План
Введение
1 Предыстория
2 Последствия
3 Жизнь и культура Османской Венгрии
4 Социальная мобильность и исламизация
Османская Венгрия
Введение
Османская Венгрия (венг. Török hódoltság) — общее название территорий Османской империи, населённых преимущественно этническими венграми. После поражения объединённого венгро-чешско-хорватского войска в битве при Мохаче в 29 августа 1526 года, большая часть венгерских земель попала под власть османов и была административно организована в Будинский пашалык, подразделяющийся на несколько санджаков (районов). Торжествующая Османская империя заняла Среднедунайскую равнину, включив в свои владения самое сердце Европы, которое турки планировали превратить в плацдарм для покорения новых территорий и дальнейшего распространения ислама. Но отпор со стороны австрийских Габсбургов привёл к фактическому разделу венгерских земель на турецкую и австрийскую части. При этом к австрийцам по договору 1547 года отошли земли со смешанным венгерско-славянским населением, а к туркам — собственно венгерские и венгеро-румынские области. Административно власть османов в центральной Венгрии продержалась до 1699 года, хотя ряд самых южных венгерских земель были освобождены лишь к 1718 году. Сопротивление турецкому владычеству оказывали как венгерские партизаны-гайдуки, так и австрийцы, заинтересованные в аннексии Венгрии в качестве сырьевого придатка Австрийской империи.
1. Предыстория
Как и многие другие балканские национальные государства, покорённые османами в XIV—XV веках, Венгерское королевство вступило в XVI век в чрезвычайно ослабленном состоянии из-за ряда внешних и внутренних причин. Изнутри его раздирали феодальные распри, фактически приведшие к установлению феодальной раздробленности, крестьянские восстания, сопротивление со стороны национальных меньшинств, противящихся мадьяризации (словаки, румыны, хорваты), а извне — амбициозные попытки австрийско-немецких властителей включить Венгрию в состав своих владений. Смерть Матвея Корвина (1490), вызвала крайнюю анархию в Венгрии, и создала благоприятные условия для осуществления планов османов против этого государства. Продолжительная война окончилась без триумфа, но покорение Венгрии стало лишь вопросом времени.
По миру, заключённому в 1503 году, Венгрия отстояла все свои владения и, хотя она признавала право Османской империи на дань с Молдавии и Валахии (давних венгерских вассалов), она не отказалась от своих верховных прав на эти два государства (то есть фактически предлагала обложить их двойной данью). В реальности контроль венгерского короля над ними был утерян, хотя власть венгерского дворянства в Трансильвании сохранилась.
Постепенному упадку Венгрии в дальнейшем способствовал и олигархический режим, установленный династией Ягеллонов, отчуждение подавленного венгерского крестьянства от национально-оборонительных движений после событий 1514 года, географическая замкнутость и отдалённость Венгрии от океана (в том числе от торговых путей, проходивших через Атлантический океан), усиливающееся давление Габсбургов.[1] Численное превосходство турок в битве при Мохаче привело к тому, что победа была достигнута всего за 2 часа. В рядах турецкой армии преобладали славяне-мусульмане (янычары) из балканских владений Османской империи.
2. Последствия
Турецкая победа имела ряд прямых последствий как для венгров, так и для многих других соседних народов. Как и в случае Гвадалетской битвы (711), Мохачское сражение открыло перед турками широкие возможности для покорения всей Центральной Европы. Султан Сулейман I Турецкий (27 апреля 1495 — 06 сентября 1566 года) в 1529 году начал осаду Вены, но из-за приближающейся зимы вынужден был отступить.
На месте покорённых османами венгерских земель образовалась новая область — Османская Венгрия, существовавшая в 1526—1699 годах. Более того, далеко не все венгры оказывали сопротивление турецкому владычеству. Отчасти это объяснялось историко-культурной общностью обоих народов. Дело в том, что до своего прихода в Европу около 900 года, финно-угорские по происхождению венгры проживали в окружении тюркских народов, у которых они заимствовали значительную часть сельскохозяйственной лексики. Венгерское крестьянство юго-востока страны отнеслось к приходу турок как к освобождению от засилья местных феодалов, обложивших их непосильными поборами. Стремясь привлечь венгерских крестьян на свою сторону, турки либерализовали многие сферы жизни венгерского крестьянства. В отличие от кровавых распрей между католиками и протестантами Европы того времени, турки не запрещали ни одну из религий, хотя переход в ислам всячески поощрялся.
Воспользовавшись хаосом послевоенных лет и зарождением нового мусульманского сообщества, многие простые венгры, принявшие ислам (магьярабы), сумели подняться по карьерной лестнице военных сословий Османской империи. Жители северных венгерских земель оказывали туркам большее сопротивление, создавая отряды гайдуков. Многие также бежали в соседние словацкие земли к северу. Следует однако учитывать, что турки покорили только Центральную Венгрию, периферийные западные и северные регионы с новой венгерской столицей — городом Пожонь (современная словацкая Братислава) были аннексированы австрийскими Габсбургами, которые превратили их в буфер между немецкими и османскими территориями. Таким образом, у венгров начала XVI века фактически не было выбора. Если бы венгров не покорили турки, то это сделали бы немцы. После неудавшейся осады Вены, австрийские немцы приступают к более решительным действиям против турок, начинается постепенная «реконкиста» Балканского полуострова. После Мохачской битвы европейские нации, начали предпринимать попытки объединения с целью противостояния угрозе исламизации Европы. Эта стратегия принесла первый успех в битве при Лепанто в 1571 году. Кроме того, несмотря на свой начальный успех, именно в Венгрии турки впервые столкнулись с западно-европейской социально-политической структурой, которая имела сильное немецкое влияние и уже существенно отличалась от ориентализированных греко-славянских государств балканского региона, с такой лёгкостью покорённых турками. Хотя европейские ценности в Венгрии в целом и не соответствовали западным стандартам, близость Османской Венгрии к немецким землям создавала им прямую угрозу и вызвала яростное сопротивление с целью поддержать имперские амбиции самих Габсбургов.
3. Жизнь и культура Османской Венгрии
После договора о разделе Венгрии, оформилось и административное деление захваченных османами венгерских земель, подразделяющийся на несколько более мелких административных единиц.
· Будинский пашалык
· Темешварский вилайет
· Сегединский санджак
Из-за удалённости Венгрии, турецкая оккупация не привела к радикальной смене национального, религиозного и языкового состава населения, однако со временем ряд сдвигов в религиозном плане приняли ощутимый характер. Мусульмане, около 80 тыс. человек, преимущественно военные наёмники южнославянского происхождения, расселились в основном в крупных городах Венгрии, под защитой крепостных стен. Каждый город имел как мусульманский квартал, примыкающий к мечети, так и христианский район, примыкающий к церкви. Христианство не было запрещено и не преследовалось, так как турки не хотели вызвать гнев местного населения, но христианская церковь была оставлена без средств к существованию. Oна была лишена финансовой поддержки государства, а христианские подданные империи (райя) были обязаны выплачивать особый налог (джизья), отнимающий средства, раннее предоставляемые церковной десятине. Многие крупные городские церкви были переделаны в мечети, а к ним пристроены минареты. Так как мусульмане составили основу нового правящего класса и владели значительным имуществом, они опасались нападений со стороны гайдуков, передвигались они от города к городу только под защитой военных конвоев. Сельские регионы Венгрии, равно как и всё сельское хозяйство (в первую очередь растениеводство) на Балканах, при турках пришли в упадок из-за миграционных процессов, военных действий, партизанской активности и крайней неэффективности местного самоуправления, страдавшего от хронического взяточничества. Отгонное животноводство, занятие которое древние венгры переняли у тюрок ещё до прихода в Центральную Европу, наоборот, возродилось. Но крупные городские поселения получили при этом стимул к развитию, став сосредоточением новых восточных влияний. В XVII веке, в османской Венгрии появилось 165 основных (мектепы) и 77 средних и высших теологических школ (медресе) в 39 городских поселениях Венгрии. В школах обучали письму, арифметике, чтению Корана и молитве. Турки также возводили турецкие бани, мечети и фонтаны. Большинство из них было уничтожено австрийскими Габсбургами в ходе Балканской «реконкисты». Лишь немногие памятники дошли до наших дней.
4. Социальная мобильность и исламизация
Ввиду гибели или миграции значительной части венгерского дворянства и крупных землевладельцев, ряд простых венгров воспользовалось новыми возможностями, предоставленными турецким военно-административным аппаратом, перешли в ислам, поступили на службу к султану и получили значительные возможности местного самоуправления. Некоторые из них (магьярабы) переселились или же были переселены в другие районы империи, став частью турецкого этноса. Многие пленные венгры были проданы в рабство в Румелии и Анатолии.
Ссылки
1. Турецкое нашествие в Венгрии. Подробный очерк
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Османская_Венгрия
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |