Организация и деятельность киевской городской полиции к середине ХІХ века
В первой половине Х1Х века развитие капиталистического уклада хозяйства приводит к кризису феодального строя в Российской империи. Существующие в стране крепостнические производственные отношения вступили в противоречие с развивающимися капиталистическими производственными силами, стали тормозящим фактором на пути прогресса. Отражением данного противоречия в общественно–политической жизни государства явилось еще большее обострение классовой борьбы. Росло число крестьянских выступлений, волнения охватывали армию и рабочие массы.
В империи возникла безотлагательная необходимость приведения реформы всей системы управления государством в соответствие с изменившимися социально–экономическими условиями страны, а также внешними обстоятельствами, особенно войнами.
Комплекс назревших социально-экономических, ряда других внутри – и внешне государственных проблем нашел выход в первые десятилетия ХІХ века в Российской империи в существенных изменениях в организации государственного аппарата. Созданная в данный период времени система высших и центральных государственных органов просуществовала с незначительными изменениями до 1906 г., когда была учреждена Государственная Дума, преобразован Государственный Совет и приняты "Основные законы Российской Империи", ставшие по существу первой Конституцией России.
Данные эволюционные события в полной мере отражались навсех аспектах жизни одного из самых крупных городов Российской империи – Киеве, который с начала Х1Х в. являлся административным центром Киевской губернии, а с 1832 г. –большинства территории Правобережной Украины. Ходом своего преобразования он оказывал значительное влияние на экономическое и политическое развитие этого края. Несмотря на господство феодально-крепостнического строя, в экономику города все больше и больше проникали элементы капиталистических производственных отношений.
В первой четверти ХІХ века в промышленности города преобладали казенные мануфактуры, на которых господствовал принудительный труд различных категорий населения. К таким промышленным предприятиям относился прежде всего "Арсенал", на котором было занято 720 рабочих, в основном солдат, отбывающих здесь рекрутскую повинность, помещичьих крестьян, "отданных в работы", кантонистов (воспитанников военно-сиротских приютов), а также небольшого числа мещан-ремесленников.
Всего в городе насчитывалось 73 промышленных предприятия, на которых по неполным данным в 40-х годах ХІХ века было занято около 7 тысяч человек. Экономика города укреплялась и расширялась возрастающими темпами. Накануне реформы 1861 года объем выпускаемой предприятиями Киева продукции исчислялся в 2,3 млн. рублей.
Газета "Киевские губернские ведомости" в 1856 г., исходя из реальных фактов экономического преобразования города обоснованно утверждала: "Киев можно назвать одним из промышленных городов России".
В экономическом образе Киева первой половины ХІХ века происходили качественные изменения. Городская промышленность делала первые шаги по пути технической революции, обустройства и цивилизации городской жизни. Накануне реформы в Киеве насчитывалось 1057 магазинов и лавок, 24 харчевни, 21 колбасная, 29 винных погребов, семь кондитерских, один ресторан, три гостинных двора для приезжих. Продолжали функционировать семь базаров: Печерский, Крещатицкий, Галицкий, Житний, Лукьяновский, Львовский, Лыбедской.
Все более значительное место в экономике Киева занимала ярмарочная торговля, посредством которой осуществлялась связь города с другими крупными промышленными и сельскохозяйственными центрами и районами страны. Ежегодно в Киеве собиралось шесть ярмарок. Самой крупной была Контрактовая, проходившая с 15 февраля по 1 января в торговой части города - на Подоле. Здесь наряду с продажей промышленных и сельскохозяйственных товаров заключались различного характера договоры между предпринимателями и помещиками, предоставлялись кредиты, оплачивались долги и прочее.
Все это, соответственно, способствовало увеличению численности населения Киева. Если в начале века здесь проживало немногим более 22 000 человек, то в 1856 г. – 62 500 человек или почти в три раза больше. К этому времени Киев входил в группу наиболее крупных городов, занимая шестое место в Российской империи.
Значительную дополнительную часть населения города составляли его временные жители, прибывавшие сюда в поисках заработка и по ряду других причин. Только по паспортам и билетам в Киеве в 1845 году насчитывалось семь тысяч временных жителей, нанимавшихся преимущественно в качестве прислуги и поденщиков. Кроме того, в Киев ежегодно прибывало 50-80 тыс. богомольцев. В летних лагерях находилось около 30 тыс. военнослужащих. Увеличивалось население города и во время проведения ярмарок.
К 1861 г в Киеве зафиксировано уже 70 050 постоянных жителей. В том числе: 19 962 мещан, 9 433 цеховых ремесленника, 1 388 купцов, 412 работных людей, свыше 6 тыс. крестьян различных категорий, 7 477 дворян и прочие. [25, С. 126 ]
В 1802 году царское правительство специальной грамотой подтвердило право Киева на самоуправление, которое было предоставлено городу по магдебургскому праву между 1494 и 1497 гг. В связи с этим горожане получили подтверждение на ряд льгот. В частности они освобождались от военной службы, формируя для охраны города из своей среды лишь пешую и конную милицию, так называемую "золотую корогву", пользовались правом беспошлинной торговли, винокурения и продажи спиртных напитков. Однако уже в 1834 году право на самоуправление было отменено. В царском указе о его отмене отмечалось, что "сей порядок не соответствует существенным выгодам города и права, некогда ему данные,…. или сами собой прекратились или обратились во вред и отягощение целому составу городского общества". На Киев было распространено действие екатерининского городового положения 1785 г., уже утвердившегося во всех городах России.
Магистрат сменила Городская дума. Возглавлял ее голова, избиравшийся на три года. Однако деятельность Думы всецело зависела от царских органов управления – губернатора, полицейских чинов, различных комиссий. Поэтому большую часть доходов, поступавших в городскую казну, Дума расходовала на содержание полиции, пожарной команды, присутственных мест, городских строений и т.д.
До середины ХІХ века застройка города проходила медленно. В 1817 году здесь насчитывалось 49 улиц, свыше 100 переулков. В городе было 3 919 деревянных домов, 49 частных каменных домов, половина которых находилась на Подоле, 60 городских общественных зданий. Территория города занимала в это время примерно около 5 тыс. десятин.
Многие лица, посещавшие в то время Киев, восхищались величием и красотой городских окрестностей. Вместе с тем они отмечали, что "внутренность Киева" разочаровала их. Один из приезжих так передавал свои впечатления: "Множество изб ветхих, полуразваленных на Крещатике, Печерске и старом Киеве… Если отнять от него великолепные соборы, монастыри, здания крепости, присутственные места, гимназии и десятка два частных домов, то Киев сделается ничтожным городом. Один только Подол заслуживает названия очень порядочного города. Мог ли я думать, чтоб этот многолюдный город, посещаемый жителями почти всей России, стоящий на такой богатой судоходной реке, существующий почти 15 веков, бывший долгое время столицей великих князей, так мало двинулся во внутреннем благоустройстве".
В процессе дальнейшей застройки Киева постепенно слились воедино три его основные части, некогда разделенные глубокими оврагами: Нижняя (Подол), Верхняя (Печерск) и Старокиевская.
Охрана общественного порядка и борьба с преступностью в Киеве возлагалась на киевскую городскую полицию. На протяжении 21 года она существовала на основании штата, утвержденного 27 октября 1854 года. г По структуре полиции город разделялся на шесть частей (участков) и 22 квартала. Во главе киевской городской полиции был старший полицмейстер и его помощник – младший полицмейстер. Канцелярия состояла из 17 человек, а весь личный состав городской полиции составлял 312 человек. Данных сил было явно недостаточно для обеспечения надлежащего правопорядка на обслуживаемой территории и деятельность полиции признавалась несоответствующей требованиям, выдвигаемым временем.
Так, в результате ревизии киевской городской полиции проведенной в октябре 1857 года Г.Сельвестровичем, было выявлено, что ее делопроизводство находится в беспорядке и крайне запущенном состоянии. По утверждению проверяющего губернское начальство неоднократно привлекало виновных к ответственности. Однако каждая новая ревизия констатировала неудовлетворительное положение дел. Несмотря на увеличение в 1854 году штата киевской городской полиции делопроизводство здесь не только не было исправлено, а находится еще в большем беспорядке. Отмечалось, что оно запущено до такой степени, что личный состав собственными силами исправить создавшееся положение не в состоянии. Поэтому ревизией было внесено предложение образовать два дополнительных (временных) стола для гражданских и уголовных дел. При помощи их было необходимо систематизировать все дела, начавшиеся до 1 января 1857 года, и сдать их по окончанию в архив. В отчете о данной ревизии также отмечалось, что при разборке архива полиции по 1844 году было обнаружено 1200 неоконченных и неправильно сданных в архив дел.
Для создания вышеуказанных столов предлагалось откомандировать в полицию 10-12 чиновников губернского правления канцелярии начальника губернии. Заведование данными столами рекомендовалось возложить на секретаря и приставов гражданских и уголовных дел под общим надзором младшего полицмейстера. На содержание этих двух столов выделялось 2 тыс. рублей в год с содержанием столоначальников по 180 рублей в год.
Однако принимаемые временные меры не достигли предполагаемого результата. В отчете киевского губернатора о деятельности городской полиции за 1859 год сообщалось, что недостаточность средств, отпускаемых полиции, при постоянно увеличивающемся населении города затрудняет правильное исполнение их обязанностей. Поэтому, по его мнению, состояние охраны общественного порядка и борьбы с преступностью неудовлетворительное, несмотря на активную деятельность полицейских чинов. Губернатором также отмечалось, что в течение года были допущены случаи нарушения порядка несения службы со стороны некоторых полицейских чинов, за что они, в свою очередь, были привлечены к ответственности.
Делопроизводство киевской полиции, запущенное с давнего времени, постепенно приводилось в порядок, как это доказывает количество завершенных дел. Кроме того, по случаю обнаружения беспорядков в делах Старо-Киевской части полиции для исправления этих упущений было командировано пять чиновников из штата губернской канцелярии.
В письме киевского губернатора Министерству внутренних дел от 22 августа 1860 года за № 6175 отмечалось, что в условиях развития капиталистических отношений Киев стал одним из "дорогих" городов России. И дороговизна всех жизненных потребностей в первую очередь сказывается на крайне низких окладах чинов киевской городской полиции. Поэтому их материальное положение требует безотлагательного улучшения, так как неудовлетворительный уровень жалованья заставляет полицейских изыскивать противозаконные источники для содержания себя и своих семей. Губернатор констатировал, что, при таком финансировании киевской городской полиции трудно требовать от нее четкой службы и правильного ведения дел.
Одновременно в г. Киеве осуществлялись мероприятия по нормализации деятельности полиции, усилению ее влияния на состояние правопорядка, укрепление взаимодействия с населением и др. Киевским старшим полицмейстером полковником Ивенсеном было издано оповещение домовладельцам г. Киева, в котором для усиления надзора за общественным спокойствием и безопасностью в городе предписывалось паспорта и другие документы прибывающих в город и выбывающих лиц своевременно представлять в полицию. В городе Киеве были утверждены новые должности помощников приставов и старших городовых унтер-офицеров. Их главная обязанность состояла в сборе точных сведений обо всех приезжающих и уезжающих из города. Поэтому полковник Ивенсен просил всех домовладельцев предъявлять указанным чинам полиции имеющиеся в домах подворные книги и исполнять все их законные требования.
Специально для старших городовых унтер-офицеров киевской городской полиции была разработана Инструкция, в которой определялись их основные права и обязанности, требования к подбираемым на эти должности кандидатам, расстановка их по участкам города. Так, 16 введенных должностей унтер-офицеров распределялись по городу в зависимости от размеров полицейских частей : по одному в Печерской и Плоской части, два - в Дворцовой, три - в Подольской, четыре - в Старокиевской, пять - в Лыбедской.
В соответствии с данной Инструкцией старшие городовые унтер-офицеры назначались на службу и увольнялись старшим полицмейстером. При вступлении в должность они обязаны были принять присягу. Содержание им назначалось 150 рублей в год с условием, что обмундирование они приобретают за свой счет. Одним из основных условий принятия на эти должности было наличие грамотности кандидатов. Старшие городовые унтер-офицеры обязаны были осуществлять надзор за процессом учета прибывающих и выбывающих из города лиц. Им вменялось производить ежедневный обход домов на своих участках, контролировать правильность ведения подворных книг, наличие у проживающих паспортов, разрешать поступающие жалобы и прочее. На них же возлагался надзор за исполнением на их участках обязанностей низшими чинами полиции, о чем докладывать частному приставу.
Продолжала нарастать нагрузка на все подразделения и службы киевской городской полиции. Так, в 1855 году по всем столам было зарегистрировано 41 680 входящих и 62 919 исходящих документов, а в 1860 году, соответственно, – 91 726 и 90 000. Таким образом, за пять лет количество входящих документов увеличилось на 50 046 или в 2,3 раза, а исходящих на 27 081 (+ 43 %). В то же время штат личного состава продолжал оставаться без изменений, что, естественно, отражалось на качестве выполняемых заданий.
При киевской городской полиции существовало два стола : уголовных дел и гражданских, которые, в свою очередь, делились на отделы. Так, стол уголовных дел делился на арестантский и следственный, а гражданских - на исполнительный, розыскной, векселей и военных дел. Киевским младшим полицмейстером была проведена ревизия по делопроизводству частей и отдельных кварталов полиции, в ходе которой было выявлено, что накопление дел в канцеляриях происходит не только от недостатка сотрудников, а и от их не исполнительности. Поэтому им предписывалось рассмотреть все незаконченные дела в назначенный срок, а в случае невыполнения – виновных уволить.
Необратимый процесс развития капитализма и урбанизации в Киеве способствовал увеличению миграция населения, что, в свою очередь, создавало условия для роста и распространения преступности. Разрабатывая мероприятия своевременного реагирования на осложнение оперативной обстановки и адекватного противодействия росту преступности, Киевским губернским правлением на протяжении ряда лет неоднократно вносились в МВД конкретные предложения по усовершенствованию штанной численности и реорганизации структуры киевской городской полиции. Однако по ряду объективных причин предположения оставались нереализованными. Так, составленный 5 декабря 1862 года проект штата киевской городской полиции с предполагаемой численностью 205 человек и содержанием 85 285 рублей в год (в отличие от 32 702 рублей 76 коп. по штату 1854 года) был отклонен в связи с отсутствием денег в казне.
Через три месяца, 9 марта 1863 года, приняв во внимание местные особенности, Киевским губернским правлением был предложен новый проект штата киевской городской полиции общим количеством – 375 человек с годовым содержанием 69 707 рублей. Однако, как и предыдущий, он также был отклонен.
Настойчиво добиваясь реорганизации киевской городской полиции, губернское правление 15 апреля 1863 года в очередной раз предложило на рассмотрение МВД проект штата, предусматривавшего состав - 371 человек с годовым содержанием 66 389 рублей 40 коп. Департамент полиции 13 мая 1863 года за № 862 дал ответ о невозможности в данный момент реализовать данное предложение в связи с отсутствием финансов в казне и предложил оставить штат без изменений.
Более того, в порядке реагирования на инициативные предложения киевских властей об увеличении штатов городской полиции руководство МВД порой принимало решения и выдавало абсурдные рекомендации - предложенную штатную численность полицейского управления и его финансирование сократить.
Хроническим недостатком киевской городской полиции являлся крайне низкий уровень качественного состава кадров. При отсутствии необходимых учебных заведений по подготовке полицейских соответствующих специализаций вакантные штатные должности комплектовались в большинстве случаев отставными военными. В ноябре 1864 года киевский полицмейстер докладывал генерал-губернатору, что полицейская команда в городе по действующему штату состоит из 35 унтер-офицеров и 196 рядовых. Профессиональный уровень данного ее состав оказывается далеко недостаточным. По существующему порядку комплектования в нее поступают нижние чины из второго разряда, в основном немолодые, хронически больные грыжей, завалами, растяжениями мышц, удушьем и т. д. Они совершенно не отвечают условиям полицейской службы. Полицмейстер вносил предложение о прибавлении к нынешнему составу киевской полицейской команды 93 человек нижних чинов, а также о замене 60 человек, подлежащих немедленному увольнению.
В конце ноября того же года Министерство внутренних дел, мотивируя отсутствием кадров, отклонило предложения киевского полицмейстера и выделило всего 14 человек для прохождения службы в полиции. Однако из присланных 14 кандидатов было отобрано всего шесть, и то не вполне соответствующих требованиям полицейской службы, а остальные восемь по состоянию здоровья были возвращены губернскому начальству.
Губернское руководство в течение нескольких лет продолжало неоднократно обращаться по данному вопросу в Министерство внутренних дел. В августе 1866 года Департамент полиции дал Киевскому, Волынскому, Подольскому генерал-губернатору ответ, что об улучшении состава полицейских чинов "нравственно благонадежных и совершенно здоровых" неоднократно поступали в министерство ходатайства из разных губерний. Но их удовлетворение постоянно встречает затруднение со стороны Военного Министерства, которое не находит возможности выделять для полицейской службы нижних чинов с вышеуказанными качествами. Поэтому этот вопрос по необходимости должен быть отложен.
Таким образом, штатная численность и качественный состав кадров киевской городской полиции длительное время оставались без изменений, несмотря на постоянные прошения руководства о ее увеличении. Нерешенным оставался и вопрос повышения должностных окладов полицейским. Не изменились также и принципы организации, функции, компетенция полиции, определенные еще в Уставе благочиния. Министерство внутренних дел мотивировало непринятие решений по реорганизации полиции отсутствием в казне необходимых средств. Пересмотр полицейских штатов, периодически проходивший в городе, заканчивался утверждением численности полицейских чиновников, установленной ранее.
Основными причинами ненадлежащего реагирования Министерства внутренних дел на мотивированные просьбы губернского руководства об увеличении штатов и размеров денежного содержания чинов киевской городской полиции были, помимо реального дефицита государственного бюджета, также бюрократизм и отсутствие персональной ответственности сотрудников аппарата МВД за положение дел на местах. В Министерстве внутренних дел не осуществлялось своевременное оперативное слежение за стремительным увеличением территории городов империи и ростом количества их населения: по г. Киеву расчет штатов полиции производился в течении многих десятилетий на основании безнадежно устаревших показателей начала века.
ЛИТЕРАТУРА
киевский городской полиция
1. Отчет о деятельности сыскного отделения Киевской городской полиции за 1905 г. Указан личный состав сыскного отделения // ЦГИА Украины. Ф. 442, Оп. 855, Д. 530.
2. 119. Свод законов Российской империи, 2-е изд. Под редакцией А.А. Добровольского, СПб, 1913, Т 2.
3. 120. Свод законов Российской империи, 2-е изд. Под редакцией А.А. Добровольского, СПб, т.16, ч. 1.
4. 121. Свод законов Российской империи, 2-е изд. Под редакцией А.А. Добровольского, СПб, т.14.
5. 122.Свод законов Российской империи, 2-е изд. Под редакцией А.А. Добровольского, СПб, т.8, ч. 2 .
6. 123.Судебные уставы за пятьдесят лет. Т. 1. Пг., 1914.
7. 124.Подробно о розыске см. Чельцов-Бебутов М.А. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах. М., 1957.
8. 125.Дело (Инструкция чинам киевской сыскной полиции) // ЦГИА Украины. Ф. 442, Оп. 635, Д. 668.
9. 126. Мулукаев Р.С. Истороия органов внутренних дел дореволюционной России. -М.: Академия МВД СССР, 1984.- 75 с.
10. 127.Торвальд Ю. Век криминалистики / Книга об истории разоблачений. – Ростов-на –Дону, 1996.- 509 с.
11. 128.Рассейкин Д.П. Очерки истории уголовной регистрации. – Саратов, 1976.- 152 с.
12. 129.Отчет о деятельности сыскного отделения Киевской городской полиции за 1902, 1903 и 1904 гг.
13. 130. Чисніков В.М. Криміналістика України в ХІХ – поч. ХХ ст. // Криміналістика.(під ред. Біленчук П.Д., Дубовий О.П.) Підручник. Київ: Атіка, 1998. – 375 с.
14. 131.Шинджикашвили Д.И. О структуре и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел царской России в период империализма // Вопросы истории и философии / Научные труды. Выпуск 4. – Омск, 1970.
15. 132.Полицейская сторожевая собака. С.-Петербург. Типография МВД –1908.
16. 133.В. Чисников. Киевское сыскное отделение не уступало "… по своему благоустройству ни одному из правильно организованных в России сыскных полиций" // Киев, Владимирская,15 - 1997, серпень, № 14-15.
17. 134.Вестник полиции, 1909. - № 13.
18. 135.Инструкция чинам сыскных отделений. СПб., 1910.
19. Организация и деятельность уголовного сыска в дореволюционной России. (конец ХТХ - начало ХХ вв.) - М., 1984.
20. Весник полиции, 1916. - № 21.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | The Crucible And Abigail Essay Research Paper |
Реферат | Функции права |
Реферат | Ценообразование в ГК и ТФ |
Реферат | Цивiльное право |
Реферат | управление Москвой в 1991г |
Реферат | Шпаргалка в госам по теории государства и права |
Реферат | Центральный Банк РФ |
Реферат | Чистая монополия и монополическая власть |
Реферат | Шляхи формування правової держави в Україні |
Реферат | Шпаргалка по международному частному праву |
Реферат | Шпаргалка Коммерческое право |
Реферат | Шпаргалка по праву |
Реферат | Шпаргалка по праву (Пермь) |
Реферат | Шпаргалка по трудовому праву |
Реферат | Человек, его права и свободы |