Содержание
исторический
житие преподобный сергий святой
Введение
Глава I. Характеристика исторического источника «Жизнь и житие
преподобного и богоноснаго отца нашего Сергия», написанное Епифанием Премудрым,
отредактированное Пахомием Логофетом
Глава II. Анализ содержания исторического источника «Жизнь и житие
преподобного и богоноснаго отца нашего Сергия», написанное Епифанием Премудрым,
отредактированное Пахомием Логофетом
Заключение
Список литературы
Введение
«Житие Сергия
Радонежского» было написано на рубеже XIV–XV веков талантливым писателем
Епифанием Премудрым.
Епифаний стремился
показать величие и красоту нравственного идеала человека, служащего прежде
всего общему делу — делу укрепления Русского государства. Он родился в Ростове
в первой половине XIV века, в 1379 году стал монахом одного из ростовских
монастырей. Много путешествовал, побывал в Ерусалиме и на Афоне. Прекрасно знал
греческий и другие языки. За свою начитанность и литературное умение Епифаний
был прозван «Премудрым». Он отлично знал произведения современной ему и древней
литературы, в составленные им жития обильно включены самые разнообразные
сведения: географические названия, имена богословов, исторических лиц, ученых,
писателей.
Сергий Радонежский
относится к святым вождям земли Русской, по словам историка В.О. Ключевского,
имя его «блестит ярким созвездием в XIV веке, делая его зарей политического и
нравственного возрождения русской земли. Сергий своею жизнью, самой
возможностью такой жизни, дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем не
все еще добро погасло и замерло... Он открыл им глаза на самих себя». «Примером
своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного
народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее».
В.О. Ключевский говорит о
преклонении перед личностью Сергия в течение пяти веков и характеризует помыслы
и чувства паломников, возвращающихся из Сергиевой Лавры во все концы Русской
земли. «Еще при жизни Преподобного многое множество приходило к нему из
различных стран и городов, в числе приходящих были и иноки, и князья, и
вельможи, и простые люди, “на селе живущие”». К нему приходили со своими
думами, чувствами, в трудные переломы народной жизни государственные деятели и
простые люди в печальные или радостные минуты своей жизни. «И этот приток не
изменялся в течение веков, несмотря на неоднократные и глубокие перемены в
строе и настроении русского общества: старые понятия иссякали, новые
пробивались или наплывали, а чувства и верования, которые влекли сюда людей со
всех концов русской земли бьют до сих пор тем же свежим ключом, как били в XIV
веке» [1].
Эти чувства представляют
собой выражение нравственной жизни народа. С образом Сергия они срастаются; они
— его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет,
как скошенная трава. «Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих
себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великим строителем
нашего нравственного порядка». Нравственное влияние его велико, в душу народа
запали светлые и сильные впечатления, произведенные Сергием. Великий русский
подвижник восхищал и удивлял иностранцев. Царьградский епископ, приехав в
Москву, восклицал: «Како может в сих странах таков светильник явиться?»
Русские люди XIV века
признали такое проявление духовного влияния Сергия чудесным творческим актом.
Оно «пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического
воспоминания сделалось вечно деятельным, нравственным двигателем и вошло в
состав духовного богатства народа»[2].
Само по себе "Житие
Сергия Радонежского" — это очень сложный памятник. Например, до нас не
дошла первоначальная редакция Епифания Премудрого, часть которой сохранилась в
более поздних обработках Пахомия Серба. К авторству Епифания Премудрого сегодня
причисляется Вступление, Похвальное слово Сергию, обычно заканчивающее Житие, а
также первые десять глав Жития из тридцати. Причем наиболее полно епифаниевский
текст сохранился в поздних рукописях XVI столетия. Наибольшей переделке
епифаниевский текст подвергся именно в той части, которая рассказывает о самом
активном времени жизни Сергия. Текст Жития, обработанный Пахомием Логофетом,
сохранился в пяти так называемых "пахомиевских" редакциях[3].
К Изучению жизни Сергия
Радонежского нужно относится с уважением и должным подчтением, т.к. в
Православии он считается святим.
Данная тема изучена
достаточно хорошо. Описанием жизни и подвигов Сергия Радонежского занимались
такие крупные деятели, как М.Н. Карамзин, Елена Рерих, В.О.Ключевский, Н.И.
Костомаров, Л.Н.Гумилев. То, что Сергий Радонежский был реальным историческим
лицом, в этом нет сомнений, но до сих пор продолжается спор между верующими и
скептиками о том происходили ли на самом деле чудеса, описанные в «Житие Сергия
Радонежскогого», написанное его современником Епифанием Премудрым.
При работе над данной
темой, главным образом, мы использовали Интернет-ресурсы: различные статьи,
монографии, энциклопедии.
Цель данной работы – изучить
житие как исторический источник.
Задачи:
·
Определить
достоверность и историческию ценность жития,
·
Соотнести житие с
достоверными источниками.
Глава I
Характеристика
исторического источника «Жизнь и житие преподобного и богоноснаго отца нашего
Сергия», написанное Епифанием Премудрым, отредактированное Пахомием Логофетом
Жизненный путь
преподобного Сергия (в миру – Варфоломей) (1314 или 1322 – 1392) описан в
Житие, которое составил в 1406–1419 гг. его ученик Епифаний Премудрый, а во
второй четверти ХV века переработал Пахомий Логофет. "Житие Сергия
Радонежского" является одним из лучших древнерусских памятников
агиографической литературы.
Само по себе "Житие
Сергия Радонежского" — это очень сложный памятник. Например, до нас не
дошла первоначальная редакция Епифания Премудрого, часть которой сохранилась в
более поздних обработках Пахомия Серба. К авторству Епифания Премудрого сегодня
причисляется Вступление, Похвальное слово Сергию, обычно заканчивающее Житие, а
также первые десять глав Жития из тридцати. Причем наиболее полно епифаниевский
текст сохранился в поздних рукописях XVI столетия. Наибольшей переделке
епифаниевский текст подвергся именно в той части, которая рассказывает о самом
активном времени жизни Сергия. Текст Жития, обработанный Пахомием Логофетом,
сохранился в пяти так называемых "пахомиевских" редакциях[4].
Епифаний Премудрый (умер
ок. 1420) — православный святой, агиограф. Известен, как составитель житий
преподобного Сергия Радонежского и Стефана Пермского. Почитается в лике
преподобных, память совершается 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских
святых[5].
Жил в конце XIV — начале
XV века. Сведения о нём извлекаются только из его собственных сочинений.
В молодости жил со
Стефаном Пермским в Ростове в монастыре Григория Богослова, именуемом «Затвор».
Изучил там греческий язык и хорошо усвоил библейские, святоотеческие и агиографические
тексты.
Возможно, побывал в
Константинополе, на Афоне, в Иерусалиме.
Вероятно, в 1380 году
Епифаний оказался в Троицком монастыре под Москвой в качестве «ученика» уже
знаменитого Сергия Радонежского. Занимался книгописной деятельностью.
После смерти Сергия в
1392 году Епифаний, видимо, перебрался в Москву на службу к митрополиту
Киприану. Близко сошёлся с Феофаном Греком. В 1408 году во время нападения на
Москву хана Едигея, Епифаний бежал в Тверь, где подружился с архимандритом
Спасо-Афанасьева монастыря Корнилием, в схиме Кириллом, с которым впоследствии
переписывался; в одном из своих посланий он высоко отзывался о мастерстве и
работах Феофана Грека, его уме и образованности. В этом письме Епифаний и себя
называет «изографом».
В 1410-е годы Епифаний
вновь поселился в Троице-Сергиевом монастыре, заняв высокое положение среди
братии: «бе духовник в велицей лавре всему братству». Умер там около 1420 года
(не позже 1422) в сане иеромонаха.
Ему принадлежат «Житие
преподобного Сергия», материалы к которому он начал собирать уже через год
после смерти преподобного, а кончил написание около 1417—1418 годов, через 26
лет по смерти Сергия. Оно использовано, часто буквально, в «Житии Сергия»
архимандрита Никона. В списках XV века это житие встречается очень редко, а
большей частью — в переделке Пахомия Серба. Также написал «Слово похвально
преподобному отцу нашему Сергею» (сохранилось в рукописи XV и XVI веков).
Вскоре после смерти
Стефана Пермского в 1396 году Епифаний закончил «Слово о житии и учении святого
отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа». Известно порядка пятидесяти
списков XV—XVII веков.
Епифанию приписываются
также «Сказание Епифания мниха о пути в святой град Иерусалим», введение к
Тверской летописи и письмо тверскому игумену Кириллу[6].
"Житие Сергия Радонежского"
писать Епифаний начал, по его собственным словам, "по лете убо единем или
по двою по преставлении старцеве начях подробну мало нечто писати."
Преподобный Сергий умер в 1392 году, так что начало работы над его
агиобиографией приходится на 1393 или 1394 год. Над ней Епифаний трудился более
четверти века."И имеях же у себе за 20 лет приготованы такового списания
свитки..." Видимо, смерть помешала агиографу полностью закончить
задуманное "Житие". Однако труд его не пропал. Во всяком случае, в
одном из списков "Жития Сергия" есть указание, что оно"списася
от священноинока Епифания, ученика бывшего игумена Сергия и духовника обители
его; а преведено бысть от священноинока Пахомия святые горы.[7]"
"Житие Сергия"
сохранилось в нескольких литературных версиях. Списки его кратких редакций
датируются XV веком. А вот самый ранний список пространной редакции относится
лишь к середине 20-х годов XVI века. Самый же знаменитый список пространной
редакции, богато и щедро иллюстрированный миниатюрами, создан был в последнем
пятнадцатилетии XVI столетия. Судя по заглавию, именно пространная агиографическая
версия создана была Епифанием Премудрым к 1418-1419 годам. Однако, к сожалению,
авторский оригинал агиографа в своем целостном виде не сохранился. Тем не
менее, по убеждению многих ученых, именно пространная редакция "Жития
Сергия" заключает в себе наибольшой объем фрагментов, воспроизводящих
непосредственно епифаниевский текст.
В рукописной традиции
данная редакция представляет собой разделенное на 30 глав повествование о
преподобном Сергии от его рождения до самой смерти. Обычно это повествование
сопровождается Предисловием, рассказами о посмертных чудесах святого,
Похвальным словом ему и Молитвой к преподобному. Собственно с именем Епифания
Премудрого исследователи связывают Предисловие, 30 глав Жизнеописания и
Похвальное слово. Более того, некоторые из них даже полагают, что именно такой
состав отражает первоначальную структуру "Жития". Указывают также и
на стилистическое соответствие текста пространной редакции писательской манере
Епифания.
Таким образом, в принципе
не исключено, что как раз названная редакция "Жития Сергия
Радонежского" по своему составу (считая только три выделенные части),
форме и содержанию более других редакций схожа с епифаниевским текстом, а может
быть, и прямо является точным воспроизведением последнего. Во всяком случае, в
качестве такового она помещена была еще в 50-е годы XVI века святителем
Макарием в Царский список "Великих Миней Четиих", причем наряду с
вторичной редакцией Пахомия Логофета, и позднее не раз издавалась[8].
В научной литературе было
высказано и конкретизирующее мнение относительно текста в составе собственно
биографической части пространной версии "Жития", который только и мог
быть создан Епифанием Премудрым. Видимо, из числа ее 30-ти глав перу последнего
принадлежат лишь первые 10-ть, то есть текст, заканчивающийся главой "О
худости порт Сергиевых и о некоем поселянине"; последующий же текст -
оставшиеся 20-ть глав начиная с главы «Об изведении источника» - является позднейшей
компиляцией. Однако если эта двадцатисловная часть "Жития" и
представляет собой переработку текстов, произведенную Пахомием Логофетом, то
основу ее, несомненно, составили не сохранившиеся записи Епифания. Таким
образом, в целом она все-таки в какой-то мере отражает его замысел.
В отличие от своей
предыдущей агиобиографии Епифаний наполняет описание жизни преподобного Сергия
чудесами. Всеми мерами он стремится доказать врожденную праведность своего
учителя, прославить его как предызбранного "угодника Божия", как
истинного служителя Божественной Троицы, который стяжал светоносную силу знания
троической тайны. В этом - основная задача писателя. И решая ее, рассказывая о
жизни и деяниях великого подвижника, Епифаний неизменно проповедует исполнившиеся
на нем "дела Божии", причем проповедует, по собственному же
признанию, с помощью самого Бога, Богоматери и лично преподобного Сергия.
Отсюда мистико-символический подтекст его произведения, организуемый и
содержательно, и композиционно-стилистически. При этом Епифаний с большим
мастерством использует библейские числа.
Наиболее заметным,
буквально бросающимся в глаза повествовательным элементом "Жития Сергия
Радонежского" является число 3. Несомненно, автор придавал тройке особое
значение, используя ее в связи с тринитарной концепцией своего сочинения,
которая, очевидно, была обусловлена не только его собственным богословским
взглядом на мир, но и тринитарной концепцией подвижнической жизни его героя -
самого преподобного Сергия[9].
По мнению современных
исследователей, сохранившийся до сегодняшнего дня житийный текст обладает
весьма важной особенностью: "епифаниевские" главы существенно
пространнее и подробнее "пахомиевских". Столь же значительно принципиальное
авторское ахронологическое построение Жития: автор сразу же предупреждает
читателя, что излагает события "не по ряду — передняя назади, а задняя
напереди". В этом усматривается стремление автора Жития подчеркнуть
"вневременное значение подвижничества игумена, невозможность
хронологической привязки нравственного ориентира, того житейского идеала,
который дал миру Сергий"[10].
Во многом с этим фактом
связаны сложности интерпретации событий, описанных в Житии — в разных редакциях
многие из них привязаны к разным датам. В современной науке продолжаются
дискуссии по поводу трактовки тех или иных мест памятника. Но следует отметить,
что наиболее полная и аргументированная современная биография Сергия
Радонежского на сегодняшний день предложена в работах Н.С. Борисова "И
свеча бы не угасла…" (М., 1990) и "Сергий Радонежский" (М., 2000).
Глава II
Анализ содержания
исторического источника «Жизнь и житие преподобного и богоноснаго отца нашего
Сергия», написанное Епифанием Премудрым, отредактированное Пахомием Логофетом
Житие рисует образ
истинного православного подвижника, освященного Божией благодатью. Он родился
под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии (позднее причисленных к
лику святых), получив при рождении имя Варфоломея. И, как сообщает Житие, еще
до своего рождения, в чреве матери, Варфоломей прославился многими чудесами, а
в отрочестве, чудесным же образом, после явления ему некого старца, он овладел
грамотой.
Юность отрока Варфоломея
совпала по времени с одни из трудных моментов в истории России. В те годы, в
борьбе между Москвой и Тверью за ярлык на великое княжение, Ростов поддерживал
Тверь. Поэтому, после победы московского князя Ивана Даниловича Калиты,
ростовское боярство подверглось преследованиям, и семью Варфоломея переселили
под Москву — в городок Радонеж. По имени этого города, впоследствии,
преподобный Сергий и будет прозываться Радонежским[11].
После смерти отца,
Варфоломей со своим братом Стефаном уходят в монастырь, располагавшийся возле
подмосковного Хотьково. Однако, стремясь к подвигам во имя Христово, в конце
30-х гг. XIV века они покидают этот монастырь. Братья избирают жизнь
монахов-отшельников, одинокий аскетический подвиг в молчании. В подмосковных
лесных чащобах, на горе Маковец они обустраивают скит, строят церковь,
посвященную Святой Троице, а Варфоломей принимает иноческий постриг под именем
Сергия.
К началу 40-х годов XIV
в. подвижничество Сергия и Стефана получает известность. Стефана приглашают в
Москву. А к оставшемуся на Маковце Сергию, тянется монашеская братия, и вскоре
здесь основывается Троицкий монастырь — во имя Святой Троицы. Интересно, что,
избегающий хоть какой-то власти, Сергий Радонежский не был официально избран
игуменом, но исполнял игуменские обязанности по просьбе всех иноков[12].
Троицкий монастырь
поначалу был особножительным. Но уже в 1353–1354 году тогдашний митрополит
Алексий, добившись поддержки константинопольского патриарха Филофея, предложил
троицким инокам принять устав общежительского монастыря. В основе этого устава
лежало несколько главных принципов — равенство всей братии (включая игумена),
запрет на частную собственность, совместный стол и молитва, общий стол,
послушание и четкое распределение обязанностей. Троицкий монастырь стал первой
в Московской Руси общежительной обителью, а Сергий Радонежский был поставлен в
его первые игумены.
Распространяя идею и
практику "общего жития", во второй половине XIV — начале XV вв.
преподобный Сергий и его ученики основывают несколько новых монастырей, самыми
известными из которых стали Симоновский и Спасо-Андроников в Москве, Высоцкий в
Серпухове, Благовещенский на Киржаче, Кирилло-Белозерский под Вологдой.
Митрополит Алексий
всячески направлял деятельность троицкого игумена. По идее митрополита,
озабоченного установлением на Руси духовного и политического единства,
общежительные монастыри должны были стать центрами, из которых на всю Русь
проливался бы свет христианского благочестия. Кроме того, ориентированные на
Москву, эти монастыри способствовали бы усилению политического единства
Русского государства. К тому же, распространение общежительных монастырей
должно было способствовать возрождению общинных идеалов, и, следовательно,
распространению идеи единства. А устроенные как настоящие крепости, монастыри,
со временем, стали выполнять и военно-оборонительные функции. Как показала
дальнейшая история, митрополит Алексий оказался прав — духовно-политическая
жизнь Русского государства во многом строилась вокруг вновь основанных им и его
последователей обителей[13].
С началом "общего
жития", Троицкий монастырь приобретает широкую известность, а Сергий
Радонежский становится непререкаемым духовным авторитетом, как для простых
людей, так и для высшего общества. Согласно тексту жития, Сергий Радонежский не
раз, в наиболее драматичные моменты истории помогал князьям услышать друг
друга, убеждал прекратить их кровопролитные усобицы. По версии Жития, именно
его в 1378 году, после смерти митрополита Алексия, приглашали занять
митрополичью кафедру, но преподобный Сергий отказался.
Позднейшие источники
показывают особую роль преподобного Сергия Радонежского в 1380 году. Так, в
"Сказании о Мамаевом побоище" говорится, что именно к нему приехал
великий князь Дмитрий Иванович, чтобы получить благословение на битву с
полчищами Мамая. Троицкий игумен благословил русское воинство — отправил на поле
сражения двух монахов, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно
посвятив их в схиму. Как известно, именно Пересвету выпала участь принять
участие в поединке перед битвой на Куликовом поле[14].
Впрочем, по мнению
некоторых современных исследователей, в реальности в 1380 году отношения
преподобного Сергия и великого князя были намного сложнее, более того в период
с 1380 по 1382 год в их отношениях наблюдается основательный разлад. Связано
это было с проблемой поставления митрополита на Руси — Константинополь назначил
Киприана, а Дмитрий Иванович хотел видеть митрополитом своего печатника Михаила
(Митяя). Сергий Радонежский состоял в переписке с Киприаном. За этой проблемой
скрывался еще более глубинный вопрос — взаимоотношения Церкви и власти. Позиция
великого князя, стремящегося полностью подчинить себе Церковь, не вызывала
энтузиазма у троицкого игумена[15].
В целом же,
подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло
на всю отечественную общественно-политическую мысль, ибо он внес в нее
важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские
идеи.
В житие повествуется о
чудесах, совершаемые Сергием Радонежским (исцеление людей, предвидение
будущего), что подвергается сомнениям у критиков и неверующих людей.
Символическая основа
видений лежит в Библии, которая вся проникнута идеей божественных видений и
знамени. Большое значение мистическому языку познания Божиих тайн придается в
трудах Отцов Церкви, особенно в сочинениях Дионисия Ареопагита. Позднее эта
традиция получает особое развитие в Византийской Церкви.
На Руси также сохранялось
общеправославное убеждение в том, что познание Господних тайн происходит с
помощью мистических видений и богоявлений. С XI века известно большое число
памятников переводной восточной литературы, повествующих о видениях, особенно в
этом смысле яркими были апокрифические сочинения. Но, как отмечает Б.В.
Кузнецов, "обоснование форм мистической связи с божественным миром, в
русской книжной традиции встречается довольно редко". Более того,
атмосфера монашеской мистики видений возникает на Руси только с конца XIV —
начала XV вв. И у истоков подобного явления стоит Сергий Радонежский. Как писал
еще Г.П. Федотов: "Мы имеем полное право видеть в преподобном Сергии
первого русского мистика"[16].
Сами по себе причины
видений и богоявлений могли быть разными. В первую очередь, богоявления
совершались чудесным образом, без какого-либо волеизъявления со стороны
человека, но по воле Самого Бога. В то же время, в монашеских общинах
разрабатывались специальные методики достижения мистического транса. Начало
этому было положено еще древними египетскими и сирийскими отшельниками III–VII
вв.
Как свидетельствует
"Житие Сергия Радонежского", богоявления троицкому игумену совершались
неоднократно. Чаще всего — во время молитвы. Наиболее яркое и значимое из них —
явление Божией Матери, которая в ответ на молитву преподобного Сергия, обещала
свое покровительство устроенной им обители. Причем, интересно, что Сергий,
после своей молитвы, предупредил находящегося рядом инока Михея о грядущем
явлении Пречистой Богородицы: "Чадо! Трезвися и бдръствуй, понеже
посещение чюдно хощеть нам быти и ужасно в сий часъ", — сказал преподобный
Сергий[17].
Сам факт видения
преподобному Сергию Божией Матери — это первое свидетельство явления Богородицы
русскому иноку. Позднее в этом видели явный божественный знак того, что Господь
стал уделять Руси свое особое покровительство. Важно в данном случае и то, что
явление Богородицы было уникальным в монашеской практике той поры.
По свидетельству другого
инока, Симона, во время богослужения являлся Сергию Радонежскому и
"божественый огнь", "ходящъ по жрътовнику, осеняюще олтарь и
окрестъ святыя трапезы окружаа". А затем, когда Сергий хотел причаститься,
"божественый огнь свится якоже некаа плащаница и вениде въ святый потыръ;
и тако преподобный причястися"[18].
О том, что преподобному
Сергию было дано чудесное мистическое знание, говорят и многие другие факты,
приведенные в его Житие, — исцеления больных, изгнания бесов, и даже
воскресение из мертвых. В этом же ряду стоит и случай, произошедший в тот миг,
когда рядом с Троицкой обителью проходил известный подвижник, просветитель
пермских земель, Стефан Пермский. Поклонившись в сторону монастыря, Стефан
приветствовал Сергия Радонежского: "Миръ тебе, духовный брате!".
Находившийся в это время за трапезой преподобный Сергий, неожиданно встал из-за
стола, совершил молитву и, поклонившись, сказал: "Радуйся и ты, пастуше
Христова стада, и миръ Божий да пребываеть с тобою!".
Впрочем, не стоит
забывать, что многие сюжеты, связанные с мистическими явлениями, появились в
Житие уже в редакции, переработанной Пахомием Логофетом, старавшимся
подчеркнуть именно святость преподобного Сергия Радонежского.
Далее приведена
информация о жизни Сергия Радонежского из различных источников.
Н.М.Карамзин «История
государства Российского» (Период правления Дмитрия Донского): "Каждый
ревновал служить отечеству: одни мечем, другие молитвою и делами Христианскими.
Между тем, как юноши и мужи блистали оружием на стогнах Москвы, жены и старцы
преклоняли колена в святых храмах; богатые раздавали милостыню, особенно
Великая Княгиня, супруга нежная и чувствительная; а Димитрий, устроив полки к
выступлению, желал с братом Владимиром Андреевичем, со всеми Князьями и
Воеводами принять благословение Сергия, Игумена уединенной Троицкой обители,
уже знаменитой добродетелями своего основателя. Сей святой старец, отвергнув
мир, еще любил Россию, ее славу и благоденствие: Летописцы говорят, что он
предсказал Димитрию кровопролитие ужасное, но победу - смерть многих Героев
православных, но спасение великого Князя; упросил его обедать в монастыре,
окропил святою водою всех бывших с ним Военачальников и дал ему двух Иноков в
сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю, из коих первый был некогда
Боярином Брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на
Схимах и сказал: «Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!»
Димитрий выехал из обители с новою и еще сильнейшею надеждою на помощь
Небесную."[19]
Елена Рерих: «Можно
сказать, что подвижническая жизнь Сергия, своим личным примером введя в жизнь
высокое нравственное Учение, отметила Новую Эру в жизни Земли Русской.
Благодаря широкому установлению им и учениками его новых обителей, школ суровой
подвижнической жизни, сильно поднялась нравственность народа. Возникшие вокруг
тихих монастырей-школ целые селения и посады постоянно имели перед собою
неповторяемую школу высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему.
Разве могла быть одержана победа над страшным врагом, если бы дух народа не был
напитан Огненной благодатью, исходившей во всей её неисчерпаемости от его
великого Наставника и Заступника?
...Велико было
историческое значение монастырей в деле строительства Российского Государства,
ибо по завету Преподобного они основывались в местах пустынных и диких и,
конечно, привлекали к себе население, которому было удобнее, и духовно
радостнее, и прочнее жить при них. Таким образом, они явились истинными
рассадниками жизни и просвещения, своего рода колонизаторами; они развивали
земледелие, строительство, насаждали ремёсла и на культуре духа закладывали
основу государственности»[20].
В.О. Ключевский о Сергии:
«Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время,
делавшие исторически известное жизненное дело, которые выступили за рамки
времени, когда жили их носители. Это потому что дело, сделанное таким
человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, и
стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом.
Таково имя преподобного
Сергия; это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и
светлая черта нашего нравственного народного содержания.
На заре политического и
нравственного возрождения Русской земли было три светлых мужа. Произнесем же
имена двух остальных: митрополит Алесей, навещавший Сергия в его обители и
советовавшийся с ним, желая иметь его своим приемником, и просветитель Пермской
земли св. Стефан»[21].
Л.Н. Гумилев:
«Основателем первого монашеского общежития (киновики) был великий русский
подвижник Сергей Радонежский. Говорил Сергей мало…, но зато когда говорил, его
слушали, ибо он говорил дело. Вокруг обители Сергия создался ореол святости и
уважения, а ученики подвижника стали сами, по его благословению, основывать
общежительские монастыри.
Эффективность такого рода
духовной экспансии была огромна. Каждый монастырь играл роль не только церкви,
но и больницы, и школы, и библиотеки. Конечно, врачей среди монахов было меньше
чем в современной поликлинике, а книг меньше, чем в библиотеке Академии наук,
но врачи лечили, а книги читались»[22]
Как мы видим,
прижизненных исторических источников не много, в основном исследователи делали
свои выводы на основе «Жития Сергия Радонежского», написанного Епифанием
Премудрым.
В целом же, мистический
опыт преподобного Сергия, поведанный его Житием, свидетельствует, что на рубеже
XIV–XV веков перед русской религиозно-философской мыслью уже в полном объеме
вставала задача освоения опыта христианской Церкви во всем его многообразном
объеме. Стремясь найти себя на путях Божиего Промысла, Русь стремилась к
символическому единению с Богом. И роль именно Сергия Радонежского в этом более
чем велика.
Неслучайно именно его
русское общество признало своим духовным предводителем. Уже при жизни
преподобного Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном
человеке символ единства Руси, которого столь жаждал русский народ в XIII–XIV
столетиях.
Немаловажное значение имеет
и то, что преподобный Сергий стал одним из тех, кто придал византийскому
христианству уже национальное звучание, преобразив его в поистине народную
религию. Во многом благодаря именно Сергию Радонежскому, русское православие
приобрело те духовно-нравственные и практические составляющие, которые и
сегодня сохраняют свою живительную силу. В 1447 году преподобный Сергий
Радонежский был канонизирован, а позднее почитался как небесный покровитель и
заступник московских государей. И недаром именно в Троице-Сергиевом монастыре
крестили великокняжеских и царских детей. Дни памяти святого Сергия
Радонежского — 5 (18) июля и 25 сентября (8 октября)[23].
Заключение
Само по себе "Житие
Сергия Радонежского" — это очень сложный памятник. Например, до нас не
дошла первоначальная редакция Епифания Премудрого, часть которой сохранилась в
более поздних обработках Пахомия Серба. К авторству Епифания Премудрого сегодня
причисляется Вступление, Похвальное слово Сергию, обычно заканчивающее Житие, а
также первые десять глав Жития из тридцати. Причем наиболее полно епифаниевский
текст сохранился в поздних рукописях XVI столетия. Наибольшей переделке
епифаниевский текст подвергся именно в той части, которая рассказывает о самом
активном времени жизни Сергия. Текст Жития, обработанный Пахомием Логофетом,
сохранился в пяти так называемых "пахомиевских" редакциях[24].
К Изучению жизни Сергия
Радонежского нужно относится с уважением и должным подчтением, т.к. в
Православии он считается святим.
Данная тема изучена
достаточно хорошо. Описанием жизни и подвигов Сергия Радонежского занимались
такие крупные деятели, как М.Н. Карамзин, Елена Рерих, В.О.Ключевский, Н.И.
Костомаров, Л.Н.Гумилев. То, что Сергий Радонежский был реальным историческим
лицом, в этом нет сомнений, но до сих пор продолжается спор между верующими и
скептиками о том происходили ли на самом деле чудеса, описанные в «Житие Сергия
Радонежскогого», написанное его современником Епифанием Премудрым.
"Житие Сергия"
сохранилось в нескольких литературных версиях. Списки его кратких редакций
датируются XV веком. А вот самый ранний список пространной редакции (РГБ, собр.
МДА № 88, л. 276-398) относится лишь к середине 20-х годов XVI века. Самый же
знаменитый список пространной редакции, богато и щедро иллюстрированный
миниатюрами (РГБ, Троиц, собр.- III, № 21, л. 1-346 об.), создан был в последнем пятнадцатилетии XVI столетия. Судя по заглавию, именно пространная
агиографическая версия создана была Епифанием Премудрым к 1418-1419 годам.
Однако, к сожалению, авторский оригинал агиографа в своем целостном виде не
сохранился. Тем не менее, по убеждению многих ученых, именно пространная
редакция "Жития Сергия" заключает в себе наибольшой объем фрагментов,
воспроизводящих непосредственно епифаниевский текст.
По мнению современных
исследователей, сохранившийся до сегодняшнего дня житийный текст обладает
весьма важной особенностью: "епифаниевские" главы существенно
пространнее и подробнее "пахомиевских". Столь же значительно
принципиальное авторское ахронологическое построение Жития: автор сразу же
предупреждает читателя, что излагает события "не по ряду — передняя
назади, а задняя напереди". В этом усматривается стремление автора Жития
подчеркнуть "вневременное значение подвижничества игумена, невозможность
хронологической привязки нравственного ориентира, того житейского идеала,
который дал миру Сергий"[25].
Во многом с этим фактом
связаны сложности интерпретации событий, описанных в Житии — в разных редакциях
многие из них привязаны к разным датам. В современной науке продолжаются
дискуссии по поводу трактовки тех или иных мест памятника. Но следует отметить,
что наиболее полная и аргументированная современная биография Сергия
Радонежского на сегодняшний день предложена в работах Н.С. Борисова "И
свеча бы не угасла…" (М., 1990) и "Сергий Радонежский" (М.,
2000).
Цель данной работы –
изучить житие как исторический источник.
Задачи:
·
Определить
достоверность и историческию ценность жития,
·
Соотнести житие с
достоверными источниками.
Мы тщательно изучили
Житие Сергия Радонежского с точки зрения исторического источника, выявили
особенности.
Попытались соотнести
житие с достоверными историческими источниками, такими как "Сказании о
Мамаевом побоище", где говориться, что именно к нему приехал великий князь
Дмитрий Иванович, чтобы получить благословение на битву с полчищами Мамая.
Троицкий игумен благословил русское воинство — отправил на поле сражения двух
монахов, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно посвятив их в
схиму. Как известно, именно Пересвету выпала участь принять участие в поединке
перед битвой на Куликовом поле[26].
Впрочем, по мнению
некоторых современных исследователей, в реальности в 1380 году отношения
преподобного Сергия и великого князя были намного сложнее, более того в период
с 1380 по 1382 год в их отношениях наблюдается основательный разлад. Связано
это было с проблемой поставления митрополита на Руси — Константинополь назначил
Киприана, а Дмитрий Иванович хотел видеть митрополитом своего печатника Михаила
(Митяя). Сергий Радонежский состоял в переписке с Киприаном. За этой проблемой
скрывался еще более глубинный вопрос — взаимоотношения Церкви и власти. Позиция
великого князя, стремящегося полностью подчинить себе Церковь, не вызывала
энтузиазма у троицкого игумена[27].
В целом же,
подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло
на всю отечественную общественно-политическую мысль, ибо он внес в нее
важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские
идеи.
Исторический источник:
Жизнь и житие Сергея Радонежского/
сост. В. В. Колесов. - М.: Сов. Россия, 1991.
Использованная
литература:
1.
Аверьянов К. А.
Сергий Радонежский. Личность и эпоха. - М.: 2006;
2.
Борисов Н. С. И
свеча бы не угасла… Исторический портрет Сергия Радонежского. М., 1990;
3.
Горев М. Троицкая
лавра и Сергий Радонежский. - М.: 1980;
4.
Жизнь и житие
Сергея Радонежского/ сост. В. В. Колесов. - М.: Сов. Россия, 1991;
5.
Зубов В. П.
Епифаний Премудрый и Пахомий Серб // ТОДРЛ. М.; Л., 1953;
6.
Костомаров Н. И.
Преподобный Сергий / Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей;
Интернет – ресурсы:
1.
Ключевский
Василий Осипович: Собрание сочинений. Значение преподобного Сергия для русского
народа и государства - http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/
2.
http://ru.wikipedia.org
3.
Кириллин В. М.
http://www.portal-slovo.ru/philology/37338.php
4.
Литература
периода феодальной раздробленности. «Житие Сергия Радонежского»(для чтения и
изучения в 7, 8-м классах) http://www.licey.net/lit/begin/radonej
5.
Елена Рерих
«Знамя Преподобного Сергия Радонежского»
http://www.obretenie.info/txt/sergij/znamja.htm
6.
Н.М.Карамзин
"История государства Российского (Период правления Дмитрия Донского)"
http://www.obretenie.info/author/sergij.htm
7.
В.О.Ключевский о
Сергии. http://www.obretenie.info/author/sergij.htm
8.
Л.Н.Гумилев. из
книги «От Руси до России» - http://www.obretenie.info/author/sergij.htm
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |