Государственный
совет относился к органам верховного управления в Российской империи. 1 января
1810 года манифестом Александра I был учрежден высший законосовещательный
орган, получивший название Государственного Совета. Государственный Совет был
создан по инициативе М. М. Сперанского, его предшественником был Непременный
совет, учрежденный в 1801 году. Состав Государственного Совета назначался
императором из числа наиболее влиятельных чиновников и приближенных лиц.. Их
число в различные годы колебалось от 40 до 80 человек. В состав Совета входили
также министры. Председателем Государственного Совета был царь, а в его
отсутствие один из членов Совета по назначению императора. Это назначение
осуществлялось только на один год.
Структура
Совета: общее собрание, четыре департамента (департамент законов,
департаменты дел военных, дел гражданских и духовных, государственной
экономии), две комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание
для охраны спокойствия) и государственная канцелярия.
Через
Государственный совет должны были проходить все законопроекты. Он и сам должен
был разрабатывать важнейшие из них. Государственный Совет обсуждал проекты
законов, утверждаемые затем императором, вопросы войны и мира, введение в
отдельных местностях чрезвычайного положения, бюджет, отчеты всех министерств
и ведомств и некоторые судебные и другие дела, которые выносились царем на его
рассмотрение. Проекты законов обсуждались вначале в департаментах, затем в
общем собрании, после чего поступали на утверждение императора. Но император
мог издать закон и без предварительного рассмотрения его Государственным
Советом, т.е. царь мог одобрить решение Государственного Совета или отвергнуть
его, не считаясь с тем, что это решение принято большинством членов Совета. Со
второй четверти 19 в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии,
министерствах, специальных комитетах. Обсуждение их в Государственном Совете
стало носить формальный характер.
Государственный
Совет ведал и кодификацией законов. С 1882 по 1894 г. этим занимался
Кодификационный отдел, а с 1894 г. – Отделение свода законов Государственной
канцелярии. Государственный Совет контролировал деятельность Сената через
созданное в 1884 г. «Особое присутствие для предварительного рассмотрения всеподданнейших
жалоб на определения департаментов Сената». Предпринимавшиеся попытки расширить
состав Государственного Совета за счет выборных членов от дворянства, земств и
городов не увенчались успехом.
На
Государственный совет возлагались также обязанности по финансовому управлению.
Государственный
Совет просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 года. В 1906 году в
связи с учреждением Государственной думы был реформирован и Государственный
Совет. Царь наделил Совет полномочиями, которые Совет раньше не имел. Состав,
структура и компетенция обновленного Совета были определены актами от 29
февраля 1906 года «О переустройстве учреждения Государственного Совета» и 23
апреля 1906 года «Учреждение Государственного Совета». Суть преобразования –
превращение Государственного Совета в верхнюю палату, что, естественно,
существенным образом умаляло права Государственной думы. Выборы в Государственный
Совет были организованы так, что демократические элементы и трудящиеся туда
попасть не могли. Половина членов Совета назначалась царем из крупных
чиновников, занимавших в прошлом министерские и прочие высшие посты в
государстве, а другая избиралась узкими корпорациями – от губернских земских
собраний, дворянских общин, буржуазных организаций, от духовенства православной
церкви, от Академии наук и университетов. Следовательно, и назначаемая, и
избираемая части Государственного Совета обеспечивали царизму возможность через
Государственный Совет не допустить принятия Думой закона, неугодного режиму.
Члены по выборам избирались сроком на 9 лет. Каждые три года треть их
обновлялась. Структура государственного совета была такова: общее собрание, два
номерных департамента, два присутствия и государственная канцелярия. По мере
надобности образовывались комиссии и особые совещания. Из членов Совета царь
ежегодно назначал председателя и вице-председателя Государственного Совета. Во
главе канцелярии Государственного Совета стоял государственный секретарь.
В
целях изоляции Государственного Совета от народа, в Совет запрещалось подавать
просьбы и заявления, а также принимать депутации от народа. Хотя закон
предоставил Государственному Совету равные с Думой права, в действительности он
был поставлен над Думой, стал верхней палатой российского «парламента». Государственный
Совет, как и Государственная Дума, имел право законодательной инициативы. А
главное – без его согласия законопроект, принятый Думой, не представлялся для
утверждения. Он отверг ряд важных думских законопроектов, например, о введении
Архангельского земства. Государственный Совет мог отклонить любой
законопроект, принятый Думой, но неугодный царскому правительству. В случае
разногласия между этими палатами дело передавалось в согласительную комиссию. Если
не было достигнуто соглашение, законопроект считался отклоненным. Считался также
отклоненным и законопроект, приятый Думой и Государственным Советом, но не
утвержденный царем.
Преобразуя
Государственный совет в законодательную палату, царское правительство грубо
нарушило свой Манифест, в котором говорилось только об одном законодательном
учреждении – Государственной Думе.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |