НЕМЕЦКИЙ МЕНТАЛИТЕТ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ДВУХ МИРОВЫХ ВОЙН
Райнер Бендик
Ментальности
- это совокупность взглядов и представлений людей, которые находят выражение в их мыслях и поступках. Они воплощаются в определенных моделях восприятия, надежд,
суждений и поведения. Ученые, исследующие историю ментальностей,
пытаются определить роль человека как существа мыслящего, чувствующего, обладающего определенными потребностями и
желаниями в историческом процессе. Наука изучает варианты поведения,
поступков и т.п людей в каждый данный
конкретный момент1.
С учетом вышесказанного автор настоящей статьи делает попытку проанализировать, какие специфически
немецкие модели ожиданий и поведения могут
рассматриваться как причины двух мировых войн и как объясняется само
возникновение такого рода ментальности в немецком
обществе.
Ментальности по
своей природе субъективны. Для того, чтобы получить репрезентативные данные,
необходимо изучить источники, формирующие
модели восприятия и суждений, доминирующие в том или ином обществе. Одним из таких
источников являются школьные учебники
и атласы по истории. Они знакомят молодое поколение с ценностями и нормами
жизни старших, с их пониманием истории и надеждами на будущее. Школьные учебники призваны передавать историческое знание молодым и одновременно давать
интерпретацию исторической самооценки
и формировать представление о мире в целом, характерное для данного
общества. Таким образом, школьные учебники и атласы
могут рассматриваться как своего рода "национальные автобиографии".
Предлагаемая
статья посвящена немецким школьным учебникам > истории и историческим
атласам, изданным в период с 1900 по '45 г. Их изучение поможет понять то
влияние, которое первая мировая война
оказала на немецкую интерпретацию истории. Основная проблема, которую
предстоит разрешить, - была ли война уже теоретически обоснована до 1914 г. или
события войны и ее последствия формировали
новый взгляд на историю и на будущее страны. Возникает ряд вопросов: под каким углом зрения до 1914 г.
рассматривались соседние страны,
ставшие позднее врагами? Явилась ли первая мировая война подтверждением
прежних исторических представлений или ее временники были вынуждены их
пересмотреть? Как поражение в войне и Версальский мирный договор
интерпретировались в 20-30-е годы ? Какая существует связь между тем, как
трактовалась история во времена
времена Веймарской республики и
Третьего рейха? Не делала ли сама трактовка
немцами истории первой мировой войны возможным развязывание второй мировой войны?
До 1914
г. в немецких учебниках внешнеполитическое положение рисовалось в мирных тонах. И лишь
изредка в учебниках можно встретить угрожающие сценарии развития событий,
которые в политических дискуссиях стали
доминировать после отставки канцлера Бюлова. В
наиболее распространенном немецком учебнике по истории Фридриха
Нойбауэра не содержалось утверждения, что Германия
находится в окружении враждебных государств, вплоть до издания,
увидевшего свет весной 1914 г. Впрочем, позиция Нойбауэра была исключением. В
других же учебниках особо подчеркивались "достижения Кайзера на благо
мира", утверждалось, что "в качестве надежного защитника мира"
он немало преуспел в суровой борьбе с внешней
опасностью. В книге для чтения Мартенса провозглашалось, что благодаря
сдержанности немецкой политики не только целое поколение живет без войны в Европе, но также ослаблены напряженность и разногласия между отдельными государствами
(особенно между Германией и
Францией)4. Распространенный упрек в адрес школьных учебников — они отстают от жизни - не может
служить объяснением того, почему в
них не нашла отражение охватившая общество истерия по поводу враждебного окружения. Хотя
общепризнанно, что требуется около десяти лет, чтобы последние научные
изыскания заняли свое место в школьных
учебниках5, все же и самые свежие события находили в них
свое отражение. Учебники стали одним из компонентов всей системы интерпретации истории, господствовавшей в обществе.
Школьная программа 1901 г. ставила перед прусской школой задачу в первую
очередь на уроках истории "наглядно показывать тот вклад, который внес царствующий дом в улучшение жизни
общества"6.
Исходя из этого в школьных учебниках акцент делался на
внутриполитическом развитии; при этом
превозносилась государственная социальная
политика и осуждались цели, которые выдвигали социал-демократы. К тому же критическая оценка
внешнеполитической ситуации могла бы
посеять сомнения в правильности политического курса, определяемого императором, поскольку она была не в
состоянии отвести воображаемую
угрозу и достигнуть желаемых результатов. Главной оказывалась не задача
передачи конкретных знаний, а прославление монарха. Однако надо отметить, что в ходе общественной дискуссии
выявились различные взгляды. С другой
стороны, немецкое меньшинство по ту сторону границ автоматически
рассматривалось как аванпост немецкой
экспансии. Имея в виду такую возможную перспективу, на этнографических картах особо были обозначены территории,
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |