:
Николай Маслов — ассистент режиссера
Валентина Кузнецова — помощник режиссера
Я. Кочарьян — помощник режиссера
Операторская группа:
С. Уралов — оператор
А. Астафьев — ассистент оператора
Николай Большаков — ассистент оператора
Звукорежиссерская группа:
Борис Вольский — звукооформитель
Валерий Попов — шумовое оформление
Консультации:
А. Арциховский — исторический консультант, профессор
К. Калмыков — военный консультант, комбриг
Н. Ламанова — модели костюмов
Н. Макарова — модели костюмов
Административная группа:
Э. Солуянов — администратор
М. Хавкин — администратор
В. Гордон — администратор
6. Технические данные
Страна производитель: СССР
Продолжительность фильма: 112 мин.
Языки фильма: русский.
Цвет: Чёрно-белый.
Звук: Mono.
Тип съёмки: Киноплёнка 35 mm.
7. Интересные факты
Цитаты из фильма и видеоряд использовались в других произведениях:
Кадры ледового побоища послужили фоном для одной из сцен советско-американского фильма «Синяя птица» 1976 года.
Фигуры тевтонцев из фильма были использованы в технологии ротоскопии для анимационного фильма «Властелин Колец» Ральфа Бакши. Поверх рыцарей были нарисованы орки.
В фильме «Конан-варвар» (США, 1982 год) доспехи злодеев созданы по мотивам доспехов рыцарей из «Александра Невского».
в фильме Юрия Мамина «Праздник Нептуна» (1986 год) сцена ожидания местными жителями автобусов с иностранными туристами дословно повторяет момент перед битвой — приближение рыцарского войска.
В 1-й серии американского телесериала 2000 года «Клинок ведьм» (реж. Ральф Хемекер) главная героиня (в исполнении Янси Батлер) видит во сне историю браслета, при этом частично используется нарезка из кадров битвы на Чудском озере.
фрагменты из фильма используются в документальном фильме британской хэви-метал группы Iron Maiden «Behind The Iron Curtain» в качестве видеоряда к композиции «Hallowed Be Thy Name».
В ноябре 2006 года по российскому каналу «Культура» была показана укороченная версия фильма, без фрагмента, в котором поётся песня «Вставайте, люди русские». Это вызвало определённую озабоченность и возмущение среди некоторых зрителей. Редакция канала ответила, что телеканал «Культура» закупил такую версию фильма. [1]
Видеоряд фильма использовался в клипе группы Алиса на песню «Небо Славян».
В 1986 году была произведена реставрация фильма. Была очищена плёнка, заменены титры (только шрифт, но не содержание), перезаписана музыка в фонограмме. Любопытно, что на современных DVD изданиях встречаются оба варианта фильма — как до реставрации, так и после. (релиз 2005 ЗАО «Союз-видео» — до реставрации, релиз 2008 «Master tape» — после реставрации).
В 1990-х годах фильм был колоризирован для показа в США.
В романе Тома Клэнси «Красный шторм поднимается» колоризированная версия «Александра Невского» демонстрируется в СССР перед нападением на ФРГ для того, чтобы население прониклось искренней ненавистью к Германии.
На головном уборе епископа можно заметить пару свастичных символов, что вызывает дополнительную ассоциацию с Нацистской Германией. Правда символы епископа, в отличии от «немецкой» свастики закручены в левую сторону.
8. Неточности
Ни перед битвой, ни перед торжественным храмовым звоном князь Александр в фильме не крестится. Хотя в те времена, не осенив себя крестным знамением, православный человек не выпивал и стакана воды.
Гаврила Алексич, один из главных героев фильма, не мог принимать участия в Ледовом побоище, так как погиб за год до него, в 1241, при штурме Копорья.
Братья-рыцари, согласно Уставу Ордена, обязаны были носить бороды. В фильме они с бритыми подбородками.
В Древней Руси незамужние девушки волосы заплетали в одну косу, а уже после замужества расплетали ее на две косы [2]. А в фильме у незамужних девушек: Ольги, к которой сватаются Гаврила Алексич и Васька Буслаев, и Василисы — дочери воеводы, волосы заплетены в две косы.
Магистр Ордена не участвовал в Чудской битве и, предположительно, даже не одобрял этого набега.
В сцене перед побоищем Невский постоянно «меняет» шлем. Сначала его показывают со шлемом с переносицей, а затем с защитой для глаз.
Примечания
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_Невский_(фильм)
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |