Муниципальное общеобразовательное учреждение.
Средняя общеобразовательная школа №97
«Холокост – трагедия
X
Х века»
Шнейдман Евгений
Руководитель: Цилина М. А.
Нижний Новгород
2002 год
«Холокост –трагедия еврейского народа»
План :
I Вступление
…………………………………………………………………………………………………
1Антиеврейская политика нацисткой Германиис1931-1945годах…….
2Начало Второй мировой войны и вынужденная эмиграция евреев из нацистского рейха……………………………………………………………………………………….
3Осуществление политики геноцида против еврейского народа в годы Второй мировой войны
а Еврейское гетто………………………………………………………………………………………...
б Массовые расстрелы и концентрационные лагеря……………………………
4 Еврейское движение Сопротивления во время катастрофы…………..
а Восстание в Варшавском и Белостокском гетто………………………………..
б Януш Корчак – жизнь ради детей………………………………………………………..
5Советское еврейство в период Холокоста…………………………………………..
6 Участие мировой общественности в спасение еврейского народа..
а Праведники народов мира……………………………………………………………………
б Рауль Валленберг…………………………………………………………………………………
IIIЗаключение
…………………………………………………………………………………………….
V Библиография
…………………………………………………………………………………………
V Приложения
1 Терминологический словарь………………………………………………………………...
2 Хронологическая таблица……………………………………………………………………..
ВСТУПЛЕНИЕ
18 апреля – День памяти жертв Холокосто.В этот день в 1943 году узники Варшавского гетто поднялись на восстание против нацистов. Это был один из многих актов трагедии еврейского народа в годы второй мировой войны.
Что значит слово «Холокост.»? Эленнского происхождения, оно вкратце значит- всесожжение, так называется величайшая трагедия человечества XX века. Без знания истории Холокост не может быть понята история ХХ века в целом. Писатель Леонид Коваль1
сказал:«Холокост- это наконечник выструганной веками стрелы антисемитизма».
Почему надо выделять среди жертв именно евреев - ведь нацизм убивал много народов? Об этом очень лаконично сказал Эли Визель2
: «Не все жертвы были евреи, но все евреи были жертвами нацистов». «Холокост»-не единственное в историческом ряду оскорбление , растаптывание достоинства и уничтожение человека. Но даже в своей не единственности явление исключительное. Это было организованное и спланированное с безумной тщательностью, исполняемое уничтожение народа. Вероятно единственного на земле, численность которого не может вернуться к отметки 39-40 годов.
Во время Катастрофы европейского еврейства было истреблено около 6 миллионов евреев. Уничтожение евреев было закодировано германской бюрократией как "окончательное решение еврейского вопроса". Европейское еврейство гибло в гетто, концентрационных лагерях, во время "маршей смерти" и в результате массовых расстрелов.
Евреи не были единственными жертвами истребления: во время Второй мировой войны погибло более 50 миллионов человек. Однако лишь евреев (а также цыган) умерщвляли только за их национальную принадлежность. Истребление евреев вытекало из идеологии расового антисемитизма. Нацистский режим придавал такое значение ликвидации евреев, что готов был жертвовать ради этого военными успехами. Более 9 млн. евреев проживало к началу войны в Европе, из них три четверти — около половины мирового еврейства — были сосредоточены в Восточной Европе. Уничтожить их и задался целью Гитлер.
Моя работа посвящена подвигам людей, спасавших евреев в годы нацисткой оккупации, мужеству выстоявших и страданиям погибших .Актуальность темы в том , что в настоящее время вновь идёт возрождение свастики, представляющей вселенную заявку, вновь возникает угроза катастрофы, прекращающей человека внутри самого себя.
Мир Холокоста- это и мир Кампучия, мир Карабаха, мир Сараева. Убийство человека человеком вновь обрело гигантскую силу, управляющую нашим существованием, силясь превратить всю планету в своё поприще. Почему Убийство стало на исходе XX века и в начале XXI века коренным пунктом всех коллизий- духовных, нравственных, политических, втягивая в себя все остальные проблемы.
Эта тема интересна мне и тем, что Холокост - это трагедия моего народа, трагедия, которая долгое время была закрытой темой, хотя факты и были известны, но десятилетиями они скрывались. Нужно разговорить эту тему, не боясь остроты вопросов, возникающих при её обсуждение.
Цель работы: Показать на примере геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны к чему приводит национальная нетерпимость. Раскрыть события Холокоста,показать все ужасы тех дней,предупредить людей перед большой ошибкой, которая может повторится.
Для раскрытия темы я использую следующие задачи работы:
1 Систематизировать материал по Холокосту.
2 Проанализировать материал по еврейскому сопротивлению.
3 Показать политику геноцида против еврейского народа, осуществляемую немецким рейхом.
4Показать жизнь людей в гетто.
При создание работы я использовал различные источники. Основными источниками для меня стали журнал «Лехаим», в котором периодически печатается информация о Катастрофе( различных авторов), сайты в интернети , в них в большом количестве изложена различная информация , которая помогла мне в работе над рефератом. Также я использовал книгу Хелены Кубки , в которой подробно изложена информация об Освенциме, и книгу Самуэля Рута, в ней изложена информация обо всей истории еврейского народа в целом.
Моя работа может быть использована на уроках истории, факультативах и в качестве пропаганды Катастрофы.
Глава 1
АНТИЕВРЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ
(1933—1939)
Нацисты пришли к власти в Германии 30 января 1933 года. Вместе с первыми же мерами по укреплению своей власти новый режим начал антиеврейскую кампанию. Она выразилась, прежде всего, в устранении евреев с общественных постов, а также в преследовании евреев — педагогов, писателей, художников, музыкантов, журналистов.
1 апреля того же года нацисты объявили бойкот еврейским магазинам и предприятиям. У входов в эти места были выставлены посты штурмовиков с плакатами в руках: "Не покупайте у евреев!". Цель бойкота — "доказать" немецкому народу, что евреи овладели немецкой экономикой.
В ночь на 10 мая 1933 года нацисты организовали публичное сожжение на городских площадях книг немецких писателей еврейского происхождения. В огонь летели прекрасные произведения литературы. И среди этих книг были произведения Генриха Гейне, сказавшего в свое время, что "начинающие со сжигания книг закончат сжиганием людей". Немецкая печать была захлестнута потоком необузданных выпадов против евреев. Особенно специализировался на антисемитской клевете еженедельник "Штюрмер".
Параллельно в программы школьного обучения стали внедрять расовую теорию.
Создавались антиеврейские законы. В начале 1935 года германское правительство приступило к подготовке всеобъемлющего антиеврейского законодательства. 15 сентября были изданы так называемые "Нюрнбергские законы", лишавшие евреев гражданства и низводившие их на степень подданных, не обладающих политическими правами. В тот же день был издан закон "об охране немецкой крови и немецкой чести", согласно которому объявлялись уголовным преступлением браки между "арийцами" и евреями и запрещались внебрачные сношения между евреями и не евреями. В результате принятия "Нюрнбергских законов" расовая теория стала составной частью немецкого законодательства.
До 1937 года немецкие евреи еще могли заниматься торговлей и владеть предприятиями. Многие утешались тем, что хотя нацисты и лишили их равноправия, завоеванного в результате борьбы многих поколений, определенная роль в экономике все же еще оставалась за ними.
Обострение гонений началось в конце 1936 года вместе с подготовкой ко Второй мировой войне. Поворотным оказался 1938 год. Нацисты приступили к систематической экспроприации еврейского имущества. Еврейские организации и учреждения были лишены всякого общественного статуса.
В том же 1938 году начинается принудительное изгнание из Германии польских евреев, живших там многие годы. Польша также не приняла их, и они вынуждены были скитаться без крова над головой по "ничейной земле" (то есть приграничной полосе).
Среди этих изгнанников находились и родители юноши Гершла Гриншпана, учившегося в то время в Париже. Возмущенный бездействием мировой общественности по поводу беспрецедентного изгнания польских евреев, он совершил покушение на жизнь советника германского посольства фон Рата и при этом смертельно его ранил.
Этот выстрел послужил поводом для массового еврейского погрома 1938 года — погрома, произошедшего в ночь на 10 ноября и известного под названием "Хрустальная ночь" (из-за множества осколков стекол, усеявших улицы). В эту ночь погибли 92 еврея, по всей Германии были подожжены синагоги, свыше семи тысяч магазинов и лавок разрушены и разграблены. Около 30 тысяч евреев были арестованы и высланы в концентрационные лагеря, а на еврейство в целом был наложен штраф в миллиард марок.
Наблюдение за евреями было передано в руки Гестапо (тайной полиции). Усилился нажим на евреев с целью вынудить их уехать из страны.
В результате всех этих событий многие из немецких евреев пришли к выводу, что им нет больше места в Германии. Значительное их число обращалось в посольства и консульства различных стран, но политика закрытых дверей, к которой прибегли США и ряд других государств, во многих случаях препятствовала их выезду.
Глава 2
НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Англия и Франция ответили на это объявлением войны Германии. В результате немецкого "блицкрига" ("молниеносной войны") Польша была разбита в течение трех недель и ее разделили на три части. Западная часть отошла к гитлеровскому рейху, восточная (с ее многочисленным еврейским населением) — к СССР, а центральная, с городами Варшавой, Люблином и Краковом, была превращена в немецкое "генерал-губернаторство" (особая область под "общим управлением" Германии). Всё это толкало людей на эмиграцию.
В течение 1933 года Германию покинуло 37 тысяч евреев — примерно 7,5% всего еврейского населения. Они выехали преимущественно во Францию, Швейцарию и Голландию, где также имели место экономический кризис и безработица и чувствовалось влияние нацистской пропаганды. Многие евреи продолжали сохранять патриотические чувства по отношению к Германии, и это было одной из причин сравнительно небольшой эмиграции.
В марте 1938 года гитлеровский рейх произвел "аншлюс", то есть присоединение Австрии к Германии. 200 тысяч австрийских евреев были немедленно подвергнуты всем ограничениям, от которых уже страдали их немецкие собратья. Нацистская партия возложила на Адольфа Эйхмана осуществление "эмиграции" из Австрии ее еврейского населения. Имущество австрийских евреев было очень быстро конфисковано. Значительное число евреев в результате нажима покинуло Австрию.
После аннексии Австрии западноевропейская и американская общественность убедилась в том, что проблема беженцев, в первую очередь, еврейских беженцев, будет все больше обостряться. Был выработан план, благодаря которому удалось устроить около 7500 еврейских детей в Англии и 3500 детей в других западноевропейских странах. Подобная мера в США не получила поддержки общественности и была снята сthhkjhnmnklj повестки дня. Следует констатировать, что великие державы и малые страны с одинаковым равнодушием отвернулись от преследуемых евреев.
Часть 1
ГЕТТО
С момента нацистской оккупации в Польше началась волна арестов и погромов. Тысячи евреев были посланы на принудительные работы, где терпели всевозможные мучения и унижения. Евреям было приказано носить белую или желтую повязку со "щитом Давида" ("Маген-Давид"). Еврейские магазины и лавки были закрыты, жителям гетто было запрещено ходить по улицам после комендантского часа и ездить в поездах. За несколько недель польские евреи оказались в том же положении, в котором уже пребывали немецкие евреи. Вскоре их положение стало еще хуже. В конце 1939 года было объявлено, что все польские евреи обязаны перейти в гетто — отведенные для их принудительного поселения кварталы. Первое гетто было устроено в Лодзи в феврале 1940 года; Варшавское гетто — в ноябре 1940 года; в 1941 году гетто были устроены и во многих других польских городах. Большинство их было обнесено глухой стеной. Вначале немцы выдавали многочисленные разрешения на выход и вход из гетто, но с октября 1941 года всем евреям, обнаруженным в городе вне пределов гетто, грозила по закону смертная казнь. В конце того же года подсудность евреев обычным судам была отменена и они были отданы полностью на произвол гестапо. Евреи фактически были объявлены вне закона.
Лишь контрабандная доставка продуктов в гетто спасала многих от голодной смерти. Внутри гетто евреи создали подобие общинной жизни и по мере возможности заботились о предоставлении нуждающимся работы, пропитания, жилья и медицинских услуг. В определенных формах существовала в гетто и культурная жизнь.
Немецкие власти организовали в гетто советы еврейских старейшин —
"юденраты". Через юденраты немцы передавали свои приказы и распоряжения жителям гетто. Члены юденратов нередко старались разными способами облегчить жизнь своих соплеменников. В тяжелейших условиях гетто их жители решили сохранять свою жизнь, во что бы то ни стало, ибо они видели в этом великую цель — остаться в живых ради сохранения существования на земле своего народа.Для успокоения общественности германское правительство.Для успокоения общественности германское правительство создало особый план:
По особому распоряжению Эйхмана в Терезин доставляли видных деятелей искусства: художников, музыкантов, режиссёров , артистов, писателей. С их помощью немцы, снимали пропагандиские фильмы, в которых еврейские актёры и особенно дети с довольными лицами пели песни, разыгрывали сценки, создавали видимость того благополучия, которое было способно убедить посланников Международного Красного креста: да, Гитлер заботится о евреях!…
Отказывающихся участвовать в съёмках немедленно отправляли в Освенцим.
Тогда в Терезине произошло невероятное: любовь к искусству на пороге смерти сплотила узников, аккумулировала в них огромные творческие силы, неподвластные страху. Люди жили последние годы, часы, дни на пике творческого совершенства. По сути, они играли свои роли не столько перед людьми, сколько перед лицом Небес. И они не плакали, а смеялись!
Из терезинского кабаре: «Крепость оборонного значения всегда была готова дать отпор врагу, однако никто на неё не покушался. Кроме евреев. Им удавалось взять её приступом. Да вот как вывести отсюда свои войска?..»
Такой мощный творческой еврейской жизни на малюсеньком клочке земли, наверно не было никогда и нигде. С 1941 по 1945 год было сыграно свыше 600 спектаклей, написано более 100 музыкальных произведений, созданы тысячи рисунок и картин, изданы сотни страниц детских иллюстрированных журналов и взрослых юмористических, исписаны 1000-страничные дневники, запечатлена хроника событий и размышлений, сотни статей, прочитано больше 2500 лекций.. Люди так предавались искусству, что забывали, где они находятся. Некоторые узники рассказывали:
«Театр заменил нам реальную жизнь, он стал мерой наивысшей свободы, на которую мы могли достичь»,- Ян Фишер3
, актер в Терезине, режиссёр.
«Если актёр не являлся на репетицию, считайте , его больше нет.Но всё, что мы делали , мы упорно связывали с неким счастливым будущем.. В Терезине невозможно было написать трагическую пьесу и поставить её.»,- Людек Элиаш4
, актер в Терезине , режиссёр.
Ещё в конце марта 1944 года, когда уже тысячи узников терезина были отправлены в печи Освенцима и Майданека, на театральной сцене города в его музыкальном кафе шла «Женитьба» Гоголя в талантливейшей, по воспоминаниям узников Терезина, постановке Густава Шорша.
Визитёры Красного креста прибыли в Терезин много позже, чем их ожидали( в конце июля 1944 года), и нацисты хорошенько «подготовились: десятки тысяч узников были отправлены в Освенцим-вопрос о перенаселение города был решён.
Подготовка к встрече комиссии шла по всем правила тоталитарного режима.Репетиции будущих встреч отрабатывались так же, как это делалось при подготовке судебных процессов в СССР 1937году. То есть тщательно отрабатывались детали поведения «актёров» и «статистов» для встречи с комиссией.Весной 1944 года в городе были разбиты клумбы, открыты новые кафе –райская жизнь!
Конечно, при этакой подготовке не составило труда создать рекламный фильм «Новая жизнь евреев под защитой Третьего рейха».Этот фильм сыграл зловещую роль в истории Холокоста: как было доказать, что «хроника» отрежиссированна? Зрители рассматривали улыбающихся людей - от детей до стариков, слушали музыку в исполнении прекрасных музыкантов, видели выставки детских рисунков, афиши театральных постановок.
Откуда зрителям «Новой жизни евреев»- инспекторам Красного креста, было знать об истинных правилах жизни терезинского гетто? Например, что евреям запрещаоль за чем-либо обращаться к охранникам СС, вообще жандармам, попытка ухода с территории лагеря,бегство каралось расстрелом на месте. Узники были разделены по полам: мальчики до 12 лет жили с матерями, после12 переходили к отцу. О семей ной жизни не могло быть и речи.Мужчинам иногда разрешалось заходить в женский лагерь, но прежде надо было получить специальное разрешение коменданта… Чего стоит один только пункт устава гетто: «Свободное плавание строжайшим образом запрещено.». Не говоря уже о том чтобы ходить из казармы в казарму. Небольшая историческая справка.
В XVI веке Терезин был местом оборонного значения: здесь была крепость, предназначенная для защиты границ Габсбургской империи, и до создания на этом месте гетто города не было –только крепость, на территории которой находилосьь немало казарм.Тем, что появился здесь город, история обязана нацистам!..
Предвидя поражение и возмездие, в апреле-мае 1945года фашисты пытались замести следы.Как и в других лагерях, они убивали заключенных и сжигали документы. Из 150 тысяч евреев гетто Терезина в живых осталось лишь пятая часть. А от 620 сыгранных там спектаклей- две с половиной минуты киноплёнки.
Часть 2
Освенцим был основан весной 1940 года. Там одновременно было от 25 до 30 тысяч евреев из многих стран Европы. В Освенциме было восемь кремационных печей. Но с 1944 года этого количества стало не хватать. Эсэсовцы заставляли заключённых вырывать колласальные рвы, в которые они поджигали облитый бензином хворост. Трупы сбрасывали в эти рвы.А если газа на удушение не хватало то людей сжигали живыми. Людей свозили сюда непрерывно в течение четырех лет.Первый транспорт прибыл в Освенцим в марте-апреле 1942 года из Словакии, затем из Франции. Так, с 27 марта 1942 года до 11 сентября 1944 года только из Франции прибыло 69 больших и два меньших состава, где находилось около 69 тысяч человек, том числе и 7,4 тысячи детей. А ведь были в те годы составы и из других стран. В некоторые дни прибывало по 8-10 эшелонов с заключенными Все кто не мог работать женщины, старики, дети, больные- отделялись от здоровых мужчин и уничтожались сразу.Вот некоторые цитаты по этой теме из книги известной польской исследовательницы Хелены Кубки 7
«Дети и молодёжь в концлагере Освенцим: «Особо трагична была судьба детей и молодёжи в концлагере Освенцим. Детей отбирали у матерей и умерщвляли их на глазах самыми коварными методатами –удар по голове, сброс в горящую яму. Этот садизм сопровождался ужасными криками ещё живых родителей». Способные к работе направлялись в отдельные бараки в южной части лагеря.По обе стороны дороги вставали немецкие солдаты, нагайками и шомполами избивавшие каждого, нередко насмерть. В бараках узников раздевали, потом в специальных камерах убивали газами, а трупы сжигали в крематориях. Оставленные в живых использовались в качестве дармовой рабочей силы на шахтах и заводах синтетического горючего Кормили узников очень плохо: один раз в день водяная похлебка и 150-200 граммов хлеба. От непосильного труда и голода люди обессиливали и умирали. Три раза в неделю врач осматривал заключенных, и неспособных к труду отправляли в газовые камеры. В последние два года были уничтожены и узники мужчины. 90 процентов погибших в Освенциме были евреями.По общей численности транспорта , количеству вагонов в составах можно подсчитать , что только в Освенциме погибло 1,3-1,5 миллиона детей, привезенных из разных стран Европы.
Всего за время войны в лагерях смерти было умерщвлено около 3,5 миллионов евреев. "Оперативными отрядами" было расстреляно около 1,5 миллионов. Около миллиона евреев погибло в гетто, при высылках, в вагонах поездов и в транзитных лагерях (на пути в концлагеря) в результате эпидемий, голода и всевозможных мучений, а также во время безостановочных "маршей смерти" в период перед окончанием войны. Кроме концлагерей были организованны массовые расстрелы.
После нападения Германии на Советский Союз (22 июня 1941 года) началось планомерное и последовательное истребление еврейского народа. Нацисты создали четыре специальных группы ("эйнзацгруппен"), задачей которых было уничтожение "комиссаров, евреев и цыган". Деятельность этих отрядов была организована по определенному шаблону: по вступлении в какой-нибудь город или местечко они сразу же устанавливали с помощью местных жителей имена раввинов и наиболее известных членов еврейской общины и требовали от них собрать все еврейское население для регистрации и отправки в "еврейский район". Евреи, не подозревавшие об истинных замыслах нацистов, подчинялись распоряжениям оккупантов. Их загоняли за колючую проволоку, гетто.
О том, что переживали тогда евреи дает представление документ тех лет, изданный в небольшом украинском городке Бар Винницкой области.
Указ № 21
По Барской районной управе от 15 декабря 1941 года.
П. 1. Жидовское население Барского района с 20 декабря с. г. размещается в изолированных местах (гетто) городов Бар и Ялтушково.
П. 2. Жидовское население указанных населенных пунктов должно до 20 декабря переселиться в гетто.
П. 3. Жидовское население города Бар размещается в таких частях города: гетто №1—бывшая улица Шолом-Алейхема, местонахождение бывшей старой синагоги; гетто №2— бывшая улица 8 Марта, Комсомольская и Кооперативная; гетто № 3 — часть бывшей улицы 8 Марта, которая прилегает к стадиону.
Примечание: Гетто № 3 заселяют исключительно ремесленники по списку, который будет объявлен через жидовский совет.
П. 4. Гетто для жидовского населения города Ялтушково назначит сельская Управа города.
П. 5. Всему жидовскому населению в связи с переселением в гетто запрещается разрушать свои жилища, которые они оставляют.
П. 6. Украинскому населению, которое живет в местах, отведенных под гетто, надлежит освободить свои помещения, явиться в жилищный отдел районной управы для получения других помещений.
П. 7. Жилищному отделу приказываю взять на учет все помещения, которые будут освобождены жидовским населением.
П. 8. На органы безопасности г. Бара накладывается ответственность за организацию вышеизложенного мероприятия..
Начались расстрелы. Эсэсовцы выводили евреев за город и убивали поголовно — мужчин, женщин и детей. В некоторых местах евреев топили в море или отравляли ядовитыми газами в специальных автомашинах (душегубках).
Вот только некоторые события тех страшных лет:
Одно из самых потрясающих убийств было совершено в сентябре 1941 года в Бабьем Яру у города Киева — более 33700 евреев было убито там немцами за один день. Всего в Бабьем Яру за годы оккупации было убито более 250 тысяч евреев.
Во время оккупации в Николаевской области совершены расстрелы в19 населённых пунктах и в общей сложности было убито 94500 человек.
В Донецке, в шурфе шахты «4-4бис» нашли свое последнее пристанище 25тысяч расстрелянных здесь еврейских мужчин , женщин и детей. В городе Артемовске более 3000 евреев были заживо замурованы в алебастровых выработках.
Сотни тысяч евреев были уничтожены до конца этого года в Днепропетровске, Риге, Вильнюсе, Минске и других городах.
В Белоруссии, потерявшей за годы войны четверть населения, фашисты уничтожили более 800 тысяч евреев.
В марте 1942 года начали действовать "лагеря смерти", и нацисты потребовали от юден-ратов выделять людей для отправки в эти лагеря. Юденратам пришлось подчиниться, хотя некоторые из их членов в знак протеста покончили с собой. Под жестоким надзором немецких надсмотрщиков сгоняли обреченных на смерть людей на сборные пункты. Началась агония заключенного в гетто еврейского населения Восточной Европы.
Решение об уничтожении всех евреев было принято нацистскими главарями еще в 1941 году. А 20 января 1942 года в Берлине состоялось совещание ряда руководителей нацистской партии и членов правительственного аппарата Германии, на котором был выработан подробный план истребления еврейства Европы, согласно которому нацисты намеревались уничтожить 11 млн. евреев. Это совещание известно в истории под названием "Ванзейская конференция". Нацистские главари торопили СС* и гестапо ускорить дело уничтожения.
Началась депортация евреев из рейха и порабощенных Германией стран Европы в лагеря смерти. Наиболее крупные из них находились на территории Польши — Белжец, Треблинка, Собибор, Майданек, Освенцим.
Нацистское "окончательное решение еврейского вопроса" — явление небывалое, не имеющее аналогии даже в самые мрачные эпохи мировой истории.
Глава 4
СОПРОТИВЛЕНИЕ И ГЕРОИЗМ ЕВРЕЕВ ВО ВРЕМЯ КАТАСТРОФЫ.
Вооруженное сопротивление нацистским властям было
практически невозможно. Во-первых, у евреев не было оружия, а во-вторых, любая попытка сопротивления повела бы к массовым убийствам и к самой жестокой расправе.
Тем не менее с первых дней существования гетто различные группы еврейской молодежи неоднократно совершали попытки создать подпольные организации для борьбы с полицией и немецкими властями. Самым крупным за всю историю еврейского сопротивления в годы Второй мировой войны было восстание в Варшавском гетто.
Восстание в Варшавском и Белостокском гетто
.
В январе 1943 года из 450 тысяч загнанных в Варшавское гетто евреев оставалось около 55 тысяч. В течение нескольких лет несчастных отправляли из гетто в лагеря смерти — Треблинку, Майданек, Освенцим, где их уничтожали в газовых камерах. В конце 1942 года, в разгар массовой депортации евреев, молодежные движения создали в гетто ряд боевых организаций, Эти организации подняли восстание в Варшавском гетто.
Первое столкновение между евреями и нацистами произошло 18 января 1943 года, когда одна из групп, подлежащих высылке, открыла стрельбу по конвоирам и сделала попытку спастись бегством. После этого немцы произвели срочные обыски, на которые евреи ответили вооруженным сопротивлением. Одновременно юденрат перестал сотрудничать с немцами. Тогда немцы решили полностью ликвидировать гетто.
Восстание вспыхнуло 19 апреля 1943 года, когда в гетто вошли немецкие солдаты, чтобы отправить очередную партию евреев на уничтожение. Их встретил ружейный и пулеметный огонь. Не ожидавшие отпора немцы, бросились в укрытия. Бой длился три дня. На четвертый день яростного сопротивления немцам пришлось отступить. Они не могли понять, где евреи взяли оружие? А накапливалось оно постепенно: хитростью, подкупом и откровенными кражами. Оружие приходилось покупать в Варшаве за бешеные деньги и с невероятным риском проносить на территорию гетто. Варшавское гетто превратилось в систему укрепленных бункеров и подземных убежищ, подготовленных заранее в течение ряда месяцев. Там хранился запас пищи и воды, лекарств и оружия. Все гражданское население, укрытое в бункерах, помогало 750 еврейским повстанцам во главе с Мордехаем Анилевичем (1919—1943).
Почти все защитники гетто погибли в боях, многие были сожжены в бункерах. Из 55000 жителей Варшавского гетто осталось в живых после восстания около 5000. Ни у кого из восставших не было надежды продержаться в осажденном гетто, но их подвиг приобрел глубочайшее символическое значение для остававшихся еще в живых польских евреев и для еврейского народа во всем мире.
Восстание в Варшавском гетто, длившееся около месяца — с 19 апреля до 16 мая 1943 года, являет собой изумительный пример героизма. Это восстание отличается двумя чертами: поддержкой, которую оказало повстанцам большинство жителей гетто и решимостью самих повстанцев воевать до последней капли крови. Защитники гетто сопротивлялись дольше, чем даже некоторые европейские страны.
В этот период имели место восстания и иные акты сопротивления в гетто Белостока, Вильны, Минска и других.
К моменту начала оккупации численность еврейского населения в Белостокской области составляла 350000 человек, из них в самомБелостоке — около 50000..
Сразу же после захвата города немцы стали проводить в отношении евреев политику террора и массовых убийств. Второй день пребывания оккупантов в городе, 28 июня 1941 года, это была суббота, ознаменовался погромом, в котором было убито около 2000 евреев, многие из них сгорели заживо в подожженной немцами старой синагоге. В четверг, 3 июля, и в следующую субботу, 12 июля, в городе проводились облавы, схваченных тогда евреев позднее расстреляли в Петраше, на окраине Белостока. Их было более 5000 человек. Жен, чьи мужья погибли в те субботние дни, называли и "вдовами субботы".
1 августа 1941 года всех евреев города согнали в гетто, вскоре преобразованное в огромную трудовую колонию. Очевидность грядущей гибели смешивалась со столь свойственной людям надеждой на спасение. Еще живые, они продолжали мечтать о мирной жизни, родном теплом доме, хлебе. Между тем нацисты готовили уничтожение гетто.
В 1942 году в Белосток из залитого кровью Вильнюса для создания еврейского подполья и боеспособной организации прибыли 28 молодых активистов сионистско-социалистических движений "Дрор" и "а-Шомер а-Цаир". Руководителем группы стал 25-летний еврей из Варшавы Мордехай Тененбаум-Тамаров. Мордехай приехал в Вильнюс в начале войны и стал там одним из лидеров движений "Дрор" и "а-Халуц".
Горстка активистов сумела создать в городе большую и сильную организацию "Тель-Хай".
Была создана подпольная "Группа борьбы с немецкой оккупацией". Ей удалось связаться с оперировавшим в лесах партизанским отрядом.
Была организована поставка оружия для гетто. Главным источником оружия была контрабанда. Оружие покупали у крестьян в окрестных деревнях, а иногда даже у немцев. Переодетые крестьянками или работницами девушки-подпольщицы переправляли купленное оружие в буханках хлеба, корзинах с едой, трубах от печек-буржуек. Через двор ткацкой фабрики, примыкавшей к "арийской" части города, или через ворота на ул. Шейнкевича они проносили оружие в гетто, подвергаясь смертельной опасности. Иногда удавалось осуществить невозможное: связные гетто среди белого дня в районе, нашпигованном охраной, грабили немцев.
В июле 1943 года, примерно за месяц до начала восстания, закончился процесс объединения молодежных движений. Коммунисты согласны были объединиться с сионистами только в гетто, на время совместной борьбы. По окончании восстания, в лесах, в партизанских отрядах, они предпочитали действовать раздельно.
При подготовке к восстанию придерживались строгой конспирации, командиры пользовались кодами и шифрами. Основу боевых групп составляли "пятерки" — пять обученных бойцов во главе с командиром.
15 августа 1943 года в 4 часа утра немцы вывесили на стенах домов гетто объявление о том, что его жители обязаны к 9 часам явиться на ул. Юровецку, откуда все будут эвакуированы в Люблин. В 8 часов подпольщики на улицах пытались убедить людей, что обещанное переселение обернется гибелью всего гетто. Люди отказывались верить этому. К 2 часам дня многие бойцы были убиты в бою с немцами. Боеприпасы заканчивались. 72 бойца, немногие из оставшихся в живых, укрылись в бункере во дворе дома №7 на ул. Хмельна. 19 августа немцы обнаружили бункер, а 20 августа — еще одно, последнее укрытие на ул. Чепла, 13. Все защитники гетто вместе со своими командирами погибли.
Известны случаи восстаний даже в лагерях смерти. В конце 1943 года произошли еврейские восстания в Треблинке и Собиборе. После этого оба лагеря были ликвидированы. В 1944 году восстали еврейские заключенные в Биркенау и Освенциме. Почти никто из восставших не остался в живых.
В местечках Украины и Белоруссии некоторая часть евреев сумела бежать из гетто и присоединилась к партизанам, сражавшимся против немцев. Около 30 тысяч евреев-партизан воевало в советских партизанских отрядах
Нередко люди жили в гетто по 2-3 года.Это была жизнь вопреки стремлению нацистов не только физически уничтожить евреев, но и унизить их.Тем не менее, узники боролись не только за продление своих дней, но и за человеческое достоинство. Многие вели дневники, писали письма и стихи, сочиняли музыку …. Исполненный благородства духовны протест изумлял даже палачей.Многие евреи помогали, друг другу, кто давал еду, а некоторые замещали сиротам их родителей,и об одном из таких людей я расскажу:
и, конечно же, не миновала приюта Я. Корчака. Дом сирот перевели в гетто. Преданные учителя и соратники доктора остались вместе с детьми.
Но дети жили, как в прежде, надеясь на свою защищенность взрослыми. А тем все труднее удавалось скрывать тревогу за детей, поддерживать привычный распорядок учебы, занятий искусством и т. д. Приходилось трудно. В гетто не было продуктов. "Старый доктор“ добывал, что мог и как мог, чтобы дети могли существовать. И только своему дневнику доверял он ясное понимание предчувствие конца: «Хотелось бы умирать, сохранив присутствие духа и в полном сознании. Не знаю, что бы я сказал детям на прощание. Хотелось, бытолько сказать — "сами избирайте свой путь"». Он надеялся, что умрет один, что дети выживут. Вопреки окружающему злу, понесут посеянные им зерна добра и благородства в глубину столетия. Увы, варварство, человеконенавистничество фашистов перешли все самые безумные границы. Они посягнули на святая святых - жизнь детей, посягнули на Будущее.
Янушу Корчаку пытались помочь. "На Белянах сняли для него комнату, приготовили документы - рассказывает сотрудник Корчака Игорь Неверш5
. — Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, хотя бы со мной, когда я пришел к нему, имея пропуск на два лица — техника и слесаря водопроводно-канализационной сети. Корчак взглянул на меня так, что я съежился. Видно было, что он не ждал от меня подобного предложения... Смысл ответа доктора был такой: не бросишь же своего ребенка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в газовой камере? И можно ли это все пережить?"
Пятого августа 1942 года по приказу гитлеровцев Дом сирот выстроили на улице. Эмануэль Рингельблюм, замученный впоследствии фашистами, руководил подпольным архивом варшавского гетто. В архиве сохранился его рассказ: «Нам сообщили, что ведут школу медсестер, аптеки, детский приют Корчака. Стояла ужасная жара. Детей из интернатов я посадил в самом конце площади, у стены. Я надеялся, что сегодня их удастся спасти... Неожиданно пришел приказ вывести интернат. Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма!.. Началось шествие, какого никогда еще до сих пор не было. Выстроенные четверками дети. Во главе — Корчак с глазами, устремленными вперед, державший двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь. Когда немцы увидели Корчака, они спросили: "Кто этот человек?" Я не мог больше выдержать — слезы хлынули из моих глаз, и я закрыл лицо руками».
Существует легенда о том, что комендант, отправлявший эшелон смерти в Треблинку, увидев на уншлагплаце выстроенный четким каре детский приют со знаменем и руководством во главе, поинтересовался у директора, не он ли написал хорошую книжку, известную ему с детства. Получив утвердительный ответ, он сказал: "Вы можете остаться, доктор..." Я. Корчак отказался. Я не верю в эту легенду. Не верю, прежде всего потому, что человек, читавший Я. Корчака, не мог и не может стать детоубийцей, не может пособни-чать фашистам. Да и что для убийц таких масштабов жизнь одного, даже с их точки зрения, выдающегося человека!.. Януш Корчак погиб в страшных газовых камерах Треблинки вместе со своими питомцами.
Остались его книги, остались педагогические труды. Остался подвиг, которому нет забвения.
* * *
Вильнюс - город, называемый Литовским Иерусалимом, многие десятилетия до начала второй мировой войны был средоточием славных гуманистических традиций еврейской медицины.
Во время оккупации в городе было создано гетто.
Пока существовало гетто, шло непрерывное сражение за сохранение, пусть ненадолго, жизни и здоровья его обитателей. Сражение вели врачи и медицинские сестры — узники гетто, сами обреченные на уничтожение.
Этот вид сопротивления исследователи теперь называют "медицинским". В чем заключалось медицинское сопротивление в Вильнюсском гетто? В невероятно трудных условиях продолжал работать еврейский госпиталь. Врачи гетто оказывали больным максимально возможную помощь. Главное заключалось в том, что необходимо было предотвратить распространение массовых заболеваний. Врачи гетто отдавали себе отчет в этом.
Кроме самих оккупантов, опаснейшими врагами обитателей гетто являлись невероятная скученность, грязь, голод, нищета, угроза распространения инфекций.
Сами узники гетто, ежечасно рискуя стать жертвами очередной акции нацистов, врачи гетто высокопрофессионально и самоотверженно боролись за сохранение, вернее спасение жизни евреев.
Была организована санитарно-эпи-демиологическая служба гетто. Дневник доктора Марка Дворжецкого свидетельствует об основных направлениях борьбы врачей за поддержание здоровья обитателей гетто.
Очень важно было обеспечить людей доброкачественной питьевой водой. Для этого в различных местах территории гетто были оборудованы пункты кипячения вода (чайные). Их значение трудно переоценить. Эпидемиологическая обстановка в Вильнюсе была сложной. В конце весны — начале лета 1941 года в городе распространилась крупная водная эпидемия брюшного тифа и дизентерии. С ней удалось справиться лишь к осени. И большой заслугой врачей гетто является то, что они свели число инфекций к единичным случаям.
Постоянного внимания требовала борьба с голодом. Различными путями, часто с риском для жизни в обмен на вещи, одежду в гетто доставляли хлеб, картофель, капусту, при редкой удаче конину. Дикорастущие травы служили источником витамина С. По инициативе доктора М. Гершовича из отходов пивных дрожжей изготовляли витамин В.
В первую очередь меры борьбы с истощением, алиментарной дистрофией, авитаминозом касались детей. Стараниями доктора Розы Шабад-Гавронской была открыта детская столовая. Дети получали в ней по дополнительному кусочку хлеба, подслащенный эрзац-кофе, овощные супы, иногда с кусочком конины. Особое внимание уделялось наиболее ослабленным людям.
Следствием невероятной скученности явилось распространение гетто чесотки. На Шпитальной улице был открыт противочесоточный пункт, где медсестра под руководством врача-дерматолога Либе Холем проводила втирание больным античесоточных средств, добываемых с большим трудом. Носильные вещи и постельные принадлежности больных обрабатывали в примитивной дезинфекционной камере.
Для поднятия духа, оптимизма обитателей гетто, борьбы с унынием и безысходностью регулярно предпринимались врачебные и сестринские обходы. Медики ходили из дома в дом, из квартиры в квартиру, из комнаты в комнату, убеждали измученных, голодных людей соблюдать чистоту, убирать дома, дворы, следить за мусорными ящиками, уборными во дворах.
Практически бессильными оказались врачи в борьбе с нарастающими случаями туберкулеза среди взрослых и детей. Преодолевая невероятные трудности, опытный фтизиатр Владимир Почтер создал противотуберкулезный изолятор, где лечил и консультировал больных, при необходимости производил пневмоторакс.
Общей бедой гетто была завшивленность. Появилась угроза эпидемии сыпного тифа, что означало реальную возможность ликвидации гетто со всеми его обитателями. Со всей решительностью, проявляя высокий профессионализм и изобретательность, врачи гетто повели сражение на этом фронте. Возглавлял сражение со вшами эпидемиолог Лазарь Эпштейн. Его верными помощниками были врачи Голдбурт, Бернштейн, Гликсберг, Именитова, Зейдлер, Колоднер, Косечевский, Смушкович, Дворжецкий. Им помогали медсестры.
Разбив территорию гетто на участки, врачи во время своих обходов настаивали на том, чтобы население проходило санитарную обработку. На улице Руднинку стараниями инженера Маркуса был сооружен большой санитарно-пропускной пункт (баня и сухо-жаровая камера). Группами по 22 человека жители гетто мылись, и тем временем проводилась дезинфекция их одежды. Процедура полной санитарной обработки для одной группы длилась час. Пункт действовал до позднего вечера.
Следует отметить изобретательность врачей, создававших необычные формы борьбы за санитарное благополучие гетто. Доктор Эпштейн и его коллеги организовали "открытый суд над вшами". Улочки гетто были увешаны афишами, извещающими о проведении этого своеобразного мероприятия. В большом зале гетто, заполненном до отказа, обвинителем вшей, являющихся переносчиками возбудителя сыпного тифа, выступил доктор Эпштейн. Роли экспертов, оказывающих эпидемиологическую опасность вшей для человека, исполнили врачи Колоднер и Дворжецкий. Собравшиеся на "суд" единодушно поддержали приговор: "Вши в гетто должны быть уничтожены в дезкамере". Благодаря самоотверженной работе врачей уфоза эпидемии сыпного тифа была предотвращена.
Большим успехом у жителей гетто пользовались лекции врачей по профилактике инфекционных заболеваний. Усилиями Ноеми Гордон и Абрама Пинчука была расширена прачечная, действовавшая при еврейском госпитале. Теперь ею мог пользоваться каждый обитатель гетто.
Некоторое время работали три начальные школы, детские сады, гимназия, религиозные школы, технические курсы, детские мастерские. Охрану здоровья детей (в доступных пределах), медицинское наблюдение за ними осуществлял школьно-медицинский центр под руководством доктора Дворжецкого. В начале организации гетто под наблюдением центра находилось около трех тысяч детей. Центр смог устроить несколько детских праздников, на которых детей угощали витаминными напитками. К предстоящим праздникам дети готовили плакаты, рисунки, свои произведения. Был даже поставлен балет "Твои друзья - полотенце, зубная щетка, мыло, ножницы для ногтей". Доктор Финкельштейн в числе прочего не без успеха занимался борьбой с распространением детской струмы.
Многообразна была деятельность врачей в вильнюсском гетто. По прошествии многих лет не перестаешь удивляться их высокому моральному духу, благородству, верности служению врачебному долгу в тяжелейших условиях гетто.
Они безусловно заслужили право остаться в трагической истории еврейского народа как герои медицинского сопротивления против варварского геноцида, осуществлявшегося немецкими оккупантами.
Приведённый выше материал доказывает мужество и героизм евреев. А также рассказывает о подвигах людей по отношению к еврейскому народа.
СОВЕТСКОЕ ЕВРЕЙСТВО В ГОДЫ КАТАСТРОФЫ.
В годы Катастрофы огромные бедствия вызвали подъем национальных чувств у евреев Советского Союза. Война привела к большим переменам в жизни советского еврейства. Часть советских евреев оказалась под властью нацистов и была почти полностью истреблена. Другая часть сражалась в Красной Армии. Значительное число евреев спаслось от гибели посредством эвакуации и бегством в не оккупированные районы страны.
Победа или смерть! Для евреев это не было пропагандистским лозунгом, а постоянным внутренним побудительным мотивом для боевых действий. На фронтах Великой Отечественной воевало более 500 тысяч евреев. 205 тысяч не вернулось с войны, погибли в бою и от ран. 160 772 воина-еврея награждены орденами и медалями, 154 удостоились звания Героя Советского Союза. Только в партизанском движении, , которое вело непримиримую борьбу с гитлеровцами на оккупированных ими территориях , принимали участие свыше 55 тысяч евреев – партизан.
Прославилась в войне советская военная техника: истребители МИГ, ЛАГГ, танки КВ, созданные творческим гением конструкторов- Гуревича, С.Лавочкина, Ж.Котика и других. Сотни тысяч евреев - мужчин и женщин - под девизом "Все для фронта, все для победы!" самоотверженно работали в научно-исследовательских институтах, на военных заводах, в обществах помощи фронту, в госпиталях и на различных народнохозяйственных объектах. Об этом можно рассказывать много и долго, но не в рамках ограниченной площади газетной статьи. В заключение я еще раз хочу отметить: Вторая мировая война и ее героическая составная - Великая Отечественная - это грандиозная глава в истории многих народов, в том числе и еврейского народа, пережившего не только Холокост, но и громивших вместе со всеми антифашистами ненавистного врага на всех фронтах великой битвы.
Власти Советского Союза в начале войны стали поощрять проявления еврейской солидарности, надеясь, что еврейство стран Запада поддержит СССР в его борьбе против Германии. 7 апреля 1942 года был сформирован Еврейский антифашистский комитет, в состав которого вошли видные представители еврейской интеллигенции во главе со всемирно известным актером и режиссером Соломоном Михоэлсом (1890—1948). Главной задачей этого Комитета была организация помощи Советскому Союзу со стороны зарубежных евреев; однако, в силу самого факта его существования он стал также органом еврейской общественной деятельности внутри страны.
Катастрофа пробудила национальные чувства даже в ассимилированных кругах советского еврейства. Многие евреи, утратившие в 1930-х годах всякую связь с жизнью своего народа, заново ощутили свою причастность к его судьбе.
Самой известной личностью, помогавшей евреям во время Катастрофы, был Рауль Валленберг. Ему принадлежит заслуга спасения жизней от двадцати до ста тысяч евреев.
Валленберги - одна из богатейших семей в Швеции, "Рокфеллеры Швеции". В июле 1944 г. Валленберг был отправлен в Венгрию в качестве дипломата; на него была возложена миссия помощи 200 тысячам евреев, оставшимся в Будапеште; 437 тысяч евреев к тому времени уже были вывезены в Освенцим. Поскольку Швеция была нейтральным государством, Валленбергу разрешали поездки почти по всей стране (он имел дипломатическую неприкосновенность).Хотя венгерские евреи, укрывавшиеся в посольстве Швеции в Будапеште, могли рассчитывать на их убежище, там могло поместиться лишь незначительное число людей. Поэтому Валленберг начал приобретать дома в Будапеште, которые затем объявлял неприкосновенной шведской собственностью, защищаемой международным правом. В короткое время он создал тридцать одно подобное "убежище", предоставляя шведское гражданство тысячам евреев.
Нацисты и их венгерские приспешники не знали, как быть: они не хотели портить отношения с Швецией и на первых порах не мешали Валленбергу. Тот действовал бесстрашно, останавливая поезда, следовавшие в концентрационные лагеря, снимал оттуда евреев, объявлял их шведскими подданными, находящимися под его дипломатической защитой.
"Перегруженный сверх меры, - писал биограф Валленберга Джон Бирман,6
- и, заботясь о судьбах тысяч людей, Валленберг в то же время находил время и для конкретных проявлений доброты. Для евреев были закрыты все больницы. Когда Валленберг услышал, что жена Тибора Вандора, молодого еврея, который работал … в дипломатической миссии на улице Тигрис, вот-вот должна родить, он спешно разыскал врача и привез его с молодой супружеской парой на свою квартиру на улице Остром. Там он отдал свою кровать Агнес, будущей матери, а сам устроился спать в коридоре".
В последние дни, предшествовавшие освобождению Будапешта, Валленберг с помощью венгров и еврейского совета сумел сорвать совместный план СС и венгерской организации "Скрещенные стрелы", предусматривавший взрыв гетто перед предстоящей сдачей Будапешта. В результате этого акта - единственного в своей роде в истории Катастрофы - спасено примерно сто тысяч евреев, находившихся в двух гетто.
Угроза жизни Валленберга со стороны разъяренных нацистов постоянно росла. Но в конечном итоге погиб он от рук коммунистов. Когда контроль над Будапештом перешел в руки советских властей, коммунистические лидеры решили, что Валленберг был американским шпионом (он действительно получил некоторую сумму на свои дела от Управления США по вопросам военных беженцев; это была наиболее крупная акция содействия спасению евреев от нацистов, предпринятая Америкой в конце войны). Марксистское мировоззрение советского руководства не позволяло представить, что член одной из богатейших шведских семей может рисковать своей жизнью ради спасения евреев. Едва ли за всю историю человечества кому-либо приходилось испытать по отношению к себе большую несправедливость за проявленный им героизм, чем Валленбергу. Он был арестован и отправлен в советскую тюрьму. До сих пор судьба его неизвестна. Шведское правительство испытывало робость перед советским правительством и не пошло на активное обсуждение судьбы Валленберга, чтобы не портить отношения со своим советским соседом.
Поначалу предполагалось, что Валленберг был убит спустя несколько лет после ареста в одном из сталинских лагерей. Однако, позднее, уже в 1960-1970-е годы, от освободившихся советских политических заключенных стали поступать сообщения об арестанте, который уверял, что он бывший шведский дипломат Валленберг, занимавшийся спасением евреев в Венгрии. Вероятность того, что Валленберг промучился в сибирском лагере свыше 30 лет, еще более ужасна, чем мысль о том, что вскоре после ареста он был расстрелян бериевскими палачами.
Самые благодарные приверженцы Валленберга - евреи, которых он спас, - после окончания войны оказались разбросанными по всему свету, не обладали тогда ни средствами, ни политическим влиянием, чтобы использовать их в его интересах. С течением времени все больше и больше евреев занимали видное общественное положение и начали активно требовать внесения ясности в судьбу Валленберга. Когда в Палату представителей США от одного из калифорнийских округов был избран Том Лантош, один из спасенных Валленбергом людей, он добился принятия билля, которым Раулю Валленбергу - единственному после Уинстона Черчилля человеку - было предоставлено почетное гражданство США. Лантош надеялся, что этот билль даст правительству США больше оснований для активного выяснения судьбы Валленберга.
.
Валленберг - один из величайших героев еврейской истории, его жизнь служит убедительным напоминанием о том, что, несмотря на долгую историю антисемитизма, у евреев были необыкновенные друзья в нееврейском мире
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чем дальше от нас события еврейской Катастрофы 1933- 1945 гг., тем больше мужества требуется, чтобы помнить о гибели шести миллионов евреев и миллионов других людей, убитых за то, что они были цыганами или славянами, инакомыслящими или военнопленными…
Осмысливая Холокост как уникальное явление, историки в то же время стараются определить роль еврейской трагедии в судьбе человечества, выяснить, как могли совершиться столь ужасные злодеяния, какие параллели можно увидеть тем, что произошло в Германии в середине ХХ века, и тем что происходит сегодня.
Осмысливая трагический опыт прошлого, нужно возвращаться по следам зла, осознавая, что корни явления, приведших к еврейской Катастрофе, ещё не выкорчеваны. В большинстве стран мира Холокост воспринимается не только как трагедия евреев, погибших в результате тщательно разработанного и осуществлённого плана массового истребления, но и как предостережение.
Вот почему во многих странах мира день восстания в Варшавском гетто отмечается как День памяти евреев – жертв нацизма. Вот почему созданы сотни центров по изучению Холокоста, работаю музеи.
В цивилизованном мире тема Катастрофы носит универсальный характер: евреи-жертвы войны, входе которой нацисты и их пособники выступили в роли палачей. Международное сообщество акцентирует в Холокосте общечеловеческие аспекты. Ведь сегодня особенно отчетливо видно, что на месте евреев может оказаться любой другой народ. И нужно извлечь уроки из тотальной пропаганды нацистов, под воздействием которой цивилизованные немцы превратились в проводников (или молчаливых пособников) человеконенавистнических идей. Иными словам, история Холокоста заставляет людей задуматься, к каким последствиям приводит проявление расизма и ксенофобии, - ведь именно с этого начинали нацисты.
Большинство жертв фашизма, к примеру, в Германии, вовсе не было последователями иудаизма. Давно ассимилировавшиеся, почти забывшие о своих корнях, а то и вовсе их не знавшие, немцы по культуре и образу жизни, католики, протестанты и атеисты использовались как пушечное мясо на фронтах и погибали в газовых камерах только за то, что в их жилах текла хоть капля еврейской крови.
Все здравомыслящие люди понимают, что «окончательное решение еврейского вопроса», полное уничтожение евреев по Гитлеру, ведет к искоренению основ всех религий, «зараженных» «еврейскими» идеями, к краху цивилизации, без гуманизма неспособной к прогрессу.
Сегодня во многих странах мира действуют мемориалы, музеи, исследовательские центры, ставившие перед собой цель увековечить память о жертвах нацистского геноцида. В нашей стране создан научно-исследовательский центр «Холокост»,который занимается изучением истории катастрофы постигшей полвека назад еврейский народ.
В своей работе я рассказал об основных моментах Холокоста (концлагеря, гетто, о сопротивление, о мужестве людей). При создание работы я открыл для много новых моментов , о которых я раньше даже не подозревал. При поиске материала я получил навык работы с литературой, интернатом и со средствами массовой информации. Я бы хотел продолжить работу над этим рефератом и намного расширить основную часть.
Мне бы хотелось, чтобы моя работа вызвала сочувствие к пострадавшему народу и уважение к людям, которые сумели осуществить эту Великую Победу.
СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ
1 Самуэль Рут «По тропам еврейской истории.» изд.Библиотека-Алия 1991год 122с.
2 Владимир Познанский «О Холокосте должен знать каждый»
в журнале «Лехаим» №1 2001год с.12
3 Сайт в интернети www.ХОЛОКОСТ.ru
4 Сайт в интернети www.ХОЛОКОСТ.ru с.45
5 Гринберг Е «Рыцарь детского образа» в журнале «Лехаим»№5 май
2000 с 17
6 Сайт в интернети www.ХОЛОКОСТ.ru с.24
7 Хелена Кубка «Дети и молодёжь в Освенциме» на сайте в интернети www.ХОЛОКОСТ.ru
БИБЛИОГРАФИЯ
1 Блюхарви «Насколько плохими были немцы» в журнале «Лехаим»№5 май 2000 год
№11 ноябрь 1999 год
3Вестерманис Маргер «Мотивы еврейского самосознания в поэзии Холокоста в Латвии» в журнале «Лехаим»№5 май 2000
4Владимир Познанский «О Холокост должен знать каждый» » в журнале «Лехаим» №1 январь 2001 год
5Гельман Борис «Связной Рихарда Зорге» в журнале «Лехаим»№5 май 2000 год
6Гринберг Е «Рыцарь детского образа» в журнале «Лехаим»№5 май 2000
7Зак Михаил «Медицинское сопротивление Вильнюсского гетто» в
журнале «Лехаим»№5 май 2000 год
8 Малах И «Симон Визенталь-охотник за нацистами» в журнале «Лехаим»№5 май 2000 год
9С.М.Локшина «Словарь иностранных слов» «Советская энциклопедия» Москва 1968
10 Рут Самюэлс «По тропам еврейской истории» изд. Библиотека –Алия 1991 год
11 Сайт в интернети www.ХОЛОКОСТ.ru
12Хасин Аркадий «И дал им Бог любовь» в журнале «Лехаим»№5 май 2000 год
13 Хелена Кубки «Дети и молодежь в концлагере Освенцим» на сайте в интернети www.ХОЛОКОСТ.ru
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ:
Антисемитизм
- одна из крайних форм расового шовинизма, разжигание вражды к евреям.
Геноцид
- уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным признакам- тягчайшее преступление против человечества.
Гетто
- квартал, район города , отведённые для принудительного поселения людей определённой расы , национальности , религии, чаще всего создавались для евреев.
Гестапо
- тайная государственная полиция в гитлеровской Германии , осуществляла массовый террор, как в самой Германии, так и в оккупированных гитлеровцами странах.
Ксенофобия
- навязчивый страх перед незнакомым лицом.
Концентрационный лагерь
–созданы после установления диктатуры в Германии(1933) с целью изоляции и подавления противников фашистского режима. В 1938—39 система К.л. была распространена на оккупированных территориях и превращены в инструмент репрессий и геноцида в отношение евреев.
Нацизм
- германский фашизм
СС
- «охранные отряды», одна из основных опор фашистского режима.Эта организация самостоятельно существовала с 1934 года и была главным проводником массового террора в Германии и на оккупированных территориях.
Тоталитарный режим
- основанный на открытой террористической диктатуре империалистов, фашистский.
Фашизм
- наиболее реакционное политическое течение, выражающее интересы самых агрессивных кругов империалистической буржуазии, открыто террористическая диктатура монополистического капитала, для фашизма, фашистов - характерны крайний шовинизм, расизм, антикоммунизм, уничтожение демократических свобод, развязыванием захватнических войн.
Холокост
(всесожжение) – политика осуществляемая Германией по отношению к еврейскому народу в 1933- 1945 годах
Шовинизм
- крайне агрессивная форма национализма.
Билль-
законопроект.
Хронология событий:
30 января 1933 – приход к власти нацистов в Германии
10 мая 1933 – сожжение книг еврейских писателей
10ноября 1938 – «Хрустальная ночь»
1 сентября 1939 – Начало второй мировой войны
22 июня 1941 – нападение Германии на СССР
20 января 1942 – принятие плана истребления
27 марта 1942 - основание Освенцима
18 января 1943 – первое восстание в Варшавском гетто
9 мая 1945 – Окончание второй мировой войны
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |