Социально - Гуманитарный Институт
Факультет Правоведения, I курс
Селезнев С. И.
"Исторический Таллин"
Реферат по предмету Эстонская Культура
студента 1-го курса субботне - воскресного стационара.
Преподаватель: Протская Ю.Н.
2003 год
Вступление |
- 2 стр. |
Таллин - появление и развитие |
- 3 стр. |
Вышгород |
- 4 стр. |
Бывший Губернаторский Дворец |
- 5 стр. |
Православный Собор Александра |
- 5 стр. |
Невского |
- 5 стр. |
Домская Церковь |
- 6 стр. |
КИК-ИН-ДЕ-КЕК |
- 7 стр. |
Ратушная площадь |
- 7 стр. |
Церковь Нигулисте |
- 7 стр. |
Кадриоргский дворец |
- 8 стр. |
Дом- музей Петра I |
- 9 стр. |
Рокка-аль-маре (парк - музей) |
- 9 стр. |
Певческое Поле |
- 10 стр. |
Заключение |
- 10 стр. |
Список литературы |
- 11 стр. |
Вступление
Первым древнейшим упоминанием о Таллине, принято считать отметку в атласе, сделанную в 1154 году арабским географом Абу Абд Аллах Мохаммедом Идриси, путешествующим в то время по Прибалтийской земле. "К городам Астланды относится и город Колуван … », - именно такими словами и начинается его описание. Здесь хочется сделать небольшое отступление и добавить, что совсем не давно это утверждение, озвученное впервые в 1930 году в книге финских специалистов по языкознанию и археологии О - Й. Таллгрен Туулио и А - М. Таллгрен, было подвергнуто сомнению. Выше означенные авторы книги, рассказывающей об арабском путешественнике Идриси, утверждают, что в атласе, изготовленном в 1154 году, отмеченная страна Астланда, не что иное, как Эстония. Там же (в атласе) показаны города Колывань и Ханила, городище Паламусе и другие эстонские топонимы. Результаты финских авторов стали широко применяться в научной и популярной литературе. Именно отсюда и было традиционно принято указывать, что первое письменное упоминание о городе Таллине относится к 1154 году. Однако, в 1997 году в третьем номере журнала Austrvegr ("Восточный путь") появляется статья Ивара Леймуса: "Астланда " Идриси - Эстония ли это?" В ней автор, являющийся научным сотрудником Исторического музея Эстонии, проведя подробный анализ рукописи Идриси и книги финских археологов, приходит к выводу, что сведения о балтийских странах были у Идриси весьма отрывочными, и как географ этого региона он особого доверия не заслуживает.
И, что самое интересное, отмечает Ивар Леймус, финские ученые сами самокритично и с сомнением относятся к точности своих переводов с арабского языка эстонских топонимов. Например, расшифровку топонима “Колывань” Таллгрен Туулио “отнес на счет предполагаемых ошибок и неверного понимания, возникших при переписывании” рукописи атласа. Таким образом, сами авторы предупреждают о шаткости своих доводов! В конце статьи И. Леймус пишет: “Представление о древней Балтии, реконструированное на основании Идриси, скорее относится к области национально- романтических предположений, нежели к чему-то обоснованному”. Оставим эти рассуждения на совести автора вышеизложенной статьи, а сами вернемся к нашей теме.
Таллин - появление и развитие
Итак, в пояснительном тексте географического атласа Идриси было сказано: "К городам Астланды относится и Колуван (Колывань) маленький город наподобие большой крепости, жители коего земледельцы … и скота у них много".
Под названием Колывань, нынешний Таллин встречается и в древнерусских летописях. Предполагается, что в звучании есть нечто связывающее его с именем эстонского легендарного богатыря Калева. Из скандинавских источников того же периода мы узнаем еще одно название Таллина - Линданисе. Что неким образом опять же перекликается с эстонским эпосом о Калеве: "В тяжких ратных трудах пал храбрый великан Калев. Верная жена его Линда, похоронив мужа, своими руками сложила могильный холм из каменных глыб. Выпал один камень, покатился.… Опустилась на него Линда и заплакала горючими слезами. Из тех слез и образовалось озеро Юлимисте. А "Камень Линды" до сего дня лежит у самой воды".
Таллин – один из немногих городов Эстонии, сохранивших в большом количестве архитектурные памятники. Уже с момента своего возникновения Таллин развивался быстрее других городов Эстонии. Этому способствовали многие причины.
Во - первых, место города предопределила удобная для гавани, хорошо защищённая от волн Таллинская бухта, вблизи которой возвышался высокий обрывистый холм – Тоомпеа, ставший идеальным местом для сооружения здесь городища, защищающего гавань. Выгодное расположение Таллина способствовало его развитию как порта и торгового города: уже в XII веке он, как центр торговли и ремесла становится известным далеко за пределы Эстонии.
Во - вторых,
город располагался
на пересечении
важных торговых
путей, что
способствовало
привлечению
к нему внимания
завоевателей.
Первыми из них
были датчане,
которые правили
здесь более
100 лет. Отсюда
происходит
и современное
название города
–Таллин, от
Taanilinn (Датский город).
Затем Таллин
попадает под
власть немецкого
рыцарского
Ливонского
ордена, а во
время Ливонской
войны город
отходит шведской
короне. Во время
Северной войны
в 1710 году Эстония
была присоединена
к России, Таллин
превращается
в один из губернских
городов Российской
империи.
Именно на этом бурном историческом фоне и происходит развитие Таллина. Каждый из завоевателей вносит в формирование и укрепление города архитектурный стиль своего государства: малая крепость на Тоомпеа, заложенная еще датчанами, была перестроена Ливонским орденом в сильно укрепленный замок, что оставило отпечаток немецкой архитектуры; также много построек говорит нам и о правлении Российской короны.
Вышгород
Вышгород (Верхний город) - во все исторические эпохи считался в Таллине символом политической власти. Сейчас здесь размещаются правительство и парламент Эстонской республики. Вышгород занимает территорию почти в 8 га, обнесенную мощными крепостными укреплениями. Возвышаясь на 45 м над уровнем моря, он доминирует на Таллином. Самая высокая башня замка Тоомпеа - Длинный Герман (45 м).
Поднимаясь на Вышгород по самой древней и когда- то единственной проезжей дороге, по старейшей из таллинских улиц Пикк Ялг, мы проходим через ворота четырехугольной сторожевой башни, что стоит у въезда на эту улицу. Со стороны Вышгорода в старину проход перегораживался кованной решеткой, сейчас лишь сохранились петли тяжелых ворот. Вечером, около 9 часов, городские ворота, как правило, запирались. В работу башенных сторожей помимо этого входила обязанность громкими криками предупреждать горожан, когда сверху неслась карета дворянина.
В средние века в верхней части Пикк Ялг находились ворота, через которые можно было попасть в защитный двор Малой крепости ("castrum minus"). Остальная часть Вышгорода, в которой располагались жилища вассалов носила название - Большая крепость ("castrum majus"). Малую крепость окружала каменная стена и ров, через который был перекинут подъемный мост. С северной стороны Малой крепости видны две башни - северо-восточная "Ландскроне" (Корона страны) и северо-западная "Пильштикер" (Точильщик стрел). Юго-западный угол венчает - "Длинный Герман". С XV века высота башни, как уже было указано выше, составляет 45 метров, диаметр - 9,5 метра, толщина стен - 2,9 метра. Башня изначально была четырехэтажной. Верхние этажи отапливались и могли служить убежищем для защитников в случае вторжения неприятеля. В нижнем этаже находилась мрачная темница около 15 метров глубиной. Опускали узников в эту темницу через небольшой лаз в потолке. К сожалению, до наших дней не сохранилась четвертая угловая башня, юго-восточная "Стюр ден Керл" (Отрази врага). Она была снесена в конце XVIII века при возведении по приказу Екатерины II дома губернского управления.
Бывший Губернаторский Дворец
Бывший Губернаторский Дворец (Дворец ТООМПЕА) - это центр Верхнего города, и в то же время - центр нынешней законодательной власти Эстонии. Здесь сейчас находится зал заседаний Эстонского парламента. Здание было возведено по приказу Екатерины II в 1773 году.
Православный Собор Александра Невского
Православный Собор Александра Невского - расположен в Верхнем городе рядом со зданием парламента Эстонии. Собор, построенный в 1894 -1900 годах, нарочито выделяется по архитектуре от окружающих построек, и по своему замыслу, должен был утверждать русское влияние, в том числе и церковное, в противовес веяниям с запада и немецкому засилью.
И все же основными предпосылками к строительству Собора стал рост православного населения в Таллинне в конце XIX века. Выполнявшая роль кафедрального Собора Преображенская церковь, перестроенная из средневековой монастырской, тесная и расположенная в неудобном месте, не удовлетворяла возросшим требованиям к главному храму Эстляндии. Князь Сергей Владимирович Шаховской, в 1885 году назначенный Эстляндским губернатором, стал инициатором строительства нового Собора и исходатайствовал Высочайшее разрешение на сбор в пределах империи средств для осуществления названной цели. Со всей России поступали пожертвования на постройку в Ревеле нового Соборного храма. В итоге уже к осени 1899 года было собрано почти пол миллиона рублей.
Новый Собор было решено посвятить Святому Благоверному Князю Александру Невскому в честь чудесного спасения царя Александра III и его семьи при страшном крушении императорского поезда 17 октября 1888 года. Выбору места для строительства уделялось едва ли не первостепенное значение. Из восьми предложенных вариантов наиболее подходящей оказалась площадь перед губернаторским дворцом на Вышгороде. 30 августа 1893 года состоялось торжественное освящение места для будущего храма.
Домская Церковь
Домская Церковь, освящение которой состоялось в 1240 году, является одним из символов Таллина. Однако самые первые письменные упоминания об этой старейшей церкви относятся к 1233 году. Предполагают, что где-то здесь же стояла деревянная церковь, построенная датчанами вскоре после завоевания ими Вышгорода (1219 год).
Домская церковь неоднократно перестраивалась. Теперешний готический храм в форме базилики постройка XV века. Охвативший в 1684 году Вышгород пожар нанес большой ущерб и церкви. Об этом повествует надпись на одном из колоколов: «Пришел жар, расплавил меня, и весь Вышгород сгорел дотла. Через год отлили меня в форму и нарекли колоколом Марии».
Внутри церкви привлекает внимание надгробный памятник шведскому полководцу Понтусу Делагарди и его жене, дочери шведского короля Иоганна III Софии Гилленхельм. Особенно интересен барельеф надгробия, изображающий осаду Нарвы.
Интерьеры церкви украшает коллекция фамильных гербов остзейских дворянских семей. Здесь похоронен ряд видных людей: уроженец Эстонии мореплаватель Адам Крузенштерн, русский адмирал шотландского происхождения Самуил Грейг, и др.
Интересна история с захоронением Крузенштерна. Первый русский моряк, совершивший кругосветное путешествие, Крузенштерн был похоронен в церкви по особому разрешению Екатерины II, так как захоронения здесь были запрещены в конце XVIII века, и его надгробие, таким образом, — самое «молодое» в Домской церкви.
КИК-ИН-ДЕ-КЕК
Средневековая орудийная башня Кик-ин-де-Кек возвышается на склоне холма Тоомпеа. Она была построена в 1475- 1481 годах. В переводе с немецкого ее название означает "смотри в кухню" (имелось в виду, что башня такая высокая, что с нее можно заглянуть через дымоход в очаги жителей Нижнего города, чтобы посмотреть, что у них готовится на ужин). Высота башни - 49,5 метра. В свое время Кик-ин-де-Кёк по размерам, большой огневой силе, толщине стен (3,8 метра) была одной из самых мощных крепостных башен в Прибалтике. Боевое крещение она получила в Ливонской войне. Свое военное значение она утратила к началу XVIII века.
Ратушная площадь
Ратушная площадь - в прошлом являлась историческим центром и главным городским рынком Таллина. Сегодня это самая красивая площадь города, обрамленная зданиями постройки XIV - XVII веков. Сама Ратуша, которая является главным архитектурным объектом Ратушной площади - считается главным символом старого Таллина. Здание было построено в XV-XVI веках, ее башню венчает знаменитый флюгер воина "Старый Томас". В наше время Ратуша продолжает играть важную представительскую роль - в ее внутренних покоях проводятся официальные мероприятия и торжественные правительственные приемы.
Церковь Нигулисте
Церковь Нигулисте - один из самых впечатляющих примеров храмовой архитектуры в Таллине. Церковь была построена в XIV-XV веках, по другим данным в конце XIII века. Она возводилась на средства купцов в честь святого Николая - покровителя мореплавателей. Сейчас здесь находится зал для органных концертов, в котором в начале августа ежегодно устраивается фестиваль органной музыки и экспозиция, в которой большой интерес составляют главный алтарь XV века работы любекского мастера Хермана Роде, автора алтарных композиций и живописных сюжетов.. Алтарь являющийся бывшим главным алтарем Нигулисте, представляется прекрасным образцом средневекового художественного наследия Таллина. Он был заказан в Любеке и доставлен в 1482 году морем в Таллин. Большие деревянные скульптуры под готическими балдахинами соседствуют с более мелкими фигурами. Следует отметить, что алтарь Хермена Роде является самым большим из позднеготических алтарей Северной Европы. Кроме этого Нигулисте примечательно тем, что там выставлены фрагменты известной картины "Пляска смерти" Бернта Нотке. Картина приобрела всемирную известность из-за своей мрачной аллегоричности: она изображает сильных мира сего (правителей, епископов, и т.д.) водящими хоровод со смертью.
Известным образцом фламандского живописного искусства является трехстворчатый алтарь св. Антония, относящийся к 1492 году. Живопись на внешних створках выполнена известным художником Михелем Зиттовым, работавшим в первой четверти XVI века Таллине (примерно в 1518—1520 годы). Образцы искусства каменотесов представлены многочисленными надгробными плитами.
За церковью проходит улица Ратаскаеву, которая также интересна своими средневековыми постройками.
В небольшом домике под номером 42 в средние века жил городской палач. В таллинском историческом музее хранился его меч. На нем было выгравировано по- немецки: "Каждое утро обновляется Любовь и Вера в Бога. Поднимая меч, помогаю грешнику обрести вечную жизнь".
По другую сторону улицы Ратаскаеву в доме номер 15 - здание бывшей богадельни. Этот дом примечателен своей передней с разрисованным бревенчатым потолком работы XVIII века. Такой потолок характерен для внутренних помещений тогдашних таллинских домов.
Кадриоргский дворец
Кадриоргский дворец. Закладка дворцово-паркового ансамбля была начата 25 июля 1718 году по приказу Петра I. Проект составил итальянец Никколо Микетти. Строительными работами руководил его помощник Гаэтано Кьявери. В 1720 году по настоянию Микетти в Таллин направили Михаила Земцова, возглавлявшего строительство ансамбля на протяжении четырех лет, разумеется, по проектам и указаниям Микетти.
Уже в 1719 году, осенью, боковые павильоны были покрыты черепицей, а к весне 1721 года была закончена внутренняя отделка. Вскоре после этого здесь некоторое время жили Петр I и Екатерина. Стены главного здания начали возводить в 1720 году, и уже на следующий год оно было подведено под крышу. Капители фасада из тесаного камня, консоли и другие детали каменных украшений изготовил рижский скульптор Хейнрих фон Берген. В июле 1723 года, во время последнего визита Петра I в Таллин, большая часть внутренних помещений главного здания была еще в лесах, основные работы закончились в основном к 1727 году.
Согласно проекту, парк должен был иметь 150 фонтанов, два каскада, два пруда, грот, оранжерею, десятки беседок и павильонов, но проект не был полностью осуществлен, а после смерти Петра I Кадриорг оказался и вовсе заброшенным: фонтаны демонтировали и перевезли в Петергоф, деревянные беседки и павильоны развалились и были разломаны.
Немного о самом происхождение названия дворца Кадриорг. В честь своей жены Петр I назвал его Екатериненталь, то есть долиной Екатерины. Уже позже название трансформируется в немецкое Катариненталь, затем на эстонский манер стало Кадринталь, а в 20-х годах прошлого века превращается в Кадриорг (орг - по-эстонски долина).
Сейчас в дворцовом комплексе размещается Эстонский Художественный музей.
Дом- музей Петра I
Дом Петра I - это старейший музей Эстонии, расположенный неподалеку от дворца Кадриорг и его паркового ансамбля. Дом удивляет своими небольшими размерами и простотой. Это бывшая мыза, приобретенная для нужд царя в 1714 году у вдовы помещика Г. Дрентельна, переоборудованная по приказу российского самодержца под малый дворец. В настоящее время здесь выставлены экспонаты, связанные с личностью Петра и его временем.
Так же как и Кадриоргский дворец, Домик Петра, после его смерти был заброшен и стал постепенно разрушаться. Лишь только когда, в 1804 году Кадриорг посещает Александр I, дворцовый комплекс вместе с Домиком Петра обретают вторую жизнь.
Рокка-аль-маре
Рокка-аль-маре - парк-музей под открытым небом вблизи Таллина, в приморском лесопарке. Это бывшее дачное место носит итальянское название и переводится как "Утес у моря". Первоначально здесь построил свою летнюю мызу промышленник Жирар де Сукантон, большой любитель итальянского искусства, которому этот участок побережья и обязан своим нынешним названием. Территория экспозиции разделена на четыре части, соответствующие историко-этнографическому делению Эстонии. В музее собрано более 45 тысяч экспонатов, связанных с бытом эстонских хуторов. Здесь представлены более сотни различных крестьянских усадеб, перенесенных из разных уголков Эстонии со всеми хозяйственными постройками: амбарами, водяными и ветряными мельницами, мастерскими, молельными домами, и т.д.
Певческое Поле
Певческое Поле (МААРЬЯМЯГИ) - очень известное в Таллине место. Это открытая сценическая площадка, где начиная с 1928 года, десятки тысяч зрителей собираются раз в четыре года в начале июля на знаменитый всеэстонский Певческий праздник, традиция которого зародилась в 1869 году в Тарту. В первом певческом празднике было всего 800 участников и 4 000 зрителей, в последние годы в празднике песни участвуют 30-ти тысячный хор и присутствуют более 200 тыс. зрителей. В 1960 году здесь была построена огромная сцена, на ступенях которой одновременно может находиться до 30 тысяч певцов. Помимо Певческих праздников, на Певческом поле в летнее время регулярно проходят концерты мировых музыкальных звезд.
Заключение
Ко всему вышеперечисленному, можно еще добавить, что в Эстонии существует 18 профессиональных театров, спектакли в которых в основном идут на эстонском языке, оперы - на языке оригинала. Широко известны музыкальный театр "Эстония", где пели Георг Отс и Тийт Куузик, тартуский театр "Ванемуйне". В 2003 году отметил своё 55-летие Русский Драматический театр.
Так же нужно отметить, что только в одном Таллине работает 29 музеев: музей археологии, музей кукол, Доминиканский монастырь, музей театра и музыки, музей прикладного искусства, Эстонский исторический музей, музей природы и др.
К сожалению, невозможно в одной работе изложить всё историко-культурное многообразие Таллина, как средневекового, так и более позднего периода, настолько его история, насыщенна различными событиями и именами. История Таллина - это история средневековой Европы и России. Каждая улочка, каждый дом средневековой части города излучают Дух древности. И не случайно в 1997 году, исторический центр Таллина - одна из наиболее полно сохранившихся средневековых частей города - внесён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия. Таллину есть чем гордиться.
Список литературы:
"Магия исторического авторитета" (Молодежь Эстонии 06.11.00) - Владимир Лесмент
"Таллин" ("Периодика" Таллин, 1974) - Х. Талисте
Интернет - портал "Россия Православная"
"Музеи Таллина" ("Периодика" Таллин, 1987) - И. Розенберг
"Кадриоргский дворец" ("Периодика" Таллин, 1981) - Ю. Кээваллик
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |