Здание братства черноголовыхВ структуре застройкисредневекового Таллинна выделялись ансамбли церквей и монастырей. Своеобразием,архитектурными контрастами основных и подсобных строений эти ансамблиформировали целые кварталы города,создавая на его территории богатый оттенкамиархитектурный ритм. Большие общественные здания, и прежде всего гильдии,строились в основном по образцу жилых домов.
В Таллинне было три крупных организации граждан- гильдии, если не считатьотдельных малочисленных и известных лишь в течение непродолжительного временирелигиозных и иных объединений. Этими тремя гильдиями были Большая, иликупеческая гильдия две гильдии ремесленников- Олаевская и Канутская. Кроме названных организаций, в Таллинне, как и в других городах Лифляндии Риге, Тарту , существовало
Братство черноголовых. Членами этой организацииявлялись приезжавшие из других городов купцы. В Братство черноголовых могливступать и местные неженатые купцы, которые после женитьбы становилисьгражданами города и членами купеческой, или Большой гильдии.Комплекс зданий Братства черноголовых- это результат слияния нескольких старыхисторических зданий и приспособления их для новых целей. В данном случаеархитектура является важным доказательством незыблемости находившейся
здесьорганизации.Годом основания Братства черноголовых считают 1399 год. Организация переживалапериоды подъема и упадка, пока, наконец, в 1895 году не была ликвидирована каксословная организация. Далее клуб черноголовых существовал уже как светскаяорганизация до 1940 года. Как уже отмечалось, Братство черноголовых было первоначально организациейчужеземных купцов, приезжавших в Таллинн, куда входили и местные холостыекупцы. Название организации происходит от имени святого
Маврикия, изображение головыкоторого являлось эмблемой братства рис. 1 . Мавр Маврикий был послан изегипетского города Фив в 300 г. н.э. императором Максимилианом в Галлию вкачестве предводителя легиона и позже стал патроном Магдебургского епископства.Почему молодые купцы назвали свою организацию именем чернокожего святого,неизвестно. Такая своеобразная организация известна только в
Лифляндии, где онаиграла значительную роль в истории крупных городов. Совместная защитаинтересов, связанных с мореплаванием и торговлей, позволила братству занятьведущее положение в области внешних сношений. Черноголовые были богаты имогущественны. Помимо торговли, они выступали как покровители искусств ивыполняли репрезентативные функции. Эти позиции братство удерживало в своихруках в течение столетий.
Состоятельность черноголовых, их роль как меценатов иучастие в представительской деятельности нашли отражение в истории города.Следы этого можно встретить в здании черноголовых, в других местах в городе ипрежде всего в церквях, которые, являясь своего рода музеями старого искусства,имели и хранили предметы искусства, связанные с Братством черноголовых. Из наиболее крупных и ценных произведений искусства до нас дошли створчатыйалтарь конца 15 века, так называемый алтарь черноголовых , которыйвначале находился
в церкви монастыря доминиканцев на улице Вене. После реформацииалтарь был установлен в здании Братства черноголовых, где он простоял несколькостолетий. В настоящее время алтарь находится в Государственном музее вКадриоргском дворце. Алтарь был заказан в Брюгге и доставлен в Таллинн черезЛюбек в 1495 году. Авторство этого произведения долгое время приписывалосьизвестному нидерландскому художнику
Гансу Мемлингу. Теперь полагают, что алтарьбыл создан нидерландским художником, который известен как создатель полотна освятой Лючии. Алтарь как произведение искусства достоин отдельной монографии.Здесь же обратим внимание на 30 коленопреклоненных мужских фигур, изображенныхна створках алтаря. Это полупортретые изображения молодых мужчин, на лицахкоторых, несмотря на одинаковое выражение благоговения, можно увидеть яркиеиндивидуализированные характеры.
Глядя на эти фигуры, мы можем мысленнопредставить себе членов Братства в архитектурном пространстве здания рис. 2 .Архитектура фасада здания Братства черноголовых входит в круг нидерландскогоискусства Возрождения. Высокие окна говорят о хорошо освещенных помещениях.Высокий узкий фасад расчленен горизонтальными поясами, которые подчеркиваютэтажность здания.
На этих поясах видны орнаменты в стиле нидерландскогоВозрождения. Здесь маски львов чередуются с фантастическимимаскаронами рис.3,4 . Фриз между первым и вторым этажами украшен гербамикрупнейших ганзейских торговых контор Брюгге, Новгорода рис.5 , Лондона иБергена. Это пункты назначения торговых сношений в 15 и 16 веках, что говорит оважном значении городов Северных стран,
Фландрии и Восточной Европы вдеятельности Братства черноголовых, как организации, занимающейся торговлей.Между окнами выступают отдельные плиты, рельефы. Здесь мы находим изображентеХриста и характерные для Возрождения аллегорические фигуры рис.6 , рельефы сизображением рыцарских турниров рис.7 и поединков.Наиболее важным на фасаде является портал, решенный в типичной манере эпохиВозрождения. На архитектурно оформленном обрамлении- герб черноголовых рис.8 .
В богатой орнаментике фасада несколько эпизодическими кажутся выполненные почтив круглой пластике две головы на фронтонах окон первого этажа рис.9,10 . Этоскульптурные портреты шведского короля Сигизмуда и его супруги Анны. АрентПассер отнесся к этим работам гораздо серьезнее, чем это необходимо ворнаментальных рельефах. Всего несколькими годами позже портала изготовленанаружная дверь, украшенная розетками и орнаментальной резьбой. Дверьпредставляет интерес как одна из немногих сохранившихся деревянных
деталейархитектуры Возрождения рис.11 .Надо отметить, что главное здание Братства черноголовых-один из немногихпримеров того периода истории Таллинна, следы которого с усердием пыталисьстереть все последующиепоколения, так как Братство черноголовых было построенов беспокойный и изобиловавший войнами 16 век.И фасад Братства черноголовых- лишь один из примеров этого периода.
ПериодВозрождения в архитектуре Таллинна знал несколько этапов. Всего он продолжался100 лет, примерно с 1530 по 1630 годы.Построенное в 16 веке здание Братства черноголовых является памятникомархитектуры культуры, но в то же время и образцом одного из этапов историиреставрации памятников архитектуры, свидетельством ушедшего в прошлое периодаВозрождения в архитектуре Таллинна.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |