Реферат по предмету "История"


Общественно-политические условия развития образования в еврейских общинах Гомеля, Бреста, Слуцка, Витебска, Вильно, Новогрудка в XI –XX веках

Общественно-политические условия развития образования в еврейских общинах Гомеля, Бреста, Слуцка, Витебска, Вильно, Новогрудка в XI –XX веках



В XIX в. еврейская община России была самой большой в мире. На 1897 г. в городах и городках проживало:



в Гродненской губернии в 25 городах с общим количеством населения 254 591 человек - 148 470 евреев (58,5 процента);



в 66 городках с населением 156 033 человек - 91 253 евреев (58,5 процента).



вМинской губернии в 11 городах с общим количеством населения 224 945 человек - 133 617 евреев, или 59,4 процента, а в 97 городках с общим количеством проживающих 208 881 человек - 124 434 евреев, ли 59,5 процента.


– в Виленской губернии в 9 городах с общим количеством 198 007 человек жило 87 315 евреев, или 44,1 процента, а в 98 городках (143 843 жителей) - 82 436 евреев, или 57,3 процента.


– в Могилевской губернии в 13 городах жило 147 187 человек, в том числе 77 393 евреев (52,6 процента), в 70 городках из всего количества жителей (139 017 человек) 79 516 были евреями, что составляло 57,2 процента. В Витебской губернии в 12 городах жило 215 918 человек, из них 113 837 евреев, в 28 местечках с общим количеством 57 564 человек - 38 189 евреев.


В конце XIX в. евреев на территории пяти белорусских губерний (Виленской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской) проживало более 1200000 человек, и они были второй по численности (после русских) национальной группой местного населения, проживающей в подавляющем большинстве в городах и местечках.


20 мая 1904 г. генерал-губернатор виленский, гродненский и ковенский П.Д. Святополк-Мирский подал Николою II "Всеподданнейший отчет... ". Во "Всеподданнейшем отчете..." глубоко анализируются основы правительственного курса политики в Белоруссии и Литве, заложенные Н.Н. Муравьевым с целью тотальной русификации Северо-Западного края, показаны ее последствия.


Во "Всеподданнейшем отчете..." П.Д. Святополк-Мирский писал: «... во вверенном мне крае занимает весьма видное положение ...еврейское население. Его численность в крае около 700.000 душ, что составляет приблизительно 14,5% общего числа местного народонаселения.


В настоящее время к евреям применена двойная в отношении образования система. С одной стороны они допускаются, хотя и в ограниченном количестве, в общие учебные заведения, а с другой они обладают своими училищами, пользуясь в этом отношении значительною привилегиею по сравнению с другими инородцами России. Такое положение едва ли может считаться нормальным. Чисто еврейские учебные заведения, развивая еврейскую молодежь на поприще знания, воспитывает ее в полном обособлении и увеличивают рознь между еврейской и христианской массой... Преобразование, по моему мнению, должно было бы главным образом заключаться в закрытии всех еврейских учебных заведений за исключением хедеров, подлежащих, впрочем, коренной реорганизации...


Вместе с тем я не могу, однако, не признать необходимым поднять установленный ныне процент евреев в учебных заведениях с 10% до 14%. Последний процент соответствует процентному отношению еврейского населения к общему числу народонаселения Северо-западного края и не может поэтому не считаться законным.


За последнее время замечается стремление к развитию еврейской литературы, путем издания периодических органов на еврейских языках. Этому стремлению я не нахожу возможным идти на встречу. Новизна еврейских националистических идей требует не только правительственного, но и общественного контроля, совершенно недостижимого при развитии периодической печати на еврейских языках...»


Как свидетельствует "Всеподданнейший отчет", режим исключительных законов в отношении евреев с некоторыми изменениями сохранялся в белорусско-литовских губерниях и в начале XX века.


Старейшую этноконфессиональную группу населения Гомеля образовывали евреи. Первые упоминания о гомельских евреях в исторических документах относятся к середине XVII столетия.


Непосредственно после присоединения Гомеля к России в нем проживало 1909 человек, гомелянами считалось 1692 человека, остальные были пришлыми. Из общего количества населения 593 человека были евреями, т. е. около 32 % населения собственно города или около 24 % населения «Большого Гомеля».


До начала 1890-х годов Гомель был мелким уездным городом. Значительную часть его населения составляли евреи. В 1893 в городе жило евреев: 7164 мужчин и 7308 женщин (православных соответственно 6996 и 7295) (Памятная книжка Могилевской губернии на 1895 г. С. 386, 387). По всероссийской переписи населения 1897 г. в Гомеле насчитывалось 20385 евреев, что составляло около 55% всего населения города. Число это значительно увеличилось после изгнания евреев из Москвы в 1897 г., когда они из центра стали селиться в "черте оседлости". К 1911 г. оно достигло 30 708 человек (все население города тогда составляло 79 107 человек.


В 1897 в Гомеле имелись 1 синагога, 25 штиблех (хасидских молитвенных домов), еврейская мужская гимназия.


Численность еврейских семей в Гомеле в начале XX в. колебалась в промежутке от 3 до 8 человек, среднее количество равнялось 6 чел. Около 20% еврейских семей составляли семьи с одним ребенком, 13,5% — с двумя, 13. 7% — с тремя, 13% — с четырьмя, 11,4% — с пятью детьми.


Еврейское образование в Гомеле имело давние традиции. Еще в начале 60-х гг. XIX в. здесь работало казенное еврейское училище 1-го разряда, почетным блюстителем которого был Шлема Лейбович Утевский. Учителем еврейского закона и языка в этом училище был Соломон Давыдович Залманов, а учителем Библии и немецкого языка — Иосиф Самойлович Гликман.


В 1889 в Гомельском одноклассном еврейском училище занималось 78 мальчиков. С 1880 его почетным блюстителем был Цодик Нехамкин. С 1878 г. заведующим училища был Иосиф Самойлович Гликман, его помощником — Евна Фридман, а учителем приготовительного класса — Меер Скутельский. Через 13 лет — в 1902 в этом училище занималось уже 120 мальчиков. Почетным блюстителем этого заведения был купец 2-й гильдии Исаак Ловьянов. Из учительского коллектива поменялся только учитель приготовительного класса — Генах Шнирельман.


В то же время в Гомельской талмуд-торе под руководством Голомштока обучалось 120 мальчиков. В Гомельском уезде имелось 64 хедера, в которых обучалось 594 ученика.


В 1905-1906 учебном году в Гомельском одноклассном еврейском училище с подготовительным классом училось 150 мальчиков. В Гомельском женском 4-классном училище обучалось 360 девочек.


В 1907-1908 учебном году в Гомеле уже имелось 2-классное еврейское училище с подготовительным классом, в котором училось 200 мальчиков. Его почетным блюстителем был Гилярий Ловьянов. Заведующей училищем являлась Евна Шоломовна Фридман, а ее помощником — Мендель Иозефович. В Гомельской талмуд-торе занималось 152 мальчика. В учебном процессе были заняты заведующий Давид Гельманович Гальперн, учителя Эдра Корон, Виталий Бриль, Исаак Бинов.


Из частных учебных заведений города в начале ХХ в. выделялась частная мужская гимназия А.Е. Ратнера, открытая в 1907. Ее учредителем был доктор Аркадий Ефимович Ратнер, а преподавателями и учителями — Аркадий Полынковский, Григорий Абрамович, Мирон Скутельский, Иосиф Крошинский, Эмма Гальперина, Александра Рекох, Григорий Болотин, Михаил Волов, Марк Коген, Иосиф Креер, Клара Полоновская, Ганна Рабинович, Мария Ростовская, Генох Шнирельман. Помощником классного наставника являлся Моисей Школьников, а врачом — Семен Сыркин-Шкловский. В 1911 в частной еврейской мужской гимназии А.Е. Ратнера работало 27 преподавателей и обучалось 255 детей, преимущественно из мещан и торговцев. Среди выпускников этой гимназии был классик мировой психологической науки Лев Семенович Выготский.


Добрая слава шла о гомельской частной мужской прогимназии М.А. Эльяшева, где одним из преподавателей был общественный раввин М.М. Маянц.


Девочки из еврейских семей охотно шли учиться в частную женскую прогимназию А.Я. Сыркиной, основанную в 1886. В ней преподавали сама А.Я. Сыркина, Е.С. Фридман, Г.С.Райский, М.С. Скутельский, И.Д. Перевоз, Н.Р. Эйгес, Ф.И. Эльяшева, С.М.Скутельская, М.М. Иозефович, А.Е. Рокох, Р.Д. Сыркина, Б.А. Ашпиз, П.С. Шенфельд, Эстер Крамер, А.Э. Полинковский, Р.Я. Худоминская, Е.Г. Шварцман.


В Гомеле имелось еще одно такое же училище на 90 девочек, содержательницей которого являлась Дина Плавина, а также детский сад и подготовительное училище М.А. Тоболевич-Федоровской, преобразованные в 1911 в 7-классную гимназию. Законоучителем иудейского исповедания в этом учебном заведении был Аарон Яковлевич Портной. Имелось также женское еврейское училище Х.С. Этингер. Его содержательницей и преподавательницей русского языка и математики была Хана Симховна Этингер, а преподавателем закона еврейской веры — Мендель Нисонович Митлин. В 1910 в частной гомельской еврейской гимназии доктора Ратнера обучалось 349 человек, в 4-классной прогимназии Сыркиной — 403 человек, в еврейском начальном училище, основанном в 1878 — 193 человек, в 2-классном женском училище Гурвич — 100 человек, в вечернем классе Сыркиной — 270 человек, в талмуд-торе — 200 человек, в талмуд-торе Ловьянова — 41 человек, в 45 хедерах — 662 мальчика.


По вероисповеданию учащиеся Гомеля в 1910 г. распределялись так: православных — 3185, старообрядцев — 152, католиков — 356, лютеран и других христианских исповеданий — 28, иудеев — 2980 человек.


В конце XIX — начале XX в. в Гомеле еврейские дети учились также в официальных правительственных учебных заведениях. Все гимназии в Гомеле, как впрочем и других городах Беларуси, подчинялись Виленскому учебному округу.


В 1866 г. на базе дворянского трехклассного училища была открыта мужская 4-классная прогимназия. В 1877 г. она была преобразована в 6-классную прогимназию, а в 1897 г. - в полную 8-классную гимназию (1 - 4-е классы параллельные) с подготовительным классом. В 1898 г. согласно проекту архитектора С. Шабуневского в городе было построено новое здание гимназии. В 1909 г. в ней был 471 учащийся, преимущественно дети мещан, дворян и чиновников, зажиточных крестьян. Содержалась гимназия за счет государственных средств (28,3 тыс. рублей), платы за обучение (24,6 тыс. рублей). Директором гимназии был В.В. Роменский. В гимназии работало около 30 преподавателей: М.В. Прошляков (русский язык), А.Ю. Шумейко (латинский язык), Р.А. Кюн (математика и физика), К.А. Велецкий (природазнаўства) и другие.


1 июля 1882 г. на базе женского пансиона была основана 4-классная женская прогимназия. В 1897- 1899 гг. здесь открыты 5 -7-ые классы, в 1909 г. - 8-ой педагогический класс (с сентября 1917 г. - общеобразовательный). В 1899 г. с наемного помещения она была переведена в старое здание мужской гимназии.


Женская прогимназия имела подготовительный и параллельный классы. Ежегодно здесь обучалось более чем 500 девочек. На 1января 1917 г. в ней обучалось 885 учениц (в том числе детей дворян и чиновников 276, мещан 251, крестьян 253 и др.), было 19 классов. Содержалась она за счет платы за обучение (92 рубля 85 копеек в год за ученицу), средств государственных, городского бюджета, товарищества помощи бедным учащимся, зажиточных лиц. Даректором был В.В. Роменский, главной надзирательницей В.М. фон Циглер. В гимназии работало около 30 преподавателей: К.А. Велецкий (математика и естествознание), Н.А. Крастиянова (русский язык), С.Л. Чачковский (русский язык и история) и другие.


Частная женская гимназия В.А. Копиш была открыта в 1907 г. как 4-классная прогимназия. 28 апреля 1908 г. она была реорганизована в 7-классную гимназию. Заведующим учебной части гимназии был И.П. Максимов. В 1911 г. здесь работало 23 преподавателя, было 349 учениц.


Частная женская прогимназия М.А. Таболевич-Федоровской была основана в 1908 г. как женское училище.


В 1911 г. она преобразована в 7-классную прогимназию. Имела детский сад, чтобы "дать детям правильную подготовку для поступления в средние учебные заведения" (излагались теория и практика иностранных языков, гимнастика и танцы).


Для получения звания учительницы рукоделия в женских гимназиях и прогимназиях открывались курсы, на которых преподавалось общее и художественное рукоделие, кройка и шитье белья и платьев, прикладное черчение, рисование, методика рукоделия, сведения о материалах и инструментах, необходимых для рукоделия, ремесленническое счетоводство, профессиональная гигиена, оказание первой помощи, практические уроки.


К началу 60-х гг. XIX в. в Брест-Литовске проживало 8 829 человек, в том числе 7 510 евреев. В городе насчитывалось 1 139 домов, из которых 887-ю владели евреи.


В отношении образованности и учености евреев Брест превосходил другие города ВКЛ, а с начала даже Вильно, считавшийся впоследствии центром еврейской учености.


Многие из брестских евреев знали иностранные языки: итальянский, испанский, латинский, немецкий. Предполагают, что некоторое время существовала еврейская типография Давида Друкера.


Во второй половине XIX в. еврейская община Бреста переживала период духовного возрождения. В 1851 г. началось строительство новой синагоги, которое было завершено в 1861 году. В 1859 г. еврей Шерешевский открыл в Бресте типографию. Уже в 1866 г. в городе имелось светское еврейское училище 1-го разряда, в котором в две смены занималось 55 учеников.


У детей брестских евреев была возможность выбора куда пойти учиться. Многие из них поступали в Брестское одноклассное еврейское начальное училище. Заведующим училищем с 1884 г. был Моисей Соломонович Виккер, в 1909 — 1910 гг. — Тамарин, а помощниками — Самул Соломонович Закон, Соломон Давидович Ральбе, учителем приготовительного класса — сначала Абрам Кевеш, а затем Юдель Барит.


Девочки Бреста могли учиться в еврейской женской прогимназии, содержательницей которой была Ева Виккер. Десятки учащихся-евреев занимались в Брестской прогимназии. У многих еврейских девочек Бреста были популярны частная женская 6-классная прогимназия, где законоучителем иудейской веры был Б. Сандомирский и частная женская 7-классная гимназия, где законоучителем иудейской веры был Леон Тамарин, а один из преподавателей являлся Александр Дрейцер.


По всей Российской империи шла слава о брестских иешивах, которые были оплотом ортодоксального иудаизма. И все же около 75% еврейских детей школьного возраста, главным образом, из бедных семей Бреста, оставались вне влияния общеобразовательных школ.


В Бресте имелись 2 синагоги и свыше 30 молитвенных домов, 5 библиотек, 8 типографий. Почти все принадлежали евреям. Действовали хедеры и смена для малолетних фабричных рабочих. Брестская талмуд-тора была открыта в 1870 г. В ней обучалось 500 мальчиков.


Духовная жизнь общины слуцких евреев держалась вокруг синагоги. В конце XIX в. в Слуцке их было три. При них действовали школы.


Начальные школы (хедеры) были частными и общественными, общеобразовательными и профессиональными, где учили ремеслу. В них занимались дети от 5 до 16 лет по 8-10 человек в каждой. Их в Слуцке во второй половине XIX в. было двадцать.


На Школищах, улицах Виленской, Шоссейной, например, было по четыре хедера, на торговой площади – пять. На Мельницкой улице действовала иешива (ешибот) – высшее еврейское национальное учебное заведение, которое имело широкую известность. В XIX в. российским правительством организовывались государственные еврейские школы, где внимание уделялось светским наукам и русской культуре. Тогда же евреи Слуцка стали поступать в мужскую гимназию. В начале XX в. популярным среди евреев стало обучение в Слуцком коммерческом училище.


Витебск был оплотом ортодоксального иудаизма с элементами еврейской учености, присущей литовско-белорусским евреям. В 1862 г. в городе имелась 1 синагога, 8 каменных молитвенных и 24 деревянных молитвенных школ. Анализ "Ведомости о числе учившихся в 1867 г. в еврейских учебных заведениях, в губерниях виленского генерал-губернатора" свидетельствует, что в Витебске имелось 2 казенных училища 1-го разряда, в которых училось 176 мальчиков, и Витебское еврейское девичье училище, в котором училось 50 девочек. Под влиянием сионистов, главным образом рабочего направления, одна из еврейских религиозных школ Витебска (талмуд-тора) была преобразована в школу нового типа, где наряду с религиозными предметами преподавались и светские дисциплины и часть занятий велась на иврите.


В 1884 — 1885 учебном году в Витебской мужской гимназии училось 397 учеников, в том числе 68 евреев. В 1885 — 1886 учебном году в этой гимназии из 413 учеников 61 составляли евреи. Из 14 учеников VIII класса, удостоенных аттестата зрелости, трое были евреями. Шестьдесят шесть учеников-евреев обучалось в Витебской мужской гимназии в 1886 — 1887 учебном году. А всего в гимназии занималось 439 учеников. Среди 14 выпускников этой гимназии было пять евреев. Это сын купца 2-й гильдии Лейба Гаухман, сыновья мещан — Хаим Прусаков, Гилель Рубинштейн и Хаим Штейнберг и сын купца — Берка Таубман. В 1893 — 1894 учебном году в Витебской мужской гимназии насчитывалось 399 ученика, в том числе 44 еврея (10,9%). Из 16 выпускников гимназии пятеро были евреями: сыны чиновников Яков Иванович Вайнкоп, Александр Лазаревич Вейншток, сыны мещан Абрам Лейбович Дынкин и Израиль Иоселевич Зальцберг и сын купца Абрам Герцович Равич.


К началу 1894 — 1895 учебного года в Витебской гимназии было 410 учеников. Евреи составляли 45 человек (11,2%). Из 17 выпускников гимназии евреев было всего два.


Значительную просветительскую работу среди еврейского населения города проводили еврейские культурно-просветительные организации Витебска: Витебское отделение Общества распространения просвещения среди евреев России, Витебское еврейское литературно-музыкальное общество и Общество любителей древнееврейского языка.


Витебское отделение Общества распространения просвещения среди евреев России находилось в доме Фишковых на углу Бибкиного переулка и улицы Суворова (ныне это дом № 20 по улице Суворова, который ремонтируется под музей театра им. Я. Коласа).


В 1912 г. в нем состояло свыше 400 человек. Общество обеспечивало деятельность субботней школы, занятия в которой проходили с 5 до 8 часов вечера. В этой школе обучалось 160 учащихся, главным образом, молодые работницы швейных, чулочных и шляпочных мастерских, приказчики, прислуга. Учителями субботней школы были П. Гершевич, М. Добрин, М. Исирсон, Н. Коган, Е. Меерсон, Е. Тубин, В. Якерсон, доктор Л. Якерсон и другие.


В 1911 г. общество открыло женское пятиклассное училище, которым заведовали сначала Р. Кунина-Ландер, а затем М. Кренцель. Здесь работали Б.Ривлин, Э.Розовская, Р.Турецкая, Р. Шалыт, В.Шапиро, В.Вульфсон. Среди преподавателей женского училища был польский художник, скульптор и медальер К. Змигродский, живший в эти годы в Витебске За первые годы существования этого учебного заведения были созданы коллекция минералов, передвижной музей, который обслуживал и другие учебные заведения, библиотека, насчитывавшая в 1912 365 томов, детская библиотека памяти Веры Фишковой (в 1912 г. — 630 томов), приобретены учебные пособия и инструменты (микроскоп, 15 стереоскопов, модели человека, препараты рыб, птиц, млекопитающих). В 1912 г. общество провело две публичные лекции. Одну из них — о скульпторе М. Антокольском — прочитал его ученик, скульптор И. Гинцбург.


Финансовым источником деятельности Витебского отделения общества распространения просвещения среди евреев России были исключительно членские взносы, пожертвования, доход от лекций и вечеров. К расходам общества следует отнести выдачу пособий нуждающимся учащимся-евреям других городских учебных заведений.


Так, в 1912 г. было выдано 123 пособия учащимся еврейского начального училища, 30 — еврейского народного училища, 14 — коммерческого училища, 85 — прогимназии Хавкиной, 33 — прогимназии Давыдовой, 36 — гимназии Варвариной, 94 — гимназии Черновой, 59 — Мариинской и 49 — Алексеевской государственных женских гимназий.


Первые годы существования Витебского отделения Общества распространения просвещения среди евреев России его возглавлял Д. Финкельштейн, а с 1912 г. — Я. Юдин.


В городе в начале XX в. действовала талмуд-тора. В состав совета старейшин витебской талмуд-торы в начале XX в. входили З. Ашпер, А. Каган, М. Маркович, Л. Шалыт, А. Эйгест, Я. Юдин. В конце 1902 г. здесь работало 10 преподавателей и обучалось 257 мальчиков в возрасте от 8 до 14 лет, главным образом, дети-сироты и дети бедных евреев. В сравнении с 1901 г. количество учащихся увеличилось на 62 человека. Им выдавались обеды в дешевой столовой или в специальных столовых, существовавших при отделениях талмуд-торы.


На окраине Витебска для учащихся талмуд-торы был устроен учебный огород. Уже с мая дети в сопровождении своих учителей два раза в неделю работали на своем огороде. После окончания учебного года в помещении первого отделения, вблизи которого находился учебный огород, учащимся предоставлялось общежитие на 50 мест, в котором они получали ночлег и полное содержание.


При талмуд-торе имелся также ремесленный класс, в котором давались первоначальные навыки по некоторым профессиям. В этот класс принимались дети не моложе 12 лет и только с согласия родителей и опекунов.


В первом десятилетии XX в. в городе существовали три талмуд-торы, два мужских училища, из которых одно было казенным, с ремесленным отделением. Кроме того, в городе имелись три женских еврейских училища и вечерние курсы.


По переписи 1897 г. в Витебске было 65719 жителей, из которых евреи составляли 34420 человек (16351 мужчина и 18069 женщина). Процентное соотношение жителей по вероисповеданию было таково: иудеи — 52,4%, православные — 38,6%, католики — 7%, протестанты — 2%. По национальному составу население Витебска делилось следующим образом: евреи — 52,4%, русские и белорусы — 39,9%, поляки — 5%, немцы — 1,4%, прочие национальности — 1, 3%


С конца XIX в. Витебск становится одним из важнейших центров еврейской культурной жизни в пределах Российской империи. В историю не только еврейской, но и всей мировой культуры вошла Витебская школа-мастерская Иегуды Пэна, созданная в 1898 году. Эта частная школа рисования и живописи, которая существовала при мастерской этого замечательного художника более 20 лет — по 1918 год. В Витебской школе-мастерской И. Пэна обучались сотни молодых людей. Почти все ученики Пэна — евреи, часто даже не знавшие русского языка. Среди учеников И. Пэна — художники с мировой известностью. Это Марк Шагал, Соломон Юдовин, Осип Цадкин, Меер Аксельрод. Именно с Витебском связано начало творческой биографии художника с мировым именем, живописца и графика Марка Шагала. В течение всего 1906 г. он обучался в школе И. Пэна живописи и рисованию.


В 1835 г. в Вильно жило около 50 тыс. чел., в том числе 20642 евреев. В 1847 г. в Вильно было открыто раввинское училище, которое в 1873 г. было преобразовано в Виленский еврейский педагогический институт. Эти учебные заведения готовили раввинов и учителей не только для евреев Литвы, но и Беларуси.


В XIX ст. в Вильно жили писатели и ученые, чьи произведения и исследования оказывали значительное влияние на формирование мировоззрения еврейской молодежи Беларуси. Произведения этих писателей читали евреи многих городов и местечек на белорусской земле. Речь идет о писателях и историках М.А. Гинзбурге, С.И. Фине, К.Шульмане, поэте А.Б. Лебензоне и его талантливом сыне Михе-Иосифе, поэтах Л. Гардоне и С. Манделькерне, писателях (идиш) А.М. Дзике, М. Гардоне, народном поэте Элиакиме Цунзэрэ.


Известным историком, педагогам, литератором был Мордух Арон Гинзбург. В 1829 г. он поселился в Вильно. В 1841 г. вместе с поэтом С. Залкиндам основал еврейское училище, которым руководил до конца жизни.


В начале 60-х годов XIX ст. в Вильно началась творческая деятельность известного русско-еврейского писателя, уроженца Минска Льва Леванды (1835 - 1888), занимавшего с 1860 г. пост "ученого еврея" при виленском генерал-губернаторе. В 1865 г. он вместе с другим ученым евреем Иенай Герштэйнам, издал в типографии Ромов учебник "Русское чтение для еврейского юношества", который потом неоднократно переиздавался.


С XIX в.. Вильно становится одним из самых крупных центров еврейского книгопечтаания в Рассийской империи. Две первые еврейские типографии были основаны здесь в 1799 году. В 1835 г. в Вильно из Гродно переместилась типография Ромов. "Типография Зымеля Нахимовича и Кo", или "Манес и Зымель" приступила к изданию Вавеленского Талмуда, которое было завершено в 1854 г. Кроме Талмуда выпускались произведения раввинистической литературы, литургеские книги, литература Гаскалы, светские литературные произведения. Печатался журнал на иврите "Га-Кармел".


По переписи 1897 г. в Вильно жило 154532 человек, из которых 63996 составляли евреи (40,9%). В 1916 г. евреи составляли 43,5% населения Вильно.


Первое еврейское казенное училище начало работать в Новогрудке с 1854 г. Это было мужское училище 1 разряда, в которое в первый год его существования приняли 15 человек. В 1860 г. здесь училось уже 24 ученика. Изучали в училище Библию, арифметику, чистописание, русский, еврейский и немецкий языки.


В 1892-1893 учебном году в городе работало частное еврейское училище, а в повете - четыре хедера, в которых училось 38 учеников.


Такие знаменитые центры еврейской учености, как, например, Вильно, Минск, Брест, Витебск, Слуцк, Мир, Слоним, Любавичи, а также Воложин, где в 1803 г. Хаимом Воложинером была основана еврейская духовная академия, дали евреям Беларуси и всего мира известных ученых, писателей и раввинов.


еврейский община витебск финансовый



Список использованных источников


1. Бядуля, З. Жыды на Беларусi: Бытавыя штрыхi [Тэкст] / З. Бядуля. – Мн.: Друкарня Я.А. Грынелята, 1918. - 32 с.


2. Беларусь многонациональная [Текст] // Архивы и делопроизводство. – Мн., 2006. - № 2. – С. 138-142.


3. “Всеподданнейшій отчет…” виленского, гродненского и ковенского генерал-губернатора П.Д. Святополк-Мирского Николаю II [Текст] / М. Біч, В. Пічукоў // Беларускі гістарычны часопіс. – Мн., 1997. - № 2. – С. 94-116.


4. Гайда, М. З гісторыі навагрудскай яўрэйскай абшчыны [Тэкст] / М. Гайда // Беларусіка: Кн. 4: Яўрэйская культура Беларусі і яе ўзаемадзеянне з беларускай і іншымі культурамі; Вацлаў Ластоўскі – выдатны дзеяч беларускага адраджэння/ Рэд. В. Рагойша і інш. – Мн.: Навука і тэхніка, 1995. - С. 85-88.


5. Иоффе, Э. Г. История еврейских общин Беларуси // Прошлое и настоящее евреев Беларуси: сборник статей: электронный ресурс // Режим доступа: http://www.jewish-heritage.org/ioffe.htm. - М., 1998. - С. 3-34.


6. Иоффе, Э. Г. История евреев в Беларуси, Литве и Польше в XVI — начале XX вв. Роль Вильны в культурной жизни белорусских евреев XVIII — первой половины ХХ века // Прошлое и настоящее евреев Беларуси: сборник статей: электронный ресурс// Режим доступа: http://www.jewish-heritage.org/ioffe.htm. - М., 1998. - С. 35-41.


7. Кiмель, Я. Яурэйскае гарадское насельнiцтва Беларусi у 1897-1926 гг. [Тэкст] / Я. Кiмель // Беларусіка: Кн. 4: Яўрэйская культура Беларусі і яе ўзаемадзеянне з беларускай і іншымі культурамі; Вацлаў Ластоўскі. – выдатны дзеяч беларускага адраджэння / Рэд. В. Рагойша і інш. – Мн.: Навука і тэхніка, 1995. - С. 89-92.


8. Казённые еврейские училища [Текст] // Электронная еврейская энциклопедия: электронный ресурс // Режим доступа: http://www.eleven.co.il/article/11921


9. Образование еврейское // Краткая Еврейская Энциклопедия: Т.6. Кол. 3-39 [Текст]: электронный ресурс // Режим доступа: http://www.eleven.co.il/article/13027#06


10. Памяць: Гiсторыка-дакументальная хронiка Гомеля [Тэкст] : У 2 кн.: Кн. 1. – Мн.: БЕЛТА, 1998. - 608 с.


11. Ступакевич, М. А. Учебный процесс в женских гимназиях Беларуси (90-е гг. XIX в. – 1917 г.) [Текст] / М. А. Ступакевич // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта. Серыя 1. – Гродна, 2003. - № 4. – С. 25-31.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Инстинкт и мораль
Реферат Observer Review As It Happened By David
Реферат 2. 2 Использование пектинсодержащего сырья при откорме молодняка крупного рогатого скота 14 2
Реферат Лексический состав «повести временных лет»: словоуказатели и частотный словник
Реферат Незаконні дії щодо усиновлення Перешкоджання законній діяльності професійних спілок політични
Реферат Genetic Modification Of Food Argumentive Essay Essay
Реферат National Socialism Essay Research Paper National SocialismNational
Реферат Архимандрит Рафаил (Карелин)
Реферат Развитие памяти. Как правильно использовать свой тип мышления
Реферат Загальні положення теорії ймовірностей та математичної статистики
Реферат Arcadia Essay Research Paper Throughout the play
Реферат Опорность как принцип развития координации движений в борьбе
Реферат Строительство цеха по производству металлических конструкций
Реферат Lord Of The Flies Things Are Breaking
Реферат Противодействие уловкам в деловом общении