Образование либерально - оппозиционных партий в России.
После Манифеста 17 октября 1905 г. началось образование либеральных партий. Наиболее значимыми из них были две: Конституционно - демократическая и "Союз 17 октября".
Конституционно - демократическая партия (кадеты) организационно оформилась на I съезде в Москве 1905 г. Она была партией российской интеллигенции: в ней состояли преподаватели высших учебных заведений, писатели, учёные, деятели искусства, врачи, инженеры, адвокаты. Причём, кадетская партия вобрала в себя элиту российской интеллигенции, которая мечтала о радикальном преобразовании страны парламентским путём на основе общечеловеческих ценностей. Видными членами партии были крупнейшие юристы С.А. Муромцев, В.М. Гессен, Л.И. Петражицкий; экономисты и публицисты П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев; теоретики - аграрники Н.А. Каблуков, А.И. Чупров, популярные адвокаты В.А. Маклаков, А.Р. Ледницкий, земские и общественные деятели И.И. Петрункевич, Ф.И. Родичев, А.И. Шингарев и др. Лидером кадетской партии был известный историк П.Н. Милюков.
Главную цель своей деятельности кадеты видели в введении в стране демократической конституции. Отсюда произошло и название партии. В политическом плане кадеты требовали замены неограниченного самодержавия конституционно - монархическим строем. Их идеалом была парламентская конституционная монархия английского типа. Они последовательно проводили мысль о разделении законодательной, судебной и исполнительной властей; требовали создания ответственного перед Думой правительства, коренного переустройства местного управления, распространения на всю страну местного самоуправления. Кадеты выступали за введение в стране всеобщего избирательного права, осуществление всего комплекса демократических свобод (слова, печати, собраний, союзов и др.), за свободное преподавание и бесплатное обучение в школе. Рабочий вопрос предлагали решить введением 8 - час. рабочего дня, запрещения сверхурочных работ, охраны труда, страхования на предприятиях. Рабочие должны были иметь право на забастовки, стачки. В аграрном вопросе кадеты выступали за создание мелкого самостоятельного крестьянского хозяйства, но считали, что без насильственного отчуждения 60% помещичьей земли в пользу крестьян за выкуп не обойтись. Кадеты были сторонниками сохранения частной собственности на землю. Кадеты отстаивали унитарный принцип государственного устройства России. В национальном вопросе кадеты ограничивались требованием национально - культурного самоопределения (использование национального языка в школе, высших учебных заведениях, суде и т.д.). В виде исключения выступали за восстановление государственной самостоятельности Польши и Финляндии, но в составе России.
Осуществления своих целей кадеты намеревались добиваться только мирными средствами. Они выступали против любых насильственных действий в отношении власти, за эволюционное развитие общества.
В 1906 г. Москве была образована партия крупной буржуазии и обуржуазившихся помещиков "Союз 17 октября" или октябристская партия. Своё название партия приняла в честь царского Манифеста 17 октября 1905 г. Названием партии октябристы подчёркивали, что их удовлетворяют уступки, сделанные царём обществу. Октябристы считали, что более серьёзные уступки со стороны царя могут разрушить общество. Признанным лидером партии стал крупный промышленник, представитель старинной купеческой фамилии А.И. Гучков. Своей целью октябристы считали содействие самодержавию в проведении курса реформ. Октябристы выступали за наследственную монархию, введение двухпалатного парламента - Государственной думы и Государственного совета. Программа октябристов предполагала введение в стране свободы совести и вероисповеданий, неприкосновенность личности и жилища, свобода слова, печати, собраний, союзов, передвижений. В национальном вопросе октябристы выступали за сохранение "единой и неделимой России".
Консервативно - монархические или черносотенные партии.
С 1905 г. заметным явлением в русской общественной жизни стало широкое распространение черносотенного движения.
Самой крупной из черносотенных организаций были "Союз русского народа" и "Русский народный союз имени Михаила Архангела". Несмотря на наличие программы, устава, региональных отделений, руководители считали, что они не партия, а объединение всего русского народа.
"Союз русского народа" был создан в 1905 г. а Петербурге. Организация насчитывала в своих рядах от 60 до 100 тыс. чел. В партии были представлены все сословия и социальные группы, хотя ведущую роль в ней играла интеллигенция. Председателем "Союза русского народа" был избран доктор медицины А.И. Дубровин. Товарищем (заместителем) председателя стал бессарабский помещик, бывший чиновник особых поручений при Министерстве внутренних дел В.М. Пуришкевич. Печатными органами "Союза" стали газеты "Русское Знамя", "Вече" и др.
Основа программы "Союза" - особый, некапиталистический путь развития России. Партия взяла на вооружение славянофильский лозунг "Православие, самодержавие, народность". Главное место отводилось монархическому принципу, религии отводилась подчинённая роль. "Союз" проповедовал безусловную необходимость сохранения самодержавия и господствующего положения Русской Православной Церкви. Одним из главных вопросов программы партии был национальный вопрос. В Российской империи проживало более сотни народов и народностей. В результате территориальных приобретений в предшествующее время русские в начале ХХ в. стали составлять менее половины населения. В результате буржуазных реформ второй половины ХIХ в. началось пробуждение национального самосознания в национальных окраинах в области политики, культуры. В результате направленной политики царского правительства по развитию капитализма "вширь" возрос удельный вес национальных окраин в народном хозяйстве. Некоторые национальные регионы, в силу географического фактора, оказались более восприимчивы к капиталистическому развитию. В результате уровень жизни в некоторых национальных окраинах (Польша, Прибалтика, Закавказье) несколько повысился. Ведя сельское хозяйство в более сложных природных условиях, являясь основным налогоплательщиком и неся основное бремя государственных повинностей, основная масса русского населения - крестьянство - имело жизненный уровень более низкий, чем в национальных окраинах. Поэтому призывы к защите русского населения нашли отклик в обществе. Народность понималась членами "Союза русского народа" как крайний национализм. "Союз" взял на вооружение лозунг "Россия для русских". В программных документах говорилось, что "…русская народность как собирательница земли Русской и устроительница русского государства есть народность державная, господствующая, первенствующая". Под русскими подразумевались также украинцы и белорусы. Черносотенцы требовали закрепить за "истинно русскими" преимущественные права на владение землёй, на занятие ответственных государственных должностей. Все народности были разделены на "дружественные" и "враждебные". "Дружественными" признавались все народы, извечно живущие среди русского народа и считающие за честь принадлежать к составу Российской империи. Их "Союз" считал "равными" себе в правах, "своими верными и добрыми соседями, друзьями и сородичами". К "враждебным народам" были отнесены финны, поляки, некоторые кавказские народы. На них должна быть накинута сеть ограничений. К потенциальным врагам были отнесены народы, активно участвовавшие в национально - освободительном и революционном движении. Отсюда особое отношение "Союза русского народа" к евреям. Всё революционное движение черносотенцы сводили к проискам еврейского (масонского) заговора, так представители этого народа, действительно, играли заметную роль в революционном движении. "Союз" выступал с предложением создать особое еврейское государство и выселить туда всех российских евреев, "каких бы материальных жертв такое выселение не требовало от русского народа". В программе "Союза" содержались также требования лишить всех евреев права заниматься промыслами, исключить их из тех учебных заведений, где учатся христианские дети. В области государственного строительства выступали за "единую, неделимую Россию", были против любого национального самоопределения. Они отстаивали неприкосновенность частной земельной собственности.
В 1908 г. от "Союза русского народа" по личным и политическим мотивам откололся "Русский народный союз имени Михаила Архангела" во главе в В.М. Пуришкевичем. В партии насчитывалось около 20 тыс. членов, в основном наиболее консервативная часть русского духовенства. Партия преследовала те же цели, что и "Союз русского народа".
После 1917 г. вместе с гибелью монархии в России черносотенное движение сошло с исторической сцены. В ХХ в. название "чёрная сотня " стало ассоциироваться с тёмными и косными силами, враждебными всему передовому.
После издания Манифеста 17 октября 1905 г. начинается принципиально новая полоса российской истории. В России ещё продолжались забастовки, крестьянские выступления, волнения в армии и на фронте. Но в целом революционное движение пошло на спад.
Изменения в политической системе в 1905 - 1907 гг.
Центральным событием 1906 г. стала деятельность нового органа власти - I Государственной думы.
Создание Государственной думы - народного представительства при государственной власти - было провозглашено в Манифесте 17 октября 1905 г. Новому органу власти предоставлялись законодательные права, причём, в Манифесте указывалось, что никакой закон не может получить силы без одобрения его Думой.
В декабре 1905 г. был опубликован избирательный закон, подготовленный С.Ю. Витте. Согласно ему, все слои населения получили право участвовать в выборах. При выборах сохранялся сословно-куриальный принцип, и выборы становились многоступенчатыми. Создавалось 4 курии: земледельческая, городская, крестьянская, рабочая. Выборы проводились двухступенчато - сначала на уездных собраниях выбирали выборщиков, которые на губернских собраниях выбирали депутатов Думы.
Деятельность I Государственной думы (27 апреля - 8 июля 1906 г.).
В целом в I Думу было избрано 448 депутатов. По партийному составу они распределялись следующим образом: кадеты -153, октябристов -13, беспартийных -105, крестьян-трудовиков -107, "автономистов" (депутаты национальных окраин - украинцы, латыши, литовцы, мусульмане, поляки) - 63 и 7 - прочих. Таким образом, кадетов и примыкавших к ним оказалось 43%, трудовиков - 23%, представителей националистических групп - 14%, пятую часть депутатов представляли беспартийные.
27 апреля 1906 г. депутаты I-ой Государственной думы были приняты в Зимнем дворце. С краткой приветственной речью к ним обратился император Николай II. Затем депутаты были доставлены в Таврический дворец, ставший местом их работы. I Государственная дума проработала 72 дня. Председателем I Думы был избран кадет С.А. Муромцев.
Работа Думы началась весной 1906 г. Важнейшим вопросом обсуждения был аграрный. Сначала агарный законопроект внесла партия кадетов за подписью 42-х депутатов , а затем - трудовики за подписью 104 депутатов. Согласно обоим проектам сущность агарной реформы должна была сводиться к образованию государственного земельного фонда для обеспечения безземельных и малоземельных крестьян землей (только в пользование, но не в собственность). Но эти проекты имели отличия. Кадеты предлагали создать государственный земельный фонд за счёт включения в него казённых, удельных, монастырских земель. Что касается помещичьих земель, то кадеты выступали за отчуждение за рыночную цену у помещиков той земли, которая сдаётся ими в аренду. Образцовые помещичьи хозяйства с высокой занятостью крестьян кадеты предлагали сохранить за помещиками. Трудовики же считали, что в земельный фонд необходимо обратить казённые, удельные, монастырские и помещичьи земли. Помещикам нужно оставить только земельные наделы, не превышавшие трудовую норму. Трудовики склонялись к отказу от всякой оплаты помещикам за отобранную у них землю. Депутаты-трудовики также требовали объявления политической амнистии, упразднения Государственного совета, расширения законодательных прав Думы, установления ответственности правительства не перед царём, а перед Думой.
Обсуждение аграрных проектов вылилось в критику общественного строя, вызвало новую волну рабочего и крестьянского движения. 13 мая в Думе была оглашена правительственная декларация, которая объявила недопустимым требование трудовиков об отчуждении помещичьей земли. Правительство отказалось также выполнять требования Думы о политической амнистии, а также расширить компетенцию Думы. Дума в свою очередь приняла решение о недоверии правительству и замене его другим.
8 июля 1906 г. правительство приняло решение о роспуске Думы и о проведении новых выборов. 9 июля депутаты явились на заседание в Таврический дворец, на запертых дверях они увидели манифест о роспуске Думы.
Деятельность II Государственной думы (20 февраля - 3 июня 1907 г.).
Выборы во II Думу проходили в начале 1907 г. на основе старого избирательного закона, поэтому ситуация во II Государственной думе в общих чертах напомнила ситуацию в I Государственной думе.
В Думу было избрано 518 депутатов, из них: 223 принадлежали к левым партиям: 66 социал-демократов, 37 эсеров, 104 трудовика, 16 народных социалистов. Остальные места распределились следующим образом: 99 мест получили кадеты, 44 - октябристы. 10 - крайне правые. Председателем II Государственной думы был избран земский деятель, кадет Ф.А. Головин. Эта Дума проработала 102 дня.
II Дума начала работу в феврале 1907 г. По-прежнему аграрный вопрос оставался центральным. Свой аграрный законопроект трудовики сохранили в старом виде. Кадеты теперь считали, что меньшее количество помещичьей земли должно перейти к крестьянам. Если по их проекту в I Думе за землю помещиков должно было платить государство, то по проекту во II Думе половину расходов должны были возместить крестьяне. Конфронтация между Думой и правительством продолжала сохраняться. Тогда правительство повело наступление на Думу. 1 июня 1907 г. на закрытом заседании Думы премьер-министр П.А. Столыпин выступил с заявлением, что в его распоряжении имеются документы о причастности ряда депутатов социал-демократической фракции к антиправительственному заговору. Премьер-министр потребовал от Думы лишить депутатской неприкосновенности и привлечь к следствию 65 депутатов этой фракции, а для 16 из них дать санкцию на немедленный арест. Фракция кадетов предложила срочно создать специальную думскую комиссию для выяснения этого вопроса. Не дожидаясь решения думской комиссии в ночь на 3 июня 1907 г. власти арестовали 16 депутатов социал-демократической фракции. Они были преданы суду, признаны виновными. Часть из них была приговорена к каторжным работам, другие - к ссылке на поселение. Документы о причастности социал-демократов к антиправительственному заговору позже оказались сфабрикованной охранным отделением фальшивкой.
3 июня 1907 г. был опубликован Манифест о роспуске II Государственной думы и изменении системы выборов. События 3 июня 1907 г. были названы "третьеиюньским государственным переворотом", так как был нарушен Манифест 17 октября 1905 г., согласно которому новый закон не мог последовать без одобрения Думы.
Деятельность III Государственной Думы (1 ноября 1907 - 9 июня 1912 г.).
Деятельность III Государственной думы связана с именем председателя Совета министров П.А. Столыпина. Именно он создал такой механизм выборов, благодаря которому основные политические силы получили примерно равное количество голосов, и III Государственная дума проработала весь положенный ей срок, принимая решения не в угоду отдельных группировок, а во благо всего общества.
По новому избирательному закону право участвовать в выборах получило не более 15 % населения, при этом количество выборщиков от крестьян сокращалось вдвое, а от помещиков и крупной буржуазии - увеличивалось. Отныне 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 - городской мелкой буржуазии, 260 крестьян и 543 - рабочих. Было резко сокращено представительство национальных окраин (от Кавказа - 10 вместо 29, от Польши - 14 вместо 37). Сокращалось общее число депутатов Думы с 524 до 442. Правые (черносотенцы) получили 144 депутатских места, центр (октябристы) - 148 голосов, левые (кадеты, социал-демократы, трудовики, националисты) - 150 мест. В III Государственной думе в центре оказалась фракция октябристов: её устраивала политика правительства, и от позиции её депутатов во многом зависела судьба принимаемых решений. При голосовании проправительственных проектов фракция октябристов голосовала вместе с фракциями правых и националистов, а при голосовании проектов реформ буржуазного характера октябристы блокировались с кадетами и примыкавшими к ним фракциям. Так в III Государственной думе сложился своеобразный механизм парламентского октябристского маятника, позволявший правительству П.А. Столыпина проводить нужную ему линию, лавируя между правыми и левыми. Председателями III Государственной думы были: Н.А. Хомяков (до марта 1910 г.), А.И. Гучков (март 1910 - март 1911 г.), М.В. Родзянко (март 1911 г. - 9 июня 1912 г. - до конца полномочий).
Время работы III Думы представляло собой период поисков компромисса между правительством и депутатами, между традиционными методами управления и новыми условиями политической жизни. За всё время работы Дума обсудила и приняла 2432 законодательных акта. Они затрагивали различные стороны экономической и общественной жизни государства, но главным вопросом по-прежнему оставался аграрный. Значительное внимание депутаты Думы уделяли рабочему и национальному вопросам, подробно обсуждалась политика правительства при ежегодном рассмотрении государственного бюджета. Страна узнавала о работе Думы из газет и журналов, в которых печатались стенографические отчеты. Депутаты вносили запросы правительству по поводу каких-либо чрезвычайных происшествиях. В таком случае тот или иной министр обязан был явиться в Думу и ответить на запрос. Публикация запроса и ответа на него в печати давала возможность читателям понять, насколько законны и выгодны были действия администрации. Широкую известность прибрели имена тех депутатов, которые чаще других поднимались на думскую трибуну. Дума утверждала государственный бюджет, но важнейшие рычаги власти по-прежнему оставались в руках царя.
III Государственная дума завершила свою работу в 1912 г. В конце 1912 г. прошли выборы в IV Государственную думу по старому избирательному закону. В Думу были избраны 438 депутатов: правые получили 184 голоса, центр (октябристы) -99 голосов, левые (кадеты, националисты, прогрессисты и др.) - 155 голосов. Партийный состав Думы почти не изменился, но она стала "левее" по занимаемой позиции при решении большинства вопросов. Председателем IV Государственной думы стал М.В. Родзянко. Он занимал этот пост в течение всего срока её работы.
Вступление России в первую мировую войну вызвало большой патриотический подъём, и оппозиционные настроения в Думе несколько поутихли. Все партии, кроме большевиков, поддержали правительство. Но поражения России на фронтах первой мировой войны, стачки рабочих, выступления крестьян вызвали новое оживление оппозиционных настроений. Дума постепенно превращалось в фактор внутриполитической нестабильности в России. Политика правительства стала подвергаться критике как слева, так и справа. Правые требовали от властей ужесточения репрессий, применения телесных наказаний, введения в стране чрезвычайного положения; левые - немедленного решения аграрного вопроса, рабочего, национального. В 1915 г. часть депутатов Государственной думы (кадеты, октябристы, представители националистических партий) и Государственного совета образовали Прогрессивный блок. Они требовали от царя создания правительства, обладающего доверием общества и ответственностью перед Думой. Недоверие и подозрительность все больше определяли отношения между правительством, царем и Думой. Ситуация в отношениях царя и Думы усугублялась также тем, что в это время определённым влиянием на царскую семью пользовался "старец" Г.Е. Распутин, имевший в обществе репутацию пьяницы, распутника, финансового махинатора. В обществе упорно распространялись слухи, что Россией правит малограмотный мужик вместе с немкой-царицей. Авторитет царя, монархии в обществе падал.
Столыпинские реформы
Столыпинская аграрная реформа. События революции 1905 -1907 гг. показали, что важнейшее место в социально - экономической и общественно - политической жизни страны занимает аграрный вопрос. Ситуация в русской деревне была очень сложной.
По реформе 1861 г. крестьяне были наделены землёй, но надельной землёй распоряжалась община. Крестьянские семьи росли, земли в общине становилось всё меньше. И крестьяне свои взоры обращали на помещичьи земли. У крестьян был свой, особый взгляд на землю. Крестьяне считали, что земля не может быть в личной собственности, она - "Богова". Землю нельзя продавать, закладывать, дарить, как это делали помещики. Земля только временно принадлежит тому, кто её обрабатывает. Частную собственность на землю помещиков они считали несправедливой.
Напряжение между крестьянской общиной и помещиками всё время росло. Община из очага спокойствия превращалась в очаг бунта. Кроме того, община сдерживала развитие капитализма в деревне. Разрыв между уровнем развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве стал уже катастрофическим. Нужно было срочно выправлять ситуацию.
Страна обладала исключительными по масштабам земельными ресурсами, 85% населения было занято в сельскохозяйственном производстве. Если землю превратить в товар и пустить её на рынок свободной продажи, то государство может получить огромные деньги. Если поднять производительность сельского хозяйства, то также можно получить огромные деньги и высвободившуюся рабочую силу. Полученные средства и рабочую силу можно направить для дальнейшей модернизации страны. Но было ясно, что врагом частной собственности на землю была крестьянская община. И в правящих кругах возникла идея: разрушить крестьянскую общину и утвердить в обществе частную собственность на землю. Проведение земельной реформы было поручено председателю Комитета министров и министру внутренних дел П.А. Столыпину.
П.А. Столыпин после окончания Петербургского университета с 1899 г. по 1903 г. исполнял обязанности ковенского предводителя местного дворянства (Ковно - ныне г. Каунас в Литве). Эти края он хорошо знал с детства: здесь было имение его родителей. П.А. Столыпин неоднократно бывал в соседней Восточной Пруссии. Он внимательно изучал хуторское фермерское хозяйство литовских и немецких крестьян и пришёл к убеждению, что эта форма ведения крестьянского хозяйства наиболее рациональна и прогрессивна и подходит для российских просторов.
Таким образом, при проведении аграрной реформы в России П.А. Столыпин решил сделать ставку на создание фермерских крестьянских хозяйств с сохранением помещичьего землевладения. Правительство П.А. Столыпина разработало реформу крестьянского земельного владения, которая получила название "столыпинская аграрная реформа".
Суть реформы состояла в том, чтобы принудить крестьян к выходу из общины с наделом. П.А. Столыпин считал, что община держится, благодаря зажиточным крестьянам. Ставку нужно делать не на "убогих и пьяных, а на крепких и сильных". Нужно дать возможность зажиточным крестьянам выйти из общины. Они станут "маленькими помещиками". Это подорвёт общину изнутри. В стране возникнет новый слой собственников. Они станут опорой власти. Остальные крестьяне разорятся. Часть из них станет батраками у фермеров, другую часть поглотит бурно развивающаяся российская промышленность.
Проведение земельной реформы началось в 1906 г. 9 ноября 1906 г. царь издал указ, который разрешал крестьянам выход из общины с наделом земли. 14 июня 1910 г. был издан закон, по которому выход обязательным из общины стал обязательным.
Основные направления аграрной столыпинской реформы:
разрушение общины;
создание Крестьянского банка;
переселение крестьян в Сибирь и Казахстан.
Разрушение общины. 9 ноября 1906 г. Николай II издал указ " О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования" (имелись в виду статьи "Положений" 19 февраля 1961 г.). Указ устанавливал право выхода из общины крестьян в любое время и получения земельного владения в личную (частную) собственность. Разрозненные земельные полосы по просьбе хозяина могли быть соединены в одно место. В таком случае получался отруб, а если к отрубу присоединялась жилые и хозяйственные постройки, он превращался в хутор. При этом требовалось согласие 2/3 участников схода. Если в течение 30 дней сход не мог принять решения, то выделение земли крестьянину производилось без согласия схода. Проведение земельной реформы на местах возлагалось на земское начальство. В это время в России насчитывалось 12, 8 млн. крестьянских дворов.
Из них у 2,8 млн. дворов земля была закреплена в личной собственности по реформе 1861 г. К 1906 г. смогли расплатиться с выкупными платежами и выйти из общины после реформы 1861 г. 0,8 млн. крестьянских дворов. Предполагалось, что, согласно указу 9 ноября 1906 г., 9,2 млн. крестьянских дворов выйдут из общины и закрепят общинную землю в личную собственность. П.А. Столыпин предполагал, что на проведение аграрной реформы потребуется 20 лет. Он говорил: "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешнюю Россию". За это время он предполагал провести реформы в области суда, местного управления, народного просвещении, национальном вопросе.
Указ 9 ноября 1906 г. был отвергнут II Государственной думой. С некоторыми дополнениями и изменениями он был одобрен III Государственной думой и после подписания его царём 14 июня 1910 г. обрёл силу закона.
За 1907 - 1914 гг. из общины вышло примерно 2,5 млн. крестьянских дворов или ? часть. В 1915 г. выход из общины прекратился. Проведение реформы принесло неожиданные результаты. Оказалось, что первыми из общины устремились бедняки. Богатые крестьяне выходить из общины не спешили. Русская община оказалась более жизнестойкой, чем полагало правительство.
Деятельность Крестьянского банка - следующее направление аграрной реформы. Крестьянский банк был создан в 1882 г. для облегчения проведения земельной реформы. Он скупал казённые земли, удельные и помещичьи земли, а затем перепродавал их крестьянам. Крестьянский банк покупал землю в среднем по 54 руб. за десятину, а продавал по 150 руб.
Переселенческая политика. В результате разрушения общины должна была появиться деревенская беднота. Её проблемы П.А. Столыпин намеревался решить с помощью переселения в Сибирь и Казахстан. Переселение должно было, с одной стороны, снять социальную напряжённость в малоземельных центральных районах страны, с другой стороны, способствовать освоению малонаселённых пространств в государстве.
Было создано специальное Переселенческое управление, которое занималось проблемами переселения. Для переселенцев были установлены многочисленные льготы: прощение всех недоимок, низкие цены на железнодорожные билеты, освобождение от налогов на 5 лет, беспроцентные ссуды от 100 до 400 руб. на крестьянский двор. В пути переселенцам должны были оказывать продовольственную и медицинскую помощь.
За 10 лет в Сибирь переселилось около 3 млн. чел. За это время посевные площади в Сибири увеличились в 2 раза. Сибирь стала поставлять на внутренний и внешний рынок зерно, сливочное масло. Но не все переселенцы смогли прижиться на новом месте. Суровые сибирские условия требовали от переселенцев буквально напряжения всех сил, чего значительная часть никак не ожидала. С 1907 по 1914 гг. официально зарегистрировано свыше 1 млн. семей "обратников". Назад они вернулись нищими и обозлёнными. Противники П.А. Столыпина заговорили о провале реформы. В обществе росло недоверие к нему и его реформам. 1 сентября 1911 г. в г. Киеве П.А. Столыпин был убит студентом Д. Богровым.
Что дала реформа экономике России? Площади посевов выросли за годы реформы на 10,5 млн. дес. (на 14%). Усилилась распашка целины в Сибири и Казахстане. Производство в 1911 - 1915 гг. по сравнению с 1901 - 1905 гг. выросло: пшеницы на 12%, ржи - на 7,4, овса - на 6,6%; ячменя - 33,7%. Главное, не произошло заметного улучшения техники земледелия и усугубилась общая беда русской деревни - нехватка скота. В целом прирост сельскохозяйственной продукции в результате реформы П.А. Столыпина упал. В 1901 - 1905 гг. он составил 2,4% в год, а в 1909 - 1913 гг. - 1,4%. Прирост продовольствия стал ниже прироста населения. Сохранение этой тенденции могло привести к массовому голоду.
Столыпинская реформа была крупным шагом на пути буржуазных преобразований в деревне, она способствовала росту использования машин, удобрений, увеличению товарности сельского хозяйства. В европейской части страны было создано около 200 тыс. хуторов и 1,3 млн. отрубов на надельных землях.
Всё же очевидно, что идея П.А. Столыпина - ставка на фермера с сохранением помещичьего землевладения - оказалась неудачной. По его замыслу, капитализация сельского хозяйства должна была соединиться с капитализацией промышленности. Но российские реалии были другими. Промышленность не соединялась с сельским хозяйством в одно народное хозяйство. Промышленность не обеспечила село машинами и удобрениями и не смогла вобрать из деревни рабочую силу. Столыпинская аграрная реформа не смогла разбить этот порочный круг. Крестьяне озлобились и на правительство, и на помещиков.
Хуторская система прижилась лишь в белорусском, литовском регионах и северо-западных губерниях России (Псковской, Смоленской). Ландшафт этих мест способствовал расселению по хуторам. На Северном Кавказе, в Степном Заволжье, Северном Причерноморье хуторскому хозяйству мешали трудности с водой. Из хуторских хозяйств только 60% были зажиточными, остальные слабыми и нежизнеспособными. Кроме того, появление зажиточных фермеров вызвало ненависть со стороны крестьян - общинников. Это выразилось в порче скота, поджогах построек, избиениях хуторян.
Понятие личной, частной собственности на землю оказалось чуждым большей части русского крестьянства. До сих пор в научной литературе нет однозначного мнения по поводу того, была ли успешной аграрная реформа П.А. Столыпина.
Список литературы
История России с начала XVIII до конца XIX века (Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; Отв. Ред. А.Н. Сахаров.- М.,1997;
Фёдоров В.А. история России.1861-1917: Учеб.для вузов.- М., 2000.
Боханов А.Н. Император Николай II. - М., 1998.
Политическая история России в партиях и лицах /Сост. : В.В. Шелохаев, А.Н. Боханов, Н.Г. Думова, Н.Д. Ерофеев и др. - М., 1993.
"Государственная дума в России". Сб. документов и материалов. М., 1957.
А.Я. Аврех. Столыпин и Третья дума. М., 1968.
Столыпин. Жизнь и смерть (1862-1911): Сборник /Сост. Г. Сидоровнин. - 2-е изд., испр. и доп. - Саратов, 1997.
Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. Полн. собр. соч. В Государственной думе и Государственном совете в 1906-1911 гг. - М., 1991.
Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 1991.
Ковальченко И.Д. Столыпинская аграрная реформа /мифы и реальность/ Отечественная история, 1991, №2.
Столыпин. Жизнь и смерть /1862-1911/:Сборник /Сост. Г.Сидоровнин - Саратов,1997.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |