Тит
Кар (род. около 99—ум. 55 до
н. э.), — древнеримский философ и поэт, великий просветитель древности, один из
крупнейших представителей античного атомистич. материализма. Сведений о жизни
Л. почти не сохранилось. До нас дошла философская поэма Л. «О природе вещей»
(«De rerum natura», лучший рус. пер.—2 тт., 1946—47).
Эта поэма — не только великий литературный памятник, но одновременно важнейшее
сочинение в истории естествознания, содержащее наиболее полное и
мотивированное изложение одного из вариантов античного атомизма.
Л.—
последователь Демокрита и Эпикура (см.). Как и для них, атомистич. принцип был
для Л. универсальной гипотезой, призванной объяснить всё многообразие явлений
окружающего мира. Все вещи, по Л., возникают из первичных телец и на них после
своей гибели распадаются. Тельца существуют объективно и вечно; в разных
комбинациях они образуют различные вещи. Тельца неизменны, абсолютно плотны,
крепки, неделимы; они отличаются друг от друга весом и конфигурацией. Наряду с
мельчайшими материальными частицами, считал Л., объективно существует и
пустота, без к-рой невозможно движение телец, их соединение и распад. Первичные
тельца вечно движутся. Причина их движения — в тяжести, заставляющей их
падать, и в самопроизвольном отклонении телец от прямой. Тельца и пустота —
основные начала всего существующего. Движение телец — их необходимое и неотъемлемое
свойство. Время вне движения лишено всякого содержания.
Вселенная,
по Л., не имеет ни начала, ни конца во времени и пространстве; она бесконечна
и, следовательно, вопреки взглядам Аристотеля, не имеет никакого центра. Во
Вселенной существует бесконечное количество миров. Существующие миры возникли
в результате случайной комбинации хаотически движущихся первичных телец. Земля,
как и все миры, не только имеет начало во времени, но осуждена на
исчезновение, гибель. Но жизнь во Вселенной никогда не прекратится. Живые
организмы также возникли в результате случайного сочетания первичных телец.
Вначале возникли неприспособленные к жизни организмы: уроды, существа
бесполые, безногие, безрукие, безротые и т. д. Они быстро погибали, пока в
результате того же случайного стихийного сочетания атомов не возникли существа,
приспособленные к окружающим природным условиям. Л. был противником
религиозных и мифологич. объяснений возникновения жизни и решительно выступал
против телеологич. понимания строения и жизнедеятельности организмов. С точки
зрения атомистич. теории он объяснял не только возникновение организмов, но и
все процессы жизнедеятельности:
сущность питания, роста,
размножения, психич. деятельности и т. д. Л. твердо и настойчиво заявлял, что
ни о каком бессмертии человека, ни о какой потусторонней жизни души не может
быть речи.
Отстаивая
линию философского материализма, Л. утверждал, что мир, природа познаваемы. Чувственные
ощущения он считал единственным достоверным источником познания. Ошибка может
быть лишь в суждениях, в размышлениях, но не в ощущениях. Обмануть может лишь
рассудок, когда он отрывается от чувственных данных или неправильно их
обобщает. От предметов, по мнению Л., отделяется их тончайшая оболочка, к-рая,
попадая в глаз человека, вызывает ощущение. Мышление — комбинация самых тонких,
самых лёгких, особенно быстро движущихся первичных телец.
В
общественно-историч. воззрениях Л., несмотря на их несомненный идеализм,
имелись отдельные ценные положения. Поступательному движению общества
способствуют, по Л., не божественное предначертание и не каприз правителя, а
умственное развитие людей, их нужды и потребности. Громадное значение в
переходе от первоначальной дикости к человеческой культуре Л. придавал трём
открытиям:
использованию огня, постройке
жилищ и применению звериных шкур в качестве одежды. Л. отрицательно отзывался
об истребительных войнах, отрывающих людей от мирного труда, резко осуждал
хищничество и аморализм римских рабовладельцев. Но Л. не был идеологом
угнетённых классов. Счастье, считал он, состоит в ограничении желаний, в
невозмутимости и абсолютном спокойствии (атараксии), в познавательной
деятельности, к-рая избавляет человека от страха перед смертью и перед богами.
Л. решительно отвергал религиозную догму о божественном сотворении природы и
человека; допуская существование богов, он считал, что они бессильны перед
законами природы и, не вмешиваясь в дела людей, блаженствуют в межмировых
пространствах. Причину религиозных верований Л. видел в невежестве, незнании
явлений природы, неумении объяснить их истинные основания. Скудость познания —
источник религиозных верований и связанного с ними ложного страха.
Просветительская
деятельность Л. навлекла на него ярость церковников, к-рые, стремясь
дискреди-тировать выдающихся античных атеистов, на протяжении тысячелетий
возводили на Л., как и на Эпикура, всяческую клевету. Философские взгляды
античных атомистов пытались исказить Г. Гегель и другие философы-идеалисты.
Вопреки воле церковников, поэма Л. «О природе
вещей», в к-рой в художественной форме изложено античное материалистич.
мировоззрение и высказаны ценные научные догадки и глубокие диалектич. мысли,
сыграла значительную роль в истории человеческой культуры, в формировании
мировоззрения многих естествоиспытателей и философов. Она оп-ределила многие
черты мировоззрения И. Ньютона и М. В. Ломоносова, приводила в восторг А. И.
Герцена, глубоко интересовала молодого К. Маркса. К двухтысячелетию со дня
смерти Л. она была вновь издана Академией наук СССР на русском и латинском
языках.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |